Сделай Сам Свою Работу на 5

СВОДКА И ГРУППИРОВКА СТАТИСТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ





 

В результате статистического наблюде­ния получают материалы для дальнейшего исследования, содержащие сведения о каждой единице совокупности. Обобщение результатов наблюдения и составляет содержание второго этапа — сводки.

Статистическая сводка — это обработка первичных данных в це­лях получения обобщенных характеристик изучаемого явления или процесса по ряду существенных для него признаков для выявления типичных черт и закономерностей, присущих явлению или процессу в целом.

Статистическая сводка должна проводиться на основе всесторон­него теоретического анализа изучаемых явлений и процессов, кото­рый должен способствовать тому, чтобы во время сводки не были уте­ряны основные черты исследуемых явлений, а статистические итоги отчетливо характеризовали эти черты.

Основными задачами сводки является систематизация, подведе­ние итогов и обобщение результатов наблюдения, позволяющих вы­явить характерные черты статистической совокупности в целом и об­наружить закономерности изучаемых явлений и процессов.

Успех статистической сводки во многом зависит от ее программы и плана. Программа должна определять подлежащее и сказуемое сводки.



Подлежащее сводки составляют группы или части, на которые надо разделить совокупность явлений. Сказуемое сводки составляют показатели, используемые для характеристики изучаемой совокупности в целом и отдельных ее частей. Программа должна быть составлена так, чтобы в результате сводки можно было бы получить материал, характеризующий изучаемое явление наиболее полно.

В зависимости от задач, поставленных перед конкретным иссле­дованием, в программе отражаются:

— группировочные признаки для образования однородных в том или ином отношении групп;

— число групп и их границы;

— макеты таблиц, содержащие как наименование групп, так и не­обходимые для их характеристики показатели.

Программа сводки предусматривает также тот или иной терри­ториальный ее разрез, т.е. выделение территориальных единиц (райо­нов, областей и т.д.).

Статистическая сводка осуществляется по заранее составленно­му плану, в котором содержатся указания о решении вопросов орга­низации сводки: последовательность, сроки и техника выполнения от­дельных частей, сведения о исполнителях и порядок предоставления результатов, возможность публикации в виде статистических сборни­ков.



По форме обработки материала различают централизованную, децентрализованную сводку. При централизованной сводке первичные материалы, полученные в результате статистического наблюдения, сосредоточиваются в центральном органе (ФСГС), где и подвергают­ся сводке. При децентрализованной сводке обработка первичных дан­ных, полученных в результате статистического наблюдения, произво­дится на местах и проходит несколько промежуточных этапов, поступая в центральные органы в агрегированном виде.

По способу подсчета итогов сводка бывает ручная и механизи­рованная. При ручной сводке все основные операции осуществляются вручную, а при механизированной все операции осуществляются на основе ЭВМ.

По глубине и точности обработки материала различают два вида сводки: 1) в широком смысле слова (сложная сводка); 2) в узком смысле слова (простая сводка).

Простая статистическая сводка — это операция по подсчету итоговых и групповых данных непосредственно по совокупности единиц наблюдения и оформление этого материала в таблицах. Простая сводка без распределения единиц совокупности по группам не позволяет получить полную характеристику изучаемого явления. Для исследо­вания явления важно знать не только обо всей совокупности, но и об отдельных его частях.

Сложная статистическая сводка — это комплекс операций, вклю­чающих распределение единиц наблюдения изучения явления или процесса на группы, составление системы показателей для характери­стики типичных групп и подгрупп изучаемой совокупности явлений, подсчет числа единиц и итогов в каждой группе и подгруппах и оформ­ление результатов работы в виде статистических таблиц и графиков.



Таким образом, сложная сводка включает следующие этапы:

1) статистическая группировка;

2) простая сводка (суммирование) данных. На данном этапе не­обходимо распределить единицы совокупности по выделенным при­знакам (составить рабочую таблицу) и подсчитать итоги по подгруп­пам, группам и по совокупности в целом;

3) табличное и графическое оформление результатов. Успех проведения статистической сводки во многом решают ка­чественно составленные программа и план.

