Сделай Сам Свою Работу на 5

Экономические функции государства





ЛЕКЦИЯ № 1

 

по дисциплине ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Тема 25. Государство в рыночной экономике

 

 

Занятие № 1. Роль государства в регулировании национальной экономики

 

 
 
Обсуждена на заседании предметно-методической комиссии экономической теории   «___» ____________ 200 __ г.   протокол № ___

 


Учебно-воспитательные цели:

1. Изучить учебный материал темы №25 согласно учебной программе.

2. Уяснить роль и значимость государственного регулирования смешанной экономики.

3. Формировать интерес и практическую заинтересованность в изучении деятельности государства.

4. Воспитывать у студентов понимание важности денег и денежного обращения для функционирования государства, бережное отношение к денежным средствам.

 

Содержание

 

Введение.

Учебные вопросы (основная часть):

1. Экономические функции государства.

2. Государственное регулирование экономики: цели и методы.

Заключение.

 

Литература

 

а) основная

1. Национальная экономика: Учебник / Под общей ред. Р.М.Нуреева. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 655 с.



2. Национальная экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под общей ред. П.В.Савченко. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 832 с.

3. Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. заслуженных деятелей науки Российской Федерации, профессоров В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 672 с.

4. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2003.

5. Баликоев В. З. Общая экономическая теория. Учебник. – М.: ОМЕГА-Л; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2007.

6. Липсиц И. В.. Экономика: учебник для вузов. – М.: ОМЕГА-Л, 2006.

б) дополнительная

1. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. М., 1992.Т1 – С. 264–320.

2. Фишер С. Экономика. – М.: Дело, 1993. – С. 358–375, 491–511.

Учебно-материальное обеспечение

 

Учебно-методический комплекс по теме №25:

1. Текст фондовой лекции.

2. Структурно-логическая схема изучения материала темы №25.

3. План-конспект проведения лекционного занятия №25.

4. ТСО: Видеопроектор, ПЭВМ..

5. Классная доска, мел, указка.

 



Текст лекции

Введение

 

Эффективность любой экономической системы оценивается с точки зрения ее возможности обеспечить рациональное распределение ограниченных ресурсов общества в соответствии с его потребностями. Как уже отмечалось, рыночная система исторически доказала свою эффективность, она обладает целым рядом достоинств и положительных свойств. Но и она отнюдь не является идеальной – ей присущи определенная ограниченность и целый ряд недостатков, снижающих ее эффективность.

Ограниченность рынка связана с тем, что ряд объективно существующих общественных издержек (некоторые издержки, возникающие при обмене собственностью, затраты, связанные с неопределенностью рынка, побочные (внешние) эффекты) не находит своего отражения в рыночной цене, искажая тем самым ценовые сигналы, регулирующие в условиях рынка распределение ресурсов, что ведет к снижению эффективности их распределения.

Ситуация, когда рыночный механизм не приводит к оптимальному распределению ресурсов общества, называется «провалами», или фиаско рынка. Эти негативные стороны рынка и являются предметом данной темы.

Поэтому экономика большинства современных государств – это смешанная экономика, в которой экономические процессы регулируются как рынком, так и государством. Как говорят, «невидимая рука» рынка дополняется «видимой рукой» государства.

При этом под государством понимается «набор институтов, располагающих средствами законного принуждения, которые используются на определенной территории и в отношении ее населения, обозначаемого термином «общество».



Начиная с 30-х годов ХХ века, когда началось активное вмешательство государства в экономику, вопросы целесообразности такого вмешательства, границы участия государства в экономических процессах, методы и инструменты государственного воздействия на экономику стали центральными проблемами, занимающими экономическую науку. В ХХ веке были созданы многочисленные экономические концепции, отвечающие на эти вопросы.

Характеристике роли государства в современной, смешанной экономике и посвящена данная тема.

Учебные вопросы (основная часть):

Экономические функции государства

 

Государство всегда, в любые исторические периоды, выполняло определенные экономические функции (защита частной собственности, сбор налогов и таможенных пошлин, организация денежного обращения и т.п.).

Однако в ХХ веке роль и функции государства существенно изменились, государство стало полноправным субъектом экономических отношений.

Современная рыночная экономика – это экономика, в которой наряду с частным предпринимательством имеется государственный сектор и государственное регулирование. Государство производит около 20% национального продукта, контролирует перераспределение доходов в обществе, регулирует многие экономические процессы.

Крупнейший американский экономист Джон Гэлбрейт писал: «Безоглядная приверженность идеологии свободного предпринимательства и убежденность в том, что государство не должно играть в экономической жизни никакой роли – могли бы стать губительным даже для нас, если бы мы к этому прислушивались»[1].

