Сделай Сам Свою Работу на 5

Рекомендации по проведению игр-занятий по грамматике





О. А. Новиковская

Логопедическая

ГРАММАТИКА

Для малышей

Пособие для занятий с детьми 4-6 лет

Санкт-Петербург

КОРОНА принт


Введение

Грамматика — это строй языка, иначе говоря, те закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова.

Грамматика подразделяется на морфологию и синтаксис. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, а синтаксис — словосочетания и предложения.

Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский назвал грамматику «логикой языка». У ребёнка дошкольного возраста, на практике осваивающего грамматические законы родного языка, совершенствуется не только речь, но и логическое мышление. Ведь, чтобы понимать речь, мало знать значения слов, из которых она состоит, надо еще понять отношения между этими словами, выраженные с помощью грамматических изменений самих слов. Ребёнок может понимать смысл отдельных слов «капуста» и «посадить», но, тем не менее, не уловить общего смысла предложений «Капуста посажена» или «Капусту посадят», так как не знаком с грамматическими формами, использованными в них. В результате у малыша могут возникать затруднения в понимании не только самой фразы, но и высказанной в ней мысли.



Чтобы этого не происходило, необходимо с раннего возраста обеспечить ребёнку возможность полноценного речевого развития, которое невозможно без богатого речевого общения как со взрослыми, так и со сверстниками, знакомства с народным фольклором и художественной литературой.

Если эти условия созданы, малыш будет овладевать грамматическим строем родного языка самостоятельно в процессе общения, стараясь подражать речи взрослых. Происходит это постепенно, начиная с того момента, когда в возрасте около 1,5-2-х лет у ребенка появляются первые фразы, а следовательно, необходимость смыслового соподчинения слов внутри них.

К трём годам он активно пользуется такими грамматическими категориями, как род, число, время, лицо, говорит простыми распространёнными предложениями.

К четырём годам словарь ребёнка вырастает до 2-х тысяч слов. В речи еще преобладают существительные, прилагательные и глаголы, но постепенно малыш начинает употреблять и другие части речи: местоимения, наречия и числительные. Важным показателем правильности речи ребёнка является умение использовать предлоги и правильно согласовывать существительные с прилагательными.



Малыш начинает осваивать прилагательные, которые обозначают уже не только конкретные, но и отвлечённые признаки, например: весёлый, холодный, смелый. Формируются обобщающие понятия. Так, малыш говорит: «Прилетели птицы» вместо привычного раньше перечисления: «Прилетели голуби, воробьи».

Ребёнок четвертого года жизни уже достаточно владеет речью, чтобы выражать словами свои мысли и просьбы, высказывать отношение к увиденному. В это время для дошкольника характерна большая любознательность. Ребёнок все чаще задаёт вопросы взрослым, стремится к общению с ними. Таким образом маленький Почемучка продолжает расширять свои знания об окружающем мире.

Для дальнейшего речевого и интеллектуального развития важно, чтобы у малыша был накоплен определённый словарный запас, развито слуховое внимание и имелась возможность достаточной речевой практики.

В то же время для успешного овладения грамматикой зачастую недостаточно обеспечить ребёнку богатое речевое общение и правильные образцы для подражания. Грамматическая система русского языка весьма сложна (недаром в качестве иностранного русский язык считается одним из наиболее трудных для изучения). В русском языке много исключений из общих правил, которые ребёнку необходимо не только запомнить, но и научиться самостоятельно употреблять в речи, иначе неминуемо возникнут ошибки. Например, малыш усвоил окончания творительного падежа существительных -ом, -ем: «мячиком, камнем». По этому же типу он образует и другие слова: «палочком», «тучем», не подозревая о существовании окончаний -ой, -ей. Так же могут появляться ошибочные слова «домы», «поезды» (по аналогии со словом «столы») или возникнут наряду со словосочетанием «много домов» такие, как «много карандашов» или «много этажов».



Взрослому необходимо исправлять ошибки ребёнка. При этом внимание малыша должно быть сосредоточено на правильной грамматической форме. Взрослому не следует повторять допущенную ребёнком ошибку, — лучше несколько раз произнести правильную форму. Исправление ошибки будет более эффективным, если взрослый даст ребёнку несколько аналогичных примеров. А еще лучше, если малыш сам сможет попрактиковаться в правильном употреблении наиболее сложных вариантов изменения слов. Этой цели служат разнообразные грамматические игры.

