Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 7. Финансы субъектов предпринимательства и неприбыльных организаций.





1. Финансовые отношения субъектов хозяйствования.

2. Организация финансов предприятий.

3. Финансовые ресурсы предприятий, их состав и источники формирования.

4. Организация финансов неприбыльных организаций.

5. Особенности финансов предприятий разных форм собственности и видов деятельности.

-1-

Финансы хозяйствующих субъектов – это экономические отношения, связанные с движением денежных потоков, формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов на макроэкономическом уровне в процессе воспроизводства.

Финансы хозяйствующих субъектов функционируют в сфере общественного производства, где создаются ВВП, материальные и нематериальные блага. Поэтому именно от состояния финансов предприятий зависит возможность удовлетворения общественных потребностей, финансовая устойчивость страны.

Финансовые отношения предприятий – это денежные отношения:

· связанные с формированием уставного капитала субъектов хозяйствования;

· связанные с формированием и распределением денежных доходов: выручки, валового и чистого доходов, прибыли, денежных фондов предприятий;



· возникающие у предприятия с государством по поводу налогов и других платежей в бюджет и целевые фонды, бюджетного финансирования, получение субсидий;

· возникающие между субъектами хозяйствования в связи с инвестированием в ценные бумаги и получением по ним дохода, осуществлением паевых взносов и участии в распределении прибыли от совместной деятельности, получением и уплатой штрафных санкций;

· предприятий с банками, страховыми компаниями в связи с получением и погашением кредитов, оплатой процентов за кредит и другие виды услуг, получением процентов за размещение и хранение средств, а также в связи со страховыми платежами и отчислениями по разным видам страхования;

· формируемые внутри предприятия в связи с внутренне хозяйственным распределением доходов.

В процессе воспроизводства финансы предприятий, выполняют такие функции:

· формирование финансовых ресурсов в процессе производственно – хозяйственной деятельности;

· распределение и использование финансовых ресурсов для обеспечения операционной финансовой и инвестиционной деятельности, для исполнения своих финансовых обязательств перед бюджетом, банками, субъектами хозяйствования;



· контроль над формированием и использованием финансовых ресурсов в процессе воспроизводства.

 

-2-

Переход к рыночной экономике обуславливает усиление роли финансов предприятий в системе хозяйствования. Финансовое состояние, платежеспособность предприятий определяются рациональной организацией финансов. Организация финансовой деятельности предприятия должна быть построена так, что бы это способствовало повышению эффективности производства.

Финансы хозяйствующих структур имеют определенную организацию, к принципам которой относятся:

- финансовое планирование, которое определяет на перспективу все поступления денежных средств предприятий и основные направления их расходов;

- концентрация финансовых ресурсов на основных направлениях производственно-хозяйственной деятельности, которая дает возможность предприятию проводить быстрое маневрирование ними;

- формирование значительных финансовых резервов с целью обеспечения устойчивой работы предприятия в условиях возможных колебаний рыночной инфраструктуры;

- безусловное выполнение финансовых обязательств перед партнерами.

Функционирование финансов предприятий осуществляется не автоматически, а с помощью целенаправленной их организации. Под организацией финансовпредприятий следует понимать формы, методы, способы формирования и использования ресурсов, контроль за их кругооборотом для достижения экономических целей в соответствии с действующими законодательными актами.



В условиях рыночной экономики финансовая деятельность предприятий может быть организована тремя методами:

· коммерческий расчет;

· неприбыльная деятельность;

· сметное финансирование.

В основу организации финансов предприятий положен коммерческий расчет, который является основным методом финансовой деятельности предприятий,наиболее рациональным и высокоэффективным методом. Он направляет предприятие на поиск достаточных и дешевых финансовых ресурсов, рациональное их размещение, минимизацию затрат и максимизацию доходов и прибыли. То есть, коммерческий расчет-это метод ведения хозяйства, который состоит в постоянном сравнении (в денежном выражении) затрат и результатов деятельности. Его цель является получение максимальной прибыли при минимальных затратах капитала и минимально возможном риске. Вопрос о том, что производить, как производить, для кого производить, в рыночных условиях для предприятий определяется основным ориентиром – прибылью.

Коммерческий расчёт является рациональным и высокоэффективным методом финансовой деятельности. Он нацеливает предприятие на поиск достаточных и дешёвых финансовых ресурсов, рациональное их размещение, минимизацию расходов и максимизацию доходов и прибыли. Коммерческий расчёт свойственен рыночной экономике. Именно он, а не сами по себе рыночные отношения способствуют высокоэффективному хозяйствованию.

