Сделай Сам Свою Работу на 5

Механизм бюджетно-налоговой (фискальной) политики государства





ЛЕКЦИЯ № 7

 

по дисциплине ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

 

Тема №7. Фискальное регулирование национальной экономики

 

 

Занятие № 1. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства

 

 

 
 
Обсуждена на заседании предметно-методической комиссии экономической теории   «___» ____________ 200 __ г.   протокол № ___

 


Учебно-воспитательные цели:

1. Изучить учебный материал темы №7 согласно учебной программе.

2. Уяснить роль и значимость бюджетно-налоговой (фискальной) политики государства как инструмента макроэкономического регулирования.

3. Формировать интерес и практическую заинтересованность в изучении деятельности государства в рыночной экономике.

4. Воспитывать у студентов понимание важности налогов и государственных расходов для функционирования национальной экономики.

 

Содержание

 

Введение.

Учебные вопросы (основная часть):

1. Механизм бюджетно-налоговой (фискальной) политики государства.

2. Виды и эффективность фискальной политики государства.

Заключение.

 

Литература



 

а) основная

1. Национальная экономика: Учебник / Под общей ред. Р.М.Нуреева. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 655 с.

2. Национальная экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под общей ред. П.В.Савченко. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 832 с.

3. Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. заслуженных деятелей науки Российской Федерации, профессоров В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 672 с.

4. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2003.

5. Баликоев В. З. Общая экономическая теория. Учебник. – М.: ОМЕГА-Л; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2007.

6. Липсиц И. В.. Экономика: учебник для вузов. – М.: ОМЕГА-Л, 2006.

б) дополнительная

1. Мэнкью Н. Грегори. Принципы экономикс. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 784 с.

2. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. М., 1992.Т1 – С. 264–320.

3. Фишер С. Экономика. – М.: Дело, 1993. – С. 358–375, 491–511.

Учебно-материальное обеспечение

 

Учебно-методический комплекс по теме №7:

1. Текст фондовой лекции.

2. Структурно-логическая схема изучения материала темы №7.



3. План-конспект проведения лекционного занятия №7.

4. ТСО: Видеопроектор, ПЭВМ.

5. Классная доска, мел, указка.

 

Текст лекции

Введение

 

Главными средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики являются государственный бюджет и налоги. Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о бюджетно-налоговой политике (сфере, системе, отношениях и т.п.). Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним – «фискальный» (от лат. fiscus – государственная казна и fiscalis – относящийся к казне).

С точки зрения макроэкономического регулирования бюджетно-налоговая политика представляет собой меры правительства по изменению государственных расходов и налогов, направленные на обеспечение производства на уровне потенциального ВВП и преодоление инфляции.

В качестве другого синонима бюджета и налогов используют также термины «государственные финансы», «финансы страны». Для обозначения совокупности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной систем употребляют термин «финансово-кредитная система» (сфера, отношения и т.п.) или иногда просто – «финансы».

Государственные закупки – непосредственно входят в совокупный спрос, чистые налоги (налоги за вычетом трансфертных платежей), изменяя величину располагаемых доходов, влияют на потребление и инвестиции – другие составляющие совокупного спроса.

Таким образом, любые изменения в доходной или/и расходной частях бюджета отражаются на совокупном спросе, следовательно, на объеме национального производства, занятости и ценах.



Эта связь бюджета и макроэкономических целей позволяет правительству, изменяя размеры и правила налогообложения, объемы и направления государственных расходов, воздействовать на совокупный спрос и опосредованно на объем национального производства, уровень цен, занятость и др.

При этом надо иметь в виду, что последствия маневрирования доходами и расходами бюджета могут быть как положительными, так и отрицательными.

Данная тема и посвящена анализу содержания, механизмов, последствий фискальной (бюджетно-налоговой) политики, проводимой государством.

Учебные вопросы (основная часть):

Механизм бюджетно-налоговой (фискальной) политики государства

 

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика представляет собой воздействие государства на экономику посредством формирования и изменения величины и структуры государственных расходов и системы налогообложения в целях экономического развития страны.

После Второй мировой войны фискальная политика стала основным средством ослабления колебаний экономического цикла, обеспечения устойчивого экономического роста, достижения высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.

Основой фискальной политики государства являются следующие положения.

1.Рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос, так как AD=C+J+G+Xn и, следовательно, ведет к расширению объема выпуска продукции (ВВП), увеличению доходов, снижению безработицы.

Однако, все это справедливо только в том случае, если прирост государственных расходов финансируется не за счет увеличения налоговых платежей, а источником роста государственных расходов является сознательно планируемый бюджетный дефицит.

Предположим, государство решило увеличить свои расходы. Используя модель «совокупный спрос – совокупное предложение», мы видим, что эта мера ведет к росту совокупного спроса. При этом кривая AD смещается вправо из положения AD0 в положение AD1. Поскольку экономика функционирует с недогрузкой и цены в краткосрочном периоде полагаются постоянными (P0), краткосрочная кривая совокупного предложения SRAS является горизонтальной (рис. 1).

