Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 3. Психологические особенности личности инвалидов и лиц пожилого возраста





 

Вопросы темы:

1. Сферы взаимодействия пожилого человек и общества

2. Психологические особенности и изменения у лиц пожилого возраста, больных людей и инвалидов

Теоретический материал по теме:

Вопрос 1. Сферы взаимодействия пожилого человек и общества

 

Известно, что старость как возрастной период человеческой жизни характеризуется широким диапазоном индивидуальных для каждого человека проявлений его социальных, психологических и физиологических особенностей.

С одной стороны этот диапазон ограничен процессами старения, которые выражаются в постепенном снижении функциональных возможностей человеческого организма: прогрессирующее ослабление здоровья, упадок физических сил, интеллектуальный и эмоциональный «уход» во внутренний мир, в переживания, связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни. Налицо изменение (ослабление) всех психических познавательных процессов и двигательной активности.

С другой стороны, в случае позитивного прохождения предыдущих возрастных стадий – достижение мудрости и чувства удовлетворенности, полноты жизни, исполненного долга, высший уровень личностной интеграции. Если же главные задачи предыдущей жизни не были реализованы, то этот диапазон существенно ограничивается сдвигом одной из его сторон (позитивной) в сторону усиления негативных явлений: разочарование в жизни и ощущение бесполезности прожитых лет вплоть до отчаяния.[1][1]



Пожилые люди составляют специфическую социально-демографическую группу, численность которой постоянно растет практически во всех странах, что представляет собой устойчивую тенденцию развития человеческого сообщества. По состоянию на 1 января 2013 г. в России более 33 млн человек находились в возрасте старше трудоспособного.

Социальная педагогика определяет основное противоречие любого человека, в т.ч. и пожилого, как противоречие между его социальной и личностной жизнедеятельностью. Социальная организация жизнедеятельности пожилого человека может способствовать, а может и препятствовать личностному его самочувствию, в результате чего происходит либо потеря его способности к социальному функционированию, либо деформация социального статуса. Личностная же организация жизнедеятельности пожилого человека может не соответствовать социальному устройству государства, уровню и ценностям общественного развития.



Учитывая, что социальная педагогика как область практической деятельности направлена на человека в ситуации его взаимодействия с тем или иным социумом, следует отметить, что взаимодействие пожилого человека с социумом формирует основную его проблему. При этом социальное взаимодействие пожилых имеет различные характеристики, критерием оценки которых является совокупность собственных ценностных ориентаций и приоритетов жизненных целей конкретного пожилого человека, а также соответствие этих ценностных ориентаций общественно-признанным социальным ценностям.

Пожилые люди, естественно, включены во все процессы социального и межличностного взаимодействия в обществе. В социальном взаимодействии людей, включая и пожилых, восприятие ими друг друга осуществляется на двусторонней основе: восприятие пожилым человеком самого себя, и восприятие его другими людьми. Известно, что в основе отношения людей к пожилому человеку лежат психологические механизмы межличностного восприятия. Работа этих механизмов во многом зависит от возрастных особенностей и того, кто вступает в контакт с пожилыми людьми.

Известно, что на уровне официальной идеологии в нашей стране принята концепция обеспечения условий благополучной жизни не на принципах «спокойного доживания», а на основе полнокровного участия пожилых людей в жизни общества в силу своих возможностей и желаний. Свидетельством этому является принятие Россией основных международных документов, связанных с социальной политикой в отношении пожилых людей, разработка ряда ведомственных документов профильными Министерствами по различным вопросам ее реализации.



