Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема №7 Органы юстиции Российской Федерации





Цель лекции: показать особенности и систему Министерства юстиции Российской Федерации, рассмотреть основные задачи, функции и направления деятельности Министерства юстиции РФ, перечислить полномочия министерства юстиции по отношению к адвокатуре, нотариату, органам ЗАГСа и судебно-экспертным учреждениям, охарактеризовать Федеральные службы юстиции Российской Федерации.

Ключевые слова:юридическая экспертиза, государственный учет, Федеральная служба исполнения наказания, судебный пристав.

Вопросы:

1. Министерство юстиции РФ и система его органов

2. Основные задачи Министерства юстиции, функции и основные направления деятельности

3. Полномочия министерства юстиции по отношению к адвокатуре, нотариату, органам ЗАГСа и судебно-экспертным учреждениям

4. Федеральные службы юстиции

1. В соответствии с Положением Министерство юстиции Рос­сийской Федерации (Минюст России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработ­ке и реализации государственной политики и нормативно-пра­вовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере деятельности подведомственных ему федераль­ных служб.



Руководство деятельностью Минюста России осуществля­ет Президент Российской Федерации. Минюст России контро­лирует и координирует деятельность подведомственных ему Федеральной службы исполнения наказания, Федеральной службы судебных приставов и Федеральной регистрационной службы.

2. Основными задачами Минюста России являются:

1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

2) нормативно-правовое регулирование в установленной сфе­ре деятельности;

3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина.

Минюст России осуществляет свою деятельность непосредст­венно и (или) через свои территориальные органы, а также руко­водит деятельностью федеральных государственных учреждений, выполняющих задачи в установленной сфере деятельности.

Минюст России осуществляет следующие основные полномо­чия:

вносит Президенту и в Правительство РФ проекты законода­тельных и иных нормативных актов по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему феде­ральных служб, а также проект плана работы и прогнозируемые показатели деятельности министерства;



обобщает практику применения законодательства России и разрабатывает предложения о приоритетных направлениях зако­нопроектной деятельности Правительства Российской Феде­рации, проводит юридическую экспертизу проектов законода­тельных и иных нормативных актов, вносимых на рассмотрение Президента и Правительства России, участвует в организации работы по систематизации законодательства и подготовки Свода законов Российской Федерации;

-осуществляет юридическую экспертизу и государственный учет нормативно-правовых актов субъектов Российской Федера­ции и организует государственную регистрацию уставов муници­пальных образований;

проводит государственную регистрацию актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свобо­ды и обязанности граждан или имеющих межведомственный характер;

-обобщает практику деятельности подведомственных Мин­юсту России федеральных служб и контроль за соответствием принимаемых ими решений законодательству Российской Феде­рации;

-представляет предложения о заключении и выполнении меж­дународных договоров Российской Федерации и международных соглашений о правовой помощи;

-организует и осуществляет кадровое обеспечение централь­ного аппарата Минюста России и его территориальных органов. Осуществляет организационное и методическое руководство дея­тельностью учреждений судебной экспертизы.



Минюст России осуществляет и иные функции, если они пред­усмотрены федеральными законами, актами Президента и Прави­тельства Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федера­ции от 13 октября 2004 г. Минюст России возглавляет министр юстиции Российской Федерации, назначаемый на должность Президентом по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Министр имеет заместителей, назна­чаемых на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Феде­рации. Количество заместителей министра устанавливается Президентом Российской Федерации (в настоящее время — два| заместителя).

Общая численность сотрудников центрального аппарата 547 единиц.

Министр юстиции осуществляет на основе единоначалия общее руководство деятельностью министерства; распределяет обязанности между своими заместителями; утверждает Положе­ния о структурных подразделениях, структуру и штаты централь­ного аппарата; назначает и освобождает от должности работником центрального аппарата и в установленном порядке руководите­лей территориальных органов юстиции; согласовывает решения руководителей подведомственных федеральных служб о созда­нии реорганизации и ликвидации территориальных органов этих служб; присваивает в установленном порядке классные чины и специальные звания работникам органов и учреждений юстиции; подписывает международные договоры Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным делам; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законом.

