Сделай Сам Свою Работу на 5

Газетная статья, подчеркнуть свойственные слова. Любой абзац из учебника. Привести пример любого документа, выделить в нем слова характерные слова.





Все под стили книжного стиля не являются закрытыми( замкнутыми) сисстемами. Некоторые ученые к книжному стилю относят стиль художественной литературы. В нем употребляются слова из всех стилей, а так же отдельные элементы, ограниченных употребления. Например, в романе Шолохова « поднятая целена» есть диалектные слова; а в Толстом « гиперболоид …» много научной лексики.

Особое место в художественной литературе занимает поэтическая лексика, употребляющаяся в стихотворных произведениях, но есть и в прозе. Поэтическая лексика включает народно-поэтические слова из устно-народного творчества и книжные слова: лебедушка, кручина, горе- горькое, долюшка, родимый, грусть-тоска, душа-девица, приголубить; отчизна, лик, взор, державный, лучезарный, воспеть, воздать, увековечить и др.

При определеении стилистической принадлежности слов необходимо учитывать их многозначность, т.к. в разных значениях слово имеет разную стилистическую окраску.( ворона

- хищная птица ( нейтральное)

- не расторопный- неловкий человек.

§5 Эмоционально-оценочная лексика.

При помощи слов, говорящие не только называют предметы и явления окружающей действительности, но и выражают определенное отношение к ним. Эмоционально-оценочная лексика, выделяется при сопоставлении с нейтральной лексикой.( душистый- благоуханный; лошадь- кляча). Оценочность выражает мнение о ком-то, чем-то. Эмоциональность представляет позитив или негатив какого-либо чувства. Положительная оценка через положительную эмоцию: ласка, похвала, восторг. Отрицательная оценка связана с отрицательными эмоциями: осуждением, призрением, иронией. (голубчик, дружок, милый; торгашество, сердцеед, новоиспеченный). Определенная оценка чего-либо заложена в лексическом значении слова( дрейфить) или передаваться с помощью суффиксов субъективной оценки( братец, лошаденка, прехорошенький).



Экспрессивный компонент сохраняет в семантике изобразительно-выразительное свойство языка- образное отражение факта действительности( ползунок- ребенок, не умеющий ходит; кочковатый- с кочками; кокнуть- разбить). Наиболее полно эмоционально-оценочная и экспрессивная лексика представлена в публицистике и т.д., выполняя при этом определенные стилистические цели.



 

Лексика современного русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса.

Словарный состав русского яязыка находится в состоянии непрерывного развития. Он непосредственно связан со всеми изменениями, происходящие в общественной жизни, в науке и технике, быту и т.д. с одной стороны лексика пополняется новыми словами и выражениями, с другой стороны из неё исчезают устаревшие слова. Поскольку эти процессы в языке происходят постепенно, то на каждом этапе развития выделяется активный и пассивный лексические пласты. В активный запас входят все современные слова, используемые в повседневной жизни и не имеющие ни оттенка устарелости, ни оттенка новизны. В активный запас включаются как слова общенародного употребления, так и слова ограниченные в использовании.( книга, тетрадь, школа, замля, сад, писать, работать; интеграл, индукция, анализ). Лексика активного запаса составляет основу русского языка.

§ лексика пассивного запаса.

К пассивному запасу относятся слова, которые либо являются устаревшими, либо в силу своей новизны еще не стали известными всем носителям языка. Лексика пассивного запаса делится на две группы:

1) Устаревшая лексика( историзмы и архоизмы)

2) Новая лексика( неологизмы)

Устаревшая лексика:

Устаревшие- это слова, вышедшие из активного употребления. К ним относятся историзмы( собственно историзмы и семантические историзмы) и архаизмы.

Собственно историзмы- это слова, вышедшие из активного употребления в связи с тем, что исчезли предметы и явления, которые ими обозначались. Это могут быть названия предметов старого быта, наименования ушедших в прошлое видов вооружения, названия общественно-политических групп и т.д.( светец- подставка для лучины, освещающей жилье; ендова, братина- виды старинной посуды; колчан- сумка для хранения стрел; боярин- представитель высшего служивого дворянства; опричник, царь, вече, лобное место и т.д.).



Семантические историзмы- это вышдие из употребления значения многозначных слов, называющие исчезнувшие предметы- крепость- крепостное право; подписчик- художник, расписывающий стены и д.п. уход историзмов из актуальной общенародной лексики определяется вне лингвистическими причинами.

