Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 5. СОСТАВ И УСТРОЙСТВО ЦЕРКВИ





ЛЕКЦИИ

по дисциплине «Каноническое право»

 

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА

 

1. Конституционные и философские основания изучения канонического права

-Конституция Украины

-Право Украины. – 2001. - № 10. – с.81-91

-Катехизис, с.15-26; 65-75

-Цыбин В. Церковное право (Введение)

-Павлов А. Церковное право (Введение)

 

2. Предмет, метод, система канонического права, природа церкви, место канонического права в системе права

-Цыбин В. с.5-27.

-Павлов А. С.7-30.

 

1. Конституционные и философские основания изучения канонического права

988 г. – Крещение Руси (князь Владимир)

Конституция: ст.24 – права в сфере вероисповедания; ст. 35 – право на мировоззрение

Влияние христианства на процесс правосознания граждан

«Философия» – любовь к мудрости: Что первично – дух или материя?

Идеализм – первичность духа

Материализм – первичность материи по отношению к сознанию

Теология – богословие

Атеизм – учение, отрицающее Бога

Теизм – вера в Бога – философское вероучение

Монотеизм – вера в единого Бога (христианство, иудаизм, мусульманство)

Бог – существо, которое имеет причину бытия в самом себе



Бог – вечное свойство, бесконечность, вездесущность

«Познаваемость и разумность» – причина бытия в Боге (абсолютные понятия)

Люди – образ и подобие Божие

Происхождение мира:

1)от Бога-творца, т.е. разумное произошло от сверхразумного

2)теория случайного движения материи, т.е. разумное произошло от неразумного

Нравственная позиция:

-Атеизм – жизнь человека заканчивается смертью («Застынет все, что пело и боролось, смеялось и рвалось: и зелень глаз моих, и нежный голос, и золото волос» – М.Цветаева) – противоречит закону сохранения энергии. «Всякий, кто не верит в будущую жизнь – мертв и для этой» (И. В. Гете).

-Теизм – душа бессмертна, ответственность перед своим будущим

Отношение к своему достоинству:

-верующие считают своим отцом – Бога

-неверующие – обезьяну

/Если бы не было общения людей с Богом, потусторонним миром – вера была бы мифом. Вера не может существовать без практического подтверждения/

«Непостижимость Бога есть сильнейшее доказательство бытия Его: высшая идея какую только человек может иметь, должна принадлежать высшему свойству души человеческой, не уму, а вере» (В.Жуковский)



Верующими были А. Эйнштейн, Луи Пастер (основатель микробиологии и иммунологии – «Я мыслил и изучал, потому и стал верующим»), Галилей (астроном и физик), Николай Коперник (астроном), Паскаль (философ и математик), Иссак Ньютон, Чарльз Дарвин – «Мир покоится на закономерностях, и в своих проявлениях представляется как продукт разума – это указание на его Творца», М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, М.Ю. Лермонтов, Иван Петрович Павлов (физиолог), Николай Иванович Пирогов (хирург), Нильс Бор (физик, основатель квантовой механики), С.П. Королев (среди космонавтов – и наших, и зарубежных – много верующих),

 

 

Стихи, обнаруженные среди вещей убиенной Великой Княжны Ольги (дочери Николая Второго):

«Пошли нам, Господи, терпенье

В годину буйных, мрачных дней

Сносить народное гоненье

И пытки наших палачей.

 

Дай крепость нам, о Боже правый,

Злодейство ближнего прощать

И крест тяжелый и кровавый

С Твоею кротостью встречать

 

И в дни мятежного волнения,

Когда ограбят нас враги,

Терпеть позор и оскорбленья,

Христос-Спаситель, помоги!

 

Владыка мира, Бог вселенной,

Благослови молитвой нас

И дай покой душе смиренной

В невыразимый смертный час!

 

И у преддверия могилы

Вдохни в уста Твоих рабов

Нечеловеческие силы

Молиться кротко за врагов»

 

Иеромонах Роман:

«Без Бога нация – толпа,

Объединенная пороком,

Или слепа, или глупа,

Иль, что еще страшней, жестока.

И пусть на трон взойдет любой,



Глаголящий высоким слогом,

Толпа останется толпой,

Пока не обратится к Богу!»

