Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема №2 Судебная власть и система органов, ее осуществляющих





Костанайский филиал

Кафедра права

 

УТВЕРЖДЕНО

заседанием кафедры права

Протокол № ____ от «____» ________ 2014 г.

 

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «Правоохранительные органы»

 

Костанай 2014 г.

 

Краткий конспект лекций по дисциплине «Правоохранительные органы» составлен:

Чермениновым А.Г., доцентом кафедры права ___________

 

Краткий конспект лекций по дисциплине «Правоохранительные органы» обсужден на заседании методической комиссии кафедры права

Протокол № ___ от «____» _________ 2014 г.

 

Председатель метод. комиссии __________________ О.В. Гарась

 

 

Тема №1 Основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы»

Цель:рассмотреть понятие и значение, признаки и задачи правоохранительной деятельности, изучить предмет и систему дисциплины «Правоохранительные органы», назвать и охарактеризовать основные нормативные акты о правоохранительных органах.

Ключевые слова: законность, правопорядок, ответственность, Закон, иные (подзаконные) нормативные правовые акты.

Вопросы:

1. Правоохранительная деятельность: ее признаки, понятие и задачи.



2. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы».

3. Общая характеристика и классификация правовых актов о правоохранительных органах.

1. Российская Федерация, как это закреплено в Конституции, — демократическое федеративное правовое государство с респуб­ликанской формой правления (ст. 1). В число важнейших основ конституционного строя включена характеристика Российской Федерации как правового государства. Фундаментальная роль права, зафиксированная Конституцией Российской Федерации, выражается в том, что основные права и свободы человека неот­чуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17), а го­сударство признает, соблюдает и защищает как высшую ценность человека, его права и свободы (ст. 2).

Основополагающие конституционные положения являются правовой базой формирования принципа законности, т.е. обяза­тельного выполнения предписаний Конституции Российской Федерации и действующего законодательства всеми органами государства, общественными организациями и гражданами. Прин­цип законности находит свое воплощение в отношениях и связях, определяющих правопорядок в государстве.



Современное понимание правопорядка включает, в частности, такие компоненты, как верховенство Конституции, законов и со­ответствия им всех других нормативных правовых актов; соблю­дение норм права всеми участниками общественных отношений (должностными лицами и гражданами); равная и реальная ответ­ственность перед обществом и государством всех, кто нарушил закон, чьи-либо субъективные права или не исполнил субъектив­ные обязанности; применение права и государственного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами в це­лях предупреждения, пресечения и устранения нарушений.

Законность и правопорядок являются необходимыми усло­виями многосторонней деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, общественных объе­динений, а также гарантом соблюдения прав и свобод граждан. Отсюда следует, что реальное обеспечение мер по соблюдению законности и укреплению правопорядка как важнейшего фактора успешной практической работы в той или иной степени присуще всем участникам общественных отношений.

Президент Российской Федерации как глава государства явля­ется гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, в рамках действующего законодательства обеспечивает суверени­тет страны, ее независимость и государственную целостность, сог­ласовывает функционирование и взаимодействие органов государ­ственной власти (ст. 80 Конституции Российской Федерации).

Вопросами законности и правопорядка, наряду с другими про­блемами, занимается Федеральное Собрание Российской Феде­рации, которое принимает законы, в том числе и о правоохрани­тельных органах. Совет Федерации назначает судей высших судов страны и Генерального прокурора Российской Федера­ции (п. «ж» и «з» ч. 1 ст. 102). Государственная Дума назначает на должность Уполномоченного по правам человека, объявляет амнистию (п. «д» и «е» ст. 103).



Правительство Российской Федерации наряду с выполнением основной функции - руководством политической, экономической и культурной жизнью государства, осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан и охране общественного порядка, борьбе с преступностью (п. «е» ч. 1 ст. 114).

Министерства, государственные комитеты, службы и другие органы отраслевого управления, наряду с выполнением своих основных функций, занимаются и вопросами обеспечения закон­ности и правопорядка, прежде всего в порученной им сфере дея­тельности, включая и координацию работы с другими ведомствами. Так, например, пункты 3 и 5.2 Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства от 27 августа 2004 г.», обязывает министерство при осуществлении хозяйствен­ной и управленческой функций руководствоваться Конституци­ей Российской Федерации, обеспечивать исполнение федераль­ных законов, указов Президента и постановлений Правительства Российской Федерации. Министерство вправе издавать норма­тивные правовые акты в соответствии с действующими правовы­ми нормами, в том числе и совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.

