Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема №8 Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность и предварительное расследование





Цель лекции: охарактеризовать органы, осуществляющие ОРД, раскрыть понятие предварительного расследования, раскрыть особенности деятельности органов дознания.

Ключевые слова:оперативно-розыскное мероприятие, следователь, прокурор, дознаватель.

Вопросы:

1. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

2. Понятие предварительного расследования.

3. Органы дознания.

1. Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осу­ществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями, уполномоченными на то государственными органами, посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государст­ва от преступных посягательств.

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

— выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие пре­ступлений, а также выявление и установление лиц, их подготав­ливающих, совершающих или совершивших;

— осуществление розыска лиц, скрывшихся от органов дозна­ния, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;



— добывание информации о событиях или действиях, создаю­щих угрозу государственной, военной, экономической или эколо­гической безопасности Российской Федерации.

Не допускается осуществление оперативно-розыскной дея­тельности для достижения целей и решения задач, не предусмот­ренных федеральным законом.

Правовую основу оперативно-розыскной деятельности состав­ляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 5 июля 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» в ре­дакции от 28 августа 2004 г., другие федеральные законы и при­нятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с упомянутым Федеральным законом опера­тивно-розыскная деятельность основывается на конституцион­ных принципах законности, уважения и соблюдения прав и сво­бод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств (ст. 3).



Органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыск­ную деятельность, обязаны (ст. 14):

-принимать все необходимые меры по защите конституцион­ных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а так­же по обеспечению безопасности общества и государства;

-исполнять поручения в письменной форме органа дознания, следователя, указания прокурора и решения суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, приня­тым ими к производству;

-выполнять на основе и в порядке, предусмотренными между­народными договорами Российской Федерации, запросы соответ­ствующих международных правоохранительных органов и специ­альных служб иностранных государств;

-соблюдать правила конспирации при осуществлении оператив­но-розыскной деятельности.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности орга­ны, уполномоченные ее проводить, имеют право (ст. 15):

-изымать предметы, материалы и сообщения, а также преры­вать услуги связи в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью граждан, государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;

-устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отно­шения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказы­вать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыск­ную деятельность;

-использовать по договору или устному согласию служебные помещения, имущество предприятий, учреждений и организа­ций, а также имущество частных лиц;

-использовать в целях конспирации документы, зашифровыва­ющие личность и ведомственную принадлежность должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфи­денциальной основе;



-создавать в установленном порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных законом.

Органам (должностным лицам), осуществляющим оператив­но-розыскную деятельность, запрещается (ст. 5):

-проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения;

-принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъек­тов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характерих деятельности;

-разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя гра­ждан и которые стали известными в процессе проведения опера­тивно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключе­нием случаев, предусмотренных федеральными законами.

Право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации представляется оператив­ным подразделениям (ст. 13): органов внутренних дел Российской Федерации; органов Федеральной службы безопасности; федеральных органов государственной охраны; органов по контролю за оборотом наркотиков; таможенных органов Российской Федерации; Службы внешней разведки Российской Федерации; Федеральной службы исполнения наказаний. Оперативные подразделения органа внешней разведки Мини­стерства обороны Российской Федерации проводят оператив­но-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безо­пасности указанных органов внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий других органов.

Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только феде­ральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществ­лять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, струк­туру и организацию работы.

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприя­тий являются (подробнее см. ст. 7):

-поручение следователя, органа дознания, указания прокурора или определение суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;

-ставшие известными сведения о признаках подготавливае­мого, совершаемого или совершенного преступления, а также о лицах, к тому причастных, если вопрос о возбуждении дела еще не решен;

-сведения о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, а также без вести пропавших или об обнаружении неопознанного трупа;

-запросы других правоохранительных органов, в том числе и иностранных государств, в соответствии с международными дого­ворами Российской Федерации.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятель­ность, вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений в случаях допуска к сведениям, составляющим государ­ственную тайну; допуска к участию в оперативно-розыскной дея­тельности; обеспечения собственной безопасности и при выдаче разрешения на частную детективную и охранную деятельность.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности про­водятся следующие оперативно-розыскные мероприятия (ст. 6):

1) опрос;

2) наведение справок;

3) сбор образцов для сравнительного исследования;

4) проверочная закупка;

5) исследование предметов и документов;

6) наблюдение;

7) отождествление личности;

8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

9) контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сооб­щений;

10) прослушивание телефонных переговоров;

11) снятие информации с технических каналов связи;

12) оперативное внедрение;

13) контролируемая поставка;

14) оперативный эксперимент.