Система органов Министерства юстиции РФ включает:

1) Минюст России — центральный аппарат;

2) управления Минюста России по федеральным округам;

3) органы Минюста России в субъектах Российской Федера­ции;

4) федеральные и региональные учреждения юстиции

Центральный аппарат Минюста России состоит из 9 департа­ментов:

— государственной политики в сфере юстиции;

— конституционного законодательства и законодательства о безопасности;

— экономического законодательства;

— бюджетного законодательства;

— гражданского и социального законодательства;

— управления и государственной службы;

— правового регулирования, анализа и контроля деятельности подведомственных федеральных служб;

— организации, координации и контроля;

— международного права и сотрудничества;

— ресурсного обеспечения.

В состав каждого департамента входят отделы по конкретным направлениям деятельности соответствующего департамента.

В Министерстве юстиции РФ образуется коллегия в составе Председателя — министра юстиции РФ, заместителей министра (по должности), руководителей подведомственных федеральных служб, а также других лиц. Члены коллегии, кроме лиц, входя­щих в ее состав по должности, утверждаются Президентом Рос­сийской Федерации по представлению министра юстиции.

Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельно­сти Министерства юстиции РФ. Решения коллегии реализуются приказами и указаниями министра. В случае разногласий меж­ду министром и коллегией министр реализует свое решение и о возникших разногласиях информирует Президента или Прави­тельство Российской Федерации. Такая процедура обсуждения и принятия решений по наиболее важным вопросам деятельности органов юстиции имеет еще и то значение, что Министерство юстиции РФ вправе издавать постановления, приказы, распоря­жения, правила, инструкции и положения, являющиеся обяза­тельными для государственных и муниципальных органов, орга­низаций, должностных лиц и граждан.

При Министерстве юстиции состоит Российский федераль­ный центр судебной экспертизы, Научный центр правовой инфор­мации, Российская правовая академия, а также образуются науч­но-консультативные советы, состав которых и положения о них утверждаются министром.

Управления Министерства юстиции РФ по федеральному округу являются окружными территориальными органами Министерст­ва юстиции РФ, основные задачи которых включают организацию работы и контроль за деятельностью органов и учреждений юстиции на территории округа по вопросам, отнесенным к ведению Министер­ства юстиции РФ. В их число, в частности, входит исполнение обя­зательств министерства по международным договорам о правовой помощи; контроль за выполнением соглашений между Министерством юстиции РФ и органами исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации о взаимодействии в сфере юстиции; оказание содействия в обеспечении деятельности судебно-экспертных учре­ждений; контроль за исполнением актов по вопросам помилования; контроль за финансово-экономической и хозяйственной деятельно­стью территориальных органов юстиции и ряд других.

Положением определены должностные права и обязанности руководителей управления, их участие в работе полномочного представителя Президента РФ в округе. Предусматривается соз­дание совета при управлении — консультативного органа, дейст­вующего в рамках упомянутого Положения.

Федеральные территориальные органы Министерства юсти­ции Российской Федерации включают министерства юстиции рес­публик в составе Российской Федерации, управления (отделы) юстиции в краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге, в автономных округах и автономной области.

Органы юстиции в субъектах Российской Федерации реализу­ют государственную политику в сфере юстиции, координируют деятельность федеральных специализированных учреждений юсти­ции РФ на территории соответствующего субъекта Федерации, взаимодействуют с органами государственной власти субъекта Рос­сийской Федерации, которые по соглашению с Министерством юстиции могут передавать им осуществление своих полномочий.

Территориальные органы создаются Министерством юстиции РФ, которое утверждает положение о них, штатную численность и фонд оплаты труда. Руководители территориальных органов юстиции назначаются и освобождаются от должности министром юстиции.

