Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМА 10. КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ





Данная тема – одна из узловых в курсе политологии. Политическая деятельность является составной частью социальной деятельности. Последняя означает специфический способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его своим целям. Иными словами, под деятельностью понимается способ существования и развития социальной действительности, проявление социальной активности, целенаправленное отражение и преобразование окружающего мира.

Деятельность представляет собой сложную и многоплановую систему. Ее можно подразделить на экономическую, культурную, политическую и т.д. Таким образом, политическая деятельность как разновидность социальной деятельности выражает тот факт, что человек относится к объективно складывающимся политическим отношениям не пассивно-приспособительно, а активно-преобразующе. Она представляет собой объективно обусловленную систему осознанных, целенаправленных действий по достижению определенных политических целей, решению конкретных задач.

Сознательность – важнейшая характеристика политической деятельности. Ее осознанный характер выражается, прежде всего, в предварительной разработке политическими силами различных программ. Основных принципов действий, соблюдении определенных норм и т.д. Сознательных характером политической деятельности обусловлена и другая ее важнейшая особенность – подчиненность усилиям человеческой воли. Воля есть способность человека действовать целенаправленно, исходя из предварительного намерения подчинять достижению цели свою жизнедеятельность. Политические отношения всегда определяются как волевые.



С точки зрения ряда политологов, структура политической деятельности складывается из совокупности объективных и субъективных условий и факторов; наличия субъекта действий и объекта, отношений между ними; мотива и способа воздействия субъекта на объект; цели и программы; производства самого действия; результата действия и контроля за процессом деятельности, а также его результатом. Представляя собой особого рода науку и искусство, политическая деятельность выступает способом участия тех или иных субъектов в выработке и осуществлении политики, выражении политических интересов. Исходя в своих действиях из экономических и социальных интересов, политический деятель оказывает на них обратное влияние, могущее стабилизировать или дестабилизировать общественную жизнь, создавать условия для нормального или деструктивного ее протекания. Во многом это зависит от способов деятельности, т.е. методов и приемов ее осуществления.



С учетом всего изложенного политическую деятельность можно характеризовать как социальный способ бытия политической сферы, в котором находят свое выражение факторы объективного и субъективного характера. Причем. Ведущую роль в этом единстве играют объективные детерминанты – потребности субъектов политики, которые выступают в качестве субъективации соответствующих отношений и выражают существующие между ними противоречия, в том числе и в сфере материального производства. Применительно к обществу, разделенному на социальные группы, представляется возможным говорить как о политико-управленческой деятельности в целом, так и о политике как управлении, в отдельности, в зависимости от аспекта рассмотрения того или иного политического процесса.

Что такое политическое управление? Политическое управление есть воздействие субъекта политики на политические отношения в интересах определенных социальных сил. Управлять – значит строить отношения. Причем. Отношения не только политические. Поскольку политика выступает концентрированным выражением всех сторон общественной жизни, политическое управление становится проявлением первенства политики по отношению к ним, обеспечивая политическое решение вопросов экономического и духовного развития общества.



Политическое управление начинается с постановки целей. Цель управления является ведущим элементом в управленческой деятельности, в принятии и реализации решений. Под целью в общественной практике, в том числе и в политическом управлении, обычно понимают некоторую идеальную, заранее заданную модель. Иными словами, она является как бы предвосхищением в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему, как одна из форм детерминации политической деятельности.

Исходя из всего сказанного, субъект политического управления всегда начинает свои управленческие действия с определения масштабов деятельности, которую необходимо выполнить, чтобы достичь цели. Затем дифференцирует её на составляющие в зависимости от последовательности и сроков выполнения. Такой порядок позволяет субъекту управления правильно сочетать конечные цели развития с текущими задачами. Поэтому их сочетание становится одним из важнейших принципов управленческой деятельности. Суть его заключается в том, что, решая текущие задачи, субъект управления видит в них средство достижения конечной цели. Только решение необходимого количества задач даёт новое качественное состояние социального целого. Тем самым субъект политики не противопоставляет текучие и конечные задачи, но и не отождествляет их.

От цели политического управления как некоего заданного идеального конечного результата необходимо отличать реально достигнутый результат. Здесь могут быть разные варианты результатов. В одних случаях конечный результат может быть не только предельно близким к поставленной цели, но и даже в чём-то превосходить её отдельные составляющие. В других, что бывает значительно чаще, достигнутый результат всё же уступает поставленной цели. И, наконец, в политическом управлении часто имеет место третий вариант исхода, когда достигнутые результаты оказываются в явном противоречии с поставленными ранее целями. Такое тоже нередко случается в политическом управлении.

