Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ СТАТИСТИКИ





Предмет, метод, основные категории и понятия общей теории статистики

2.1.1. Понятия о статистике и статистическом исследовании. История зарождения и возникновения статистики. Проблема измерения общественных явлений. Предмет статистической науки. Место статистики в системе наук. Метод статистики. Закон больших чисел и его роль в изучении статистических закономерностей.

2.1.2. Разделы статистики. Общая теория статистики, ее предмет и содержание. Связь общей теории статистики с социально-экономической и отраслевыми статистиками.

2.1.3. Основные категории и понятия статистики: статистическая совокупность, единица совокупности, вариация признаков, статистический показатель.

2.1.4. Современная организация и задачи статистики в Российской Федерации.

 

Раздел 2

Статистическое наблюдение

2.2.1. Основные этапы статистического исследования. Статистическое наблюдение - первый этап статистического исследования. Организационные формы и виды статистического наблюдения: по времени регистрации фактов (текущее, периодическое, единовременное), по охвату единиц изучаемого объекта (сплошное и несплошное), по способу сбора информации (отчетность и специально организованное).



2.2.2. Организационный план и программа статистического наблюдения. Статистические формуляры и принципы их разработки.

2.2.3. Ошибки наблюдения. Обеспечение точности статистического наблюдения.

 

Раздел 3

Сводка и группировка статистических материалов

2.3.1. Проблема агрегирования статистической информации и обеспечения ее однородности. Сводка - второй этап статистического исследования. Задачи сводки и ее основное содержание.

2.3.2. Абсолютные величины как непосредственный результат статистической сводки. Методы преобразования абсолютных величин из частных в сводные и наоборот. Моментные и интервальные показатели.

2.3.3. Относительные величины, получаемые в процессе сводки, их виды и способы выражения.

2.3.4. Задачи группировок и их значение в статистическом исследовании. Виды группировок: типологические, структурные, аналитические. Выбор группировочных признаков, определение числа групп и величины интервала. Группировки простые и комбинированные. Понятие о вторичной группировке.



2.3.5. Статистическая таблица и ее элементы. Принципы построения и виды статистических таблиц. Разработка сказуемого статистической таблицы.

2.3.6. Ряды распределения и их виды. Основные характеристики рядов распределения. Понятие частоты и частости. Плотность распределения.

2.3.7. Графический метод в статистике. Виды графиков и принципы их построения. Современные технологии графического изображения.

2.3.8. Направления использования результатов сводки для решения аналитических задач.

 

Раздел 4

Средние величины в статистике

2.4.1. Средняя величина и ее сущность. Метод средних как один из важнейших приемов научного обобщения. Взаимосвязь метода средних и группировок. Виды средних и способы их вычисления. Средняя арифметическая (простая и взвешенная). Свойства средней арифметической. Средняя гармоническая (простая и взвешенная). Средняя хронологическая. Другие виды средних. Выбор формы средней.

2.4.2. Структурные средние: мода, медиана, квартили и децили. Их смысл, назначение и способы расчета.

2.4.3. Использование средних показателей в статистическом анализе.

 

Раздел 5

Показатели вариации

2.5.1. Понятие вариации. Задачи статистического изучения вариации.

2.5.2. Абсолютные показатели вариации (размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение). Математические свойства дисперсии. Расчет дисперсии на основе ее математических свойств.

2.5.3. Относительные показатели вариации (коэффициент вариации, коэффициент осцилляции, линейный коэффициент вариации) и их практическое применение.



2.5.4. Дисперсия альтернативного признака. Меры вариации для сгруппированных данных: общая дисперсия, групповая, межгрупповая. Правило сложения дисперсией.

2.5.6. Использование показателей вариации в статистическом анализе.

 

Раздел 6

Ряды распределения

2.6.1. Понятие о закономерностях распределения Изучение формы распределения. Виды рядов распределения.

2.6.2. Начальные, центральные и условные моменты К-го порядка. Нормированные моменты. Моменты распределения, используемые в качестве показателей асимметрии и эксцесса ряда.

