Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема доклада: «Международные договоры Российской Федерации как правовая основа деятельности правоохранительных органов исполнительной власти».





АКАДЕМИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА И УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

Экз. № 1

УТВЕРЖДАЮ

Председатель ПМК №1

Подполковник юстиции

А.В. Киселев

«___» ________________ 2015 года

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Для проведения семинара по учебной дисциплине

«Правоохранительные органы» для слушателей специальности 030901

«Правовое обеспечение национальной безопасности»

Тема № 2.6/2: «Правоохранительные органы исполнительной власти Российской Федерации»

 

Обсуждена на заседании

ПМК «Уголовное право»

«__» _______ 2015 года, протокол № __

Орел 2015

ТЕМА № 2.6/2: «Правоохранительные органы исполнительной власти Российской Федерации»

Занятие № 2

Семинар:

Цели занятия:

Учебные и воспитательные цели:

1. Проверка, углубление и закрепление знаний слушателей по вопросам:

- понятия системы органов обеспечения безопасности Российской Федерации, структуры ее органов и основных направлений деятельности, место в системе органов государственной власти;

- основ конституционного статуса прокуратуры, системы ее органов, основных направлений деятельности и полномочия, место прокуратуры в системе органов государственной власти и ее правоохранительной функции;



- основных задач и форм предварительного расследования преступлений, органы дознания и предварительного следствия;

- органов федеральной исполнительной власти в сфере юстиции, структура, задачи и полномочия Министерства юстиции РФ;

2. Активизации познавательной деятельности слушателей, оказание им практической и методической помощи в овладении учебным материалом.

Методические приемы: проведение устного опроса, обсуждение доклада и вопросов в группе, самостоятельная работа слушателей с раздаточным и дидактическим материалом.

2. Воспитательные цели:формирование у слушателей профессиональных черт характера, таких как внимательность, ответственность и исполнительность; чувства ответственности за соблюдение норм действующего законодательства, своевременное, строгое и точное соблюдение норм действующего законодательства, обеспечение и укрепление законности и правопорядка, соблюдение прав и свобод военнослужащих, а также формирование творческого мышления, культуры межличностного общения, умения рассуждать и активно вести дискуссию, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение.



Методические приемы:личный пример преподавателя, апелляция к авторитетам, похвала отличившихся слушателей на занятии при ответе на вопросы семинара и при подготовке доклада, порицание неудовлетворительно подготовленных и нарушающих дисциплину на занятии.

3. Дидактические цели:научить слушателей анализировать и оценивать различные источники информации о происходящих в обществе социальных процессах и закономерностях развития органов прокуратуры, ее конституционного статуса и принципов организации, системы ее органов и основных направлений деятельности, а также места в системе органов государственной власти; творчески мыслить, логично и последовательно излагать свои мысли, свободно выступать в ходе обсуждении вопросов занятия, высказывать и обосновывать своё мнение, что должно способствовать развитию у обучающихся профессионального мышления и творческих способностей.

Методические приемы:после каждого ответа необходимо спрашивать у группы «Согласны ли они с отвечающим?» или «Есть ли вопросы к отвечающему?», что позволит творчески мыслить, рассуждать, доказывать обоснованность своего мнения, а также это возможный выход на дискуссию в группе. В качестве анализа и оценки источников информации служат – самостоятельная работа с нормативными правовыми актами, рецензирование доклада, анализ и оценка ответов слушателей. Сравнение и сопоставление информации (посредствам работы с раздаточным материалом, демонстрируемыми материалами презентации, а также нормативными правовыми актами).



Время – 2 часа.

Место –учебная аудитория.

Вид семинара– тематический.

Метод проведения занятия:

- обсуждение групповое;

- репродуктивный, поисковый, творческий – при отработке вопросов семинара и выполнении заданий индивидуально и в группе.

- заслушивание доклада с последующим его обсуждением.

Учебно-материальное обеспечение:видеопроектор, презентация, слайды, схемы, нормативные правовые акты, учебная литература (основная и дополнительная), подставка для выставки литературы, учебная доска, конспект лекций.

Распределение времени семинара: вступительная часть – 7 минут, обсуждение доклада – 15 минут, обсуждение 1-го вопроса – 15 минут, обсуждение 2-го вопроса – 16 минут, обсуждение 3-го вопроса – 15 минут, обсуждение 4-го вопроса – 15 минут, заключение – 7 минут.

Межпредметные связи:«Теория государства и права» (т. 9); «Конституционное право России» (т. 8); «Судебная система в Российской Федерации» (т. 6); «Административное право» (т. 4); «Уголовно-процессуальное право» (т. 4, 8, 9, 15); «Прокурорский надзор» (т. 1-5); «Правовое регулирование государственной охраны в Российской Федерации» (т. 7).