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприя­тий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

Как уже отмечалось, проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почто­вых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии соответствующей информации. Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отноше­нии лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях (ст. 8).

Рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан осуществляется по ходатайству руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, судом, как правило, по месту проведения таких мероприятий.

Материалы рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично, который выносит соответствующее постановление и выдает его инициатору проведения оперативно-розыскных действий одновременно с возвращением представленных материалов.

Срок действия постановления судьи не должен превышать шесть месяцев и может быть продлен на основе вновь представ­ленных материалов. Отказ судьи в выдаче соответствующего разрешения может быть обжалован в вышестоящий суд.

Проверочная закупка или контролируемая поставка предме­тов, веществ и продукции, свободная реализация которых запре­щена либо оборот которых ограничен, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Также только с разрешения соответствующего руководителя может быть проведено оперативное внедрение лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Проведение оперативного эксперимента с разрешения соот­ветствующего руководителя допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого пре­ступления.

Органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскную деятельность в колониях, тюрьмах и следственных изоляторах и оказывают содействие другим правоохранительным структурам при проведении оперативно-розыскных мероприятии.

Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно розыскную деятельность, может иметь место с их согласия и с сохранением по их желанию конфиденциальности. Эти лица обя­заны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Привлечение граждан к содействию в проведении оперативно-розыскных мероприятий на контрактной основе (за плату) воз­можно только при их согласии. Контракт может быть заключен с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должност­ного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политиче­ским убеждениям.

Запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей, официально зарегистрированных религиозных объединений.

Контроль за оперативно-розыскной деятельностью осущест­вляют Президент, Федеральное Собрание и Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (ст. 20). Ведомственный контроль осуществляют вышестоящие руководители подразделений, проводящих оперативно-розыск­ные мероприятия (ст. 22).

Надзор за соблюдением закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуро­ры (ст. 21). По требованию прокурора ему представляются учет­ные дела и другие оперативно-служебные документы, послужив­шие основанием для проведения соответствующих мероприятий.

Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках, а также о лицах, ока­зывающих содействие на конфиденциальной основе, представ­ляются прокурору только с письменного согласия этих лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

2. Как уже упоминалось, расследование преступлений явля­ется важнейшей частью уголовного судопроизводства. Наиболее сложная и ответственная форма расследования преступле­ний — предварительное следствие, осуществляемое следова­телями. Следователь — должностное лицо соответствующего правоохранительного органа, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также име­ющее иные полномочия, предусмотренные Уголовно-процессу­альным кодексом РФ.

Следователь обязан принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявлять как уличающие, так и оправдываю­щие обвиняемого, а также смягчающие и отягчающие его ответст­венность обстоятельства.

В этих целях следователь рассматривает заявления о совер­шенных преступлениях, возбуждает с согласия прокурора уголовные дела, устанавливает наличие события преступления, собирает доказательства виновности лиц, его совершивших, и выясняет другие обстоятельства, необходимые для правильного решения вопроса об ответственности обвиняемых.

Вся деятельность следователя осуществляется строго в рамках, установленных уголовно-процессуальным законом. Уголов­но-процессуальный кодекс РФ конкретно определяет содержа­ние всех следственных процедур: возбуждения уголовного дела, допросов свидетелей и потерпевших, порядок предъявления обвинения, производства обыска, выемки, осмотра и освидетельствования, проведения необходимых экспертных исследований и других.

Предварительное следствие по уголовным делам проводится

следователями (ч. 2 ст. 151 УПК РФ):

— прокуратуры;

— органов внутренних дел;

— Федеральной службы безопасности;

— органов по контролю за оборотом наркотиков.

Следователи прокуратуры расследуют дела о наиболее тяж­ких преступлениях: убийствах, изнасиловании, бандитизме, орга­низации преступных сообществ, о массовых беспорядках, престу­плениях против конституционных прав и свобод граждан, взяточ­ничестве и о других опасных преступлениях.

