ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения учебной дисциплины «Экономка предприятия» является формирование компетенций, направленных на выработку практических навыков студентов в области организации и реализации хозяйственной деятельности предприятия как основного звена экономики.
Задачи дисциплины:
· Познакомить студентов с основными организационными формами российских предприятий;
· Выявить механизм функционирования предприятия;
· Осуществить анализ производственной и хозяйственной деятельности организации различных форм собственности.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Цикл, к которому относится дисциплина:
Профессиональный цикл, вариативная часть.
Курс закладывает фундамент для дальнейшего изучения практически многих экономических дисциплин, использующих принципы функционирования и элементы хозяйственного механизма предприятия. Курс «Экономика предприятия» взаимосвязан с экономической теорией, с общей теорией статистики, планированием на предприятии.
Освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее для изучения маркетинга, предпринимательство, финансы, денежное обращение и кредит, финансовый менеджмент, анализ хозяйственной деятельности, бухгалтерский учет
Для освоения дисциплины «Экономка предприятия» студенты используют знания, полученные при освоении и изучении основ математики, экономической теории.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
2.1. Из курса «Математика»:
Знания:
· основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, аналитической геометрии, дифференциальных уравнений;
· о применении новых математических методов, появляющихся в естественнонаучных дисциплинах, в исследованиях в предметной области.
· методы и средства разработки математического обеспечения технологических систем;
Умения:
· использования методов теории вероятности при анализе социальных, экономических и технологических процессов.
· употребления математической символики для выражения количественных и качественных отношений объектов;
Владения:
· понятиями и методами современной математики и применения их в экономическом анализе
·
2.2. Из курса «Экономическая теория»:
Знания:
· основные термины и категории экономической теории;
· теоретические основы и закономерности функционирования экономики;
· принципы поведения фирм и потребителей на рынках;
· теоретические основы построения макроэкономических моделей,
экономическое обоснование их основных положений и выводов.
Умения:
· самостоятельно выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;
· решать задачи оптимизации положения потребителя и фирмы на рынке;
· анализировать модели макроэкономической политики;
· использовать методы экономического анализа при оценке конкретной ситуации и принятии управленческого решения.
· быть инициативным и профессионально мобильным в условиях возможных изменений на рынке труда.
Владения:
· основными понятиями экономической теории;
· аналитическим аппаратом исследования экономических проблем;
· механизмом принятия оптимальных решений субъектами рыночной
экономики.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
Финансовый менеджмент;
Учет и анализ;
Бизнес-планирование;
Управление человеческими ресурсами.
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты освоения дисциплины определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
В результате освоения данной дисциплины выпускник бакалавриата должен обладать следующими компетенциями:
общекультурные компетенции:
знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1);
способностью занимать активную гражданскую позицию (ОК-3);
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);
владеть методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-15);
профессиональные компетенции:
знанием экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способностью проводить анализ конкурентной среды отрасли (ПК-30);
владеть методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы (ПК-34);
способностью оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения затрат; иметь навыки калькулирования и анализа себестоимости продукции и способностью принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого учета (ПК-41);
способностью проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений (ПК-42);
способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50).
Знать:
· основные составляющие хозяйственной и рыночной среды,
· правовые основы создания, функционирования и банкротства
предприятия в России,
· систему построения организационной структуры,
· методы хозяйственного и бизнес- планирования,
· требования к формированию экономического и финансового
механизма предприятия.
Уметь:
· анализировать предпринимательскую среду, экономические и
финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия;
· применять на практике методы построения планов и стратегий
развития;
· вести бизнес на предприятии,
· добиваться повышения эффективности производственной,
инновационной, инвестиционной, природоохранной, сбытовой и внешнеэкономической деятельности предприятия.
Владеть
· методологией построения планов и стратегий развития предприятия, в
изменяющихся условиях экономики;
· важнейшими методами развития механизмов оптимального
финансового положения и экономического роста предприятия в ведущей отрасли российской экономики.
СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часа, из них: аудиторная - 60 часов; самостоятельная - 68 часа
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Объем дисциплины и виды учебной работы
для профиля «Антикризисное управление»
Вид учебной работы
| Всего зачетных единиц (часов)
| Форма обучения
| Очная
Полный срок
| Очная сокр.
срок
| Заочная
полный срок
| Заочная
сокр. срок
| Общая трудоемкость дисциплины
| 108 (3)
| 108 (3)
| 108 (3)
переат
| 108 (3)
| 108 (3)
(перат)
| Аудиторные занятия
|
|
|
|
|
| лекции
|
|
|
|
|
| практические занятия
|
|
|
|
|
| семинарские занятия
| -
|
|
|
|
| лабораторные работы
| -
|
|
|
|
| другие виды аудиторных занятий
| -
|
|
|
|
| Самостоятельная работа
|
|
|
|
|
| изучение теоретического курса
|
|
|
|
|
| контрольная работа
|
|
|
|
|
| домашние задания
|
|
|
|
|
| подготовка к зачету
|
|
|
|
|
| Вид промежуточного контроля
| Зачет, курс
| Зачет -4 семестр
|
| Зачет -4 сем.
| Зачет -2 сем.
|
Таблица 2
Объем дисциплины и виды учебной работы для профиля «Финансовый менеджмент»
Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий
| Форма обучения
| очная
| заочная
| Полный
срок
| Сокращ.
срок
| Полн.
срок
| Сокр.
срок
| Полн.
срок с
ДОТ
| Сокр.
срок.
с ДОТ
| Общая трудоемкость дисциплины
| 3(108)
| 108 переат.
| 3(108)
| 108 переат.
| 3 (108)
|
перат.
| Аудиторные занятия:
|
|
|
|
|
|
| лекции
|
|
|
|
|
|
| практические занятия
|
|
|
|
|
|
| семинарские занятия
|
|
|
|
|
|
| лабораторные работы
|
|
|
|
|
|
| другие виды аудиторных занятий
|
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа:
|
|
|
|
|
|
| изучение теоретического курса
|
|
|
|
|
|
| контрольная работа
|
|
|
|
|
|
| домашние задания
|
|
|
|
|
|
| подготовка к зачету
|
|
|
|
|
|
| Вид промежуточного контроля
| Зачет-
2 сем.
| Зачет-2 сем.
| Зачет-
7 сем.
|
| Зачет-7сем.
|
|
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 3
№ п/п
| Разделы учебной дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной деятельности и трудоемкость
(в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
| Лекции
| Практические занятия
| СРС
| Консультации
| 1.
| Тема 1.Предмет и метод экономики предприятия
|
| 1-
|
|
|
| еженед
| Собесед. – 1; Участие в практ. занятии – 1.
| 2.
| Тема .2. Предприятие в условиях рыночной экономики
|
|
|
|
|
| еженед
| Собесед. – 2; Участие в практ. занятии – 2.
| 3.
| Тема 3. Производственная и организационная структура предприятия
|
|
|
|
|
| еженед
| Собесед. – 3; Участие в практ. занятии – 3.
| 4.
| Тема 4. Основной капитал (фонды) и производственная мощность предприятия
|
| 4-6
|
|
|
| еженед
| Собесед. – 4; Участие в практ. занятии – 4,5,6.
| 5.
| Тема 5. Оборотные средства предприятия
|
| 7-8
|
|
|
| еженед
| Собесед. – 5; Участие в практ. занятии – 7,8.
| 6.
| Тема 6. Трудовые ресурсы предприятия
|
|
|
|
|
| еженед
| Собесед. – 6; Участие в практ. занятии – 9
| 7.
| Тема 7.Организация, производительность и оплата труда на предприятии
|
| 10-11
|
|
|
| еженед
| Собесед. – 7; Участие в практ. занятии – 10,11.12
| 8.
| Тема 8. Издержки производства и себестоимость продукции. Расходы предприятия
|
| 12-13
|
|
|
| еженед
| Собесед. – 8; Участие в практ. занятии – 13.
| 9.