Органы государственной власти субъектов Российской Феде­рации на своей территории осуществляют полномочия, связанные с обеспечением законности, правопорядка и общественной безо­пасности (п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации). К предметам ведения местного самоуправления, в числе других, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации» в редакции от 8 декабря 2003 г., отнесены охрана общественного порядка, организация и содержа­ние муниципальной полиции, муниципальной пожарной службы и ряд других функций.

Особо отметим участие граждан и их общественных объеди­нений в обеспечении законности и правопорядка. Согласно Кон­ституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч 2 ст. 45) Обращаясь в суд за защитой субъективных трудовых, жилищных, имущественных, семейных и других прав, доби­ваясь устранения допущенных нарушений закона, гражданин тем самым по существу участвует в выполнении функции охра­ны права в целом. Характерно, что закон (ст. 14 Гражданского кодекса Российской Федерации) допускает самозащиту граж­данских прав способом, который должен быть соразмерным нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. Важное значение в обеспечении участия гра­ждан в борьбе с правонарушениями имеет их право обратиться с заявлением в суд, в соответствии с Законом Российской Феде­рации от 27 апреля 1993 г. (в ред. от 14 декабря 1995 г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Изложенное выше применимо и к деятельности многочис­ленных общественных объединений граждан, которые в соот­ветствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «Об общест­венных объединениях» в ред. от 2 ноября 2004 г. создаются на добровольной основе для защиты общих интересов и достиже­ния общих целей. Меры, принимаемые для защиты интересов членов объединений, включая и обращения в суд, способствуют укреплению законности и правопорядка.

При федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах могут быть образованы обществен­ные советы согласно Указу Президента РФ от 4 августа 2006 г. № 842 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федераль­ных агентствах, руководство деятельностью которых осуществля­ет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам». Согласно пункту 1 этого Указа в соответствии с частью 2 ст. 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» обществен­ные советы могут быть образованы руководителями соответству­ющих федеральных органов исполнительной власти по предло­жению совета Общественной палаты РФ.

Предложение совета Общественной палаты РФ об обра­зовании общественного совета при федеральном органе исполнительной власти, направленное руководителю соответствующего федерального органа исполнительной власти, подлежит обязательному рассмотрению. Общественный совет образуется в двухмесячный срок со дня направления совету Общественной палаты РФ уведомления руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти о согласии образовать общественный совет.

Однако из Указа не ясно, что может происходить в слу­чае отказа руководителя федерального органа исполнительной власти создать при возглавляемом им органе такой обществен­ный совет, несет ли в этом случае руководитель какую-либо ответственность или должен определенным образом мотивиро­вать свой отказ. Также непонятны в этой ситуации дальнейшие действия совета Общественной палаты, к предложению которо­го исполнительная власть не прислушается.

Более того, Положение об общественном совете и его состав утверждаются правовым актом соответствующего феде­рального органа исполнительной власти об образовании обще­ственного совета. В нем определяются компетенция и порядок деятельности общественного совета, а также порядок его фор­мирования. Получается, что, к примеру, созданный обществен­ный совет при МВД России может обладать одной компетенци­ей, установленной в разработанном в недрах МВД России поло­жении о нем, а компетенция и порядок деятельности, например, общественного совета при Минюсте России будут несколько иными. Этот вопрос только предстоит решить.

Членами общественного совета не могут быть лица, кото­рые в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» не могут быть членами Общественной палаты РФ. Члены обще­ственного совета исполняют свои обязанности на общественных началах. Организационно-техническое обеспечение деятель­ности общественных советов, а также обеспечение участия в их работе членов Общественной палаты Российской Федерации осуществляют федеральные органы исполнительной власти, при которых образованы общественные советы.

Таким образом, как явствует из изложенного, все упомяну­тые выше участники выполняют меры по охране правопорядка. Однако существенным является то обстоятельство, что эта часть их функций не у всех определяет основное содержание их деятельности, ограничена в той мере, которая требуется для решения стоящих перед ними иных задач в сферах экономиче­ского, социального, культурного строительства, вопросов науки, образования, обороны, внешних сношений и т.д.

