Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 1. Предмет и методы исторической антропологии





Курс контактных лекционных занятий

Темы лекций

 

Тема 1. Предмет и методы исторической антропологии

1. Об особенностях курса «исторической антропологии»

2. Историческая антропологии и развитие демократии

3. Фактуальные основания исторической антропологии

4. Работа с фактом в исторической антропологии

5. Смыслы, раскрываемые фактом

Тема 2. Основные понятия исторической антропологии

1. Традиция, порядок и мера

2. Понятие о культуроценозе, антропоценозе, личность, нрав, обычай и норма

3. Исследование повседневности

4. Этносы и этничность

5. Народная культура в предметном поле исторической анропологии

 

Тема 3. Порождение реальности — герменевтического пространства жизни

1. Звук и речь — это побуждение

2. Пояс Афродиты и ошибка Эдипа. Герменевтика побуждений

3. «Край поля» и примирение с природой

4. Зеркало Миклухо-Маклая. Коммуникативное уплотнение пространства

5. Порождение реальности

 

Тема 4. Традиция как жанр и предание

1. Фрагменты и жанры

2. Признаки-условия

3. Распределение и дарообмен

4. Распределительное время и топ традиции

5. Ритуал и обряд



6. Обычай

7. Менталитет и традиция-предание

8. Бахтин и проблема народной культуры как предмет исторической антропологии

 

Тема 5. Региональныйпроцесс в исторической антропологии

1. Теория «культурных областей»

2. Хозяйственно-культурные типы

3. Историко-этнографические области

4. Региональный стиль и культурный дрифт

5. Этногенез как территориально-распределительная проблема

6. Россия — этноментальное пространство

 

Тема 6. Хозяйственно-культурная дифференциация и этнизация

1. Постановка вопроса

2. Теория этнизации

3. Передача этнокультурной информации

4. Хозяйственно-психологическая самоидентификация

5. Хозяйственно-культурные типы и этногенез

 

Тема 7.. Этнонимы

1. Как возникает этноним?

2. Древнейшие этнонимы (предэтнонимы)

3. Этнонимы и хозяйственно-культурные типы

4. Этнонимы, связанные с развитием коллективного самосознания

5. Судьба этнонима

 

Тема 8. Этнический образ

1. Этническое сознание и этнический образ

2. Индивид и этнос

5. Время и нравы

4. Личностное освоение пространства



5. Фантазия и структура этнического образа

 

Тема 9. Локально-этнографические группы

1. Локальное и этническое

2. Этнографические группы народов и этногенетический процесс

3. История «панцирных бояр»

 

 

Тема 1. Предмет и методы исторической антропологии

1. Об особенностях курса «исторической антропологии»

2. Историческая антропологии и развитие демократии

3. Фактуальные основания исторической антропологии

4. Работа с фактом в исторической антропологии

5. Смыслы, раскрываемые фактом

 

1. Об особенностях курса «исторической антропологии».Этнология призвана в многообразии быта обнаруживать непрерывный ис­торический процесс. Поэтому историческая этнология /антропология/ расширяет взаимное по­нимание человеческих культур. Это основное положение данного курса будет рас­крыто на разнообразных, порою странных реалиях исторического быта. Их сложные семиотические структуры становятся понятны при обращении к ним с позиции свободы человеческой личности, которая положена в основу антропо­логического подхода, представленного герменевтикой жизни. Поэтому в данном курсе важное место уделено разным сторонам культуры человеческого тела, здоровью, гендерному поведению, особой культурогенной роли женщины. Локальные об­разования (хозяйственно-культурные типы, историко-этнографические области, стили, этноментальные пространства, этнографические типы и жанры народной культуры) будут рассмотрены как фрагменты общей историко-этнологической /антропологической/ пер­спективы порождения человеческой культуры.