Усиление экономической роли государства в рыночной экономике связывают, как правило, с «провалами» (фиаско) рынка – случаями, когда рыночный механизм оказывается несостоятельным и не обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов общества. Встречаются и другие переводы этого экономического термина: «несовершенство», «несостоятельность», «дефекты».

«Провалами» (фиаско) рынка называют такие проявления действия рыночных механизмов, которые побуждают субъектов рынка принимать неоптимальные или нежелательные для общества экономические решения.

Важно подчеркнуть, что эти неоптимальные решения являются не следствием ошибок субъектов рынка или действия каких-либо посторонних причин, а результатом действия самого рынка.

К «провалам» рынка относят:

1) монополизацию рынков (преобладания рынков несовершенной конкуренции);

2) неспособность к сохранению невоспроизводимых ресурсов и охране окружающей среды;

3) нерациональное распределение ресурсов общества;

4) отсутствие заинтересованности рынка в производстве общественных благ;

5) отсутствие механизмов, учитывающих внешние эффекты;

6) неравномерность в распределении доходов;

7) нестабильность макроэкономического развития и др.

«Провалы» рынка, а также ряд внешних факторов (соревнование с существовавшей в недалеком прошлом социалистической системой, распад мировой колониальной системы, усиление конкуренции на мировых рынках) и обусловили активизацию участия государства в экономической жизни общества.

Сглаживание, предотвращение негативных последствий действия рыночных регуляторов и решение острых социально-экономических проблем общества – основная цель экономической деятельности государства.

Стремясь к достижению этой цели, государство внедряется в рыночное хозяйство, осуществляет разнообразные меры административного и экономического характера, обеспечивающие условия для достижения основных макроэкономических целей.

Экономические функции государства (формы экономической деятельности государственных органов) весьма многообразны. Среди них можно выделить:

1) обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы (определение «правил игры» для экономических субъектов).

Принятие государством законов, защищающих права собственности, регулирующих отношения между предпринимателями и наемными работниками, предпринимателями и государством, обеспечивающих соблюдение контрактов и т.п., является залогом нормального функционирования рыночной экономики.

Обоснованное, устойчивое, обязательное для всех законодательство дает возможность хозяйствующим субъектам осуществлять свободный выбор, планировать свою деятельность. Выполняя эту функцию, государство способствует минимизации трансакционных издержек, что ведет к более рациональному распределению ограниченных ресурсов общества в соответствии с его потребностями;

2) защита конкурентной среды.

Монополизация рынка – ситуация, когда на кого-то из продавцов или покупателей приходится такая большая доля общего объема продаж или покупок на конкретном товарном рынке, что он может влиять на формирование цен и условий сделок в большей мере, чем остальные участники этого рынка.

Стремясь к максимуму прибыли, монополист обычно сокращает объем производства и повышает цену на свою продукцию по сравнению с теми объемом и ценой, которые сложились бы на конкурентном рынке. В результате монополист наносит определенный ущерб обществу.

Рыночный механизм сам по себе не может помешать той или иной фирме монополизировать рынок определенного товара. При этом такая монополизация рынка может возникать в силу:

1) экономического преимущества;

2) различных сговоров или вытеснения конкурентов.

Экономическое преимущество той или иной фирмы на рынке может возникнуть за счет того, что она смогла предложить покупателя наиболее выгодное им соотношение «цена-качество» по своим товарам. Основой такого преимущества обычно служит внедрение наиболее совершенных технологий производства или методов организации производства и сбыта товаров.

Если даже итогом такой деятельности фирмы становится захват подавляющей доли рынка, то в этом нет ничего опасного. Ведь здесь рыночный механизм успешно решает свою главную задачу – обеспечивает наилучшее распределение ограниченных ресурсов. Действительно, такой ситуации наибольшая доля ресурсов достается фирме, победившей в конкурентной борьбе за счет наилучшего использования ограниченных ресурсов и достижения на этой основе минимальных затрат.

Здесь оснований для вмешательства государства нет. Если такая фирма попытается использовать свое господство на рынке для завышения цен, то тем самым она создаст условия для выживания других фирм, даже имеющих более высокие затраты, за счет предложения более низ­ких цен.

Совсем иное дело – монополизация рынка, когда ситуации чистой монополии или олигополии возникают на нем не за счет наилучшей тех­нологии или организации производства, а за счет сговора нескольких крупнейших фирм между собой, вытеснения или поглощения осталь­ных конкурентов. В этом случае хозяевами рынка вовсе не обязательно становятся фирмы, обеспечивающие наилучшее использование ограни­ченных ресурсов, И тогда эти ресурсы распределяются хуже, чем могли бы при немонополизированном рынке.