Немаловажной проблемой управленческой деятельности является обеспечение должного соответствия между выдвигаемыми целями и средствами, используемыми для их достижения. Необходимость задействования всех средств для достижения определённых целей вовсе не означает допущения неразборчивости в средствах. Между целью и средством существует диалектическая взаимосвязь: цель в определённом смысле представляет собой результат использования средств. А это значит, что с помощью плохих средств нельзя достигнуть благородных целей. Негуманные средства рано или поздно исказят и выхолостят благородные цели. Как свидетельствует тысячелетняя мудрость, нельзя, например, никого загонять в рай дубинкой.

Необходимо также иметь в виду, что цель в основе своей должна иметь объективный характер, поскольку она вытекает из объективной логики развития политической жизни. Во всех других случаях она выступает исходным пунктом волюнтаризма, разрушения, больших общественных издержек и личных трагедий. Достаточно вспомнить многочисленные социально- политические эксперименты, проведённые над народами бывшего Советского Союза. В этой связи вполне уместно поставить вопрос о моральной ответственности лиц, государственных органов и других политических институтов, отвечающих за объективность поставленных целей.

Мы рассмотрели первый этап политико-управленческой деятельности – определение целей управления. За постановкой цели следует этап разработки и принятия политических решений. Что такое политические решения? Политическими являются такие решения, которые направлены на согласование интересов различных социальных групп, на преодоление противоречий между ними. Субъектами принятия политических решений могут быть как отдельные индивиды, уполномоченные на это, так и различные политические органы, организации, политические институты. Наиболее важные, судьбоносные решения принимаются посредством проведения всенародных опросов, общенациональных референдумов и плебисцитов.

Исходным пунктом, или первой стадией выработки и принятия решений является так называемая подготовительная фаза, на которой происходит накопление достоверной информации об объекте управления. Эта информация может быть получена как официальным путём от различных политических органов и институтов, так и неофициальными путями, например массовыми акциями, как забастовки, митинги, демонстрации и др.

На первой фазе формулируются проблемы, определяются условия деятельности, выявляются препятствия, могущие возникнуть в ходе будущей деятельности. Эти препятствия могут иметь как внутренний, так и внешний характер; они могут быть связаны, например, с теми средствами, которые будут иметься в распоряжении политических лидеров; с выгодными или невыгодными изменениями, происходящими в окружении организации и т. д.

Вторая фаза – это непосредственно стадия принятия решения, акт выбора из предполагаемых вариантов решения. Само собой разумеется, этот выбор обусловлен подготовительным процессом и во многом зависит от него.

Рассматривая проблему принятия политических решений, необходимо иметь в виду, что формальным субъектом решения можно назвать то лицо, которое осуществляет окончательный выбор и принимает на себя ответственность за него. Однако может существовать ещё и фактический субъект решения, которого следует искать на стороне. То есть, мы хотим сказать, что возможна ситуация, при которой официальные институты, на первый взгляд несущие ответственность за процесс принятия решений, являются на самом деле лишь марионетками, подвергающимися манипуляции. В подобном случае, чтобы определить, где расположена политическая власть, требуется тщательно изучить взаимоотношения между политическими элитами и фактическими носителями власти, которые контролируют или оказывают непосредственное влияние на формально признанные институты, будто бы принимающие решения.

Политические управленческие решения обладают достаточной эффективностью лишь при условии, если они отвечают определённым требованиям. Каковы эти требования? Прежде всего, управленческое решение должно иметь чёткую целевую направленность. Оно обязано быть всесторонне обоснованным, что означает и обоснованность выбора той или иной альтернативы, и обоснованность отдельных компонентов самой альтернативы.

Политическое решение должно быть адресным – чётко ориентированным на конкретный управляемый объект и конкретных исполнителей, на их возможности и компетентность. Оно должно быть согласовано с ранее принятыми решениями и является правомочным, т.е. находиться в соответствии с правами и полномочиями, предоставленными данному органу, лицу, политическому институту.

Само собой разумеется, управленческие решения в сфере политики обязаны быть своевременными, должны приниматься не ранее, но и не позже необходимых сроков. Однако самым главным фактором рациональности и эффективности политических решений является одобрение их различными социальными группами, классами, обществом в целом. Политологи выделяют такие критерии рациональности политического решения, как:

1) социальная поддержка, соответствие предпочтениям и ожиданиям большинства людей, которых касается решение;

2) адекватность решения общественной системе ценностей;

3) экономичность действий, предлагаемых тем или иным вариантом решения.

