Сделай Сам Свою Работу на 5

Метод стимулирования, его приемы и условия эффективного использования в деятельности следователя.





Следующим методом психологического воздействия является метод стимулирования. Применяя этот метод, стимулируют деятельность, активность, отдельные формы поведения. Он распадается на два приема – поощрение и наказание. Суть поощрения сводится к одобрению, поддержанию и стимулированию положительных проявлений личности. «Поощрение – это подтверждение правильности того, что сделано». Оно способствует закреплению и развитию положительных черт в характере и в поведении воспитуемого. В основе поощрения лежит доверие к нравственным силам и возможностям того, кто подвергается воспитательному воздействию.

В работе с конкретными правонарушителями очень важно вовремя заметить позитивные изменения в их поведении, их общественно-полезные начинания, стремления и действия и с помощью поощрительных приемов способствовать закреплению, развитию малейших успехов в перевоспитании и исправлении этих лиц. В педагогике существует правило «экономии поощрения». В частности не рекомендуется поощрять за то, что укладывается в нормы поведения, соответствует традициям, вошло в жизнь и быт. Применительно к сфере борьбы с преступностью возможно поощрение за возвращение к норме. Особую роль в стимулировании положительного поведения воспитуемого имеет оказание ему в допустимых пределах доверия, которое развивает чувство ответственности, способствует изменению в лучшую сторону мотивации поведения. Доверием и другими приемами поощрения не следует злоупотреблять, так как они теряют силу, «девальвируются» при неумеренном употреблении. К тому же в работе с правонарушителями, особенно злостными, необходимо считаться с весьма реальной возможностью спекуляции доверием.



В отличие от поощрения – наказание, напротив, является практической демонстрацией негативных последствий данного поведения.

Основные требования, предъявляемые к методу стимулирования:

1) стимулирование должно быть конкретным и ясным (т.е. должно четко пониматься объектом, какие действия и поведение поощряется, а какие наоборот наказываются);

2) актуальность – эффективность стимулирования достигается в течение 12 часов после совершения поступка. Отсроченное стимулирование, как правило, не дает должного воспитательного эффекта;



3) формы стимулирования должны соответствовать индивидуальным особенностям конкретного человека. Выделяют следующие формы стимулирования:

ПРЯМОЕ КОСВЕННОЕ
ГЛОБАЛЬНОЕ ЧАСТИЧНОЕ
ПУБЛИЧНОЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ

Прямое – это непосредственно личное участие; косвенное – стимулирование через 3-х лиц, в форме приказа, через документы; глобальное – проводится сразу в отношении всей личности; частичное – подчеркиваются только определенные черты (достоинства или недостатки); публичное – перед всей аудиторией; межличностное– один на один. Выбор формы стимулирования зависит от самооценки человека и уровня его притязаний. Так, человека с завышенной самооценкой лучше поощрять формами из правого ряда (т.е. косвенно, частично и межличностно) и наоборот, наказывать формами из левого ряда. Это позволит приблизить его самооценку к реальной. Человека с заниженной самооценкой нужно поощрять формами из левого ряда, чтобы он поверил в свои силы, приобрел уверенность. При наказании такого человека лучше прибегать к формам из правого ряда, чтобы не произошло снижения и без того низкой самооценки.

Методом косвенного психологического воздействия является феномен «группового давления», используемый в комплексе с прямыми методами.

Групповое давление – это создание условий, вынуждающих объект поступать требуемым образом, благодаря его положению в системе социальных связей и отношений.

Четкое понимание структуры внутригрупповых отношений и места в ней объекта воздействия, знание групповой морали и ценностей в группе позволяет при неадекватном поведении объекта воздействовать не непосредственно на него, а осуществлять воздействие через группу. Группа через механизм конформности, под которым понимается мера «подчинения» индивида групповому давлению, осуществляет воздействие на объект.



Метод «психического заражения», его учет в правоохранительной деятельности.

Близок к методу внушения по механизму развития феномен «психического заражения». «Психическое заражение» - это бессознательная спонтанная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Психическое заражение осуществляется только через совместную деятельность, связанную с высоким эмоциональным напряжением. Эффект «психического заражения» зависит от размера группы – чем больше число ее участников, тем больше эффект. Так как действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей, индивид здесь не испытывает организованного, преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему. «Реакция заражения» часто возникает в больших открытых аудиториях, когда эмоциональное состояние усиливается путем многократного «отражения» по моделям обычной цепной реакции. Также усиливает этот эффект непосредственный контакт между людьми. Чаще всего это наблюдается в неорганизованной общности людей, а именно в толпе. Примером «психического заражения» является вовлечение случайного прохожего в митинговую активность, поведение футбольных фанатов на стадионе или зрителей на концерте.

Важным вопросом проблемы заражения является вопрос о той роли, которую играет уровень развития некоторой общности оценок и установок, свойственных массе людей, подверженных психическому заражению. Хотя вопрос этот недостаточно изучен в науке, в практике найдены формы включения этих характеристик в ситуации заражения. Так, в условиях массовых зрелищ стимулом, включающем предшествующую заражению общность оценок, например популярного актера, являются аплодисменты. Они могут сыграть роль импульса, вслед за которым ситуация будет развиваться по законам заражения. Знание такого механизма использовалось в частности в фашистской пропаганде, где была разработана особая концепция повышения эффективности воздействия на аудиторию путем доведения ее до открытого возбуждения, до состояния экстаза.

