Сделай Сам Свою Работу на 5

Семинарское занятие: «Игры в логопедической работе с детьми с нарушением речи»





КУРС «ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ И ДЕФЕКТОЛОГИИ С ПРАКТИКУМОМ»

(для специальности «Дошкольное образование»)

Дневное отделение

Семестр

 

План проведения семинарских занятий

 

Семинарское занятие: «Нарушения письменной речи»

 

Теоретический блок

 

1. Дайте определение и характеристику формам нарушения письменной речи.

2. Охарактеризуйте условия, необходимые для успешного овладения письменной речью

3. Раскройте причины нарушения письменной речи

 

Практический блок

 

  1. Разработайте диагностический инструментарий для обследования детей дошкольного возраста с дислалией: методика проведения.
  2. Разработайте диагностический инструментарий для выявления нарушений фонематического слуха у детей дошкольного возраста: методы и приёмы диагностики.

 

 

Семинарское занятие: «Дисграфия»

 

Теоретический блок

 

1. Раскройте основные операции процесса письма.

2. Охарактеризуйте симптоматику дисграфии

3. Дайте характеристику видам дисграфии: классификация Токаревой О.А.

4. Дайте характеристику видам дисграфии: современная классификация



 

Практический блок

 

  1. Разработайте диагностический инструментарий для выявления нарушений письма у детей: методика проведения.
  2. Разработайте комплекс артикуляционных упражнений для отработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста: методика проведения.

 

Семинарское занятие: «Дислексия»

 

Теоретический блок

 

1. Дайте характеристику процессу чтения как сложному психофизическому процессу.

2. Раскройте основные условия, необходимые для успешного развития процесса чтения

3. Раскройте основные причины дислексии

4. Охарактеризуйте симптоматику дислексии

5. Дайте характеристику видам дислексии: классификация Хватцева М.Е., Токаревой О.А.

6. Дайте характеристику видам дислексии: классификация Лалаевой Р.И.

 

Практический блок

  1. Разработайте диагностический инструментарий для выявления нарушений чтения у детей: методика проведения.
  2. Разработайте комплекс игр и упражнений для развития слухового внимания и фонематического слуха у детей с тяжелыми речевыми нарушениями: методика проведения.

 



Семинарское занятие: «Система преодоления нарушений чтения и письма»

 

Теоретический блок

1. Раскройте основные принципы логопедической работы по устранению нарушений письменной речи

2. Раскройте методику устранение фонематической дислексии, артикуляторно-акустической дисграфии и дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания

3. Раскройте методику устранения фонематической дислексии и дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза

4. Раскройте методику устранения оптической дисграфии и дислексии

5. Раскройте методику устранения аграмматической дисграфии и дислексии

6. Раскройте методику устранения семантической дисграфии

7. Раскройте основные направления коррекционной работы по устранению нарушений письма и чтения

8. Охарактеризуйте основные направления профилактической работы по преодолению нарушений письменной речи

9. Раскройте основные задачи профилактической работы по устранению нарушений письменной речи

 

Практический блок

 

1. Разработайте комплекс игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей с тяжелым речевым нарушением: методика проведения.

  1. Разработайте комплекс игр и упражнений для развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями: методика проведения.

 

Семинарское занятие: «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи»

 

Теоретический блок



 

1. Раскройте содержание понятия «фонетико-фонематическое недоразвитие речи», охарактеризуйте его основные проявления

2. Раскройте систему приемов, определяющих степень сформированности фонематического слуха

3. Раскройте содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

 

Практический блок

  1. Разработайте план-конспект беседы с родителями по итогам диагностики речевого развития у детей.
  2. Подберите методический материал для дифференциации звуков (звуки по выбору): методика проведения.

 

Семинарское занятие: «Речевые нарушения у детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии»

 

Теоретический блок

 

1. Определите особенности развития детей с умственной отсталостью: классификация нарушений речи.