Развитие монополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства.

Именно в такой ситуации государству приходится вмешиваться, что­бы прекратить монополизацию рынка и восстановить нормальную кон­куренцию, когда рыночные механизмы снова смогут работать успешно.

Ограничить монополизацию может только государство с его возможностями законодательной и иной антимонополистической деятельности, использования силовых структур в случае необходимости.

Таким образом, ограничение конкуренции, монополизация рынков снижают эффективность распределения ресурсов, ведут к чистым потерям общества. Именно в силу антиобщественного характера деятельности монополий государство проводит антимонопольную политику, направленную на недопущение возникновения монополий или на борьбу с уже имеющимися монополиями. При этом борьба с искусственными монополиями сочетается с регулированием деятельности естественных монополий.

Первый опыт организованной антимонопольной деятельности государства был положен принятием антитрестовского законодательства в США в 1890 г. (Закон Шермана). Позже аналогичные законы появились в других странах. Антимонополистическое законодательство направлено на поддержание такой структуры производства, которая позволяла бы ему оставаться конкурентоспособной. Расчеты показали, что одна компания не должна производить более 40 процентов того или иного вида продукции. Законодательство запрещает всякий сговор по искусственному поддержанию цен, не соответствующему реальному соотношению между спросом и предложением;

3) перераспределение доходов.

Для рынка характерно функциональное (пофакторное) распределение доходов – деление денежного дохода общества в соответствии с предельной производительностью вложенных ресурсов. На первый взгляд такое распределение представляется справедливым. Однако различия в способностях людей, в образовании, различия в отношении к работе, неравенство в собственности на вещественные факторы производства ведут к различиям в уровнях получаемых пофакторных доходов.

Таким образом, рыночное, пофакторное распределение доходов не обеспечивает социального равенства в обществе, поэтому перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения, трансфертные платежи (пенсии, пособия, компенсации и т.п.), установление государственного контроля за ценами на некоторые товары, определение минимального уровня оплаты труда становится функцией государства;

4) охрана окружающей среды.

Рынок не имеет механизмов, которые заинтересовывали бы производителей в охране окружающей среды. Их цель – максимизация прибыли – приходит в противоречие с необходимостью делать дополнительные затраты для борьбы с загрязнением. Поэтому функцию экологической защиты среды обитания человека берет на себя государство;

5) финансирование фундаментальной науки, образования, медицинского обслуживания и т.п.

В условиях современной НТР, когда наука превратилась в непосредственную производительную силу общества, государственное финансирование фундаментальной науки, субсидирование развития современных наукоемких производств стало необходимым условием нормального функционирования рыночной экономики. Это же касается и образования.

Под влиянием НТР принципиально измененилась роль человека в производстве, на первый план вышли его интеллектуальные, профессиональные, организаторские, творческие способности. В этих условиях объективной необходимостью стало наличие высокоразвитых систем образования, информации, здравоохранения, обеспечить развитие которых в состоянии только государство;

6) стабилизация экономики и стимулирование экономического роста.

Достижение макроэкономических целей (полной занятости, стабильных цен, постоянного экономического роста) с помощью только рыночных механизмов невозможно, поэтому борьба с макроэкономической нестабильностью становится функцией государства;

7) корректировка рыночного распределения ресурсов с учетом возникающих в экономике отрицательных и положительных внешних эффектов, и финансирование производства или непосредственное производство общественных благ.

Остановимся на последней функции подробнее.

К недостаткам рыночной экономики, которые вынуждено корректировать государство, относятся неоптимальное распределение ресурсов в связи с наличием внешних эффектов (экстерналий) и незаинтересованность рыночной системы в производстве общественных товаров.

Наличие внешних эффектов

Всякая рыночная сделка предполагает получение выгоды (эффекта) каждой из сторон сделки. В результате рыночной сделки покупатель получает полезность, продавец – доход.

Но в некоторых случаях действия производителей и потребителей оказывают влияние на 3-их лиц, то есть людей, не являющихся в данной сделке ни продавцами, ни покупателями. Это влияние на 3-их лиц называется внешним (побочным) эффектом.

Внешние эффекты возникают как при производстве, так и при потреблении, они могут распространяться как на одно лицо, так и на общество в целом.

Например, химический завод производит минеральные удобрения. Его владелец получает доход, покупатель – благо (минеральные удобрения). Однако если при производстве минеральных удобрений происходит загрязнение окружающей среды, то возникают отрицательные внешние эффекты (уменьшается количество птиц и насекомых, распространяются болезни, возможно, сокращается продолжительность жизни и т.п.), «получателями» которых становятся местные жители, в рыночной сделке не участвующие.