Мера, в которой различные аудитории поддаются заражению, зависит, конечно, и от общего уровня развития личностей, составляющих аудиторию, и – более конкретно – от уровня развития их самосознания. В этом смысле справедливо утверждение, что в современных обществах заражение играет значительно меньшую роль, чем на начальных этапах человеческой истории.

Тем не менее данный феномен с успехом может применяться для изменения характера эмоционального напряжения при возникновении экстремальной ситуации. Так, неоднократно при возникновении пожара в театре во время спектакля использовался прием исполнения национального гимна (в частности в «Комедии Франсез» для предотвращения паники и давки оркестр заиграл «Марсельезу»). Мечущиеся в панике люди останавливались на мгновение, которое было необходимо для установления контакта с ними и начала руководства. Это позволило ликвидировать начинавшуюся панику и предотвратить человеческие жертвы.

Таким образом, метод «психического заражения» эффективен в следующих ситуациях:

1) когда нужно изменить характер эмоционального напряжения;

2) увеличить сплоченность группы при ее сознательной полезной деятельности;

3) быстро переориентировать деятельность (перевод спасающейся толпы в ситуации паники в экспрессивную, а значит управляемую).

Выводы.

 

Как правило, выбор того или иного метода определяется:

1. целью воздействия;

2. условиями, в которых предполагается осуществлять воздействие;

3. состоянием объекта воздействия.

Типичными ошибками при использовании методов являются:

1) абсолютизация одного конкретного метода в ущерб другим. Например: один хорошо умеет говорить и убеждать, а другой – только приказывать и стучать кулаком по столу. И каждый из них «оседлывает своего любимого конька» и прибегает только к тому, что у него хорошо получается, забывая о других методах;

2) переоценка своих собственных возможностей, уверенность в своей собственной непогрешимости. Вследствие этого создается опасная иллюзия, что у меня все получится, и не учитываются реальные факты и ситуация;

3) неправильная психологическая оценка объекта воздействия. Если сложилось неправильное мнение и представление об объекте, то и пути воздействия могут быть выбраны неправильно. Поэтому нужно собрать максимум исходной точной информации об объекте.

Чтобы избежать подобных ошибок при реализации методов воздействия рекомендуется применять их творчески, комплексно, гибко и нетрафаретно. Только в таком случае можно достигнуть оптимального педагогического воздействия.

 

 

Приложение

Анализ ситуации:

У консультанта не было возможности поговорить с человеком, чтобы убедить его стать клиентом. Ему необходимо было установить контакт или раппорт. Первое, что необходимо для этого, это внимание человека. Если вы не получили внимание человека хотя бы на секунду, все ваши действия пройдут мимо его реальности не более, чем фоновый шум. В приведенном примере, консультант своей первой фразой преследовал только эту цель. И как только он ее достиг, и внимание клиента на секунду оказалось у него, он воспользовался вторым принципом раппорта.

Второй принцип качественного раппорта, это направление внимания на то, что является реальностью для клиента и искреннее участие в этом.
Помните, консультант демонстративно задержал взгляд на толстую пачку рекламных образцов в руках клиента, показывая, что видит его "проблему", и тут же предложил ему решение этой "проблемы". Вместо того, чтобы предлагать что-то свое, он просто подстроился к тому, что было у клиента, к его окружению.

Но, на самом деле, на том же этапе консультант выполнил еще и третий принцип качественного раппорта. Встретив отказ ("нет, спасибо"), он не стал бороться с ним, а мягко утилизировал его предложением, начинающимся со слова "тогда". Нет, так нет, какие проблемы, тогда давайте просто зайдем с другой стороны :)

Четвертый принцип раппорта, самый главный. Без первых трех он, конечно, существовать не может, но именно он вызывает бессознательное доверие. Это принцип похожести или подобия. Когда консультант оказался слева от клиента, плечом к плечу с ним, и подставил папку ему под руки, может показаться, что главная цель, которую он преследовал, это создание комфорта для клиента. Такая цель была, безусловно, но главной целью была другая. Это подстройка. Консультант оказался в той же позе, что и клиент, держа свои руки в том же положении, и, когда клиент чуть наклонил голову, вглядываясь в цифры, консультант "машинально" сделал то же самое.
Таким образом, консультант совпал с клиентом по позе, жестам и ритму движений, словно показывая бессознательному клиента "я такой же, как и ты, я тебя понимаю". Именно такие совпадения на уровне невербальных деталей и вызывают ощущение "своего".

 

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2002. Гл. 12-13.

2. Мариновская И.Д., Тихомиров С.Н., Цветков В.Л. Психология и педагогика в правоохранительной деятельности. – М., 2001.

3. Педагогика/Под ред. Ю.К. Бабановского. М., 1983. С. 7-25, 36-46, 53-72, 74-80.

4. Черченилов В.И., Юстицкий В.В. Применение методов психолого-педагогического воздействия пи решении оперативно-служебных задач. Минск, 1989.

5. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1990. Раздел 1. Гл. 4,5.

6. Диев Любен. Психология малых групп. М., 1979. Гл. 4 §5.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.