У детей 4-х лет фраза становится длиннее—количество слов в ней может доходить до 4-6. Это связано с постоянным ростом словарного запаса, расширением сферы общения маленького человека. Как следствие этого увеличивается количество грамматических ошибок в речи. Новые слова ребёнок не всегда правильно употребляет, не успевая одновременно следить за их смысловым содержанием и грамматической формой.

Средний дошкольный возраст —период активного словотворчества. У малыша появляется интерес к слову, его звучанию. Ребёнок создает собственные слова по знакомым ему грамматическим образцам. В результате появляются такие забавные детские словечки, как «рогаются» (бодаются), «насупился» (наелся супа) и тому подобные. В этом проявляется стремление малыша понять и усвоить звуковой состав слова, приблизив его звуковое обозначение к смысловому, и тем самым сделать его для себя более понятным. Для того чтобы в речи ребёнка не закрепились неправильные слова, необходимы специальные грамматические игры. Цель таких игр — автоматизация правильных (нормативных) вариантов словообразования.

Предлагаемое вашему вниманию практическое пособие по грамматике дает возможность познакомить ребёнка дошкольного возраста со всеми грамматическими формами родного языка. Рассматривая картинки и отвечая на вопросы к ним, ребёнок в процессе игры постепенно осознает смысл каждой грамматической формы и учится правильно употреблять их в собственной речи.

Эта книга станет первым учебником ребёнка по родному языку. Малыш под руководством взрослого сможет заниматься по ней, получая и тут же закрепляя на практике свои морфологические и синтаксические навыки.

В игровой форме будет учиться проводить свои первые наблюдения за родным словом, у него разовьются чуткость и интерес к форме своей речи.

Достоинством данной книги является то, что для проведения с ребёнком описанных в ней грамматических игр не требуется никаких дополнительных материалов в виде игрушек или картинок. Все необходимые иллюстрации к играм приводятся в самой книге. Взрослому остается только открыть её и начать занятие с ребёнком.

Рекомендации по проведению игр-занятий по грамматике

Заниматься грамматикой следует непродолжительное время, так как материал этот сложен. Все дети разные: один может долго и с удовольствием сидеть с книгой и рассматривать картинки, а другой, наоборот, не может находиться в покое ни минуты, поэтому нельзя точно сказать, сколько времени нужно потратить на занятие — оно индивидуально для каждого ребёнка и зависит от степени утомляемости малыша. Ориентировочная продолжительность занятия — от 8 до 25 минут.

Обстановка во время игры-занятия должна быть живой, непринуждённой. Занимаясь с малышом, делайте перерывы, как только заметите, что он утомился. Помните, что занятия, пусть даже игровые, для ребёнка нелегкий труд.

Если ваш юный ученик с легкостью выполняет предложенное ему задание, переходите к следующему. Если ребёнок по какой-либо причине не может выполнить простое задание, то переходить к более сложным не имеет смысла. В том случае, когда грамматическое упражнение не получается, отложите его на время и вернитесь к заданию в другой раз на «свежую голову». Не пытайтесь сразу же добиться результата, если видите, что малыш устал и утратил интерес к игре, ведь ребёнок дошкольного возраста запоминает лишь тогда, когда ему интересно. Ни в коем случае не подменяйте игры на простое заучивание с ребёнком грамматических форм слов — это не принесёт нужного результата, а лишь отобьёт желание ребёнка работать с книгой.

Если вдруг получится так, что какая-либо игра с малышом уже проводилась и он утратил к ней интерес, но при этом еще не полностью усвоил материал, то при повторном проведении игры предложите ребёнку роль не ученика, а учителя. Пусть он научит своего плюшевого мишку или любимую куклу правильно говорить. А вы, наблюдая за уроком, лишь иногда ненавязчиво подскажите нужное слово. И самое главное — как можно чаще хвалите малыша, даже за небольшие успехи.

Помните:

Учится надо весело, Чтоб хорошо учиться.

Желаем успехов вам и вашему малышу. Пусть наша русская речь всегда будет правильной и красивой.


ОТВЕТЬ ОДНИМ СЛОВОМ


Игра-шутка

Цель:изменение существительного по падежам. Образец:


 


 

И. п. Р. п. Д. п. В. п. Т. п. П. п.
кто? что? кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем?
лопата лопаты лопате лопату лопатой о лопате

Выбери одну из картинок. Что на ней нарисовано? (Ребёнок отвечает, например: «лопата»).