| Тема 9. Цена и ценообразование
|
| 14-15
|
|
|
| еженед
| Собесед. – 9; Участие в практ. занятии – 14,15.
| 10.
| Тема 10.Доходы предприятия. Налоги и налогообложение
|
|
|
|
|
| еженед
| Собесед. – 10; Участие в практ. занятии – 16.
| 11.
| Тема 11. Оценка эффективности хозяйственной деятельности
|
|
|
|
|
| еженед
| Собесед. – 11; Участие в практ. занятии – 17.
| 12.
| Финансовые ресурсы предприятия
|
|
|
|
|
| еженед
| Собесед. – 12; Участие в практ. занятии – 18.
| 13.
| Качество и конкурентоспособ-
ность продукции предприятия
|
|
|
|
|
| еженед
| Собесед. – 13; Участие в практ. занятии – 19.
| 14.
| Информационная, инновацион-
ная и инвестиционная политика на предприятии
|
|
|
|
|
| еженед
| Собесед. – 14; Участие в практ. занятии – 20.
|
| ИТОГО за семестр
|
|
|
|
|
|
|
|
4.3. Содержание разделов (тем) дисциплин
Тема 1.
Предмет и метод экономики предприятия. Предмет и метод дисциплины "Экономика предприятия". Понятие структура национальной экономики. Предприятие как экономическая категория. Собственность как экономическая категория. Права собственности. Формы собственности. Разгосударствление и приватизация. Предприятие как субъект коммерческого права. Формы организации бизнеса: единоличное владение, партнерство, корпорация.
Тема 2.
Понятие предприятие: общая характеристика, классификация, внутренняя и внешняя среда. Миссия, цели и задачи предприятия. Конкуренция и предприятие. Характерные проблемы современных предприятий, перспективы развития, реформирование, методы и формы государственной поддержки. Роль малых и средних предприятий в развитии экономики. Юридические лица: понятие, основные характеристики, ответственность. Коммерческие и некоммерческие организации. Организационно-правовые формы предприятий. Публичные и непубличные предприятия. Этапы развития предпринимательства. Предпринимательство: понятие, важнейшие черты предпринимателя. Предпринимательская деятельность, виды осуществления, формула предпринимательства.
Тема 3.
Понятие и характеристика организационной (общей) структуры предприятия. Понятия производство и производственная структура. Производственные подразделения и подразделения, обслуживающие работников. Порядок построения рациональной производственной структуры. Типы производственной структуры, достоинства и недостатки. Типы производства: характеристики и их особенности. Производственный процесс, его классификация. Организация производственного процесса: понятие, принципы, оценка уровня и проектирование. Производственный цикл, его структура. Организация обслуживания производства, функции и задачи обслуживания. Факторы, влияющие на производственную структуру и основные пути ее совершенствования. Инфраструктура и экономический потенциал предприятия.
Тема 4.
Основной капитал (фонды) и производственная мощность предприятия Основные производственные и непроизводственные фонды. Основные производственные фонды как техническая база производства, их роль в формировании материальной базы производства. Классификация, состав и структура основных производственных фондов, их активная и пассивная части. Понятие нематериальные активы. Оценка нематериальных активов. Специфика основных фондов предприятий (организаций). Методы учета и оценки основных фондов. Физический и моральный износы, их формы и методы определения. Политика в области воспроизводства основных фондов, формы воспроизводства (капитальное строительство, реконструкция, расширение, техническое перевооружение, замена и модернизация). Амортизация основных фондов, норма амортизации, методы амортизационных начислений. Показатели, характеризующие степень использования основных производственных фондов. Производственная мощность: понятие, виды, факторы, ее определяющие, методика расчета, показатели эффективности использования. Каналы поступления и определение перспективной потребности в основных средствах. Основные направления улучшения использования основных средств.
Тема 5.