Однако на уровне обыденной психологии существует ряд проблем, которые препятствуют реализации этой официальной идеологии. Помимо вышеописанных, такими проблемами являются:

- с позиций пожилого человека: его одиночество как вне, так внутри семьи; насилие чужих людей, родственников и членов семьи над ним, в том числе - сексуальное насилие; крайне низкий уровень материального обеспечения жизни; «выключенность» из социальной жизни; алкоголизация и др.;

- с позиций обыденной психологии общества, социальных групп: признание «ненужности» пожилого человека в силу снижения его функционально-трудового потенциала; преобладание оценок пожилых людей как потребителей в бедном обществе; как постоянно увеличивающейся группы людей, удовлетворение потребностей которых тяжелым бременем ложится на более молодые поколения; невнимание к городской ландшафтной архитектуре, облегчающей жизнь пожилых людей с ограниченным здоровьем и др.

Следовательно, важнейшей задачей социальной политики и, как механизма ее реализации, социальной работы является приведение в соответствие официальной идеологии пожилого человека и обыденной психологии его реального восприятия в обществе, повседневного отношения к нему. Эта задача может решаться различными средствами по следующим основным направлениям.

Учитывая, что ценность и значимость человека в экономически развитом обществе определяется его «стоимостью», пожилые люди нуждаются в приведении пенсий в соответствие с реальным прожиточным уровнем и, соответственно, в индексации пенсионного обеспечения. Несмотря на то, что реформа пенсионного обеспечения в стране имеет определенный позитивный потенциал, она все же в большей мере нацелена на представителей более молодых поколений.

Психологическим следствием этой меры явится уверенность в завтрашнем дне каждого человека, приближающегося к нетрудоспособному возрасту. Формирование «психологии накопления» всегда служит признаком стабилизации в общественных отношений, признаком планирования людьми своей будущей жизни. И наоборот, психология «немедленных трат» отражает противоположную психологию, психологию «временщика», т.е. выражает позицию человека, живущего одним днем. Кроме того, достойная пенсия для пожилых людей существенно повышает их социальную значимость в обществе, что является определенной ценностью и для молодых людей. И, наконец, реализация такой меры непосредственно ориентирована на тех, кто принимает решения сегодня, а завтра сам займет место пожилого человека в социуме, в общественном сознании и отношении.

Далее, важным направлением социальной политики и социальной работы как механизма ее реализации в отношении пожилых людей является формирование их позитивного имиджа в обыденном сознании людей с толерантным отношениям к тем негативным проявлениям их поведения, которые обусловлены возрастом. Анализ содержания рекламных роликов на телевидении показывает, что основным субъектом рекламы является молодой человек (юноша или девушка), имеющие уровень доходов высокий и очень высокий. Не возражая против необходимости рекламирования высокого качества жизни, отметим, что в современной рекламе практически не остается места для участия в ней пожилых людей. Отдельные попытки привлечения пожилых людей к телевизионной рекламе все-таки используются для рекламирования того или иного товарного продукта. В данном же случае речь идет о рекламе позитивного участия пожилых людей в общественной жизни общества. Каким путем можно обеспечить такую рекламу – дело специалистов соответствующего профиля. Психологическим следствием данных мер явится утверждение образа пожилого человека как «нормального» представителя общества и участника «моей» жизни.

Одним из направлений реализации социальной политики в отношении пожилых людей является развитие и совершенствование инфраструктуры специализированных социальных институтов, функцией которых является их обслуживание. За последние годы такая инфраструктура создана; в основном, она удовлетворяет базовые потребности пожилых людей, однако утверждать о том, что она высоко и достаточно развита, было бы неправомерным.

Так, например, степень наполняемости того или конкретного социального учреждения для пожилых людей весьма высока, что далеко не всегда обеспечивает реализацию так необходимого для них индивидуального подхода. Организация работы учреждений, обслуживающих пожилых людей, не всегда организована в соответствии с их нуждами, а чаще всего – в связи с нуждами самой организации. Бюрократические правила выдачи тех или иных справок, записи к врачу или другому консультанту зачастую лишь усугубляют ослабленное здоровье и психику пожилых людей.