Руководители органов юстиции в субъектах Российской Феде­рации принимают и увольняют работников аппарата, распределя­ют обязанности между ними. Работа аппарата территориальных органов юстиции строится в соответствии с основными направле­ниями деятельности (функциями) Министерства юстиции РФ.

3. Как уже отмечалось, функции Министерства юстиции РФ претерпели существенные изменения. Отпала функция организационного руководства судами, изменилось содержание полномочий по обеспечению судебной деятельности. В сферу деятельности министерства, в соответствии с упомянутой Концепцией, были включены дополнительные полномочия, связанные с его участием в обеспечении правотворческой деятельности органов государственной власти, контролем за движением собственности, новыми подходами к функционированию системы исполнения уголовных наказаний и с решением ряда других вопросов.

Остановимся подробнее на основных функциях Министерст­ва юстиции Российской Федерации.

Обеспечение нормотворческой деятельности органов государ­ственной власти включает несколько направлений деятельности Министерства юстиции РФ: экспертизу и координацию право­творческой деятельности федеральных органов исполнительной власти; юридическую оценку правовых актов субъектов Россий­ской Федерации; учет и систематизацию действующего законода­тельства.

1. В соответствии с Положением Министерство юстиции РФ координирует нормотворческую деятельность федеральных орга­нов исполнительной власти, проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых этими органами на рассмотрение Президента и Прави­тельства Российской Федерации.

Координационная функция осуществляется Министерством юстиции РФ в двух формах: в тех случаях, когда подготовка про­екта правового акта поручена Министерству юстиции с участием других ведомств и когда проект готовится другими ведомствами, а Министерство юстиции РФ принимает участие в его подготов­ке. Так, например, в соответствии с графиком подготовки пра­вовых актов Правительства РФ, необходимых для реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год», в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 марта 2001 г. должны быть подготовлены 46 проектов различных правовых актов, и в работе над каждым из них в той или иной форме предусматривалось участие Министерства юстиции РФ.

Для осуществления этой координационной функции Мини­стерство юстиции РФ наделено правом запрашивать и получать необходимые материалы от органов государственной власти, при­влекать для разработки проектов и их экспертизы научные и дру­гие организации, а также ученых и специалистов, в том числе и на договорной основе, а также работников федеральных органов исполнительной власти.

Кроме того, Министерство юстиции РФ имеет полномочия по собственной инициативе вносить на рассмотрение Президента и Правительства Российской Федерации проекты законодатель­ных и иных нормативных правовых актов по вопросам собствен­ной компетенции, а также предложения по реализации политики государства в сфере юстиции.

2. Юридическая экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам — еще одна важная сторона обеспечения нормотворчества органов государственной власти регионов.

3. Государственный учет и систематизация действующего зако­нодательства — функция, которая обеспечивает правотворческую деятельность не только самого Министерства юстиции РФ, но и правовую информацию Президента, Правительства РФ и иных федеральных органов исполнительной власти.

В этих целях на базе общеправового классификатора отраслей законодательства осуществляется государственный учет правовых актов федерального уровня: законов, указов Президента, постанов­лений Правительства РФ. Учет ведется на магнитных и бумажных носителях, каждый акт распределяется по предметам соответству­ющей отрасли законодательства и путем внесения необходимых поправок и уточнений поддерживается в контрольном состоянии. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 г. «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации», в редакции от 19 июня 2003 г. и принятого в его развитие Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных актов субъектов Российской Федерации на Министерство юсти­ции РФ возложена обязанность ведения этого регистра в целях обеспечения контроля за соответствием правовых актов субъе­ктов Российской Федерации Конституции Российской Федера­ции и федеральным законам, а также для получения гражданами и органами власти необходимой правовой информации.

В соответствии с установленным порядком высшее должност­ное лицо субъекта Российской Федерации обязано в 7-дневный срок после принятия соответствующего правового акта законода­тельным или исполнительным органом власти направить копию этого акта в Министерство юстиции РФ через соответствующий территориальный орган юстиции, для его оценки и последующе­го включения в соответствующий раздел федерального регистра. К этому участку работы Министерства юстиции относится также подготовка к официальному изданию кодифицированных актов (кодексов), участие в работе по созданию Свода законов Российской Федерации, а также осуществление обмена правовой информацией с иностранными государствами.

Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляется Министерством юстиции РФ в тех случаях, когда они затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина; устанавли­вают правовой статус организации или имеют межведомственный характер, а также актов иных органов, в случаях, предусмотренных федеральным законодательством Российской Федерации.

Сейчас эта функция Министерства юстиции РФ значитель­но расширена. В соответствии с Указом Президента от 20 марта 2001 г. под контроль Министерства юстиции РФ отнесены под­лежащие регистрации нормативные правовые акты Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательно­го медицинского страхования, Фонда социального страхования, Государственной хлебной инспекции при Правительстве Россий­ской Федерации.

Становление и развитие учреждений судебной экспертизы связано с упомянутой Концепцией реформирования органов и учреждений юстиции, принятой в октябре 1996 г., в соответствии I которой осуществляются меры по материальному, кадровому и правовому обеспечению ее деятельности, в том числе по повыше­нию оплаты труда, развитию научных исследований, укреплению материально-технической базы экспертных учреждений.

В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Рос­сийской Федерации», в редакции от 30 декабря 2001 г. лабора­тории судебной экспертизы проводят для судов, органов проку­ратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности и других правоохранительных органов криминалистические, тра-сологические, баллистические, почерковедческие и многие дру­гие виды экспертиз.

Приказом Министерства юстиции РФ от 20 декабря 2002 г. утверждена Инструкция по организации производства судеб­ных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации. Этим доку­ментом регламентируются вопросы, связанные с требованиями профессиональной подготовки экспертов; их права, обязанно­сти и ответственность; процедура производства экспертных исследований, включая повторные и комиссионные экспертизы; полномочия руководителей судебно-экспертных учреждений. Приказом Министерства юстиции РФ от 23 декабря 2004 г. утверждено Положение об аттестации экспертов в государствен­ных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, порядок создания и деятельности Цент­ральной экспертно-квалификационной комиссии.

Как уже отмечалось, функции Министерства юстиции Рос­сийской Федерации включают и решение вопросов, связанных с разработкой политики государственного регулирования и нормотворчества в сфере деятельности подведомственных Минюсту России федеральных служб.

4. Органы и учреждения, исполняющие уголовные наказания, или, как их еще называют, пенитенциарные органы, были переданы в систему Министерства юстиции РФ в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 1998 г., изданного во исполнение Федерального закона от 21 июля 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы».

На Министерство юстиции РФ было возложено обеспечение исполнения уголовных наказаний; содержание подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей; их охрану, этапирование и конвоирование, а также контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

Система пенитенциарных учреждений возглавлялась соот­ветствующим Главным управлением Министерства юстиции, которое обеспечивало выполнение законодательства по вопросам деятельности уголовно-исполнительной системы и вносило руководству министерства предложения о создании, ликвидации, реорганизации соответствующих учреждений и по другим напра­влениям своей деятельности, В результате проведения административной реформы в системе Министерства юстиции РФ была образована Федеральная служба исполнения наказаний.

Основные задачи ФСИН России:

1. Исполнение в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей подозреваемых, обвиняемых и осужденных и контроль за поведе­нием условно осужденных и осужденных, к которым судом предо­ставлена отсрочка.

2. Обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов лиц, содержащихся под стражей.

3. Обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, обеспечение безопасности лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы.

4. Охрана и конвоирование содержащихся под стражей по уста­новленным маршрутам, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции.

5. Создание осужденным и содержащимся под стражей условий содержания, соответствующих нормам международного права.

6. Организация деятельности по оказанию осужденным помо­щи в социальной адаптации.

ФСИН России управляет соответствующими территориаль­ными органами системы и осуществляет свою деятельность непо­средственно.