Первым этапом сводки является проведение статистической груп­пировки.

Применение метода группировок вызвано особенностями и сложными взаимосвязями об­щественных, экономических и социальных отношений, которые мо­гут быть глубоко и всесторонне выявлены и изучены только при рас­членении множества (совокупности) на части по определенным признакам, представляющим интерес для соответствующих служб, эко­номических или научно-исследовательских структур.

Статистика изучает массовые общественные явления и процес­сы, протекающие в качественно однородных совокупностях. Однако качественная однородность не является заданной на все случаи. Сово­купность однородная в одном отношении может быть разнородной в другом. Это позволяет делить совокупность на частные подсовокуп­ности, применяя метод группировок.

Статистическая группировка является научной основой сводки, одной из важнейших и труднейших работ всего статистического ис­следования. Она является методом исследования содержания изучае­мого явления. На ее основе рассчитываются обобщающие показатели по группам, изучается строение совокупности, выявляются взаимосвя­зи между изучаемыми признаками, а затем проводится анализ полу­ченных результатов.

С точки зрения множества единиц совокупности статистическая группировка представляет собой их разделение на качественно одно­родные группы по определенным, существенным для них, признакам. С точки зрения отдельных единиц совокупности статистическая груп­пировка — это объединение отдельных единиц совокупности в груп­пы, однородные по каким-либо существенным признакам.

Следовательно, статистическая группировка — это процесс об­разования однородных групп на основе расчленения статистической совокупности на части или объединение изучаемых статистических единиц в частные совокупности по существенным для них признакам. Устойчивое разделение объектов на группы называется класси­фикацией. Она основана на признаках, которые практически не изме­няются (например, классификация отраслей народного хозяйства по отраслям или секторам экономики, классификация основных произ­водственных фондов). Следовательно, классификация — это общепри­нятая и нормативная группировка.

Метод группировки основан на выборе группировочного признака (основание группировки), определении числа групп и установлении интервала. Группированный признак — это признак, по которому про­исходит объединение отдельных единиц совокупности в однородные группы или по которому совокупность расчленяется на группы. Вы­бор основания группировки зависит от цели исследования.

В качестве группировочного обычно выбирается один из суще­ственных легко распознаваемых признаков, носящих как атрибутив­ный, так и количественный характер. Если в основании группировки положен непрерывный признак, то возникает вопрос об установлении границ отдельных групп, представляющих собой интервал группи­ровки.

Неправильно выполненная группировка может затушевать изу­чаемое явление настолько, что за множеством цифр не будет видно экономической сущности явления. Поэтому научно обоснованное при­менение статистических группировок предполагает:

1) проведение всестороннего, глубокого анализа сущности и характера развития изучаемого явления, позволяющего определить его типичные свойства и внутренние различия;

2) правильный выбор основания группировки — существенных группировочных признаков, определяющих эффективность результата группировки. Существенным считается тот признак, который отражает наиболее характерные черты изучаемого явления;

3) объективно обоснованное установление количества групп, на которые следует разделить исследуемую совокупность. При большом количестве групп различия между группами, как правило, исчезают, в малочисленных группах перестает действовать закон больших чи­сел и возможно появление случайности;

4) образованные группы должны объединять однородные элемен­ты совокупности, а сами — существенно различаться между собой.

С помощью метода группировки можно решить следующие за­дачи:

— выделение в совокупности изучаемых явлений социально-эко­номических типов;

— изучение структуры общественного явления и структурных сдвигов, происходящих в нем;

— выявление связи и зависимости между общественными явле­ниями

Разделение исследуемого общественного явления на классы, со­циально-экономические типы происходит при проведении типологи­ческой группировки.

Объектом анализа в типологических группировках являются по­казатели структуры. Такие группировки позволяют проследить зарож­дение, развитие и отмирание различных типов явлений.

