Понятие организации и ее виды организаций. Внутренняя среда и внешнее окружение организации.
Понятие, объект, субъект и виды менеджмента
Слово «менеджмент» (англ.- management) означает управление, т.е. вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях.
Существует несколько различных подходов к понятию менеджмента:
1) наука, изучающая процессы управления предприятиями, которая обобщает опыт руководителей и результаты научных исследований;
2) непосредственно процесс управления;
3) аппарат управления, т.е. работники организации, занимающие высокие позиции в иерархии организации;
4) процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей.
Чтобы обеспечивать условия для эффективного и целенаправленного использования ресурсов организации в процессах производства товара или услуги, осуществления хозяйственной деятельности, необходимы люди, умеющие профессионально управлять организацией и претворяющие это умение на практике, т.е. менеджеры. Менеджеры в организации взаимодействуют между собой посредством вертикальных и горизонтальных связей и образуя – аппарат управления.
В управлении всегда есть: субъект – тот, кто осуществляет управление, иобъект- тот, кем управляют действия субъекта управления. Таким образом, основная задача управления – организовать работу других людей, при этом высшей формой искусства управления является такая организация, при которой у объекта управления создаётся ощущение, что ни кто им не управляет.
Если субъект управления управляет собственными действиями, т.е. субъект и объект объединяются в едином лице, то в этом случае имеют место частные случаи управления, называемые самоуправление.
Исходя из этого, можем выделить следующие виды менеджмента:
Производственный менеджмент определяет:
- оптимальный объем и структуру выпускаемой продукции;
- используемые технологии;
- расстановку кадров;
- управление персоналом;
- способы разрешения конфликтов;
- методы проведения текущего контроля.
Инновационный менеджмент направлен на:
- управление научно-исследовательской деятельностью, прикладными разработками;
- создание опытных образцов;
- внедрение инноваций в производство.
Маркетинг-менеджмент занимается:
- исследованием рынков;
- определением существующего и потенциального спроса на продукцию;
- разработкой ценовой и рекламной политики организации.
Снабженческо-сбытовой менеджмент занимается:
- организацией подписания хозяйственных договоров;
- закупкой, доставкой, хранением сырья, материалов и комплектующих;
- хранением и отправкой конечной продукции.
Менеджмент персонала занимается:
- подбором, расстановкой и обучением персонала;
- определением методов мотивации сотрудников;
- созданием благоприятного психологического климата на предприятии;
- улучшением труда и быта сотрудников.
Финансовый менеджмент занимается:
- созданием бюджета и финансового плана организации;
- формированием и распределением ресурсов организации;
- принятием мер по укреплению финансового положения организации.
Цели, задачи, принципы, функции менеджмента
Основные цели менеджмента:
-прогнозирование;
- планирование;
- достижение намеченных результатов бизнеса.
Задачи менеджмента:
1) Тактическая – это поддержание устойчивого функционирования организации;
2) Стратегическая – это развитие предприятия и перевод его на более высокий и качественно иной уровень.
Менеджмент базируется на следующих принципах:
1) сочетание научности и творчества;
2) целенаправленность – управленческая деятельность должна быть направлена на достижение определенной цели;
3) последовательность – строго определенная последовательность выполнения действий во времени и пространстве;
4) непрерывность – каждый следующий вид деятельности является продолжением предыдущего;
5) сочетание централизованного руководства и самоуправления выражается в принятии решений на местах в соответствии с распоряжениями менеджера;
6) состязательность участников управления;
7) обеспечение целостности прав и ответственности на каждом уровне работы и т.д.
Менеджмент функционирует на основе собственного экономического механизма, который направлен на решение конкретных проблем взаимодействия коллективов подразделений фирмы, ее сотрудников в реализации поставленных перед фирмой задач.
Основными функциями менеджмента являются:
Функция планирования позволяет определить главные направления развития производства (образовательной деятельности) с учетом источников его осуществления.
Функция организации осуществляет связь между подразделениями (отделениями, факультетами, кафедрами и др.) по организации образовательной деятельности, учебного процесса, его материально-технического обеспечения.
Функция мотивации, к сожалению, на данном этапе не может проявляться в достаточно эффективной степени из-за отсутствия денежных средств в образовательных организациях. Тем не менее, меры моральной мотивации труда широко применяются.
Через функцию контроля осуществляется проверка деятельности и соответствие ее выработанному направлению.