Третья фаза управленческого процесса с реализацией политического решения, достижением намеченных целей. Данная фаза является процессом, в свою очередь состоящим из определённых этапов, которым сопутствуют решения, имеющие, как правило, оперативный характер. Однако следует иметь в виду, что изменение решения, его модификация требуют определённых затрат. Всё же в некоторых ситуациях подобная мера необходима, поскольку потери от реализации предыдущего решения могут оказаться более значительными, нежели затраты на изменение решения.

Необходимо иметь в виду, что оптимальная реализация принятого решения возможна только при соблюдении всех правовых норм, на основе которых действуют органы власти, политического руководства и управления. В противном случае компромиссное соглашение, достигнутое в ходе принятия решения, всё равно, рано или поздно, будет нарушено одной из взаимодействующих конфликтующих сторон.

В реализации политического решения многое зависит от самого политического руководства, политических лидеров и их команд. Умелое и чуткое регулирование политических процессов, своевременная корректировка принятых решений и курса в целом способствуют успешному достижению поставленной цели.

Вместе с тем, важной компонентой в реализации целей следует считать условия, в которых проводится вся работа, т.е. совокупность факторов, которые необходимо всесторонне учитывать и использовать. Здесь можно выделить такие категории факторов, как объективные и субъективные. К первым относят те, которые характеризуют условия осуществления управленческой деятельности, существующие вне и независимо от сознания человека. Вторые связаны с активностью человеческого сознания, действиями людей, т.е. характеризуют, главным образом, опыт, сноровку политических руководителей, их умение подобрать команду и направить её работу. Об этом уже говорили.

Некоторые политологи структуру политической деятельности сводят к следующей дихотомии: 1) деятельность как политическое участие в политической жизни общества; 2) деятельность как политическое функционирование, профессиональная работа в составе тех или иных политических институтов.

Что такое политическое участие? Это неотъемлемое свойство политической деятельности людей, которое служит одним из средств выражения и реализации их интересов. Участие приобретает качество политического, когда личность или социальная группа вовлекаются в политико-властные отношения, в процесс принятия решений и управления, носящих политический характер. Иными словами, это действия, предпринимаемые гражданами и имеющие целью повлиять на государственную политику, управление государственными делами или на выбор политических лидеров на любом уровне власти.

Политическое участие может быть организованным или неорганизованным, эпизодическим или постоянным, использующим законные или незаконные методы власти.

Каковы могут быть конкретные формы участия населения в политической деятельности? Это может быть участие граждан в формировании политической системы общества, различных представительных органов центральной и местной властей. Может быть участие населения в работе этих органов, Это может быть участие граждан в осуществлении контроля за деятельностью институтов политической системы. Может быть обращение людей в государственные и общественные органы с критикой их деятельности, использование для этого средств массовой информации. Наконец, это может быть участие населения в различных массовых политических действиях – демонстрациях, митингах, забастовках и т.д.

Что касается деятельности как политического функционирования, профессиональной работы в составе тех или иных политических институтов, то она часто поздравляется на такие виды, как управленческая, правовая, организаторская, информационная и агитационная и агитационно-воспитательная. Политическое функционирование включает в себя такие формы, как подбор и расстановка кадров, определение механизма принятия решений, само их принятие, а также реализация.

Некоторые политологи в структуре политической деятельности выделяют политические действия. К их характерным признакам, отличающим их от других видов действий, А. Боднар относит следующее: во-первых, политические действия – это групповые действия, используемые в процессе реализации значимых социальных целей; во-вторых, это действия, осуществляемые, в основном, с помощью специализированных организаций; в-третьих, это действия, находящиеся в конфликте (противоположности, несовпадении, отличии) либо в кооперации со значимыми действиями (интересами, стремлениями) больших социальных групп либо представляющих их организации.

Виды политических действий зависят от типа общественных преобразований. Максимальным радиусом действия обладает первый тип политических действий: революция, мятеж, восстание, контрреволюция и др. Второй тип политических действий составляют реформы. Они ведут к общественным изменениям, но не подрывают основ существующей власти. Реформирование осуществляется сознательной и целенаправленной деятельностью людей или личности. Оно регулирует политические отношения между социальными группами во имя сохранения общественного порядка. К третьему типу политических действий относят политические перевороты, путчи, военные заговоры. Они ведут к переменам в сфере власти, в первую очередь к персональным, путём использования прямого физического насилия.