Для того чтобы из приведенного перечня выделить круг орга­нов, основная деятельность которых заключается именно в обес­печении правопорядка и законности, т.е. таких, которые принято относить к правоохранительным органам, следует определить кри­терии, имманентно присущие правоохранительной деятельности. В соответствии со сложившимся пониманием существенные при­знаки правоохранительной деятельности сводятся к следующим.

Для такого рода деятельности характерным является приме­нение мер юридической ответственности. Так, в случае совер­шения уголовного преступления применяются меры наказания, установленные Уголовным кодексом; за проступки, не влеку­щие уголовное наказание, — меры административного взыска­ния; при причинении имущественного или иного ущерба, невы­полнении договорных обязательств — соответствующие санк­ции, установленные гражданским законодательством, и т.д.

Применение мер юридической ответственности может осу­ществляться только на основе закона или иного правового акта, принятого в его исполнение. Соответствующий правовой акт устанавливает круг органов, имеющих право применять меры юридической ответственности, ее пределы и перечень обстоя­тельств, которые должны учитываться при вынесении решения. Правоохранительная деятельность реализуется не произ­вольно, по усмотрению правоприменителя, а в рамках точно определенных процедур. Процедуры относятся к досудебным и судебным стадиям расследования преступлений, рассмотрению имущественных, трудовых, жилищных, семейных конфликтов, разрешению дел об административных правонарушениях. Такой подход обеспечивает объективность применения соответству­ющих мер юридической ответственности и обеспечивает права лиц, в отношении которых они применяются.

Существенный признак правоохранительной деятельности заключается в том, что она реализуется органом, специально на то уполномоченным государством. Это в равной степени относится как к государственным органам, другим публичным структу­рам государства, так и к негосударственным организациям. Тем самым обеспечивается необходимая правовая регламентация пра­воохранительной деятельности соответствующих правопримени­телей, их ответственность и контроль со стороны государства.

Таким образом, правоохранительная деятельность — это дея­тельность государственных и общественных организаций, кото­рая осуществляется с целью охраны права специально на то уполномоченными органами и общественными формированиями, путем применения мер юридической ответственности, в соот­ветствии с законом и с соблюдением установленных процедур.

Из приведенного определения следуют два общих положения.

Во-первых, в связи с многообразием задач и особенностями статуса правоприменителя правоохранительная деятельность может осуществляться как государственными структурами (орга­ны юстиции, внутренних дел и т.д.), так и негосударственными организациями (адвокатура, частная охранная деятельность); в рамках как сугубо централизованных подсистем (прокуратура, органы федеральной службы безопасности), так и действующих автономно (суд, органы охраны порядка местного самоуправле­ния); не только гласно, но и с использованием негласных методов работы (оперативно-розыскная деятельность).

Во-вторых, при многообразии организационных форм и мето­дов работы во всех случаях и для всех органов и организаций, осуществляющих правоохрану, незыблемым остается неукосни­тельное соблюдение конституционных принципов правоохраны. К числу основных относятся:

принцип законности, в силу которого Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации, а органы государствен­ной власти и местного самоуправления, должностные лица, гра­ждане и их общественные объединения обязаны соблюдать кон­ституционные нормы и законы (ст. 15 Конституции РФ);

приоритет прав и свобод человека и гражданина включает обязанность государства обеспечивать соблюдение политиче­ских, экономических, социальных прав человека как высшей ценности государства (ст. 2 и гл. II Конституции РФ); равенство граждан и юридических лиц перед законом. В отно­шении граждан он обеспечивается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к рели­гии, убеждений, принадлежности к общественным объединени­ям (ст. 19 Конституции РФ). В отношении юридических лиц дополнительно включает государственные гарантии единства экономического пространства, свободное перемещение това­ров, услуг, финансовых средств, поддержку конкуренции, сво­боду экономической деятельности, признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ст. 8 Конституции РФ).

