Сделай Сам Свою Работу на 5

Специфика социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами





Граждане пожилого возраста и инвалиды, в том числе инвалиды пожилого возраста, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания.

Для оказания медико-социальной помощи пожилым гражданам существуют следующие специализированные учреждения:

- геронтологические центры (организация профилактического направления);

- гериатрические центры (организация лечебного профиля);

- центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (организация медико-социального обслуживания).

Но специфика инвалидов пожилого возраста заключается не только в необходимости наличия леченого профиля при их социальном обслуживании, но и помощи в полном удовлетворении своих жизненных, возможно элементарных потребностей. Осуществляя работу с этой категорией граждан, следует учитывать психологического состояния и возрастные особенности клиентов данной категории.



Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ предусматривает 5 форм социального обслуживания:

1) социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

3) стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах, детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования;

4) срочное социальное обслуживание;

5) социально-консультативная помощь.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях, либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.



Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется, в частности, гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта РФ, в котором они проживают.

Порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ.

Социальная помощь на дому является важнейшей формой помощи пожилым, так как обеспечивает им привычную личную жизнь и сохраняет участие в привычном социальном и общественном, а часто и трудовом, окружении и осуществляется бесплатно для пожилых отделениями муниципальных центров социального обслуживания. Гарантированные социальные услуги на дому включают: доставку продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской и юридической помощи; помощь в соблюдении социально-гигиенических требований в отношении жилища; сопровождение при обращении за медицинскими и иными услугами и др. Для имеющих родственников такая помощь может быть платной.



К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:

1) организация питания, включая доставку продуктов на дом;

2) помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

3) содействие в получении медицинской помощи, в т.ч. сопровождение в медицинское учреждение;

4) поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

5) содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;

6) содействие в обеспечении топливом и (или) водой (в отношении граждан, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения);

7) содействие в организации ритуальных услуг;

8) другие надомные социальные услуги.

Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных перечнями гарантированных государством социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.

Порядок социального обслуживания на дому определяется законодательством субъектов РФ.

Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих, в частности, психическими расстройствами (в стадии ремиссии). Гражданам может быть отказано в предоставлении социальных услуг на дому при наличии у них тяжелых психических расстройств, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения. Такой отказ подтверждается совместным заключением органа социальной защиты населения и врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения.

Полустационарная социальная помощь включает отделения дневного или ночного пребывания, создаваемые при муниципальных центрах социального обслуживания или при иных органах социальной защиты. Эта форма услуг предоставляется пожилым, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению. В этих отделениях может быть оказана самая различная по форме помощь. Здесь организуется горячее питание и проводятся медицинские манипуляции, требующие, прежде всего сестринской помощи; осуществляются различные формы медицинского обслуживания; важное значение имеет организация отдыха и культурного времяпрепровождения, культурно-массовых и образовательных мероприятий.

Полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни.

На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний, в частности, тяжелых психических расстройств, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.

Решение о зачислении на полустационарное социальное обслуживание принимается руководителем учреждения на основании личного письменного заявления гражданина и справки учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья.

Порядок и условия полустационарного социального обслуживания определяется органами исполнительной власти субъектов РФ.

Стационарная форма социального обслуживания предназначается для граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.

Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан указанной категории наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.

Стационарные учреждения (отделения) социального обслуживания профилированы в соответствии с возрастом граждан, состоянием их здоровья и социальным положением.

В стационарных учреждениях органов социальной помощи пожилые и инвалиды имеют право на: обеспечение нормальных условий проживания в соответствии с социально-гигиеническими нормативами; на уход, медицинскую, санитарную и стоматологическую помощь; на добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом здоровья, интересов, желаний; на свободную юридическую помощь, посещение родственников и знакомых, на свободное религиозное вероисповедание и посещение священников, а также на сохранение за ними занимаемой по найму, аренде или на правах собственности жилых помещений (для одиноких пенсионеров в течение 6 месяцев после поступления в дома социального обслуживания).