2.6.3. Теоретические распределения в анализе вариационных рядов. Статистические критерии и проверка гипотез о характере распределения.

 

Раздел 7

Выборочное наблюдение

2.7.1. Понятие о выборочном наблюдении. Центральная предельная теорема и ее роль в обосновании параметров выборочного наблюдения. Основные проблемы теории выборки.

2.7.2. Генеральная и выборочная совокупность и их обобщающие характеристики. Средняя и предельная ошибка выборочного наблюдения для показателей средней и для доли.

2.7.3. Повторный и бесповторный отбор. Виды выборки: собственно случайная, механическая, серийная, типологическая, многоступенчатая, моментная.

2.7.4. Определение необходимой численности выборки. Определение вероятности допустимой ошибки выборки. Способы распространения данных выборочного наблюдения на генеральную совокупность. Использование данных выборочного наблюдения для аналитических целей. Понятие о малой выборке и определение ошибок малой выборки.

 

Раздел 8

Ряды динамики

2.8.1. Понятие о рядах динамики. Основные правила их построения и использования для анализа динамических процессов в экономике.

2.8.2. Основные аналитические показатели динамического ряда: абсолютный прирост, темпы роста и прироста, абсолютное значение одного процента прироста, средний уровень ряда и средние темпы роста и прироста.

2.8.3. Основная тенденция ряда динамики (тренд) и способы ее выявления. Метод укрупнения интервалов. Метод скользящей средней. Аналитическое выравнивание. Определение параметров уравнения регрессии.

2.8.5. Изучение и измерение сезонных колебаний. Индексы сезонности.

 

Раздел 9

Индексный метод

2.9.1. Понятие об индексах. Индивидуальные и общие индексы. Агрегатный индекс как основная форма общего индекса.

2.9.2. Индексируемые величины. Соизмеримость индексируемых величин. Веса индексов. Взаимосвязи важнейших индексов. Средний арифметический и гармонический индексы.

2.9.3. Ряды индексов с постоянной и переменной базой сравнения, с переменными и постоянными весами, их взаимосвязь.

2.9.4. Индексный метод анализа динамики среднего уровня. Индексы переменного состава, индексы постоянного состава, индексы структурных сдвигов.

2.9.5. Значение индексов в анализе социально-экономических явлений.

 

 

СТАТИСТИКА (Общая теория статистики)

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ (1-й семестр)

ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ СТАТИСТИКИ

В результате развития статистической науки, расширения сферы практической работы термин «статистика» приобрел ярко выражен­ные черты многозначности, что привело к изменению содержания по­нятия «статистика». В настоящее время термин «статистика» широко используется в различных сферах деятельности, и устранить его мно­гозначность не представляется возможным. Он употребляется в сле­дующих значениях:

1) инструмент познания (используется целым рядом наук для установления специфических закономерностей);

2) отрасль практической деятельности, направленной на сбор, обработку, анализ информации, характеризующей количественные закономерности общественной жизни (социально-экономические, со­циально-политические, технико-экономические) в неразрывной свя­зи с ее качественным содержанием. В этом смысле термин «статисти­ка» выступает как синоним словосочетания «статистический учет»;

3) совокупность цифровых сведений, количественно характери­зующих различные стороны общественной жизни: население, эконо­мику, культуру, образование и другие явления в жизни общества. Это наиболее традиционное значение термина «статистика», которое ис­пользуется и в современной жизни;

4) итоги массового учета, опубликованные в различных сборни­ках и справочниках и представляющие собой результат статистической работы;

5) методы и способы оценки соответствия данных массового на­блюдения математическим формулам в естественных науках;

6) наука, которая занимается разработкой теоретических мето­дов и положений, употребляемых статистической практикой. Между статистической наукой и практикой существуют тесная связь и зави­симость;

7) отрасль знания, представляющая собой сложную и разветвлен­ную систему научных дисциплин (разделов), обладающих определен­ной спецификой и изучающих количественную сторону массовых яв­лений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной.