 

2. Предмет, метод, система канонического права, природа церкви, место канонического права в системе права

Предмет канонического права (КП) – система норм, регулирующих жизнедеятельность церкви, первоисточником которых является единая воля Бога-отца (творца)

Метод – императивный и диспозитивный

Специальные методы:

1) догматический – учение о религиозных истинах:

-понятие о Боге

-об отношении Бога к людям

-о мироздании

-об отношении людей к Богу и друг другу

2) нравственный – изучение норм права с позиции морали

3) исторический – развитие законодательства с позиций коллизий; влияние церкви на развитие законодательства, права

Система КП:

1) Общая часть

2) Предварительная часть – Ветхозаветная правовая система

3) Основная часть: изучение Христианства, православия со времен разделения христианства (1054 г.)

4) Специальная часть: право католической, протестанской церквей, мусульманского и еврейского права

 

КП – имеет одновременно и публичные корни (оказывает регулирующее влияние на жизнь общества вообще, но его сфера шире права государственного) и частные (дело совести каждого) одновременно, т.е. занимает особое место в системе права – его нельзя отнести ни к публичному, ни к частному праву - это особая, самостоятельная ветвь права.

Любое право, в т.ч. каноническое (церковное) заключается в регламентации поведения людей, их действий, основываясь на санкциях к нарушителям правопорядка. Внутреннее и внешнее право церкви. «Канон» - правило. «Каноническое право» и «церковное право» – идентичные понятия.

Преподавание церковного права в России – с 18 века, на юридических факультетах обязательно с первой половины 19 века, в настоящее время – юрфак Киевского университета, Одесская юридическая академия.

 

 

Тема 2. ВЕТХОЗАВЕТНОЕ ПРАВО

 

1. Дни творения. Библейское право

-Слободской С. Закон Божий, с. 101 – 136

-Библия

2.Краткая история человечества по Библии от грехопадения (изгнания из рая), избрания Авраама и до переселения Евреев в Египет

-Слободской С. Закон Божий, с.137-175

-Библия

3.Теократическое устройство еврейского государства

-Библия

-Киянко В.И., Лазор В.В. История государства и права древнего мира, с.47-60.

-Учебник по истории государства и права, в котором освещается эта тема

 

 

1. Дни творения. Библейское право.

В Библии сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю». Следует обратить внимание на слово «Сотворил». В оригинале Библия написана на иврите, и в данном случае было использовано еврейское слово «бара», означающее «сделал из ничего». Данное понятие принципиально отличается от понятия «образовывать», т.е. делать из наличного материала. В Библии речь идёт именно о том, что Бог сотворил небо и землю из ничего. Смысл слова «сотворил» в данном случае весьма однозначен и иному толкованию не подлежит. Этот специфический термин используется в Библии только три раза при сотворении мира: при сотворении неба и земли; при сотворении души первых животных; и при сотворении первого человека.

Прежде чем сотворить землю и весь видимый мир Бог сотворил небо, то есть, духовный мир, населённый ангелами. Ангелы были сотворены добрыми, чтобы они любили друг друга и Бога, жили вечно в постоянной радости. Но Бог не заставлял ангелов насильно любить, то есть, предоставил им свободу воли. Как вы знаете, принцип свободы воли в настоящее время закреплён на законодательном уровне во всех цивилизованных государствах.

Обладая правом выбора, один самый высший и могущественный ангел возгордился своей силой, не захотел любить Бога и исполнять его волю, и восстал против Бога, оклеветав его перед другими ангелами, которые приняли его сторону. Этот восставший ангел стал называться дьяволом или сатаною. Слово «дьявол» означает клеветник, а слово «сатана» – противник Бога. Другие ангелы, которые приняли его сторону стали называться бесами. Другой из высших ангелов – архангел Михаил – сплотил вокруг себя всех остальных ангелов, которые остались верны Богу и возглавил их в борьбе против сатаны. При этом он воскликнул «Кто равен Богу? Никто как Бог!». (имя Михаил означает «Никто как Бог»). Произошла небесная битва и все бесы во главе с сатаной были изгнаны в ад. Как видно, изгнание произошло силами самих ангелов без помощи их Творца. Примечательно, что закон воздаяния –«за зло должно следовать возмещение» - начал действовать уже тогда. Оставшиеся на небе ангелы после этого так утвердились в доброте, что стали святыми и уже не могут творить зло. Все их действия направлены на претворение воли Божьей и на то, чтобы помочь людям соединиться с Богом.

Напротив, бесы по своей нераскаянности так утвердились в зле, что добрыми быть не могут. Их цели – погубить человека, отвратить его от его Творца. Так в Божьем творении возникло зло. Зло, как категория мироздания, это все что делается против Бога, все, что нарушает его волю.