Кроме того, следователи прокуратуры расследуют все дела о преступлениях, совершенных членами Совета Федерации и депу­татами Государственной Думы, депутатами представительных органов субъектов РФ, депутатами выборных органов и выбор­ными должностными лицами местного самоуправления, Предсе­дателем Счетной палаты РФ, его заместителями и аудиторами Счетной палаты, Уполномоченным по правам человека в РФ и др. Следователям поручается проведение расследования о пре­ступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями, должностными лицами органов внутренних дел, органов уголов­но-исполнительной системы Министерства юстиции, таможен­ных органов и о преступных посягательствах на упомянутых лиц в связи с их служебной деятельностью.

Следователи военной прокуратуры расследуют все дела о пре­ступлениях военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других воинских формирований, а также рядового, сержантского и офицерского состава Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки и Федеральной службы охраны Российской Федерации.

Следователи органов внутренних дел расследуют дела о престу­плениях несовершеннолетних, а также самое большое (более 120 составов уголовных преступлений, не считая дел о преступлениях несовершеннолетних) число дел об общеуголовных преступлениях. К их компетенции относится расследование дел о таких опасных и распространенных преступлениях, как причинение тяжкого вреда здоровью, грабежи, разбои, кражи при отягчающих обстоятельствах, хулиганство, о незаконном обороте наркотиков, о нарушениях пра­вил противопожарной безопасности, транспортных правил, вовлече­ние несовершеннолетних в преступную деятельность и других.

Следователи Федеральной службы безопасности расследуют дела о терроризме, захвате заложников, незаконных вооруженных фор­мированиях, угоне самолетов, государственной измене, шпионаже, диверсиях, разглашении государственной тайны и ряд других.

Следователи органов по контролю за оборотом наркотиков расследуют дела о преступлениях, связанных с незаконным про­изводством, оборотом наркотических средств и психотропных веществ, контрабандой наркотиков; связанных с отягчающими обстоятельствами (совершенные организованной группой в круп­ном размере с тяжкими последствиями).

Полномочия следователя едины независимо от ведомства, к которому он относится. При производстве предварительного след­ствия все решения о направлении следствия и производстве след­ственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом требуется получение судеб­ного решения или санкции (разрешения) прокурора, и несет пол­ную ответственность за их законное и своевременное проведение. В соответствии с законом такие процессуальные действия следо­вателя, как-то: применение меры пресечения в виде ареста; продле­ние срока содержания под стражей; производство обыска и выем­ки документов, содержащих сведения, составляющие государствен­ную тайну; отстранение обвиняемого от должности; помещение обвиняемого, не содержащегося под стражей, в лечебно-психиатри­ческое учреждение для проведения экспертизы, и некоторые дру­гие — могут проводиться только после получения решения суда.

Получение следователем согласия прокурора требуется на возбу­ждение уголовного дела, продление срока следствия, прекращение или приостановление уголовного дела, на возбуждение ходатайства перед судом об аресте, о производстве иных процессуальных дейст­вий, которые допускаются на основании судебных решений.

В случае несогласия следователя с указаниями прокурора о при­влечении лица в качестве обвиняемого, о квалификации преступ­ления, об объеме обвинения, об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем, об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессу­альных действий, о направлении дела для предания обвиняемого суду или о прекращении дела, а также об отводе следователя, сле­дователь вправе предъявить дело вышестоящему прокурору с пись­менным изложением своих возражений. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство следствия по этому делу другому следователю.

Полномочия следователя включают также его право давать орга­нам дознания поручения и указания о производстве розыскных и след­ственных действий. Такие поручения обязательны для исполнения.

Постановления следователя, вынесенные в соответствии с зако­ном, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учрежде­ниями, организациями, должностными лицами и гражданами.

В организационном плане деятельность следователей направ­ляется соответствующими следственными подразделениями:

— в прокуратуре — Главным следственным управлением Гене­ральной прокуратуры Российской Федерации и следственными управлениями (отделами) прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратур;

— в органах внутренних дел — Следственным комитетом МВД Российской Федерации, следственными управлениями (отдела­ми) органов внутренних дел субъектов Российской Федерации, следственными отделами (отделениями) районных, городских органов внутренних дел;

— в органах Федеральной службы безопасности — Следствен­ным управлением ФСБ Российской Федерации, следственными управлениями (отделами) федеральных органов безопасности субъектов Российской Федерации, следственными управлениями (отделами) федеральных органов безопасности в Вооруженных Силах РФ, внутренних и пограничных войсках;

— в органах наркоконтроля России — Следственным управ­лением Федеральной службы наркоконтроля и следственными управлениями (отделами) наркоконтроля в субъектах РФ.