Современная статистика как самостоятельная общественная наука имеет свой объект, предмет и специфические методы исследо­вания.

Объект наукиопределенная область реальности (природной или социальной), на которую направлен процесс научного познания. Ста­тистика считает объектом своего изучения массовые явления и процес­сы, происходящие в обществе. В целом явления общественной жизни:

— обладают конкретными размерами;

— им присущи определенные количественные соотношения;

— существуют они независимо от того, изучает их статистика или нет.

Предмет науки -наиболее значимые свойства, стороны, харак­теристики, особенности объекта, которые подлежат непосредственно­му изучению или познание которых особенно важно для решения той или иной проблемы (теоретической или практической).

В отличие от объекта науки, содержание которого не зависит от исследователя и исследовательской процедуры, предмет науки это результат взаимодействия исследователя и реальности, та ее часть, которая выделяется субъектом познания с целью решения тех или иных конкретных научных или практических задач.

После долгих дискуссий определение предмета статистики было сформулировано на научном совещании статистиков в 1954 г.: «Ста­тистика изучает количественную сторону массовых общественных явлений неразрывно с ее качественной стороной, исследует количе­ственное выражение закономерностей общественного развития в кон­кретных условиях места и времени».

Рассмотрим основные особенности предмета статистической на­уки. Первая отличительная особенность статистики состоит в том, что статистические данные передаются в количественной форме и пока­зывают общественную жизнь во всем разнообразии ее проявлений. Изучение количественной стороны общественных явлений и процес­сов отличает статистику от других наук и составляет предмет позна­ния статистической науки.

Второй отличительной особенно­стью статистики является то, что она исследует не количество вообще (как в математике), а количество с его качественным содержанием, которое обычно определяют сопряженные со статистикой науки. Если в математике конкретное содержание явления рассматривается толь­ко в чисто количественном аспекте, то для статистики цифры без ка­чественного содержания лишены всякого смысла. Например, для изу­чения национального богатства исключительное значение имеет правильное понимание его сущности.

Третьей особенностью статистики является то, что она исследует не отдельные, а массовые социально-экономические явления и про­цессы, обладающие как индивидуальными, так и общими признаками. Характеристики отдельных индивидуальных явлений попадают в поле зрения статистики лишь в качестве основания для получения свод­ных данных о совокупности.

В изучении количественной стороны общественных явлений и процессов статистика использует ряд особых понятий, которые от­носятся к ее основным категориям и составляют специфический язык:

— статистическая совокупность;

— единица статистической совокупности;

— признаки единицы статистической совокупности и их варианты;

— статистический показатель и система показателей;

— статистическая закономерность.

Рассмотрим каждую категорию подробнее.

Общей чертой сведений, состав­ляющих статистику, служит то, что они всегда относятся не к одному единичному (индивидуальному) явлению, а охватывают сводными характеристиками целый ряд явлений или, как говорят, совокупность. Статистические совокупности являются объектом статистического исследования и отражают количественную сторону общественных яв­лений

В общем смысле под совокупностью понимается множество (со­брание, набор, сумма, масса) некоторых объектов. Различают ста­тистические, состоящие из реально существующих материальных объектов (например, статистические совокупности работников пред­приятия); образованные специально для целей статистического иссле­дования и стохастические (гипотетические) множества. Последние представляют собой мысленные, нереальные, предполагаемые совокуп­ности (например, совокупность небесных тел в галактике; совокупность бесконечно большого числа бросаний монеты, падающей «орлом» либо «решкой»).

Объем совокупности — это общее количество входящих в нее еди­ниц. По количеству единиц совокупность бывает единичной, малой (до 30 единиц) или большой (конечной или бесконечной).

По качественному составу совокупность может быть однородной (качественно однородной) и неоднородной (качественно неоднородной).

Совокупность является однородной, если ее составные элементы (единицы) схожи по существенным для данного явления признакам относятся к одному и тому же типу явления. Например, совокупность отраслей экономики, совокупность коммерческих банков. Сле­дует отметить, что совокупность может быть однородна в разной сте­пени, когда явления отличаются друг от друга, варьируются в большей или меньшей степени.