Внешние эффекты (экстерналии) – это издержки или выгоды производства или потребления благ, приходящиеся на долю третьих лиц – лиц, не участвующих в рыночной сделке, и не учитываемые в полной мере в рыночных ценах.

Внешние эффекты могут быть как отрицательными (приведенный выше пример), так и положительными (например, образование приносит пользу всему обществу, а не только человеку, непосредственно его получающему, также и улучшение осве­щения улиц за счет реклам и витрин магазинов).

Отрицательные внешние эффекты (издержки «перелива») – это потери, затраты третьих лиц.

Отрицательные внешние эффекты (негативные экстерналии) – это негативное воздействие участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц; это стоимость использования ресурса, не отраженная в цене продукта.

Эти внешние издержки не находят отражения в индивидуальных издержках производства фирм, так как последние не включают в себя затраты на снижение выбросов вредных веществ в атмосферу или обработку сточных вод. Наличие отрицательных внешних эффектов означает, что цена не полностью отражает общественные издержки производства, которые фактически выше индивидуальных.

Если индивидуальные издержки производства (в нашем примере удобрений) не включают издержки перелива, и они ниже общественных, то производство удобрений будет увеличиваться. Больше ресурсов будет направляться в сферу производства, которая наносит общественный вред, а это значит, что происходит неэффективное, неоптимальное распределение ограниченных ресурсов общества.

Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта происходит занижение цены данного продукта в сравнении с эффективной и завышение объема производства в сравнении с эффективным.

Выделяют следующие виды отрицательных внешних издержек.

Совокупные внешние издержки (ТЕС) – это совокупный ущерб, наносимый третьим лицам. Они изменяются в зависимости от изменения объема выпуска в отрасли. С увеличением производства совокупные внешние издержки увеличиваются.

Предельные внешние издержки (МЕС) – это дополнительные издержки, связанные с производством каждой дополнительной единицы продукции, которые не оплачиваются производителями, а перекладываются на третьих лиц.

МЕС =TEC/Q

Предельные индивидуальные издержки (МРС) – это стоимость услуг тех ресурсов, которые фирмы покупают или которыми владеют. Предельные индивидуальные издержки производства не включают в себя предельные внешние издержки, если существуют отрицательные внешние эффекты.

При отрицательном внешнем эффекте предельные индивидуальные издержки меньше предельных общественных.

Предельные общественные издержки (MSC) – это сумма предельных внешних издержек и предельных индивидуальных издержек.

MSC = МРС + МЕС

Предельная общественная полезность (MSB) – дополнительная полезность, получаемая при выпуске еще одной единицы товара.

Предельная индивидуальная полезность (МРВ) – полезность, получаемая лицом, купившим дополнительную единицу товара.

Предельная внешняя полезность (МЕВ) – это предельный выигрыш, получаемый третьими лицами, не являющимися ни покупателями, ни продавцами данного товара.

MSB = МРВ + МЕВ

Рассмотрим отрицательный внешний на рисунке 1.

 

 
 

 


Рисунок 1. Отрицательный внешний эффект

 

Из рисунка 1 видно, что эффективные объем выпуска (Qs) и эффективная цена (Ps) достигаются в точке, в которой предельные общественные издержки (MSC) равны предельной общественной полезности (MSB).

Когда существует отрицательный внешний эффект, предельные индивидуальные издержки меньше предельных общественных (МРС < MSC). Поэтому результатом отрицательного внешнего эффекта является занижение цены и перепроизводство данного товара в сравнении с эффективными значениями.

Рр< Ps, Qр > Qs

Это ведет к использованию излишних ресурсов в производстве данного блага и, следовательно, неэффективному размещению благ в экономике.

Другой пример – образование. Студенты вузов получают полезность – знания, преподаватели – заработную плату, т.е. это рыночные отношения. Но от того, что отдельный человек получает образование, выигрывает и общество в целом. Это пример положительных внешних эффектов, или выгоды перелива.

Положительные внешние эффекты (выгоды «перелива») – это полезность, приходящаяся на долю третьих лиц, не участвующих в рыночной сделке.

Положительные внешние эффекты – это благоприятные воздействия участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц; это полезность, не отраженная в ценах.

Наличие внешних положительных эффектов означает, что общественная полезность блага выше индивидуальной, отраженной в цене товара.