Методика проведения занятия:

Вступительное слово.

 

Объявление темы занятия, цели и порядка его проведения, обоснование актуальности вопросов, предложенных к рассмотрению на занятии.

Правоохранительная деятельность исполнительных органов является одним из видов государственной деятельности. Статья 1 Конституции РФ определяет Российскую Федерацию как правовое государство. Это означает, что государство в лице его органов осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан.

В ст. 2 Конституции России права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод объявляются обязанностью государства. Таким образом, государство обязывает все свои органы, учреждения уважать и соблюдать законные права и свободы граждан. Все органы законодательной, исполнительной и судебной власти должны принимать меры для поддержания законности и правопорядка в государстве. Строго соблюдая за­коны, обеспечивая реализацию своих прав гражданами, отстаивая законные государственные интересы, государственные органы тем самым косвенно участвуют в правоохранительной деятельности, то есть способствуют охране права от нарушений. Однако это важная, но далеко не единственная сторона деятельности большинства государственных органов. В основном, они решают конкретные хозяйственные, культурные, социальные задачи, для достижения которых они и создаются. А для постоянной охраны права от нарушений, для выявления, пресечения и предупреждения правонарушений, применения различных санкций к правонарушителям государство создает специальные органы, для которых правоохранительная деятельность является главной. Эти органы уполномочиваются особыми законами осуществлять правоохранительную деятельность в установленной законом форме.

Обсуждение доклада.

Тема доклада: «Международные договоры Российской Федерации как правовая основа деятельности правоохранительных органов исполнительной власти».

Органы государственной власти, осуществляющие установленные для них функции в сфере судопроизводства и правоохранительной деятельности, руководствуются не только отечественным законодательством, но и международными договорами РФ, признанными Россией международно-правовыми нормами, что обусловлено прежде всего квалификацией их в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ как составной части российской правовой системы, а также предписанием ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" об их непосредственном действии в Российской Федерации.

Суды, прокуратура, правоохранительные органы исполнительной власти уполномочены применять Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, различные универсальные и региональные конвенции по вопросам обеспечения и защиты прав и основных свобод, т. е. договоры в сфере международного гуманитарного права, многосторонние и двусторонние конвенции (договоры) о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. В соответствующих ситуациях подлежат соблюдению Венская конвенция о дипломатических сношениях, Венская конвенция о консульских сношениях и сходные с ними по предмету регулирования международно-правовые акты. В области сотрудничества уголовно-правового характера должны исполняться указанными органами конвенции о борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера. В рамках гражданско-правовых отношений, включая отрасль международного экономического права, реализуются судами и другими компетентными органами, наряду с договорами о правовой помощи, конвенции (соглашения) по вопросам международной купли-продажи товаров, поставок товаров, международных перевозок пассажиров, грузов и багажа, банковских контактов, налогообложения, таможенного дела, интеллектуальной собственности и т. д.

 

Вопрос 1. Система органов обеспечения безопасности Российской Федерации.

 

а) понятие и функции система органов обеспечения безопасности Российской Федерации:

Важнейшей гарантией защиты прав и законных интересов личности, общества и государства служит правоохранительная деятельность системы органов обеспечения безопасности.

Правовую основу этой деятельности составляют: Конституция РФ, Закон «О безопасности», указы и распоряжения Правительства РФ и другие нормативные акты РФ, республик в составе РФ, других субъектов Федерации, международные договоры и соглашения, заключенные или признанные РФ.

К основным объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Основной субъект обеспечения безопасности – государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам России, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности.

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического и организационного характера.

Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности согласно закону, а также законодательство, регламентирующее отношения в данной сфере.

В соответствии с Законом «О безопасности» органами обеспечения безопасности РФ являются: органы Федеральной службы безопасности, внешней разведки, федеральные органы государственной охраны, органы федеральной фельдъегерской связи, органы пожарной безопасности.

Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом РФ, не допускается (ст. 8).

Основными функциями системы органов обеспечения безопасности являются:

– выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности;

– осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

– создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

– управление силами и средствами безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

– реализация системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

– участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами России в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Россией.

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ, который возглавляет Совет Безопасности; контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности и принимает необходимые оперативные решения.