 
 

 

 


Рисунок 1. Рост государственных расходов

 

В результате равновесный ВВП увеличивается с Y0 до Y1, т.е. достигает своего потенциального уровня.

Следует при этом иметь в виду, что на рост совокупного спроса оказывает воздействие не только первоначальное увеличение государственных расходов, но и эффект мультипликатора государственных расходов.

Этот эффект состоит в том, что рост государственных расходов (например государство размещает государственный заказ на приобретение самолетов) вызывает рост доходов производителей. Часть полученных доходов производители тратят, еще больше увеличивая совокупный спрос, а значит – доходы других производителей. В экономике возникает, таким образом, цепная реакция повышения совокупного спроса: рост государственных расходов – рост доходов производителей – рост расходов производителей – новый рост доходов – опять рост расходов, и т.д.

В конечном счете, прирост совокупного спроса (DY) составляет:

,

где: MRG – мультипликатор автономных расходов, DG – начальный прирост государственных расходов.

В свою очередь мультипликатор автономных расходов исчисляется по формуле:

,

где: MPC – предельная склонность к потреблению; MPS – предельная склонность к сбережению.

Для расчета мультипликатора автономных расходов MRG с учетом ставки налога (t) используется формула:

Действие мультипликатор автономных расходов вызывает прирост совокупного спроса по формуле:

Например, если предельная склонность к потреблению MRC составляет 0,8 (тогда MRS = 0,2), то мультипликатор государственных расходов MRG равен 5.

Следовательно, каждый дополнительный рубль увеличения государственных расходов ∆G вызывает прирост совокупного спроса ∆Y на 5 руб.

Таким образом, в краткосрочном периоде рост государственных расходов способен улучшить состояние экономики. Нельзя, однако, забывать, что увеличение государственных расходов ведет бюджетному дефициту, что подрывает экономику в более отдаленной перспективе.

Снижениегосударственных расходов вызывает обратную реакцию: снижение совокупного спроса, падение объема производства и доходов, рост безработицы (рис. 2).

 
 

 

 


Рисунок 2. Снижениегосударственных расходов

 

Если государство снижает свои расходы, то в результате кривая совокупного спроса сдвигается влево из положения AD0 в положение AD1, что ведет к сокращению ВВП до его потенциального уровня (с Y0 до Y1) при прежнем уровне цен (P0).

Нельзя забывать, что мультипликационный эффект при этом действует в обратном направлении: сокращение государственных расходов вызывают цепную реакцию уменьшения расходов домашних хозяйств и фирм.

2. Направленность воздействия налогов на объем производства, доходы и занятость противоположна воздействию государственных расходов.

Повышение налоговснижает располагаемый доход, потребление и, следовательно, приводит к сокращению совокупного спроса, объема выпуска, доходов и занятости.

Рассмотрим, как изменится потребление (С), если правительство взимает:

– пропорциональные (аккордные) налоги, не зависящие от уровня доходов;

– прогрессивные налоги, величина которых зависит от уровня дохода.

Введение аккордного налога (T) снижает личный доход (Y) до уровня располагаемого (YT). Уменьшение дохода приводит к сокращению потребления:

с С1 = С0 + МРС х (Y)

до С2 = С0 + МРС х (Y–Т),

где: С1 – уровень потребления до введения налога;

С2 – уровень потребления после введения налога;

С0 – уровень потребления при нулевом доходе;

МРС – предельная склонность к потреблению;

Y – доход;

Т – налог.

Другая, более типичная, ситуация наблюдается, когда налоговые изъятия зависят от уровня дохода. В этом случае, общая сумма налоговых выплат равна Т = t(Y), а величина располагаемого дохода:

Y–Т = Y– t(Y) = (1 t) х Y,

соответственно, потребление после введения налога (С2) составит:

С2 = С0 + МРС х (1 t) х Y,

где: t – ставка налога.

Таким образом, введение налога, отражается на величине потребления, совокупном спросе и опосредованно на равновесном ВНП.

Влияние введения налога на равновесный ВНП представлено на рисунке 3.

Первоначально, когда совокупные расходы (АD1) включали потребление на уровне С0 + МРС (Y) и инвестиции (I), экономика находилась в состоянии равновесия при ВНП, равном Y1. Введение налога (Т) снижает потребление до уровня С0 + МРС х (Y–Т), что ведет к сокращению совокупных расходов до АD2. В результате равновесный объем производства сокращается до уровня Y2.

Снижение налогов вызовет противоположный эффект – объем производства будет увеличиваться.

 

 
 

 

 


Рисунок 3. Влияние увеличения налогов на объем производства (ВНП)

 

Таким образом, повышение налогов, снижает располагаемый доход, потребление, что приводит к сокращению совокупного спроса. В результате кривая совокупного спроса сдвигается влево из положения AD0 в положение AD1, что ведет к сокращению ВВП до его потенциального уровня (с Y0 до Y1) при прежнем уровне цен (P0) (рис. 4).

 
 

 

 


Рисунок 4. Повышение налогов

Подобно государственным закупкам, налоги обладают множительным, мультипликационным эффектом – увеличение налогов вызывают цепную реакцию уменьшения расходов домашних хозяйств и фирм. То есть если налоговые отчисления сократятся (увеличатся) на величину ∆Т, то равновесный ВНП изменится на величину большую, чем ∆Т.

