Сделай Сам Свою Работу на 5

Милетская школа. Гераклит.





Представителями являются: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Они считали, что существует первоначало – архэ.

У Фалеса архэ – вода; вещи одушевленны (например магнит) и закончив свой срок земного существования переходят в воду.

У Анаксимандра архэ – Апейрон, т. е. беспредельное. Из беспредельного порождается предельное и не вечное – вещи, живые существа (в том числе и люди). Апейрон мстит всему предельному за его обособление, т. е. разрушает все предельное восстанавливая единство беспредельного.

У Анаксимена архэ – воздух.

Гераклит – древнегреческий философ-материалист, один из основоположников диалектики. Он учил, что “мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим”. Огонь – это первовещество. Огонь превращается в землю и воду, т. е. единое становится многим и всем. Он считал, что все существует и, в то же время, не существует, т. к. все течет и постоянно изменяется, возникает и исчезает, мир состоит из противоположностей, ведущих между собой борьбу и вэтой борьбе видел причину развития.



Элеаты

Ксенофан считал, что боги – создания человека. Он отмечал, что боги в изображении Гомера и Гесиода внешне не отличались от человека и если бы животные могли рисовать, то их боги были бы похожи на них. Подлинный бог – единичен, не имеет ничего общего с людьми. Он неподвижен, ибо ни к чему движение тому, кто являет собой абсолютное совершенство. Самой совершенной фигурой считали шар, следовательно, бог шарообразен. Бог представляет собой не тело, а мысль.

Парменид считал, что существует множество мнений, но лишь в одном случае мнение будет истинным – в том, когда оно совпадает с реальными ее характеристиками. Он считал, что небытие не существует, т. к. если предположить, что небытие реально, то оно существует, а следовательно обладает бытием. Он также считал, что нельзя отождествлять бытие и небытие, т. к. в этом случае очевидно противоречие: об одном и том же явлении высказываются два противоположных суждения, каждое из которых претендует на истинность, а истина только одна. Бытие неделимо и неподвижно, доступно только для разума. Единое Парменида = бог Ксенофана.



Зенон – не создал своего учения, но придумал остроумный способ доказать доктрины Ксенофана-Парменида – апории Зенона (летящая стрела не летит, т. к. в каждый момент полета находится в определенной точке, и зафиксировать момент движения не удается).

Мелис – представитель элейской школы.

Орфики и пифагорейцы

Орфики – последователи культа Орфея. Одним из мифов происхождения мира было представление о его рождении из гигантского зародыша-яйца. Основное учение – учение о метемпсихозе (переселение душ).

Пифагорейцы – представители мощного религиозного движения, сложившегося в рамках орфизма, последователи древнегреческого философа Пифагора. Пифагорейская школа внесла вклад в развитие математики и астрономии. Абсолютизировав понятие, количество и оторвав его от материальных вещей, пифагорейцы пришли к идеализму, приняв количественное отношение за сущность вещей. На этой идеалистической основе и выросла мистика чисел.

Основу этики пифагорейцев составляет учение о надлежащем (о правиле, о пределе), которое нельзя переходить. Мера – граница надлежащего, соблюдение ее воспринималось как добродетель, а отсутствие меры – безмерность.

Атомистическая концепция в античной философии

Атом (дословно —неделимый) есть, с точки зрения Левкиппа и Демокрита, мельчайшая, абсолютно плотная и непроницаемая частица. Атомы не подвержены никаким изменениям, не имеют ни цвета, ни запаха. Все качества вещей — сплетений атомов — существуют лишьв общем мнении, иными словами, они носят до известной степенииллюзорный характер. Самим же атомам присущи только определенная форма и положение.



Истинная картина мира отличается, согласно атомистическому учению, от “обыденной” еще в одном отношении. В действительности не происходит ничегослучайного. Все сцепления и расщепления атомов и, следовательно, все обусловленные этими процессами события суть проявлениянеобходимости. Если какое-либо явление кажется нам случайным, то только потому, что намнеизвестна его причина. Этот тезис Демокрита был настолько радикален, что его не могли принять даже некоторые позднейшие атомисты, в частности, Эпикур. Последний говорил, что скорее готов признать существование богов, которых можно умилостивить, чем всевластие неумолимой необходимости.