После сотворения невидимого мира Бог сотворил землю, то есть материю, из которой постепенно создал весь видимый мир. Бог мог бы создать мир в одно мгновение, но так как он хотел, чтобы этот мир жил и развивался постепенно, то и создал его не сразу, а в продолжение нескольких периодов времени, которые в Библии названы «днями». Однако эти дни нельзя отождествлять с нашими сутками. Просто на древнееврейском языке, на котором писалась Библия, понятия «день» и «период времени» обозначались одним словом. Таким образом, в этом случае слово день обозначает период времени.

В первый так называемый день Бог создал видимый свет и отделил его от тьмы, разграничив при этом день и ночь. Как уже сказано, в первый день творения был создан свет, отделён от тьмы и таким образом появились день и ночь. Странным может показаться, что свет и разграничение дня и ночи появились раньше, чем было создано солнце и другие небесные светила. В ХVIII веке это обстоятельство давало атеистам возможность опровергать Библию и все религиозные тезисы в целом. Однако, как известно современной науке, свет по своей природе совершенно независим от солнца (огонь, электричество). По своей сути свет является следствием колебания эфира, которое теперь производится, конечно, главным образом через солнце. Но оно так же может быть произведено и другими способами. Таким образом первобытный свет мог появиться раньше солнца и мог быть как, например, северное сияние результатом соединения двух противоположных электрических течений. В таком случае, очевидно должны быть моменты, когда этот свет начинался, достигал высшего блеска затем опять уменьшался, почти угасая. И таким образом, были и день, и ночь, и утро, и вечер.

Во второй день была создана твердь, т.е. видимое небо вокруг земли.

В третий день Бог отделил на земле сушу от воды и сотворил на земле растения.

В четвёртый день было создано солнце, луна и все небесные тела: звёзды, планеты и т.д., а также установлен механизм их взаимосуществования и взаимовлияния

В пятый день была создана часть животного мира: рыбы, пресмыкающиеся и птицы. (Причем, не все одновременно, а в определенной последовательности – сначала возникли простейшие живые организмы, жизнь зародилась в воде, затем – более сложные; все это вполне соответствует теории эволюции по Дарвину).

В шестой день были созданы млекопитающие и другие наземные животные, а также первые люди. Это был последний день творения, после которого настал седьмой день – день отдыха.

Человека Бог сотворил не так, как другие существа. В Библии говорится что Бог создал человека «по образу и подобию Своему» и дал ему дух свободный, разумный и бессмертный. Этим духом, бессмертной душёй человек и отличается от всех животных. Таким образом, по Писанию человек – стал уникальным творением Бога, т.к. принадлежит одновременно к двум мирам: телом – к миру видимому, материальному, а душёй – к духовному миру. Первому человеку было дано имя Адам, что означает «взятый из земли». Адам дал всем животным имена, но не нашёл среди них существа, подобного себе. И тогда Бог создал из ребра Адама женщину, которую Адам назвал Ева, т.е. мать людей.

Шесть дней были днями творения, седьмой день Бог заповедал как день «праздный», т.е. день отдыха, в который надлежит оставить все дела и посвятить его Богу и близким.

Завершив творение, Бог предоставил миру развиваться в соответствии с установленным им направлением, так сказать, по законам природы, которые были заложены в механизм развития нашего мира самим Богом. (Чарльз Дарвин – «Мир покоится на закономерностях, и в своих проявлениях представляется как продукт разума – это указание на его Творца»). Вопросы мироздания непросто уяснить, но как писал В. Жуковский «Непостижимость Бога есть сильнейшее доказательство бытия Его: высшая идея какую только человек может иметь, должна принадлежать высшему свойству души человеческой, не уму, а вере».

Первые люди жили в земном мире, в райском саду руководствуясь некоторыми правилами, которые объединены понятием «библейское право». Основной целью этого права являлось достижение гармонии и взаимной любви между людьми и Богом. Бог наделил людей безграничными правами на земле. Кроме того, как и ангелам, Бог дал людям свободу воли: любить его или не любить, т.к. без свободы нет и любви. Как видно, Бог предоставил людям огромный объём прав. Однако, как и в любой современной правовой системе, Бог не мог наделить людей правами, не возлагая на них обязанности, поскольку отсутствие альтернативы лишает права выбора и, кроме того, иначе люди не имели бы возможность проявлять свою благодарность Богу. (Как известно, авторитет власти в обществе влечет за собой высокий уровень законности и правопорядка, так как правовые предписания исполняются «не за страх, а за совесть»). Итак, вместе со всеми предоставленными правами Бог возложил на людей всего одну обязанность: не есть плоды дерева познания добра и зла. Таким образом, Библейское право складывалось, прежде всего, из свободы воли; безграничных прав человека в отношении всего окружающего его мира; установления дня отдыха, как необходимого в чреде дней («день седьмой – день отдыха»), и, помимо этого, Библейское право включало в себя одну обязанность – воздержание от вкушения плодов с дерева познания добра и зла.