Коммерческий расчёт основывается на таких принципах:

· полная хозяйственная и юридическая обособленность;

· самоокупаемость;

· прибыльность;

· самофинансирование;

· финансовая ответственность.

Хозяйственная обособленность даёт возможность самостоятельно принимать решения по вопросам производственной и финансовой деятельности.

Юридическая обособленность проявляется в предоставлении прав юридическому лицу, которое имеет соответствующий адрес, счета в банках и самостоятельный баланс, который даёт возможность определять финансовые результаты. Установление хозяйственной и финансовой обособленности позволяет установить чёткую зависимость между усилиями данного предприятия и его финансовыми результатами. Недопустимо, чтобы решения по вопросам деятельности предприятия принимались одними лицами, а ответственность за результаты этой деятельности возлагались на предприятия.

Самоокупаемостьявляется вторым по значению принципом в системе коммерческого расчёта. Она означает покрытие затрат на простое воспроизводство производства за счёт полученных доходов. Погашение привлечённых кредитов и уплата процентов проводится за счёт полученных доходов или соответствующего материального обеспечения ссуд. Принцип самоокупаемости означает, что финансовая деятельность предприятия основывается на таком вложении средств, которое должно обязательно окупиться.

В финансовой практике различают полную и частичную самоокупаемость. Полная самоокупаемость характеризуется полным покрытием затрат за счёт полученных доходов. При частичной самоокупаемости полученные доходы покрывают лишь часть проведённых расходов. Частичная самоокупаемость может быть как непредусмотренным последствием изменения конъюнктуры рынка и снижения уровня цен на некоторую продукцию, так и запланированным явлением, когда заведомо поддерживается невысокий уровень цен на отдельную продукцию. Незапланированная частичная самоокупаемость ведёт к убыткам, запланированная - требует установления соответствующих источников возмещения потерь доходов. Как правило, запланированная частичная самоокупаемость определяется государственной ценовой политикой для определённых видов продукции.

Прибыльность означает, что полученные доходы должны не только покрыть проведённые расходы, но и сформировать прибыль. Прибыль играет очень важную роль. Во-первых, это цель предпринимательской деятельности, это чистый доход предприятия. Во-вторых, это критерий эффективности деятельности предприятия. В прибыли, как конечном результативном показателе, отображаются все позитивные и негативные факторы, которые характеризуют работу предприятия. В- третьих, прибыль является основным источником наращивания финансовых ресурсов и расширения производства. В условиях рыночной экономики выживают только те предприятия, которые постоянно развиваются. Возможности же развития непосредственно зависят от массы полученной прибыли.

Финансовая ответственность является итоговым принципом коммерческого расчёта и обеспечивает его действенность. Суть этого принципа состоит в том, что предприятие несёт полную ответственность за финансовые результаты своей деятельности. Полученные убытки покрываются за счёт собственных финансовых ресурсов. Если размер убытков настолько подрывает финансовую базу предприятия, что оно не в состоянии продолжать работу, то тогда принимается решение о банкротстве.

Субъект хозяйствования имеет настоящую финансовую независимость, то есть право самостоятельно решать, что и как производить, кому реализовывать продукцию, как распределить выручку от реализации продукции, как распорядиться прибылью, какие финансовые ресурсы формировать и как их использовать. Полная самостоятельность предприятия не означает отсутствие каких-либо правил их поведения. Эти правила разработаны и закреплены в соответствующих законодательных и нормативных актах. Конечно же, предприятия могут принимать решения самостоятельно, но в рамках действующих законов.

 

-3-

Финансовые ресурсы как наиболее важный показатель эффективного функционирования предприятия занимают значительное место в управлении производством. Финансовые службы призваны постоянно обеспечивать финансовыми ресурсами процессы производства и реализации продукции, добиваться наиболее рационального использования финансовых ресурсов, следить за соблюдением во всех звеньях производства и всеми функциональными подразделениями предприятий финансовой дисциплины.

В процессе формирования привлекаемые финансовые ресурсы предприятия прежде всего систематизируются по двум направления:

1) по источникам привлечения;

2) по формам привлечения.

Классификация представлена на рисунке.