Оптимизация инфраструктуры социальных служб для пожилых людей может иметь психологическим следствием снижением социальной напряженности в их среде, снижения протестного потенциала и переориентацию на ценности нового времени. Это следствие весьма важно для региональных руководителей, участвующих в выборах различного уровня в связи с привлечением на свою сторону значительного числа дисциплинированных и активных избирателей, к которым, безусловно, относятся пожилые люди. Такое взаимодействие власти и избирателей в лице пожилых людей может пойти на пользу обеим сторонам.

Важнейшим направлением реализации социальной политики в отношении пожилых людей является профессионализация кадров, работающих в соответствующих учреждениях. Известно, что социальная работа является молодой и становящейся профессией; специально подготовленные кадры только начинают поступать в сферу ее воздействия. Введение должностей «социальный работник», «специалист по социальной работе», «социальный педагог» осуществлялось без учета наличия профессионально подготовленных специалистов, поэтому в эту сферу пришли люди из других профессий.

Обобщение запросов на научную литературу из различных регионов страны по различным проблемам социальной работы, в том числе и с пожилыми людьми показывает, что наибольшей популярностью пользуется именно методическая литература. Отметим, что повышенный спрос на методики работы является показателем не только потребности в изучении опыта коллег, но и признаком недостаточного уровня профессиональной подготовки отдельных работников. Специалисты более высокой квалификации и опыта работы сами разрабатывают методические рекомендации по работе с пожилыми людьми и делятся ими с коллегами.

Практически неоспоримым является утверждение о необходимости налаживания непрерывной системы переподготовки и повышения квалификации кадров, работающих в социальной сфере, и в том числе, с пожилыми людьми. Такая подготовка может быть организована непосредственно в регионе, на уровне переподготовки, профессиональной подготовки (второе высшее образование), повышения квалификации, организации научных исследований. Образовательный компонент социальной работы и социальной педагогики развивается в основном в высших учебных заведениях, что делает крайне необходимой устойчивую связь между региональными департаментами (управлениями) социальной защиты и образования. Учитывая, что проблемы пожилых людей носят комплексный характер, такая связь должна быть налажена и между другими управлениями (департаментами): социальной защиты, здравоохранения, образования, культуры и т.п.

Отдельным направлением, хоть и интегрированным в общую систему социальной работы, становится работа непосредственно с социальными работниками. Помимо профессионализации их деятельности, важнейшим условием ее эффективности является повышение их социального статуса. Учитывая, что социальная сфера становится ведущим потребителем кадров, высвобождающихся в результате сокращения промышленного и сельскохозяйственного производства, статус социальных работников должен быть значительно повышен. Наиболее «продвинутые» в развитии социальной сферы регионы имеют принятые на местном уровне законы о статусе социального работника, вводят страхование от профессиональных рисков, разрабатывают символы и гимны для представителей этой профессии. Немаловажным является и потребность в повышении оплаты их труда, а также в формирование и развитии общественных и профессиональных объединений социальных работников, внедрение в их повседневную деятельность Кодекса социального работника и социального педагога.

Одним из направлений социальной работы с пожилыми людьми является использование их собственного потенциала. Эта задача решается путем привлечения наиболее активных людей к работе с такими же пожилыми людьми как они сами. Создание клубов, студий, кружков, мастер-классов для пожилых людей – эти и другие механизмы достаточно хорошо используются в отдельных регионах страны.

Известно, что общественные объединения граждан являются более гибкими и мобильными, с высокой инициативой и восприимчивостью к новым изменяющимся условиям. Находясь в одинаковых условиях с нуждающимися и социально незащищенными пожилыми людьми, представители этих объединений более глубоко и предметно знают их потребности, нужды; имеют больше возможностей для поддержания постоянных контактов с каждым пожилым человеком, помогая ему словом и делом. Именно эти организации способны реализовывать в своей деятельности общинный характер социальных услуг, реализовывать соседские взаимоотношения между людьми, что традиционно ценится пожилыми людьми значительно выше, чем формальные отношения с социальным «чиновником».