АРХАИЗМЫ- это слова, вышедшие из активного употребления в связи стем, что появились другие слова, называющие те же предметы и явления, т.е. у устаревших слов появились синонимы( комонь- конь, лицедей- актер, виктория- победа, пит- поэт, оный- тот, зело- очень, денно- днем, кои- которая, ибо- потому что).

В зависимости от того, устарели ли слова полностью илми какие-либо их элементы выделяют типы архаизмов:

-собственно-лексические архаизмы- это такие архаизмы, устаревшие целиком( зеницы- зрачки, ланиты- щеки, лоно- грудь, сиречь- то есть, зело- очень).

Я бледные вижу ланиты.

И поступь лебяжью ловлю.

Блок.

Лексико-семантические архаизмы- многозначные слова, у которых устарело одно или несколько значений( позор- зрелище; сущий- существующий; присутствие- гос. Учреждение, чиниться- церемониться) два дня я по десяти часов проводил в присутствии.

Лексико-фонетические архаизмы- слова, у которых видоизменилась звуковая оболочка слова( зерцало- зеркало, ерань- герань, прошпект- проспект. Все море, как жемчужное зерцало.)

Лексико-словообразовательные- это слова, устаревшие отдельные словообразовательные элементы( нервический- нервный, рыбарь- рыбак, воитель- воин, ответствовать- отвечать. Экой ты, брат, нервический человек.

 

08.05.12

ЛЕКСИКО-МОРФОЛОГЧЕСКИЕ архаизмы- это слова, отличающиеся от современных морфологическими категориями и формами слов. ( лебедь( женский род), зола- зало( ж.р, ср.р))

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ архаизмы- это устаревшие устойчивые сочетания слов, идиомы, поговорки.( барашек в бумажке- взятка; со всеми онерами- со всем, что полагается; кока- сока- это богатство, состояние)

Устаревшие слова выполняют функции:

1. Используются в языке художественной литературы, как средство воссоздания определенной исторической эпохи. ( недавно на Красной Площади думным дьяком при барабанном бое с лобного был прочитан великий указ…( Толстой «Петр 1»)

2. Используется для создания поэтичности, торжественности, приподнятости речи. ( пью я сухими устами ветер благоуханный( С. Есенин); а за окном протяженный ветр рыдает, и кровь бросается в ланиты.

3. Используются, как средство создания иронии, сатиры, юмора. ( влюбленный в одну… терпит другую, токмо по расчету( К. Прутков) И кепка- набекрень- венчая этот сумрак, отразилась…( И. Бродский)

§2 Неологизмы.

Совершенно противоположным процессу устаревания слов и выпадения их из лексической системы языка является процесс возникновения в нем новых слов.

Неологизмы- это слова, появившиеся в языке для обозначения новых слов. Это слова, ещё не вошедшие в общенародное употребление.

Неологизмы- это слова постоянно появляющиеся в языке в связи с социальными изменениями, новыми открытиями в науке и технике. ( маркетинг- комплексный подход к управлению производством; брифинг- особый тип пресс-конференции)

Подобные слова образуют группу так называемых собственно-лексических неологизмов.

Особую группу занимают лексико-семантические неологизмы. Это слова, у которых появилось новое значение. ( конверсия- изменение политического мышления стран в достижении мирных целей; штрих- это паста для исправления ошибок в тексте)

Немало новых слов, появившихся сравнительно недавно ( после Великой Октябрьской социалистической революции 1917), перешли уже в пассивный запас.(продналог, рабфак, ликбез)

Возникшие в СССР слова( комсомолец, магнитофон и др.) уже не являются неологизмами.

Кроме неологизмов, являющихся достоянием общенародного языка, выделяются новые слова, образованные тем или иным автором. Одни из них вошли в состав общенародного литературного языка( маятник, притяжение, созвездие, чертеж( Ломоносов); прозаседавшиеся( Маяковский))

Другие неологизмы, которые являются индивидуальными или окказиональными

( контекстуальными), так и остались в определенном авторском контексте. Они выполняют изобразително-выразительные функции, не обладают воспроизводительностью и создаются на основе существующих словообразовательных моделей. ( изглавье, изножье( Цветаева); злато-чашуйчатые воды( Баратынский) Любопись, бездрень)

Авторчкие неологизмы употребляются для свежего и яркого выражения понятий, для создания определенных художественных эффектов или тонкой словестной игры. ( Я влюблен, я очарован, словом, я огончарован.( Пушкин); мир осинам, что раскинув ветви, загляделись в розовую водь

( Есенин)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.