Сделай Сам Свою Работу на 5

Новелла как жанр литературы





Введение

Романтизм в Америке возник как реакция на буржуазную революцию 1776 – 1784 гг. Эдгар Аллан По считается одним из первых и наиболее значительных представителей американского романтизма, эпохи рубежа 18 – 19 веков, а позднее и реализма. По заслуженно считается одним из основателей и разработчиков американской новеллы как жанра литературы. Вопросом изучения фантастики вообще и ее месте в творчестве Э. По в частности занимались такие российские и зарубежные исследователи как Т. Кестхейи, Ю.В. Ковалев, Е. Брандис, В. Гаков, А. Вулис, Е. Герцык, Л.В. Карасев. (ФАМИЛИИ авторов располагаем по алфавиту)

Таким образом, актуальность избранной темы определяется следующими положениями:

1) произведения Эдгара По недостаточно изучены в отечественном литературоведении с точки зрения фантастического аспекта в них.

2) значение творчества Эдгара По для становления новеллы как жанра литературы трудно переоценить. Эдгар По – один из первых американских писателей–новеллистов, оказавших влияние на многих последующих писателей, прослеживающееся в мировой литературе и в наше время. Поэтому исследование фантастического в его новеллах представляется актуальным в плане изучения особенностей фантастической новеллистики вообще, во многом восходящей к произведениям Эдгара По.



(актуальность нужно изложить более убедительно и сплошным текстом, не связывая её с положениями, потому как в большинстве из них упоминается то, что уже известно. Смысл этого предложения не совсем ясен: Эдгар По – один из первых американских писателей–новеллистов, оказавших влияние на многих последующих писателей, прослеживающееся (К ЧЕМУ ОТНОСИТСЯ?) в мировой литературе и в наше время).

Объектом изучения в данной курсовой работе выступают фантастические новеллы Эдгара По «Падение дома Ашеров» и «Вильям Вильсон», предметом исследования являются художественные особенности фантастических новелл Эдгара По «Падение дома Ашеров» и «Вильям Вильсон».

Целью данной курсовой работы является выявление своеобразия фантастических (ЦЕЛЬ ДОЛЖНА БЫТЬ КОНКРЕТНОЙ, своеобразие новелл По выявлено и до нас) новелл Эдгара По «Падение дома Ашеров» и «Вильям Вильсон».



В соответствии с целью исследования в работе ставятся следующие задачи:

1. определить понятие «новелла»;

2. разграничить такие понятия как «мистика», «фантастика», «авторский вымысел»;

3. раскрыть особенности содержания и стиля фантастического на основе материала новелл «Падение дома Ашеров» и «Вильям Вильсон».

В работе используются следующие методы:

- описательно–аналитический;

- анализ теоретической литературы по разрабатываемой проблеме;

- сопоставительный анализ.

Материалом исследования послужили новеллы Эдгара По «Падение дома Ашеров», «Вильям Вильсон».

Структура работы определяется целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, посвященных исследованию особенностей фантастических новелл Эдгара По «Падение дома Ашеров» и «Вильям Вильсон».

Во Введении обосновывается актуальность выбора темы исследования, определяются его объект, предмет, цель и конкретные задачи, структура работы.

В Главе 1 рассматриваются основные теоретические вопросы – новелла как жанр литературы, особенности фантастики, мистики и авторского вымысла.

Глава 2 посвящена анализу новелл Эдгара По «Падение дома Ашеров» и «Вильям Вильсон», различного проявления фантастического в них.

В Заключении подводятся итоги исследования.

 

Глава 1. Понятие «фантастической новеллы» в работах отечественных и зарубежных исследователей

Новелла как жанр литературы

Теория малой и минимальной прозы – один из самых обсуждаемых сегодня вопросов в литературе. Каждая эпоха вносит свои изменения в отношении вопроса о жанровой дифференциации произведений художественной литературы. Неизменны основные родовые категории литературы – эпос, лирика и драма, но жанры изменяются в ходе литературного развития, заставляя по–новому оценивать жанровые рамки. При изучении литературных явлений обнаружились изменения не только в качественно–содержательных компонентах каждого жанра, но и в количественных показателях сложившихся прозаических форм. Это относится в первую очередь к малым жанрам.



Необходимо отметить, что во многих теоретических работах понятия рассказ и новелла отожествляются. Обратимся к определению исследователя В. П. Скобелева: «Рассказ (новелла) представляет собой интенсивный тип организации художественного времени и пространства, предполагающий центростремительную собранность действия, в ходе которого осуществляется испытание, проверка героя или вообще какого–либо социально значимого явления с помощью одной или нескольких однородных ситуаций, так что читательское внимание сводится к решающим моментам в жизни действующего лица или явления в целом. Отсюда концентрированность сюжетно–композиционного единства, одноплановость речевого стиля и малый … объем как результат этой концентрации» (23, с. 59).

Б. Томашевский прировнял понятия рассказ и новелла, заявив, что «рассказ – русский термин для новеллы» (10, с. 218).

Словарь литературных терминов: в 2 т. (Т. 1.) и Литературная энциклопедия Терминов и Понятий А. Н. Николюкина делают отсылку к статье «повесть» (30, с. 516).

В Словаре Литературоведческих Терминов определение новеллы звучит так: « (итал. Novella, буквально – новость): повествовательный прозаический (гораздо реже — стихотворный) жанр литературы, представляющий малую повествовательную форму. Нередко термин «новелла» употребляется как синоним русского термина «рассказ», но во многих работах в термине «новелла» отмечается специфическое содержание. <...> В новелле обычно изображаются «частные» поступки и переживания людей, их личные, интимные отношения. <...> для новеллы характерен прозаический, нейтральный стиль, воссоздающий многогранность, многоцветность стихии частной жизни. <...> Действие новеллы развертывается в обычной, повседневной жизни, но сюжет тяготеет к необычности, резко нарушает размеренное течение будней» (26, с. 239 – 240).

