Развитие оперы в XVIII веке
Брянцева В. Французская комическая опера XVIII века. М., 1985.
Кириллина Л. В. Реформаторские оперы Глюка. М., 2006.
Рыцарев С. А. Глюк. М., 1987.
Чигарева Е. И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени. М., 2001.
Формирование классического стиля в инструментальной музыке.
Венская классическая школа
Аберт Г. В. А. Моцарт: в 2 ч. М., 1978–1985.
Асмус В. Немецкая эстетика XVIII века. М., 1963.
Березин В.В. Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма. М., 2000.
Вольфганг Амадей Моцарт. Полное собрание писем. М., 2006.
Кириллина Л. В. Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX века. Ч. 1: Самосознание эпохи и музыкальная практика. М., 1996.
Кириллина Л. В. Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX века. Ч. 2, 3. М., 2007.
Конен В. Театр и симфония. Роль оперы в формировании классической симфонии. М., 1968.
Кремлев Ю. Йозеф Гайдн: Очерк жизни и творчества. М., 1972.
Мураталиева С.Г. «Великий Бах» //Музыковедение. 2011. № 9. С. 10-15.
Мураталиева С.Г. Й. Гайдн – размышления к юбилею // Театр. Живопись. Кино. Музыка. Ежеквартальный альманах. 2011. № 2. С. 157-169.
Мураталиева С.Г. История музыки (зарубежной): Примерная учебная программа дисциплины. М., 2012.
Мураталиева С.Г. Формирование характерных черт жанра фортепианной сонаты в творчестве К.Ф.Э.Баха //Исследование исторического процесса классической и современной музыки. Сб. трудов. М.: Моск. гос консерватория, 1980. С.40-55.
Новак Л. Йозеф Гайдн. Жизнь, творчество, историческое значение /Пер. с нем. М., 1973.
Соллертинский И.И. Исторические этюды. Л., 1963 (статьи «Глюк»,«Волшебная флейта» Моцарта).
Эйнштейн А. Моцарт. Личность. Творчество. М., 1977.
Бетховен
Альшванг А. Людвиг ван Бетховен. Очерк жизни и творчества. 5-е изд. М., 1977.
Беккер П. Симфония от Бетховена до Малера / Пер. Р. Грубера под ред. и со вступ.статьей И. Глебова. Л., 1926.
Бетховен Л. Письма: в 3 т. М., 1970, 1977, 1986.
Вспоминая Бетховена: биографические заметки Франца Вегелера и Фердинанда Риса. М., 2007.
Кириллина Л. В. Бетховен. Жизнь и творчество: в 2 т. М., 2009.
Фишман Н. Этюды и очерки по бетховениане. М., 1982.
Музыкальное искусство романтизма
(Шуберт, Мендельсон-Бартольди, Шуман, Берлиоз, Шопен, Лист)
Берлиоз Г. Избранные письма: в 2 кн. М., 1982.
Берлиоз Г. Избранные статьи. М., 1956.
Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке: В 2 ч. М., 1972.
Вульфиус П. Франц Шуберт. М., 1983.
Гофман Э. Т. А. Избранные произведения. В 3-х тт. М., 1962.
Гофман Э. Т. А. Крейслериана. Житейские воззрения Кота Мурра. Дневники / Отв. ред. И.Бэлза. М., 1972.
Жизнь Франца Шуберта в документах: По публикациям О. Э. Дейча и другим источникам. М., 1963.
Житомирский Д. В. Роберт Шуман: Очерк жизни и творчества. М., 1964.
Зенкин К. В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. М., 1997.
Крауклис Г. В. Романтический программный симфонизм. М., 2007.
Крауклис Г. В. Симфонические поэмы Листа. М., 1974.
Мильштейн Я. И. Ф. Лист: в 2 т. М., 1956.
Музыкальная эстетика Германии: в 2 т. М., 1981–1982.
Музыкальная эстетика Франции XIX века. М., 1974.
Лист Ф. Избранные статьи. М., 1959.
Лист Ф. Шопен. М., 1956.
Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.
Сапонов М. Русские дневники и мемуары Рихарда Вагнера, Людвига Шпора и Роберта Шумана. М., 2004.
Хохловкина А. Берлиоз. М., 1960.
Шопен Ф. Письма: в 2 т. М., 1976–1980.
Шуман Р. О музыке и музыкантах. Собрание статей: в 2 т. М., 1975–1979.
Шуман Р. Письма: в 2 т. М., 1970, 1982.
Юзефович В. Симфония «Гарольд в Италии» и ее автор. М., 1972.
СПИСОК МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТАМ
Зачет: РАЗВИТИЕ ОПЕРЫ В XVIII ВЕКЕ
ГЛЮК
«Орфей и Эвридика»
Увертюра, 1 д. – 1 сц. (хор), пантомима; 2 сц. (ария Орфея F-dur);
2 д. – 1 сц. (вступление, хор и пляска фурий, три соло Орфея, ответы хора фурий).
3 д. – дуэт Орфея и Эвридики, ария Эвридики (c-moll), ария Орфея (C-dur).
«Альцеста» –увертюра.
«Ифигения в Авлиде»– увертюра, 1 д. № 1 Речитатив и ария Агамемнона, № 5 Хор,
2 д. № 24 Ария Ахилла с хором, № 31 Ария Клитемнестры.
МОЦАРТ
Опера «Свадьба Фигаро»
Увертюра, № 1 и 2 дуэты Фигаро и Сюзанны, № 3 каватина Фигаро, № 6 ария Керубино, № 9 ария Фигаро; № 10 ария Графини, № 11 Ариетта Керубино, № 12 Ария Сюзанны, №15 финал; № 18 секстет, № 20 дуэттино Графини и Сюзанны; № 23 ария Барбарины,
№ 26 ария Фигаро, № 27 ария Сюзанны, № 28 финал.