Однако, люди нарушили возложенную на них обязанность и Ева, поддавшись на уговоры дьявола, который обратился змием (отсюда «змей-искуситель»), вкусила этих плодов и поделилась ними с Адамом. Так, произошло грехопадение людей. Они преступили заповедь (запрет) Божий, т.е. совершили грех – первое преступление. (Примечательно, первые люди блаженствовали в раю, ни в чем не нуждались, непосредственно общались с Богом, им нечего было желать. Но, Еве показалось заманчивым утверждение змия, что вкусив запретных плодов, они станут равными Богу. Спрашивается: зачем было нужно это равенство? Вывод: превышение пределов своих полномочий и правомочий, а также необузданные желания влекут негативные последствия).

Вкусив этих плодов, Адам и Ева сразу же ощутили негативные последствия содеянного: им стало страшно, прежнее блаженное состояние души исчезло, они испытали то, что мы сейчас называем муками совести. Кроме того, они увидели свою наготу и испытали стыд. Когда они услышали голос Бога, как прежде призывающего их, они спрятались от него. Отсюда вывод: каждый грех отдаляет от Бога.

Бог, будучи всеведущим, уже знал о грехопадении Адама и Евы, но желая их раскаяния, то есть, чтобы люди поняли свой грех (свою вину), признались в нем и попросили прощения, задал Адаму вопрос, не ел ли он плодов с запретного дерева? Ответ Адама: «Жена, которую Ты дал мне, дала мне плод и я ел». То есть, своя вина отрицается, нет ее осознания, виноваты иные – Ева и даже сам Бог. Ева, в свою очередь, заявила, что это змий соблазнил ее (т.е., получается, змий и виноват). Она также свою вину в содеянном не признала. А ведь она, как и Адам, нарушила данную им заповедь и, следовательно, тем самым они совершили противоправное деяние. Но признать свою вину, раскаяться в содеянном первые люди не смогли, упорствуя в грехе они стремились перекладывать свою вину на других. (Связь с современными правовыми постулатами – чистосердечное признание вины частично оправдывает преступника и снижает наказание). Первородный грех Адама и Евы заключается в нарушении установленной заповеди и в нераскаянности в своем грехе.

По своему нравственному состоянию люди уже не могли пребывать в раю и были изгнаны из него, связь людей с Богом оказалась нарушенной. Закон воздаяния вступил в силу. Господь сказал Еве: «В муках будешь рожать детей своих и должна повиноваться мужу», а Адаму: «Тяжким трудом станешь добывать хлеб свой, ибо не только плоды, но сорняки будет земля произрастать тебе». Адаму также было предписано, что он обязан трудиться «пока не возвратишься в землю, из которой ты взят».

Бог проклял дьявола за то, что он сделал и возвестил, что «Семя жены сотрет тебе главу». То есть не желая окончательной погибели своих созданий Бог уже тогда провозгласил грядущее спасение человечества от греха через Спасителя мира, который родиться от девы, победит дьявола и вновь соединит людей с Богом.

Это обетование (обещание) Бога о грядущем спасении люди приняли с радостью, так как это давало им утешение. А чтобы люди не забыли этого обещания, Бог научил людей приносить жертвы: закалывать теленка, ягненка или козла и сжигать их и молитвою о прощении грехов и верою в будущего Спасителя.

Таким образом, Библейское право видоизменилось. Теперь оно содержало предписания: неустанно трудиться; отдыхать в день седьмой; в муках рожать детей; приносить жертву Богу.

Первородный грех Адама и Евы перешел на все их потомство. Последствия грехопадения: в мир вошли болезни, скорби, смерть, люди лишились непосредственного общения с Богом. И последствия этого греха по закону преемства должны нести все потомки, каждый в своей мере.

 

 

2. Краткая история человечества по Библии.

