Сделай Сам Свою Работу на 5

Определяющие эффективность передачи и усвоения знания





Введение

Из 144 часов, отведенных Минвузом Украины на изучение курса «Управленческий учет», 78 часов (72%) выделено для его самостоятельного изучения. Для нескольких курсов экономического профиля эта доля составляет 50-72 % общего времени. Это достаточно большое количество времени, чтобы считать его серьезным ресурсом в освоении любого экономического курса. При этом предполагается, что 30-50% аудиторного времени должно быть использовано достаточно эффективно. Надеюсь, это пособие поможет студенту изучить любой курс, доступный для развивающего обучения.

Целью образовательного процесса является овладение студентом соответствующих курсу знаний, мышления, навыков. Самостоятельность – одно из условий углубленного изучения курса и развития экономического мышления. Другим условием является развивающее обучение, втягивающее мышление студента в самостоятельный поиск знаний - поверхностных и глубинных. Кроме того, развивающее обучение делает учебный процесс увлекательным, работает не столько на память, сколько на интеллект, развивая его. Поэтому самостоятельную работу нельзя рассматривать как что-то отдельное от изучения методологии и организации изучения курса в целом. Она тесно связана с организацией учебного процесса и проявляет себя в следующих действиях:



-самостоятельное изучение темы до ее коллективного разбора на лекции путем использования материала в учебниках, Интернете, и помощи преподавателя;

-самостоятельная подготовка к практическим занятиям по каждой теме, на которых дается оценка знаний каждого студента группы;

- самостоятельное принятие решений во время решений во времярешенийдискуссий по каждой по каждойпот по кажджойтеме на основе самостоятельно добытых знаний, которые поняли (а не заучили);

- самоконтроль и самооценку накопленных знаний;

-саморазвитие от поверхностных знаний к знаний к глубинным в пределах изучаемого курса, которое закладывает и развивает экономическое мышление;мышление студента;

-самостоятельная работа над статьей, подготовка к докладам на семинарах, конференциях.

 

Окружающий мир – сверхсложная система. Место, где будет работать нынешний студент, проще не станет. Чтобы понимать глубинные процессы реальной практики (без этого невозможно управление ею), экономического мышления недостаточно. Неизбежно самостоятельное усиление своего интеллекта инструментами, расширяющими и углубляющимивидение процессов. Этими инструментами являются (помимо экономического мышления) другие типы мышления: системное, стратегическое, концептуальное и др.



Если специалист не обучен системному или стратегическому мышлению, он никогда не будет мыслить системно и стратегически. Однако наш менеджмент таков, что достаточно усесться в кресло крупного начальника, и этого достаточно, чтобы считать себя стратегом. И потому в стране появляются стратегии, к примеру, до 2020 г. Несмотря на то, что подлинно стратегические цели, в отличие от тактических, чаще всего бессрочны, потому что определяют базовое положение организации, ее способность быть жизнедеятельной в целом на продолжительный период, т.е. всегда, а не до какой то даты.

Вторжение «чужого» знания (системология, стратегический менеджмент, концептуальное мышление и др.) в изучение экономического курса не потребует изучения отдельных и дополнительных курсов. После небольшого разъяснения сути другого типа мышления, сразу же начинается его использование на конкретных примерах из «Управленческого учета» и др. экономических курсов. Этих примеров вы могли бы и не увидеть, если бы ограничивались формированием только экономического мышления. Каково видение – таков и результат. Если образование не адекватно реальным процессам, оно неэффективно. Но оно таковым не может быть, потому что формирует человеческий капитал, является одним из факторов роста и развития государства.



