ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ СТАТИСТИКИ
Предмет, метод, основные категории и понятия общей теории статистики
2.1.1. Понятия о статистике и статистическом исследовании. История зарождения и возникновения статистики. Проблема измерения общественных явлений. Предмет статистической науки. Место статистики в системе наук. Метод статистики. Закон больших чисел и его роль в изучении статистических закономерностей.
2.1.2. Разделы статистики. Общая теория статистики, ее предмет и содержание. Связь общей теории статистики с социально-экономической и отраслевыми статистиками.
2.1.3. Основные категории и понятия статистики: статистическая совокупность, единица совокупности, вариация признаков, статистический показатель.
2.1.4. Современная организация и задачи статистики в Российской Федерации.
Раздел 2
Статистическое наблюдение
2.2.1. Основные этапы статистического исследования. Статистическое наблюдение - первый этап статистического исследования. Организационные формы и виды статистического наблюдения: по времени регистрации фактов (текущее, периодическое, единовременное), по охвату единиц изучаемого объекта (сплошное и несплошное), по способу сбора информации (отчетность и специально организованное).
2.2.2. Организационный план и программа статистического наблюдения. Статистические формуляры и принципы их разработки.
2.2.3. Ошибки наблюдения. Обеспечение точности статистического наблюдения.
Раздел 3
Сводка и группировка статистических материалов
2.3.1. Проблема агрегирования статистической информации и обеспечения ее однородности. Сводка - второй этап статистического исследования. Задачи сводки и ее основное содержание.
2.3.2. Абсолютные величины как непосредственный результат статистической сводки. Методы преобразования абсолютных величин из частных в сводные и наоборот. Моментные и интервальные показатели.
2.3.3. Относительные величины, получаемые в процессе сводки, их виды и способы выражения.
2.3.4. Задачи группировок и их значение в статистическом исследовании. Виды группировок: типологические, структурные, аналитические. Выбор группировочных признаков, определение числа групп и величины интервала. Группировки простые и комбинированные. Понятие о вторичной группировке.
2.3.5. Статистическая таблица и ее элементы. Принципы построения и виды статистических таблиц. Разработка сказуемого статистической таблицы.
2.3.6. Ряды распределения и их виды. Основные характеристики рядов распределения. Понятие частоты и частости. Плотность распределения.
2.3.7. Графический метод в статистике. Виды графиков и принципы их построения. Современные технологии графического изображения.
2.3.8. Направления использования результатов сводки для решения аналитических задач.
Раздел 4
Средние величины в статистике
2.4.1. Средняя величина и ее сущность. Метод средних как один из важнейших приемов научного обобщения. Взаимосвязь метода средних и группировок. Виды средних и способы их вычисления. Средняя арифметическая (простая и взвешенная). Свойства средней арифметической. Средняя гармоническая (простая и взвешенная). Средняя хронологическая. Другие виды средних. Выбор формы средней.
2.4.2. Структурные средние: мода, медиана, квартили и децили. Их смысл, назначение и способы расчета.
2.4.3. Использование средних показателей в статистическом анализе.
Раздел 5
Показатели вариации
2.5.1. Понятие вариации. Задачи статистического изучения вариации.
2.5.2. Абсолютные показатели вариации (размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение). Математические свойства дисперсии. Расчет дисперсии на основе ее математических свойств.
2.5.3. Относительные показатели вариации (коэффициент вариации, коэффициент осцилляции, линейный коэффициент вариации) и их практическое применение.
2.5.4. Дисперсия альтернативного признака. Меры вариации для сгруппированных данных: общая дисперсия, групповая, межгрупповая. Правило сложения дисперсией.
2.5.6. Использование показателей вариации в статистическом анализе.
Раздел 6
Ряды распределения
2.6.1. Понятие о закономерностях распределения Изучение формы распределения. Виды рядов распределения.
2.6.2. Начальные, центральные и условные моменты К-го порядка. Нормированные моменты. Моменты распределения, используемые в качестве показателей асимметрии и эксцесса ряда.
2.6.3. Теоретические распределения в анализе вариационных рядов. Статистические критерии и проверка гипотез о характере распределения.
Раздел 7
Выборочное наблюдение
2.7.1. Понятие о выборочном наблюдении. Центральная предельная теорема и ее роль в обосновании параметров выборочного наблюдения. Основные проблемы теории выборки.
2.7.2. Генеральная и выборочная совокупность и их обобщающие характеристики. Средняя и предельная ошибка выборочного наблюдения для показателей средней и для доли.
2.7.3. Повторный и бесповторный отбор. Виды выборки: собственно случайная, механическая, серийная, типологическая, многоступенчатая, моментная.