ФСИН России в своей деятельности руководствуется Консти­туцией Российской Федерации; Законом РФ от 21 июля 1993 г, (в редакции от 22 августа 2004 г.) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы», другими федеральными законами; Уголовно-исполнительным кодексом РФ, принятым 8 января 1997 г., актами Президента и Правительства РФ; международными договорами Российской Федерации; актами Минюста России.

Федеральная служба исполнения наказаний осуществляет сле­дующие полномочия:

Обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации: правопорядок и законность в учреждениях уголовно-исполнительной системы и безопасность лиц, находящихся на ее территории; точное и безусловное исполнение приговоров, постано­влений и определений суда; исполнение международно-правовых обязательств Российской Федерации в сфере своей деятельности; привлечение осужденных к труду и создание условий для их мораль­ной и материальной заинтересованности в результатах труда.

Осуществляет: направление осужденных к месту отбывания и их размещение; материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; меры по обеспечению сотрудников оружием, специальными средствами и охрану учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; медико-санитарное обеспечение лиц, содержащихся под стражей; реа­лизацию мер по обеспечению пожарной безопасности и обеспечение мобилизационной подготовки; координацию деятельности образова­тельных и научных учреждений, подведомственных ФСИН России.

Принимает участие в подготовке материалов, необходимых для рассмотрения ходатайств в разработке федеральных про­грамм развития и укрепления уголовно-исполнительной системы и экспертизе законопроектов и иных актов, относящихся к сфере деятельности ФСИН России.

Организует: общее и начальное профессиональное образо­вание и профессиональное обучение осужденных; выполнение заказов, размещенных на предприятиях системы на поставку товаров и продукции для государственных нужд; оперативно-розыскную деятельность, осуществляемую учреждениями уголовно-ис­полнительной системы; кадровое обеспечение центрального аппа­рата ФСИН России и ее территориальных органов.

ФСИН России создает, ликвидирует и реорганизует учрежде­ния, исполняющие наказания, и выполняет иные функции в уста­новленной сфере деятельности, если они предусмотрены законо­дательными актами, актами Президента и Правительства Россий­ской Федерации.

ФСИН России не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, кроме случаев, установленных законами, актами Президента и Правительства РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. в ФСИН России вводится должность директора Службы, шесть го заместителей, в том числе одного первого, а также 17 управлений центрального аппарата со штатной численностью сотрудников 655 единиц. Директор ФСИН России назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по пред­ставлению Правительства.

Директор ФСИН России осуществляет на основе единонача­лия руководство деятельности Службы, распределяет обязанно­сти между своими заместителями, устанавливает полномочия других должностных лиц по решению вопросов, относящихся к компетенции ФСИН России.

Вносит (представляет) Министру юстиции РФ предложения;

— о назначении на должность заместителей директора и руко­водителей территориальных органов ФСИН России;

— по формированию проекта федерального бюджета и по стру­ктуре и штатной численности центрального аппарата для после­дующего представления Президенту РФ;

— о создании, реорганизации и ликвидации учреждений уголов­но-исполнительной системы для представления в Правительстве РФ;

— о заключении международных договоров Российской Феде­рации и соглашений в установленной сфере деятельности;

— по проектам нормативных правовых актов и совершенство­ванию законодательства, в сфере уголовно-исполнительной дея­тельности;

— о ежегодном плане и основных показателях деятельности и предложения по другим вопросам, решения которых отнесены к компетенции Министерства юстиции Российской Федерации.

Осуществляя деятельность по руководству системой ФСИН России, директор: утверждает штатное расписание центрально го аппарата и территориальных органов в пределах выделенных ассигнований; издает в пределах своих полномочий индивидуальные правовые акты по вопросам службы: утверждает планы про­ведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; положения об экспертных, консультативных и совещатель­ных органах; осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством РФ.

Уголовно-исполнительная система включает:

1) Федеральную службу исполнения наказаний;

2) территориальные органы ФСИН;

3) учреждения, исполняющие наказания.

В систему по решению Правительства могут входить органи­зации, предприятия и учреждения, обеспечивающие ее деятель­ность.