С другой стороны, общественные объединения граждан и неправительственные организации имеют различную социальную направленность, т.е. действуют в разных секторах социальной сферы. Это позволяет «перекрывать» разнообразные социальные потребности пожилых людей, существенно разнообразить ту помощь, которая им так необходима.

Кроме того, необходимо иметь в виду и тот факт социальной жизни, что всемерное развитие неправительственных, негосударственных организаций, общественных объединений граждан является важнейшим направлением развития и становления гражданского общества в России, формирования социальной инициативы граждан, формой объединения не только молодых, но и пожилых людей, включения их в активную социальную деятельности вне сферы их служебной деятельности.

Использование их потенциала на основе активного участия в пожилых людей в общественной жизни и в восстановлении их социального статуса нуждается в определенном государственном или муниципальном финансировании. Вполне возможна и, по-видимому, необходима реализация системы социального заказа на выполнение той или иной программы; региональный или муниципальный грант, спонсорская помощь деятельности общественных объединений пожилых людей и т.д. В любом случае, поиск механизмов развития активности общественных объединений пожилых людей зависит от политической воли и творчества региональных и муниципальных руководителей.

В качестве вывода отметим, что в теоретическом плане многие проблемы социальной работы с пожилыми людьми решены; наука имеет ответы на весьма актуальные вопросы обеспечения активного взаимодействия пожилого человека и социума. Другой вопрос, насколько рекомендации социальной педагогики, теории социальной работы известны практикам и руководителям социальной сферы, конкретных институтов социальной работы в том или ином регионе. К нему же примыкает вопрос - насколько используются эти рекомендации, будучи адаптированными к местной специфике. Согласимся, что эта проблема уже не является проблемой пожилых людей; это – традиционная проблема взаимосвязи науки и практики. Кроме того, существует ряд проблем пожилых людей, которые нуждаются в углубленных и комплексных, междисциплинарных научных исследованиях.

Далее, развитие инфраструктуры социальной работы с пожилыми людьми является задачей рутинной повседневной работы соответствующих служб и специалистов, практической задачей организаторской и управленческой деятельности. Следовательно, основные приоритеты социальной работы лежат в плоскости налаживания практической работы с ними по месту их проживания.

Роль и место пожилого человека в обществе, естественно, меняется со временем. Это место займет со временем и каждый из нас. Поэтому внимание к пожилому человеку сегодня – это и оказание ему заслуженной им помощи в гармонизации взаимодействия с социумом; и формирование позитивного отношения к тем из нас, кто через несколько лет приобретет социальный статус пожилого человека.

В силу как объективных условий, так и субъективных факторов восприятие пожилых людей со стороны обусловливается, во-первых, повышенной пристрастностью человека к оценке людей старшей возрастной группы в связи с интересом к ним как со стороны опыта прожитых ими лет, так и со стороны сопоставления себя с ними в будущем. В этом восприятии четко проявляется взаимосвязь познавательных и эмоциональных оценок в адрес пожилого человека, которые проявляются в стремлении к однозначному выводу о нем. Естественно, что этот вывод в значительной мере зависит от характера и личностных особенностей воспринимающей стороны.

Во-вторых, восприятие людьми пожилого человека во многом зависит также от характера восприятия им самого себя. Уверенность в своих силах, несмотря на все ограничения возраста, сохраняющаяся адекватная самооценка, которая соответствует возрастным характеристикам, самоуважение, социальная толерантность, гордость за прожитую жизнь, осознание и признание своих снижающихся возможностей – все это существенно влияет на восприятие пожилого человека другими людьми. И наоборот.

Исходя из этого, внутри такой социально-демографической группы населения, которой являются пожилые люди, можно выделить две подгруппы, специфика которых определяет характер их восприятия другими людьми.