Оборотные средства: понятие, состав и структура. Оборотные производственные фонды и фонды обращения. Стадии кругооборота (денежная, производительная, товарная) оборотных средств и проблемы сокращения оборачиваемости. Функции оборотных средств. Стадии кругооборота оборотных средств на протяжении производственного цикла. Эффективное использование оборотных средств. Производственные запасы, система управления запасами материальных ценностей. Незавершенное производство. Собственные и заемные оборотные средства. Нормируемые и ненормируемые оборотные средства. Нормирование оборотных средств. Норма и норматив оборотных средств. Показатели использования оборотных средств. Основные резервы и направления экономии оборотных средств. Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств.
Тема 6.
Трудовые отношения. Трудовые ресурсы, кадры, персонал предприятия. Структура кадров. Персонал предприятия: категории, штатное расписание. Промышленно-производственный персонал и персонал непромышленных организаций. Численность работников: явочная, списочная, среднесписочная. Профессионально-квалификационная характеристика кадров. Тарифно-квалификационные справочники и квалификационные сборники. Профессия, специальность, квалификация. Показатели, характеризующие состояние и движение кадров. Формирование кадрового потенциала. Система управления персоналом: методы и основные направления. Определение потребности в персонале и планирование его численности. Наем, отбор, профессиональная подготовка персонала, увольнение работников. Управление поведением персонала и исполнительской дисциплиной труда. Государственное регулирование трудовых отношений на предприятии.
Тема 7.
Сущность, содержание, задачи и основные направления организации труда. Разделение и кооперация труда на предприятии. Трудовой процесс и его составные части. Организация и обслуживание рабочих мест. Нормирование труда. Производительность труда как важнейший фактор эффективности производства. Уровни производительности труда. Выработка и ее разновидности. Трудоемкость и ее виды. Классификация резервов повышения производительности труда. Соотношение темпов роста производительности труда и заработной платы. Предельная производительность труда. Факторы и резервы роста производительности труда. Определение численности персонала. Мотивация и стимулирование труда. Понятие, функции и принципы организации оплаты труда на предприятии. Минимальный размер оплаты труда. Формы и системы оплаты труда. Сдельная оплата труда: простая сдельная, сдельно-премиальная, косвенно-сдельная, аккордная, сдельно-прогрессивная, индивидуальная и коллективно-подрядная. Повременная оплата труда: простая повременная, повременно-премиальная (почасовая, поденная, понедельная, помесячная). Тарифная система: тарифная ставка, тарифная сетка, тарифный разряд, тарифный коэффициент, единый тарифно-квалификационный справочник. ЕТС. Бестарифная система оплаты труда. Фонд оплаты труда и источники его формирования. Квалификационный уровень, коэффициент трудового участия. Контрактная система. Организационно-экономические принципы построения системы вознаграждения и компенсации.
Тема 8.
Понятия издержки производства и себестоимость продукции. Издержки производства: сущность и классификация. Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории, ее виды и функции. Структура себестоимости и факторы, ее определяющие. Методы определения себестоимости продукции. Классификация затрат на выпуск и реализацию продукции: поэлементная и калькуляционная. Статьи калькуляции и элементы затрат. Понятие и принципы составления смет затрат, система смет. Смета затрат на производство продукции. Планирование себестоимости продукции. Значение и пути снижения себестоимости продукции. Понятие и состав расходов предприятия. Расходы, связанные с производством и реализацией продукции. Внереализационные расходы.
Тема 9.
Понятие ценообразование: структура, виды, функции. Факторы, влияющие на уровень цен. Формирование цены в процессе движения товара. Система цен. Цели ценообразования. Ценовая политика, основные принципы установления цен. Расчет цены нового изделия. Верхняя и нижняя граница цены. Цена и качество. Методы ценообразования. Ценовая дискриминация. Точка безубыточности: понятие, методика расчета показателей, их применение. Государственное регулирование цен.
Тема 10.
Доход предприятия. Доходы от реализации. Внереализационные доходы. Прибыль предприятия. Сущность и функции прибыли. Порядок формирования и основные источники образования прибыли. Виды прибыли. Балансовая прибыль. Чистая прибыль. Факторы, влияющие на прибыль. Методы распределения, направления использования и планирования прибыли. Налогообложение предприятия. Понятие и виды налогов. Федеральные налоги и сборы: НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль. Региональные налоги и сборы: транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций. Местные налоги и сборы: земельный налог. Трансферты и субсидии.