Дома-интернаты являются традиционной формой социального обслуживания во всем мире и в нашей стране. Особенностью их является наличие хронических заболеваний у проживающих здесь лиц, что ограничивает их трудоспособность, а часто и возможности самообслуживания и требует постоянной медицинской помощи и ухода. Проживающие в таких пансионатах люди находятся на полном государственном обеспечении, что обычно определяет отчисление более половины получаемой ими пенсии этим учреждениям. Все виды помощи осуществляются здесь бесплатно, что, однако, ставит вопрос о социальном равенстве и дифференцированности помощи, так как различные медицинские процедуры и медикаменты могут сильно различаться по себестоимости.

Для медицинского обслуживания домов-интернатов используются различные формы. Обслуживание прикрепленными организациями здравоохранения и стационарами дает возможность высокого уровня диагностики и лечения, однако, обычно при достаточно больших домах-интернатах имеется и медико-санитарное отделение, оснащенность которого может быть весьма различна и зависеть от конкретного контингента проживающих здесь лиц.

Внутри дома-интерната также могут выделяться различные подразделения: лечебно-профилактические, отделения по санитарному уходу, отделения активного долголетия, отделения реабилитации, залы ЛФК, физиотерапевтические отделения и пр. Обычными является наличие клубов, советов ветеранов, подсобных мастерских, земельных участков, в том числе для индивидуального пользования и т.п. Все в большей мере мировая практика поворачивает структуру и содержание работы в таких учреждениях от медицинского учреждения к социально-культурному, со все большей активностью проживающих здесь лиц.

Дома милосердия в последнее время все больше "оттягивают" на себя лиц, нуждающихся преимущественно в уходе и пребывающих на постельном режиме. Особенности их обслуживания и требования к специальной квалификации и организации помощи в таких учреждениях часто требуют отдельного их расположения от домов-интернатов для полностью сохраняющих активность лиц. Однако, целью таких домов является не пассивный режим, а стремление вернуть утраченную активность, перевести в отделения реабилитации.

Выделение отделений реабилитации - насущная потребность современного общества, когда повторные инфаркты сердца и мозговые нарушения требуют значительных усилий после проведенного госпитального курса. Высокий уровень медицинского обслуживания и насыщенность реабилитационными специальными видами помощи делают такие центры высоко эффективными, возвращая к полноценной активности пожилых лиц даже в самых старших возрастах.

В противоположность отделениям реабилитации, отделения помощи лицам с неизлечимыми заболеваниями имеют свои особенности организации и осуществления помощи: помощь в хосписах направлена на облегчение боли и страданий, но главное – на полноценное восприятие жизни до самого ее конца, на понимание проблемы смерти как таковой, что, однако, требует уже специального рассмотрения. Хосписное обслуживание в последнее время расширяется и включает патронажную службу, помощь семье тяжело больных в решении психологических, медико-санитарных и юридических вопросов, часто захватывает и область, ранее целиком принадлежащую церкви. Достойная жизнь в любых условиях - вот основная цель и смысл всей службы хосписов.

Помещение граждан в стационарные учреждения социального обслуживания производится на основании их личного письменного заявлении и подтверждается их подписью.

Существуют также психоневрологические интернаты для лиц пожилого возраста. В силу того, что лица пожилого возраста сильно подвержены нервным и психическим расстройством, что нередко приводит к серьезным психическим заболеваниям. Решение органа опеки и попечительства принимается на основании заключения врачебной комиссии с участием врача-психиатра. Заключение должно содержать сведения о наличии у лица психического расстройства, лишающего его возможности находиться в неспециализированном учреждении социального обслуживания, а в отношении дееспособного лица, к заявлению которого должно быть приложено заключение врачебной комиссии, - также и об отсутствии оснований для постановки перед судом вопроса о признании его недееспособным.

В соответствии с Федеральным законом «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», допускается возможность помещения граждан пожилого возраста и инвалидов в учреждения социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей. Такое помещение может иметь место «в случаях, если эти лица лишены ухода и поддержки со стороны родственников или иных законных представителей и при этом не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию и (или) активному передвижению) или признаны в установленном законом порядке недееспособными».

