Сделай Сам Свою Работу на 5

Теоретический материал по теме





 

Вопрос 1.Общее понятие о психологии личности

 

Психология – наука о законах и закономерностях формирования, развития и проявления психики живых существ, сознания человека, социально-психологических явлениях в группах, коллективах, общностях людей.

Объектом психологии является психика живых существ во всем многообразии ее проявлений.

Предметом психологии выступает мир психических явлений (психические процессы, свойства, состояния).

Психика, с одной стороны, выступает как свойство высокоорганизованной материи (мозга), а с другой – как функция нервной системы по отражению воздействий внешней среды и внутреннего мира человека и регулированию его действий и поступков.

Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку. Функция сознания проявляется в способности человека представлять свое место в окружающем мире, умении предвидеть, прогнозировать возможное развитие событий и адекватно реагировать на них.

Важнейшими функциямипсихологии являются: диагностическая, социализаторская (социально-терапевтическая), прогностическая, профилактическая.



Диагностическая функция означает анализ социально-психологических проблем клиентов, выявление их психологических особенностей (как индивидуальных, так и социально-групповых, возрастных, этнических, профессиональных и т.д.) в их связи с социальной средой. Основная цель такого анализа – установление диагноза, т.е. психологической проблемы и степени психологического дискомфорта, неустроенности, неблагополучия, дезадаптации, неспособности к оптимальной адаптации и социализации.Социализаторская (социально-терапевтическая) функция – это функция социальной терапии в широком смысле, выражающая разрешение установленных социально-психологических проблем на основе использования психолого-терапевтических методов и процедур (психологическое консультирование, социальная педагогика и пр.)

Основные цели и задачи социальной терапии:

1) сформировать или доформировать в сознании клиента социальной сферы систему установленных в обществе, общепринятых социально-гуманистических ценностей;



2) обеспечить усвоение (особенно в социальной работе с молодежью, с несовершеннолетними) и стабилизацию общепринятых норм и принципов поведения и деятельности;

3) изменить (или способствовать изменению) негативной социально-мировоззренческой ориентации личности, укреплению или восстановлению ее социально-психологического иммунитета, устойчивости, сопротивляемости внешним негативным обстоятельствам, большей приспособленности к ним (если их сложно изменить), формировать умение по-другому взглянуть на мир;

4) преодолеть имеющийся диссонанс, разлад, дисгармонию во внутреннем мире и поведении самого индивида, особенно инвалидов и пожилых людей, с целью утверждения гармонического единства мыслей, чувств, действий;

5) по возможности содействовать социально-психологическому изменению социальной среды (особенно ближайшей) в направлении создания необходимых оптимальных условий жизнедеятельности клиента-инвалида и пожилого человека;

6) по мере возможности и необходимости активно вовлекать клиента в этот процесс совершенствования, научить самосовершенствоваться.

Прогностическая функция выражается в установлении прогноза поведения личности, ее изменений и изменений социальной среды на основе выявленных закономерностей, особенностей их взаимодействия.Профилактическая функция предполагает использование психопрофилактических методов по предотвращению негативных изменений поведения и деятельности клиентов, проведение своего рода профилактических прививок с целью закрепления социально-психологического иммунитета на будущее.Исходя из общего диалектического подхода к человеку как главному объекту психологии социальной работы, взятому в его статике (относительной устойчивости) и динамике (изменчивости) в качестве основных ее понятий целесообразно выделить, прежде всего, понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». При этом, если понятие «человек» выражает, в основном, философско-антропологический уровень анализа, то понятие «индивид» – социологический уровень, понятия «личность» и «индивидуальность» – психологический уровень исследования человека.С другой стороны, динамический подход к человеку как к изменяющейся системе с учетом основных целей и задач психологии социальной работы требует выделения в качестве основных понятий, прежде всего, таких, как: «социализация», «социально-психологической адаптация» и «реабилитация».Человек является субъектом и объектом исторического процесса. Он творит свою историю, как и история творит его. Человек – это биопсихосоциосущество, в котором содержатся в органическом единстве природно-биологическое и социально-духовное начала. Человек – это представитель рода человеческого, Homo sapiens (человек разумный), «часть природы», высший ее продукт и высшая форма живого на Земле. Понятие «человек» – это наиболее общее абстрактное понятие, чаще всего используемое в философии.