Опера «Дон Жуан»
Увертюра, 1 д. – № 1 интродукция, № 2 дуэт Донны Анны и Дона Оттавио,
№ 3 ария Донны Эльвиры, № 4 ария Лепорелло, № 7 дуэттино Дон Жуана и Церлины, № 10 ария Донны Анны, № 11 (12) ария Дон Жуана, № 12 (13) ария Церлины, № 13 (14) финал 1 д.;
2 д. – № 16 (17) серенада Дон Жуана, № 18 (19) ария Церлины, № 19 (20) секстет,
№ 22 (24) дуэт Дон Жуана и Лепорелло (на кладбище), № 24 (26) финал.
Опера «Волшебная флейта»
Увертюра, 1 д. – № 1 интродукция, № 2 ария Папагено, № 3 ария Тамино,
№ 4 ария Царицы Ночи, № 7 дуэт Памины и Папагено, № 8 финал;
2 д. – № 10 ария Зорастро, № 13 ария Монастатоса, № 14 ария Царицы Ночи,
№ 17 ария Памины, № 20 ария Папагено, № 21 финал.
ВОПРОСЫ
1. Реформаторские оперы Глюка.
2. Оперная реформа Глюка на примере его оперы «Орфей и Эвридика».
3. Роль ансамблей в опере Моцарта «Свадьба Фигаро».
4. Музыкальная драматургия оперы «Дон Жуан» Моцарта.
5. Образ Дон Жуана в опере Моцарта.
6. Женские персонажи в опере Моцарта «Дон Жуан».
7. «Волшебная флейта» Моцарта и ее связи с идеями эпохи Просвещения.
8. Музыкальное единство оперы «Волшебная флейта» Моцарта.
Зачет: МУЗЫКА ВЕНСКИХ КЛАССИКОВ
ГАЙДН
Симфонии № 45 fis-moll («Прощальная»), № 49 La passione, № 101 D-dur («Часы»).
Квартет ор.76 № 2 (d-moll). Сонаты Hob. 49 (Es-dur), Hob.52 (Es-dur), Hob. 34 (e-moll).
МОЦАРТ
Симфонии № 39 (К.543, Es-dur), № 40 (К.550, g-moll), № 41 (К. 551, C-dur).
Струнный квартет № 15 (К. 421, d-moll). Сонаты №8 (К.310, a-moll), № 9 (К.311, D-dur), № 11 (К. 332, A-dur), № 12 (К.332, F-dur), № 13 (К. 333, B-dur), № 14 (К. 545, c-moll).
БЕТХОВЕН
Симфонии – №№ 3, 5, 6, 7, 9.
Квартеты – № 11 (ор.95, f-moll), № 14 (ор.131, cis-moll).
Фортепианные сонаты – № 1 (ор.2 №1), № 5 (ор.10 №1), № 8 (ор. 13), № 12 (ор.26), № 14 (ор. 27 № 2), № 17 (ор. 31. № 2), № 21 (ор.53), № 23 (ор.57), № 24 (ор. 78), № 27 (ор.90), № 28 (ор. 101), № 29 (ор. 106), № 32 (ор.111).
ВОПРОСЫ ПО БЕТХОВЕНУ
- Третья симфония.
- Пятая симфония.
- Сравнение Третьей и Пятой симфонии.
- Девятая симфония.
- Поздние сонаты (на выбор из списка).
- Струнный квартет ор. 131.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО РОМАНТИЗМА
ШУБЕРТ
Песни «Гретхен за прялкой», «Лесной царь», «Полевая розочка».
Вокальные циклы «Прекрасная мельничиха, «Зимний путь».
«Неоконченная» симфония h-moll № 8, cимфония C-dur № 9 (7).
МЕНДЕЛЬСОН-БАРТОЛЬДИ
Увертюра «Гебриды».
ШУМАН
Вокальный цикл «Любовь поэта».Фортепианные сочинения – циклы «Карнавал», «Симфонические этюды», «Крейслериана».
ШОПЕН
Фортепианные сочинения – 24 прелюдии ор. 28, фантазия f-moll ор. 49,
соната b-moll ор. 35, баллада g-moll ор. 23.
БЕРЛИОЗ
«Фантастическая симфония», «Ромео и Джульетта».
ЛИСТ
Симфоническая поэма «Тассо». Соната для фортепиано h-moll.
СПИСОК ТЕМ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ
- Песни Шуберта на стихи Гете
- Сборник «Лебединая песня» Шуберта
- «Форель» и «Фореллен-квинтет» Шуберта
- Песня «Скиталец» и фортепианная фантазия «Скиталец» Шуберта
- Опера Шумана «Геновева»
- Вокальный цикл Шумана «Круг песен» на слова Гейне ор. 24
- Вокальный цикл Шумана «Круг песен» на слова Эйхендорфа ор. 39
- Вокальный цикл Шумана «Мирты» ор.25
- Альбом песен для юношества ор.79 Шумана
- Песни Шумана из «Вильгельма Мейстера» Гете ор. 98а
- Шесть стихотворений Николауса Ленау и Реквием ор. 90 Шумана
- Семь песен Шумана (на память о поэтессе Елизавете Кульман) ор. 104
- Песни Мендельсона
- Песни Шопена
- Реквием Берлиоза
- «Троянцы» Берлиоза
- Драматическая легенда «Осуждение Фауста» Берлиоза
- Песни Листа
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|