В рыночных условиях, источником формирования финансовых ресурсов предприятия являются прибыль (доход), амортизационные отчисления, средства, полученные от продажи ценных бумаг, паевые взносы членов трудового коллектива, предприятий, организаций, граждан и другие поступления. Кроме того, предприятие может использовать в своей деятельности и заёмные ресурсы. Так, предприятие может воспользоваться банковским кредитом на коммерческой договорной основе.

Кроме того, предприятие может воспользоваться бюджетными ассигнованиями: бюджетные инвестиции, бюджетные дотации (на покрытие убытков) и бюджетные субсидии (на определенные цели).

Составляющими собственного капитала предприятий являются:

1. Уставный капитал. Он характеризует первоначальную сумму собственного капитала предприятия, инвестированную в формирование его активов для начала осуществления хозяйственной деятельности. Его размер определяется уставом предприятия. Для предприятий отдельных сфер деятельности и организаций.


 

Рисунок 1. Классификация финансовых ресурсов предприятия.


онно-правовых форм (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью) минимальный размер уставного фонда регулируется законодательством.

2. Резервный капитал - представляет собой зарезервированную часть собственного капитала предприятия, предназначенного для внутреннего страхования его хозяйственной деятельности. Размер этой резервной части собственного капитала определяется учредительными документами. Формирование резервного фонда (резервного капитала) осуществляется за счет прибыли предприятия (минимальный размер отчислений прибыли в резервный фонд регулируется законодательством).

3. Специальные (целевые) финансовые фонды. К ним относятся целенаправленно сформированные фонды собственных финансовых средств с целью их последующего целевого расходования. В составе этих финансовых фондов выделяют обычно ремонтный фонд, фонд охраны труда, фонд специальных программ, фонд развития производства и другие. Порядок формирования и использование средств этих фондов регулируется уставом и другими учредительными и внутренними документами предприятия.

4. Нераспределенная прибыль. Она характеризует часть прибыли предприятия, полученную в предшествующем периоде и не использованную на потребление собственниками (акционерами, пайщиками) и персоналом. Эта часть прибыли предназначена для капитализации, т.е. для реинвестирования на развитие производства. По своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва собственных финансовых средств предприятия, обеспечивающих его производственное развитие в предстоящем периоде.

5. Прочие формы собственного капитала. К ним относятся расчеты за имущество (при сдаче его в аренду), расчеты с участниками (по выплате им доходов в форме процентов или дивидендов) и другие.

Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга). Состав заемных финансовых ресурсов предприятия следующий:

1. Долгосрочные финансовыеобязательства. К ним относятся все формы функционирующего на предприятии заемного капитала со сроком его использования более одного года. Основными формами этих обязательств являются долгосрочные кредиты банков и долгосрочные заемные средства (задолженность по налоговому кредиту; задолженность по эмитированным облигациям; задолженность по финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе и т.п.), срок погашения которых еще не наступил или не погашенные в предусмотренный срок.

2. Краткосрочные финансовые обязательства. К ним относятся все формы привлеченного заемного капитала со сроком его использования до одного года. Основными формами этих обязательств являются краткосрочные кредиты банков и краткосрочные заемные средства (как предусмотренные к погашению в предстоящем периоде, так и не погашенные в установленный срок), различные формы кредиторской задолженности предприятия (по товарам, работам и услугам; по выданным векселям; по полученным авансам; по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами; по оплате труда; с дочерними предприятиями; с другими кредиторами) и другие краткосрочные финансовые обязательства.

 

-4-

Все юридические лица относительно получения прибыли можно разделить на две большие группы независимо от формы собственности: прибыльные организации или субъекты предпринимательской деятельности и неприбыльные организации.

Некоммерческие организации и учреждения функционируют принципиально на других принципах, чем коммерческие предприятия. Главным образом они относятся к непроизводственной сфере. Особенностью деятельности указанных организаций является то, что они не производят материальный продукт, не создают стоимость. Учреждения непроизводственной сферы существуют за счет продукта, созданного в материальном производстве. И потому уровень материально-технической базы, оплаты труда работников этих учреждений в значительной степени зависит от развития материального производства. Часть чистого продукта, созданного трудом рабочих в производственной сфере с помощью финансов через бюджет и государственные целевые фонды направляется на финансирование организаций непроизводственных отраслей.

Учреждения, содержащиеся за счет средств бюджетов называются бюджетными. Это - школы, детские дошкольные учреждения, больницы, поликлиники, профессионально-технические училища, высшие учебные заведения, государственные органы власти и управления и т.д. В большинстве случаев перечисленные заведения предоставляют населению услуги бесплатно.

