Сделай Сам Свою Работу на 5

Социологическое объяснение





С точки зрения этого подхода, девиантное поведение формируется сочетанием социальных и психологических факторов, среди которых решающая роль принадлежит воздействию внешней среды.

Родоначальником социологического объяснения девиантности считается Эмиль Дюркгейм, создавший теорию аномии (1897). Аномия по Дюркгейму – это безнормность, отсутствие регуляторов поведения, это состояние социальной дезорганизации, когда социальные ценности и нормы становятся неустойчивыми, текучими, противоречивыми. Например, когда происходит быстрая смена социальных норм (революция, урбанизация). В этой ситуации люди дезориентируются, так как старые нормы скомпрометированы, отринуты, а новые далеко еще не всем известны, не осознаны, не приняты и не испытаны на практике.

Роберт Мертон развивал теорию аномии Дюркгейма. Он считал причиной девиантного поведения разрыв между ценностями, диктуемыми людям обществом, и социально одобряемыми средствами их достижения. В результате этого разрыва нарушается равновесие между жизненными целями людей (например, в Америке это общественное признание, успех, богатство) и допустимыми средствами их достижения. Появляются люди-девианты, прокладывающие путь к цели не одобренными обществом средствами. Р. Мертон видел пять видов девиантов (1957):



Инноватор. Ценности общества признаются и жизненная цель принимается, но так как законными средствами цели не достичь, средства предлагаются иные, незаконные. Чаще всего инноватор – это преступник.

Ритуалист. Ценности общества и диктуемые ими цели жизни отвергаются, а законные методы и средства признаются. В результате девиации перед нами портрет ревностного бюрократа или неудачливого бизнесмена или педанта-преподавателя, для которого выполнение повседневных норм, ритуал полностью заслоняют значимые жизненные цели.

Ретреат (отступник). Этот тип отвергает и ценности с целями, и законные средства их осуществления. Он вообще оставляет этот мир (самоубийца) или отходит от него (наркоман, алкоголик).

Бунтарь. Он не только отвергает ценности, цели и средства этого несовершенного мира, но и хочет заменить его своими идеальными, делающими (он свято верит в это) мир более совершенным. Это революционер, отстаивающий свой социальный идеал.



Конформист. Такой тип считает необходимым приспособиться к господствующим социальным ценностям, вписаться в систему социальных норм, выбрать в жизни цель «как у всех», пользоваться только одобряемыми обществом средствами, постепенно и последовательно добиваться поставленной цели. Перед нами типичный представитель эпохи, единственный не девиант среди пяти представленных типов, олицетворяющий подавляющее большинство людей в каждом обществе.

Американский социолог Говард Беккер выдвинул теорию стигматизации, или наклеивания ярлыков (греч. стигма – клеймо, метка для раба или преступника). В книге «Аутсайдеры» (1963) он отрицает психологические и психиатрические модели девиантного поведения, объявляющие девианта «больным». Он считал, что девиация обусловлена способностью наиболее влиятельных групп общества (законодателей, судей, врачей и др.) навязывать остальным социальным группам определенные стандарты поведения. Отсюда он делает вывод, что девиация – это не качество поведения, поступка человека, а скорее результат соотнесения его с господствующими социальными нормами, отношения к нему влиятельных кругов.

Большинство людей нарушают какие-либо социальные нормы. Например, правила дорожного движения при переходе улицы или сон на лекциях, подсматривание на экзаменах. Но их не считают девиантами. Социологи называют такое поведение «первичной девиацией». Но вот привод в полицию, возбуждение уголовного дела, отчисление из учебного заведения ставят на человеке стигму, ярлык девианта. Это уже «вторичная девиация», после чего окружающие начинают общаться с ним как с девиантом. Вторичной девиации способствуют не только официальные лица (начальник, полиция). Беккер подчеркивал роль так называемых «борцов за нравственность», организующих «крестовые походы». Если они побеждают, создаются новые ценности и нормы и появляются новые девианты, часто коллективные формы девиации. В качестве примера могут служить XVIII поправка к конституции США и закон о запрете продажи спиртного.



Представители некоторых профессией, окончательно определяющие, девиант ли тот или иной члеовек, несут особую ответственность перед обществом. В связи с этим повышается, скажем, ответственность врача за признание того или иного человека девиантом.

