Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема доклада: «Развитие судебной системы в России».





АКАДЕМИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА И УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

Экз. № 1

УТВЕРЖДАЮ

Председатель ПМК №1

Подполковник юстиции

А.В. Киселев

«___» ________________ 2015 года

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Для проведения семинара по учебной дисциплине

«Правоохранительные органы» для слушателей специальности 030901

«Правовое обеспечение национальной безопасности»

Тема № 1.3/2: «Общая характеристика судебной системы Российской Федерации».

Обсуждена на заседании

ПМК «Уголовное право»

«__» _______ 2015 года, протокол № __

Орел 2015

ТЕМА № 1.3./2.: «Общая характеристика судебной системы Российской Федерации».

Занятие № 2

Семинар:

Цели занятия:

1. Проверка, углубление и закрепление знаний слушатей по вопросам:

- понятия и характеристика судебной системы, основных направлениях деятельности и ее структуре в Российской Федерации;

- о роли Конституционного Суда РФ как судебного органа конституционного контроля; о юридических основах организации и деятельности конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации;



- об организации деятельности судов общей юрисдикции, их общую характеристику, основные задачи, признаки, структуру и разграничение полномочий; раскрыть понятие и место военных судов в судебной системе Российской Федерации, их задачи, полномочия, порядок образования и деятельности;

2. Активизация познавательной деятельности слушателей, оказание им практической и методической помощи в овладении учебным материалом.

Методические приемы: проведение устного опроса, обсуждение доклада и вопросов в группе, самостоятельная работа курсантов с раздаточным и дидактическим материалом.

2. Воспитательные цели:формирование у слушателей профессиональных черт характера, таких как внимательность, ответственность и исполнительность; чувства ответственности за соблюдение норм действующего законодательства, своевременное, строгое и точное соблюдение норм действующего законодательства, обеспечение и укрепление законности и правопорядка, соблюдение прав и свобод военнослужащих, а также формирование творческого мышления, культуры межличностного общения, умения рассуждать и активно вести дискуссию, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение.



Методические приемы:личный пример преподавателя, апелляция к авторитетам, похвала отличившихся слушателей на занятии при ответе на вопросы семинара и при подготовке доклада, порицание неудовлетворительно подготовленных и нарушающих дисциплину на занятии.

3. Дидактические цели:научить слушателей анализировать и оценивать различные источники информации о происходящих в обществе социальных процессах и закономерностях развития судебной системы, ее структуры, а также места в системе органов государственной власти; творчески мыслить, логично и последовательно излагать свои мысли, свободно выступать в ходе обсуждении вопросов занятия, высказывать и обосновывать своё мнение, что должно способствовать развитию у обучающихся профессионального мышления и творческих способностей.

Методические приемы:после каждого ответа необходимо спрашивать у группы «Согласны ли они с отвечающим?» или «Есть ли вопросы к отвечающему?», что позволит творчески мыслить, рассуждать, доказывать обоснованность своего мнения, а также это возможный выход на дискуссию в группе. В качестве анализа и оценки источников информации служат – самостоятельная работа с нормативными правовыми актами, рецензирование доклада, анализ и оценка ответов слушателей. Сравнение и сопоставление информации (посредствам работы с раздаточным материалом, демонстрируемыми материалами презентации, а также нормативными правовыми актами).



Время – 2 часа.

Место –учебная аудитория.

Вид семинара– тематический.

Метод проведения занятия:

- обсуждение групповое;

- репродуктивный, поисковый, творческий – при отработке вопросов семинара и выполнении заданий индивидуально и в группе.

- заслушивание доклада с последующим его обсуждением.

Учебно-материальное обеспечение:видеопроектор, презентация, слайды, схемы, нормативные правовые акты, учебная литература (основная и дополнительная), подставка для выставки литературы, учебная доска, конспект лекций.

Распределение времени семинара: вступительная часть – 7 минут, обсуждение доклада – 15 минут, обсуждение 1-го вопроса – 15 минут, обсуждение 2-го вопроса – 16 минут, обсуждение 3-го вопроса – 30 минут, заключение – 7 минут.

Межпредметные связи:«Теория государства и права» (т. 9); «Конституционное право России» (т. 8); «Судебная система в Российской Федерации» (т. 6); «Административное право» (т. 4); «Уголовно-процессуальное право» (т. 4, 8, 9, 15); «Прокурорский надзор» (т. 1-5); «Правовое регулирование государственной охраны в Российской Федерации» (т. 7).

Методика проведения занятия:

Вступительное слово.

 

Объявление темы занятия, цели и порядка его проведения, обоснование актуальности вопросов, предложенных к рассмотрению на занятии.