2.7.4. Определение необходимой численности выборки. Определение вероятности допустимой ошибки выборки. Способы распространения данных выборочного наблюдения на генеральную совокупность. Использование данных выборочного наблюдения для аналитических целей. Понятие о малой выборке и определение ошибок малой выборки.
Раздел 8
Ряды динамики
2.8.1. Понятие о рядах динамики. Основные правила их построения и использования для анализа динамических процессов в экономике.
2.8.2. Основные аналитические показатели динамического ряда: абсолютный прирост, темпы роста и прироста, абсолютное значение одного процента прироста, средний уровень ряда и средние темпы роста и прироста.
2.8.3. Основная тенденция ряда динамики (тренд) и способы ее выявления. Метод укрупнения интервалов. Метод скользящей средней. Аналитическое выравнивание. Определение параметров уравнения регрессии.
2.8.5. Изучение и измерение сезонных колебаний. Индексы сезонности.
Раздел 9
Индексный метод
2.9.1. Понятие об индексах. Индивидуальные и общие индексы. Агрегатный индекс как основная форма общего индекса.
2.9.2. Индексируемые величины. Соизмеримость индексируемых величин. Веса индексов. Взаимосвязи важнейших индексов. Средний арифметический и гармонический индексы.
2.9.3. Ряды индексов с постоянной и переменной базой сравнения, с переменными и постоянными весами, их взаимосвязь.
2.9.4. Индексный метод анализа динамики среднего уровня. Индексы переменного состава, индексы постоянного состава, индексы структурных сдвигов.
2.9.5. Значение индексов в анализе социально-экономических явлений.
СТАТИСТИКА (Общая теория статистики)
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ (1-й семестр)
ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ СТАТИСТИКИ
В результате развития статистической науки, расширения сферы практической работы термин «статистика» приобрел ярко выраженные черты многозначности, что привело к изменению содержания понятия «статистика». В настоящее время термин «статистика» широко используется в различных сферах деятельности, и устранить его многозначность не представляется возможным. Он употребляется в следующих значениях:
1) инструмент познания (используется целым рядом наук для установления специфических закономерностей);
2) отрасль практической деятельности, направленной на сбор, обработку, анализ информации, характеризующей количественные закономерности общественной жизни (социально-экономические, социально-политические, технико-экономические) в неразрывной связи с ее качественным содержанием. В этом смысле термин «статистика» выступает как синоним словосочетания «статистический учет»;
3) совокупность цифровых сведений, количественно характеризующих различные стороны общественной жизни: население, экономику, культуру, образование и другие явления в жизни общества. Это наиболее традиционное значение термина «статистика», которое используется и в современной жизни;
4) итоги массового учета, опубликованные в различных сборниках и справочниках и представляющие собой результат статистической работы;
5) методы и способы оценки соответствия данных массового наблюдения математическим формулам в естественных науках;
6) наука, которая занимается разработкой теоретических методов и положений, употребляемых статистической практикой. Между статистической наукой и практикой существуют тесная связь и зависимость;
7) отрасль знания, представляющая собой сложную и разветвленную систему научных дисциплин (разделов), обладающих определенной спецификой и изучающих количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной.
Современная статистика как самостоятельная общественная наука имеет свой объект, предмет и специфические методы исследования.
Объект науки — определенная область реальности (природной или социальной), на которую направлен процесс научного познания. Статистика считает объектом своего изучения массовые явления и процессы, происходящие в обществе. В целом явления общественной жизни:
— обладают конкретными размерами;
— им присущи определенные количественные соотношения;
— существуют они независимо от того, изучает их статистика или нет.
Предмет науки -наиболее значимые свойства, стороны, характеристики, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению или познание которых особенно важно для решения той или иной проблемы (теоретической или практической).
В отличие от объекта науки, содержание которого не зависит от исследователя и исследовательской процедуры, предмет науки — это результат взаимодействия исследователя и реальности, та ее часть, которая выделяется субъектом познания с целью решения тех или иных конкретных научных или практических задач.
После долгих дискуссий определение предмета статистики было сформулировано на научном совещании статистиков в 1954 г.: «Статистика изучает количественную сторону массовых общественных явлений неразрывно с ее качественной стороной, исследует количественное выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени».
Рассмотрим основные особенности предмета статистической науки. Первая отличительная особенность статистики состоит в том, что статистические данные передаются в количественной форме и показывают общественную жизнь во всем разнообразии ее проявлений. Изучение количественной стороны общественных явлений и процессов отличает статистику от других наук и составляет предмет познания статистической науки.