Вопрос о помещении в стационарное учреждение социального обслуживания в недобровольном порядке решается судом по представлению органов социальной защиты населения.

Социальные работники работают с пожилыми людьми и инвалидами, зачастую очень немощными, на дому, в стационарах, поликлиниках, домах-интернатах для престарелых, гериатрических и психогериатрических отделениях, медико-реабилитационных центрах и больницах, домах-интернатах для клиентов, страдающих деменцией, и домах со специальным обслуживанием для пожилых людей. Единство амбулаторного и стационарного ухода имеет большое значение в работе, так как задачи адаптации пожилых людей после больничного и стационарного лечения являются повседневными задачами социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами.

Профессиональная социальная работа с людьми пожилого возраста требует особых навыков, знаний и интуиции, в том числе и в этической сфере. Такие этические ценности, как уважение уникальности человека, его права на самоопределение и неприкосновенность, равно сохраняют силу в работе с пожилыми людьми, как и с другими категориями клиентов. Этические проблемы возникают особенно в связи с тем, что эти ценности труднореализуемы и находятся под угрозой в отношении самых слабых и зависимых от других людей стариков. Близость смерти, ощущаемая пожилыми людьми, выдвигает зачастую соответствующие этические вопросы в работе с ними, например, при уходе за неизлечимо больными людьми. Часто под предлогом профессиональной деятельности потребностям пожилого человека, его автономии, субъективному опыту не уделяется должного внимания. Все большее этическое значение приобретает внимание к потребностям пожилых людей, страдающих деменцией. Часто социальные работники вынуждены работать в ситуации негативного и циничного отношения окружения, а иногда и обслуживающего персонала к пожилым людям. Этические оценки и моральные обязательства подвергаются испытанию при попытках совместить интересы стариков, их близких и общества. Возрастающая технологизация ухода и обслуживания выдвигает новые этические проблемы.

Особую категорию «объектов» обслуживания социальными работниками представляет семья, где есть инвалид, либо пожилой человек, нуждающийся в посторонней помощи. Семья является микросредой, в которой живет нуждающийся в социальной поддержке человек. Он как бы вовлекает ее в орбиту обостренной потребности в социальной защите.

При социальной работе с пожилыми людьми следует учитывать многочисленные факторы, которое влияют на содержание и формы этой работы. Вот некоторые из них:

· Потребность в индивидуальной помощи.

· Наличие различных заболеваний пожилого возраста: болезнь Альцгеймера, деменция, инсульт, переломы, психические заболевания и др.

· Инвалидность пожилых людей, отсталость в умственном развитии, ослабление зрения и слуха.

· Проблемы наркозависимости и алкоголизма у пожилых.

· Психологические травмы прошлого у пожилых людей: насилие, война и эвакуация, сложные судьбы, пережитые несчастья.

· Проблемы, связанные с местом проживания: например, одиночество пожилых людей в сельской местности, проблемы одиноких и больных пенсионеров, проживающих за пределами своей страны.

· Стрессовые факторы в жизни пожилых людей: одиночество, недавнее вдовство, депрессивное и предсуицидальное состояние, плохое обращение, горечь от неудавшейся жизни.

· Проблемы пожилых людей, ухаживающих дома за взрослым больным ребенком, ухаживающих друг за другом.

· Проблемы взаимоотношений с родственниками, ухаживающими за стариками, проблемы взаимоотношения поколений в семье.

· Проблемы пожилых мигрантов по возвращении на родину.

· Экономические проблемы пожилых людей: низкий уровень пенсии, бедность.

Этот перечень не исчерпывающий, его цель – привлечь внимание к тому факту, что у старых людей бывают такие же трудные жизненные ситуации, как у молодых, что и они нуждаются в помощи профессионала.