2. Исторически сложилось, что в начальный период советской истории вопросы деятельности правоохранительных органов изучались в рамках учебной дисциплины «Судоустройство». Такой подход был обусловлен не только исторической преемст­венностью юридического образования в России, но и системой законодательства, действовавшего в то время. В соответствии с Положением о судоустройстве в РСФСР, утвержденным ВЦИК РСФСР 19 ноября 1926 г., в этом акте регламентировались не только организация и деятельность судов, но и прокуратуры, органов юстиции, следствия и адвокатуры.

Последующие изменения, связанные с выделением следствен­ною аппарата из подведомственности судов, выделением функ­ции прокурорского надзора из сферы юстиции, передачей пенитенциарной системы в ведение органов внутренних дел и рядом других преобразований, привели к тому, что курс получил название «Суд и прокуратура в СССР», а с 1988 г. «Правоохранитель­ные органы СССР». После известных событий 1991 г. учебная дисциплина получила сегодняшнее ее название «Правоохранительные органы Российской Федерации» с включением в ее программу изучения деятельности более широкого круга органов правоохраны.

В настоящее время в рамках курса «Правоохранительные органы» изучаются теоретические проблемы, связанные с понятием «правоохранительная деятельность» и признаками, ее хара­ктеризующими, принципами ее осуществления. Изучается круг органов и организаций, обеспечивающих правоохрану, и наибо­лее существенные направления их деятельности по укреплению законности и правопорядка, а также роль и место этих органов и организаций в системе государства, их правоохранные функции взаимодействие между собой и с иными органами государства.

Таким образом, предмет дисциплины «Правоохранительные органы» можно определить как отрасль знания об основах орга­низации и наиболее существенных направлениях деятельности органов и организаций, обеспечивающих правоохрану, их месте в государственно-правовых институтах, взаимодействии между собой и с иными органами государства.

Курс «Правоохранительные органы» по своему характеру является вводным, позволяющим создать основу для освоения других предметов юриспруденции. Его значение для подготовки юристов в том, что он позволяет ознакомиться с устройством, организацией, характером деятельности судов, прокуратуры, полиции и других правоохранительных органов и тем самым в дальнейшем лучше понять и освоить знания по применению уго­ловного, гражданского, административного, трудового и других отраслей права.

Особенности изучаемого курса предопределены его тесной свя­зью и взаимозависимостью с теми сведениями, которые содержат­ся в других разделах смежных юридических дисциплин.

Прежде всего это относится к конституционному праву, кото­рое служит основой, закрепляющей на базе общественного и государственного устройства страны роль и место правоохрани­тельных органов, их взаимоотношения между собой и участие в правоохране Федерации, ее субъектов, органов местного самоуп­равления, а также общественных организаций. Основные прин­ципы организации таких правоохранительных органов, как суд и прокуратура, закреплены непосредственно в нормах Консти­туции страны. Важное значение для деятельности всех правоох­ранительных органов и организаций имеют конституционные положения о правах человека и гражданина.

Прослеживается тесная связь изучаемого курса с учебной дис­циплиной «Административное право». Очевидно, что успешная деятельность правоохранительных органов, тем более тех, кото­рые входят в систему исполнительных органов власти (МВД, Минюст, ФСБ России и др.), невозможна без познания законо­мерностей организации и функционирования властных струк­тур, механизмов и процедур государственного управления.

Кроме того, применение мер административного принужде­ния и административной ответственности невозможно без поз­нания правил, содержание которых изучается в курсе «Админи­стративное право». Заметим, что эта учебная дисциплина имеет прямое отношение и к деятельности судов, которые рассматри­вают дела об административных правонарушениях.

Очевидна связь с учебной дисциплиной «Уголовный про­цесс», детально регламентирующей порядок возбуждения и рас­следования уголовных преступлений и взаимоотношения участ­ников досудебной стадии процесса. Там же изучается процедура судопроизводства во всех судебных инстанциях, права и обязан­ности прокурора и адвоката.

Немало общих вопросов связано с курсом «Гражданский процесс». Прежде всего, это относится к обеспечению правоохранительной деятельности суда по рассмотрению гражданских 25 и арбитражных дел, а также заявлений граждан, чьи права и свободы были нарушены. Затрагивается и деятельность нотариуса, чьи решения при определенных обстоятельствах подлежат судебному контролю.