2. Раскройте особенности развития детей с задержкой психического развития. Охарактеризуйте речевые нарушения данной категории детей.

3. Проанализируйте особенности развития детей с нарушением зрения: классификация нарушений речи.

4. Охарактеризуйте особенности развития детей с нарушениями слуха: классификация нарушений речи.

5. Определите особенности развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и форму речевого нарушения при ДЦП.

6. Раскройте особенности готовности к обучению в школе детей с проблемами в речевом развитии.

 

Практический блок

 

  1. Составьте конспект индивидуального занятия с ребенком-логопатом на примере одного из видов речевого нарушения.
  2. Разработайте комплекс артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста: методика проведения.

 

 

Семинарское занятие: «Особенности психофизического развития детей с речевыми нарушениями »

 

Теоретический блок

 

1. Охарактеризуйте особенности развития восприятия и внимания у детей с нарушениями речи.

2. Охарактеризуйте особенности развития памяти, мышления и представлений у детей-логопатов.

3. Охарактеризуйте влияние особенностей формирования мелкой моторики на речевое развитие детей-логопатов.

4. Проследите взаимосвязь между особенностями формирования эмоционально-волевой сферы и речевым развитием детей-логопатов.

5. Раскройте особенности установления межличностных взаимоотношений и формированием коммуникативной деятельности детей-логопатов.

6. Определите существенные социально-психологические проблемы в развитии детей с речевой патологией.

7. Определите особенности поведения детей с речевой патологией в разных видах деятельности.

8. Раскройте особенности отношения детей-логопатов к своему дефекту и осознанию собственных речевых нарушений.

9. Определите проблемы, которые возникают при консультировании родителей детей с тяжелыми речевыми нарушениями: пути их преодоления.

10. Обоснуйте значение и раскройте особенности семейного воспитания детей с речевой патологией.

 

 

Практический блок

  1. Подберите методический материал для автоматизации звуков (звук по выбору): методика проведения.
  2. Разработайте конспект логоритмического занятия для детей старшего дошкольного возраста (тема по выбору): методика проведения.

Семинарское занятие: «Система организации дошкольной логопедической помощи»

 

Теоретический блок

 

1. Охарактеризуйте контингент детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

2. Определите основные направления воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением речи.

3. Раскройте основное содержание деятельности психолого-медико-педагогической консультации и особенности комплектования специальных учреждений для детей с нарушениями речи.

4. Охарактеризуйте различные типы дошкольных учреждений для детей с отклонениями в развитии.

 

Практический блок

1. Разработайте сценарий совместного воспитательного мероприятия логопеда с музыкальным руководителем для детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

 

 

Семинарское занятие: «Игры в логопедической работе с детьми с нарушением речи»

 

Теоретический блок

 

1. Обоснуйте целесообразность использования игр и игровых упражнений в логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

 

Практический блок

1. Подготовьте презентацию двух игр, используемых в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

 

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. Нарушения письменной речи.

2. Дисграфия. Основные направления коррекционной работы

3. Дислексия. Основные направления коррекционной работы

4. Профилактика нарушений письменной речи.

5. Фонетико-фонематическое нарушение речи. Основные направления коррекционной работы

6. Речевые нарушения у детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии

7. Дети с речевыми нарушениями. Особенности психофизического развития.

8. Особенности воспитания и обучения детей с тяжелыми речевыми нарушениями

9. Организация помощи детям с речевыми нарушениями в Украине.

10. Использование игр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М. «П»., 1989

2. Правдина О.В. Логопедия. М. 1973

3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М. 1981

4. Каше Г.А., Подготовка к школе детей с недостатками речи. М. 1985

5. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. М. 1971

6. Рібцун Ю.В. Професійний довідник учителя-логопеда ДНЗ. Основа.2012

7. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. М., 1972

8. Колповская И.К, Никашина Н.А., Спирова Л.Ф. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. Основы теории и практики логопедии. Под. Ред. Р.Е. Левиной. М., 1968

9. Нарушения речи у дошкольников / Сост. Р. А. Белова-Давид, Б. М. Гриншпун. — М., 1969.

10. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1985.

11. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. — М., 1973.

12. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии, — М., 1968.

13. Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р. А. Белова-Давид. — М., 1972.

14. Беккер К.-П., Совак М. Логопедия. — М., 1981.

15. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М. 1967

16. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста. М. 1979

17. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. М. 1988

18. Гришвина А.В., Пузыревская Е.Я., Сочеванова Е.В. Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. М 1988

19. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата\ под.ред. М.В.Ипполитовой.- М., 1985

20. Бадалян Л.О. Невропатология.-М., 1982

21. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте.- М., 1962

22. Ляпидевский С.С. Невропатология.- М, 1969

23. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей . М., 1999.

24. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: М., 2007.

25. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. М.:, 2002.

26. Основы логопедической работы с детьми. / Г.В. Чиркиной. – М., 2003.

27. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей. М., 1993

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПО КУРСУ

«ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ И ДЕФЕКТОЛОГИИ С ПРАКТИКУМОМ»

 

1. Дайте определение дизартрии как сложному системному нарушению речи.

2. Раскройте причины дизартрии

3. Охарактеризуйте формы дизартрии

4. Дайте характеристику детей с псевдобульбарной дизартрией

5. Определите методику и основные направления обследования детей, страдающих дизартрией

6. Определите основные направления коррекционной работы при дизартрии

7. Дайте определение ринолалии как сложному речевому нарушению.

8. Раскройте причины ринолалии

9. Охарактеризуйте формы ринолалии

10. Определите методику и основные направления обследования детей с ринолалией

11. Определите задачи и основные направления коррекционной работы при ринолалии

12. Дайте определение алалии как системному нарушению устной речи.

13. Раскройте причины алалии

14. Охарактеризуйте формы алалии

15. Определите методику и основные направления обследования детей с алалией

16. Определите основные направления коррекционной работы при алалии

17. Дайте определение афазии как системному нарушению речи устной речи

18. Раскройте причины афазии

19. Охарактеризуйте формы афазии

20. Определите методику и основные направления обследования детей с афазией

21. Определите основные направления коррекционной работы при афазии

22. Раскройте содержание понятий «общее недоразвитие речи», «уровни речевого недоразвития»

23. Раскройте причины общего недоразвития речи

24. Охарактеризуйте уровни общего недоразвития речи, используя примеры

25. Определите основные направления и методику обследования детей с общим недоразвитием речи

26. Определите задачи и содержание коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи І уровня

27. Определите задачи и содержание коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи ІІуровня

28. Определите задачи и содержание коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи ІІІ уровня

29. Раскройте специфику работы воспитателя в ДОУ для детей с нарушениями речи

30. Дайте определение заикания как нарушения темпо-ритмической стороны речи

31. Раскройте причины возникновения заикания

32. Охарактеризуйте симптомы заикания

33. Определите основные направления и методику проведения обследования детей

34. Определите задачи и содержание коррекционной работы с заикающимися детьми

35. Раскройте последовательность логопедических занятий по методике Н.А.Чевелевой

36. Раскройте последовательность логопедических занятий по методике С.А.Мироновой

37. Раскройте последовательность логопедических занятий по методике Г.А.Волковой

38. Дайте оценку роли семьи и ДОУ в преодолении заикания у детей

39. Дайте характеристику темпа речи и его нарушений у детей

40. Охарактеризуйте виды нарушений темпа речи и причины их возникновения

41. Раскройте понятие «тахилалия» и определите основные направления коррекционной работы

42. Раскройте понятие «брадилалия» и определите основные направления коррекционной работы

43. Раскройте роль семьи и ДОУ в предупреждении нарушения темпа речи у детей дошкольного возраста

44. Дайте определение и характеристику формам нарушения письменной речи.

45. Охарактеризуйте условия, необходимые для успешного овладения письменной речью

46. Раскройте причины нарушения письменной речи

47. Раскройте основные операции процесса письма.