В целом полномочия руководителей следственных подразделе­ний сводятся к следующему. Они вправе:

— осуществлять контроль за своевременностью действий сле­дователей по раскрытию и предупреждению преступлений, при­нимать меры к наиболее полному, всестороннему и объективно­му производству следствия;

— проверять уголовные дела, давать указания следователю о производстве следственных действий, о привлечении в качест­ве обвиняемого, квалификации и объеме обвинения, передавать дело от одного следователя другому, поручать расследование группе следователей, а также участвовать в расследовании лично.

Указания руководителя следственного подразделения обяза­тельны для исполнения, кроме тех случаев, когда следователь, не исполняя, может обжаловать их прокурору. Обжалование ука­заний не приостанавливает их исполнение, кроме тех случаев, когда они касаются привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации, объема обвинения и избрании меры пресечения. В этих случаях следователь вправе предоставить дело прокурору с письменными возражениями на указания руководителя следст­венного подразделения.

Предварительное следствие в соответствии с законом должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок. Этот срок может быть продлен прокурором субъекта Федерации и прирав­ненными к нему прокурорами до 12 месяцев. Дальнейшее продле­ние срока следствия возможно только в исключительных случаях с разрешения Генерального прокурора РФ или его заместителей. Жалобы на действия и решения следователя разрешаются проку­рором или судом. Прокурор обязан рассмотреть жалобу в течение трех суток и принять решение о ее удовлетворении или об отказе в удовлетворении. Судья по результатам рассмотрения жалобы выносит постановление либо о признании действий и решений сле­дователя незаконными и его обязанности устранить допущенные нарушения, или об оставлении жалобы без удовлетворения.

Надзор за предварительным следствием осуществляет проку­ратура. Полномочия надзирающего прокурора включают право:

-требовать от следователя любые дела и документы, поступив­шие в ходе следствия, и давать обязательные к исполнению пись­менные указания о расследовании преступлений;

-отменять незаконные и необоснованные постановления (о воз­буждении уголовного дела, описи, обыске, о привлечении в каче­стве обвиняемого, о прекращении или приостановлении расследо­вания и другие) следователя;

-лично производить отдельные следственные действия или рас­следование дела в полном объеме;

-изымать дело у одного следователя и передавать другому в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследова­ния;

-отстранять следователя от дальнейшего ведения предваритель­ного следствия, если при расследовании им допущено нарушение закона.

Оценивая в целом организацию работы по раскрытию и рас­следованию преступлений, подчеркнем особую ее значимость в условиях сложной криминогенной ситуации в стране. Рост преступности, особенно ее наиболее опасных и организованных форм, ставит в повестку дня необходимость совершенствования деятельности по обеспечению охраны общественного порядка, защите прав и свобод граждан.

Одна из важнейших задач повышения эффективности право­судия — обеспечение государственной защиты участников уголов­ного судопроизводства. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», вступивший в силу с 1 января 2005 г., установил систему таких мер и определил осно­вания и порядок их применения.

Государственная защита включает меры безопасности и личной охраны упомянутых лиц и их родственников, а также меры социальной защиты и возмещения ущерба имущества этих лиц.

Проведение таких мер возлагается на руководителей право­охранительных органов, в чью сферу деятельности относится расследование соответствующих уголовных дел. Введена ответ­ственность за исполнение требований закона. Финансирование и материально-техническое обеспечение проводимых мер осущест­вляется за счет средств федерального бюджета.

В ряду этих задач и повышение эффективности работы след­ственных аппаратов прокуратуры, органов внутренних дел, Феде­ральной службы безопасности. В этой связи обсуждается пробле­ма создания единой Федеральной службы расследования.

Подготовленный в Администрации Президента РФ законо­проект исходит из двух взаимосвязанных положений. Во-первых, повысить роль, ответственность и возможность предварительного следствия путем централизации и объединения всех следователей в едином федеральном органе государственной власти. Во-вторых, укрепить авторитет и самостоятельность следователей, исключить административный контроль и вмешательство в их деятельность со стороны руководителей соответствующих федеральных органов власти, сохранив судебный контроль и прокурорский надзор, уста­новленный действующим законодательством.