ФСИН России (центральный аппарат) включает:

Руководство (директора службы), при котором состоят секре­тариат, контрольно-инспекторское управление, главная бухгалте­рия;

Управления (их 17), которыми курируют 7 заместителей дире­ктора, в их числе:

— оперативное, безопасности и специального учета, социаль­ной, воспитательной и психологической работы;

— управление охраны, конвоирования и спецперевозок, инже­нерно-технического обеспечения и вооружения;

— организация предварительного заключения и тюрем, испол­нения наказаний, не связанных с лишением свободы;

— кадров и профессионального образования, управление по работе с личным составом;

— финансово-экономическое, контрольно-ревизионное и упра­вление ресурсного обеспечения;

— правовое управление, медицинского обеспечения и трудовой адаптации осужденных.

Ряд подразделений непосредственно подчинены ФСИН Рос­сии. В их числе: управление оперативно-технических меропри­ятий, оперативно-розыскное бюро; специальный следственный изолятор № 1, отдел по охране ГНЦ им. Сербского, Санкт-Петер­бургский институт повышения квалификации, ряд межрегиональ­ных учебных центров, научно-исследовательский институт, цен­тральный узел связи, подразделения медицинского, торгового, жилищно-коммунального обслуживания и ряд других.

Территориальные органы управления ФСИН России создаются на территориях субъектов Российской Федерации и осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными подразделениями по конвоиро­ванию. Структуру и штатное расписание территориальных органов утверждает директор ФСИН России, он же вносит предложения министру юстиции РФ о назначении и освобождении от должно­сти руководителей территориальных органов ФСИН России.

Учреждения, исполняющие наказание, определены Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (ст. 16) и включают:

уголовно-исполнительные инспекции для исполнения наказа­ния в виде обязательных работ по месту жительства осужденных на объектах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией;

исправительные центры — специальные учреждения ФСИН Рос­сии для отбывания наказания осужденных к ограничению свободы; учреждения для исполнения наказания в виде лишения свобо­ды: исправительные колонии общего, строгого и особого режима; колонии-поселения, воспитательные колонии, лечебно-исправи­тельные учреждения, а также тюрьмы.

На территории деятельности учреждений, исполняющих нака­зание, могут создаваться следственные изоляторы для содержа­ния подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качест­ве меры пресечения применено заключение под стражу.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ регламентировал право­вые положения осужденных, режим и условие отбывания наказа­ния, привлечение к труду и профессиональной подготовке отбывающих наказание, особенности исполнения наказания в воспитательных колониях для несовершеннолетних и ряд других вопросов.

Закон РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» рег­ламентирует основные вопросы, связанные с организацией и мате­риально-техническим обеспечением деятельности учреждений, исполняющих наказание; права, обязанности и ответственность сотрудников этих учреждений, целевые применения мер воздейст­вия, включая и использование спецсредств и оружия, а также меры правовой и социальной защиты сотрудников службы.

Законом установлено, что контроль за деятельностью уголов­но-исполнительной системы осуществляют: Федеральное Собра­ние РФ, Президент и Правительство РФ, законодательные орга­ны субъектов Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Непосредственный контроль возложен на ФСИН России. Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномочен­ные им прокуроры осуществляют надзор за исполнением наказа­ния на соответствующей территории Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», утвердившим Положение о ней, подведомственная Министерству юстиции РФ Федеральная служба судебных при­ставов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов.

Основными задачами Федеральной службы судебных приста­вов (ФССП) является:

1) обеспечение установленного порядка деятельности Консти­туционного Суда РФ, всех судов общей юрисдикции и арбитраж­ных судов;

2) организация принудительного исполнения судебных актов удов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством РФ;

3) управление территориальными органами ФССП России.

Правовую основу деятельности ФССП России составля­ют Конституция РФ, федеральные законы, в том числе ФЗ от 21 июля 1997 г. (в редакции от 22 августа 2004 г.) «О судебных приставах»; ФЗ от 21 июля 1997 г. (в редакции от 22 августа 2004 г.) «Об исполнительном производстве», акты Президента и Правительства РФ, международные договоры, акты Минюста России.