 

После изгнания из рая у Адама и Евы стали рождаться дети. Первого сына они назвали Каином, а второго Авелем. Каин занимался земледелием, а Авель пас стада. Однажды они, как было им предписано, приносили жертву Богу: Каин – плоды земные, Авель – лучшее животное из своего стада. Авель приносил жертву от чистого сердца, и Бог принял её, что выражалось в том, что дым от сжигаемой жертвы поднимался в небо. Жертву же Каина Бог не принял и дым её стелился по земле, поскольку он приносил её не от чистого сердца, а просто потому, что так было принято. После этого Каин стал завидовать Авелю и эта зависть стала мотивом для убийства. Каин вызвал брата в поле и там убил его.

Увидев это, Бог решил дать Каину возможность покаяться в содеянном, т.е., чистосердечно признаться в совершённом преступлении. Поэтому он спросил его «Где брат твой?». Но как и первые люди, Адам и Ева, Каин также не смог раскаяться и признать свою вину. А на вопрос Бога ответил: «Не знаю я, где брат мой; разве я сторож своему брату?». За совершённое преступление и за нежелания раскаяться в нём Бог проклял Каина и он со своей женой сбежал от родителей в другую землю.

Вместо убитого Авеля у Адама и Евы родился третий сын – благочестивый Сиф, а также множество других детей. Люди в то время жили долго, до 900 лет и более.

Потомки Сифа, третьего сына Адама и Евы, были праведными людьми, сохраняли веру в Бога и соблюдали все правила, предписанные Им. Потомки же Каина окончательно отошли от Бога и вели непристойную жизнь. Спустя продолжительное время стали совершаться браки между потомками Сифа и Каина, в следствие чего они тоже стали забывать Бога и вести нечестивую жизнь. В конце концов, остался только один потомок Сифа, Ной, который сохранил в своей семье веру в истинного Бога и был ему предан.

Видя, что всё человечество ведёт неправильную, греховную жизнь, что среди людей распространилось насилие, жестокость и безнравственность, Бог решил отчистить планету от людей, но сохранить жизнь праведному Ною и его семье. Он явился к Ною и сказал ему строить огромный закрытый корабль – ковчег, в котором он со своей семьёй должен был спастись во время потопа, в котором погибнут все остальные люди. Итак, Ной начал строить ковчег. Пока он его строил, он говорил людям, что будет потоп, в котором они все погибнут, и призывал их раскаяться в грехах и просить Бога о прощении. Но никто не послушал Ноя. И когда ковчег был готов, Бог сказал Ною взять в ковчег семью и, как повелел Бог, наземных зверей и птиц: по семь пар «чистых», то есть, тех, которых, согласно правилам, можно было приносить в жертву Богу, и по паре «нечистых». Взял Ной с собой также запас пищи на год. И когда Ной закрыл за собой крышку ковчега, начался потоп. В Библии этот потоп называется всемирным. Со стороны неверующих существует возражение против факта этого потопа, которое аргументируется тем, что будто невозможно, чтобы вся земля оказалась под водой. Но этот аргумент можно легко опровергнуть с научной точки зрения. Например, англ. учённый специалист доктор Джон Муррей установил, что если бы поверхность земли стала плоской, то воды, находящейся сейчас на нашей планете, хватило бы, чтобы покрыть Землю целиком водой глубиной в две мили.

Кроме того, потоп, конечно, мог и в самом деле быть не всемирным. Ведь согласно Библии целью потопа было уничтожение людей. Следовательно, потоп мог охватить не всю землю, а лишь ту её часть, где обитали люди. А то обстоятельство, что в Библии употребляется термин «всемирный потоп» можно объяснить тем, что как и в иной религиозной литературе здесь под «миром» и «Землёй» подразумевается область проживания людей, поскольку объектом заботы Библии и др. религиозной литературы является не вся планета в целом, а именно человеческая душа.

Таким образом, возможно потоп охватил и не всю землю, но в любом случае, факт потопа подтверждается и геологическими исследованиями. На основании раскопок установлено, что в земле имеется мощный слой глины, илистого наслоения, который не имеет в себе никаких остатков органической животной жизни. Этот слой резко отделяет слои палеолита (каменного века) от последующих слоёв: неолита, бронзового и железного века. Французский учёный Мортилье назвал этот слой «хиатус», т.е. перерыв. Такие илистые наслоения покрывают мощным слоем всю Европу, Северную Африку и Западную Азию. Этот илистый слой, как полагают учёные, образовался под действием мирового катаклизма, единственной причиной которого многие учёные видят в том, что суша опустилась ниже уровня мирового океана и оказалась затопленной. Учёный Кювье так и назвал этот слой – «Делюж», т.е. потоп.