Второй отличительной особенностью статистики является то, что она исследует не количество вообще (как в математике), а количество с его качественным содержанием, которое обычно определяют сопряженные со статистикой науки. Если в математике конкретное содержание явления рассматривается только в чисто количественном аспекте, то для статистики цифры без качественного содержания лишены всякого смысла. Например, для изучения национального богатства исключительное значение имеет правильное понимание его сущности.
Третьей особенностью статистики является то, что она исследует не отдельные, а массовые социально-экономические явления и процессы, обладающие как индивидуальными, так и общими признаками. Характеристики отдельных индивидуальных явлений попадают в поле зрения статистики лишь в качестве основания для получения сводных данных о совокупности.
В изучении количественной стороны общественных явлений и процессов статистика использует ряд особых понятий, которые относятся к ее основным категориям и составляют специфический язык:
— статистическая совокупность;
— единица статистической совокупности;
— признаки единицы статистической совокупности и их варианты;
— статистический показатель и система показателей;
— статистическая закономерность.
Рассмотрим каждую категорию подробнее.
Общей чертой сведений, составляющих статистику, служит то, что они всегда относятся не к одному единичному (индивидуальному) явлению, а охватывают сводными характеристиками целый ряд явлений или, как говорят, совокупность. Статистические совокупности являются объектом статистического исследования и отражают количественную сторону общественных явлений
В общем смысле под совокупностью понимается множество (собрание, набор, сумма, масса) некоторых объектов. Различают статистические, состоящие из реально существующих материальных объектов (например, статистические совокупности работников предприятия); образованные специально для целей статистического исследования и стохастические (гипотетические) множества. Последние представляют собой мысленные, нереальные, предполагаемые совокупности (например, совокупность небесных тел в галактике; совокупность бесконечно большого числа бросаний монеты, падающей «орлом» либо «решкой»).
Объем совокупности — это общее количество входящих в нее единиц. По количеству единиц совокупность бывает единичной, малой (до 30 единиц) или большой (конечной или бесконечной).
По качественному составу совокупность может быть однородной (качественно однородной) и неоднородной (качественно неоднородной).
Совокупность является однородной, если ее составные элементы (единицы) схожи по существенным для данного явления признакам относятся к одному и тому же типу явления. Например, совокупность отраслей экономики, совокупность коммерческих банков. Следует отметить, что совокупность может быть однородна в разной степени, когда явления отличаются друг от друга, варьируются в большей или меньшей степени.
Совокупность является неоднородной, если в нее входят явления разного типа. Например, совокупность богатых и бедных. Исчисление обобщающих характеристик для таких совокупностей неправомерно. Неоднородные совокупности необходимо изучать с помощью метода группировок.
Таким образом, статистическая совокупность — это множество существующих во времени и в пространстве качественно однородных варьирующих элементов, изучаемых статистикой, которые имеют хотя бы один общий признак и отличаются между собой по другим признакам. Другими словами, статистическая совокупность — это множество внешне независимых, но внутренне связанных элементов. Например, внешне товаропроизводители являются независимыми, но внутренне они связаны рыночными отношениями.
Статистическая единица является пределом дробления статистической совокупности, при котором сохраняются все свойства изучаемого явления или процесса, ее частным случаем. Выбор статистической единицы определяется целью и уровнем проводимого статистического исследования. Например, если изучать производительность труда на уровне отрасли, предприятия и цеха, то в каждом случае статистические единицы будут разными: предприятие отрасли, работник данного предприятия, рабочий данного цеха.
Каждый первичный элемент статистической совокупности является носителем признаков, подлежащих регистрации. Признак является качественной особенностью единицы статистической совокупности.
По определению признак — это свойство, характерная черта или иная качественная особенность единиц (явлений) совокупности, которые могут быть наблюдаемы или измерены. Например, при характеристике студента могут быть названы следующие признаки: успеваемость, посещаемость, участие в работе научно-студенческого общества, возраст, семейное положение и т.д.
Исследование изменений общественных явлений, выраженных с количественной стороны и определенных в качестве предмета статистической науки, производится с помощью определенного рода чисел, которые называются статистическими показателями.
Статистический показатель — это категория, отображающая количественную характеристику социально-экономических явлений и процессов в их качественной определенности в конкретных условиях места и времени.
Понятие «статистические показатели» следует отличать от понятия «статистические данные», которые являются конкретными численными значениями статистических показателей, их величиной. Величина показателя определяется в результате его измерения с помощью системы единиц измерения и соответствующей методологии. Единицы измерения статистического показателя определяются его содержанием. Например, число отработанного времени всеми рабочими измеряется в человеко-часах. Количественные размеры статистических показателей зависят от времени и места объекта, который подвергается статистическому исследованию.