Обществу нужны организации, которые решали бы проблемы, которыми не занимаются субъекты предпринимательской деятельности, поскольку это не приносит прибыли. Государство регулирует создание неприбыльных организаций и декларирует им свою поддержку. К таким организациям относятся:

1. Органы государственной власти Украины: (учреждения, организации, созданные органами государственной власти Украины, содержащиеся за счет средств соответствующих бюджетов, органы местного самоуправления, учреждения, организации, созданные органами местного самоуправления, которые содержатся за счет средств соответствующих бюджетов).

2. Благотворительные фонды и благотворительные организации, созданные в порядке, определенном Законом для проведения благотворительной деятельности, в том числе общественные организации, созданные с целью осуществления экологической, оздоровительной, любительской спортивной, культурной, образовательной и научной деятельности, а также творческими союзами и политическими партиями (благотворительные фонды, общественные организации, творческие объединения, политические партии).

3. Пенсионные фонды и кредитные союзы.

4. Юридические лица, деятельность которых не предусматривает получения прибыли согласно нормам соответствующих законов.

5. Союзы, ассоциации и другие объединения юридических лиц, жилищно-строительные кооперативы, созданные для представления интересов учредителей, содержащиеся только за счет взносов таких учредителей и не проводят хозяйственной деятельности, за исключением получения пассивных доходов.

6. Религиозные организации.

7. Профсоюзы.

Учреждения, работающие в непроизводственной сфере можно разделить на 3 группы в зависимости от организации их деятельности:

1) учреждения, находящиеся на бюджетном финансировании (больницы, школы, техникумы и др.)

2) учреждения, работающие на принципах хозрасчета, получают доходы и полностью возмещают свои расходы, связанные с основной деятельностью и ее развитием (бытовые, зрелищные, жилищно-коммунальные организации). Преимущественно они имеют низкий уровень доходности высокий уровень характерен только для кредитных, страховых и других финансовых учреждений;

3) структурные подразделения бюджетных учреждений, работающих на принципах нехозрасчетной окупаемости затрат. Предоставляют услуги и выполняют работы по плате за счет которой возмещают свои затраты, платят предусмотренные законодательством налоги, но самостоятельного юридического статуса не имеют.

Финансовая деятельность некоммерческих организаций связана со сметным финансированием, которое состоит в обеспечении затрат за счет внешнего финансирования. Как метод организации финансовой деятельности сметное финансирование применяется в тех сферах, где сложно обеспечить самоокупаемость и прибыльность.

Финансовый план бюджетной организации составляется в виде сметы. Смета доходов и расходов бюджетного учреждения, организации является основным плановым документом, подтверждающим полномочия относительно получения доходов и осуществления расходов, определяет объем и направление средств для выполнения ею своих функций и достижения целей, определенных в год соответственно бюджетных назначений.

Смета имеет две составляющие: общий фонд - в нем показывается объем поступлений из общего фонда бюджета и распределение расходов по полной экономической классификации на выполнение бюджетным учреждением основных функций; специальный фонд - в нем показывается объем поступлений из специального фонда бюджета и их распределение по полной экономической классификации на осуществление расходов специального назначения, а также на реализацию приоритетных мероприятий, связанных с выполнением учреждением основных функций.

Формирование сметы осуществляется на основании лимитной справки о ассигнования из бюджета, которую вышестоящая организация направляет всем подчиненным учреждениям течение двух недель со дня утверждения бюджета, из которого производится финансирование учреждения.

При определении расходов бюджетных учреждений учитывается объективная потребность в средствах каждого учреждения, исходя из основных ее производственных показателей, объема работы, штатной численности и намеченных мероприятий по сокращению затрат. Предъявляется требование первоочередного обеспечения финансовыми ресурсами расходов на заработную плату с начислениями на социальное страхование, а также на хозяйственное содержание учреждения. Расходы, которые не имеют первоочередного характера (приобретение оборудования, капитальный ремонт помещений и т.д.) могут предусматриваться при условии обеспечения финансирования неотложных расходов.

Общественные организации признают сами: средства и имущество, полученные от учредителей, членов (участников) или государства; поступления от вступительных и членских взносов; пожертвования от граждан, предприятий и организаций; средства от выполнения хозяйственной и иной коммерческой деятельности; часть прибыли унитарных предприятий, учредителями которых являются общественные организации; бюджетные средства (творческие союзы); средства, полученные на других основаниях, не запрещенных законом.