Софисты (Протагор, Гиппий, Продик, Антифонт, Горгий, Критий, Гипподам)

Это слово сделалось нарицательным. Зачастую софистами именуют беспринципных полемистов, способных в корыстных целях отстаивать то, что в данный момент представляется им выгодным, а затем, повинуясь изменившейся конъюнктуре, менять свои убеждения на прямо противоположные. И действительно, эти свойства присутствовали в реальной афинской софистике, особенно у софистов второго поколения. Однако ее основоположники сыграли огромную роль в становлении техники философской дискуссии, в развитии искусства логической аргументации — в том, что в Элладе было принято именоватьдиалектикой. И, кроме того, для последующих философских изысканий не прошли бесследно и размышления софистов о практическом значении философии. "Наука же эта — смышленность в домашних делах, уменье наилучшим образом управлять своим домом, а также в делах общественных: благодаря ей можно стать всех сильнее и в поступках, и в речах, касающихся государства”, — так определял задачи философии основатель софистикиПротагор. Легенды о нем рисуют образ великого мастера полемики и, помимо этого, смелого вольнодумца. С одной стороны Протагор, по преданию, первым стал брать деньги за обучение философии и риторике. С другой — он написал по просьбе Перикла свод законов для Афин. Судьба его была драматической: за книгу, в которой философ отрицал существование богов, его приговорили к смертной казни, и только бегство из Афин спасло его от гибели.

Основу мировоззрения первого софиста составляла, по-видимому, упрощенная трактовка учения Гераклита— прежде всего идеи всеобщей изменчивости. По мнению Протагора, любое мнение является истинным, так как о каждой вещи возможны два противоположных суждения. Например, высказывания : эта стена — белая” и “эта стена — небелая” — вполне могут быть одинаково справедливы просто потому, что с течением времени белая стена становится грязной. Раз это так, все суждения относительны, и нет ни истины, ни лжи. Отсюда — знаменитый афоризм Протагора: “Человек — мера всех вещей”.

Другой софист —Горгий распространил эту релятивистскую установку Протагора на область морали. Если все истины относительны, то невозможны и абсолютные, от века данные, нормы нравственности. Поэтому любые представления о добре изле созданы людьми, а, следовательно, искусственны и могут быть подвергнуты сомнению и пересмотру.

Сократ

СОКРАТ (469—399 до н.э.)— древнегреческий философ-идеалист, выступивший против материализма, естественно-научного знания и безбожия с проповедью религиозно-нравственного учения. Когда демократическое правление было восстановлено, Сократ за свою враждебную народу деятельность был присуждён к смерти. Сократ не оставил после себя письменных трудов, он всегда выступал устно, но его учение стало широко известно и дошло до наших дней благодаря сочинениям Платона, Ксенофонта и Аристофана, воспроизводивших сократовские высказывания. Цель философии, по Сократу, — научить людей добродетельной жизни. Осуществлению этой практической задачи должно предшествовать познание всеобщих этических норм, всеобщего блага, так как, по мнению Сократа, добродетель и знание — одно и то же. Источником этого познания является самопознание, начинающееся с сомнения в своих знаниях. “Я знаю, что ничего не знаю”, — повторял Сократ. Метод Сократа ставил своей целью обнаружение “истины” путём спора. Задавая собеседнику вопрос за вопросом, Сократ приводил его к признанию собственного невежества (“ирония”), а затем к познанию истинной добродетели, иначе говоря, помогал мысли “родиться” (“майевтика”); при этом всеобщее этическое понятие определялось путём сопоставления ряда частных фактов (“индукция”). Завершением “сократического” метода было подразделение понятий на роды и виды (“определение”). Этот метод явился одним из источников идеалистической диалектики последователя Сократа — Платона. Сократ отвергал познание природы, считал, что человеку не дано ее постигнуть. Он проповедовал грубый телеологизм.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.