б) принципы и содержание деятельности органов безопасности:

Основными принципами обеспечения безопасности являются:

– соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

– законность;

– системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;

– приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;

– взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

Содержание деятельности по обеспечению безопасности включает в себя:

1) прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;

2) определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;

3) правовое регулирование в области обеспечения безопасности;

4) разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;

5) применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

6) разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;

7) организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;

8) координацию деятельности федеральных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;

9) финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;

10) международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;

11) осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дополнительные вопросы:

1. Дайте определение понятия «национальная безопасность». Назовите основные объекты безопасности и субъекты обеспечения безопасности.

2. Перечислите основные принципы обеспечения безопасности.

3. Какие государственные органы составляют силы обеспечения безопасности?

4. Назовите нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов обеспечения безопасности.

Краткое заключение по первому вопросу.

Вопрос № 2. Органы прокуратуры Российской Федерации: система, компетенция.

а) система прокуратуры Российской Федерации:

Органы прокуратуры:

- составляют единую систему с подчинением нижестоящих прокуратур вышестоящим и Генеральному прокурору РФ;

- осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;

- действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне (обязаны информировать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности).

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют:

- Генеральная прокуратура РФ;

- прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры;

- научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами;

- прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуратуры, научные и образовательные учреждения имеют в оперативном управлении объекты социально-бытового и хозяйственного назначения.

Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускаются.

Система органов прокуратуры строится на основе административного и национально-государственного устройства.

б) структура и полномочия органов прокуратуры:

Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ. Генеральный прокурор РФ имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ. Срок полномочий Генерального прокурора РФ 5 лет.

Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют:

- главные управления, управления в федеральных округах (образованы в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 05.06.2000 г. № 98 «Об образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах»);

- управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений).

В Генеральной прокуратуре РФ образуется на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ - Главным военным прокурором.

При Генеральной прокуратуре РФ действует Научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры.

Территориальные органы прокуратуры включают в себя:

- прокуратуры субъектов Федерации;

- приравненные к ним военные и специализированные прокуратуры;

- прокуратуры городов и районов и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры.

К числу специализированных прокуратур относятся:

- транспортные (на железнодорожном, водном и воздушном транспорте), в юрисдикцию которых входит осуществление надзора за исполнением законов на транспорте;

- природоохранные, в юрисдикцию которых входит прокурорский надзор за исполнением законов об охране природы и окружающей среды;

- прокуратуры за соблюдением законов в исправительных учреждениях, которые распространяют свою юрисдикцию на территорию, занимаемую несколькими пенитенциарными учреждениями.

Дополнительные вопросы:

1. Каковы конституционные и законодательные основы деятельности органов прокуратуры?

2. Каковы основные направления деятельности и полномочия органов прокуратуры Российской Федерации?

3. Каковы структура и должностной состав Генеральной прокуратуры Российской Федерации?

4. Какие существуют виды специализированных прокуратур?

Краткое заключение по второму вопросу.

Вопрос № 3 Органы предварительного расследования в Российской Федерации.

 

а) Понятие и формы предварительного расследования: Предварительное расследование представляет собой урегулированную нормами уголовно-процессуального права деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, привлечения лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обеспечения возмещения вреда, причиненного в результате совершенного преступления. Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела и принятия его следователем, дознавателем к своему производству, заканчивается составлением обвинительного заключения (обвинительного акта) и направлением его прокурору для утверждения и передачи в суд.

Расследование называется предварительным потому, что все выводы, сделанные при производстве предварительного следствия и дознания о виновности и доказанности виновности лица в совершении преступления, не являются для суда обязательными. Суд не связан выводами органов предварительного расследования и принимает решение после исследования в ходе судебного следствия доказательств, представленных сторонами, основываясь при этом на нормах материального и процессуального права, своей совести и личного убеждения.

Предварительное расследование является формой досудебного производства по уголовным делам. УПК предусматривает, что расследование по уголовному делу должно осуществляться в форме предварительного следствия или дознания.

б) органы предварительного следствия:

Основной формой расследования по уголовно-процессуальному законодательству является предварительное следствие. Оно обязательно по делам: о наиболее опасных преступлениях; о преступлениях, совершенных лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту; лицами, заболевшими душевной болезнью после совершения преступления; а также по делам об общественно опасных деяниях невменяемых. Предварительное следствие может вестись и по делам, отнесенным к компетенции органов дознания, если прокурор признает это необходимым.

Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела. В этот срок включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

Срок предварительного следствия может быть продлен до трех месяцев руководителем следственного органа по району, городу или приравненным к нему руководителем специализированного следственного органа, в том числе и военного.

По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен до 12 месяцев руководителем или заместителями следственного органа по субъекту РФ субъекта РФ и приравненным к нему руководителем (заместителями) специализированного следственного органа, в том числе и военного.

Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

Предварительное следствие ведет специально на то уполномоченное государством лицо – следователь. УПК возлагает производство предварительного следствия на следователей Следственного комитета при прокуратуре РФ, Следственного комитета при МВД России, Федеральной службы безопасности (ФСБ России) и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России).

Предварительное следствие ведется одним следователем, наделенным законом необходимыми полномочиями. Однако в случае сложности или большого объема производство предварительного следствия по уголовному делу может быть поручено следственной группе. Решение о производстве предварительного следствия следственной группой принимает руководитель следственного органа. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Следователь – это должностное лицо, единственной функцией которого является деятельность по собиранию и исследованию доказательств, установлению факта преступления и лица, виновного в его совершении.

В отличие от следователя орган дознания выполняет целый ряд взаимосвязанных функций (задач). Так, основной функцией органа дознания является оперативно-розыскная деятельность, которая не имеет процессуального характера. Выполняет орган дознания и функции в сфере административной деятельности, а также по охране общественного порядка. Наконец, дознание по уголовно-процессуальному законодательству РФ – одна из форм предварительного расследования. Процессуальные акты органа дознания в пределах его компетенции имеют такое же юридическое значение, как и акты следователя, а материалы законченного расследованием уголовного дела служат основанием для рассмотрения дела в суде.

в) органы дознания:

Предварительное расследование в форме дознания производится по уголовным делам, не представляющим большой степени общественной опасности и, как правило, не представляющим большой сложности в собирании доказательств виновности лица в совершении преступления. Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурором района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до шести месяцев. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о международной правовой помощи срок дознания может быть продлен прокурором субъекта и приравненного к нему военным прокурором до 12 месяцев.

По окончании дознания дознаватель составляет обвинительный акт, который утверждается начальником органа дознания. Материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом направляются прокурору для утверждения и затем в суд.

Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Следователь уполномочен:

– возбуждать уголовное дело;

– принимать уголовное дело к своему производству или передавать его прокурору для направления по подследственности;

– самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с требованиями УПК требуется получение судебного решения;

– давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

– осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.

В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Руководитель следственного органа осуществляет как организационно-распорядительные функции, в силу возложенных на него должностных обязанностях, так реализует и процессуальные полномочия. Так, в соответствии с УПК руководитель следственного органа уполномочен:

– поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству; – проверять материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя; – давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения; – давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; – отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК; – отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК; – возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования и др. Указания начальника следственного отдела по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем, но могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, а также производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного отдела. К органам дознания в соответствии с УПК относятся: – органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности; – Главный судебный пристав РФ, Главный военный судебный пристав, Главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, - командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; – органы Государственной противопожарной службы РФ. На органы дознания возлагаются следующие полномочия: – производить дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно; – выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания. Однако в соответствии с требованиями УПК не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Дознаватель наделен следующими полномочиями: – самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение; – осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК. Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора – вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.

Дополнительные вопросы:

1. Какие существуют виды предварительного расследования и какие органы призваны их осуществлять?

2. Какими принципами должны руководствоваться правоохранительные органы при проведении предварительного расследования?

3. Дайте определение понятия «предварительное следствие» и кем оно осуществляется?

4. Назовите органы дознания и их основные полномочия.

Краткое заключение по третьему вопросу.

Вопрос № 4. Система и функции органов юстиции

а) министерство юстиции Российской Федерации, его структура и основные задачи:

В системе федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации органы юстиции имеют широкий круг полномочий, усиливающих непосредственную правоохранительную деятельность. В отличие от других органов правоохранительной системы, Министерство юстиции Российской Федерации выполняет широкомасштабные правовые мероприятия, в своей совокупности обеспечивающие поддержание необходимого уровня правопорядка в стране в целом.

Юстиция (лат. iustitia – производное от ius – право и буквально означающее справедливость, правосудие, законность) – термин, служащий для обозначения судебного ведомства (министерство юстиции), совокупность судебных учреждений, а равно самой деятельности судебных учреждений.

В современном понимании термин «юстиция» в широком плане трактуется как совокупность судебных учреждений, их деятельности по осуществлению правосудия, а также судебное ведомство. В Российской Федерации к сфере юстиции сегодня относят органы федеральной исполнительной власти, в состав которых входят Минюст России, которому подведомственны Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба судебных приставов.

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения, а также правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций, по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния. Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ.

б) федеральная служба исполнения наказаний и федеральная служба судебных приставов: понятие, структура:

Одним из важнейших направлений деятельности органов юстиции является исполнение уголовного наказания. Органы уг

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.