Политические партии признают сами средства и иное имущество, полученное от: поступлений от вступительных и членских взносов; продажи общественно-политической литературы, других агитационно-пропагандистских материалов; реализации изделий с собственной символикой, проведение фестивалей, выставок, лекций, других политических мероприятий; другие поступления (получение на уставные нужды части прибыли унитарных предприятий (СМИ), учредителями которых являются политические партии); государственное финансирование. Политическая партия имеет право на получение государственного финансирования уставной деятельности, если на последних очередных выборах народных депутатов Украины избирательный список кандидатов в депутаты от этой партии получил три и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. За счет средств общего фонда Государственного бюджета Украины финансируют уставную деятельность политических партий, не связанную с их участием в выборах в органы государственной власти, органов местного самоуправления, а также возмещают расходы политических партий (в том числе принадлежавших к избирательным блоков политических партий), связанные с финансированием их предвыборной агитации во время очередных и внеочередных выборов народных депутатов Украины.

-5-

На организацию финансов влияют организационно-правовые формы хозяйствования, сфера и характер деятельности предприятий. Это выявляется в процессе формирования капитала (уставного капитала), распределения прибыли, создания денежных фондов, внутрихозяйственного распределения средств, а также во взаимоотношениях с бюджетом.

В рыночной экономике основной формой хозяйствования является акционерное общество. Акционерное общество – это хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное количество акций равной номинальной стоимости и которое несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим имуществом.

Специфика финансовой деятельности акционерных обществ определяется особенностями формирования уставного каптала. В соответствии с украинским законодательством размер уставного капитала открытого акционерного общества должен быть не меньше суммы, эквивалентной 1250 минимальных заработных плат, исходя из ставки минимальной заработной платы, действующей на момент создания общества.

Полнота участия акционера в управлении обществом и контроле за его деятельностью зависит от величины принадлежащего ему пакета акций и их вида – простые или привилегированные. Мелкие акционеры имеют право на участие в общих собраниях общества, что с формальной стороны дает возможность в правлении предприятием. Фактическое управление акционерным обществом и контроль за его деятельностью осуществляется крупными акционерами, которые владеют контрольным или блокирующим пакетом корпоративных прав и имеют возможность реально влиять на назначение членов наблюдательно совета и исполнительных органов.

Контрольный пакет корпоративных прав – это количество корпоративных прав, которое обеспечивает его собственнику право осуществлять их собственнику право осуществлять фактический контроль над деятельностью предприятия. При высокой концентрации уставного капитала контрольный пакет составляет 50% общей его суммы + 1 акция. При значительной диверсификации контрольный пакет может составлять 20-30% номинальной стоимости всех корпоративных прав.

Финансирование акционерного общества может осуществляться за счет поступления средств от эмиссии акций, выпуска облигаций, ценных бумаг, которые конвертируются в акции, опционов на приобретение акций. Кроме того, источником пополнения капитала может быть тезаврированная прибыль, банковские и коммерческие кредиты.

В процессе создания и организации деятельности государственных предприятий и учреждений при участии государства, оно может выступать в роль учредителя, соучредителя или собственника пакета акций.

При прямом государственном управлении, государственные органы непосредственно утверждают и вносят и изменения в устав предприятия, назначают и увольняют руководителя, определяют порядок использования полученных доходов.

При управлении государственными корпоративными правами государство выступает в роли акционера или собственника доли капитала хозяйственного общества.

Управление государственными предприятиями со стороны государственных органов управления предусматривает использование непрямых финансовых рычагов: налогообложение, предоставление государственных кредитов, передача имущества в аренду, привлечение государственных программ и т.д.

На организацию финансов предприятий влияет и отраслевая специфика производства, сфера и характер деятельности субъектов хозяйствования. Особенности финансов обусловлены характером производства, т.е. технологическими особенностями производства, продолжительностью производственного цикла, зависимостью производства от природных и климатических условий.

Эти отраслевые факторы обуславливают отличия в скорости оборота финансовых ресурсов, составе и структуре денежных фондов, обслуживающих производственный процесс, во взаимоотношениях предпринимательских структур с бюджетом, целевыми фондами и т.д.

Таким образом, финансы предприятий отражают отраслевые особенности, специфику производства, уровень его технического вооружения и технологических процессов, состав и структуру производственных затрат, влияние природно-климатических факторов на производство.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.