Совокупность является неоднородной, если в нее входят явления разного типа. Например, совокупность богатых и бедных. Исчисление обобщающих характеристик для таких совокупностей неправомерно. Неоднородные совокупности необходимо изучать с помощью метода группировок.

Таким образом, статистическая совокупность — это множество существующих во времени и в пространстве качественно однородных варьирующих элементов, изучаемых статистикой, которые имеют хотя бы один общий признак и отличаются между собой по другим призна­кам. Другими словами, статистическая совокупность — это множество внешне независимых, но внутренне связанных элементов. Например, внешне товаропроизводители являются независимыми, но внутренне они связаны рыночными отношениями.

Статистическая единица является пределом дробления стати­стической совокупности, при котором сохраняются все свойства изу­чаемого явления или процесса, ее частным случаем. Выбор стати­стической единицы определяется целью и уровнем проводимого статистического исследования. Например, если изучать производи­тельность труда на уровне отрасли, предприятия и цеха, то в каждом случае статистические единицы будут разными: предприятие отрас­ли, работник данного предприятия, рабочий данного цеха.

Каждый первичный элемент статистической совокупности является носителем признаков, подлежащих регистрации. Признак является ка­чественной особенностью единицы статистической совокупности.

По определению признак — это свойство, характерная черта или иная качественная особенность единиц (явлений) совокупности, ко­торые могут быть наблюдаемы или измерены. Например, при характе­ристике студента могут быть названы следующие признаки: успевае­мость, посещаемость, участие в работе научно-студенческого общества, возраст, семейное положение и т.д.

Исследова­ние изменений общественных явлений, выраженных с количествен­ной стороны и определенных в качестве предмета статистической науки, производится с помощью определенного рода чисел, которые называются статистическими показателями.

Статистический показатель — это категория, отображающая ко­личественную характеристику социально-экономических явлений и процессов в их качественной определенности в конкретных услови­ях места и времени.

Понятие «статистические показатели» следует отличать от поня­тия «статистические данные», которые являются конкретными чис­ленными значениями статистических показателей, их величиной. Ве­личина показателя определяется в результате его измерения с помощью системы единиц измерения и соответствующей методологии. Едини­цы измерения статистического показателя определяются его содержа­нием. Например, число отработанного времени всеми рабочими изме­ряется в человеко-часах. Количественные размеры статистических показателей зависят от времени и места объекта, который подвергает­ся статистическому исследованию.

Необходимо отметить существенную разницу между признаком и показателем, хотя они и взаимосвязаны. Являясь индивидуальной характеристикой, признак определяет только качественное содержа­ние объекта исследования; первичные признаки объектов существуют независимо от исследователя. Показатель — обобщающая характери­стика, которая выражается единством качественной и количественной сторон. Кроме того, по одному признаку можно построить несколько показателей. В отличие от признака статистический показатель полу­чается только расчетным путем. Это может быть простой подсчет еди­ниц совокупности, суммирование значений признака или более слож­ные расчеты.

При статистическом изучении качественный признак получает количественную оценку и становится статистическим показателем. Например, если продолжительность жизни конкретного человека — признак, то средняя продолжительность жизни людей — статистиче­ский показатель.

Задачами статистики являются:

- правильное определение содержания статистического показателя;

- разработка методологии расчета статистического показателя. Статистические показатели подразделяются на следующие группы:

В зависимости от задач: учетно-оценочные и аналитические. Учетно-оценочные показатели отражают объем или уровень изучае­мого явления. Аналитические показатели используются для характе­ристики особенностей развития явления, распространенности в про­странстве, соотношения его частей, взаимосвязи с другими явлениями.

С точки зрения учета и отчетности: базисные, плановые, от­четные и прогностические. Базисные показатели — показатели, вели­чина которых принимается в качестве базы для сравнения; плановые — величина которых отражает уровень изучаемого явления, который должен быть достигнут в соответствии с планом; отчетные — величи­на отражает уровень изучаемого явления, достигнутый в исследуемом периоде (если признак моментный) или за исследуемый период (если признак интервальный); прогностические показатели используются в качестве прогнозных оценок.