«Новелла — литературный жанр, форма небольшого по объему эпического повествования, сопоставимая с рассказом. <...> Новелла по своему объему сопоставляется с рассказом, а по своей структуре противопоставляется ему. Возможность такого противопоставления возникла при переходе к критическому реализму. <...> Новелла понималась как небольшое, очень насыщенное событиями, экономно о них рассказывающее повествование с четкой фабулой; ей чужда экстенсивность в изображении действительности и описательность; она крайне скупо изображает душу героя («подробности чувства»). В новелле должен быть отчетливый и неожиданный поворот, от которого действие сразу приходит к развязке. Новеллу понимали как строгий жанр, где не должно быть ни одного случайного компонента. В основе новеллы попросту мог лежать анекдот, но именно искусной строгостью своего построения новелла преобразовывала анекдотически мелкое содержание и придавала ему особую значительность и типичность в формах самой нетипичности, необыкновенности. <...> Как бы ни пользовались термином «новелла» в 19 в., теперь уже возникли основания для противопоставления новеллы просто рассказу, т. е. любому короткому повествованию без строгого построения» (27, с. 307).

В литературном энциклопедическом словаре приводится такое определение новеллы: «малый прозаический жанр, сопоставимый по объему с рассказом (что дает иногда повод для их отождествления). В отличие от рассказа, выдвигающего на первый план изобразительно–словесную фактуру повествования и тяготеющего к развернутым характеристикам, новелла есть искусство сюжета в наиболее частой форме, сложившееся в глубокой древности в тесной связи с ритуальной магией и мифами, обращенное, прежде всего к деятельной, а не созерцательной стороне человеческого бытия. Новеллистический сюжет, построенный на резких антитезах и метаморфозах, на внезапном превращении одной ситуации в прямо ей противоположную, распространен во многих фольклорных жанрах» (25, с. 248).

М.А. Петровский в «Морфологии новеллы» уточняет – новелла «требует особого, своего специфического сжатого интенсивного сюжета. Чистая форма замкнутого рассказа — это повествование об одном событии...» Композиция новеллы должна соответствовать этому требованию. Петровский выделяет сюжетность новеллы как ее особенность. Кульминацию представляет единое событие, имеющее вступительную часть, дающую смысловую подготовку событию, и заключительную, дающую смысловое завершение. Острый заключительный эффект, «технический термин новелльной композиции». Особенности изложения новеллы заключаются в том, что повествование ведется с большим напряжением. Новелла была очень распространенной жанровой формой в Америке первой половины XIX века. Новеллы печатались в популярных журналах, что значительно повлияло на развитие жанра. Форма короткого занимательного повествования стала типической для американской литературы. Всему миру известны мастера этого жанра: Эдгар Аллан По, Генри Лонгфелло, Натаниэль Готорн и Вашингтон Ирвинг.

Однако, несмотря на распространенность, новелла не имеет какой–либо ясной жанровой теории. Многие авторы, работающие в этом направлении, едва подозревали, что между романом и новеллой есть иная разница, кроме числа страниц. Эдгар Аллан По считал своей задачей это изменить. Его вклад заключается в том, что он придал жанру новеллы законченность, создал ясную и четкую теорию, определив черты, которые мы причисляем к неотъемлемым при определении романтической новеллы. Свою теорию жанра По изложил в трех критических статьях о Готорне, опубликованных в 40–х годах XIX века и в статье «Философия творчества» в 1846 году.

Наиболее важным было создание у читателя сильного впечатления. «Основополагающим принципом для этого являлось правильное построение композиции произведения и подбор художественных средств, которые наилучшим способом служили бы созданию основного эффекта» (21, с. 234). Это эмоциональное потрясение в сознании читателя в кульминационный момент сам По называл «totalityeffect» (Слитно?). Согласно По наступление эффекта должно совпадать с кульминационным моментом повествования. Вследствие чего неожиданные драматические развязки его произведений вызывали неизгладимое эмоциональное впечатление в сознании читателей. Автор в основном нацелен на создание максимально возможного эмоционального воздействия. Весь арсенал художественных средств автора направлен на создание такого воздействия.

Каждое слово, каждая деталь играют огромную роль и ни одной нельзя пренебрегать. Во всех новеллах По сюжет строится движением вспять – от основного задуманного эффекта. По, в первую очередь, предопределяет финал рассказа, момент наивысшего напряжения, катастрофу или разрешение загадки, которое впоследствии свяжет и объединит предшествующие детали. Художник строит сюжет, группируя вокруг центра производные элементы повествования, постепенно связанные между собой.

Собирая и связывая воедино детали повествования, читатель приходит к тому конечному единству, заключающему в себе основной авторский замысел, который был для автора исходным пунктом построения рассказа. Во многих произведениях Эдгара По кульминация завершает повествование и писатель объясняет это тем, что достигнутое единство впечатления должно быть не нарушено, но запечатлено в памяти читателя на самой высокой ноте. Причем, если начало и развитие действия изобилуют подробностями, то развязка выписана с предельной лаконичностью. Заключительные картины в рассказах По разворачиваются обычно в ускоренном темпе, способствуя наращиванию напряжения, и в финале происходит эмоциональный взрыв, усиливающий впечатление.

Исходя из вышесказанного, следует, что словари дают не всегда точные определения. У ученых и исследователей нет единого мнения относительно жанра новеллы. При внимательном рассмотрении оказывается, что ни один из указанных критериев жанра новеллы не только не покрывает всего разнообразия явлений, входящих в жанр, но и не характерен исключительно для новеллы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.