По своей сути типологическая группировка представляет собой классификацию. Это связано с тем, что такие группировки часто осно­вываются на устойчивом перечне групп, не меняющихся или незначи­тельно меняющихся во времени. Примером такой группировки явля­ется группировка предприятий по форме собственности (федеральная, муниципальная, частная, смешанная), группировка секторов экономи­ки и др.

Для типологической группировки не является произвольным ни выбор признаков группировки, ни установление его интервалов (в случае группировки по количественному признаку). При прове­дении типологической группировки основное внимание уделяется идентификации типов социально-экономических явлений, так как их формирование связано с конкретными условиями места и времени.

Построить типологическую группировку достаточно просто, если различия типов при выделении их из общей совокупности очевидны и устойчивы. Однако на практике проведение группировки усложня­ется тем, что существует множественность признаков описания объекта и недостаточно четкое обособление отдельных типов друг от друга.

При выборе группировочного признака необходимо учитывать два условия: типологическая группировка должна выполняться толь­ко по существенным признакам; при необходимости для характери­стики разных типов выбираются различные признаки.

При построении типологических группировок могут использовать­ся как атрибутивные, так и количественные признаки. Целесообразнее всего рассматривать не отдельные изолированные признаки, а их ком­бинации, характеризующие изучаемое явление с разных сторон.

Группировка по атрибутивному признаку предполагает, что чис­ло выделенных групп строго соответствует фактическому числу дей­ствительно имеющихся социально-экономических групп. Если групп будет больше или меньше, произойдет смешение различных типов.

Рассмотрим, например, такой качественный признак, как образо­вание. Образуемых групп будет ровно столько, сколько существует про­филей или ступеней образования. По профилю образования количе­ство групп может совпадать или с числом профессиональных групп, или с числом сфер образования (гуманитарное; инженерно-техниче­ское; естественнонаучное). По ступеням в образовании выделяют шесть групп (неполное среднее; среднее; неполное среднее специальное; спе­циальное среднее; неполное высшее; высшее).

При построении типологической группировки по количествен­ному признаку необходимо правильно установить интервал группи­ровки, определить необходимое число групп. В этом случае вопрос об интервале решается на основании определения таких количественных границ, которые выделяют новое качество, т.е. интервалы задают кри­тические точки перехода одного качества в другое.

В типологической группировке интервалы должны быть нерав­ными и специализированными, когда разным значениям одного при­знака соответствуют разные значения другого. Специализированные интервалы применяются тогда, когда необходимо выделить группы.

Границы специализированных интервалов не могут определять­ся произвольно, так как каждый интервал отражает иное качество при­знака.

Критерием оптимальности выполнения типологической группи­ровки является максимальное значение межгрупповой дисперсии при­меняемого признака.

Выделенные социально-экономические типы явления необходи­мо изучать с точки зрения состава (внутреннего строения), структуры типически однородных групп, а также вариации признаков внутри однотипных групп на основе построения структурной группировки.

Структурной группировкой называется расчленение однородной в качественном отношении совокупности единиц на группы, характе­ризующие строение совокупности, ее структуру по какому-либо варь­ирующему признаку. Изучение структуры общественных явлений предполагает анализ составных частей совокупности, а также рассмот­рение различий в составе явления (соотношения между составными частями явления, изменения в этих соотношениях за определенный период времени).

При проведении структурной группировки необходимо учесть, что число образуемых групп должно отражать реальную структуру изучаемой совокупности, при этом не допускается выделение пустых групп. Если таковое имеет место, то используют неравные интерва­лы.

Для структурных группировок в выводах, как правило, отража­ются два положения: значения признака, встречающиеся в совокуп­ности наиболее часто и наиболее редко; характер изменения структу­ры в зависимости от изменения значения признака.