 


 

А теперь я буду задавать тебе вопросы, а ты можешь отвечать на них только этим словом «лопата».

1. Без чего ты не можешь прожить и дня? (Без лопаты.)

2. На чем ты любишь кататься? (На лопате.)

3. Что ты ел на завтрак? (Лопату.)

4. Чем ты обычно рисуешь? (Лопатой.)

5. О чем ты видел сегодня сон? (О лопате.)


Внимание.

Давая ребёнку задания, связанные с изменением грамматичес- кой формы слова (склонение, спряжение и др.), необходимо сначала назвать исходную форму слова, затем — вновь образо­ванную, выделяя при этом голосом (интонационно) изменённую часть слова:


апельсин — апельсинов

карандаш — карандашом

бежать — беГИ

дом — домИК — домИЩЕ



Один и много

Цель:образование множественного числа существительного (трудные формы)

Методические указания:В этой игре ребёнок должен обязательно сопровождать речь жестом.

Показывай и называй.





Это рот,


а это ... (рты).


 



 

 

Это ухо,


а это ... (уши).





Это лев,


а это ... (львы).


 




 


 


Это пень,


а это ... (пни).


 




 


Это ком,


 


а это ... (комья).



Это брат,


а это ... (братья).


 




 



 


Это сестра,

а это ... (сестры).


 




Это человек, а это ... (люди).





Это ребёнок,


 


а это ... (дети).



 


Это пальто,


а это ... (пальто).


ПОЧИТАЕМ ВМЕСТЕ


Цель:употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

Образец:

И. п. ед. ч. И. п. ми. ч. Р. П. МИ. Ч.
кто? что? кто? что? кого? чего?
заяц, полотенце зайцы, полотенца зайцев, полотенец

Я сейчас буду читать то, что здесь написано, а ты помоги мне, пожалуйста. Когда я покажу тtбе картинку — назови то, что ты на ней увидишь.



 


На птичьем дворе много (уток), (гусей) и (кур).



На веревке много (полотенец), (простыней).



 

 



На рынке много (капусты), (яблок), (моркови), (огурцов).










 


 


 


На столе много (чашек) и (блюдец)


 

Бабушка связала много (шарфов) и (носков).

 


 

 

Мы почистили много (сапог) и (ботинок).


Говори правильно!

 

У меня много носкОВ, но у меня нет чулОК.

У Вани не было сапОГ, а у Гали не было сапогОВ-скорохо-ДОВ


ОТКУДА И КУДА

Цель:употребление существительных с предлогами в и из, на и с.

Посмотри на картинки и скажи, кто куда идёт и откуда возвращается.


           
 
 
   
   
 


 


Куда идёт мальчик?

(Мальчик идёт в магазин.)


Откуда возвращается мальчик?

(Мальчик возвращается из магазина.)


 




 


 


Куда идёт мальчик? (Мальчик идёт в лес.)


Откуда возвращается мальчик? (Мальчик возвращается из леса.)


 




 


 


Куда идёт мальчик?

(Мальчик идёт в зоопарк.)

Откуда возвращается мальчик?

(Мальчик возвращается из зоопарка.)


 


Методические указания.Прежде чем задать следующий вопрос, взрослый показывает на картинку и говорит: «Это папина работа».


 

 

Куда утром идёт папа?

(Утром папа идёт на работу.)


 

Откуда вечером возвращается папа?

(Вечером папа возвращается с работы.)



 



 

Куда идёт девочка? Откуда вечером

(Девочка идёт на пляж.) возвращается девочка?

(Девочка возвращается с пляжса.)

 




 


 


Куда идёт мальчик? (Мальчик идёт на реку.)


Откуда возвращается мальчик? (Мальчик возвращается с реки.)


 




РЫНОК

 

 


Куда идёт мама? (Мама идёт на рынок.)


Откуда возвращается мама? (Мама возвращается с рынка.)


 


 


 



Говори правильно!


В школу —
в садик

на улицу —

на концерт —

в кино —

в театр —


из школы, из садика, с улицы, с концерта, из кино, из театра.


 



КТО НА ЧЁМ


Цель:употребление существительных с предлогом на.

Посмотри на картинки и скажи, кто на чём катается, едет, плывет.




 


 


(Мальчик катается на санках.)

 
 

(Девочка катается на велосипеде.)



 

 

 

 


(Мальчик едет на машине.)


(Девочка качается на качелях.)



 
 

(Мальчик плывёт на лодке.) (Девочка катается на коньках.)