Конечно, самостоятельность студента в изучении курса можно свести к простейшему. Например, взять книги, указанные преподавателем в конце пособия, находить в них соответствующую тему, читать и предпринимать действия, содействующие пониманию смысла прочитанного (консультироваться у студентов, преподавателей, специалистов предприятий, искать самостоятельно дополнительные источники информации и др. ). И все. Однако, такой простой логики действий студента достаточно для начала самостоятельной работы, но недостаточно, чтобы процесс самообучения оказался эффективным. Чтобы надеяться на эффективный исход обучения в целом, надо хорошо представлять встроенные в учебный процесс механизмы и инструменты, определяющие эффективность учебного процесса. Некоторые из них могут снижать эффективность, другие повышать. Если, к примеру, на кафедре или факультете большинство преподавателей являются сторонниками натаскивания и заучивания, то эффективность будет низкой. Поэтому в методике о самостоятельности главным следует считать не описание того, как брать в руки книгу, какие ее разделы читать при изучении такой то темы, а механизмы, инструменты и организацию учебного процесса, способствующие росту и развитию студента. Вот на этом и сосредоточимся. То есть, составим методику, пользование которой при изучении курсов будет давать только один исход обучения – эффективный. Конечно, все нижеизложенное касается в большей степени студентов дневной формы обучения. Студенты заочной и дистанционной форм обучения сами решат, что из предложенного использовать при изучении курса, а что нет.

Эффективное изучение курса предполагает знание:

- целей образовательного процесса, ориентирующих его на эффективность;

- образовательных идей, определяющих эффективность передачи и усвоения знания;

-организации образовательного процесса, поддерживающей его эффективность.

Рассмотрим эти инструменты более детально и в том порядке, в котором они перечислены.

Цели образовательного процесса

Целями изучения курса являются овладение студентом знаний, соответствующих специализации, развитие экономического мышления,приобретениепредусмотренных программойнавыков,закладка и развитие интеллекта. Сущность четырех образовательных целей изложим в развернутой форме.

 

Знание

Знание -форма представления об объектах действительности, являющаяся общепризнанной для конкретной социальной группы или группы специалистов. Проблема знания,истины и заблуждения существует со времен античной философии. Знания можно получить следующими методами:

- расширением личной осознанности окружающей среды;

- пассивным или активным способом их передачи;

- логическими методами рационального обоснования и доказательства;

- интуитивно (непосредственные знания).

Глубина представлений об объекте может быть использована для деления знаний на поверхностное знание и глубинное знание.

Знание поверхностное минимальный объем представлений об объекте, достаточный для понимания его назначения и основных свойств. Обычно этого объема достаточно, чтобы сущность объекта была одинаково понятной разным людям при общении, чтении литературы, просмотре фильма, ориентировке на местности и т.п. Но его недостаточно для использования в принятии серьезных решений (покупка сложной техники, выбор варианта развития города, разработка стратегии компании и др.), оценке состояния человека или машины, проектировании дорог, организации личной жизни и т.п. Подобный пример можно привести и из изучаемых курсов. Если при объяснении некоторых терминов (например, прямые и косвенные затраты, точка безубыточности и др.) ограничится только текстом учебника, то можно гарантировать, что сущность того, что стоит за терминами, окажется вне восприятия. Ведь в учебниках сущность прямых затрат не простирается дальше записи «прямые затраты – те, которые прямо включаются в изделие». И поэтому вы долго не будете знать, почему зарплата повременщиков является косвенной затратой, а сдельщиков – прямой. На предприятиях по сей день эти группы рабочих включаются в группу производственных рабочих, а их общую сумму зарплаты относят к прямым затратам, искажая тем самым себестоимость изготовления изделий и их конкурентоспособность.