Так, американский социолог Л. Розенхена провел исследование (1973). В ходе задуманного эксперимента он пожаловался, что его «преследуют какие-то голоса» и был здоровым положен в клинику. На втором этапе эксперимента он сообщил психиатрам, что в больницу могут поступить другие псевдобольные. В результате из 193 больных 41 был признан «нормальным».

Девиацию можно рассматривать как социальный процесс. Тогда, по мнению Нейла Смелзера (1988), в нем следует выделять следующие стадии: создание норм, совершение девиантного поступка, признание человека девиантом (вторичная девиация), стигматизация и ее следствия, коллективные формы девиации.

Вопрос 2. Психические отклонения и степень их выраженности у пожилых людей и инвалидов

Долгие годы научная литература не затрагивала вопросов отклоняющегося поведения зрелого (взрослого) и, особенно, пожилого человека. Вкладывая в понятие отклоняющегося поведения лишь алкоголизацию, склонность к правонарушениям, суицидальное и некоторые формы сексуального поведения.

Оказалось, что отклоняться от нормативного способно поведение индивида любого возраста, а сами отклонения могут носить разнообразный характер, а не исчерпываться деликтами.

Одним из значимых вопросов для изучения специфических возрастных особенностей девиаций является вопрос о критериях возрастной поведенческой нормы. Под возрастной поведенческой нормойпонимается модель поведения, система предписаний, которых должен придерживаться индивид, чтобы его признали соответствующим определенному возрасту. В процессе оценки возрастной нормы следует анализировать различные особенности (стили) деятельности, которым должен соответствовать человек определенного возраста:

1) коммуникативный стиль (толерантность и компетентность в общении);

2) особенности саморегуляции поведения (волевые характеристики);

3) интеллектуальные особенности (в частности, способность планировать,

прогнозировать собственную деятельность);

4) эмоциональные особенности;

5) психомоторные особенности (мимический и жестикуляционный стили);

6) стиль устной и письменной речи.

Коммуникативный стиль подразумевает компетентность в общении, то есть способность точно и правильно распознавать (диагностировать) психологическое состояние партнера по общению, понимать его замыслы и намерения. В коммуникативную компетентность включают (Л. А. Петровская): 1) стремление и умение понять позицию партнера, встать на его точку зрения, уделять большее внимание его проблемам; 2) большая обостренность к миру его чувств и его невербальным проявлениям; 3) установка на всесторонность восприятия, оценки партнера; 4) умение слушать партнера.

Коммуникативная толерантность — это характеристика отношений личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний и поступков партнеров по взаимодействию (В. В. Бойко). В нее включают: 1) интеллектуальную толерантность, передающую принятие или непринятие парадигм (образца, типа, стиля) мыслительной деятельности конкретного человека, то есть принципов его понимания действительности, привычных для него стереотипов осмысления проблем, идей, принятия решений; 2) ценностно-ориентационную толерантность, вбирающую в себя устойчивость к мировоззренческим идеалам конкретного человека, его ближайшим и отдаленным жизненным целям, интересам, оценкам происходящего; 3) этическую толерантность, выражающую степень принятия нравственных норм, которых придерживается партнер по общению; 4) эстетическую толерантность, охватывающую согласие или несогласие с областью предпочтений, вкусов и чувств, особенностей восприятия человеком красивого и безобразного, возвышенного и низменного, комического и трагического; 5) эмоциональную толерантность, передающую преобладание эмоционального спектра реагирования в условиях коммуникации; 6) сенсорную (чувственную) толерантность, предусматривающую переносимость чувственного восприятия мира на уровне зрительного, слухового, обонятельного, вкусового, кожного и двигательного ощущений, и некоторые другие.

Можно утверждать, что коммуникативные особенности человека имеют возрастную специфику и нормативы. Коммуникативная компетентность с возрастом увеличивается, а коммуникативная толерантность нередко носит волнообразный характер. В наивысшей степени толерантность представлена у взрослого (зрелого) человека. У ребенка и пожилого человека она может быть сниженной.

К особенностям саморегуляции деятельности (самоконтроля) относят способы (модели, стили, шаблоны) контролирования собственных поступков, эмоций. Они отражают границы допустимого с точки зрения индивида характера взаимодействия с окружающими. В детском и подростковом возрасте саморегуляция носит неустойчивый, поисковый характер, во взрослом и пожилом — устоявшийся.