Значение структурных группировок заключается в том, что с их помощью могут быть выделены и изучены группы передовых, сред­них, отстающих предприятий; выявлены неиспользованные резервы производства, например в области улучшения использования основ­ных фондов, повышения производительности труда, улучшения каче­ства продукции и т.д.

Явления общественной жизни тесно связаны между собой. Груп­пировка, выявляющая взаимозависимости между изучаемыми явле­ниями и их признаками, называется аналитической (факторной). Ана­литическая группировка позволяет выявить наличие и направление связи.

Преимуществом данного вида группировки перед другими мето­дами, изучающими связи общественных явлений, считается то, что она не требует соблюдения каких-либо специальных условий для применения кроме одного — исследуемая совокупность должна быть каче­ственно однородна.

Аналитические группировки отличаются от структурных и типологических техникой выполнения, а к их особенностям можно отнести следующее: в качестве группировочного признака принимают фак­торный признак; интервалы берутся преимущественно равные либо равнонаполненные; каждая группа характеризуется средним значени­ем результативного признака.

Взаимосвязь проявляется в том, что с возрастанием значения факторного признака систематически возрастает или убывает среднее значение признака результативного. Например: производительность труда зависит от технического уровня предприятия: чем он выше, тем при прочих равных условиях выше производительность труда заня­тых на предприятии.

По виду признака выделяют группировки, построенные по коли­чественному и качественному (атрибутивному) признаку.

По временному критерию группировки бывают статические и динамические. Статические группировки дают характеристику со­вокупности на определенный момент времени или за период, а дина­мические показывают переходы единиц совокупности из одних групп в другие с помощью таблицы, называемой матрицей перехода.

По количеству признаков различают простые и сложные груп­пировки. В простых группировках в основание положен один признак, а в сложных — два и более признака, взятых в комбинации, т.е. группы, образованные по одному признаку, разбиваются на подгруппы по дру­гому признаку.

Следует учесть, что увеличение числа группировочных призна­ков приводит к уменьшению наглядности, что снижает эффективность использования статистической информации. Кроме того, происходит дробление информации, а значит, и затушевывание проявлений зако­номерности. В связи с этим при построении сложных группировок даже при наличии больших объемов информации ограничиваются тремя признаками.

Применение сложных группировок обусловлено многообразием экономических явлений, а также необходимостью их всестороннего изучения. Они позволяют выявить и сравнить различия и связи меж­ду исследуемыми признаками, которые невозможно установить на ос­нове простых группировок по каждому из исследуемых признаков.

В отличие от простых сложные группировки позволяют более глубоко анализировать развитие явлений, взаимосвязи и зависимости между ними. Такие группировки дают возможность изучить структу­ру совокупности по нескольким признакам одновременно. Однако это достигается лишь в том случае, если признаки, по которым произво­дится сложная группировка, дополняют друг друга.

При формировании сложной группировки используют: 1) способ последовательных разбиений, заключающийся в фор­мировании таких групп, все объекты которых имеют одинаковые зна­чения квалификационных групп. Данный способ включает в себя два метода: метод комбинированной группировки, которая выполняется по нескольким признакам последовательно, и многошаговый метод, ос­нованный на расчете коэффициентов вариации качественных призна­ков.

Комбинированная группировка выполняется следующим обра­зом: группы, выделенные по одному признаку, объединяются в под­группы по другому признаку, которые в свою очередь могут выделять­ся по следующему другому признаку. При построении группировки группировочные признаки принято располагать, начиная с атрибутив­ного, в определенной последовательности исходя из логики взаимо­связи показателей;

2) способ многомерной классификации, при котором объекты, образующие группы, могут иметь различные значения классификаци­онных признаков. Его применение требует использования электрон­ной вычислительной техники. С помощью специально разработанных электронных программ формируются однородные группы на основа­нии близости объектов одновременно по большому числу группировочных признаков одновременно.