Человек — это с одной стороны биологическое существо, животное, наделенное сознанием, а также способностью познавать окружающий мир и активно изменять, преобразовывать его, с другой стороны, человек — общественное существо, так как он — продукт общественных отношений.



Индивид (от лат. «неделимый») – это единичный представитель Homo sapiens, отдельный конкретный человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.Личность – это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Личность – это действительность индивида, реализующая себя в различных видах деятельности и общения. По деятельности, поведению, поступкам личности можно судить о ее духовных и нравственных качествах (положительных и отрицательных). Понятие личности характеризует человека как активного субъекта социальных отношений, как субъекта деятельности. Личность – это совокупность социально-духовных качеств индивида, формирующихся в процессе социализации, приобщения к социальной деятельности и культуре.

В психологии выделяются три важнейших психологических характеристики личности.

1. Устойчивость свойств личности (при всей пластичности, изменчивости проявления личности, четко выступает относительное постоянство ее психического склада, что позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации);

2. Единство личности рассматривается как тесная связь и взаимозависимость психических процессов, свойств и состояний.

3. Активность личности, которая отражается в многообразной и многосторонней деятельности, направленной на изменение, преобразование окружающего мира, на изменение собственной природы и своего психического склада (самовоспитание).

Природную основу личности составляют ее биологические особенности (тот или иной тип высшей нервной деятельности и т.п.), но определяющими факторами ее развития – что признано большинством философов, социологов и психологов – являются ее социально-духовные качества – т.е. взгляды, способности, мировоззрение, нравственность, социальные потребности и т.д.Понятие «индивидуальность» выражает неповторимое своеобразие каждого конкретного индивида, каждой конкретной личности.

Любая личность имеет свою психологическую структуру, представленную в виде мира психических явлений. Основными компонентами такой структуры являются: 1) психические процессы, 2) психические состояния и 3) психические свойства личности.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения, они имеют начало, течение и конец. Среди них обычно выделяют две подгруппы качеств: познавательные и эмоционально-волевые.

В эту группу входят ряд качеств, с помощью которых человек отражает объективный мир, познает его и на этой основе ориентируется в обстановке и действует, приспосабливаясь к ней или видоизменяя ее.

К первой подгруппе - психическим познавательным процессам, относят: ощущения, восприятия, представления, воображение, память, мышление, речь. Во вторую – включают эмоции, чувства, переживания, волю и волевые действия.

Ощущение — это процесс отражения в сознании отдельных признаков и свойств предметов, явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие — это процесс отражения в сознании предметов и явлений в целом, при непосредственном воздействии на органы чувств. Основные признаки ощущений характеризуется: качеством, т.е. передают особенности отражаемых объектов; силой, т.е. степенью выраженности ощущаемого качества; длительностью, т.е. временем, в течение которого ощущение сохраняется. Основные виды ощущений: зрительные, слуховые, двигательные, температурные, осязательные, вкусовые, болевые, обонятельные, вибрационные и т.д.

Ощущения зависят: от внешних условий (в тишине мы слышим лучше), от психологических факторов (знаний, умений, навыков), от состояния анализатора.

Особенности восприятия представлены видами: 1. простые или сложные; 2. восприятия пространства, времени и действия (движения); 3. преднамеренное и непреднамеренное.

Можно выделить некоторые пути совершенствования восприятия: 1. создание необходимых установок на восприятие; 2. формирование знания и опыта в области своей специальности, профессии; 3. упражнения и тренировки в затрудненных условиях; 4. развитие и понимание других людей, и уточнение их качеств и действий.

