Сделай Сам Свою Работу на 5

Образовательный ресурс метода





Понятие «кейс»

Кейс (case-studiеs) – учебные конкретные ситуации специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях.

Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Метод конкретных ситуаций относится к неигровым имитационным активным методам обучения. Непосредственная цель метода case-study - совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию — case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Анализ конкретных учебных ситуаций (case-study) — метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией — осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей — навыки групповой работы.



Кейс - технологии (case-study) - технологии, основанные на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов по какой-то выделенной теме и заданий по конкретной проблемной ситуации в ней, и передачи их обучающимся для самостоятельного изучения (с возможностью консультации у преподавателя) и решения задания с последующим коллективным обсуждением темы и вариантов для выработки наиболее рациональных и творческих предложений.

 

История метода case-study

Родиной данного метода являются Соединенные Штаты Америки, а более точно – Школа бизнеса Гарвардского университета. Впервые он был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году. В период с 1909 по 1919 год при обучении учеников-практиков просили изложить конкретную ситуацию (проблему), а затем дать анализ проблемы и соответствующие рекомендации. Полноценное внедрение этого метода в Гарвардской школе бизнеса началось в 1920 году. Впервые сборник кейсов был издан в 1921 году (Dr. Copeland, Dean Donhman). Подборки кейсов начали публиковать с 1925 года в Отчетах Гарвардского университета о бизнесе. Метод case-study наиболее широко используется в обучении экономике, менеджменту и бизнес-наукам за рубежом.



В настоящее время сосуществуют две классические школы case-study – Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках первой школы целью метода является обучение поиску единственно верного решения, вторая – предполагает многовариантность решения проблемы. Американские кейсы больше по объему (20-25 страниц текста, плюс 8-10 страниц иллюстраций), европейские кейсы в 1,5-2 раза короче.

Лидером по сбору и распространению кейсов является созданный в 1973 году по инициативе 22 высших учебных заведений The Case Clearing House of Great Britain and Ireland; с 1991 года он называется European Case Clearing House (ECCH).

ECCH является некоммерческой организацией, которая связана с организациями, предоставляющими и использующими кейсы и расположенными в различных станах мира.

В настоящее время в состав ECCH входит около 340 организаций, среди которых The Harvard Business School Publishing, Институт развития менеджмента (IMB) в Лозанне, в Швейцарии, INSEAD в Фонтенбло во Франции, IESE в Барселоне в Испании, Лондонская бизнес-школа в Англии, а также Школа менеджмента в Кранфилде. У каждой из этих организаций своя коллекция кейсов, право на распространение которых имеет ECCH.

Метод case-study (или, как писали в двадцатые годы, «метод казусов») был известен преподавателям экономических дисциплин в нашей стране еще в 20-е годы прошлого столетия. В сентябре 1926 года состоялась конференция преподавателей по экономическим дисциплинам в совпартшколах, но метод не приняли, как «несоветский». В России активно применять кейс метод в обучении стали в 80-х гг., сначала в МГУ, а затем в академических и отраслевых институтах, позднее - на специальных курсах подготовки и переподготовки. В последнее время он нашел широкое распространение в изучении медицины, юриспруденции, математики, в дистанционном обучении, в школьном образовании и других науках.



Технологические особенности метода case-study

Метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.

Метод case-study выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией.

Метод case-study в обучении можно рассматривать как синергетическую технологию, суть которой заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, формировании эффектов умножения знания, озарения, обмена открытиями и т.п.

Метод case-study интегрирует в себе технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых.

Метод case-study выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В обычной обучающей проектной технологии идет процесс разрешения имеющейся проблемы посредством совместной деятельности студентов, тогда как в методе case-study идет формирование проблемы и путей ее решения на основании кейса, который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий.

Метод case-study концентрирует в себе значительные достижения технологии «создания успеха». В нем предусматривается деятельность по активизации обучающихся, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений обучаемых.

 

Образовательный ресурс метода

Кейс метод позволяет демонстрировать теорию с точки зрения реальных событий. Он позволяет заинтересовать студентов и учащихся в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков самостоятельного сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации, для последующего ее обсуждения в коллективе с показом своего варианта решения вопроса или проблемы.

Данный метод относят к современным педагогическим технологиям, поэтому его освоение педагогами актуально для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Любой кейс дает возможность преподавателю использовать его на различных этапах образовательного процесса: на стадии обучения, на стадии проверки результатов обучения.