КТО С КЕМ? КТО С ЧЕМ?

Цель:употребление существительных с предлогом с. Посмотри на картинки и скажи, кто с кем.





Мальчик идёт с папой. Девочка идёт ... (с мамой).


 

 

Мальчик танцует ... (с девочкой).


Девочка играет

(с котом).





 


 


Мальчик играет (с собакой). Мальчик играет (с машинкой)


ПОСМОТРИ-КА, ЧТО ВНИЗУ

Цель:употребление предлогов под и из-под. Посмотри на картинки и ответь на вопросы.


 


 


 


Куда залезла собака? Откуда вылезла собака?

(Собака залезла под стол.) (Собака вылезла из-под стола.)






 


 

 


Куда закатился мяч? Откуда выкатился мяч?

(Мяч закатился под стул.) (Мяч выкатился из-под стула.)

 




 


Куда мальчик поставил тапки? Откуда мальчик достал тапки?
(Мальчик поставил тапки (Мальчик достал тапки

под кровать.) из-под кровати.)



СКАЖИ, КТО ГДЕ

Цель:употребление предлогов на, в, под.

Методические указания.Начинает игру взрослый. Он говорит: «Смот­ри, вот птичка. Она летает над гнездом. Она сидит в гнезде. Потом она летает под гнездом». Взрослый должен чётко произносить предлоги, слегка выделяя их голосом.

Посмотри на картинки и скажи, кто где находится. Где птичка?





 

 


 


(Птичка

(Птичка

над гнездом.) в гнезде.)


(Птичка под гнездом.)


 

Где шарик?


 

 


(Шарик на толе.) (Шарик над столом.) (Шарик под столом.)

Где бабочка?



(Бабочка под цветком.)


(Бабочка на цветке.)


 


(Бабочка над цветком.)


 



 

 


 



 

Над чем летит самолёт? Над чем висит лампа?

(Самолёт летит над лесом.) (Лампа висит над столом.)



 


 


 

Что девочка держит над головой? (Девочка держит над головой зонтик.)


Методические указания.Игры «Посмотри-ка, что внизу» и «Скажи, кто где» можно продолжить, обратив внимание ребёнка на окружающую об­становку. Предложите ребёнку соревнование на употребление какого-то предлога. Одну фразу произносит взрослый, другую — малыш, например:

Блюдце под чашкой. Коробка под столом.

Лампа под потолком. Книга под тетрадью.

Собака под стулом. Кастрюля под крышкой и т. п.


 

 

ИГРАЕМ В ПРЯТКИ

Цель:употребление предлогов за и из-за. Посмотри на картинки и ответь на вопросы.




 


 


Где спряталась девочка? (Девочка стоит за стулом.)


Откуда вышла девочка? (Девочка вышла из-за стула.)


 




 


 


Где спрятался мальчик? (Мальчик стоит за дверью.)


Откуда вышел мальчик? (Мальчик вышел из-за двери.)


 




 


 


Где спряталась корова?

(Корова спряталась

за забором.)


Откуда вышла корова?

(Корова вышла

из-за забора.)



ИСПРАВЬ ОШИБКИ

Цель:закрепление предложно-падежных конструкций.

Методические указания.Взрослый читает малышу рассказ медленно, чётко, голосом выделяя ошибки и мимикой подсказывая, где автор сде­лал ошибку.

Жил-был человек рассеянный. Он не только всё делал наобо­рот, но и говорил всё наоборот. Хочет человек рассеянный что-то сказать, а слова у него путаются, друг другу мешают. Ничего понять нельзя.

 

Вот что он сказал:

Дед в печи, дрова на печи.

На столе сапожки, под столом лепёшки.

Овечки в речке, караси у печки.

Под столом портрет, над столом табурет.

Помоги рассеянному — скажи правильно.



КТО ГДЕ


Цель:закрепление употребления предлогов.

Методические указания.Взрослый просит ребёнка рассказать о месторас­положении каждого существа и предмета на картинках. Если малыш испытыва­ет затруднения, взрослый должен задавать наводящие вопросы. Описывая кар­тинку к сказке «Репка», ребёнок должен употреблять предлоги за и перед.

Посмотри на картинку к сказке «Репка» и скажи, кто где находится.

Бабка за дедкой. Внучка за бабкой. А дальше? Дедка перед бабкой. Бабка перед внучкой. А дальше?



 

 


 


Посмотри на картинку.

Покажи и расскажи, кто где находится.