 

В ст. 10 Конституции РФ закреплен принцип разделения властей: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Суды РФ стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в Российской федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции).

Разделение властей выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Конституционный принцип самостоятельности судебной власти объективно обусловлен тем, что Конституция РФ обозначает три важнейшие функции государственной власти. Государство обязано: 1) признавать, 2) соблюдать, 3) защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2 Конституции России). Функция защиты прав и свобод – прерогатива судебной власти.

Разделение властей не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой «сдержек и противовесов», которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.

Судебная власть включена в систему народовластия вместе с законодательной и исполнительной ветвями власти. Судебная власть обеспечивает реализацию важнейших конституционных прав и свобод человека и гражданина, прав коллективов и народа в целом. Демократические основы организации и деятельности самой судебной власти (участие судей из народа – присяжных, народных и арбитражных заседателей, гласность, независимость судей, состязательность и равноправие сторон) позволяют рассматривать ее в качестве особого канала реализации воли народа.

Обсуждение доклада.

Тема доклада: «Развитие судебной системы в России».

Система судоустройства России до 60-х годов XIX в. определялась положениями Учреждения о губерниях 1775 г. Как писал А. Ф. Кони, получилось «бессвязное собрание самых разновременных постановлений, механически сливавших воедино Уложение царя Алексея Михайловича, указы Петра и, как выразился в 1835 году Государственный совет, «виды правительства», обнародованные в 1784, 1796, 1823 годах.

Суд не был отделен от администрации и носил ярко выраженный сословный характер. Система судебных органов была крайне сложной. Судопроизводство, как и раньше, носило канцелярский характер, в нем продолжала применяться теория формальной оценки доказательств, отсутствовала гласность процесса, не было равенства сторон, обвиняемый не имел права на защиту. Другой порок дореформенного суда - взяточничество. Это, наряду с произволом и невежеством чиновников, типичное для всех звеньев государственного аппарата явление здесь приобрело настолько чудовищный, всепоглощающий размах, что его вынуждены были признать даже самые ярые защитники самодержавно-крепостнических порядков. Подавляющее большинство судебных чиновников рассматривали свою должность как средство наживы и самым бесцеремонным образом требовали взятки со всех обращавшихся в суд. Попытки правительства бороться со взяточничеством не давали никаких результатов, т. к. этот порок охватил весь государственный аппарат. Крайне низкая общая грамотность судей, не говоря уже о грамотности юридической, обусловила фактическое сосредоточение всего дела правосудия в руках канцелярских чиновников и секретарей.

В дореформенном суде господствовала инквизиционная (розыскная) форма судопроизводства. Процесс проходил в глубокой тайне. Принцип письменности предполагал, что суд решает дело не на основе живого, непосредственного восприятия доказательств, личного ознакомления со всеми материалами дела, непосредственного устного допроса обвиняемого-подсудимого, свидетелей, а опираясь на письменные материалы, полученные во время следствия. Да и доказательства оценивались по формальной системе. Их сила заранее определялась законом, который твердо устанавливал, что может, а что не может быть доказательством. Закон же устанавливал и степень достоверности допускаемых доказательств, деля их на несовершенные и совершенные, т. е. такие, которые давали основание для окончательного приговора и не могли быть опровергнуты подсудимым. Но и среди них особо выделялось признание - «лучшее свидетельство всего света». Для получения его широко применялась пытка, формально запрещенная в 1801 году, но на практике просуществовавшая на протяжении всей первой половины XIX века. Недостатки судебной системы и судопроизводства вызывали недовольство даже привилегированных сословий , не только буржуазии, но и дворянства.

Понятно, что в судебной системе необходимы были реформы, и в 1864 они произошли. 27 сентября 1862 г. император Александр II утвердил доклад государственного секретаря В. П. Буткова, содержавший план дальнейших работ по судебной реформе. Подготовка проектов должна была вестись теперь Государственной канцелярией, но в комиссию кроме работников канцелярии включались также представители 11 отделения и Министерства юстиции. Буткову было дано право привлекать и других работников, поскольку срок представления проектов был установлен весьма жесткий - всего полгода. В комиссию вошли авторы «Основных положений» и лучшие юридические умы того времени, притом со всей России. Помимо постоянного состава в ней участвовали различные эксперты - от университетских профессоров до полицейских чиновников. Больше того, комиссия открыто обратилась к общественности с просьбой оказать ей содействие в работе.