Не менее важны для человека воображение и представление.

Воображение — это процесс создания новых образов и их функционирование. Виды воображений можно классифицировать по 3 основаниям: 1) по волевым усилиям: произвольные – непроизвольные; 2) по уровню развития: воссоздающие – творческие; 3) по содержанию: профессионально-важные, педагогические, технические и т.д.

Выделим приемы создания новых образов: 1-е - как комбинирование признаков; 2-е - так и преуменьшение или преувеличение размеров объектов, признаков, свойств - типизация, т.е. создание на основе сравнения и обобщения ряда новых объектов.

Представление — это образы ранее воспринимавшихся образов и явлений. Классифицировать представления можно: 1) по ведущему органу чувств: зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, двигательное; 2) по степени обобщения: единичные – общие; 3) по содержанию: профессионально-значимые, художественные, педагогические и т.д.

Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте. Виды внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное. Наряду с этим выделяются и такие свойства внимания, как: устойчивость, концентрация, объем, переключение, распределение.

Возможности внимания: 1) полная устойчивость сохраняется 15-20 минут; 2) в течение 1 сек можно 3-4 раза переключить внимание; 3) объем характеризуется тем, что включает в себя 7+2 объектов.

Наблюдательность — это способность человека замечать существенные характерные, в том числе малозаметные свойства, предметов и явлений. Результативность наблюдения зависит от соблюдения некоторых общих правил, согласно которым необходимо: 1. до наблюдения получить наиболее полное представление о предмете изучения; 2. определить цель (желаемое) и составить план наблюдения; 3. расчленить объект наблюдения, и в каждый момент наблюдать одну из частей, не забывая и о наблюдении целого; 4. следить за каждой деталью, подмечая их наибольшее число; 5. неоднократно исследовать объект с разных сторон, в разные моменты, в разных ситуациях; 6. сравнивать объекты наблюдения, искать их сходства и различия; 7. помнить, что наблюдатель тоже может быть объектом наблюдения.

Наблюдение является основным способом развития восприятия. Длительные упражнения в наблюдении помогают развить такое свойство личности как наблюдательность, которая является одной из важнейших характеристик юриста.

Мышление — это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Структура процесса мышления включает в себя: 1) формулирование вопроса; 2) выдвижение гипотезы; 3) проверка гипотезы (если задача не решена или не решается, то выдвигается новая гипотеза, далее следует проверка новой гипотезы).

Умственные операции, включают в себя следующие элементы: анализ-синтез, сравнение-обобщение, абстракция-конкретизация, классификация-систематизация.

В зависимости от содержания решаемой задачи в психологии принято выделять: 1) мышление наглядно-действенное (решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации); 2) мышление наглядно-образное (связанное с представлением ситуации и изменений в ней); 3) мышление абстрактно-логическое (с использованием понятий логических конструкций); 4) мышление интуитивное (отсутствие четко выраженных этапов, быстрота протекания, минимальная осознанность).

Память — психический процесс, заключающийся в запоминании, сохранении, воспроизведении пережитого опыта. Выделим основные процессы, характеризующие память: запоминание, т.е. процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений; сохранение - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала; узнавание и воспроизведение — процессы восстановления прежде воспринятого; но узнавание происходит при повторной встрече с объектом, а воспроизведение — в отсутствии объекта; забывание, т.е. невозможность воспроизведения ранее закрепленного в памяти.

Виды памяти: моторная (на движение); эмоциональная (на чувства и переживания); образная (на представления, лица, обстановку).

В зависимости от длительности сохранения информации различают: долговременную, кратковременную, оперативную память.

Успешность памяти зависит от: 1) интересов, потребностей, склонности личности; 2) отношения личности к этой или иной деятельности; 3) от эмоционального настроя; 4) от волевого усилия и т.д.