48. Охарактеризуйте симптоматику дисграфии

49. Дайте характеристику видам дисграфии: классификация Токаревой О.А.

50. Дайте характеристику видам дисграфии: современная классификация

51. Дайте характеристику процессу чтения как сложному психофизическому процессу.

52. Раскройте основные условия, необходимые для успешного развития процесса чтения

53. Раскройте основные причины дислексии

54. Охарактеризуйте симптоматику дислексии

55. Дайте характеристику видам дислексии: классификация Хватцева М.Е., Токаревой О.А.

56. Дайте характеристику видам дислексии: классификация Лалаевой Р.И.

57. Раскройте основные принципы логопедической работы по устранению нарушений письменной речи

58. Раскройте методику устранения фонематической дислексии, артикуляторно-акустической дисграфии и дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания

59. Раскройте методику устранения фонематической дислексии и дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза

60. Раскройте методику устранения оптической дисграфии и дислексии

61. Раскройте методику устранения аграмматической дисграфии и дислексии

62. Раскройте методику устранения семантической дисграфии

63. Раскройте основные направления коррекционной работы по устранению нарушений письма и чтения

64. Охарактеризуйте основные направления профилактической работы по преодолению нарушений письменной речи

65. Раскройте основные задачи профилактической работы по устранению нарушений письменной речи

66. Раскройте содержание понятия «фонетико-фонематическое недоразвитие речи», охарактеризуйте его основные проявления

67. Раскройте систему приемов, определяющих степень сформированности фонематического слуха

68. Раскройте содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

69. Определите особенности развития детей с умственной отсталостью: классификация нарушений речи.

70. Раскройте особенности развития детей с задержкой психического развития. Охарактеризуйте речевые нарушения данной категории детей.

71. Проанализируйте особенности развития детей с нарушением зрения: классификация нарушений речи.

72. Охарактеризуйте особенности развития детей с нарушениями слуха: классификация нарушений речи.

73. Определите особенности развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и форму речевого нарушения при ДЦП.

74. Раскройте особенности готовности к обучению в школе детей с проблемами в речевом развитии.

75. Охарактеризуйте особенности развития восприятия и внимания у детей с нарушениями речи.

76. Охарактеризуйте особенности развития памяти, мышления и представлений у детей-логопатов.

77. Охарактеризуйте влияние особенностей формирования мелкой моторики на речевое развитие детей-логопатов.

78. Проследите взаимосвязь между особенностями формирования эмоционально-волевой сферы и речевым развитием детей-логопатов.

79. Раскройте особенности установления межличностных взаимоотношений и формированием коммуникативной деятельности детей-логопатов.

80. Определите существенные социально-психологические проблемы в развитии детей с речевой патологией.

81. Определите особенности поведения детей с речевой патологией в разных видах деятельности.

82. Раскройте особенности отношения детей-логопатов к своему дефекту и осознанию собственных речевых нарущений.

83. Определите проблемы, которые возникают при консультировании родителей детей с тяжелыми речевыми нарушениями: пути их преодоления.

84. Обоснуйте значение и раскройте особенности семейного воспитания детей с речевой патологией.

85. Охарактеризуйте контингент детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

86. Определите основные направления воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением речи.

87. Раскройте основное содержание деятельности психолого-медико-педагогической консультации и особенности комплектования специальных учреждений для детей с нарушениями речи.

88. Охарактеризуйте различные типы дошкольных учреждений для детей с отклонениями в развитии.