Игнорирование глубинного, конечного знания происходит не только на предприятиях. В целом в стране Украина (и не только в ней) основой действий людей и организаций является поверхностное знание. Например, основой питания большинства людей являются национальные традиции, а не достаточно аргументированные альтернативы, отличающиеся более глубоким пониманием процессов пищеварения. И потому превалирует рацион, в котором традиционно присутствует первое, второе, третье, а не раздельное или вегетарианское питание. В результате, к 40 -50 годам букет болезней обеспечен. Стремление Украины стать членом ЕС - решение, в значительной мере соответствующее поверхностному знанию, не учитывающему глубокое отличие евразийской культуры от европейской, разный их возраст, разную степень подверженности природным стихиям и др. Нет доказательств того, что 10 – летнего переходного периода достаточно для снятия противоречий между Украиной и ЕС в деловой культуре, образе и качестве жизни. Поэтому жертвы, приносимые сейчас ради их будущей состыковке, выглядят неоправданными. Для принятия адекватного решения необходимо расширение осознанности множества взаимосвязанных факторов и основанное на них новое видение будущего страны.

Знание глубинноеполный объем представлений об объекте, гарантирую щий возможность принятия окончательных решений при его покупке, создании, модернизации, реконструкции, реформировании, ликвидации.

Глубинное знание – это физика, химия процессов, уровень последних подробностей, конечное знание. Увидеть отличие поверхностного знания от глубинного в курсе «Управленческий учет» можно на примере, который был приведен для объяснения сущности поверхностного знания.. Если не продвинуться вглубь, т. е. если не ответить на вопрос: что означает прямое включение затрат в изделие и как оно достигается практически, то изучение соответствующей темы удерживается на поверхностном уровне. Студент так и не поймет, как же осуществляется прямое включение затрат. Чтобы избежать такого результата, надо углублять свои представления о механизме прямого включения затрат, причем, студентам предлагается сделать это самостоятельно. И не потому, что в книгах этого нет, а потому, что коллективный поиск истины – сердцевина развивающего обучения и один из столпов этой методики. Самостоятельное вторжение в сферу глубинного на протяжении изучения всего курса (нескольких курсов) – это одновременно и поиск истины (подчеркнем, именно конечной истины, с чем соглашаются все студенты, обнаружив ее), и развитие глубинного мышления. Возникает вопрос: какая самостоятельность эффективнее: та, которая приносит знание от чтения книги, или та, которая знание добывает? Ответ очевиден.

Нет смысла сосредоточиваться сейчас на поиске и идентификации более четких границ между глубинным знанием и поверхностным. Изучим две-три темы – и вы усвоите более главное: метод преодоления поверхностного знания, мотивацию самостоятельного движения к конечной истине. Лучше представим этот процесс визуально (рис. 1).

Уровни Изучение курса

знания

Фрагментарное

Темы курса представление

о курсе

       
 
   
 


Уровень

поверхно

стного

знания

 

       
   


 

Уровень Целостное

глубинного представление

знания о курсе

 

Уровень системности

знания

Рис. 1 Уровни знания курса

 

Расширение осознанности

Человек сотворил мир, отличающийся непрерывным возникновением критических ситуаций в его личной и деловой жизни. Преодоление любого кризиса, как правило, требует от человека использования значительного объема разнообразных знаний. Если возникшие задачи требуют от него знаний и навыков, которых у него недостаточно, чтобы преодолеть кризис, то семью, компанию, город, страну ждут коллапс и разрушения, а у человека будет сильный стресс, который опустошит его физически и морально. Коль все это в реальной жизни есть, то есть смысл перейти на более глубинное объяснение состояния человека, способного иметь более обширные представления об окружающем мире.

Осознанность -это способность человека охватывать своим сознанием окружающую действительность, которую необходимо непрерывно расширять для адекватного понимания и реагирования во всем пространстве, с которым соприкасается конкретный человек. Например, прекрасный специалист в своей области сталкивается еще с питанием, жильем, проблемами семьи, транспортом, качеством воздуха, проблемами страны и т.д. Большинство людей, как правило, мало интересуются всем, что прямо не связано с его работой, т.е. с тем, что его кормит. Даже питанием интересуется потому, что надо кушать. А вот необходимость учитывать правила потребления пищи – это уже не осознается, хотя процесс питания и правила питания – соседние, глубоко связанные факторы. Если, к примеру, только что потребленную пищу залить стаканом чая, то возможны несколько неприятных последствий, вызванных нарушением правила не употреблять жидкость после принятия пищи. Поскольку осмысленности питания нет, а мышление не подготовлено видеть связанными потребление пищи и правила употребления, нет и глубинности его понимания.