Таким образом, существуют две основные стратегии политических действий: реформаторская и революционная. Первая исходит из возможности эволюционного изменения политической жизни, вторая требует её быстрого и резкого преобразования. Революционная стратегия отрицает осуществимость глубоких перемен в результате растянутых во времени постепенных реформ. Сторонники реформистской линии, напротив, полагают, что попытки подстегнуть политический процесс, разом сбросить груз висящих на обществе проблем – контрпродуктивны. Они выступают за решение накопившихся проблем с помощью консенсуса и компромиссов.

Что такое консенсус? Консенсус означает, прежде всего, всеобщее согласие относительно процесса решения различных проблем, из чего следует, из чего следует, что меньшинство заранее готово подчиниться решениям победившего в открытом политическом соперничестве большинства, а последнее готово обеспечить право меньшинства на протест, критику и оппозицию. Компромисс, как один из способов политической деятельности, заключается в достижении согласия путём взаимных уступок участвующих сторон. Для достижения компромисса необходимы их политическая культура, чёткое определение предмета или объекта спора, осознание предела уступок, на которые в данных условиях может пойти каждая из сторон. Компромисс и консенсус являются важными средствами урегулирования политических конфликтов, которые неизбежно возникают в процессе политической деятельности.

Целенаправленный характер политической деятельности предполагает выработку определённой стратегии и тактики. Под стратегии обычно понимают основную политическую линию того или иного политического субъекта, например, например партии, на какой-то крупный период. Она включает в себя определение перспективной цели, которую необходимо достичь; общественные силы, которые необходимо победить; а также союзников в этой борьбе. Стратегия обычно остаётся неизменной на протяжении длительного времени.

Тактика – это совокупность конкретных форм деятельности, которые меняются в зависимости от изменения политических условий. Она вытекает из стратегии и подчинена ей. Тактика определяет уже не генеральную линию, а решение повседневных задач, намечает пути, средства и методы претворения стратегической линии в жизнь. Если стратегия остаётся неизменной на протяжении длительного отрезка времени, то тактика может меняться в соответствии с изменением политической ситуации.

Необходимо иметь в виду, что политическая деятельность – это наука и искусство. Политик должен опираться на данные и выводы таких наук, как политология, социология, социальная психология, история и др. Это необходимо для объективной оценки и верного прогнозирования развития политических событий. Однако не всё в политике поддаётся анализу и исследованию с помощью научных методов. Немалое значение для политического деятеля имеет и здравый практический ум, и жизненный опыт, и развитая интуиция. Всё это составляет основу политического искусства, предполагающего творческий подход, умение быстро находить верные решения в самой сложной политической ситуации.

Как уже было сказано, важным аспектом политической деятельности является политическое прогнозирование. Выступая необходимым элементом управления, прогнозирование должно определять основные направления развития политики, отражать всю совокупности сложных внешних и внутренних связей и зависимостей между различными сферами политической жизни.

Что такое прогнозирование? Прогнозирование – это процесс составления прогнозов. Прогноз же – это научно обоснованное суждение о возможных состояниях того или иного объекта в будущем и об альтернативных путях их осуществления. Возможность политического прогнозирования, его объективная основа состоят во взаимосвязи прошедшего и настоящего. В настоящем всегда содержаться элементы прошлого и ростки будущего. Зная пути становления какого-либо явления, процесса, объекта в прошлом и тенденции его развития в настоящем, можно с определённой степенью вероятности судить о его перспективах в будущем. Следовательно, иного пути для прогнозирования будущего нет, кроме познания реальной действительности, точнее, познания возможностей, тенденций, заключённых в настоящем состоянии того или иного политического явления или процесса.

Прогнозирование начинается обычно с анализа объекта прогноза с целью разработки прогностической модели. Затем идёт построение различными методами базовой модели, сбор данных об условиях существования объекта, построение поисковых и нормативных моделей, оценка достоверности прогноза, а также выработка рекомендаций для принятия определённых решений, осуществления политической деятельности.

Таким образом, политическая деятельность – это сложное и многогранное явление. В ней находят отражение интересы всех социальных образований и политических структур: классов, наций, социальных групп, слоёв, политических партий, организаций и движений. Политическая деятельность реализуется через политические решения, политическое участие и политические действия, которые являются важным фактором согласования социальных интересов, преодоления и разрешения конфликтных ситуаций в политике.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.