· Первая группа пожилых людей может быть условно названа «социально-стабильной». Несмотря на все присущие пожилым людям социальные, психологические и физиологические проблемы, представители этой группы не имеют ярко выраженных или устойчивых проблем взаимодействия с социумом (семьей, товарищами и друзьями, социальной средой в целом).

· Вторая группа пожилых людей может быть условно названа «социально-проблемной» группой, представители которой, наоборот, имеют ярко выраженные временные, стабильные или нарастающие проблемы взаимодействия с социумом, которые заставляют каждого пожилого человека все в большей мере ощущать снижение личностного и социального статуса без какой-либо надежды на улучшение их жизни.

 

В-третьих, восприятие пожилых людей во многом диктуется так называемым «функциональным» подходом, который обусловливает отношение к ним как к людям, которые «могут» или «не могут» выполнять ту или иную функцию, приписываемую им воспринимающим их человеком. Естественно, что работающие пожилые люди, или те из них, которые могут быть полезны в общественной работе, люди, ведущие активный образ жизни, воспринимаются иначе, чем те, кто полностью отошел от всех дел и замкнулся в самом себе.

И, наконец, в-четвертых, на основании действия эффекта «ореола» восприятию пожилых людей другими свойственно «достраивание» их обобщенного образа и перенос этого образа на конкретного пожилого человека. Так, зачастую, пожилому мужчине или пожилой женщине «приписываются» те качества и особенности поведения, которые свойственны пожилому возрасту в целом без учета специфики их индивидуальных, личностных особенностей. Здесь ведущим фактором, определяющим восприятие пожилых людей, становятся стереотипы, сложившиеся в общественном мнении по отношении к ним.

Многочисленные исследования показывают, что восприятие пожилого мужчины или женщины ребенком, как правило, является позитивным ввиду сильной разницы в возрасте, а значит осознаваемого и признаваемого преимущества в жизненном опыте, социальном статусе и т.д. пожилого человека. Юношеское восприятие уже не столь однозначно: в большей мере осознаются те ограничения, которые накладывает на пожилого человека его возраст, с одной стороны, а с другой, проявляется свойственная юности повышенная критичность по отношению к другим людям. Несмотря на внешние проявления уважения пожилого возраста, юноши и девушки чаще всего внутренне относятся к пожилым людям с некоторым скептицизмом. Представители зрелого возраста в своем отношении к пожилым людям менее предсказуемы, и их отношение может быть разным: от уважения и искреннего повседневного проявления заботы через терпение и вынужденное, натянутое проявление уважения до отрицания их социальной значимости. Что же касается взаимоотношений между пожилыми людьми, то они, как правило, более полярные и однозначные: «нравится – не нравится». Естественно, здесь представлен не весь диапазон взаимоотношений представителей разных возрастных групп и пожилых людей, а обозначен лишь его контур.

Обобщение точек зрения исследователей, описывающих характеристики и различия в общественном мнении о пожилых людях,[2] позволяет объединить их в несколько групп.

1) Первой, например, и достаточно распространенной является точка зрения, в соответствии с которой черты, свойственные людям пожилого возраста, считаются отклонением от «нормального». Она находит свое отражение (на бытовом уровне) в снисходительном тоне обсуждения поступков пожилого человека («Ну что вы хотите, он же пожилой человек»); в нетерпимости к их действиям и высказываниям («Вы ничего не понимаете в этой жизни, отстали от времени; ваше время – в прошлом»). На официальном уровне эта точка зрения закреплена выделением социально-демографической группы «пожилые люди» в ряд особых групп населения, нуждающихся в социальной защите, поддержке, обслуживании и т.д.