Подготовленные проекты рассматривались в Государственном совете в мае - июле 1864 года и были утверждены императором 20 ноября 1864 г. В этом же году после длительной подготовки были утверждены документы, составившие в целом судебную реформу: Учреждения судебных установлений; Устав уголовного судопроизводства; Устав гражданского судопроизводства; Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. После революций 1917 г. и прихода к власти большевиков старая судебная система была полностью разрушена, функции вынесения приговоров и контроль за приведение их в исполнение выполнялись различными «чрезвычайными комитетами», «революционными трибуналами» и т.д.. С 1925 г. идет становление советской судебной системы, которая прошла в своем развитии и через периоды массовых репрессий (30-е – 40-е годы) и через период медленной демократизации (годы правления КПСС после смерти Сталина). В 90-х года ХХ века после развала СССР на основе реформирования сложившейся советской судебной системы была образована судебная система, функционирующая и в наши дни. Разумеется, основополагающим условием построения новой системы стало принятие Конституции РФ, принятой в 1993 году .

 

Вопрос 1. Общая характеристика судебной системы Российской Федерации.

а) характеристика судебной системы Российской Федерации:

Судебная система нашей страны устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Конституцией РФ четко определяется место, занимаемое высшими судами в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов. Она стала исходной базой демократизации суда и становления судебной власти, способной защитить права и свободы граждан.

Судебная система решает определенные задачи, имеет свою структуру и особенности правовой регламентации. Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды представляют собой три независимые друг от друга части общей судебной системы, каждая из которых имеет свою компетенцию и не вмешивается в деятельность других. Однако все они решают общие задачи по охране конституционного строя, политической и экономической системы, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан.

Все судьи в Российской Федерации обладают единым правовым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Судьи несменяемы и неприкосновенны.

Для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются в установленном федеральным законом порядке органы судейского сообщества, задачами которых является содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства, защита прав и законных интересов судей, утверждение авторитета судебной власти и обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

Под судебной системой принято понимать совокупность всех судов государства, построенную в соответствии с их компетенцией с учетом федеративного и административно-территориального деления страны и поставленными перед ними задачами и целями по осуществлению правосудия.

Российская судебная система устанавливается Конституцией РФ (ст. 118, 125-127), ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и строится в соответствии с государственным и административно-территориальным делением страны.

Согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ вопросы судоустройства, в том числе установление системы судов, находятся в ведении Российской Федерации. Субъекты РФ не могут по своему усмотрению произвольно учреждать суды, не предусмотренные федеральным законодательством, не вправе устанавливать порядок организации и деятельности расположенных на их территории федеральных судов.

В соответствии с п. «г» Конституции РФ установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности относится к ведению Российской Федерации.

б) особенности построения судебной системы Российской Федерации:

1. В соответствии с ч. 2 ст. 4 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

2. Все суды Российской Федерации подразделяются на два вида – суды федеральные и суды субъектов Российской Федерации.

3. Вся совокупность федеральных судов группируется в три подсистемы: а) Конституционный Суд РФ; б) Верховный Суд РФ и суды, в отношении которых он осуществляет судебный надзор (суды общей юрисдикции).

4. Порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливается Конституцией РФ и федеральными конституционными законами, а судов субъектов Федерации – с учетом федерального законодательства и законов субъектов Федерации.

Федеральный суд – это орган государственной власти, который создается и упраздняется только Конституцией РФ (высшие судебные инстанции) или федеральным законом (другие федеральные суды).

К федеральным судам согласно ч. 3 ст. 4 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» относятся:

1) Конституционный Суд Российской Федерации;

2) Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

3) Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов;

4) Дисциплинарное судебное присутствие.

Для уяснения судебной системы важное значение имеют положения статей 125-127 Конституции РФ, четко определяющие место, занимаемое высшими судами в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов.

Дополнительные вопросы:

а) Каковы особенности построения судебной системы в Российской Федерации?

б) Чем достигается единство судебной системы?

в) Раскройте понятие судебной инстанции и назовите разновидности этого понятия.

г) 4. Чем отличается компетенция судов первой, второй (апелляционной и кассационной) и надзорной инстанций?

Краткое заключение по первому вопросу.

Вопрос № 2. Конституционный Суд Российской Федерации и конституционный (уставные) суды субъектов Российской Федерации.

а) Конституционный Суд РФ:

Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства он обязан воздерживаться от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов и не вершит правосудия по отдельным гражданским или уголовным делам. Гражданин может принять участие в его деятельности лишь в роли лица, поддерживающего свою жалобу на то, что по его конкретному делу (гражданскому, арбитражному, административному или уголовному), рассматриваемому в соответствующем суде, применен или может быть применен закон, противоречащий Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ независим в ор­ганизационном, финансовом и материально-техническом отно­шениях от любых других органов, самостоятельно и неза­висимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Конституционный контроль – это деятельность по выявлению правовых актов и действий государственных органов и должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также принятие мер по устранению выявленных отклонений.