Несмотря на то, что социальный работник в работе с пожилыми людьми выступает главным образом в роли специалиста в своей области, он должен обладать достаточными гериатрическими познаниями о болезнях престарелых людей и возможностях их медикаментозного и другого лечения. Он должен знать об изменениях основных физических и психических функций (например, в связи с деменцией, ослаблением двигательных и мочеиспускательных функций), затрудняющих самостоятельное проживание дома. Деятельность в многопрофильных геронтологических и гериатрических коллективах требует знаний по другим специальностям, связанным с пожилым возрастом. Постоянно возрастает значение гериатрической реабилитации и профилактики. Спецификой профессионализма социального работника является знание законов, связанных с правами пожилых людей, в том числе пенсионных законов, а также системы государственных и частных социальных, культурных и медицинских услуг.

 

Вопрос 2. Опыт социальной работы с пожилыми людьми с ограниченными возможностями в зарубежных странах

Одной из главных целей мирового сообщества, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, является утверждение веры в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности. Во всех развитых цивилизованных странах человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неотъемлемо принадлежащие ему права и свободы отнесены к высшим ценностям общественного бытия. Свобода и равноправие граждан принадлежит к числу азбучных истин демократического режима. Вместе с тем, в составе населения любой страны всегда имеются социальные группы, которые нуждаются в повышенном внимании со стороны общества, в особой охране их прав со стороны государства. Это самые уязвимые социальные слои, к которым принадлежат и лица преклонного возраста, те, кто отдал свою жизнь служению обществу и вправе рассчитывать, что общество отплатит им сторицей.

Демографические изменения, происходящие в развитых странах, свидетельствуют о стремительном росте относительной доли и абсолютного числа пожилых людей. По прогнозам бюро переписи населения США число американцев в возрасте старше 85 лет и более, составляющее ныне 3,3 млн. человек, должно возрасти до 18,7 млн. человек к 2080 году.1. Примерно аналогичные тенденции прослеживаются и в западно-европейских странах. В условиях относительного сокращения рождаемости происходит процесс "старения" населения, что порождает комплекс больших и сложных проблем.

  1. Старение в XXI веке: триумф и вызов. - Издание Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА), Нью-Йорк, и организации «Хелпэйдж Интернэшнл», Лондон. Copyright © United Nations Population Fund (UNFPA) and HelpAge International, 2012.

 

Происходящие изменения резко усиливают давление на различные государственные и общественные структуры, призванные заботиться о пожилых людях, защищать их права и интересы. При этом важно видеть не только сегодняшнее состояние дел, но и более отдаленные перспективы развития, к наступлению которых нужно готовиться сегодня, дабы они не застали врасплох завтра.

Ниже приведен фактический и нормативный материал, который показывает, как решаются конкретные вопросы социальной защиты пожилых людей в странах Западной Европы, США и Японии.

Конечно, решения, которые находят эти страны, во многом связаны с уровнем общего благосостояния, достигнутого этими странами.

И, тем не менее, изучение мирового опыта, знакомство с постановкой проблем и их решением — это необходимый задел на будущее, это подготовка уже сегодня к тем решениям и свершениям, которые нас ожидают завтра. В настоящее время только в странах Европы, входящих в ЕЭС, более 30 млн. человек страдают от серьезных и длительных заболеваний физического или психического характера. Среди них более 10 млн. человек лица преклонного возраста. Уже одно это позволяет оценить масштабы медицинской, санитарной, социальной и правовой помощи, в которой эти лица нуждаются. К этому следует добавить, что число лиц весьма преклонного возраста удвоится в ближайшие 35 лет.

Конечно, сегодня трудно себе представить в деталях, каково будет положение лиц преклонного возраста за пределами нынешнего столетия. Оно будет зависеть от воздействия множества факторов экономического, миграционного, политического и иного порядка, которое ныне еще трудно определить. Однако если уже сегодня не будут приняты самые решительные меры, проблемы, которые дают о себе знать сейчас, могут резко обостриться.