Тема 11.
Понятие эффективность и ее критерии. Структура оценки эффективности работы предприятия. Система показателей эффективности хозяйствования. Система показателей эффективности использования ресурсов. Рентабельность как показатель эффективности деятельности фирмы. Виды и показатели рентабельности. Факторы, влияющие на повышение уровня рентабельности. Показатели деловой активности предприятия. Показатели финансовой устойчивости предприятия. Риски в предпринимательской деятельности. Виды рисков и методы их оценки. Управление рисками предприятия.
Тема 12.
Источники финансовых ресурсов предприятия. Собственные и заемные финансовые средства. Факторинг и лизинг.
Тема 13.
Качество и конкурентоспособность продукции предприятия Качество и конкурентоспособность продукции: сущность, значение, показатели и методы определения. Показатели назначения, надежности, технологичности, безопасности, стандартизации и унификации. Эргономические, эстетические, патентно-правовые, экологические показатели. Система управления качеством на предприятии. Анализ и оценка системы общего руководства качества. Стратегия управления качеством. Государственные и международные стандарты и системы качества. Система стандартизации России. Международные организации и стандарты качества. Стандартизация и сертификация.
Тема 14.
Современные информационные технологии и менеджмент предприятия. Интернет-ресурсы производственной деятельности. Проблемы использования современных технологий в управлении. Научно-техническое развитие предприятия – основа повышения эффективности его деятельности. Сущность научно-технического прогресса (НТП): основные направления и его социально-экономическая эффективность. Понятие, классификация, структура и значение инвестиций и капитальных вложений. Инвестиционная политика и планирование инвестиций. Подготовка инвестиционных решений по капиталовложениям. Методы экономического обоснования и финансирование капитальных вложений. Экономическая эффективность инвестиционных проектов и капитальных вложений. Проблемы, направления и пути повышения эффективности капитальных вложений. Инновационная политика как основа экономического роста. Сущность и основные понятия инноватики и инноваций. Управление, планирование и организация инновационной деятельности на предприятии.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В процессе изучении дисциплины «Экономика предприятия» используются активные технологии: лекции, практические занятия, тематические дискуссии, деловые игры, тесты.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Текущий контроль сформированности компетенций проводится в виде контроля успеваемости, проверки самостоятельно решенных студентами задачи заданий, тестирования, а также самостоятельно подготовленных студентами домашних заданий.
Промежуточный контроль проводится в виде тестирования.
Итоговый контроль проводится в виде экзамена
6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям
Занятие 1.
Вопросы по теме:
1. Что является основным звеном развития экономики и почему?
2. Какие проблемы приходится решать каждому предпринимателю, начинающему свою деятельность?
3. Что служит важным средством контроля в рыночной системе? В чем проявляется положительное влияние конкуренции производителей?
4. Назовите основные элементы процесса предпринимательства. Раскройте их содержание.
5. Каково место экономики в системе права?
6. Какие существуют формы ответственности предпринимателей за нарушение ими законодательства?
7. Какие правонарушения относятся к налоговым?
8. В чем заключается материальная ответственность? Каковы особенности ответственности работодателя?
9. Какие санкции могут применяться в рамках экономической ответственности предпринимателей перед государством?
Задание:
Подготовить доклад на тему «Экономическое и социальное значение предпринимательства для общества»
Занятие 2.
Вопросы по теме:
1. В чем проявляется взаимодействие предпринимательского предприятия с внешней и внутренней средой?
2. Что составляет внутреннюю среду предпринимательского предприятия?
3. Что включает в себя внешняя среда предпринимательского предприятия?
4. Почему мы отдельно рассматриваем часть внешней среды предпринимательского предприятия – деловую среду?
5. Что включает в себя деловая среда предприятия? Назовите основные характерные черты предпринимательства.
6. Дайте определение предпринимательства.
7. Назовите виды предпринимательской деятельности и их особенности.