Курс «Правоохранительные органы» содержит исходные све­дения об истории суда, прокуратуры, других органов правоохраны, исторически складывавшихся принципов их формирова­ния, организации и деятельности. Такой материал имеет важное значение для более глубокого освоения учебных дисциплин по истории и теории государства и права. Полученные начальные знания о правоохранительных органах служат хорошим источ­ником для дальнейшего продолжения изучения ряда учебных дисциплин: прокурорский надзор, адвокатура, нотариат, кото­рые в настоящее время вводятся в программы многих юридиче­ских учебных заведений.

Систему курса «Правоохранительные органы», т.е. совокуп­ность взаимосвязанных проблем и вопросов, можно в структур­ном плане условно разделить на две части. Общая часть посвя­щена изучению понятия правоохранительной деятельности, основных ее направлений, органов и организаций, осуществля­ющих правоохрану, их места в государстве, взаимоотношений между собой и с иными органами государства. Сюда же можно отнести и законодательные основы правоохранительной дея­тельности. Круг этих вопросов рассматривается в вводной части курса, а также дополнительно при изложении деятельности кон­кретных правоохранительных органов и организаций.

Особенная часть включает изучение судебной деятельности, в том числе таких вопросов, как понятие правосудия и его демокра­тические основы, статус судей, организация судебной системы Российской Федерации (суды общей юрисдикции, арбитражные (экономические) суды и мировые судьи), а также роль и место Конституционного Суда Российской Федерации. Изучается так­же деятельность прокуратуры, органов юстиции и иных государ­ственных органов обеспечения охраны порядка и безопасности, органов раскрытия и расследования преступлений, организация правового обеспечения и правовой помощи и функционирование негосударственных организаций обеспечения правоохраны.

3. Под законодательными источниками курса понимается Конституция Российской Федерации и иные правовые акты, в которых содержатся нормы различных отраслей права, регу­лирующие организацию и деятельность судов, прокуратуры, органов, обеспечивающих охрану порядка и безопасности, правоохранительных организаций или, говоря иначе, формы выражения их прав, издаваемые компетентными органами государства.

По сложившейся терминологии законодательные акты при­нято делить на законы и иные (подзаконные) нормативные пра­вовые акты. Для содержания настоящего курса характерной осо­бенностью является множественность различных по форме и содержанию законодательных актов, что обусловлено широким кругом общественных отношений, связанных с укреплением законности и поддержанием правопорядка и значительным чис­лом государственных органов, негосударственных организаций, должностных лиц и граждан, включенных в эту сферу деятель­ности. К этому следует добавить динамичность правовой базы, регулирующей функцию правоохраны, связанную с реформиро­ванием судебной системы, прокурорского надзора и многочис­ленными изменениями полномочий и структуры действующих правоохранительных органов.

Для лучшего понимания и более углубленного изучения зако­нодательных источников следует прибегнуть к их классифика­ции. Известно, что существуют различные подходы к группи­рованию отдельных норм и актов в целом. Для изучения курса «Правоохранительные органы» наиболее приемлемой представ­ляется классификация законодательных актов по двум основа­ниям: их юридической силе и содержанию применительно к дея­тельности правоохранительных органов.

Объединив эти два подхода, мы можем рассмотреть право­вую базу организации и деятельности правоохранительных орга­нов с учетом юридической силы законодательных актов и одно­временно охарактеризовать те направления деятельности (функ­ции) правоохраны, которые соответствующие акты регулируют. Предварительно примем во внимание, что все законодательные акты, как уже отмечалось, принято делить на два больших блока: законы и подзаконные акты.

Законы, в свою очередь, можно разделить с учетом их юриди­ческой силы на несколько групп.

Конституция Российской Федерации определяет правовые основы всех других законодательных актов, имеет высшую юри­дическую силу и прямое действие на всей территории страны. Законы и другие нормативные правовые акты не должны противоречить Конституции.

Конституция Российской Федерации как акт прямого дейст­вия непосредственно регулирует важнейшие вопросы осущест­вления судебной власти: принципы правосудия, организацию судебной системы страны, правовой статус судей, порядок дея­тельности и полномочия Конституционного Суда Российской Федерации и других высших судов (гл. 7 Конституции).