Вот почему мы поверхностны, а в стране огромное количество болезней и больных. Это же является и одной из причин высокой смертности населения Украины. Такие же зависимости наблюдаются и в России. Причем, годовые значения смертности в России превышают такие же значения в любой другой стране мира. К изучению этого явления были подключены ученые разных стран. Изучение смертности в разных слоях населения России позволило найти основную причину высокой смертности в целом по стране. Оказалось, что наибольшая смертность, в разы перекрывающая смертность в других слоях населения, наблюдалась в среде людей с низким образованием. Чтобы выжить в нынешней политической, экономической, социальной системе, поверхностного образования недостаточно. Чем более образован человек, тем больше возможностей выжить. В Украине и России известна мысль: если в бедной семье есть хотя бы один, имеющий высшее образование, шанс выжить у семьи увеличивается вдвое.

Если вы проследите свои связи с другими сферами своего окружения, то результат будет такой же. И тогда, возможно, вы зададите себе вопрос: а может и в своей профессиональной деятельности у меня такая же картина, или (у студента) будет такой? У большинства картина будет такой же, можете не сомневаться. Чтобы избавиться от узости представлений, необходимо расширение осознанности, соответствующее образование. Необходимо при этом и соответствующее мышление.

Мышление

Мышление - высшее проявление психического, процесс познавательной деятельности человека, процесс моделирования внешнего и внутреннего мира человека. Это способность мозга сопоставлять и комбинировать в различных сочетаниях факты и представления, умение строить причинно-следственные цепи, умение оперировать с абстрактными понятиями. Мышление побуждается мотивами, которые выступают в качестве основного толчка мыслительного процесса. Эмоции обеспечивают управление поиском решения задач. Анализ и синтез – способы непосредственного и обобщенного отражения действительности. Степень ее отражения (адекватность) зависит от развития мышления. Считается доказанным, что мышление наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое – стадии последовательного развития мышления человека по мере его взросления. За все время роста и развития человека развитие его мышления предполагает последовательную смену парадигм мышления и ценностей. Если у претендента в Лидеры тот же уровень видения и мышления, что и у всех сотрудников, то он пока «свой парень», а не претендент в Лидеры. Чтобы иметь качественно более высокое мышление, необходим тотальный контроль за своими парадигмами и системой ценностей как условие их своевременного обновления.

 

Типы мышления

Экономическое мышление- взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в экономической деятельности, связями, в которые они вступают в повседневной жизни. Основные факторы формирования Э.М. субъекта - многообразные формы собственности, в рамках которых субъект осуществляет свою деятельность; другие субъекты экономических отношений, с которыми данный субъект взаимодействует; разнообразие взаимодействующих субъектов (предприятия различных форм собственности, банки, инвестиционные фонды и др.); интенсивность, поливариантность и качественная специфика связей; направленность и сила этих

связей и др. Чем более значительными являются факторы формирования Э.М., тем более глубокой становится включенность социального субъекта в экономическую практику, в результате которой компоненты Э.М. объективируются и со временем могут быть включены в сферу экономического сознания. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. 2003 г.

Экономическое мышление студента формируется при изучении нескольких курсов на протяжении пяти лет обучения. И все же, будучи специфическим видением экономических процессов, выделяя только одну составляющую сложной системы, оно ограниченно отражает реальные процессы. Хотя экономика в системе управления компанией является важной составляющей, она не может претендовать на полный охват и учет всего происходящего в компании. В то же время без видения многообразия происходящего в хозяйственной деятельности компании, невозможно достичь глубинных представлений, невозможно понять их сущность и совсем не реально принимать адекватные решения. Поэтому нужны дополнительные инструменты, помогающие человеку адекватно реагировать на процессы в объекте управления. Освоение других типов мышления – это основная помощь экономическому мышлению. Их совместное использование позволяет человеку видеть картину в целом и в деталях, ее сегодняшний вариант, пути развития и вариант завтрашний, что не является прерогативой экономического мышления. Такие возможности специалиста делают его конкурентоспособным в любой компании.