В Древней Спарте не все было сведено к военному делу, и зам­кнутость не была абсолютной. Ее граждане проводили свободное время в слушании рассказов об обычаях и генеалогиях иноземцев. Сейчас нечто подобное называется исторической этнологией/антропологией/. Она учит антропологической герменевтике: за частным видеть всеоб­щее, а через всеобщее — частное. Историческая этнология /антропология/ отно­сится к истории как к материалу и призвана из всего сложивше­гося и однородного вычленить Иное. Это Иное предстает в виде странных обычаев, непонятных предметов, других традиций, со­всем другого человека. Часто этот человек не оставил нам пись­менных посланий, но только «артефакты» культуры.

Как их прочитать, как пробиться к мыслям и чувствам того человека? Если это удается сделать исторической этнологии, то она приближается к уровню этнографии — практической науки общения с живым человеком иной культуры. Не будем сейчас говорить о «сборе фактов» или «анализе фактов». Ведь самая глав­ная цель этнологии — понять другого. Этнологический факт и есть такое понимание Иного, другой культуры, которое по глу­бине приближено к пониманию самого себя.

История выявляет всеобщее и характеризует его универсалия­ми государства, общества, прогресса. Этнология, основанная на этнографических фактах, обращена к частному: к индивиду, общине, народу, традиции, вещи и жанру фольклорной культуры. Когда этнология рассматривает историю как свой материал, то высвечивается неповторимое чудо — событие кулътурогенеза. Это иесть предмет исторической этнологии.

В лекциях использованы многочисленные этнографические; факты. Они были найдены в литературе, но большею частью собраны автором на Кавказе, в Средней Азии, в Сибири, на огромном пространстве расселения русского этноса, кое-где за рубежом. Радость общения с людьми через обдумывание «факта» открывает путь к общению с людьми других эпох. Диалог культур — это профессиональное дело этнолога.

Как освоить опыт исторической этнологии? Просто надо вос-пользоваться принципом гипертекста, по которому мы живем: можно сначала поесть, а потом погулять, или наоборот. Войти в историческую этнологию можно с любого направления, с любой темы. Историческая этнология — это колоссальный гипертекст человечества. Чем дальше отходить от сиюминутности, тем виднее становится эта черта. Но чтобы включиться в этот гипертекст, нужны некоторые научные понятия (традиция, архетип, инициации, тендерные роли и т.п.). По тонкому наблюдению профессора Наталии Садомской (РГГУ), в отечественной науке большинство понятий были загнаны в искусственно сконструированную историю первобытной формации. Сейчас нам приходится извлекать их из первобытности, чтобы описать общечеловеческие ситуации, например, вечно длящийся культурогенез.

 

2. Историческая антропологии и развитие демократии.Есть ли хоть какая-то организованность в бесконечном разнооб­разии фактов народной и этнической жизни? А если есть, то в чем смысл отличающихся от принятых у нас социальных инсти­тутов и правил вежливости, странных верований и непривычной кулинарии? Ученые-эволюционисты в прошлом веке поступали просто: они объявили европейскую культуру вершиной длитель­ного развития, оставившего о себе память в виде «примитивных» народов и пережитков в собственной культуре. Один из столпов эволюционного направления в этнологии Джеймс Фрэзер, автор знаменитой «Золотой ветви». О Фрэзере Людвиг Виттгенштейн сказал: «Его объяснения примитивных обрядов еще более грубы и невежественны, чем смысл этих обрядов». Может быть, зря Виттгенштейн назвал самого Фрэзера дикарем. Но произошло это потому, что Людвиг Витггенштейн (1889—1951) — человек дру­гого времени, другого, более зрелого состояния европейской науки. Он, великий философ, знал толк в народной жизни: пре­подавал австрийским детям, был как дома в Англии, жил в Ир­ландии и в Норвегии, выучил русский язык. Он осудил у Фрэзера его культурный империализм.

Почему рафинированный интеллект Виттгенштейна был увле­чен Л.Н. Толстым, Россией (он побывал здесь) и стремился по­нять быт самых далеких ее народов? Потому что историко-этно-логическое знание дает простор свободному духу, не только все познающему, но понимающему и принимающему человека в дру­гих формах его существования. Историческая этнология, изучающая культурную среду человечества в ее становлении и в изменениях, демократична в самой своей сути. Примечательно, что с упрочением в мире демократических устоев, возросла научная значимость историко-этнологических исследований, они стали все более необходимы для осмысления общеисторического процесса.