И кроме вышеуказанного следует отметить, что предание о потопе широко распространено в различных народах. Так, исследователь Артур Гук указывает, что халдеи, вавилоняне, финикийцы, греки, армяне и многие другие народы имели схожие сказания о потопе. Обнаружено также, что Индия и Китай имеют записи о потопе и о том, что при потопе был спасён один человек со своей семьёй. У мексиканцев было придание о человеке, который сделал судно, чтобы спастись от потопа. Всё это указывает на то, что потоп действительно имел место и стал событием, охватившим всё человечество.

Итак, согласно Библии, после размещения Ноя и его семьи в ковчеге вода прибывала в течение трёх месяцев и потопила всё живое. Потом она начала постепенно убывать. На седьмом месяце ковчег остановился на Араратских горах, в Армении. В первый день десятого месяца показались вершины гор, а к концу года вода вошла в свои вместилища. Ной открыл окно и выпустил ворона, чтобы узнать, сошла ли с земли вода. Но ворон улетал и прилетал обратно. Потом Ной выпустил голубя, который также вернулся в ковчег. Через семь дней Ной опять выпустил голубя и он вернулся уже под вечер и принёс свежий масличный лист. После этого Ной подождал ещё семь дней и опять выпустил голубя. Н а этот раз голубь уже не вернулся и тогда Ной открыл дверь ковчега, выпустил всех животных и вышел сам со своей семьёй.

В благодарность Ной соорудил жертвенник и принёс Богу жертву. Бог благословил Ноя и его детей и пообещал, что больше никогда не будет истреблять всё живое, т.е. больше не будет такого потопа. И в знамение этого обещания на небе появилась радуга, которая, согласно Библии, с тех пор и служит вечным напоминанием людям об этом обещании Бога.

После потопа Ной стал возделывать землю и насадил виноградник. А когда из виноградного сока у него получилось вино, Ной, попробовав его, опьянел, поскольку ещё не знал этого свойства вина. Опьянев, Ной лежал обнажённый в своём шатре. Это увидел его младший сын по имени Хам. Он отнёсся к отцу непочтительно, пошёл и рассказал обо всём своим братьям Иафету и Симу. Они же взяли одежду и покрыли отца. Когда Ной проснулся и узнал о поступке своего младшего сына, то осудил и проклял его и сказал, что его потомки будут в рабстве у потомков братьев его. А Иафета и Сима Ной благословил и предсказал, что в потомстве Сима сохранится истинная вера, а потомки Иафета распространятся по земле и примут истинную веру от потомков Сима.

Потомки Ноя долгое время жили в одной стране недалеко от Араратских гор и говорили на одном языке. Но когда человечество стало особо многочисленным, между людьми стали наблюдаться непреодолимые противоречия и они поняли, что скоро им придётся разойтись по всей земле.

Но прежде, чем разойтись, потомки Хама, увлекая за собой и других людей, решили построить великий город, а в нём огромную башню, чтобы тем самым прославиться и не быть в подчинении у потомков Иафета и Сима, как предсказал это Ной. Эта затея была неугодна Богу, поскольку она вела к гордыне. И, чтобы не дать людям погубить себя в грехе, Бог смешал язык строителей так, что они перестали понимать друг друга. Тогда люди были вынуждены бросить стройку и разойтись в разные стороны. Потомки Сима, впоследствие преимущественно евреи, остались в Азии. Потомки Иафета ушли на запад и расселились по Европе. Потомки же Хама разделились и часть из них ушла в Африку, а другая часть осталась в Азии.

Недостроенный город назван Вавилон, что означает «смешение».

Когда люди расселились по всей земле, они начали забывать невидимого истинного Бога. Праведников становилось всё меньше и некому было учить людей жизни и истинной вере в Бога. Люди же, видя вокруг себя много непонятного, вскоре начали обожествлять животных, явления природы и различные неодушевлённые предметы, стали делать изображения придуманных богов и поклоняться им. Эти изображения получили название «идолы», а поклонение множеству придуманных богов – «язычество».

Скоро почти все люди на земле стали язычниками. Только один из потомков Сима, Авраам, сохранил истинную веру. Он проживал недалеко от Вавилона в окружении язычников. Он был очень богат, но не имел детей и очень скорбел об этом. Бог избрал Авраама, чтобы сохранить истинную веру и предсказал, что в его потомстве родиться Спаситель мира, обещанный еще первым людям. Чтобы оградить праведного Авраама от влияния родного ему языческого народа, Бог велел: «Выйди из земли твоей и из дома отца твоего в землю, которую я тебе укажу. Авраам повиновался и со своей женой, племянником Лотом и слугами переселился в указанную ему землю, которая называлась Ханананскою (там жили хананяне, потомки Ханаана, свна Хамова). Бог отдал эту землю во владение Аврааму и благославил ее. И эта земля стала называться благославенною. В настоящее время она называется Палестиною.