Итак, нужно учесть, что мышление множественно, в мозгу человека могут находится десятки типов мышления, главное - выбрать из множества те, которые повысят эффективность не только образовательного процесса, но и личной деятельности в стенах компании. Для начала рекомендуется выбрать следующие три типа мышления.

Системное мышление - способность мозга видеть объект целым и в деталях, осознание приоритетов целого, взаимозависимости элементов системы, последовательности работ при трансформации объекта; способность трансформировать объект как целое. Методологически оно формируется отдельными действиями, генерируемыми и управляемыми знаниями системологии. Например, разбирая тему калькулирования себестоимости изготовления продукции, будем знакомиться не только с особенностями изучаемого курса, но и с технологией опознания системных частей этого курса, а также с тем, как эти части входят в систему управлення предприятием в целом. Именно наличие этого типа мышления есть условие того, что связи частей системы будут увидены и учтены, а целостность сохранена.При отсутствии такого настроя, мышление неизбежно скатывааеться до видения только частей. Однако часть – это ложь целого, потому что любая часть не может представлять целое. И это надо помнить всегда.

Стратегическое мышление– способность мозга предвосхищать возникновение нежелательных для человека, компании или государства событий, кризиса, ступора, коллапса; осознание приоритета стратегических целей; разработка программ достижения стратегических целей. Учитывая, что процессы производства и управления протекают не только в пространстве, но и во времени, их адекватное видение во времени нашим мозгом возможно, если он предварительно этому обучен. Обучаться видеть будущее мы будем параллельно знакомству с материалом курса, используя его как пример или исходный материал.

Концептуальное мышление. Наше видение объекта может быть на детальном уровне или в виде обобщений, в сжатом виде. Процесс калькулирования можно представить обобщенно, в виде общей схемы, и это необходимо для целостного восприятия процесса, а можно очень детально, что тоже имееть смисл в том случае, если нас интересует полнота действий, документов, участников и др. Умеющий концептуально мыслить, может сознательно сжимать и расширять любую систему: от уровня массы последних подробностей до уровня одной фразы. Если, к примеру, студент умеет сжать смысл темы курса до одной - двух фраз, то это говорит о том, что как минимум он тему понял.

Поверхностное и глубинное мышление. Это типы мышления, соответствующие по качеству поверхностному и глубинному знанию.

Поскольку освоение типов мышлений строится на материале конкретного курса, оно не перегрузит и не исказит изучение экономических курсов, т.к. предпочтение отдается не теории, а практике. Это означает, что закладку основ системного, стратегического и концептуального мышления мы будем делать на материале конкретного экономического курса, а не на материале из учебников по системному, стратегическому, концептуальному мышлению. Из них будут взяты только первичные понятия. Вы увидите, что и их очень мало.

Гипермышление –многомерное мышление, способное видеть объект с разных сторон, адекватное природе изучаемых систем по сложности и разнообразию. Таким оно становится из-за того, что включает в себя все перечисленные и не перечисленные типы мышления.

 

 

 

 


Пределы видения

Приделы видения одномерного

гипермышления мышления

 

Страты объекта

 

Рис.2. Сравнение пределов видения гипермышления и одномерного мышления

 

Любое из перечисленных и неперечисленных (научное, креативное, позитивное и др.) типов мышления можно получить только одним способом - обучением. И это тоже норма, без достижения или использования которой невозможно преодолеть любой кризис в семье, компании, в городе и стране.