Законопроект, сохранив конституционно-правовые основы деятельности предварительного следствия, существенно изменил организацию и контроль за расследованием преступлений.

Согласно законопроекту систему органов предварительно­го следствия Российской Федерации составляют: Федеральная служба расследования РФ, следственные управления в субъек­тах РФ, приравненные к ним специализированные следственные управления, городские и районные следственные отделы, а также научные и образовательные учреждения.

Распределены территориальная и субъектная подследствен­ность. На федеральном уровне расследуются наиболее сложные уголовные дела и дела о преступлениях, совершенных на террито­рии нескольких субъектов Российской Федерации; на региональ­ном уровне — сложные уголовные дела и дела о преступлениях, совершенных на территории нескольких районов. Специализированные следственные управления расследуют уголовные дела о преступлениях, совершенных на транспорте, особо важных и режимных объектах.

Установлено, что Федеральную службу расследований возгла­вляет директор, назначаемый Президентом РФ. Регламентиро­ваны: статус следователя, полномочия руководителей следствен­ных подразделений, порядок прохождения службы, материальное и социальное обеспечение работников.

Окончательное проведение всех организационных мероприя­тий должно быть осуществлено в течение года после принятия и вступления закона в силу.

3. Дознание как составная часть уголовного судопроизводства является формой предварительного расследования и осуществ­ляется на основе общих принципов и в целях решения задач, ему присущих.

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательст­вом к органами дознания относятся (ст. 40 УПК РФ):

-органы внутренних дел РФ и другие органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оператив­но-розыскной деятельности;

-органы Государственной противопожарной службы; органы федеральной службы судебных приставов и Федераль­ной службы исполнения наказаний;

-командиры воинских частей, соединений, начальники воен­ных учреждений.

Кроме того, возбуждение дознания и проведение неотложных следственных действий возлагается также на:

-капитанов судов, находящихся в дальнем плавании, — по уго­ловным делам о преступлениях, совершенных на этих судах;

-руководителей геологических партий и зимовок — по уголов­ным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

-глав дипломатических и консульских учреждений РФ — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах тер­ритории этих представительств и учреждений.

Окончательное решение о направлении дальнейшего расследо­вания в упомянутых случаях принимается прокурором, в распо­ряжении которого незамедлительно направляются соответствую­щие материалы.

Полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания. Не допускается возложение полно­мочий по проведению дознания на то лицо, которое производило или производит по данному делу оперативно-розыскные меропри­ятия.

Дознаватель уполномочен самостоятельно проводить след­ственные и иные процессуальные действия и принимать реше­ния, за исключением случаев, когда на это требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора или судебное решение.

Основным органом дознания является милиция. Оба ее под­разделения — криминальная милиция и милиция общественной безопасности — осуществляют функции дознания, а начальники соответствующих подразделений выступают в роли руководите­лей органов дознания.

В связи со значительным объемом уголовно-процессуаль­ной деятельности полиции в районных, городских отделах вну­тренних дел, в линейных отделах (отделениях) внутренних дел на транспорте действуют дознаватели — сотрудники, которым на постоянной основе поручается ведение дознания. В выше­стоящих органах внутренних дел создаются отделы дознания, осуществляющие контрольно-методическое руководство дозна­вателями.

Командиры воинских частей и соединений, начальники воен­ных учреждений и гарнизонов, начальники учреждений и орга­нов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ назначают дознавателей из числа наиболее подготовленных оперативных сотрудников, которым и поручается ведение дозна­ния по конкретным делам.

В таком же порядке, с учетом объема работы, организовано дознание и в других органах, где законом предусматривается веде­ние дознания.

Деятельность органов дознания различается в зависимости от того, действуют ли они по делам, по которым производство предварительного следствия является обязательным, или же по делам, по которым производство предварительного расследова­ния производится в форме дознания.

Деятельность органов дознания по делам, по которым производ­ство предварительного следствия обязательно. Орган дознания возбуждает при наличии к тому оснований с согласия прокурора уголовное дело и производит неотложные следственные дейст­вия по закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выем­ку, освидетельствование, задержание и допросы подозреваемых, допросы потерпевших и свидетелей. Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора.