Непосредственное отношение к деятельности всех правоох­ранительных органов имеют конституционные нормы о правах и свободах человека и гражданина: равенство всех перед судом и законом, право на жизнь, на свободу и личную неприкосно­венность, свободу совести и др. (гл. 2 Конституции), а также об обязанности государства обеспечивать права и свободы граждан (ст. 2 Конституции).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 72) в конституционно-правовых актах субъектов Россий­ской Федерации (конституциях республик и уставах других субъектов Федерации) реализуются некоторые вопросы предме­тов совместного ведения, относящихся к правоохранительной деятельности: защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, обеспечение законности и пра­вопорядка, общественной безопасности, а также кадры судей и правоохранительных органов, адвокатуры и нотариата. Субъек­ты Российской Федерации полномочны законодательно допол­нять и развивать основы законодательства о нотариате и некото­рые вопросы организации адвокатуры.

Федеральные конституционные законы, т.е. акты законода­тельства, принятие которых предусматривает Конституция Рос­сийской Федерации, имеют более высокую юридическую силу по отношению к федеральным законам. К деятельности правоохранительных органов имеют непосредственное отношение приня­тые к настоящему времени федеральные конституционные зако­ны о судебной системе Российской Федерации, о военных судах в Российской Федерации, о Конституционном Суде Российской Федерации и о Высшем Арбитражном Суде Российской Федера­ции. К деятельности правоохранительных органов имеют отноше­ние также Федеральный конституционный закон о Правительст­ве Российской Федерации, раскрывающий механизм принятия правительственных решений по обеспечению правопорядка, и Федеральный конституционный закон об Уполномоченном по правам человека, в котором решаются важные вопросы координа­ции правоохранительной деятельности в стране.

Федеральные и иные законы составляют значительную группу актов, принятых в порядке текущей законодательной деятельно­сти Парламента Российской Федерации и законодательных орга­нов субъектов Российской Федерации. Федеральными законами регулируется деятельность практически всех правоохранитель­ных органов: прокуратуры, полиции, органов Федеральной служ­бы безопасности, таможенных органов, нотариата и адвокатуры. Приняты законы об оперативно-розыскной деятельности и о част­ной детективной и охранной деятельности. Кроме того, законами федерального уровня утверждены Уголовный и Уголовно-про­цессуальный кодексы РФ, Гражданский и Гражданский процессу­альный кодексы РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ и другие соответствующие кодифицированные акты.

Законодательное установление порядка образования и дея­тельности органов и организаций, обеспечивающих правоохрану, гарантирует их самостоятельность и государственную ответ­ственность за выполнение возложенных на них полномочий.

Законодательные акты субъектов Российской Федерации регу­лируют и развивают сравнительно узкий круг вопросов, о кото­рых шла речь в конституциях и уставах субъектов Федерации, а также устанавливают отдельные полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны порядка и безопасности.

К этой группе актов в силу своих юридических свойств могут быть отнесены международные пакты, декларации и договоры с другими государствами. Международные правовые акты, рати­фицированные Российской Федерацией, входят в состав национального законодательства и имеют преимущественное применение перед внутренними законодательными актами, и в случае их противоречия применяются первые. В этой связи важное значение для деятельности правоохранительных органов имеют такие акты, как Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.; Международный пакт «О гражданских и политических правах», принятый в 1966 г., и ряд Других, а также договоры о правовой помощи по гражданским, Семейным и уголовным делам, заключенные Российской Феде­рацией со многими иностранными государствами.

Подзаконные акты принимаются на основе Конституции, действующих законов и в развитие нормотворческой деятельности Главы государства и Правительства Российской Федерации и составляют другую часть правовых актов, регламентирующих правоохранительную деятельность. В их числе:

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Россий­ской Федерации и федеральным законам. Указами Президен­та регламентируется значительный круг вопросов, имеющих отношение к деятельности правоохранительных органов, в том числе утверждены Положения о Министерстве юстиции, Мини­стерстве внутренних дел, Федеральной службе безопасности Российской Федерации и ряд других. Президентом утверждены положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; об организации предвари­тельного следствия в системе Министерства внутренних дел и о полиции общественной безопасности.