2) Другой позиции придерживаются те, кто провозглашает серьезные различия между старшим и молодыми поколениями, предполагая сокращение контактов между ними. Основываясь на теории «освобождения, или разъединения», часть исследователей, а следовательно, и определенная часть общества, предлагает старшему поколению и более молодым поколениям разойтись ради общего интереса и психологического благополучия пожилых. Согласно этой теории, пожилые люди отчуждаются от тех, кто моложе, освобождаясь от привычных социальных ролей; старение есть неизбежное взаимное отдаление и разъединение, приводящее к снижению взаимодействия между пожилым человеком и его окружением. Процесс разъединения может быть инициирован как самим пожилым человеком, так и другими лицами, например, родственниками или представителями социальных служб.

На официальном уровне такая точка зрения находит свое отражение в создании специализированных домов престарелых или интернатов для пожилых людей, где они, как правило, живут изолированно от других, более молодых, поколений.

3) Иногда, по третьей точке зрения, общество рассматривает пожилых людей как особую группу меньшинства населения, имеющую более низкий социально-экономический статус, более низкие способности и т.д. В свете такого мнения пожилые люди становятся объектом предубеждения других слоев населения и подвергаются различным формам дискриминации. Подобное отношение общественного мнения порождает так называемый эйджизм[3], в основе которого лежат негативные стереотипы и обобщения во взглядах на людей исходя из их возраста. Свое выражение такое отношение находит, например, в отказе от приема на работу лиц предпенсионного или пенсионного возраста; в установлении величины пенсионного обеспечения ниже прожиточного уровня; в грубости и пренебрежении персонала различных государственных организаций к нуждам и запросам стариков, в нетерпимости окружающих к пожилому человеку на улице, в транспорте и т.д.

4) В-четвертых же, согласно теории «активности», для пожилого человека целесообразно оставаться активным как можно дольше, даже если он прекратил свою трудовую деятельность. Последняя может быть заменена новыми видами и формами его социального участия в делах общества[4]. Свое отражение на общественном уровне эта точка зрения находит в создании общественных объединений пожилых людей по содержанию деятельности, а также разновозрастных объединений[5], в создании клубов пожилых людей, в привлечении их в различные ветеранские и (или) профессиональные организации и т.д.

Эта точка зрения опирается на учет общих закономерностей личной и социальной жизнедеятельности человека. Пожилой человек сохраняет те же потребности и желания, что и более молодые; он сопротивляется любым попыткам ограничить его участие в общественной жизни, считая, что с помощью социальных работников он может найти себе активное место в обществе, соответствующее его здоровью, жизненным планам, интересам и способностям. На официальном уровне эта точка зрения находит отражение в социальном законодательстве, обеспечивающем пенсионерам по возрасту возможности продолжать работу, в поддержке общественной работы пожилых людей, в государственной поддержке концепции продуктивного старения, сохранения социального статуса пожилого человека.

5) Однако, нельзя отрицать тот факт, что даже при реализации концепции продуктивного старения пожилым людям свойственна позиция, иногда называемая позицией «событий жизни». Она проявляется в концентрации внимания, сил, времени, сознания в целом на тех делах, которые наиболее важны или доступны для пожилых людей. Учитывая, что этому возрасту присущи комплексные заболевания, событиями жизни становится, например, лечение, стихийное формирование групп в больницах и поликлиниках; групп, основным содержанием деятельности которых становится совместное посещение врачей, обсуждение диагнозов, лекарств, последствий лечения и т.д.

6) В эпоху социальных перемен[6], когда все основные ценности и уклад жизни, которые были свойственны некогда молодому, а ныне пожилому человеку, кардинально изменяются и, более того, подвергаются существенной переоценке, у него возникают новые «события жизни», связанные с превознесением «того» и с осуждением «этого» времени. Так возникают группы пожилых людей, уделяющих значительное время подобным дискуссиям. Зачастую это находит свое отражение в их присоединении к различным политическим партиям и движениям, по преимуществу к тем, кто декларирует идеалы и ценности, разделяемые пожилыми людьми.