Со временем Аврааму и Лоту стало сложно хозяйничать вместе, их стада перемешивались, возникали недоразумения и они решили по-доброму разойтись. Лот переселился в долину Иорданскую в Содом, а Авраам остался в земле Хананской. Однажды Бог явился Аврааму в виде трех странников и они предсказали, что его у жены Сарры через год родиться сын. Авраам и его жена восприняли это предсказание с некоторым недоверием, потому что Аврааму было тогда 99 лет, а Сарре 89. Один из странников упрекнул их за недоверие, сказав: «Есть ли что невозможное для Бога?». И через год у них действительно родился сын, которого назвали Исаак. Родители очень любили его.

Когда Исаак подрос, Бог, желая проверить веру Авраама, явился ему во сне и велел идти с сыном в землю, до которой было три дня пути, и там на горе, которую Бог укажет, принести Исаака в жертву Богу. И Авраам повиновался. Он любил Исаака больше своей жизни, но Бога он любил еще больше и верил в то, что Бог не может пожелать ничего плохого. Утром они отправились в путь и за эти три дня Авраам не отказался от своего замысла, то есть решение повиноваться Богу, выполнить свой долг, было осознанным и выстраданным. Когда они пришли в указанное место, он оставил слуг возле горы, велел Исааку взять жертвенные дрова и они вдвоем поднялись на вершину горы. Авраам разложил костер, связал сына и занес над ним нож. Но ангел Господень отвел руку Авраама, так как убедился в его любви к Богу и верности. Впоследствии на этой горе будет построен Иерусалимский храм.

Так, за две тысячи лет до рождения Иисуса Христа, Исаак явился его прообразом: он так же безропотно дал своему отцу принести себя в жертву, так же сам нес дрова для жертвенного костра, как впоследствии Иисус Христос будет нести свой крест на Голгофу.

Впоследствии у Исаака родилось два сына - Исав и Иаков.

 

Тема 3. ХРИСТИАНСТВО И ПРАВО

 

1.Исполнение Ветхозаветных пророчеств о Христе

Раскрыть: кто такие пророки, о чем они пророчествовали. Пророчества о Мессии – место рождения, время рождения, события Его жизни, смерть и воскресенье.

-Слободской С. Закон Божий, с.224-255,

-Катехизис, с.115-116

-Библия. Ветхий Завет

2.Содержание Нового Завета

Раскрыть: Рождение, жизнь, поучения, смерть и воскресенье Иисуса Христа

-Слободской С. Закон Божий, с.257-432

-Евангелия от Матфея и Луки

3.Нравственно-правовая деятельность Церкви Христовой в первые три века

Раскрыть: Евангельские нравственно-правовые нормы

Заповеди блаженства

Сущность нравственно-правовой деятельности Церкви

-Слободской С. Закон Божий, с.433-473; 585-594

-Павлов А. Церковное право, с.38-42

-Новый Завет, Книга «Деяния святых апостолов», послания апостолов, книга «Откровения Иоанна Богослова»

 

 

2. Содержание Нового Завета

 

Когда приближалось время рождения Иисуса Христа (Христос озн. Помазанник), в галилейском городе Назарете жил потомок царя Давида Иоаким с женой Анной. Они были известны своей праведностью, однако даже к старости не имели детей. В то время отсутствие детей считалось наказанием Божиим за тяжкие грехи. Поэтому Иоаким и Анна всю жизнь усердно молились. Однажды во время молитвы Анна пообещала Богу, что если он пошлёт ей ребёнка, то она посвятит его Богу.

За сильную веру, усердные молитвы и благочестивую жизнь Бог наградил Иоакима и Анну: у них родилась дочь, которую они назвали Мария. Этот день в Православной Церкви празднуется 21 сентября (по старому стилю – 8 сентября).

Когда Марии исполнилось три года, Иоаким и Анна выполнили своё обещание и повели её в иерусалимский храм для посвящения Богу. На встречу им вышли из храма священники во главе с первосвященником. Перед входом в храм была лестница из пятнадцати высоких ступеней. Иоаким и Анна поставили трёхлетнюю Марию на первую ступеньку, после чего она сама без какой-либо посторонней помощи поднялась по остальным ступеням. Там первосвященник встретил и благословил её, как он это всегда делал со всеми, посвящаемыми Богу. А затем, по внушению Духа Святого первосвященник понял, что Мария – избранная, и ввёл её в самое святое место в храме – Святое-Святых – куда никто кроме него не имел права заходить. И даже он мог зайти туда только один раз в год.