После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган доз­нания обязан передать дело прокурору.

После направления уголовных дел прокурору орган дознания может проводить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. В случае направления проку­рору дела, по которому не представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление, орган дознания продолжает принимать оперативно-розыскные меры для установления пре­ступника, уведомляя следователя о результатах.

Деятельность органов дознания по делам, по которым произво­дится дознание. Орган дознания возбуждает уголовное дело и при­нимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Орган дознания руководствуется правилами, установленными уголовно-процессуальным законодательством для предварительного следствия. Дознание производится в тече­ние 20 суток со дня возбуждения уголовного дела и до принятия решения о направлении уголовного дела прокурору. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток.

Дознание заканчивается составлением обвинительного акта или постановлением о прекращении дела. Обвинительный акт со всеми материалами направляется прокурору. В случае выне­сения постановления о прекращении дела копия постановления направляется прокурору.

В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ доз­нание осуществляется по значительному числу уголовных дел. В том числе:

-дознаватели органов внутренних дел ведут дознание о преступлениях против здоровья граждан; чести и достоинства личности; семьи и несовершеннолетних; нарушениях общественного поряд­ка; безопасности движения и эксплуатации транспорта; против собственности и по ряду других преступлений, затрагивающих многие сферы жизнедеятельности общества и государства;

-дознаватели органов Федеральной службы наркоконтроля ведут дела о незаконном приобретении, изготовлении, переработ­ке, хранении или перевозке наркотических веществ; незаконном культивировании запрещенных к возделыванию растений, содер­жащих наркотические вещества; организации и содержании при­тонов для потребления наркотических средств или психотроп­ных веществ и другие;

-дознаватели подразделений пограничной службы Федеральной службы безопасности ведут дознание по делам, связанным с незакон­ным пересечением и изменением Государственной границы, наруше­нием законодательства о континентальном шельфе и исключитель­ной экономической зоне Российской Федерации и другие;

-дознаватели органов службы судебных приставов ведут дозна­ние по делам, связанным с преступлениями против правосудия (неуважение к суду, неисполнение приговоров, решений и других судебных актов);

-дознаватели таможенных органов производят дознание по делам о контрабанде и уклонении от уплаты таможенных плате­жей;

-дознаватели органов противопожарной службы — по уголов­ным делам о преступных нарушениях правил противопожарной безопасности, уничтожении или повреждении лесов, другого иму­щества в результате неосторожного обращения с огнем.

Действия (бездействие) и решения дознавателя (органа дозна­ния) могут быть обжалованы в порядке, установленном Уголов­но-процессуальным кодексом РФ.

Надзор за точным и неуклонным исполнением законов орга­нами дознания осуществляет прокуратура. Осуществляя надзор, прокурор в пределах своей компетенции:

- требует от органов дознания для проверки любое дело, находя­щееся в их производстве;

- дает письменные указания о порядке и способах проведения дознания;

- отменяет незаконные и необоснованные постановления лиц, производящих дознание;

- изымает от органа дознания и передает следователю любое дело;

- отстраняет лицо, производящее дознание, если им допущено нарушение закона при расследовании дела.

Письменные указания прокурора органам дознания в связи с расследованием ими дел являются для этих органов обязательны­ми. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокуро­ру не приостанавливает их исполнения.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте общую характеристику выявления и раскрытия преступле­ний как правоохранительной функции.

2. Определите понятие «оперативно-розыскная деятельность» и ее правовые основы.

3. Перечислите органы, осуществляющие оперативно-розыскную дея­тельность, и назовите основные способы проведения оперативно-розыск­ных мероприятий.

4. Назовите основные формы предварительного расследования и виды дознания.

5. Перечислите органы, наделенные правом вести дознание.

6. Укажите основные обязанности дознания по делам, по которым предварительное следствие необязательно, и по делам, по которым пред­варительное следствие обязательно.

7. Назовите основные полномочия следователя.

8. Перечислите органы, осуществляющие предварительное следст­вие.

9. Какова роль следственных подразделений правоохранительных органов?

10. Назовите основные полномочия прокурора но надзору за опера­тивно-розыскной деятельностью, дознанием и следствием.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.