История инклюзивного образования в мировой практике
Дети с особенностями в развитии
Любом обществе есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это люди, имеющие какие-то отклонения в физическом, психическом или социальном развитии. Такие люди выделялись в особую группу, и в обществе и в государстве складывалось особое отношение к ним. Инвалид - от лат «слабый», «немощный».
Однако в разные времена в зависимости от конкретных культурно-исторических условий отношение к этой категории людей было самым различным: в одних обществах, как, например, в Спарте, оно отличалось крайней жестокостью вплоть до их физического уничтожения. Районы крайнего Севера. Древний Рим, в других – было милосердно-сострадательным.
Сегодня проблема отношения к людям с ограниченными возможностями становится все более актуальной вследствие того, что их число, как во всем мире, так и в России, имеет устойчивую тенденцию к увеличению
По данным ВОЗ детей – инвалидов насчитывается 2–3 % от всей популяции. Этому способствуют многие факторы:
¾ это и экологические проблемы
¾ неумеренное употребление алкоголя и наркотиков
¾ кризисные явления в обществе, которые всегда связаны со стрессами,
¾ дальнейшее развитие медицинских знаний, сейчас выхаживают таких больных, которые 50 лет назад неминуемо погибли бы (операции на сердце у новорожденных детей с тяжелой аритмией сердца).
При этом наследственные изменения встречаются у 8 – 10% детей, количество детей, пострадавших от неблагоприятных условий развития колеблется от 20 до 50%.
Перепись населения 2002 года: малодетность
По всем прогнозам показатель детской инвалидности будет расти, значит нам надо учиться жить вместе с такими людьми, помогая им, но не унижая их достоинства.
Согласно статистике, сегодня в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тысяч - дети с инвалидностью. В частности, если в 1995 году в России насчитывалось 453,6 тысяч детей с ОВЗ, то в 2011 году их число приблизилось к 590 тысячам. При этом около 90 тысяч детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и доступ к социально-образовательным ресурсам.
Сейчас в Рязани 2,5 тыс. детей-инвалидов.
Инвалидность в детском возрасте – это состояние стойкой соцальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи и надзоре.
Дети с различными отклонениями в развитии требуют различного подхода, различных методик работы. Среди детей с отклонениями в развитии выделяют следующие группы:
¾ глухих и слабослышащих;
¾ слепых и слабовидящих;
¾ с недоразвитием речи;
¾ с нарушением опорно-двигательного аппарата;
¾ с задержкой психического развития;
¾ с первыми признаками шизофрении, невозможностью общения, с ранним аутизмом;
¾ дети с соматическими нарушениями в развитии.
Между тем, в системе образования для инвалидов продолжают накапливаться и развиваться негативные тенденции: серьезное отставание российской молодежи с инвалидностью от их сверстников из индустриально развитых стран в освоении практически значимых знаний и навыков, в возможностях приобретения квалификации и интеграции в общество. Система образования, доступная инвалидам, не полностью соответствует структуре потребностей рынка труда; не получила должного развития система непрерывного профессионального образования для молодых инвалидов, что сдерживает их трудовую реабилитацию и наиболее полное участие в экономике, а следовательно, не позволяет эффективно модернизировать социальную сферу.
Получение образования, а в конечном итоге и приобретение профессии, по мнению большинства исследователей, является основным результатом реабилитации и позволяет инвалидам достигнуть социальной и экономической мобильности (В.В. Печенкин, Д.В. Зайцев, Э.К. Наберушкина, 2008).
В сфере занятости и трудовых отношений инвалидам предоставляются льготы и щадящие условия труда. Вместе с тем эти гарантии выступают ограничениями для реализации прав, самореализации в образовании и профессиональной карьере. Инвалиды по определению непривлекательны для работодателей, получая образование в специальных школах, они не готовы к продолжению образования
История инклюзивного образования в мировой практике
Активная западная теория - середина 20 века.
Ключевую роль в разворачивании интеграционных процессов сыграла выдвинутая скандинавскими странами концепция «нормализации» (Н.Э. Бенк-Миккельсен – 1959; Б. Нирье – 1968), законодательно закрепленная позиция социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями, в основе которой - идея о нормализации условий социальной жизни для инвалидов в соответствии с международными правовыми актами («Декларация прав человека» и др.). Одной из составных частей из аспектов нормализации стало интегрированное (инклюзивное) образование.
За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе:
¾ расширение доступа к образованию (widening participation),
¾ мэйнстриминг (mainstreaming),
¾ интеграция (integration),
¾ инклюзия, т.е. включение (inclusion).
Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах.
Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них.
Включение, или инклюзия реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.
В 1990-х гг. в США и странах Европы вышел ряд публикаций, посвященных проблеме самоорганизации родителей детей-инвалидов, общественной активности взрослых инвалидов и защитников их прав, способствовавшие популяризации идей инклюзивного образования.
Т.о., были провозглашены требования, чтобы все дети учились вместе, так как в дальнейшем им всем предстоит жить в одном обществе, они должны еще в детстве научиться общаться друг с другом. В этих странах нет определения «инвалид», они называют таких людей: в США – «человек с проблемами», в европейских странах – «человек с ограниченными возможностями».
Мы застряли и зациклились на медицинской модели, если нарушения определяют дальнейшую жизнь ребенка.
МЕДИЦИНСКАЯ МОДЕЛЬ
| СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
| Ребенок несовершенен
| Каждый ребенок ценен и принимается таким, какой он есть
| Диагноз
| Сильные стороны и потребности, определяемые самим ребенком и его окружением
| Вешание ярлыков
| Определение барьеров и решение проблем
| Нарушение становится центром внимания
| Проведение мероприятий, нацеленных на результат
| Оценка потребностей, мониторинг, терапия нарушений
| Доступность стандартных услуг с использованием дополнительных ресурсов
| Сегрегация и предоставление отдельных, особых услуг
| Подготовка и обучение родителей и специалистов
| Ординарные потребности откладываются
| «выращивание» отношений между людьми
| Восстановление в случае более или менее нормального состояния, иначе сегрегация
| Различия приветствуются и принимаются. Инклюзия каждого ребенка.
| Общество остается неизменным
| Сообщество развивается
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|