Особенно удачным данный метод является в обучении взрослых, дистанционном обучении, обучении экономике и менеджменту, а также в разработке материалов для самостоятельного изучения тем школьниками с последующей проработкой вопросов на семинаре или отчетном занятии, в развитии собственного креативного мышления.

Хороший «кейс», как правило, учит искать нетривиальные подходы, поскольку не имеет единственно правильного решения. «Я особенно ценю в методе работы с «кейсами» независимость мышления, – говорит Питер Экман. - В реальном бизнесе есть пять или шесть способов решить проблему. И хотя для каждой ситуации существует классическое решение, это вовсе не значит, что именно оно будет оптимальным. Можно принять хорошее решение, а его результаты приведут к плохим последствиям. Можно принять решение, которое все вокруг считают неудачным, но именно оно приведет вас к нужным результатам».

Метод Case Study способствует развитию различных практических навыков. Они могут быть описаны одной фразой – творческое решение проблемы и формирование умения анализа ситуации и принятия решения. Отличительной особенностью этого метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Метод развивает следующие навыки:

1. «Аналитические навыки»: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их, мыслить ясно и логично.

2. «Практические навыки»: пониженный специально по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кэйсе, способствует более легкому формированию на практике навыков использования теории, методов и принципов, позволяет преодолевать барьер трудности теории.

3. «Творческие навыки»: одной логикой, как правило, ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.

4. «Коммуникативные навыки»: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и ИКТ средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

5. «Социальные навыки»: умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.

6. «Самоанализ»: несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного.

Выделяют следующие основные этапы создания кейсов:

• определение целей;

• подбор ситуации (проблемы) соответственно критериям;

• подбор необходимых источников информации по теме, создание преподавателем краткой версии учебных материалов для самостоятельного изучения студентами или учащимися теории вопроса; определение главных понятий, которые должны усвоить слушатели;

• подготовка первичного материала в кейсе;

• экспертиза материала;

• подготовка методических рекомендаций по его использованию, вопросов для последующего обсуждения проблемы, самого задания, алгоритмов в возможных вариантах, указаний по видам предоставления решения задания и т.д.

• обсуждение и решение кейса, проведение итогового занятия, контроль темы.

Владение методом применения кейсов преподавателями сейчас очень востребовано, так кроме предметного обучения, позволяет широко формировать у слушателей так нужные современному образованному человеку навыки работы с информационно-коммуникационными технологиями, знание основ научно-исследовательской и проектной деятельности.

Процесс подготовки у учащихся и студентов к решению Case основан на навыках и умениях работы с информационными средствами, что позволяет актуализировать имеющиеся знания, активизирует научно-исследовательскую деятельность. Так, например, на этапе сбора информации используются различные источники, основанные на современных коммуникациях: телевидение, видео, компьютерные словари, энциклопедии или базы данных, доступные через системы коммуникации. Зачастую эти источники позволяют получить более обширную и более актуальную информацию.

Следующий этап работы с информацией – это ее обработка, т.е. классификация и анализ множества имеющихся фактов для представления общей картины исследуемого явления или события. На заключительном этапе – представлении изученного и своего варианта аргументированного решения для удобства работы с предлагаемой другим информацией необходимо представление ее в виде презентаций, иллюстрированных текстовых сообщений, таблиц, графиков, диаграмм и т.д.

Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

• соответствовать четко поставленной цели создания;

• иметь соответствующий категории слушателей уровень трудности;

• иллюстрировать несколько аспектов предмета или практики в жизни;

• не устаревать слишком быстро;

• иметь национальную окраску;

• быть актуальным на сегодняшний день;

• иллюстрировать типичные ситуации;

• развивать аналитическое мышление;

• провоцировать дискуссию;

• иметь несколько решений.

Некоторые ученые считают, что кейсы бывают «мертвые» и «живые». К «мертвым» кейсам можно отнести кейсы, в которых уже содержится вся необходимая для анализа информация. Чтобы «оживить» кейс, необходимо построить его так, чтобы спровоцировать учащихся на поиск дополнительной информации для анализа и поиск своего варианта решения. Это позволяет кейсу развиваться и оставаться актуальным длительное время.

Существует несколько способов заполучить «кейс», пригодный к использованию в учебном процессе.