Саморегуляция базируется на самооценке и самосознании личности, уровне притязаний и специфике целеполагания. В молодом возрасте, в отличие от других периодов, чаще обнаруживаются крайние варианты самооценки (завышенная или заниженная), отмечается тенденция к выраженным ее изменениям и колебаниям, тогда как у зрелых и пожилых людей в норме наблюдается достаточно устойчивый характер самооценки. Механизмы целеполагания также имеют возрастную нормативную специфику. По мнению Б. С. Братуся, в норме в ходе жизни обычно вырабатывается умение различать, разводить в текущей деятельности разноуровневые цели, менять в зависимости от обстоятельств межцелевые расстояния, появляется способность стать в некоторую как бы отстраненную позицию наблюдателя по отношению к возникшей ситуации. При девиациях поведения (в частности, при патологии характера) расстояния между реальными и идеальными целями, как правило, минимальны, целевые структуры «жесткие», негибкие, без выраженной динамики изменений.

Особенности интеллектуальной деятельности в данном контексте включают в себя способности точно и правильно понимать действия и намерения окружающих людей, предугадывать их поступки, планировать и прогнозировать собственную деятельность.

В психологии данные особенности обозначаются термином антиципационная состоятельность (В.Д. Менделевич). Помимо иных, она имеет возрастные закономерности формирования. В наибольшей степени антиципационная состоятельность в норме представлена у лиц пожилого возраста, что связано как с процессом социализации, так и с повышением с возрастом уровня тревожности, приводящим к стремлению выдвигать избыточное количество версий развития возможных событий (поливариантный тип вероятностного прогнозирования) и готовиться к ним.

К возрастным особенностям эмоционального реагирования относят преобладание и доминирование определенных эмоций, чувств у лиц разного возраста. Учитывая тот факт, что эмоции являются производными удовлетворения или неудовлетворения потребностей, а также совпадения или несовпадения прогнозов человека с реальностью, имеющими возрастную окраску, можно выделить некоторые специфичные эмоциональные переживания.

У пожилых чаще наблюдается депрессия, сентиментальность. Преимущественно для зрелых людей характерно чувство ревности.

Специфические возрастные закономерности отмечаются в сфере психомоторных характеристик, то есть мимическом и жестикуляционном стилях, манере походки.

В то же время моторика пожилого человека отличается замедленностью, плавностью, нередко меньшей координированностью и неловкостью.

Стиль устной и письменной речи в норме, так же как и психомоторные характеристики, обладает возрастной специфичностью

У пожилого человека скорость речи замедляется, отмечается темповое однообразие. Особенности письменной речи характеризуются спецификой почерка, который с возрастом становится устойчивее.

По мнению Дж. Кулка, к критериям нормальности и аномальности ребенка, взрослого и пожилого человека следует относить:

1) субъективную удовлетворенность, характерную больше для зрелого человека, чем для ребенка и подростка;

3) интегральность, целостность, приобретаемую в период длительной социализации;

4) автономность (независимость), типичную для гармоничного взрослого;

5) адекватность восприятия реальности;

6) адекватное самопознание, самопереживание и самооценку;

7) толерантность к фрустрации;

8) резистентность по отношению к стрессу;

9) социальную адаптацию;

10) оптимальное самоутверждение.

Существование возрастных вариантов девиантного поведения отражает наличие устойчивых различий психологии людей разного возраста, а значит, ценностно-мотивационной специфичности.

Отклоняющееся поведение в виде ретардациипсихического и поведенческого развития характеризуется отставанием в формировании возрастных стереотипов поведения. Это проявляется в психическом инфантилизме,включающем сохранение в психике и поведении взрослого или подростка особенностей, присущих детскому возрасту. К инфантильным чертам относится психологическое неумение разводить идеальные и реальные цели, не соответствующая возрасту наивность и прямодушие, детская восторженность, эгоцентризм, формально-обязательное выполнение долга и подчиняемость, нежелание прогнозировать возможные будущие нежелательные события. Также отмечается повышенная обидчивость, потребность в утешении и опеке, склонность к резким колебаниям настроения и выраженным аффективным реакциям. Инфантилизм может захватывать и ретардацию психосексуального развития, когда не происходит естественного становления сексуальности (асексуальность). Кроме того, возможны отклонения в формировании таких признаков психосексуальной зрелости, как понимание биологического и социального смысла сексуальных действий. Последний параметр является важным, поскольку на его базе нередко формируется поведенческая девиация, характеризующаяся тем, что ребенок или подросток часто становится жертвой сексуального насилия в силу инфантилизма и незрелости.