89. Обоснуйте целесообразность использования игр и игровых упражнений в логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПОРТФОЛИО

 

1. Составьте таблицу дифференциальной диагностики минимальных проявлений дизартрии и дислалии

 

Диагностические критерии Дислалия Стертая форма дизартрии
1. Анамнестические данные: - беременность и роды - крик -…… -…… -….. 2. Раннее речевое развитие: - гуление ……… и т.д     В норме   Звонкий, длительный   ……….       Осложненные   Часто глухой, непродолжительный, с ограниченным интонированием     ………

 

2. Составьте развернутый план обследования ребенка дошкольного возраста с дизартрией

3. Подготовьте консультацию для родителей ребенка, страдающего дизартрией

4. Составьте таблицу сравнительного анализа органической и функциональной ринолалии

 

Диагностические критерии Органическая ринолалия Функциональная ринолалия
     

 

5. Составьте развернутый план обследования ребенка дошкольного возраста с ринолалией

6. Подготовьте консультацию для родителей ребенка с ринолалией

7.Составьте таблицу дифференциальной диагностики моторной и сенсорной алалии

 

Диагностические критерии Моторная алалия Сенсорная алалия
     

 

8. Составьте развернутый план обследования ребенка дошкольного возраста с алалией

9. Подготовьте консультацию для родителей ребенка с алалией

10.Составьте таблицу дифференциальной диагностики алалии и афазии

 

  №       Диагности- ческие критерии Алалия Афазия
сенсорная моторная сенсорная моторная
           

 

 

11.Составьте таблицу дифференциальной диагностики минимальных проявлений дизартрии и дислалии

 

 

  Диагности- ческие критерии   Афазия Дизартрия Дислалия Тугоухость
           

12. Составьте развернутый план обследования ребенка с общим недоразвитием речи

13. Подготовьте консультацию для родителей ребенка с общим недоразвитием речи

14. Составьте таблицу дифференциальной диагностики речевых нарушений при ОНР I, II, III, IV уровней

Разделы ОНРI ОНРII ОНРIII ОНРIV
Понимание речи        
Фразовая речь        
Грамматический строй        
Словарный запас        
Слоговая структура слов        
Звукопроизношение        
Фонематический слух        
Связная речь        

15. Составьте развернутый план обследования заикающегося ребенка

16. Подготовьте консультацию для родителей заикающегося ребенка. Включите перечень мероприятий, рекомендуемых для проведения родителями по организации общего и речевого режима ребенка в условиях семьи.

17. Напишите тезисы доклада для родителей на тему «Как предупредить заикание у детей»

18. Составьте таблицу дифференциальной диагностики тахилалии и заикания

 

Диагностические критерии Тахилалия Заикание
     

19. Напишите тезисы доклада для родителей на тему «Как предупредить нарушение темпа речи у детей»

  1. Разработайте диагностический инструментарий для обследования детей дошкольного возраста с дислалией: методика проведения.
  2. Разработайте диагностический инструментарий для выявления нарушений фонематического слуха у детей дошкольного возраста: методы и приёмы диагностики.
  3. Разработайте диагностический инструментарий для выявления нарушений письма у детей: методика проведения.
  4. Разработайте комплекс артикуляционных упражнений для отработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста: методика проведения
  5. Разработайте диагностический инструментарий для выявления нарушений чтения у детей: методика проведения.
  6. Разработайте комплекс игр и упражнений для развития слухового внимания и фонематического слуха у детей с тяжелыми речевыми нарушениями: методика проведения.
  7. Разработайте комплекс игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей с тяжелым речевым нарушением: методика проведения.
  8. Разработайте комплекс игр и упражнений для развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями: методика проведения.
  9. Разработайте план-конспект беседы с родителями по итогам диагностики речевого развития у детей.
  10. Подберите методический материал для дифференциации звуков (звуки по выбору): методика проведения.
  11. Составьте конспект индивидуального занятия с ребенком-логопатом на примере одного из видов речевого нарушения.
  12. Разработайте комплекс артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста: методика проведения.
  13. Подберите методический материал для автоматизации звуков (звук по выбору): методика проведения.
  14. Разработайте конспект логоритмического занятия для детей старшего дошкольного возраста (тема по выбору): методика проведения.
  15. Разработайте сценарий совместного воспитательного мероприятия логопеда с музыкальным руководителем для детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.