Назовем лишь некоторые из них, такие как прекращение активной трудовой деятельности, физическое и духовное здоровье, одиночество, которые в силу возрастания продолжительности жизни будут вызывать нарастающие трудности при решении вопросов, затрагивающих доходы (пенсионные права), жилищные права, уход за лицами преклонного возраста и его финансирование и т.п.

ШВЕЦИЯ

Шведский режим децентрализации власти сумел установить равновесие между стремлением к местной автономии и децентрализацией. Он обеспечил каждому гражданину единообразие социальных условий, гарантировав ему равный доступ ко всем услугам, предлагаемым местными коллективами, независимо от места его проживания. При этом он опирается на финансовое уравнивание богатых и бедных муниципалитетов.

Конституционная защита социальных прав находит свое выражение в Законе о социальном обеспечении 1982 г. Это закон-рамка, который подчеркивает право индивида на получение помощи со стороны коллектива в соответствии с пятью основными принципами.

1. Принцип нормализации. По мере возможности, каждый гражданин должен обладать правом трудиться и жить в условиях и окружающей среде, максимально близким и нормальным.

2. Принцип глобальности человеческих потребностей. Все, что необходимо для благополучия человека, будь то его психологические, физические и социальные потребности, должно быть принято во внимание, составляя единую и цельную совокупность.
3. Принцип самоопределения. Он предполагает уважение единства и
неприкосновенности человеческой личности. Каждый имеет право выбирать свой образ жизни и право принятия самостоятельных решений. Право на личную безопасность и самостоятельное распоряжение собой должны согласовываться с императивами ухода, необходимого для лиц преклонного возраста.

4. Принцип участия. Каждый человек должен иметь возможность не только воздействовать на собственные условия жизни, но и на жизнь коллектива в его совокупности. Лица преклонного возраста также хотят брать на себя ответственность и чувствовать себя необходимым.

5. Принцип здравого стимулирования. Лицам преклонного возраста должно поручаться выполнение задач в соответствии с их возможностями и в сотрудничестве с другими лицами в условиях нормальной и стимулирующей их окружающей среды.

Наиболее важную часть рассматриваемого закона составляет ст. 6, озаглавленная "Право на помощь". Предусмотренное в ней право трактуется весьма широко и имеет в виду не только финансовую помощь.

Например, в том, что касается ухода за лицами преклонного возраста "комитет по социальным делам обязан следить за тем, чтобы лица преклонного возраста могли вести автономное, активное и наполненное существование. Жилище, снабженное всеми необходимыми удобствами, специально приспособленные средства транспорта, семейная помощь — таковы лишь некоторые из мер, среди прочих, позволяющие успешно выполнять эту задачу".

Этот закон подтверждает право каждого лица преклонного возраста на помощь со стороны коллектива и обязанность каждой коммуны предоставлять, в частности, лицам преклонного возраста, утратившим самостоятельность, все необходимые помощь и услуги, дабы обеспечить их автономию.

Защита лиц преклонного возраста основывается на обеспечении их материальной безопасности. Каждый шведский гражданин имеет право на пенсию по старости, независимо от своих доходов. И независимо от того, участвовал ли он в трудовой жизни. Это — базовая национальная пенсия. К ней может добавляться дополнительная пенсия, исчисляемая пропорционально профессиональному доходу, находящаяся в ведении единого финансового института.

Наличие жилья, удовлетворяющего потребности лиц преклонного возраста. Подобное жилье, действительно, очень существенно для лиц преклонного возраста. Весьма важно, чтобы эти последние имели жилище хорошего качества и по соседству со службами оказания социальных, коммерческих, медико-социальных и культурных услуг. В соответствии с законом о социальном обеспечении, создаваемая в каждой коммуне Комиссия по социальным делам должна следить за тем, чтобы лица преклонного возраста располагали хорошими жилищными условиями. Доступ к этому жилью зависит от состояния здоровья данного лица, а его предоставление должно учитывать уровень средств, которыми данное лицо располагает.