Факторы (причины), влияющие на продуктивность памяти:

1. Объективные: характер материала (т.е. понятность наглядность, осмысленность и связанность этого материала); количество материала; обстановка, в которой происходит восприятие информации

2. Субъективные: тип запоминания; предшествующий опыт; состояние организма; установка и интерес на восприятие этой информации.

Речь — это процесс индивидуального использования языка в целях общения с другими людьми. Виды речи: 1) внешняя (2 и более людей); 2) внутренняя; 3) устная; 4) письменная; 5) монологическая; 6) диалогическая; 7) активная; 8) пассивная.

Функции речи: 1. сообщение — состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз; 2. обозначение — в присвоение предметам, явлениям окружающей действительности присущие только им названия; 3. воздействия — побуждения людей к действиям посредством речи; 4. выражение — позволяет передавать человеку свои чувства, отношение, эмоциональное состояние в значительно более широком объеме.

Особое место в группе психических процессов занимает воля. Воля — это специфическое качество психической деятельности человека, проявляющееся в сознательных действиях, направленных на достижение целей, осуществление которых связано с преодолением трудностей и препятствий.

Установлено, что воля формируется в процессе труда и жизни человека. Следует иметь ввиду, что человек как активное существо не только отражает и воспринимает мир, но и реагирует на его влияние, сам воздействует на окружающих, преобразует его в своих целях и в соответствии со своими потребностями. Кроме того, только человек регулирует и контролирует свою деятельность, управляет своим поведением, преследуя определенные цели, которые он осознает. Но всякое достижение цели связано с преодолением тех или иных трудностей и препятствий, которые бывают внешними и внутренними.

Внешние трудности и препятствия — это объективные внешние помехи и противодействия других людей. Внутренние трудности и препятствия — это стойкое нежелание человека делать то, что нужно, наличие противоречащих побуждений, пассивность, отсутствие соответствующего настроения, привычка действовать необдуманно, преобладание лени, чувства страха, ложного самолюбия, и т.д.

Различают также и волевое усилие — это особое состояние психического напряжения, мобилизующее физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля тесно связана с мышлением, т.к. воля связана с целенаправленной и сознательной деятельностью человека. Волевая деятельность связана с чувствами человека, которые являются стимулом к действию (патриотизм, любовь к Родине, равнодушие и трусость и др.). Волевой человек должен уметь подавлять чувства, которые он осознает как ненужные и недостойные. Именно поэтому, воля — это власть и контроль над чувствами.

Воля проявляется во всех видах деятельности человека. Например, труд (учеба, спорт) не мыслим без волевого усилия, без осознания цели труда и его результатов. Физиологической основой волевого действия является одна из функций головного мозга. Волевые (произвольные) действия возникают в основном под влиянием речевых сигналов, словесных указаний, исходящих от других. Волевые действия выражаются также в осознании и отказе от какого-либо действия.

2) На основе психических процессов могут формироваться психические состояния,которые характеризуют состояние психики в целом. К ним относятся, например, состояния активности или пассивности, бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения.

В числе психических состояний выделяется особая группа – негативных психических состояний: тревога, страх, стресс, фрустрация, аффект. Эти состояния, с одной стороны, являются внутренними психическими переживаниями, а с другой стороны – имеют выраженное внешнее проявление.

Тревога – это реакция организма на неопределенную опасность или угрозу; страх – реакция на определенную опасность или угрозу.

Стресс – это конфликтное эмоциональное состояние, психическое перенапряжение в острой, опасной ситуации (это не специфическая реакция организма на любое воздействие). Стресс может быть: мобилизующим (aycтpecc), демобилизующим (дистресс). Основные фазы стресса: 1) мобилизация; 2) стабилизация; 3) истощение.

Выделяют три основных направления стресса и поведенческие реакции человека в них: 1) полная мобилизация психических и физических сил человека; 2) состояние ступора; 3) хаотические действия (типа Броуновского движения). Возможно и проявления гиперстресса. Возможные последствия гиперстресса: инфаркт; инсульт; аритмия; гипертония; язва; колики и др.