Федеральная служба судебных приставов осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные ей тер­риториальные органы и наделена следующими полномочиями:

применяет меры принудительного исполнения на основании соответствующего исполнительного документа, в результате про­веденной оценки и учета и арестованного имущества;

организует хранение и принудительную реализацию аре­стованного и изъятого имущества, розыск должника (граж­данина или организации), участие судебных приставов-исполнителей в защите интересов государства в делах о банкротстве, а так­же в исполнении решений комиссии по трудовым спорам;

проводит анализ деятельности территориальных органов, соз­дает и ведет банки данных о возбуждении исполнительного про­изводства;

организует в соответствии с законодательством РФ производство дознания по уголовным делам об административных правонарушениях;

осуществляет материально-техническое обеспечение деятель­ности центрального аппарата и территориальных органов и функ­ции главного распорядителя средств федерального бюджета, пре­дусмотренных на содержание службы;

разрабатывает меры по кадровому обеспечению, правовой и социальной защите работников ФССП России;

участвует в установленном порядке в разработке и осуществле­нии программ международного сотрудничества;

ФССП России осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, предусмотренные законодательством Рос­сийской Федерации.

ФССП России в целях реализации своих полномочий имеет право: получать от органов государственной власти, местного самоуправления документы и иные материалы, привлекать для выработки решении специалистов и ученых, в том числе и на договорной основе образовывать совещательные и контрольные органы, заключать гражданско-правовые договоры.

В соответствии с Указом Президента Российской Федера­ции от 13 октября 2004 г. Федеральную службу судебных при­ставов возглавляет директор — Главный судебный пристав Российской Федерации, назначенный Президентом РФ. Дире­ктор ФССП России имеет четырех заместителей, в том числе одного первого, назначаемых и освобождаемых от должности Президентом РФ. В центральном аппарате ФССП образовано 9 управлений по основным направлениям деятельности, установлена предельная численность центрального аппарата в количестве 215 единиц и общая численность работников тер­риториальных органов, включая судебных приставов и приста­вов-исполнителей, — 44 831 единица. Директор ФССП России:

— распределяет обязанности между заместителями, устанав­ливает полномочия других должностных лиц ФССП, организует работу центрального аппарата;

— вносит (представляет) министру юстиции РФ предложе­ния:

а) о предельной численности и фонде оплаты труда работни­ков, о назначении на должность заместителей директора и руко­водителей территориальных органов — главных судебных приста­вов субъектов Российской Федерации;

б) о формировании проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования центрального аппарата и террито­риальных органов;

в) проекты положений о ФССП России о территориальных органах;

г) предложения о заключении международных договоров Российской Федерации и соглашений в центральной сфере деятель­ности;

д) ежегодный план и основные показатели деятельности ФССП России, а также отчет об исполнении плана.

Осуществляя руководство системой, директор ФССП:

утверждает структуру, штатное расписание и смету расходов на содержание работников ФССП, положения о структурных под­разделениях центрального аппарата, о совещательных и консуль­тативных органах, состав центральной аттестационной комиссии ФССП России;

назначает на должность по согласованию с министром юстиции РФ заместителей руководителей территориальных органов, реша­ет вопросы о прохождении федеральной государственной службы и осуществлении трудовой деятельности в ФССП России;

принимает по согласованию с Министерством юстиции РФ решение о создании, реорганизации и ликвидации территориаль­ных органов ФССП.

Система ФССП России включает:

1) ФССП России — центральный аппарат;

2) главные управления (управления), отделы в субъектах РФ;

3) районные, межрайонные и специализированные отделы — структурные подразделения территориальных органов ФССП.

Как упоминалось, в центральном аппарате ФССП России образованы 9 управлений по основным направлениям работы: обеспечение установленного порядка деятельности судов, испол­нение судебных актов, организационное, кадровое, материально-техническое обеспечение и др.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.