 


 


Петух на жёрдочке. Утята в воде. Свинья под скамейкой. Собака в будке. Лошадь перед домом. Девочка в окошке.

 


Корова за забором. Птенчики в гнезде. Курица около забора. Кошка на крыше. Птица над домам. Гнездо на дереве.


 


ЧТО В ЧЁМ

Цель:образование существительных с помощью суффиксов -иц-, -ик-, -онк-, -енк-.

Дай название посуде, в которой хранятся разные продукты.




Сахар в сахарнице. Хлеб в ... (хлебнице). Конфеты в ... (конфетнице) Соль в ... (солонке). Масло в ... (маслёнке). Чай в ... (чайнике).

 

 

 


 


 


 


Назови и покажи посуду, нарисованную на картинке. Что ты еще не показал? (Мыльницу) Можно мыльницу назвать посудой? (Нет.)

Почему мыльницу нельзя назвать посудой? (Потому что в неё кладут не продукты, а мыло.)


Много и один

Цель:образование существительных с помощью суффиксов ~ин-, -инк-.

Подумай и скажи, как можно назвать одну маленькую часть этих предметов.




 


 


Это бусы,


а это бусинка.


 




 


 


Это солома,


а это ... (соломинка),


 


Это икра,


О

а это ... (икринка).


 



 


 



 


 


Это пух,


а это ... (пушинка).


 




 


 


Это снег,


а это ... (снежинка).


 

У КОГО - КТО


Цель:употребление существительных — названий детёнышей животных в единственном и множественном числе.

Методические указания.Игра проводится в два этапа. На первом эта­пе ребёнок знакомится с животными, у которых названия детёнышей не вызывают затруднений. На втором этапе задача усложняется — «родите­ли» и «дети» называются по-разному.

Задание можно выполнить дважды. Первый раз ребёнок называет детё­нышей только в единственном числе (первый столбик), второй — в един­ственном и множественном числе.


 


Посмотри на картинки и скажи.



 


 





 

У гуся - гусёнок.


 


 

А это - - гусята.


 


 



А это? (Козлята)

 

 


 

               
   
     
 
 
   


У вороны — ... (воронёнок). А это? (Воронята.)


А теперь задание посложнее. Вспомни, как зовут детёнышей этих животных.

 




 

 


У собаки — ... (щенок).


А это? (Щенята.)


 




 


 


У коровы — ... (телёнок).


А это? (Телята.)


 





 


 


У свиньи — ... (поросёнок).


А это? (Поросята.)


 




 

 


 


 


У курицы — ... (цыплёнок).


А это? (Цыплята.)


СЛОВА-ИНОСТРАНЦЫ

Цель:употребление несклоняемых существительных.

В русском языке есть слова, которые пришли из других стран, из других языков. Это слова-иностранцы, они особенные. Неко­торые слова-иностранцы всегда звучат одинаково и никогда не меняются.

Послушай фразы с этими словами:

У меня одно пальто, а на вешалке висит много пальто.

Паша учится играть на гитаре и пианино.

На столе стоят два стакана чая и три чашки кофе.

Однажды слова-иностранцы собрались вместе и сочинили це­лый рассказ.

День рождения

Сегодня у Вовы день рожденья. К нему пришли Таня и Ваня. Они принесли подарки. Эти подарки они сделали сами. Таня подарила Вове панно. Она смастерила его из сухих листь­ев и мха. Ваня сделал маску тигра из папье-маше и нарисовал кенгуру.

Вова угощал своих друзей яблочным пюре и лимонным желе. Мама приготовила вкусный кофе со сливками и сладкое какао. Дети ели пирог с киви, а потом эскимо.

Ребятам было весело. Сначала они смотрели интересное кино. Потом Таня играла на пианино, а Вова и Ваня пели песни.

Вечером Таня и Ваня отправились домой. Они надели свои пальто и вышли на улицу. Дети перешли шоссе, спустились в метро и быстро доехали домой.



Вопросы к рассказу





 


 


Что подарила Вове Таня? (Панно.)


Что подарил Вове Ваня?

(Маску из папье-маше,

рисунок кенгуру.)


 





о о о Р о о О о о

 


 


Чем Вова угощал своих гостей?

(Яблочным пюре, лимонным желе, эскимо.)


Что дети пили? (Кофе, какао.)


 




 


 


С какими фруктами был пирог? (Пирог с киви.)


Что дети смотрели по телевизору? (Кино.)


 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.