Лицо преклонного возраста обладает правом на целый ряд пособий и/или жилье:

— жилищное пособие или дотация для обустройства жилища;

— обычное или специально приспособленное жилище;

— жилье с повышенным уровнем комфортности для тяжелых инвалидов, представляемое коммуной. Подобное жилье обеспечивает одновременно и независимость и безопасность лицам преклонного возраста. Оно обладает, в этом случае, цельным жилищем повышенной комфортности, целым рядом услуг и специальным устройством теленаблюдения;

— отдельное жилище в рамках общежития;

— дома-пансионаты по уходу или институты медицинского характера для лиц преклонного возраста с особо тяжелым состоянием здоровья.

Социальная помощь и социальное обеспечение оказывается коммунами, которые, в соответствии с законом, несут ответственность за социальное обеспечение, социальный уход за лицами преклонного возраста. Коммуны должны обеспечивать разнообразные и многоплановые услуги, которые способны адекватным образом обеспечить лицам преклонного возраста максимально автономное существование.

Помощь в ведении хозяйства включает разнообразную деятельность (приготовление пищи, уборка, стирка, помощь в личных нуждах и т. п.). Оказание такой помощи может обеспечиваться специальным транспортом, который доставляет все необходимое для уборки, технической помощи, специальный санитарный материал, книги во всех случаях, когда лицо преклонного возраста живет далеко от центра. Помощь лицам преклонного возраста включает также транспортные услуги с тем, чтобы позволить лицу преклонного возраста поддерживать контакты с другими лицами. Некоторые из этих услуг полностью бесплатны, а другие — оплачиваются частично.

Медицинские услуги и уход обеспечиваются в соответствии с законом об общественном здравоохранении и медицинских услугах, вступившим в силу в 1983 году.

Согласно этому закону, службы здравоохранения находятся в ведении местных коллективов (23 совета графств и 3 коммуны — Гетеборг, Мальме, Готланд). Закон устанавливает, что "советы графств предоставляют в распоряжение жителей необходимые санитарные и медицинские услуги и создают условия, благоприятные для общественного здравоохранения". Он подчеркивает, в частности, что медицинские услуги должны быть весьма доступны, и учитывать право пациента на свободный выбор. Предполагается, что медицинский уход находится в ведении публичного сектора.

Медицинский уход финансируется главным образом за счет сборов, взимаемых советами графств, дополняемых различными государственными дотациями и всеобщей системой страхования. Это национальная служба здравоохранения, которая является почти бесплатной. Уход в общественных больницах бесплатен. Некоторая оплата взимается за оказание консультаций вне больницы.

Ответственность за выработку национальной политики в области здравоохранения лежит на парламенте и правительстве. Основные положения, одобренные шведским парламентом в 1985 г., включали и особо подчеркивали, прежде всего, следующее:

· равенство всех, кто нуждается в уходе за здоровьем, при предоставлении
преимущества группам с высоким уровнем риска;

· предоставление санитарных и медицинских услуг в зависимости от потребностей индивида;

· уход за лицами преклонного возраста, душевнобольными и инвалидами;

· предпочтение, по сравнению с уходом в специализированных институтах, должно отдаваться как можно дольше содержанию в домашних условиях;

· принятие превентивных мер на коллективном и индивидуальном уровнях;

· оказание первичной медицинской помощи рассматривается как базовая основа всей системы здравоохранения.


Законодательство по вопросам здравоохранения включает также положения, относящиеся непосредственно к пациентам. Это:

· право на получение информации о состоянии здоровья, необходимых исследованиях и лечении;

· право советоваться и договариваться относительно ухода;

· право на отказ от лечения;

· право на ознакомление со всей историей болезни;

· право обращаться с жалобой в специальную инстанцию — дисциплинарный комитет службы здравоохранения при грубых нарушениях со стороны персонала, осуществляющего уход.

 

Политика в области здравоохранения применительно к лицам преклонного возраста, утратившим самостоятельность, состоит из их максимальной интеграции в коллектив. Абсолютный приоритет с начала 70-х годов отдается развитию системы первичного медицинского обслуживания.