По отношению к характеризуемому свойству: прямые; обрат­ные. Прямые показатели — показатели, которые непосредственно ха­рактеризуют изучаемое свойство. Обратные показатели являются в ма­тематическом смысле обратными величинами для прямых показателей.

По форме выражения: абсолютные; относительные; средние. Абсолютные показатели отражают свойства явления, выраженные пер­вичными признаками. Они являются результатом первичного учета и выражаются в абсолютных величинах. Относительные показатели получаются путем соотношения абсолютных показателей, а средние — характеризуют величину изучаемого признака, приходящуюся на еди­ницу совокупности.

В зависимости от содержательности: первичные (количе­ственные, экстенсивные) и вторичные (качественные, интенсивные). Экстенсивные показатели характеризуют суммарный объем данного явления. Интенсивные (качественные) показатели исчисляются на единицу совокупности. В отличие от экстенсивных, которые могут суммироваться, интенсивные показатели непосредственно суммиро­ваться не могут (при их суммировании теряется смысл качественного показателя).

В зависимости от периода времени: моментные и интерваль­ные. Периодом называется момент или интервал времени, являющий­ся составной частью структуры статистического показателя. Момент­ные показатели характеризуют явление на определенный момент времени (на определенную дату), интервальные — за определенный период (день, месяц, год и т.д.). Применение интервальных показате­лей обусловлено расчетом показателей, когда помимо множества факторов влияющих на изменение общественного явления, учитывается также фактор времени.

По принадлежности к количеству объектов:однообъектные межобъектные. Однообъектные показатели характеризуют только один объект, а межобъектные получаются в результате сопоставления двух величин, относящихся к разным объектам (например, сравнение уровня цен по регионам).

По пространственной определенности: общетерриториальные, региональные и местные (локальные). Общетерриториалъные пока­затели характеризуют явление или процесс в целом по стране, регио­нальные — по части территории, местные — по отдельному объекту.

По охвату единиц совокупности: индивидуальные и обобщаю­щие (сводные). Индивидуальные показатели являются характеристи­ками отдельных единиц совокупности, а обобщающие характеризуют совокупность единиц в целом или по группам и поэтому являются ус­тойчивыми по сравнению с характеристиками отдельных единиц. Обобщающие статистические показатели занимают особое место в по­знании статистических закономерностей. Они отражают количествен­ную сторону изучаемой совокупности общественных явлений, пред­ставляют собой их величину, выраженную соответствующей единицей измерения.

Показатели, характеризующие сложный комплекс социально-эко­номических явлений и процессов, часто называют синтетическими (ВВП, ВНД, производительность общественного труда и др.).

Обобщающие показатели получаются, как правило, путем сум­мирования отдельных индивидуальных величин или с помощью бо­лее сложных расчетов. В зависимости от этого они делятся на объем­ные и расчетные. К объемным относятся показатели, связанные с измерением общей величины совокупности объектов, они получают­ся путем сложения значений признака отдельных единиц совокупно­сти (например, объем произведенной продукции, численность рабо­чих и т.д.). Полученная величина называется объемом признака. Расчетные сводные показатели рассчитываются с помощью специаль­ных формул и математических методов и применяются для анализа сложных общественных явлений.

Система статистических показателей — это совокупность взаи­мосвязанных показателей, объективно отражающая существующие взаимосвязи между явлениями. Она имеет одноуровневую и много­уровневую структуру и нацелена на решение конкретной статистиче­ской задачи. Каждая система представляет собой не механическую сум­му показателей, а диалектическое целое, так как показатели занимают соответствующее им место. Если в отдельном показателе отражается одна сторона явлений, то в системах показателей общественная жизнь отражается всесторонне.

