Сделай Сам Свою Работу на 5

Секуляризация власти, форма правления и разделение властей





Реферат по теме «Политическая теория Т.Гоббса»

по дисциплине «Политология»

 

 

Выполнил: студент гр. БУС-14-31 Исмоилов Т.Н.

Проверил: доцент, к.т.н. Загыртдинов Р.Б.

 

 


Введение

В истории политической мысли различные проблемы, касающиеся власти, государства, формы правления, политических свобод и т.д. являются важными в любой исторический период. Для нашей страны всегда оставалась и будет оставаться важной проблема абсолютизма, разделения властей и выведения власти из-под влияния религии. Это обуславливается следующими причинами:

1. в России монархическая форма правления существовала на протяжении длительного периода времени, более длительного чем во многих других странах. После весьма болезненного перехода к социализму (революция 1917 года), Россия вновь вернулась к абсолютной власти, но на этот раз в форме тоталитаризма. После падения этого режима Россия на протяжении 10-15 лет (с 90-х годов XX века) пытается построить капитализм на основе демократической формы правления, но у многих аналитиков складывается впечатление в безуспешности этих попыток.

2. христианство всегда играло большую роль в жизни российского общества (кроме середины XX). Но если в X-XII вв. христианство было лишь орудием в руках государства, то после XIII в. оно приобретает всё большее могущество и влияние на политику. Похожая тенденция наблюдается и в настоящее время.



3. идея разделения властей поднимается в России с XIX в., (проекты Сперанского и Гурьева, декабристов, социалистов и демократов), однако все попытки оказывались неэффективными. И на данный момент классическая система разделения властей, предложенная Ш.Монтескье в России не действует.

В свое время эти проблемы были изложены Томасом Гоббсом (1588-1679 гг.) - политическим мыслителем и философом-материалистом, творчество которого относится к периоду английской революции середины XVII в. В своих основных произведениях: трилогии под общим названием «Основы философии» (ч.1 «О теле» (1655), ч.2 «О человеке» (1658), ч.3 «О гражданине» (1641)) и «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651), Гоббс впервые в Новое время в систематическом виде разработал светскую теорию политической власти, государства и права.




 

Происхождение государства

Политическая теория Гоббса была направлена против схоластических феодально-религиозных воззрений на государство и право. В идеологическом плане сориентирована на обоснование сильной власти (политический абсолютизм), способной обуздать революционные страсти и обеспечить прочный мир. В условиях, когда пришедшие к власти крупная буржуазия и новое дворянство боролись как с феодалами-реакционерами, так и с революционной демократией, его теория оказалась спроецированна прежде всего на оправдание буржуазно-дворянской диктатуры Кромвеля.

Политическое и правовое учение Гоббса исходит из механистического материализма, детерминизма и деизма. Гоббс подчеркивал практическую, созидательную направленность политической науки, полагая, что постижение закономерностей политической жизни должно служить искоренению кровопролитий, насилий и войн, благоденствию всех людей. Политическое и правовое учение Гоббса находится в русле теорий естественного права и договорного происхождения политической власти.

Причину возникновения политической власти и государства он связывал с природой, качествами человека как разумного существа, но в то же время глубоко эгоистического, наделенного такими естественными страстями, как властолюбие, жажда богатства и удовольствий. В отличие от Г.Гроция, Гоббс считал основным качеством человека не стремление к общению, а эгоизм и индивидуализм. Люди, пребывая в естественном состоянии, из-за своих эгоистических страстей не способны сохранить мир, стоят перед угрозой взаимоистребления. Однако разум, инстинкты самосохранения и страха смерти порождают стремление выйти из состояния “войны всех против всех”. Как следствие этого создается “общая власть”, которая должна обеспечить мир и гарантировать человеку жизнь, безопасность, направляя его действия к общему благу.



 

Секуляризация власти, форма правления и разделение властей

С помощью концепции договорного происхождения политической власти Гоббс развивал идею легитимирования и оправдания государства через разум и сознание. Договорное учение о государстве было направлено против феодально-теологических трактовок (патриархальной, монархии божьей милостью, связью между единобожием и единоличной властью и др.) и в целом соответствовало капиталистическим отношениям, универсальной юридической формой которых, как известно, выступает договор, контракт. С государства был снят ореол мистицизма; оно стало рассматриваться как один из многочисленных результатов правового соглашения - контракта, как продукт человеческих действий, а не деятельностью некого «божественного сознания». Следовательно, если религиозные явления не имеют никакого отношения к созданию государства, то и вмешиваться во власть и политику религия не должна. Здесь следует отметить, что под религией Гоббс имеет в виду католицизм и значение, которое он играл в XVI-XVII вв.