Специфичных исключительно для периода взрослостидевиаций поведения крайне мало (трудоголизм), тогда как встречающихся преимущественно у лиц пожилого возраста достаточное количество. К ним, в частности, относят: отклоняющееся поведение на базе идей ущерба, эгоцентрическое и ипохондрическое поведение.

По мнению Ленден и Ли, процесс аномалий (психопатологии) старениявключает шесть этапов:

1) все более значимыми становятся не реальная жизнь, а повторяющиеся воспоминания прошлого;

2) прогрессивно нарастает снижение памяти;

3) действительность становится нереальной и все больше отдаляется;

4) появляются растерянность, беспомощность, затем апатия к окружающему, которую сменяет дезориентировка в происходящем;

5) сознание становится дезинтегрированным, возникают такие клинические симптомы, как спутанность, старческая аменция;

6) беспомощность становится полной, напоминая беспомощность новорожденного.

Отклоняющееся поведение на базе идей ущербапроявляется у пожилого человека в виде подозрительности и недоверчивости по отношению к окружающим людям, чаще проживающим совместно с ними (родственникам, соседям). Девианты убеждены, что близкие в их отсутствие с целью избавиться от них или «испортить нервы и здоровье» портят их вещи, мебель, обувь, одежду, еду. Пожилой человек часто ищет и «находит» подтверждения своим размышлениям — трещины на каблуках туфель, мелкие дыры на старом пальто и т. д. Он становится раздражительным, гневливым, ищет справедливости и требует наказания для соседей или родственников.

Эгоцентрическое отклоняющееся поведениесчитается типичным для лиц пожилого возраста, когда человек перестает интересоваться жизнью близких людей и центрирует все внимание на собственных проблемах. Эгоцентризм выражается в поведении, игнорирующем любые события, которые происходят не с девиантом. Круг его жизненных интересов сужается до анализа физиологических процессов (еды, дефекации, уринации, сна). Как правило, данная девиация обнаруживается в процессе общения пожилого человека с внуками или детьми. Появляется повышенная требовательность к ним, склонность предписывать поведение, направленное на создание комфорта пожилому человеку. Иногда отклонения в поведении заключаются в шантаже и торге с родственниками («Если не купишь фрукты — вычеркну из завещания»).

Разновидностью эгоцентрического поведения считается ипохондрическое отклоняющееся поведение,суть которого заключена в привлечении внимания окружающих к состоянию собственного здоровья. Такие девианты создают родственникам невыносимые условия существования, ссылаясь на собственные недуги, требуют соблюдения особого режима в домашних или больничных условиях, склонны преувеличивать тяжесть своего состояния. Нередко пожилой человек настаивает на том, чтобы родственник бросил семью и проживал с ним с целью предупреждения возможного ухудшения состояния здоровья и смерти.

Перечисленные формы девиантного поведения у лиц разных возрастных групп являются специфичными для какой-нибудь одной из них. Однако возрастные различия наблюдаются и в клинических проявлениях иных форм отклоняющегося поведения.

Возрастные различия в проявлении известных клинических форм отклоняющегося поведения представлены довольно ярко. Некоторые формы преимущественно или исключительно встречаются у лиц определенного возраста, сказываясь на процессе диагностики.

Перечисленные кардинальные возрастные различия нельзя не отметить в рамках отклоняющегося агрессивного поведения.Известно, что физическая агрессия чаще наблюдается у молодых людей и лиц зрелого возраста и значительно реже — у пожилых и стариков. Это обусловлено снижением общей агрессивности в связи с возрастным снижением активности и физической силы.

Психологическая агрессия не имеет столь явной динамики. Особенно ярко различия проявляются в сексуальном агрессивном поведении.

Аутоагрессивное (суицидальное) поведениеу лиц разных возрастных групп имеет свои особенности и закономерности, различаясь частотой, выбором способа самоубийства и мотивами. Известно, что психологические механизмы суицидального поведения подростков, лиц зрелого возраста и пожилых людей отнюдь не тождественны. По данным большинства исследователей, возраст оказывает существенное воздействие на частоту различного рода суицидальных действий. Покушение на самоубийство совершают преимущественно молодые люди до 29 лет, в более старших возрастных группах частота суицидальных попыток значительно уменьшается. Вероятность лишения себя жизни с возрастом имеет тенденцию к увеличению. Суицидальные попытки пожилых людей чаще оказываются спланированными, не манипулятивными, в то время как суицидальные попытки у молодых людей чаще носят демонстративный или манипулятивный характер.