Правовую основу деятельности Конституционного Суда РФ составляют ст. 125 Конституции РФ (ст. 125), ст. 18 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд РФ руководствуется Регламентом Конституционного Суда РФ.

б) Конституционный (уставной) суд субъектов РФ:

Юридической основой организации и деятельности консти­туционных и уставных судов является ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Конкретизация правового положения и порядка деятельности конституционных (уставных) судов содержится в региональном законодательстве.

Согласно ст. 4 ФКЗ «О судебной системе РФ» конституционные и уставные суды являются судами субъектов РФ. Они входят в единую судебную систему Российской Федерации, но учреж­даются самим субъектом посредством принятия собственного закона о конституционном или уставном суде.

Статья 27 ФКЗ о судебной системе, предусматривающая возможность создания региональных органов конституционной юрисдикции, не является императивной (общеобязательной). Ее положения предоставляют право (но не обязанность) субъ­ектам РФ создавать собственные органы конституционной юстиции.

Основным полномочием конституционных и уставных судов субъектов РФ в соответствии с ч. 1 ст. 27 указанного закона является осуществление конституционного (устав­ного) нормоконтроля, который предполагает проверку соответ­ствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов ор­ганов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления конституции (уставу) соответствующего субъ­екта РФ. Кроме того, в число полномочий региональных органов конституционной юстиции согласно ст. 27 ФКЗ «О судебной системе РФ» входит тол­кование конституции (устава) субъекта РФ.

Статья 27 Закона не предусматривает иных полномочий конституционных и уставных судов субъек­тов РФ. Однако Конституционный Суд РФ в своем определе­нии от 6 марта 2003 г. № 103-О «По запросам Государственно­го Собрания Республики Башкортостан и Государственного Совета Республики Татарстан о проверке конституционности части 1 статьи 27 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», подчеркнув, что предоставление конституционным и уставным судам субъектов РФ дополнительных прав вне указанных пределов не противо­речит Конституции РФ, признал тем самым возможность расширения перечня полномочий конституционных (уставных) судов.

Дополнительные вопросы:

а) Какова компетенция Конституционного Суда РФ?

б) Какие требования установлены законом к кандидату на должность судьи Конституционного Суда РФ?

в) Какие виды решений принимаются Конституционным Судом РФ?

г) В каких субъектах Российской Федерации могут создаваться конституционные суды, а в каких – уставные суды?

Краткое заключение по второму вопросу.

Вопрос № 3. Суды общей юрисдикции.

а) полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов общей юрисдикции:

устанавливаются Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», от 07.02.2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции а Российской Федерации», от 23.06.1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», а мировых судей – Федеральным законом от 17.12.1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» и законами субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

1) Верховный Суд РФ;

2) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

3) районные суды, городские суды, межрайонные суды;

4) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;

5) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся:

- мировые судьи.

Основные признаки судов общей юрисдикции. Подсудность дел в судах общей юрисдикции.

б) Верховный Суд РФ:

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, отнесенным к компетенции судов общей юрисдикции. Верховный Суд РФ является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск и осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный Суд РФ создается в соответствии с Конституцией РФ и может быть упразднен только путем внесения поправок в Конституцию РФ.

Верховный Суд РФ в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Верховный Суд РФ наделен следующими полномочиями:

1) осуществлять:

- судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды;

- контроль за выполнением судами разъяснений по вопросам применения законодательства Российской Федерации;

- другие полномочия, предоставленные ему законодательством (напр., издавать «Бюллетень Верховного Суда РФ», в котором публикует судебные акты Верховного Суда РФ);

2) изучать и обобщать судебную практику, анализировать судебную статистику и давать разъяснения судам по вопросам применения российского законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел;

3) решать вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности Верховного Суда РФ в соответствии с федеральными законами;

4) давать заключения о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления в процессе отрешения Президента РФ от должности;

5) разрешать в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации.

Верховный Суд РФ не может создавать новых норм и восполнять пробелы в законодательстве. Он только разъясняет некоторые положения закона, которые четко не определены и могут иметь разное применение. В соответствии с ч. 1 ст. 104 Конституции РФ Верховному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения. В пределах своей компетенции Верховный Суд направляет в Конституционный Суд РФ запросы о проверке соответствия Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента и Правительства РФ.

В состав Верховного Суда РФ входят Председатель, заместители Председателя и судьи.