Рекомендации по саморегуляции и выходу из стрессовых состояний: продумать ситуацию и снизить уровень ее значимости, «вогнать» страсть в мышцы, переключиться на другую деятельность, расслабиться в течении 5-10 минут, успокоиться, дать себе или другим возможность выговориться.

Аффект — временное, не патологическое состояние, дезориентация сознания, его помрачение (сужение), вызванное сверхсильным эмоциональным воздействием, сопровождающееся интенсивными импульсивными действиями и функциональными изменениями эндокринной системы. Это конфликтное, эмоциональное состояние, вызванное строгим противоречием действительности и личностными позициями. Основные черты аффекта: 1) предельно высокое эмоциональное напряжение; 2) имеет много причин; 3) всегда ответная реакция на угрозу; 4) сужение, помрачение сознания; 5) действия заранее не подготовлены; 6) действия не соизмеримы с угрозой их вызвавшей; 7) полная мобилизация физических сил организма. Последствия: полное физическое истощение, частичная амнезия.

Фрустрация — конфликтное эмоциональное состояние, вызванное непреодолимыми для данного индивида трудностями, препятствиями к достижению цели, крушением планов, крахом надежд, переживания крупной неудачи. Другими словами фрустрация, это эмоциональная реакция, возникшая вследствие реальной или в воображаемой помехи, препятствующей удовлетворению насущных потребностей личности. Особенности фрустрации: 1) появляется в условиях дефицита психических и физических сил; 2) препятствует удовлетворению потребностей личности; 3) реализация защитных свойств поведения (агрессия, досада, раздражительность); 4) возникает вследствие реальной или воображаемой помехи.

3) Третья группа психических явлений – психические свойства, которые характеризуются большей устойчивостью и постоянством. Они определяют неповторимость человека и являются основой его личности. К ним относятся темперамент, характер, направленность, способности. Эту группу качеств называют еще индивидуально-психологическими особенностями личности.

Темперамент — свойство личности, в котором выражается динамика психики и поведения. Физиологическую основу темперамента составляет тип высшей нервной деятельности (вид). Павлов выделил 4 вида (типа), которым соответствуют 4 типа темперамента:

I. Сильный — процессы возбуждения и торможения сильные и подвижные. Между ними существует равновесие. Этому типу соответствует сангвинический тип темперамента.

II. Безудержный — процессы возбуждения и торможения сильные, не уравновешенные и очень подвижные. Преобладает возбуждение, соответствует холерический тип темперамента.

Ш. Уравновешенный (инертный, спокойный) — процессы возбуждения и торможения сильные уравновешенные, но малоподвижные; флегматический тип темперамента.

IV. Слабый — процессы возбуждения и торможения протекают слабо, они мало подвижны и не уравновешены; меланхолический тип темперамента.

Тип высшей нервной деятельности не тождественен темпераменту, потому что тип высшей нервной деятельности понятие физиологическое, а темперамент — психологическое понятие.

Краткая характеристика типов темперамента (по Гиппократу):

1. Холерик — проявляется в бурных эмоциях, резких сменах настроения, порывистого, неуравновешенного, отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью, доходящей до агрессивности. Ему могут соответствовать в некоторых условиях проявления в зависимости от особых проявлений личности — раздражительность, повышенная возбудимость, аффективность.

2. Сангвиник — характеризуется подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью, рассудительностью, адаптированностью, мимика богатая, подвижная, выразительная.

3. Меланхолик — характеризуется легкой ранимостью, склонностью к глубоким переживаниям. В неблагоприятных условиях превращается в замкнутого, тревожного человека.

4. Флегматик — обычно ровен, спокоен, редко выходит из себя, не склонен к аффектам, отличается медлительностью, в слабом выражении эмоциональных состояний.