Во-первых, можно купить готовый «кейс», если это касается студентов или обучения экономике, менеджменту, бизнесу и предпринимательству. Это стоит недорого, например, один экземпляр «кейса», разработанного в Гарварде или Дардене, стоит всего $10.

На Западе покупка и продажа подготовленных в бизнес-школах «кейсов» - это целая отрасль. Один только Гарвард производит около 700 «кейсов» в год. Полный же список «кейсов», которые можно приобрести для использования в учебном процессе включает более 7.500 наименований. Существуют даже особые организации вроде European Case Clearing House, занимающиеся распространением «кейсов». В частности, ECCH объединяет около 340 различных участников, в числе которых бизнес-школы INSEAD, IESE, Лондонская бизнес-школа».

Во-вторых, составить кейс на своем уровне понимания самим. Хорошие «кейсы», как правило, пишут опытные преподаватели или совместные с преподавателем группы студентов, аспирантов, учащихся, имеющих повышенную мотивацию к учению. Составление такого учебного материала требует кропотливой работы по отбору содержания, по сбору фактов и цифр, разработке краткого теоретического комплекта для самостоятельного изучения темы, методических рекомендаций, задания и т.д.

 

Сущность кейсов

Суть «case-study» (в переводе с английского – «пример для изучения», «изучение случая», «анализ учебной ситуации») заключается в следующем:

ü на нескольких страницах текста описывается конкретная ситуация, отражающая реальную проблему, которая имела место в жизни(например, проблема с водоохранной зоной данного города, в районе которой начинаются не санкционированные местным самоуправлением застройки);

ü учитель выступает с подробным сообщением или проводит короткую вводную лекцию, освещает основные содержательные аспекты, на которые учащимся следует обратить основное внимание при решении предъявленной ситуации, а также педагог предлагает инструментарий для решения данной проблемы, которым вправе воспользоваться обучающийся;

ü обучающиеся самостоятельно детально изучают полученныематериалы и анализируют ситуацию в создаваемых рабочих группах, каждая из которых получает свой комплект материалов, включая основной текст, вспомогательные материалы и т.п.;

ü в группах активно генерируются идеи, способствующие решению проблемы, при этом возможность выступить и обосновать свое предложение имеет каждый член группы;

ü принятые группами предложения оформляются в виде презентаций, которые проводятся для всей аудитории (группа может как воспользоваться листом ватмана и маркером, так и сделать мультимедийную слайдовую презентацию) и в ходе которых каждая группа предлагает решение проблемы, обосновывая свои выводы, при этом каждая группа имеет возможность ответить на вопросы аудитории, уточнить свои позиции и аргументы, еще раз убедиться в том, что предлагаемое решение понятно всем присутствующим в классе;

ü после презентации материалов всех групп проводится пресс-конференция, в ходе которой учащиеся делятся своими выводами, обсуждают групповую работу, суть решенной (или решаемой) проблемы, те навыки, которые они смогли получить в процессе обсуждения экономической проблемы, ту новую для себя информацию, которую они смогли узнать как при знакомстве с текстом кейса, так и в процессе его обсуждения и т.д.

Таким образом, «case-study» – это многоэтапный процесс знакомства с реальной (или смоделированной) сложной проблемой, ее коллективное обсуждение и последующее представление своего взгляда на ее решение перед всей аудиторией (классом, учебной группой, общественной организацией).

Г.Л. Багиев и В.Н. Наумов подчеркивают, что специалисты-преподаватели, практикующие кейс-метод, по-разному понимают его сущность. Например, Гарвардская школа бизнеса так определяет метод кейсов: «Метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Эти кейсы, обычно подготовленные в письменной форме и составленные исходя из опыта реальных людей, работающих в сфере предпринимательства, читаются, изучаются и обсуждаются студентами. Эти кейсы составляют основы беседы класса под руководством преподавателя. Поэтому метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе».

Таким образом, задача преподавателя состоит в подборе соответствующего реального материала, а обучающимся предстоит разрешить поставленную перед ними проблему и проанализировать реакцию окружающих (других обучающихся и преподавателя) на свои действия. При этом следует понимать, что возможны различные решения проблемы, поэтому преподаватель должен помогать студентам рассуждать, спорить, но не должен навязывать им свое мнение. В свою очередь обучающиеся должны с самого начала понимать, что риск принятия решений лежит на них, преподаватель только поясняет последствия риска необдуманных решений.

Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии, например с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, стимулировании обучающихся отказаться от поверхностного мышления, вовлечении всех групп в процесс анализа материалов кейса. Периодически преподаватель может обобщать, пояснять, напоминать теоретические аспекты или делать ссылки на соответствующую литературу. Краткое описание технологии работы при использовании case-study приведено в табл.1.

В США существует и иная трактовка метода кейсов, предложенная профессором Р. Мерри из Гарварда: «Под методом кейсов я понимаю изучение предмета студентами путем рассмотрения большого количества кейсов в определенных комбинациях. Такое обучение и попытки управления различными административными ситуациями развивают в студенте, зачастую бессознательно, понимание и способность мышления на языке основных проблем, с которыми сталкивается управляющий в определенной сфере деятельности».

С точки зрения Р. Мерри, метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у студентов вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Таблица 1

Фаза работы Действие преподавателя Действие студента
До занятия Подбирает кейс Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки студентов Разрабатывает сценарий занятия Получает кейс и список рекомендуемой литературы Индивидуально готовится к занятию
Во время занятия Организует предварительное обсуждение кейса Делит класс (аудиторию) на рабочие группы Руководит обсуждением кейса в группах, обеспечивая их дополнительными сведениями Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие Принимает или участвует в принятии решений
После занятия Оценивает работу студентов Оценивает принятые решения и поставленные вопросы Составляет письменный отчет о занятии по данной теме

Case-study можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. Ю.П. Сурмин включает в case-study моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы (табл. 2).

Таблица 2

Метод, интегрированный в кейс-метод Характеристика его роли в кейс-методе
Моделирование Построение модели ситуации
Системный анализ Системное представление и анализ ситуации
Мысленный эксперимент Способ получения знания о ситуации посредством ее мысленного преобразования
Методы описания Создание описания ситуации
Проблемный метод Представление проблемы, лежащей в основе ситуации
Метод классификации Создание упорядоченных перечней свойств, сторон, составляющих ситуации
Игровые методы Представление вариантов поведения героев ситуации
«Мозговая атака» Генерирование идей относительно ситуации
Дискуссия Обмен взглядами по поводу проблемы и путей ее решения

Кейс-метод позволяет демонстрировать изучаемые знания с точки зрения реальных событий, происходивших в жизни, заинтересовывать обучающихся (школьников, студентов, специалистов и т.д.) в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний, закреплению навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации. Кроме того, грамотно составленный кейс, как правило, учит искать нетривиальные подходы, поскольку не имеет единственно правильного решения, развивает независимость мышления, достаточно адекватно иллюстрируя реальную жизнь.

Следовательно, современный кейс – это не просто подробное описание реальных событий, а единый информационный комплекс, позволяющей понять представленную ситуацию, включающий определенный набор вопросов, подталкивающих к решению поставленной проблемы.

Метод развивает следующие навыки:

1. «Аналитические навыки: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их, мыслить ясно и логично.

2. Практические навыки: пониженный специально по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кейсе способствует более легкому формированию на практике навыков использования теории, методов и принципов, позволяет преодолевать барьер трудности теории.

3. Творческие навыки. Одной логикой, как правило, ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.

4. Коммуникативные навыки: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

5. Социальные навыки: умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.

6. Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного.

 

Типы кейсов

Классификация кейсов может производиться по различным признакам:

1. По задачам:

* Структурированный кейс, в нем дается минимальное количество дополнительной информации. При работе с ним учащийся должен применить определенную модель или формулу. Считается, что у задач этого типа существует оптимальное решение, и "полет фантазии" при их разборе может оказаться не вполне уместным.

* «Маленькие наброски», содержащие, как правило, 1-10 страниц текста и одну-две страницы приложений. Они знакомят только с ключевыми понятиями, так что при их разборе учащийся должен опираться еще и на собственные знания.

* Большие неструктурированные кейсы объемом до 50 страниц и более - это, пожалуй, самый сложный из всех видов учебных заданий такого рода. Информация в них дается очень подробная, в том числе и совершенно ненужная. Самые необходимые для разбора сведения, наоборот, могут отсутствовать. Учащийся должен вовремя распознать такие подвохи и достойно справиться с ними. Подобные кейсы, на мой взгляд, не уместны в средней школе.