Можно отметить несколько возрастных пиков суицидальной активности.

Первый наблюдается в юношеском и молодом возрасте от 18 до 25 лет. По мнению X. Ремшмидт, к факторам, обусловливающим и провоцирующим суицидальные попытки у молодежи, относятся, наряду с тяжелыми психическими заболеваниями, конфликты самооценки, одиночество и изоляция, нарушение межличностных отношений, неудовлетворенность своей внешностью, разочарование в отношениях с представителями противоположного пола, депрессивные состояния. Часто эти попытки оказываются спровоцированными сугубо ситуативными факторами, которые спустя год-два утрачивают всяческую значимость.

В среднем возрасте количество манипулятивных суицидальных попыток сокращается и увеличивается количество завершенных суицидов. Наиболее часто они обусловлены переживаниями интимно-личностного характера (измена, ревность, предательство). У пожилых людей и стариков основной причиной суицидального поведения становится страх одиночества, беспомощности, тяжелой неизлечимой болезни и связанных с ней страданий. Суицидологи отмечают специфику в содержании психогенных конфликтов и тип психогенных суицидоопасных реакций соответственно возрастным периодам инволюции и личностным особенностям суицидентов.

Л. Г. Магурдумова в этой связи выделяет следующие три группы:

1. В возрасте 45—55 лет наблюдаются суицидоопасные психогенные реакции по типу интимно-личных «катастроф». Одни реакции формируются в связи с такими психогенными переживаниями, как внезапная измена одного из супругов, чаще мужа, уход из семьи с угрозой развода, оставление близких без эмоционального влияния и необходимой родственной поддержки. В данной конфликтной ситуации при нарушенных супружеских взаимоотношениях ушедший начинает «поиск нового» с коренным изменением своих прежних взглядов на жизнь, на семейные отношения, нередко с утратой традиционных семейных представлений. Начинается выбор иной жизненной позиции, обычно под влиянием аффективно насыщенных переживаний, с уходом от повседневной семейной действительности, без учета возможного снижения своего социального престижа и материальных потерь. В то же время у оставленного, страдающего супруга развивается острое, глубоко ранящее чувство незаслуженной обиды, «предательства» и горя, чувство переживания жизненного «тупика», безысходности и тягостного одиночества.

Другим психотравмирующим обстоятельством, вызывающим реакции по типу интимно-личных «катастроф», является смерть одного из супругов или значимого друга. Этот вариант реакций характеризуется психическим напряжением с депрессивной окраской настоящего и будущего, с отсутствием планов, стремлений, с острым чувством безнадежности, беспомощности и одиночества. Эти реакции имеют тенденцию к затяжному течению. На всех этапах формирования, исследователи отмечают наличие высокой суицидальной опасности, имеющей истинный характер суицидальных намерений.

2. В возрасте 55—65 лет исследователи выявили кризисные состояния в ответ на не желаемый уход на пенсию, должностное снижение, а также невозможность осуществления своих творческих планов. При этом формировались различного типа непатологические ситуационные реакции, чаще всего по типу» пессимистических реакций и реакций демобилизации», когда наряду с падением социального престижа, глубоко дезадаптирующего личность, развивается пессимистическая оценка окружающего с рассуждением об утраченных ценностях, об отсутствии перспектив, о надвигающейся старости.

Преобладает сниженное настроение с некоторой ипохондрической окраской. Существенным психотравмируюшим моментом в этом возрастном периоде инволюции может быть также сочетание одновременного снижения социального статуса и сексуального престижа, что обычно влечет интимный разлад в семье и последующее за ним своеобразное эмоциональное отчуждение. Данное сочетание, в комбинации с личностными особенностями, является, по мнению исследователей, наиболее суицидоопасным. Реакции «демобилизации» обычно характеризуются падением активности во многих сферах деятельности, утратой интересов, фиксированности на мыслях о своей ненужности и никчемности. Наблюдаются мучительные размышления о ценности жизни, о неизбежно надвигающейся старости и смерти. У таких людей мысли о смерти ограничиваются «рассуждением на тему» без истинного желания умереть и без активных суицидальных намерений.