Указы Президента имеют отношение и к деятельности судеб­ных органов, в соответствии с Конституцией Президент назнача­ет всех судей федеральных судов, кроме судей Конституционно­го, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ. Распоряже­ниями Президента решаются вопросы назначения на должность руководителей некоторых правоохранительных органов.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации издаются во исполнение законов и указов Президен­та Российской Федерации. В актах Правительства РФ решаются отдельные вопросы организации и деятельности правоохранительных органов, входящих в структуры федеральных органов исполнительной власти, их финансирования и участия в различ­ных межведомственных правительственных комиссиях по борь­бе с преступностью и другими правонарушениями.

Ведомственные нормативные акты: приказы, указания, инст­рукции, издаваемые руководителями правоохранительных органов, — еще одна группа правовых актов, регулирующая пра­воохранительную деятельность. Эти документы в основном рег­ламентируют деятельность подконтрольных им подразделений и служб, а также меры по взаимодействию с другими органами правоохраны, решают вопросы подбора и расстановки кадров.

Особое место, связанное с формированием правопримени­тельной практики, занимают постановления Пленумов Верхов­ного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В них на базе обобщения судеб­ной практики содержатся разъяснения по применению законо­дательства при рассмотрении и разрешении уголовных и граж­данских дел. Некоторые постановления пленумов высших судов содержат вопросы, имеющие отношение к организации работы судов.

Важнейшее правило, связанное с применением законодатель­ства, заключается в том, что все законы, а также нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опуб­ликованы официально для всеобщего сведения.

Официальными источниками опубликования законов, ука­зов и распоряжений Президента Российской Федерации, поста­новлений и распоряжений Правительства Российской Федера­ции, постановлений и определений Конституционного Суда Российской Федерации являются «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета» и «Парламент­ская газета».

Ведомственные акты, имеющие общеобязательное или межве­домственное значение, публикуются в «Российской газете» и в издаваемом Министерством юстиции РФ «Бюллетене норматив­ных актов федеральных органов исполнительной власти»; разъяс­нения высших судебных инстанций — в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» и в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации»; международные правовые акты — в «Бюллетене международных договоров», издаваемом Администрацией Президента Российской Федерации.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте признаки правоохранительной деятельности.

2. Назовите основные направления правоохранительной деятельно-I т.

3. Перечислите правоохранительные органы и организации и их место в системе государственно-правовых институтов.

4. Определите предмет и систему дисциплины «Правоохранительные органы».

5. Что понимается под законодательными источниками курса «Правоохранительные органы»?

6. Назовите группы правовых актов по их юридической значимости.

7. Какое значение имеет Конституция Российской Федерации для организации и деятельности правоохранительных органов?

8. Дайте общую характеристику федеральных законов и подзакон­ных актов, регламентирующих правоохранительную деятельность.

9. Каково значение международно-правовых норм для деятельности

правоохранительных органов?

10. Перечислите источники официального опубликования законов и других нормативных правовых актов.

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Дмитриев Ю.Д. Правоохранительные органы Российской Федерации [Текст]: учебник/ Ю.Д. Дмитриев.- 4-е изд., перераб.и доп.- М.: Эксмо, 2009.- 447 c.

2. Дмитриев Ю. А. Правоохранительные органы Российской Федерации [Текст]: учебник/ Ю. А. Дмитриев.- 999.- М.: Омега-Л, 2008.- 380 c.

3. Правоохранительные органы[Текст]: учебник/под ред.А. В. Ендольцевой, О. А. Галустьяна.- М.: Закон и право, 2010.- 447 c.

Дополнительная рекомендуемая литература:

1. Ларин А.Ю., Кузьмин Д.И. Правоохранительные органы [Электронный ресурс]/ А.Ю. Ларин, Д.И. Кузьмин.- М.: Книжный мир, 2009.

2. Хабриева, Т.Я. Концепции развития российского законодательства [Текст] / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А.Тихомирова.-М.: Эксмо, 2010. -736 с.

3. Чернявский А. Г.,Кузнецов С.М., Эриашвили Н. Д. Правоохранительные органы[Текст]: учебник/ А. Г. Чернявский, С.М. Кузнецов, Н. Д. Эриашвили; под ред. Б.н, Габричидзе.- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009.- 511 c.

 

Тема №2 Судебная власть и система органов, ее осуществляющих

Цель лекции:осветить понятие и основные признаки судебной власти, охарактеризовать судебную систему Российской Федерации, проанализировать судебные инстанции и дать понятие судебному звену

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.