При классификации форм правления Гоббс следует античной традиции с одним принципиальным исключением — неправильных форм быть не может. Неправильные формы — не более, чем отрицательные наименования монархии, аристократии, демократии, и выражают лишь мнение говорящего, что никоим образом не сказывается на природе этих форм.

Но при этом Гоббс считал, что монархия все же наиболее целесообразна, исходя из своей теории происхождения государства, основываясь на том, что договор как основа возникновения государства является своеобразным согласием подвластных, признающих политическую власть. То есть политическая власть организованна как единый субъект. Отсюда определение государства: “Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и защиты”. Тот, кто выступает носителем политической власти, называется сувереном, о нем говорят, что он обладает верховной властью, а всякий другой является его подданным. То есть это государство - монархия, абсолютная власть. Тут следует отметить, что Гоббс отождествлял государство с мифическим чудовищем – Левиафаном, подразумевая что это Бог, составленный из большого количества людей. Он могущественен, но в то же время смертен.

Нормальным, здоровым государством Гоббс считал такое, в котором обеспечены право человека на жизнь, безопасность, справедливость и благоденствие. Под этим углом зрения и определялись качества политической власти, ее права и способности. Преимущества монархии Гоббс выводит, сравнивая с иными формами правления и анализируя проблемы власти как таковой.

Гоббс называет такие причины предпочтительности монархии:

1. при этой форме правления чаще всего происходит совпадение интересов суверена и подданных. Всё богатство, могущество и слава монархов обусловлены богатством, силой и репутацией его подданных. В то время как при демократии и аристократии все наоборот.

2. люди всегда испытывают страх перед безответственностью верховной власти. Суверен может подвергнуть любого гражданина не только за конкретное правонарушение, но и просто в гневе. Но следует учитывать, что такая вероятность увеличивается пропорционально числу правящих.

3. в монархии решения принимаются быстрее и они, как правило, более обдуманны. На собраниях всегда сталкиваются различные мнения, что грозит рождением противоборствующих партий.

Так Гоббс доказывает, что монархия владеет всеми недостатками, свойственными власти вообще, но в наименьшей степени по сравнению с другими формами правления. Недостатки суверенной власти ни в коем случае не должны порождать мнения о возможности ее ограничения. Критерием определения полномочий верховной власти для Гоббса являлось прежде всего ее способность преодолеть экстремальные состояния общества. Поэтому верховная власть должна быть “так обширна, как только можно ее представить”. В этой связи Гоббс (в отличие от Монтескье), решительно отвергал концепцию разделения властей как разделения суверенитета между борющимися группировками, партиями и классами.

Отстаивая единство верховной власти и неделимость суверенитета, Гоббс в то же время признавал другой аспект теории разделения властей, а именно: необходимость распределения компетенции в осуществлении власти и управления, своеобразное разделение труда в государственном механизме как гарантию упорядоченности и контроля. Он выдвигал концепцию политического (государственного) абсолютизма, покоящегося на “рационально-бюрократических” принципах властвования и управления.

Указанные свойства политической власти (суверенитет, единство, абсолютизм) Гоббс считал общими и существенными для всех форм государства, как монархических, так и республиканских. Тем не менее, симпатии Гоббса принадлежали монархии, которая, на его взгляд, наиболее приспособлена для осуществления главной цели государства – обеспечения мира и безопасности народа. Это одна из ведущих теорем его политической геометрии.


 

Заключения

Теория Гоббса оказала большое воздействие на развитие политико-юридической мысли и его времени, и более поздних периодов. Можно сказать, что концепции государства и права XVII-XVIII вв. складывались в значительной степени под знаком проблем, поднятых Гоббсом.

Политическая философия Т.Гоббса весьма противоречива. Но, так или иначе, Гоббс отразил насущную потребность гражданского общества в установлении порядка, превратив государство в его инструмент. «Левиафан» Гоббса призван обеспечить нормальную жизнь гражданского общества, с соблюдением всех прав, принадлежащих ему. Ошибка же его состоит в идеализации абсолютной власти, приписанием ей несовместимых с ней моральных качеств. Но следует так же отметить, что Гоббс был прав в том, что в условиях общественного хаоса право умирает, и предотвратить это можно только в том случае, если изначально стабилизировать положение общества, сконцентрировав право на власть в одной точке, в руках государства, что способна выполнить не ограниченная монархия.


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.