7) Зачастую общественное мнение игнорирует факт исторической смены поколений с их внутренними социально-психологическими характеристиками. Так, например, в 90-е гг. XX века в общественной жизни страны ведущее место начинает занимать «прагматическое» поколение, в основе деятельности которого лежат экономические ценности, пути достижения которых могут быть самыми разнообразными. Несмотря на то, что за прошедшие годы процесс цивилизации этих новых «прагматических» поколений привел к определенным позитивным результатам, все это время рядом с ними продолжали оставаться старшие, предыдущие поколения «романтиков». Поколение «стариков» – во многом поколение идеалистических ценностей и социального оптимизма, романтических идеалов и максимальной самоотдачи. Даже те, кто, хоть и не относится к поколению ныне пожилых людей, но вплотную следует за ним, далеко не всегда воспринимают и принимают новые порядки, правила «прагматиков» в целом.

Такое взаимодействие разных поколений на рубеже веков в условиях динамичных социальных изменений в России не может не формировать, с одной стороны, уважительного отношения к пожилым людям, создавшим условия для жизни и деятельности новых, молодых поколений, а с другой – неприятия тех ценностей, которые были свойственны старшему поколению. Со стороны же его представителей ценности новых поколений также могут казаться неприемлемыми. Такая ситуация существенно обострила «конфликт поколений», формируя социальную напряженность в обществе.

Таким образом, в реальном социуме существуют и взаимодействуют самые разнообразные взгляды на пожилых людей, их роль и место в обществе.

Вопрос 2. Психологические особенности и изменения у лиц пожилого возраста, больных людей и инвалидов

Старость – особый период в жизни человека, когда либо вовсе не строятся далеко идущие планы, либо они резко сужаются и ограничиваются витальными потребностями. Это период, когда появляется множество старческих недугов, которые обусловлены не только, а может быть и не столько, наличием хронической соматической патологии. Снижение жизненного тонуса, лежащего в основе всевозможных недугов, в значительной степени объясняется психологическим фактором – пессимистической оценкой будущего, довлеющей мыслью о бесперспективности существования. При этом, чем глубже способность к самоанализу, присущая данной личности, тем сложнее и болезненнее психологическая перестройка. На состояние жизненного тонуса оказывает влияние и способ реагирования на соматические ощущения, которые также связаны с особенностями личности пожилого человека. Особенно чреват в этом возрасте «уход в болезнь».

При анализе процессов старения и старости рассматриваются две стороны проблемы:

· особенности психической деятельности, обусловленные возрастными изменениями мозговой деятельности, то есть биологическими процессами старения;

· психологические феномены, представляющие собой реакции стареющего человека на эти изменения или на новую (внутреннюю или внешнюю) ситуацию, сложившуюся под влиянием биологических и социальных факторов.

 

Изменения, происходящие в старости в области психической сферы, проявляются на различных уровнях: личностном, функциональном, органическом. Знание этих проявлений очень важно для социальных работников, так как позволяет им оценить ситуацию общения с пожилыми людьми, скорректировать свои психологические реакции и прогнозировать ожидаемые результаты.

Личностные изменения, расцениваемые как признаки биологически обусловленного старения, выражаются в усилении и заострении прежних свойств личности, с одной стороны, и в развитии общих, собственно возрастных нивелирующих черт, с другой. Первая группа изменений проявляется в том, что, например, бережливый становится скупым, недоверчивый – подозрительным и т.д. Вторая группа личностных изменений выражается в появлении ригидности, нетерпимости, консерватизма в отношении всего нового при одновременной переоценке прошлого, склонности к нравоучительству, ранимости, обидчивости. Старческим изменениям личности присуща своеобразная полярность: так, наряду с упрямством и ригидностью суждений наблюдается повышенная внушаемость и легковерие, наряду со снижением эмоциональности и отзывчивости – повышенная сентиментальность, слабодушие, склонность к умилению, наряду с переживанием чувства одиночества – нежелание контактировать с окружающими.