Технологии менеджмента
За многие годы выделились определенные технологии менеджмента.Управленческая технология — искусство, способность, система мер и методов для эффективного управленческого воздействия. В нее входят пути и методы сбора и обработки информации; средства, приемы эффективного воздействия на работников; определение основ, принципов, закономерностей управления; разработка и внедрение систем контроля.
Объектами управленческой технологии являются человек, организация, общество. В зависимости от специфики организации применяется управление по целям; по результатам; на базе потребностей и интересов; путем проверок и указаний; на базе искусственного интеллекта; на основе активизации деятельности персонала. В одной организации имеют место различные технологии управления и их сочетания.
Каждой конкретной ситуации в организации соответствует своя управленческая технология.
Так,управление по целям применяется когда: не все цели подразделений являются обоснованными: отсутствует методика формирования целей; не имеется статистики процесса реализации целей и задач; нет документального анализа реализации целей и задач, деловые совещания проводятся без необходимой подготовки; постановка определенных целей и задач имеет место многократно. Данная технология - это управление по предвидению новых обстоятельств. В основе ее лежит бизнес-план.
Технологияуправления по результатам, используется в случае, когда: работа для большинства работников ограничивается их рабочим местом; сотрудники не интересуются сбытовой политикой организации; на территории фирмы не имеется магазина со своей продукцией; работники воруют изделия организации для домашнего употребления; немало изделий списывается за счет организации; имеется плохое стимулирование результатов труда; склады переполнены изделиями фирмы.Данная технологияосновываетсянапринятии управленческих решений после получения результатов по предыдущему решению. Для реализации этой технологии обычно производится специальная организационная и функциональная подготовка – в рамках нового подразделения формируется аналитическая группа, в которую входят специалисты в области психологии и социологии, маркетинга, экономики, создается для этой группы матричная структура управления. В ее функции входят: анализ текущей информации, проведение опросов, определение проблем и подготовка предложений по корректировке принятых решений, создание информационной базы.
Технологияуправления на основе учета потребителей и интересов имеет место, когда: нет планов формирования гибких структур производства и управления; работники мало знают о перспективах развития компании, в местах курения всегда много работников; имеет место большая текучесть кадров; слишком часты респираторные заболевания работников; высок производственный травматизм; руководители нередко встречают противодействие со стороны работников.
Технологияуправления в особых ситуациях применяется, если; высококвалифицированные специалисты увольняются с работы; чрезмерен аппарат управления; руководители редко бывают на рабочем месте; компания оснащена современным оборудованием и оргтехникой; технологический процесс налажен и имеется собственный центр по подготовке персонала; эффективны деловые связи между работниками.
Технология, основанная на искусственном интеллекте на базе информационной системы, имеет место в практике в ситуации, когда в организации усложнена система документооборота; нет оперативности ее обработки; в организации недостаток опытных специалистов и руководителей; неэффективна работа маркетинговой службы или она вообще отсутствует; на стендах обозначено множество распоряжений и объявлений; немало времени уходит на собрания и совещания; рабочий день большинства руководителей превышает установленное время; предприятие платит много штрафов.
Технологияуправления, опирающаяся на активизацию деятельности, используется, когда: работники безынициативны; упор в организации делается на материальное поощрение; работники имеют представление о своем вкладе в результаты работы предприятия; уйма времени тратится на разбор производственных конфликтов; практически нет рабочих династий; руководители проводят обычно совещания в своем кабинете; в организации очень мало молодежи. Данная технология реализуется за счет эффективного стимулирования работников, удовлетворения их материальных и социальных интересов. При применении этой технологии учитывается, что стимулирование, обеспечивающее только удовлетворение основных потребностей в питании, одежде и жилье, гарантирует минимальную эффективность труда. Если же действующие стимулы удовлетворяют основные социальные потребности, то повышение эффективности труда растет до точки, определяемой физическим потенциалом человека. Когда же обеспечены как материальные, так и социальные интересы, эмоциональное состояние работника повышается, и отдача еще более возрастает. В результате у работника растет производительность труда, во многом определяемая его настроением.
Технологияуправления на основе систематических проверок и распоряжений применяется, когда: недостаточна координация в деятельности работников и подразделений; неэффективны квалификационные требования к рабочему месту; плохо налажено взаимодействие подразделений; нет оперативности при реализации принятых решений; отсутствует оперативный контроль за результатами работы подчиненных.