Эта система рассматривается как обеспечивающая высокое качество и экономическую эффективность медицинского обслуживания.

К специализированной медицинской помощи прибегают в тех случаях, когда лицо преклонного возраста страдает недугом, требующим длительного медицинского лечения, либо, когда ослабление физических и умственных способностей требуют постоянного наблюдения и существенной помощи со стороны медицинского персонала.

В этих случаях прибегают к оказанию медицинской помощи на дому при помощи врача и окружающей медсестры, которые несут ответственность за обслуживание больного. Им помогают члены семьи или иные близкие лица преклонного возраста. Дабы это последнее чувствовало себя в безопасности, служба скорой помощи обеспечивает медицинскую помощь лицу, страдающему острым заболеванием, в любое время суток. Срочная помощь предоставляется также и при затруднениях социального порядка:

— оказание полуамбулаторной помощи;

— оказание продолжительной медицинской помощи;

— санаторное лечение.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Государственная политика Великобритании в отношении престарелых граждан и инвалидов ориентирована на создание полноценных условий для их проживания в домашних условиях, в первую очередь за счет широкого предоставления нестационарных форм и видов социального обслуживания.

Одной из причин этого является недостаточное развитие сети интернатных учреждений, часто не располагающих возможностями оказания полноценной помощи этой категории лиц из-за отсутствия собственной медицинской службы, условий интенсивного медицинского и бытового ухода. Социальная и медицинская помощь, предоставляемая престарелым и инвалидам на дому, рассматривается в качестве важного элемента реализации всей социальной политики в стране, в значительной мере позволяющей разрешить многие проблемы этой категории лиц, связанные с одиночеством и утратой интереса к жизни, способствующей развитию контактов с окружающими, улучшению жизненных условий.

Государство через министерства здравоохранения, социального обеспечения, труда, жилищного строительства координирует реализацию общих принципов социальной политики и осуществляет финансовый контроль. Организация социального обслуживания возлагается на органы местного самоуправления, предоставляющие как обязательные, так и дополнительные услуги, причем в выборе услуг им предоставлена значительная самостоятельность. Реализация социальных программ осуществляется небольшим числом штатных служащих и многочисленными добровольцами из различных общественных, религиозных, благотворительных, молодежных и других организаций. Вся эта система в общенациональном масштабе координируется Государственным комитетом социального обслуживания пожилых людей.

Какие услуги могут предоставить социальные службы по работе с отдельными людьми?

Основная ответственность за предоставление социальных услуг для пожилых людей лежит на отделах социальной службы местных органов власти в Англии и Уэльсе, отделах социальной работы в Шотландии и департаментах социальной службы в Северной Ирландии.

Большая часть из предоставляемых социальными службами средств направлена на оказание клиентам помощи для того, чтобы они могли независимо жить в своих собственных домах. Трудности по ведению домашнего хозяйства могут быть облегчены визитами сотрудников "помощи на дому", а также предоставлением услуг по стирке и доставке обедов на дом. Сюда входят и услуги органов здравоохранения по месту жительства: например, визит участковой сестры, чтобы помочь старому человеку принять ванну, сделать уколы, перевязки. Посещение дневных центров может помочь облегчить изоляцию, в которой обычно живут одинокие люди. В этих дневных центрах действуют ланчен-клубы, мастерские, могут предоставляться услуги по посещению мозольного оператора, другого медицинского обслуживающего персонала, преподавателей для получения дальнейшего образования.

Для тех, кто не может больше жить в своих домах, в специальных домах предлагается не только постоянное жилье, но и временное, чтобы облегчить бремя тех, кто ухаживает за старыми родственниками. Обслуживающий персонал этих домов предоставляет широкий круг услуг в добавление к удовлетворению физических потребностей. Весь персонал, включая социальных работников, будет вовлечен в удовлетворение эмоциональных, социальных потребностей живущих в этом доме, будет заботиться о досуге, как отдельного человека, так и всей группы. Там где возможно, способствовать и помогать живущим в этом доме время от времени возвращаться домой.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.