Если цена не полностью отражает общественную полезность высшего образования, то в сферу образования направляется недостаточное количество ресурсов. Хотя с учетом выгод перелива высшее образование должно быть доступно более широкому кругу лиц, т.е. в эту сферу должно направляться больше ресурсов.

При наличии положительного внешнего эффекта происходит занижение цены данного продукта в сравнении с эффективной и занижение объема производства в сравнении с эффективным.

Рассмотрим положительный внешний на рисунке 2.

 
 

 


Рисунок 2. Положительный внешний эффект

При наличии положительных внешних эффектов предельная общественная полезность больше предельной индивидуальной полезности (MSB > МРВ).

Поэтому результатом положительного внешнего эффекта является недопроизводство данной продукции и занижение цены. Это также ведет к неэффективному размещению благ в экономике

На рисунках 1 и 2 потери обозначены площадями (DWL), что свидетельствует об отрицательном влиянии на экономику как положительных, так и отрицательных внешних эффектов.

Наличие внешних эффектов означает, что рыночная цена не полностью отражает полезность и издержки производства блага, что ведет к снижению эффективности распределения ограниченных ресурсов общества и эффективности всей рыночной системы.

Именно в целях обеспечения эффективного распределения ресурсов государство осуществляет меры, направленные на учет экстерналий в цене, т.е. достижение равенства предельных общественных издержек и предельной общественной полезности: MSC = MSB

Государство может сдерживать производство благ с отрицательными внешними эффектами, трансформируя внешние эффекты, не находящие отражения в цене, во внутренние издержки.

Устанавливая разного рода штрафы или вводя специальные налоги, государство принуждает предпринимателей ставить очистные сооружения (дымоуловители, оборудование по очистке воды), засаживать вырубки и т.п. Затраты на очистные сооружения увеличат издержки производства и сократят объем производства, а это значит, что меньше ресурсов будет направляться на производство продукции, порождающее отрицательные внешние эффекты.

Расширять производство благ с положительными внешними эффектами государство может, субсидируя потребителей, что позволит им увеличить спрос на блага с положительными экстерналиями или субсидируя производителей, что позволит последним снизить издержки производства и увеличить создание благ с положительными экстерналиями.

Кроме того, в целях отражения внешних эффектов в цене государство может проводить соответствующую налоговую и бюджетную политику.

Увеличение производства и потребления благ, порождающих положительные внешние эффекты, означает ослабление или устранение диспропорциональности в распределении ресурсов.

Рассмотрим последствия введения государством корректирующих налогов и субсидий.

Корректирующие налоги

Корректирующий налог (налог Пигу) – налог на выпуск товаров или услуг, который поднимает предельные индивидуальные издержки до уровня предельных общественных издержек и приводит к сокращению производства.

Налог Пигу устанавливается в размере, равном предельным внешним издержкам на каждую единицу выпускаемой продукции:

Т = МЕС,

где Т – размер корректирующего налога; МЕС – предельные внешние издержки.

Тогда МРC + Т = MSC, и кривая предельных индивидуальных издержек (МРС) с учетом налога Пигу совпадает с кривой предельных общественных издержек (МSС), что ведет к уменьшению выпуска продукции с отрицательными внешними эффектами до оптимального уровня (рис. 3).

 
 

 


Рисунок 3. Введение корректирующего налога

Корректирующие субсидии

Корректирующие субсидии – это платеж потребителям или производителям товара, потребление которого создает положительный внешний эффект. Такие субсидии предназначены для интернализации внешнего эффекта посредством оказания такого понижающего воздействия на цену потребления товара, которое увеличит объем его производства до эффективного уровня.

Корректирующая субсидия устанавливается в размере, равном предельной внешней полезности на каждую единицу выпускаемой продукции с положительным внешним эффектом:

G = МЕВ,

где G – размер корректирующей субсидии; МЕВ – предельная внешняя полезность.

Тогда МРВ + G = MSB, и кривая предельной индивидуальной полезности (MPB) учетом такой субсидии будет совпадать с кривой предельной общественной полезности (MSB), что приведет к увеличению выпуска продукции с позитивными внешними эффектами до эффективного с позиции размещения ресурсов уровня (QG) (рис. 4).

 
 

 


Рисунок 4. Введение корректирующей субсидии

Если корректирующий налог увеличивает предельные индивидуальные издержки до уровня предельных общественных издержек и приводит к повышению цены, то корректирующая субсидия, увеличивая предельную индивидуальную полезность до уровня предельной общественной полезности, приводит к повышению цены.

Корректирующие налоги и субсидии могут быть использованы для достижения эффективности производства. И чтобы ввести эти налоги, требуется установить внешний эффект и определить предельные издержки третьих лиц, связанные с данным эффектом.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.