Необходимо отметить существенную разницу между признаком и показателем, хотя они и взаимосвязаны. Являясь индивидуальной характеристикой, признак определяет только качественное содержание объекта исследования; первичные признаки объектов существуют независимо от исследователя. Показатель — обобщающая характеристика, которая выражается единством качественной и количественной сторон. Кроме того, по одному признаку можно построить несколько показателей. В отличие от признака статистический показатель получается только расчетным путем. Это может быть простой подсчет единиц совокупности, суммирование значений признака или более сложные расчеты.
При статистическом изучении качественный признак получает количественную оценку и становится статистическим показателем. Например, если продолжительность жизни конкретного человека — признак, то средняя продолжительность жизни людей — статистический показатель.
Задачами статистики являются:
- правильное определение содержания статистического показателя;
- разработка методологии расчета статистического показателя. Статистические показатели подразделяются на следующие группы:
В зависимости от задач: учетно-оценочные и аналитические. Учетно-оценочные показатели отражают объем или уровень изучаемого явления. Аналитические показатели используются для характеристики особенностей развития явления, распространенности в пространстве, соотношения его частей, взаимосвязи с другими явлениями.
С точки зрения учета и отчетности: базисные, плановые, отчетные и прогностические. Базисные показатели — показатели, величина которых принимается в качестве базы для сравнения; плановые — величина которых отражает уровень изучаемого явления, который должен быть достигнут в соответствии с планом; отчетные — величина отражает уровень изучаемого явления, достигнутый в исследуемом периоде (если признак моментный) или за исследуемый период (если признак интервальный); прогностические показатели используются в качестве прогнозных оценок.
По отношению к характеризуемому свойству: прямые; обратные. Прямые показатели — показатели, которые непосредственно характеризуют изучаемое свойство. Обратные показатели являются в математическом смысле обратными величинами для прямых показателей.
По форме выражения: абсолютные; относительные; средние. Абсолютные показатели отражают свойства явления, выраженные первичными признаками. Они являются результатом первичного учета и выражаются в абсолютных величинах. Относительные показатели получаются путем соотношения абсолютных показателей, а средние — характеризуют величину изучаемого признака, приходящуюся на единицу совокупности.
В зависимости от содержательности: первичные (количественные, экстенсивные) и вторичные (качественные, интенсивные). Экстенсивные показатели характеризуют суммарный объем данного явления. Интенсивные (качественные) показатели исчисляются на единицу совокупности. В отличие от экстенсивных, которые могут суммироваться, интенсивные показатели непосредственно суммироваться не могут (при их суммировании теряется смысл качественного показателя).
В зависимости от периода времени: моментные и интервальные. Периодом называется момент или интервал времени, являющийся составной частью структуры статистического показателя. Моментные показатели характеризуют явление на определенный момент времени (на определенную дату), интервальные — за определенный период (день, месяц, год и т.д.). Применение интервальных показателей обусловлено расчетом показателей, когда помимо множества факторов влияющих на изменение общественного явления, учитывается также фактор времени.
По принадлежности к количеству объектов:однообъектные межобъектные. Однообъектные показатели характеризуют только один объект, а межобъектные получаются в результате сопоставления двух величин, относящихся к разным объектам (например, сравнение уровня цен по регионам).
По пространственной определенности: общетерриториальные, региональные и местные (локальные). Общетерриториалъные показатели характеризуют явление или процесс в целом по стране, региональные — по части территории, местные — по отдельному объекту.
По охвату единиц совокупности: индивидуальные и обобщающие (сводные). Индивидуальные показатели являются характеристиками отдельных единиц совокупности, а обобщающие характеризуют совокупность единиц в целом или по группам и поэтому являются устойчивыми по сравнению с характеристиками отдельных единиц. Обобщающие статистические показатели занимают особое место в познании статистических закономерностей. Они отражают количественную сторону изучаемой совокупности общественных явлений, представляют собой их величину, выраженную соответствующей единицей измерения.
Показатели, характеризующие сложный комплекс социально-экономических явлений и процессов, часто называют синтетическими (ВВП, ВНД, производительность общественного труда и др.).
Обобщающие показатели получаются, как правило, путем суммирования отдельных индивидуальных величин или с помощью более сложных расчетов. В зависимости от этого они делятся на объемные и расчетные. К объемным относятся показатели, связанные с измерением общей величины совокупности объектов, они получаются путем сложения значений признака отдельных единиц совокупности (например, объем произведенной продукции, численность рабочих и т.д.). Полученная величина называется объемом признака. Расчетные сводные показатели рассчитываются с помощью специальных формул и математических методов и применяются для анализа сложных общественных явлений.