Понятие организации и ее виды организаций. Внутренняя среда и внешнее окружение организации.
В большинстве случаев менеджмент имеет дело с организациями, представляющими собой открытые системы и состоящие из множества взаимозависимых частей.
Организация в менеджменте – это объединение людей совместно реализующих некоторую программу или достигающих определенной цели и действующих на основе определенных процедур и правил.
Виды организаций:
- коммерческие организации. Цель – коммерческий результат в виде прибыли (рентабельности), дохода, производительности труда и т.д.
- некоммерческие организации (ассоциации, фонды). Цель – защита прав, развитие научного направления, поддержка культуры региона и т.д.
- государственные (муниципальные) организации. Цель – поддержка существования и развития государства (региона): поддержка общественного питания, транспорта, обеспечение ввода в действие новых больничных комплексов, школ и т.д. Получение прибыли также имеет место, но заработанные деньги инвестируются в значимые для государства объекты.
Менеджмент формирует, изменяет и осуществляет управление функциональными процессами, протекающими в организации (когда это необходимо) во внутренней среде организации, которая представляет собой органичное сочетание таких составляющих, как:
- структураотражает сложившееся в организации выделение отдельных подразделений, связи между этими подразделениями и объединение подразделений в единое целое;
- внутриорганизационные процессыформируемые и направляемые менеджментом, включают в себя три основных подпроцесса: координация, принятие решений, коммуникации;
- технологиявключающая в себя технические средства и способы их комбинирования и использования для получения конечного продукта, создаваемого организацией, является предметом самого пристального внимания со стороны менеджмента;
- кадрыявляются основой любой организации, т.к. без людей нет организации;
- организационная культураявляясь всепронизывающей составляющей организации, оказывает сильное влияние, как на ее внутреннюю жизнь, так и на ее положение во внешней среде.
Внутренняя жизнь организации состоит из большого количества различных действий, подпроцессов и процессов. В зависимости от типа организации, ее размера и вида деятельности отдельные процессы и действия могут занимать в ней ведущее место, некоторые же, широко осуществляемые в других организациях процессы, могут либо отсутствовать, либо осуществляться в очень небольшом размере. Однако, несмотря на огромное разнообразие действий и процессов, можно выделить пять групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой организации и которые являются объектом управления со стороны менеджмента.
Данными функциональными группами процессов являются следующие:
- производствопредполагает, что соответствующие службы менеджмента осуществляют управление процессом переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, поступающих на входе в организацию, в продукт, который организация предлагает внешней среде;
- маркетингпризван увязать в единый непротиворечивый процесс удовлетворение потребностей клиентов организации и достижение целей организации;
- финансыосуществляют управление процессом движения финансовых средств в организации;
- работа с кадрамисвязана с использованием возможностей работников для достижения целей организации;
- учет и анализ хозяйственной деятельностипредполагает управление процессом обработки и анализа финансовой информации о работе организации с целью сравнения фактической деятельности организации с ее возможностями, а также с деятельностью других организаций.
Не существует ни одной организации, которая не имела бы внешнего окружения и не находилась бы с ним в состоянии постоянного взаимодействия. Любая организация нуждается в регулярном получении из внешней среды исходных продуктов для обеспечения своей жизнедеятельности. При этом каждая организация должна отдавать что-то во внешнюю среду в качестве компенсации за ее существование.
Внешнее окружение организации, состояние взаимодействия с которым определяется преимущественно качеством управления ею, можно представить в виде двух сфер.
Первая сфера — это общее внешнее окружение организации. Данное внешнее окружение отражает состояние общества, его экономики, природной среды и не связано непосредственно с конкретной организацией. Общее внешнее окружение является более или менее одинаковым для подавляющего большинства организаций.
Вторая сфера — это так называемое непосредственное деловое окружение организации. Это окружение формируют такие субъекты среды, которые непосредственно связаны или непосредственно воздействуют на деятельность данной конкретной организации. При этом важно подчеркнуть, что и организация в свою очередь может непосредственно влиять на них.
Общее внешнее окружение формируется под влиянием политических, правовых, социально-культурных, экономических, технологических, национальных и международных процессов, а также процессов природопользования.
Непосредственное деловое окружение организации создают покупатели, поставщики, конкуренты, деловые партнеры, а также регулирующие службы и такие организации, как административные органы, деловые объединения и ассоциации, профсоюзы и т.п.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|