3. Фактуальные основания исторической антропологии.В наше время становится все более очевидным, что средства этой науки состоят не в жестком аналитическом расчленении и вы­страивании схем из полученных обрубков. Историческая этноло­гия идет от целостных фактов-описаний культурной жизни к ана­литической, но целостной картине становления ее жанров. В ре­зультате мы получаем «культуру поведения» или «культуру жили­ща». Вычленить подобную жанровую традицию не всегда просто. Михаилу Бахтину мы обязаны своим научным представлением о народной культуре средневековья. Не менее значимы для науки историко-этнологические разработки становления форм брака и семьи, институтов власти, народных верований, материальной культуры и т.д.

Гуманитарные науки отличаются от точных с заданными ак­сиомами и постулатами в последних не только иным своим уст­ройством, но и как бы иной жизнью во времени. Вот Евклидовские «Начала» геометрии, написанные около 300 г. до н.э., до сих пор непоколебимы, и где-то даже сейчас школьники по ним изучают геометрию. Современные поколения россиян выучились геометрии по прекрасному учебнику Киселева, созданного уже сто лет назад. А вот удовлетвориться историко-этнологическими представлениями времен, когда в Александрии жил Евклид, или представлениями конца прошлого века мы никак не можем. Но этнографически зафиксированные обычаи народов в конце про­шлого века для исторической этнологии чрезвычайно важны, а те, которые относятся к эпохе Евклида, просто бесценны.

За столетие до Евклида жил древнегреческий историк Геродот (ок. 484—425 гг. до н.э.). Он оставил труд — «Изложение со­бытий», известный как «История» в 9 книгах. Римский публи­цист Цицерон в I в. до н.э. назвал Геродота «отцом истории». С равным правом Геродота можно назвать «отцом этнологии». Он дал точные описания обычаев греков, персов, египтян, индийцев, скифов и ливийцев, не унизив никого и даже ставя многих, осо­бенно египтян, выше своего собственного народа по знаниям и морали. Вот это и удивительно. Потому что через тысячи лет ев­ропейцы будут писать небылицы о далеких народах: что есть «люди с песьими головами» или с лицами на груди, а что про нравы их напишут — и говорить нечего. Еще долго после откры­тия Америки в европейских умах жило сомнение: люди ли ин­дейцы? И нужен был специальный указ Папы Римского, удосто­веряющий, что это все-таки люди. Откуда возникло деление на великие и малые народы, которого не было у Геродота? Чтобы ответить на эти вопросы, нам надо обратиться к исторической этнологии, которая покажет, что у исторического процесса есть свои издержки. И в этом огромное предупреждающее и воспи­тательное значение исторической этнологии.

4. Работа с фактом в исторической антропологии.Структуры институтов, морфологию, или историю, вещей изуча­ют специальные науки. Они вскрывают причинно-следственные связи, на основании которых строится научное объяснение. В от­личие от этого основное внимание исторической этнологии об­ращено на становление целостных смыслов. Смыслы отвечают на вопрос — для чего существует то или иное явление. Смыслы не столько объясняются, сколько интерпретируются. Историческая этнология стремится понять и проинтерпретировать явление, т.е. она работает с фактами герменевтически. Это значит, что мы всегда полагаем, что та часть факта которая нам непонятна, имеет смысл скрытый в прошлом. Найдя в прошлом смысл части, мы получаем возможность понять весь факт, который пред­ставляет собой какой-нибудь фрагмент культуры. Описанная про­цедура — это современное герменевтическое понимание давно известного сравнительно-исторического (или сравнительно-типо­логического) метода.