В процессе многомерной группировки решаются, например, за­дачи типизации — выделяются самостоятельные экономические или социальные типы явлений. Так, совокупность промышленных пред­приятий можно разбить на «мелкие», «средние» и «крупные», исполь­зуя следующие признаки: численность промышленно-производственного персонала, объем продукции, стоимость ОПФ, потребление материальных ресурсов и т.д. Можно выделить типы предприятий по финансовому положению на основе таких показателей, как размер прибыли, уровень рентабельности производства, уровень капитализа­ции, уровень ликвидности ценных бумаг и т.д.

При выполнении многомерных группировок могут быть исполь­зованы два основных подхода. Первый заключается в том, чтобы рас­считать обобщающий показатель по совокупности группировочных признаков и далее провести простую группировку по этому обобщаю­щему показателю, а второй состоит в использовании метода кластер­ного анализа.

До виду информационного материала группировки делятся на первичные, которые строятся по первичным данным, зарегистрирован­ным в результате статистического наблюдения, и вторичные, группировочным материалом которых выступает уже имеющаяся группиров­ка Перегруппировка данных применяется либо для более глубокой характеристики изучаемого явления, когда в результате первоначаль­ной группировки нечетко проявился характер распределения изучае­мой совокупности (в этом случае производят укрупнение или умень­шение интервалов), либо для приведения группировок с различными интервалами к сопоставленному виду с целью их сравнения.

Статистическая группировка производится в следующем порядке:

1. Выбирается группировочный признак, который должен быть существенным.

Правильный выбор группировочных признаков возможен лишь на основе анализа сущности явлений, учета особенностей развития изучаемого явления в конкретных условиях места и времени. Иссле­дование конкретных условий приводит к тому, что один и тот же тип явлений может быть выявлен в одних условиях по одному признаку, а в других - по другому.

Критериями выбора существенного признака являются:

— наибольшая реализация цели и задач исследования;

— экономическая обоснованность;

— распространенность в совокупности (обладание им не менее 80% объема совокупности).

Существенный признак, как правило, не лежит на поверхности явления, он может быть найден только в результате теоретического анализа.

2. Проводится ранжирование ряда по группировочному признаку.

Обязательным условием выполнения группировки является упо­рядочение статистической совокупности по значениям группировочного признака. Построить ранжированный ряд — значит расположить все единицы совокупности по возрастанию или убыванию значений варьирующего признака.

3. Определяется число групп.

Число групп должно быть достаточным для объективного пред­ставления изучаемой совокупности. При большом числе групп разли­чия между ними становятся малозаметными, а в самих группах ввиду их малой наполняемости перестает действовать закон больших чисел и возможно проявление случайности. При малом же их числе в одну группу могут попасть статистические единицы с существенно разли­чающимися значениями признака.

На количество выделяемых групп влияют следующие факторы:

— уровень колеблемости группировочного признака чем зна­чительнее вариация признака, тем большее количество групп необхо­димо выделять при прочих равных условиях;

— размер изучаемой статистической совокупности — чем больше размер исследуемой совокупности, тем большее количество групп не­обходимо выделять.

Выделенные группы должны быть достаточно заполнены. Нали­чие пустых групп или малое число статистических единиц в них сви­детельствуют о неправильном определении их числа.

При построении группировки по качественному (атрибутивно­му) признаку количество групп не зависит от исследователя (сколько различных значений имеет атрибутивный признак, столько получит­ся и групп).

При построении группировки по количественному признаку во­прос о количестве групп решается с учетом экономического смысла. В таких случаях сгруппировать — значит определить границы перехо­да количества в новое качество.

Кроме того, необходимо учитывать следующее:

1) в каждую группу должно попадать достаточно большое число единиц;

2) число единиц в группах не должно резко отличаться друг от друга

3) число групп, как правило, формируют не более 7.

4.Группировка по количественным признакам требует определенной величины интервала.

Определение числа групп тесно связана с понятием величина интервала. В статистических группировках интервал – это совокупность варьирующих значений признака в группе. Каждый интервал имеет нижнюю (наименьшее значение признака в группе) и верхнюю (наибольшее значение признака в группе) границы или одну из них. Величина интервала есть разница между максимальным и минимальным значением признака в группе.