Система статистических показателей — это совокупность взаимосвязанных показателей, объективно отражающая существующие взаимосвязи между явлениями. Она имеет одноуровневую и многоуровневую структуру и нацелена на решение конкретной статистической задачи. Каждая система представляет собой не механическую сумму показателей, а диалектическое целое, так как показатели занимают соответствующее им место. Если в отдельном показателе отражается одна сторона явлений, то в системах показателей общественная жизнь отражается всесторонне.
В статистике статистическая закономерность — это количественная закономерность, выражающая внутренние, существенные связи и проявляющаяся в массовых общественных явлениях в условиях конкретного места и времени. Она отражает относящиеся к определенному пространству и времени причинно-следственные связи, выражавшиеся в последовательности, регулярности, повторяемости событий достаточно высокой степенью вероятности.
В силу того, что статистическая закономерность свойственна не отдельным единицам совокупности, а всей совокупности в целом, она проявляется только в достаточно большом числе наблюдений и только в среднем. Например, известно, что средняя продолжительность жизни у женщин больше, чем у мужчин. Но это не означает, что каждая женщина живет дольше, чем каждый мужчина, более того, среди мужчин встречается больше долгожителей.
Исходя из характера основных черт своего предмета, статистика разрабатывает присущие только ей методы исследования, образующие статистическую методологию. Применение тех или иных методов определяется поставленной перед исследователем задачей и исходной информацией. Назовем новые группы методов:
— массового статистического наблюдения;
— группировок;
— анализа с помощью обобщающих показателей (методы абсолютных, относительных и средних величин, индексный метод, метод скользящей средней, метод параллельных рядов и др.). Среди данной группы методов можно выделить: методы многомерного анализа (метод главных компонент, кластерный анализ, факторный анализ и др.); параметрические методы анализа (методы проверки статистических гипотез, методы оценки); методы прогнозирования (экстраполяция и интерполяция, регрессионный метод анализа, метод перспективного исчисления численности населения и др.).
Широкое применение в статистическом анализе находят табличный и графический методы.
В настоящее время задачи, стоящие перед статистикой, усложняются, поэтому система статистических методов нуждается в постоянном совершенствовании.
Специфика статистической методологии заключается в том, что все основные методические приемы используются по мере выполнения задач последовательных стадий (этапов) статистического исследования. Метод статистики предполагает последовательность следующих действий:
1) разработка статистической гипотезы;
2) массовое научно организованное наблюдение. Содержание работы предполагает использование метода массовых наблюдений, который позволяет произвести сбор первичной статистической информации по изучаемым признакам и по определенному плану. Учет большого числа или всех входящих в состав изучаемого явления единиц позволяет получить первичную информацию об отдельных единицах (фактах) изучаемого явления;
3) сводка и группировка первичных статистических данных. На этом этапе собранная информация с помощью метода статистических группировок обобщается и распределяется. Статистическая группировка, представляющая собой расчленение всей совокупности единиц на однородные группы и подгруппы и являющаяся первым этапом проведения сводки, позволяет на основе первичной информации выделить социально-экономические типы. Она дает возможность выделить из состава всех случаев единицы разного качества, показать особенности явлений, развивающихся в разных условиях.
4) анализ статистических данных. На данном этапе с помощью метода обобщающих показателей происходит расчет статистических показателей, полученных в результате сводки, отражающих особенности отдельных однородных групп (подгрупп), соотношения и взаимосвязи между ними, а также проводится анализ результатов для получения обоснованных выводов о состоянии изучаемого явления и закономерностях его развития.
5) интерпретация полученных результатов.
Все стадии статистической работы тесно связаны друг с другом, недостатки, возникающие на одной из них, сказываются на всем исследовании в целом. Поэтому строгое соблюдение правил статистической науки обязательно на всех стадиях статистического исследования. Прохождение каждой стадии связано с использованием статистических методов, объясняемых содержанием выполняемой работы.
Статистическое исследованиекак процесс изучения какого-либо общественного явления совершается во времени и в пространстве, и в нем выделяются три основные стадии:
1) статистическое наблюдение — сбор статистической информации и ее первичная обработка;
2) статистическая сводка и группировка — обобщение, систематизация и дальнейшая обработка данных, полученных в результате статистического наблюдения;
3) расчет показателей и анализ результатов полученных материалов, их наглядное изображение. Формулировка выводов и рекомендаций по итогам всего статистического исследования.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|