В статистике статистическая закономерность — это количествен­ная закономерность, выражающая внутренние, существенные связи и проявляющаяся в массовых общественных явлениях в условиях кон­кретного места и времени. Она отражает относящиеся к определенному пространству и времени причинно-следственные связи, выража­вшиеся в последовательности, регулярности, повторяемости событий достаточно высокой степенью вероятности.

В силу того, что статистическая закономерность свойственна не отдельным единицам совокупности, а всей совокупности в целом, она проявляется только в достаточно большом числе наблюдений и толь­ко в среднем. Например, известно, что средняя продолжительность жизни у женщин больше, чем у мужчин. Но это не означает, что каж­дая женщина живет дольше, чем каждый мужчина, более того, среди мужчин встречается больше долгожителей.

Исходя из характера основных черт своего предмета, статистика разрабатывает присущие только ей методы исследования, образующие статистическую методологию. Применение тех или иных методов определяется поставленной перед исследователем задачей и исходной информацией. Назовем новые группы методов:

— массового статистического наблюдения;

— группировок;

— анализа с помощью обобщающих показателей (методы абсо­лютных, относительных и средних величин, индексный метод, метод скользящей средней, метод параллельных рядов и др.). Среди данной группы методов можно выделить: методы многомерного анализа (метод главных компонент, кластерный анализ, факторный анализ и др.); параметрические методы анализа (методы проверки статистических гипотез, методы оценки); методы прогнозирования (экстраполяция и интерполяция, регрессионный метод анализа, метод перспективно­го исчисления численности населения и др.).

Широкое применение в статистическом анализе находят таблич­ный и графический методы.

В настоящее время задачи, стоящие перед статистикой, усложня­ются, поэтому система статистических методов нуждается в постоян­ном совершенствовании.

Специфика статистической методологии заключается в том, что все основные методические приемы используются по мере выполне­ния задач последовательных стадий (этапов) статистического иссле­дования. Метод статистики предполагает последовательность следу­ющих действий:

1) разработка статистической гипотезы;

2) массовое научно организованное наблюдение. Содержание ра­боты предполагает использование метода массовых наблюдений, ко­торый позволяет произвести сбор первичной статистической инфор­мации по изучаемым признакам и по определенному плану. Учет большого числа или всех входящих в состав изучаемого явления еди­ниц позволяет получить первичную информацию об отдельных еди­ницах (фактах) изучаемого явления;

3) сводка и группировка первичных статистических данных. На этом этапе собранная информация с помощью метода статистических груп­пировок обобщается и распределяется. Статистическая группировка, представляющая собой расчленение всей совокупности единиц на од­нородные группы и подгруппы и являющаяся первым этапом прове­дения сводки, позволяет на основе первичной информации выделить социально-экономические типы. Она дает возможность выделить из состава всех случаев единицы разного качества, показать особенности явлений, развивающихся в разных условиях.

4) анализ статистических данных. На данном этапе с помощью метода обобщающих показателей происходит расчет статистических показателей, полученных в результате сводки, отражающих особенно­сти отдельных однородных групп (подгрупп), соотношения и взаимо­связи между ними, а также проводится анализ результатов для получения обоснованных выводов о состоянии изучаемого явления и зако­номерностях его развития.

5) интерпретация полученных результатов.

Все стадии статистической работы тесно связаны друг с другом, не­достатки, возникающие на одной из них, сказываются на всем исследова­нии в целом. Поэтому строгое соблюдение правил статистической науки обязательно на всех стадиях статистического исследования. Прохожде­ние каждой стадии связано с использованием статистических методов, объясняемых содержанием выполняемой работы.

Статистическое исследованиекак процесс изучения какого-либо общественного явления совершается во времени и в пространстве, и в нем выделяются три основные стадии:

1) статистическое наблюдение — сбор статистической информа­ции и ее первичная обработка;

2) статистическая сводка и группировка — обобщение, система­тизация и дальнейшая обработка данных, полученных в результате статистического наблюдения;

3) расчет показателей и анализ результатов полученных матери­алов, их наглядное изображение. Формулировка выводов и рекомен­даций по итогам всего статистического исследования.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.