3. В возрасте 65-75 лет наблюдаются психогенные реакции по типу депрессивных с переживанием чувства ущерба, ущемленности, несправедливого отношения к пожилому человеку со стороны членов семьи. Нередко эти реакции возникают из-за имущественных разногласий. Переживания носят ригидный малоподвижный характер, обычно сочетаясь с соматическими или иными хроническими заболеваниями. На данном возрастном этапе специалисты наиболее суицидоопасным моментом считают переход депрессивной психогенной реакции в оппозиционную реакцию у практически здоровых людей без выраженной соматической патологии.

Обычно это происходит при обострении внутрисемейных отношений, особенно со взрослыми детьми или их семьями. При этом имеющиеся депрессивные реакции трансформируются в оппозиционные, при которых ведущее место занимают повышенная требовательность и стеничность в отстаивании своих утраченных позиций и планов.

Отклоняющееся поведение в форме безнравственного и аморальногопрактически не имеет возрастных особенностей.

Одним из видов девиации являются различные психические отклонения. Психические расстройства имеют различную природу. К эндогенным, т. е. обусловленным внутренними факторами конкретного индивида (наследственность, атрофия человеческого мозга, старость и др.), относятся шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, болезнь Паркинсона, эпилепсия.

К экзогенным, т. е. вызванным внешними факторами, воздействием окружающей среды, относят различные симптоматические и интоксикационные психозы, психогении (психозы, вызванные психической травмой, алкоголем, наркотиками или патологическим развитием личности).

Вне зависимости от того, вызвана девиация эндогенными или экзогенными факторами, она проявляется в социальном, т. е. направленном на общество, поведении личности.

По степени проявления психические расстройства можно условно подразделить на неврозы и психозы. Неврозы представляют собой слабую форму девиации. Например, фобии (воды, высоты, замкнутого пространства), агрессии (вызывающее, угрожающее поведение), депрессии (безучастное, безактивное состояние). Невротическая личность безусловно девиант, но она еще может более или менее функционировать в обществе. Невротик, несмотря на некоторые отклонения в поведении, может работать, жить в семье, общаться в кругу знакомых и незнакомых людей. Более сильную и социально опасную форму девиации представляют собой психозы. Они могут проявляться в различных формах:

Шизофрения – это уход от реальности, аутизм. Девиант-шизофреник создает себе свой мир, действует и по его законам, и по законам реального мира (раздвоение личности – амбивалентность).

Паранойя – систематизированный бред при отсутствии снижения интеллекта и изменений личности. Паранойя проявляется в различных маниях. Например, мания величия, мания преследования.

Аффекты – это маниакально-депрессивные реакции, проявляющиеся как резкие подъемы и спады психофизического состояния девианта.

С увеличением нервных и физических перегрузок на современном производстве, ускорением темпа жизни, быстрым ростом числа человеческих контактов количество психических девиантов постоянно растет. Американские социологи считают, что каждый десятый американец в той или иной мере является девиантом. В каждой четвертой американской семье есть хотя бы один психический больной. Большинство из них не получают медицинской или психологической помощи. Лечение и реабилитацию проходит только один из 35 больных.

В России число людей с психозами составляет 2–5% населения, вместе с невротиками – 10–15 %.

Различные психопатологические девиации в поведенческом аспекте имеют ряд общих черт: непрерывность или приступообразное протекание, агрессивность или пассивность, опасность или неопасность для окружающих, возможность или невозможность нахождения в местах повышенной опасности (транспорт, производственный конвейер, улица с интенсивным движением).

Лечение психопатологических девиаций заключается в оказании своевременной медицинской помощи и последующей медико-психологической и социальной реабилитации девианта. Очень важно иметь современное гуманное законодательство, регламентирующее профилактику и лечение психических больных.

Вышеперечисленное представляет наиболее проблемные, наиболее тревожащие общество виды и формы девиации: преступность, проституцию, наркоманию, алкоголизм, психические болезни, игроманию. Существуют и другие виды девиантного поведения, менее опасные для окружающих: бродяжничество (в России – бомжевание); агрессивное поведение (не вызванное психической болезнью), выражающееся в грубости, непристойных выражениях, скрытых или открытых угрозах; деконструктивное поведение или вандализм во время массовых неповиновений (поджигание урн, помещений, поломка ограждений, деревьев, кустов, скамеек, лифтов, и т. д.); сексуальные девиации и др.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.