8. Какие предприятия относятся к коммерческим?
9. Какая организация считается юридическим лицом?
10. Назовите организационно-правовые формы предприятий.
11. Назовите действующие в России объединения предприятий.
Задание:
Из Трудового Кодекса Рф рассмотреть статьи, относящиеся к организационно-правовым формам собственности
Занятие 3.
Вопросы по теме:
1. Что понимается под производственной структурой?
2. Назовите основные элементы производственной структуры.
3. Назовите принципы построения производственной структуры.
4. Какие компоненты включает производственный процесс?
5. Что такое производственный и технологический цикл?
6. Назовите принципы организации производственного процесса.
7. Что такое организационная структура предприятия?
8. Назовите основные типы организационных структур, характерных
для российских предприятий, и их особенности.
9. Назовите основные принципы построения организационных структур управления
Задание:
Для перечисленных предприятий определить организационную структуру управления.
Занятие 4.
Вопросы по теме:
1. Каково экономическое содержание основного капитала (основных фондов)?
2. Какие элементы основного капитала относятся к активной и пассивной их части?
3. Назовите виды оценок основного капитала?
4. В чем отличие физического износа фондов от морального?
Задание:
1. Определите первоначальную и остаточную стоимость ОПФ, если:
Стоимость основных производственных фондов на начало года составила 15 млн руб. В течение года было введено ОПФ на сумму 5,4 млн руб., списано с баланса предприятия ОПФ на 2,7 млн руб.
2. Определите коэффициенты, характеризующие структуру основных производственных фондов, если:
Цена приобретения оборудования 10 тыс. руб. Затраты на транспортировку — 1 тыс. руб., затраты на монтаж — 0,5 тыс. руб. Норма амортизации = 12 %. С начала эксплуатации прошло 6 лет.
Занятие 5.
Вопросы по теме:
1. Каковы сущность и назначение амортизации?
2. Назовите способы амортизации основного капитала
3. Какими показателями определяется эффективность использования
основного капитала
4. Как повысить степень использования основного капитала
предприятия?
5. Что включается в состав нематериальных активов?
6. Назовите формы нематериальных активов.
Задание:
1. Определить:
1) годовую норму амортизационных отчислений;
2) общую норму амортизационных отчислений.
Полная первоначальная стоимость экскаваторов ЕО-6112 составляет 16 млн.руб. Ожидаемый срок его эксплуатации 9 лет. Через каждые 2 года машины нуждаются в кап. ремонте стоимостью 0,8 млн.руб. Затраты на модернизацию составляют 93 тыс.руб. Остаточная стоимость машины по цене лома ожидаются в размере 3 %.
Занятие 6.
Вопросы по теме:
1. Что такое производственная мощность предприятия?
2. Перечислите методы определения производственной мощности
Предприятия.
3. Назовите основные показатели измерения производственной мощности предприятия
Задание:
1. Рассчитать производственную мощность предприятия, если на 01.01. 2014 в наличии имелось 20 станков, в апреле приобретено 5 станков, производительность которых на 5% выше, чем действующих. Производительность действующих станков составляет 300 штук изделий за смену. Режим работы предприятия – 1 смена. Число рабочих дней – 256
2. В цехе предприятия имеется 3 группы станков: станки шлифовальные – 5 ед., строгальные – 1 ед., револьверные – 12 ед. Норма времени на обработку единицы изделия в каждой группе станков соответственно: 0,5 часа, 1,1 часа и 1,5 часа. Определить производственную мощность предприятия, если режим работы – 1 смена, продолжительность смены – 8 часов, регламентированные простои оборудования – 7% режимного фонда времени, число рабочих дней в году – 256
3.Определить производственную мощность сборочного цеха, если его площадь составляет 400 м2, из них 15 относится к вспомогательной. Площадь, занимаемая изделием на полу, составляет 3 м2. Дополнительная площадь для организации рабочего места сборщика составляет 20 % от площади изделия. Трудоемкость сборки одного изделия – 6 нормо-ч. Эффективный фонд рабочего времени при работе в одну смену равен 1800 ч.