* Исследовательские кейсы, где студенты (учащиеся) и преподаватели выступают в роли исследователей. Разбирая такие кейсы, требуется не только применить уже усвоенные теоретические знания или практические навыки, но и предложить нечто новое.

* «Кейс-ситуация»: дается описание проблемной ситуации и необходимая информация о предприятии, отрасли, персоналиях. Требуется найти оптимальное решение и способ его реализации. Выбор решения должен быть обоснован, должны быть просчитаны возможные последствия и выявлены возможные препятствия.

2. По объёму:

* Комплексные кейсы: «классика жанра». Они достаточно объемны (от 15 страниц), содержат много подробной информации, первичных данных, мнений, образцов документов, причем эта информация может быть избыточной и слабо структурированной. Обучающийся должен самостоятельно разобраться, какая информация ему необходима, каким образом ее анализировать, что определяет выбор решения. Кейс может содержать несколько вариантов решения, из которых предлагается выбрать лучший, но в ряде случаев все предлагаемые решения не оптимальны, и единственный способ успешно решить кейс – это предложить свое решение.

* Мини-кейсы: практические ситуации, описывающие определенную проблему в краткой форме (1-4 страницы). Объем информации достаточен для того, чтобы человек, обладающий необходимыми знаниями и навыками, мог принять обоснованное решение. Этот тип кейсов позволяет сосредоточиться на главном, оценив именно те компетенции, без которых успешная работа невозможна – поэтому мини-кейсы удобно использовать для отбора наиболее перспективных решений.

В российском технологическом и профессиональном образовании, на данный момент, можно столкнуться с такой проблемой кейс метода - дефицитом времени. Поэтому в практике используются не столько классические кейсы, сколько мини-кейсы, которые рассматривают тот или иной аспект деятельности в соответствии с изучаемой темой.

3. По направлениям использования кейсов:

1) кейс-обучение: открытая дискуссия (руководимая, свободная);

2) кейс-опрос (индивидуальный, групповой);

3) кейс–экзамен: с предварительной подготовкой, без предварительной подготовки.

4. По учебным целям.

Кейсы гарвардского типа. Это учебные задания, включающие описание деловой ситуации в виде текста, таблиц, статистических данных, графиков, рисунков и т.п. В них никогда не содержится формулировка проблемы, а только описание ее симптомов. Учащиеся сами должны сформулировать проблему, проанализировать различные варианты ее решения и предложить наиболее подходящий в качестве рекомендации, обосновав свой выбор.

Кейс-истории. Учебные кейс-истории служат для наглядного представления той или иной проблемы. Они содержат формулировку проблемы. Учащимся предлагается ответить на ряд вопросов по содержанию кейса и вариантам решения представленной в нем проблемы. Эти варианты решения могут быть даже представлены в самом кейсе, тогда учащимся предлагается выбрать наиболее подходящий для ситуации вариант и обосновать свой выбор. Объем таких кейсов историй обычно от 1-2 до 5-6 страниц.

Мини-кейсы. Эта форма письменного контроля знаний предполагает реакцию учащихся на предложенную им и кратко описанную деловую ситуацию. Учащиеся должны увязать ситуацию с определенной темой или разделом изучаемой дисциплины и прокомментировать с точки зрения этой темы, а также сформулировать выводы или дать рекомендации. Обычно объем мини-кейса - в пределах 1-2 абзацев.

По методам

1. Метод инцидента.

Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать необходимую информацию. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа. На первом этапе учащиеся получают сообщение и вопросы к нему.

2. Метод разбора деловой корреспонденции.

Учащиеся получают от преподавателя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.

3. Метод ситуационного анализа.

Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Учащимся предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.

Структура и виды кейсов

Кейс – единый информационный комплекс. Как правило, кейс состоит из трех частей:

  • учебная информация, необходимая для анализа кейса;
  • описание конкретной ситуации;
  • задания к кейсу.

Кейс могут быть представлены в различной форме:от нескольких предложений и вопросов на одной странице до нескольких страниц. Виды представления кейс: печатный, мультимедиа, видео.

Кейс как правило представляются в печатном виде, однако включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным. В последнее время все популярнее становится мультимедиа презентации. Однако фильм, видео и аудио презентации могут создавать некоторые проблемы. С печатной информацией легче работать и анализировать ее, чем информацию, представленную, например, в фильме. Ограниченные возможности многократного интерактивного просмотра могут привести к искажению информации и ошибкам. Возможности мультимедиа представления кейсов позволяют избежать вышеназванных трудностей и сочетают в себе преимущества текстовой информации и интерактивного видео.