По величине интервалы могут быть равные и неравные, специализированные и произвольные.

Равные, когда во всех выделенных группах ширина интервала является одинаковой. Группировку с равными интервалами строят тогда, когда исследуются количественные различия в величине при­знака внутри групп одинакового качества, а также если распределение носит более или менее равномерный характер.

В случае когда материал уже сгруппирован, размер интервала определяется как разность между верхней и нижней границами груп­пы. А в случае если материал не сгруппирован и можно заранее уста­новить определенное количество групп, величину (размер, шаг) рав­ного интервала (h) можно вычислить по формуле:

Xmax - Xmin R

h = --------------- = ---

n n

где Хmax — максимальное значение группировочного признака;

Хminминимальное значение группировочного признака;

R — размах вариации, R = Xmax – Хmin

п — число групп, на которые разбивается совокупность.

Результат расчета округляется в большую сторону.

Если не требуется предварительного установления числа групп (например, в случае построения комбинационной группировки), то ис­пользуется другой способ определения величины равного интервала. Число групп будет равно произведению числа выделенных групп на число группировочных признаков.

Существует другой способ определения количества выделяемых групп, он связан с применением среднеквадратичного отклонения а:

— если ширина интервала равна 0,5σ, то выделяется 12 групп;

— если ширина интервала равна 2/3σ,то выделяется девять групп;

— если ширина интервала равна σ, то выделяется шесть групп.

Общим недостатком приведенных способов определения коли­чества интервалов является то, что они не гарантируют формирова­ния малочисленных или «пустых» групп, в которые не попала ни одна единица совокупности. Наличие таких интервалов свидетельствует о том, что группировка проведена неправильно.

Неравные интервалы подразумевают различную ширину интер­вала в каждой группе. При этом ее изменение может меняться законо­мерно (например, равномерно возрастать или убывать) или произволь­но, т.е. быть свободной.

При исследовании социально-экономических явлений в большин­стве случаев используются неравные интервалы. Их применение обу­словлено неодинаковым значением количественных изменений при­знака в низших и высших группах.

Неравные интервалы могут использоваться в следующих случаях:

1) при исследовании группировки с применением нескольких признаков, дающих возможность составить несколько подгрупп, где требуются уже и более длинные, и более короткие интервалы;

2) при образовании крупных групп с новым качеством на базе мелких групп при условии сохранения их однородности, что приво­дит к увеличению интервалов.

Специализированные интервалы применяются, если речь идет об установлении границ интервала в группах, схожих по типу и по при­знаку, но имеющих отношение, например, к разным отраслям произ­водства.

По наличию границ интервалы могут быть закрытыми, когда ука­заны нижняя и верхняя границы (максимальное и минимальное зна­чение признака в группах), и открытыми, имеющими только одну гра­ницу группы. Закрытые интервалы могут быть равные и неравные (прогрессивно возрастающие, прогрессивно убывающие), а также специализированные и произвольные.

5. Определяется количество единиц совокупности в каждой группе.

Основной задачей данного этапа является подсчет числа единиц, попавших в каждую из выделенных групп.

На данном этапе следует распределять единицы исследуемой со­вокупности по полученным интервалам по значению группировочного признака. Затем охарактеризовать каждую группу показателями, которые были введены в программу, и подвести итоги.

При группировках по непрерывно варьирующим количественным признакам границу интервалов обозначают так, что верхняя граница предыдущего интервала служит нижней границей последующего ин­тервала. В связи с этим имеет место неопределенность: к какой группе относить единицы со значениями признака, совпадающими с грани­цами интервалов?

Для устранения неопределенности используют принцип едино­образия: границы интервала в каждой группе обозначаются «от» и «до». Следовательно, такие единицы включаются в группу, в которой ниж­няя граница совпадает со значением признака.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.