Помимо личностных изменений, связанных с процессами старения, важно также иметь в виду изменения психических функций. К ним относятся нарушения памяти, внимания, эмоциональной сферы, психомоторной деятельности, ориентировки и в целом – нарушение адаптационных механизмов.

Особую значимость при общении с лицами старшего возраста приобретает знание социальным работником особенностей расстройств памяти. При относительной сохранности памяти на события многолетней давности в старости страдает память на недавние события, нарушается кратковременная память. Это может негативным образом отразиться на отношениях пожилого человека с обслуживающим его социальным работником, когда возникают претензии к качеству услуг, длительности и количеству посещений и т.д. Внимание в пожилом возрасте характеризуется неустойчивостью, отвлекаемостью. В эмоциональной сфере преобладает сниженный фон настроения, склонность к депрессивным реакциям, слезливости, фиксации на обидах.

Для пожилого человека характерно замедление темпов психической деятельности, медлительность и неловкость моторики, снижена способность ориентировки в окружающем. Ломка адаптационного механизма, свойственная пожилому возрасту, сказывается в новых условиях (при смене места жительства, привычного окружения, при необходимости осуществления контактов в непривычной обстановке и т.д.). При этом возникают реакции дезадаптации, которые имеют различную степень выраженности – от личностных до клинически очерченных.

Психические изменения в пожилом возрасте, связанные с патологическими процессами, проявляются в различных заболеваниях, характерных для пожилого и старческого возраста. К ним относятся клинические проявления деменций, бредовых и аффективных расстройств. Диагностика этих состояний является прерогативой врача. Роль социального работника, имеющего постоянный контакт с пожилыми людьми, состоит в том, чтобы, будучи элементарно информированными о таких состояниях, уметь выявить признаки заболеваний и организовать помощь специалиста.

Составляя психологический портрет старого человека, необходимо выделить основные изменения в его личности. Кроме этого, определиться и в том, что можно отнести к типичным личностным проявлениям.

Психологический портрет старого человека может оказаться составленным из негативных, отрицательных характеристик, а именно: снижение самооценки, неуверенность в себе, недовольство собой; опасение одиночества, беспомощности, обнищания, смерти; угрюмость, раздражительность, пессимизм; снижение интереса к новому – отсюда брюзжание, ворчливость; замыкание интересов на себе – эгоистичность, эгоцентричность, повышенное внимание к своему телу; неуверенность в завтрашнем дне. Все это делает стариков мелочными, скупыми, сверхосторожными, педантичными, консервативными, малоинициативными и т.п.

Однако фундаментальные исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о многообразных проявлениях положительного отношения старого человека к жизни, к людям, к себе. Исследователь личностных изменений в старости Н.Ф. Шахматов, характеризуя симптомы психического упадка и психических болезней, расстройств, считает, что «представление о психическом старении не может оказаться полным и цельным без учета благоприятных случаев, которые лучше, чем какие-либо другие варианты, характеризуют старение, присущее только человеку. Эти варианты, будь они обозначены как удачные, успешные, благоприятные и, наконец, счастливые, отражают их выгодное положение в сравнении с другими формами психического старения».[7]

Оценивая психические особенности личности в старости и типы психологического старения, большинство изменений в этом возрасте можно классифицировать по сферам:

1) В интеллектуальной сфере – появляются трудности в приобретении новых знаний и представлений, в приспособлении к непредвиденным обстоятельствам. Сложными могут оказаться самые разнообразные обстоятельства: те, которые сравнительно легко преодолевались в молодости (переезд на новую квартиру, болезнь собственная или кого-то из близких людей), и тем более прежде не встречавшиеся (смерть одного из супругов, ограниченность в передвижении, вызванная параличом; полная или частичная потеря зрения).

2) В эмоциональной сфере – происходит неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти, слезливости. Поводом для реакции может быть кинофильм о прошлых временах или даже, например, разбитая чашка.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.