Характер — свойство личности, определяющее его систему поведения и отношения к окружающим условиям, деятельности других людей и самому себе. Как правило, черты характеры возникают тогда, когда темперамент уже достаточно развит. Характер не является врожденным, он формируется в жизни и деятельности человека. В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты (национальные; профессиональные; возрастные и т.д.).

Можно выделить следующие виды характеров: сильный-слабый, устойчивый-неустойчивый, волевой-эмоциональный, и др.

Выделяются также такие особенности характера как: экстравертность - интровертность.

Черт характера множество, каждая из них имеет разную степень выраженности. Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний называют акцентуацией характера. По разным классификациям (Леонгард, Шмишек, Личко и др.) выделяются следующие типы акцентуации характера: 1. гипертимный; 2. циклоидный; 3. лабильный; 4. астено-невротический; 5. сензитивный; 6. психастенический; 7. шизоидный; 8. эпилептоидный; 9. истероидный; 10. неустойчивый; 11. конформный и др.

Акцентуация характера при воздействии неблагоприятных условий может привести к патологическим нарушениям и изменениям в поведении личности (психопатии). Психопатия — это патология характера, при которой у субъекта наблюдается практически не обратимая выраженность свойств, препятствующая его адекватной адаптации в социальной сфере.

В отличие от акцентуации, психопатия носит постоянный характер, проявляется во всех ситуациях.

Способности — это психическое свойство личности, дающее возможность успешно овладевать какими-то видами деятельности и совершенствоваться в них. Способности тесно связаны с задатками, т.е. с анатомо-физиологическими особенностями человека, его нервной системы. Способности подразделяют на: общие, специальные (профессиональные) и частные. Уровни развития способностей: одаренность, гениальность, талант.

Направленность — это относительно устойчивое единство целей, мотивов, установок и потребностей личности, которая проявляется в его убеждениях, интересах, идеалах, мировоззрениях и т.п. Направленность - это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека. Качества направленности: 1) уровень, т.е. социальная значимость; 2) широта, круг интересов личности; 3) интенсивность, т.е. активность стремлений; 4) устойчивость — длительность и сохранность побуждения; 5) действенность, т.е. активность направленности.

В рамках данной классификации можно дополнительно выделить еще один вид психических явлений: психические образования – то, что становится результатом развития психики человека. Последние формируются в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта. К ним относят: знания, умения, навыки, привычки, установки, взгляды, убеждения и т.д.

Психическое развитие осуществляется путем освоения социального опыта и формирования личности человека, происходит путем изменения его внутреннего мира, внутренней позиции.

 

Вопрос 2. Социально-психологические особенности социальных работников как субъектов социально-правовой деятельности

Особое место в социальной работе отводится этическим принципам, в числе которых на первый план выходят:

· личная ответственность социального работника за нежелательные для клиента и общества последствия профессиональной деятельности;

· в процессе профессионального взаимодействия принятие клиента таким, каков он есть;

· соблюдение разумных интересов клиента;

· уважение прав клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместной деятельности;

· конфиденциальность в профессиональном взаимодействии с клиентом и его социальным окружением;

· полное информирование клиента о предпринимаемых действиях специалистов;

· доброжелательность, бескорыстие, честность и откровенность во взаимодействии социального работника и клиента.

Сюда же необходимо отнести и гуманистическую направленность социальной работы, которая выражается в следующем:

· создание условий для реализации потребностей и интересов клиента, побуждение к возникновению новых интересов;

· предоставление клиенту возможности выбора деятельности, способов и средств достижения цели, выбора группы общения
и т.п.;

· признание развития личности клиента с её достоинством и потенциалом в качестве самоцели;

· гуманизация системы ценностных ориентаций клиента, взаимного влияния общечеловеческих ценностей и социальных аналогов;

· упрочение норм уважительного отношения к другим людям;

· создание условий для открытости и готовности клиента к непрерывному обогащению социокультурного опыта с целью реализации общечеловеческих ценностей в образе жизни;

· обеспечение свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, участия в различных общественных и политических организациях, не противоречащих конституционным и нравственным нормам.