При храме Мария жила около одиннадцати лет и выросла глубоко верующей, скромной и трудолюбивой. Она решила полностью посвятить себя Богу и дала обет безбрачия.

Когда Марии исполнилось четырнадцать лет по закону ей уже нельзя было оставаться при храме. Ей нужно было или возвратиться к родителям, или выходить замуж. Поскольку её родители к тому времени уже умерли, священники хотели выдать её замуж, но она объявила им о своём обете. И тогда священники решили обручить её с благочестивым старцем Иосифом. Он тоже был потомком царя Давида, но не был богатым человеком и зарабатывал на жизнь тем, что был плотником.

Как указывается в Ветхом Завете, Бог, через пророка Малахию, говорил, что перед самым пришествием в мир Христа явится Предтеча, то есть Предшественник, который будет великим пророком и приготовит людей к принятию Христа.

Для рождения предтечи Бог избрал благочестивых родителей, родственников Девы Марии, священника Захарию и его жену Елисавету. Они уже были стары, но детей у них не было и они молились, чтобы Бог избавил их от этого несчастия.

Однажды, когда Захария совершал богослужение в храме и вошёл в святилище, ему явился Архангел Гавриил и сказал, что его молитва услышана и жена родит ему сына, которого он должен назвать Иоанн. Захария не сразу поверил в это извещение, говоря, что он и его жена уже очень старые и у них не может быть детей. За это неверие Захария стал немым до тех пор, пока предсказание ни сбудется. Когда ребёнок родился и был назван Иоанном, Захария вновь стал говорить. По внушению Духа Святого, Захария стал пророчествовать о скором пришествии спасителя и о том, что Иоанн будет Его предшественником.

Через шесть месяцев после явления Ангела Захарии, тот же Архангел Гавриил явился Деве Марии и сказал ей, что Бог благословляет её и что она родит сына от Духа Святого, которого должна назвать Иисусом и Он станет Спасителем мира. Этот день назван Благовещением и празднуется Православной Церковью 7 апреля.

В то время Мария ещё не вышла замуж за Иосифа, а оставалась обручённой с ним. Иосиф же, узнав о том, что Мария ждёт ребёнка, хотел отпустить её. Но во сне ему явился Ангел и сказал, чтобы он не боялся принять жену свою, поскольку Её ребёнок от Духа Святого и Он спасёт мир от грехов.

К концу беременности Марии ей и Иосифу пришлось отправиться в город Вифлеем, так как римский кесарь Август повелел сделать перепись всего населения. В связи с этим каждый должен был пойти в город своих предков. Мария и Иосиф, как уже говорилось, были потомками царя Давида, поэтому и отправились в его родной город – Вифлеем.

Поскольку в те времена не было никакого транспорта (кроме ослов), то добираться им пришлось несколько дней. Когда они наконец пришли в Вифлеем, выяснилось, что мест в гостинице нет. Тем временем приблизилось время родов и Иосифу с Марией пришлось разместиться за городом в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. В этой пещере и родился младенец Иисус. Этот день отмечается Православной Церковью 7 января - Рождество (25 декабря по старому стилю). Мария спеленала младенца и положила в ясли (куда кладут корм для скота).

Первыми о рождении Спасителя узнали пастухи. В ту ночь, когда они пасли свои стада к ним явился ангел и сказал им, что в Вифлееме родился Спаситель мира, и что они найдут его лежащего в яслях. Пастухи поспешили в пещеру и действительно увидели младенца в яслях. Они поклонились Ему и рассказали Иосифу и Марии об Ангеле, который явился им.

Когда Мария и Иосиф ещё оставались в Вифлееме, в Иерусалим пришли волхвы, т.е. мудрецы из другой страны. В то время люди верили, что при рождении великого человека появляется на небе новая звезда. Кроме того, многие народы, наученные рассеявшимися иудеями знали о будущем приходе в мир Спасителя – Великого Царя Израильского. Поэтому ждали, что когда родится этот Царь, на небе появится звезда. Эти волхвы были благочестивыми, и Бог дал им знак: на небе появилась новая необычная звезда. Увидев эту звезду волхвы сразу поняли, что ожидаемый Царь уже родился. Они собрались и пошли в столицу Иудейского Царства – Иерусалим, чтобы узнать там, где именно родился Царь, и поклониться Ему.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.