Налоговый мультипликатор(MRT) – это коэффициент, показывающий, на сколько сократится (увеличится) равновесный ВНП при увеличении (уменьшении) налоговых платежей.

MRT = ∆ВНП / ∆Т

Тогда: ∆ВНП = MRT х ∆Т

 

Налоги, изменяя величину располагаемого дохода, влияют как на потребление, так и на сбережение, поэтому изменение ВНП в результате введения или изменения величины налогов зависит от соотношения, в котором прирост дохода распадается на потребление и сбережение.

Отсюда: налоговый мультипликатор равен отношению предельной склонности к потреблению (MPC) к предельной склонности к сбережениям (MPS):

MRT = МРС / MPS

В общем случае рост совокупного спроса (DY) можно рассчитать по формуле:

DY = MRT х DT = (MPC / MPS) х DT,

где: DT – изменение налогов.

В случае, если речь идет о прогрессивных налогах, зависящих от дохода, значение мультипликатора меняется. Поскольку предельная склонность к потреблению корректируется на величину налоговой ставки, постольку и налоговый мультипликатор приобретает вид:

Итак, изменение ВНП в результате изменения налогов равно величине этого изменения, умноженной на налоговый мультипликатор:

∆ВНП = ∆Т х MRT

Государство может стимулировать совокупный спрос не только увеличением своих расходов, но и сокращением налогов. В этом случае домашние хозяйства и фирмы получают дополнительные средства, которые они могут использовать для увеличения своих расходов.

Снижение налоговувеличивает располагаемый доход и потребление. Рост потребления вызывает увеличение совокупного спроса (кривая совокупного спроса смещается в результате вправо), что в краткосрочном периоде (когда цены постоянны) стимулирует рост объема производства, доходов, снижает уровень безработицы (рис. 5).

Со временем, однако, когда ВНП достигнет своего потенциального уровня, рост совокупного спроса приведет к повышению цен.

 

 
 

 

 


Рисунок 5. Снижение налогов

 

Подобно мультипликатору государственных расходов, налоговый мультипликатор также действует в обоих направлениях.

Предположим, государство сокращает налоги на 100 руб., а предельная склонность к потреблению составляет 0,8. Поэтому, сэкономив 100 руб. на налогах, домашние хозяйства увеличивают свои расходы на 80 руб., а остальные 20 руб. они сберегают.

Эти 80 руб. превращаются в доходы производителей. Из полученных денег производители тратят 64 руб. (80%), сберегая 16 руб. (20%), и т.д.

Таким образом, мы опять же наблюдаем цепную реакцию повышения совокупного спроса: снижение налогов – рост расходов – рост доходов – рост расходов…

В нашем примере совокупный спрос возрастает в конечном счете на: 80+64+51,2+40,96+…+0=400 руб., или (4 х 100), т.к. MRT = MPC/ MPS = 0,8 / 0,2 = 4.

Следует отметить, что поскольку все государственные расходы непосредственно входят в совокупный спрос, и их изменение полностью отражается на его величине, то мультипликатор государственных расходов «сильнее», больше налогового мультипликатора.

Так как чистые налоги (налоги за вычетом трансфертных платежей), изменяя величину располагаемых доходов, влияют на потребление, инвестиции, и опосредованно на совокупный спрос.

Как видно из предыдущего изложения, изменения налогов и государственных расходов действуют на экономику разнонаправленно. Тогда что же происходит при одновременном изменении налогов и государственных расходов?

Предположим, что налоги и государственные расходы возросли на одну и ту же величину. К чему это приведет?

Под влиянием роста государственных расходов совокупный спрос возрастет, а под влиянием роста налогов сократится. При этом, поскольку мультипликатор правительственных расходов «сильнее» налогового мультипликатора, окончательный, суммарный результат будет состоять в приросте выпуска продукции, равному величине увеличения налогов и государственных расходов.

Рассмотрим следующий пример.

Предположим, что налоги и государственные расходы увеличились на одинаковую величину – на 100 ден. ед. Бюджет сбалансирован. Предельная склонность к потреблению – 0,8, соответственно, предельная склонность к сбережениям – 0,2.

Тогда, мультипликатор государственных расходов равен 5 (1:0,2)[1], а налоговый мультипликатор – 4 (0,8 : 0,2)[2].

В результате увеличения налогов ВНП сократится на 400 ден. ед. (100 х 4), а следствием увеличения государственных расходов станет прирост ВНП на 500 ден. ед. (100 х 5).

В итоге ВНП возрастет на 100 ден. ед. (500 – 400), т.е. на столько, на сколько увеличились налоги и государственные расходы.

Фискальная политика, предусматривающая равное увеличение налогов и государственных расходов, приводит к эффекту сбалансированного бюджета, суть которого состоит в том, что равное изменение государственных расходов и налогов приводит к изменению равновесного выпуска на ту же величину.

Следовательно, мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.

Этот вывод, сделанный норвежским экономистом, лауреатом нобелевской премии Т. Хаавельмо, получил название «теоремы Хаавельмо».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.