В зависимости от специфических целей обучения управлению кейсы могут быть очень разными по содержанию и организации представленного в них материала:

· кейсы, обучающие анализу и оценке;

· кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений;

· кейсы, иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.

Классификация кейсов может производиться по различным признакам.

Одним из широко используемых подходов к классификации кейсов является их сложность. При этом различают:

- иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить учащихся алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;

- учебные ситуации – кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

- учебные ситуации – кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д.; цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;

- прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса – поиск путей решения проблемы.

Заслуживает внимания классификация кейсов, приведенная Н. Федяниным и В. Давиденко, хорошо знакомыми с зарубежным опытом использования метода case-study:

- структурированный (highly structured) «кейс», в котором дается минимальное количество дополнительной информации; при работе с ним обучающийся должен применить определенную модель или формулу; у задач этого типа существует оптимальное решение;

- «маленькие наброски» (short vignetts), содержащие, как правило, от одной до десяти страниц текста и одну-две страницы приложений; они знакомят только с ключевыми понятиями и при их разборе обучающийся должен опираться еще и на собственные знания;

- большие неструктурированные «кейсы» (long unstructured cases) - самый сложный из всех видов учебных заданий такого рода; информация в них дается очень подробная, в том числе и совершенно ненужная; самые необходимые для разбора сведения, наоборот, могут отсутствовать; обучающийся должен распознать такие «подвохи» и справиться с ними;

- первооткрывательские «кейсы» (ground breaking cases), при разборе которых требуется не только применить уже усвоенные теоретические знания и практические навыки, но и предложить нечто новое, при этом обучающиеся и преподаватели выступают в роли исследователей.

 

8. Работы с кейсом в учебном процессе

Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы:

1) индивидуальная самостоятельная работа обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);

2) работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

3) презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии.

При обучении на основе кейсов «можно использовать как минимум 6 форматов:

Формат Содержание
Учитель – ученик «Перекрестный допрос» Дискуссия между преподавателем и учеником. Мнение учащегося высказывание, позиция или рекомендация будет рассматриваться посредством ряда вопросов. Тщательному исследованию подвергнется логика утверждений, поэтому учащемуся нужно быть предельно внимательным и глубоко знающим тему.
Учитель – ученик. «Адвокат» Обычно это дискуссия между учителем и учеником, но иногда в ней могут участвовать и другие слушатели. Учитель принимает на себя совершенно непригодную для защиты роль и просит учащегося (и возможно других) занять позицию адвоката. Нужно активно думать и рассуждать, располагать в определенном порядке факты, концептуальную или теоретическую информацию, личный опыт.
Учитель-ученик. «Гипотетический формат» Сходен с предыдущим, но есть одно отличие: учитель будет излагать гипотетическую ситуацию, которая выходит за рамки позиции или рекомендации ученика по данной проблеме. Его попросят оценить эту гипотетическую ситуацию. Во время дискуссии нужно быть открытым для возможной необходимости видоизменять свою позицию
Студент- студент, учащийся- учащийся: Конфронтация и/или кооперация. В данном формате дискуссия ведется между студентами, учащимися, а преподаватель наблюдает и делает для себя выводы. Возникает как сотрудничество, так и конфронтация. Например, одноклассник может оспорить позицию, предоставив новую информацию. Нужно пытаться «отразить вызов». Дух кооперации и позитивной конфронтации позволит научиться большему (в отличие от индивидуальных усилий).
Студент- студент: «Играть роль». Учитель может попросить ученика принять на себя определенную роль и взаимодействовать в ней с другими одноклассниками.
Учитель - класс: «Безмолвный формат» Преподаватель может поднять вопрос, который первоначально направлен отдельному лицу, а потом и всему классу (так как отдельный ученик не смог ответить).

 

Не стоит полагать, что кейсы могут заменить изучение нового материала, теорию, лекции. Их подготовка и методика отработки требуют много времени. Задания выполняются непросто, что может отпугнуть от них некоторых обучающихся.

«Нельзя тратить данное нам время только на разбор конкретных примеров, потому что это формирует стереотипный, предвзятый подход

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.