Безусловным субъектом социальной работы является социальный работник, прошедший специальную, в т.ч. правовую и психологическую подготовку для осуществления различных функций, начиная от "линейной" работы с клиентом и кончая управленческой деятельностью в государственных ведомствах.

Профессионально-этическая направленность личности специалиста по социальной работе характеризуется следующими особенностями:

· осознанием и личностным принятием ценностей и норм данной деятельности;

· осмыслением значимости гуманистической этики профессиональной деятельности;

· принятием творческого характера труда, активной моральной позицией субъектов деятельности;

· самоопределением в процессе конкретной профессиональной деятельности.

Профессионально-этические качества специалиста по социальной работе – свойства личности, в основе которых лежит осознание и принятие нравственных ценностей и норм социальной работы, реализуемых в профессиональной деятельности. Овладение профессионально-этической культурой предполагает развитие следующих личностных качеств специалиста:

· гуманистическая направленность;

· личная и социальная ответственность;

· доброта и справедливость;

· чувство собственного достоинства и уважение достоинства других людей;

· толерантность, вежливость и способность к эмпатии;

· готовность понять других и прийти к ним на помощь;

· эмоциональная устойчивость;

· личная адекватность и социальная адаптивность.

Как отмечают многие специалисты - профессиональные качества рассматриваются как проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, умений и навыков, а также для достижения существенно приемлемой эффективности в профессиональном труде.

Они включают следующие свойства: интеллектуальные (мышление), нравственные (поведение), эмоциональные (чувства), волевые (способность к самоуправлению), организаторские (механизм деятельности). Деловые качества как составляющие нравственно-волевых и организаторских черт, складываются в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности, отражающими специфику ее характера, воли, способностей, темперамента, мировоззрения.

Из максимального набора психологических характеристик и черт характера выделяют оптимальный набор личностных качеств, необходимых социальному работнику:

- ответственность,

- принципиальность,

- наблюдательность,

- коммуникабельность,

- корректность (тактичность),

- интуиция, личностная адекватность по самооценке и оценке других,

- способность к самообразованию,

- оптимистичность,

- мобильность, гибкость,

- гуманистическая направленность личности, сочувствие к проблемам других людей, терпимость.

Таким же образом выявлены психологические "противопоказания" к социальной работе. К ним относятся:

- отсутствие интереса к другим людям (эгоизм),

- вспыльчивость,

- резкость суждений, категоричность,

- несобранность,

- неумение вести диалог с оппонентом,

- конфликтность,

- агрессивность,

- неумение воспринимать чужую точку зрения на предмет.

Не каждый человек пригоден для социальной работы; основным определяющим фактором здесь является система ценностей кандидата, которая, в конечном счете, определяет его профессиональную пригодность и эффективность практической деятельности.

Поэтому социальная работа была и остается одной из самых трудных профессий. Она не всегда адекватно воспринимается общественным мнением. Но социальная работа является одним из самых одухотворенных и благородных видов деятельности человека.

Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует не только с клиентами, но и со своими коллегами, подчиненными и начальством.

Одним социальным работникам удается сравнительно легко преодолевать конфликтные ситуации, другие чувствуют себя лучше в ситуациях сотрудничества и взаимопомощи. Одни умело обращаются с многословными, слишком говорливыми клиентами, другие успешно "находят язык" с замкнутыми и молчаливыми. Одни выдерживают агрессивное враждебное отношение к себе, другие нет. Одни отзывчивее, чем другие, к детям, другие сочувственнее к людям пожилого возраста.

Поэтому роль личностных качеств социального работника, несомненно, велика в выборе специализации профессиональной деятельности.

Раскрывая личностные качества социального работника, Е.Н. Холостова разделяет их на три группы:

первая — психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности;

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.