в) мировые суды:

Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия и порядок деятельности мировых судей устанавливаются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 31.12. 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральным законом от 17.12.1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», другими федеральными законами, а также нормативными актами субъектов Российской Федерации.

Мировые судьи могут как назначаться, так и избираться. Порядок их назначения или избрания в определенной степени индивидуален в каждом субъекте Российской Федерации, так как он устанавливается законами субъекта Федерации.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность на срок не более чем на пять лет законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Федерации. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет. В случае, если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи - 70 лет.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются Федеральным законом от 29.12.1999 г. № 218-ФЗ «Об общем количестве мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации». Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации. Общая численность мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом РФ, или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.

г) Военные суды РФ:

К судам общей юрисдикции относятся также военные суды. Военные суды входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Деятельность военных судов осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральным конституционным законом от 23.06.1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», иными федеральными конституционными и федеральными законами.

Военные суды осуществляют правосудие от имени Российской Федерации, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Основными задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:

- нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

- нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов местного самоуправления;

- нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Военным судам подсудны:

1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

2) дела о преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, дела о преступлениях, совершенных гражданами (иностранными гражданами) в период прохождения ими военной службы, военных сборов, а также дела, отнесенные к компетенции военных судов УПК РФ;

3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;

4) дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам.

Дополнительные вопросы:

а) Какие суды составляют систему судов общей юрисдикции?

б) Какие основные задачи и функции выполняют суды общей юрисдикции?

в) Какое место занимает Верховный Суд РФ в системе судов общей юрисдикции?. Каковы его состав и полномочия?

г) Какие суды составляют систему военных судов и какие дала им подсудны?

д) Раскройте положение мировых судей в судебной системе Российской Федерации и их полномочия.

Подвожу итоги рассмотрения третьего учебного вопроса.

Краткое заключение по третьему вопросу.

Заключение.

 

В заключительной части занятия отмечается теоретическое и практическое значение рассмотренных на семинаре вопросов, обобщаются результаты рассмотрения вопросов семинара, определяется общий уровень подготовки учебной группы, отмечаются положительные моменты и выявленные недоработки, объявляются и выставляются в журнал успеваемости индивидуальные оценки и ставится задача доработке слабо усвоенного материала и подготовке к следующей лекции. После объявления оценок преподаватель отвечает на возникшие у курсантов вопросы.

 

Методические указания и задание для самостоятельной работы:

 

Основными целями самостоятельной работы слушателя по данной теме являются: расширение, углубление, прочное усвоение и систематизация полученных в ходе лекции знаний, совершенствование умений и навыков работы с нормативными правовыми актами и учебной литературой, формирование навыков организации умственного труда, развитие познавательных и творческих способностей, самостоятельности и инициативы в поиске и приобретении знаний, совершенствование самодисциплины и качественная подготовка к выполнению контрольной работы и сдаче зачета.

При изучении в часы самостоятельной подготовки современной судебной системы Российской Федерации слушателям необходимо разобраться в ее структуре, решаемых задачах и особенностях правовой регламентации. Важно отчетливо представлять, что Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды являют собой три независимые друг от друга части общей судебной системы, каждая из которых имеет свою компетенцию и не вмешивается в деятельность других. Однако все они решают общие задачи по охране конституционного строя, политической и экономической системы, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан. Одной из важных организационных характеристик судебной системы является понятие «судебное звено», которое лежит в основе вертикального подразделения судов общей юрисдикции и специализированных судов. Однако здесь не следует путать понятие «судебное звено», как элемент организации судебной системы, и понятие «судебная инстанция», характеризующие этапы прохождения конкретного дела в рамках судебной системы.

Изучая правовой статус судей, необходимо помнить, что все судьи в Российской Федерации, обладая единым положением, установленным нормами права, в то же время различаются своей компетенцией. Будучи носителями судебной власти, судьи в рамках своего статусно-профессионального единства формируют органы судейского сообщества, которые имеют государственно-общественный характер.

Планируя самостоятельную работу слушатель должен составить индивидуальный план изучения данной темы, определить для себя конкретное задание по объему, времени и срокам изучения (доработки) учебного материала.

В целях качественной подготовки к зачету получить в учебной библиотеке Курс лекций «Правоохранительные органы», нормативные правовые акты (на электронном носителе) и согласовать с преподавателем вопрос о проведении дополнительной групповой (индивидуальной) консультации.

 

Нормативные правовые акты и учебная литература, рекомендуемые для подготовки к семинару:

а) нормативные правовые акты:

Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.

Всеобщая Декларация прав человека. Декларация

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.