Занятие 7.
Вопросы по теме:
1. В чем сущность категорий оборотные средства, оборотные фонды и фонды обращения?
2. Чем определяется деление оборотных фондов на оборотные производственные фонды и фонды обращения?
3. Какие элементы входят в состав оборотных производственных фондов?
4. Что представляет собой структура оборотных фондов и оборотных средств и какие факторы влияют на нее?
5. В чем выражается экономическое значение рационального использования оборотных средств?
Задание:
1. По данным таблицы определить:
1) общий норматив оборотных средств;
2) коэффициент оборотности по предприятию на плановый год
Показатели
| Значения
| Затраты на производство, тыс.руб.
|
| Норма запаса по основным материалам, в днях
|
| Норматив оборотных средств, тыс.руб.
|
| а) по незавершенному производству
|
| б) по готовой продукции
|
| в) по другим затратам
|
| Удельный вес основных материалов в общей сумме затрат на производство, в %
|
| Объем реализованной продукции за год, тыс.руб.
|
| Количество рабочих дней в году
|
|
Занятие 8.
1. Какие показатели характеризуют материалоемкость продукции?
2. Что следует понимать под резервами экономии материальных ресурсов и на какие группы они подразделяются?
3. Каковы основные направления экономии материальных ресурсов?
4. Что входит в состав фондов обращения?
5. Какими показателями характеризуется оборачиваемость оборотных средств?
6. Каковы основные пути ускорения оборачиваемости оборотных средств?
Задание:
1.По данным в таблицы рассчитать:
1) оборачиваемость оборотных средств (длительность оборота);
2) коэффициент оборачиваемости за год
Остатки оборотных средств
| Объем реализованной продукции
| Дата
| Сумма, тыс. руб.
| квартал
| Сумма, тыс. руб.
| на 1 января 2012 г.
| 2 500
| I
| 3 000
| 1 апреля 2012 г.
| 2 600
| II
| 3 500
| 1 июля 2012 г.
| 2 400
| III
| 2 900
| 1 октября 2012 г.
| 2 400
| IV
| 3 100
| 1 января 2013 г.
| 2 500
|
|
| 2. Найдите сумму оборотных средств, которая необходима предприятию при условии, что объем реализованной продукции останется прежним, если:
Средние остатки оборотных средств в 2012 г. составляли 15 885 тыс. руб., а объем реализованной продукции за тот же год – 68 956 тыс. руб. В 2013 г. длительность оборота планируется сократить на 2 дня.
Занятие 9.
Вопросы по теме:
1.Назовите основные признаки и категории структуры персонала предприятия?
2.На каких принципах основывается распределение работников предприятия?
3.Что способствует правильному распределению работников на предприятии?
4. Кто входит в состав кадров предприятия?
5. В чем различия явочного и списочного состава кадров?
6. Что включает процесс подбора персонала?
Задание:
1.Определить плановую численность рабочих сдельщиков, если:
Нормативная трудоемкость товарной продукции по действующим нормам составляет 3600 тыс.нормо-часов. Коэффициент выполнения норм - 1.2. В плановом году 365 дней, из них 104 выходных и 8 праздничных. Планированные невыходы на работу предусмотрены в размере 10% от номинального фонда времени. Средняя продолжительность рабочего дня 8 часов
Занятие 10.
1. Что такое нормирование труда?
2. Что такое производительность труда?
3. Назовите показатели производительности труда и методы их
измерения.
4. В чем состоят резервы роста производительности труда?
Задание:
1. По данным таблицы определить:
1) экономию численности рабочих за счет механизации и автоматизации производственного процесса
2) рост производительности труда работающих
Показатели
| Ед.
из-ния
| Значения показателя
| Базисный
период
| Отчетный период
| Трудоемкость изготовления единицы продукции
| н/ч
|
|
| Выпуск продукции
| шт/час
|
|
| Эффективный фонд времени 1 рабочего
| час./г
|
|
| Коэффициент выполнения норм
|
| 1.15
| 1.20
| 2.По данным таблицы определить:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|