Возьмем для рассмотрения какую-нибудь деталь самого наи­современнейшего быта. Например, визитку. В эпоху наисовре­меннейших средств коммуникации это старомодное средство об­щения стало снова популярно. Рассмотрим несколько правил об­ращения с визитками. Вот человек, который вас не дождался в офисе, оставил вам изящную карточку с непонятным иностран­ным именем и фамилией. Но эта небольшая карточка говорит, что владелица ее женщина и что вы, не встретив ее, допустили большой промах. Если визитка большого размера — ее оставил джентльмен. На его визитке вы обнаруживаете, что ее уголок специально загнут. Это означает, что визитка не прислана, а лично оставлена ее владельцем. Если бы она была прислана, то она бы находилась в незапечатанном конверте. Такие правила су­ществуют уже много лет. Но сама идея предмета, выполняющего функцию эмблемы человека, гораздо древнее. Мифический Геракл имел своей эмблемой шкуру убитого им немейского льва. Пол­ководцы античности и средневековья имели свои штандарты. Так что история визитки большая. Но то, что человек в знак своего присутствия заломил уголок своей визитки, делает ее историю сопоставимой чуть ли не со всей историей человечества. Загнутая или сломанная ветка — универсальный знак присутствия челове­ка у народов-охотников. Есть еще другие направления семантики загнутого уголка визитки. Это знак общих дел двух людей. В анти­чности этим знаком служила перерубленная монета или другой сломанный предмет (тессура). Та же семантика знака памяти у обычая разбивать посуду на могилах умерших, известного многим народам мира. Поэтому же и разбитая чашка или тарелка счи­таются знаками счастья — смысл в том, что люди не будут за-быты силами, от которых зависит благополучие. На Кавказе не­веста наступает на тарелку в доме жениха — считается, что сколько осколков, столько у нее будет детей.

Последний обычай, как и разбитую посуду на могиле, можно интерпретировать как жертвоприношение. Это тоже знак памя­ти, знак завета с божеством. Такой же смысл несет обрезание и другие способы повреждений человеком собственного тела. Они были известны человеку древнекаменного века (палеолита). На­конец, превращение целостности предмета в множественность осколков — это символ нисхождения абсолютного единого духа на товарный множественный уровень. Этот аспект жертвопри­ношения породил многочисленные сюжеты об убийстве дракона, хранителя всех нужных человеку благ: воды, богатства, даже самой возможности рождаться людям.

Очевидно могут быть еще и другие интерпретации загнутого уголка визитки. Но и приведенных достаточно, чтобы понять, что визитка как историко-этнологический факт собирается как бы из многих кусков. Каждый из прослеженных частей этого факта мог бы быть предметом исследования религиоведа, археолога, историка. Для последнего, например, визитка была бы письменным документом, своими особенностями характеризую­щим не только личность владельца ее, но и развитость общения, может быть, даже особенности экономических, политических или культурных связей. Все это отдельные дисциплинарные ас­пекты данной вещи. Но только историческая этнология через полипозиционную концепцию своего факта призвана обнару­жить духовно-личностное содержание вещей, которые трансфор­мировались морфологически.

5. Смыслы, раскрываемые фактом.Историко-этнологическое прошлое визитки прокладывает путь к познанию архетипической сущности человека. В этом историчес­кая этнология равна истории, но работает в обратном направле­нии. Историческое сознание обращено к становлению настояще­го как поступательного развития действительности, открытой творчеству и свободе. Историческая этнология, воодушевленная этим сознанием, показывает, что эти же усилия имелись в про­шлом и что из них родилось настоящее, благодаря открытости будущему. Прав философ и историк Карл Ясперс в том, что от­крытость — это самое универсальное свойство человека.

Через открытость историческая этнология обращена к истори­ческому процессу, который подчеркивает общее, универсальное. Открытость сочетается с традиционностью, которая представляет собой прежде всего преемственность, а не замкнутость. К сожа­лению, вне этнологии еще встречается восприятие традиции как механистического следования привычкам. Это неправильно. Во­прос о традиционности требует специального рассмотрения.

 

Тема 2. Основные понятия исторической антропологии

1. Традиция, порядок и мера

2. Понятие о культуроценозе

3. Личность, нрав, обычай и норма

4. Понятие об антропоценозе

5. Исследование повседневности

6. Этносы и этничность

7. Народная культура в предметном поле исторической анропологии

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.