На рис. 3 показан результат использования гиппермышления как основного инструмента усвоения знаний, формирования навыков и интеллекта. В результаты включены не только знания, но и умение формировать мысль, правильно вести дискуссию, очищение речи от слов–паразитов и др. Чтобы быть успешным, надо заботиться и о чистоте речи. В профессиональном разговоре не должно быть «Ну, да», «Вот», «Так сказать», «Как бы», «Получается», «Короче», «Это самое», «Вообще-то», «Значит», «Это не страшно» и др. Сказав «Спасибо», человек поблагодарил за оказанную услугу, а ему в ответ «Не за что». Попробуйте вдуматься в этот ответ. Каково?

 

Рис.3 Способности гиппермышления и результат влияния гиппермышления на изучаемый курс.

Навыки

Навык автоматически выполняемое действие или умственная операция, без тотального контроля сознания за их выполнением. Является результатом многократного повторения одних и тех же действий или операций. Например, игра на музыкальном инструменте, работа на станке невозможны без предварительного приобретения соответствующих навыков. Навыки, как правило, приобретаются осознанно, путем соответствующего обучения. И потому навыки всегда общественно полезны, за исключением навыков теневого и криминального секторов.

Желательно, чтобы обучение завершалось появлением навыка.. Путь движения к навыку при изучении курса «Управленческий учет» таков: изучение содержания тем курса – осмысление тем на практических занятиях – формирование навыка при выполнении лабораторних работ. Выполнив 7 лаболаторных работ, вы приобретете навыки:«Уметь классифицировать затраты», «Уметь разделять смешанные затраты», «Уметь переклассифицировать затраты», «Уметь распределять общепроизводственные затраты между изделиями», «Уметь определять себестоимость изготовления продукции», «Уметь делать анализ зависимости финансовых результатов предприятия от затрат, объема продаж, цен»,«Уметь системно представлять целостность процессов в экономической системе».

Овладение навыком – это условие доступа к работе. Прибавив к указанным выше навыкам навыки, приобретенные при изучении других курсов, вы можете представить работодателю свои возможности в более конкретной форме, чем диплом с вкладышем. А если к этому времени у вас сложится интеллект, то шансы получить работу существенно возрастут.

Интеллект

Интеллект человека (менеджера) – а) совокупность задатков, способностей, знаний, навыков, умений, допускающих возможность выполнения задач определенного уровня; б) инструмент познания окружающей действительности, инструмент управления сложными системами. За время учебы интеллект только закладывается. Интеллектуальное развитие – развитие мышления и способностей человека, специалиста (менеджера) в процессе выполнения какой либо работы.

Интеллект, таким образом, есть совокупность возможностей человека выполнять работу определенного уровня. Интеллект человека тем выше, чем большим количеством знаний, умений, навыков он владеет. Сравнивая их с требованиями должностных инструкций компаний, где вы хотите работать, вы можете самостоятельно управлять своим положением в ней. При этом привлекать для личного развития тесты iQ не имеет смысла из-за их узости. Эта методика построена таким образом, чтобы и после окончания ВШ вы видели в ней вехи личного развития.

Образовательные идеи,

определяющие эффективность передачи и усвоения знания

 

Нынешний способ обучения студента знаниям (преподаватель рассказывает, а студент записывает и запоминает), применяемый большинством преподавателей вузов Украины и других стран, сложился еще в 19-м веке. В то же время произошли и изменения, создающие новые возможности организации учебного процесса. Прежде всего, это образовательные идеи, интернет и компьютеризация обучения. Поскольку автор этой методики придерживается идеи развивающего обучения не менее 30-ти лет, а компьютеризация обучения в ПГТУ состоявшийся факт, то симбиоз первого и второго есть основа методики изучения указанных курсов. При этом необходимо учесть, что разные курсы обладают разной способностью для утверждения в себе развивающего обучения. Из курсов, которые я веду, наибольшей способностью обладает курс «Управленческий учет», остальные - по нисходящей.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.