ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
При разработке и реализации финансовой политики руководство предприятия вынуждено постоянно принимать управленческие решения из множества альтернативных направлений. В выборе наиболее выгодного решения важнейшую роль играет своевременная и точная информация.
В современной экономической ситуации хозяйствующие субъекты, особенно крупные корпорации, тратят много средств и времени на постоянное обеспечение информационной составляющей своей финансовой политики. Стоимость информации определяют не только количеством затраченного живого и овеществленного труда на ее формирование или разработку, систематизацию, анализ и хранение, на нее также влияет ее достоверность, своевременность получения и эксклюзивность. Рыночная стоимость информации не должна восприниматься только как прямая ее покупка за деньги на финансовых рынках. Отсутствие такой информации может стоить предприятию огромных сумм прямых убытков, упущенной выгоды, тактически и стратегически неверных управленческих решений.
Информационное обеспечение финансовой политики предприятия можно разделить на две крупные категории — формируемое из внешних источников и внутренних.
Система показателей информационного обеспечения финансовой политики предприятия, формируемая из внешних источников:
1. Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны:
• темп роста внутреннего валового продукта и национально го дохода;
• объем эмиссии денег в рассматриваемом периоде; ■• денежные доходы населения;
• вклады населения в банках;
• индекс инфляции;
• учетная ставка центрального банка.
Данный вид информативных показателей служит основой для проведения анализа и прогнозирования условий внешней среды функционирования предприятия при принятии стратегических решений в финансовой деятельности (стратегия развития его активов и капитала, инвестиционная деятельность, формирование системы целевых направлений развития). Формирование системы показателей этой группы основано на публикуемых данных государственной статистики.
2. Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка:
• виды основных фондовых инструментов (акций, облигаций, деривативов и т.п.), обращающихся на биржевом и внебир- жевом фондовых рынках;
• котируемые цены предложения и спроса основных видов фондовых инструментов;
• кредитная ставка отдельных коммерческих банков, диффе- ренцированная по срокам предоставления финансового кре- дита;
• депозитная ставка отдельных коммерческих банков, диф- ференцированная по вкладам до востребования и срочным вкладам;
• официальный курс отдельных валют.
Система нормативных показателей этой группы служит для принятия управленческих решений при формировании портфеля долгосрочных финансовых инвестиций, краткосрочных финансовых вложениях, при выборе вариантов размещения свободных денежных средств и т.д. Формирование системы показателей этой
группы основано нa периодических публикациях Центрального банка, коммерческих изданиях, фондовой и валютной биржах, а также на официальных статистических изданиях.
3. Показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов.
Система информативных показателей этой группы необходима в основном для принятия оперативных управленческих решений по отдельным аспектам формирования и использования финансовых ресурсов. Эти показатели формируют обычно в следующих блоках: «Банки», «Страховые компании», «Поставщики продукции», «Покупатели продукции», «Конкуренты». Источники формирования показателей этой группы - публикации отчетных материалов в прессе (по отдельным видам хозяйствующих субъектов такие публикации являются обязательными), соответствующие рейтинги с основными результативными показателями деятельности (по банкам, страховым компаниям), а также платные бизнес-справки, предоставляемые отдельными информационными компаниями.
4. Нормативно-регулирующие показатели.
Систему этих показателей учитывают при подготовке финансовых решений, связанных с особенностями государственного регулирования финансовой деятельности предприятий. Источники формирования показателей этой группы — нормативно-правовые акты, принимаемые различными органами.государственного управления.
Систему показателей информационного обеспечения финансового менеджмента, формируемых из внутренних источников, делят на две группы:
1. Первичная информация:
• формы бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс, от чет о прибылях и убытках; отчет об изменении капитала; отчет о движении денежных средств; приложение к бухгал терскому балансу; отчет о целевом использовании получен ных средств)3, а также отчетность, формируемая в соответ ствии с международными стандартами;
• оперативный финансовый и управленческий учет. Систему информативных показателей этой группы широко
используют как внешние, так и внутренние пользователи. Она применима при финансовом анализе, планировании, разработке
Состав бухгалтерской отчетности по РСБУ определен Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ (ред. от 30.06.03) «О бухгалтерском учете», а порядок ее формирования - ПБУ А/99 «Бухгалтерская отчетность организации».
финансовой стратегии и политики по основным аспектам финансовой деятельности, дает наиболее агрегированное представление о результатах финансовой деятельности предприятия. 2. Информация, полученная при финансовом анализе:
• горизонтальный анализ (сравнение финансовых показате- лей с предшествующим периодом и за несколько предше- ствующих периодов);
• вертикальный анализ (структурный анализ активов, пасси- вов и денежных потоков);
• сравнительный анализ (со среднеотраслевыми финансовы- ми показателями, показателями конкурентов, отчетными и плановыми показателями);
• анализ финансовых коэффициентов (финансовая устойчи- вость, платежеспособность, оборачиваемость, рентабель- ность);
• интегральный финансовый анализ и др.
Таким образом, для успешной реализации финансовой политики предприятия руководству необходимо, во-первых, обладать достоверной информацией о внешней среде и прогнозировать ее возможные изменения; во-вторых, иметь сведения о текущих параметрах внутреннего финансового положения; в-третьих, систематически проводить анализ, позволяющий получить оценку результатов хозяйственной деятельности отдельных ее аспектов как в статике, так и в динамике.
Кроме того, предприятие должно проводить открытую информационную политику, особенно с потенциальными инвесторами, кредиторами, органами власти. Финансовая политика, не подкрепленная регулярным, достоверным информационным обменом с инвесторами, отрицательно сказывается на рыночной стоимости предприятия.
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И ДРУГИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Разработка и реализация финансовой политики содержит одновременно финансовые, управленческие, экономические, правовые и даже технические аспекты и требует междисциплинарного подхода. Действительно, такие понятия, как «активы», «оборотный капитал», «издержки», «цены», а также методы — «бюджетирование», «нормирование оборотных средств» и др. — не принадлежат предмету «Финансовая политика» и вышли из самых разных прикладных и научных дисциплин. Однако с мето-
дологической точки зрения это дисциплина-перекресток, генерирующая в одно целое цель развития предприятия, механизм и этапы достижения данной цели.
'Свой вклад в практическую реализацию финансовой политики любого предприятия вносят бухгалтерский учет, финансовый менеджмент, экономика, право, статистика, математика, информатика и другие дисциплины.
Финансовая политика и финансы. Финансовая политика, несмотря на то что опирается на термины, суть которых раскрыта в дисциплине «Финансы», не изучает непосредственно содержание и состав финансовых отношений, она использует финансы как базовый инструмент для достижения своих целей и задач. Финансовая политика помогает более четко определить, как с помощью финансовых ресурсов достигнуть поставленных целей. Финансовая политика и финансовый менеджмент. Финансовая политика задает общую концепцию развития предприятия. Однако реализуют финансовую политику с помощью методов, приемов финансового менеджмента. Финансовый менеджмент больше связан с действиями, анализом и подготовкой решений, а финансовая политика адаптирует существующие методы в соответствии с ее целями, направлениями и задачами.
Финансовая политика и бухгалтерский учет. Все решения в финансовой политике тесно переплетены с бухгалтерским учетом. Бухгалтерский учет предоставляет основную первичную информацию, которая необходима для реализации финансовой политики.
Финансовая политика и право. Влияние права на реализацию финансовой политики сказывается косвенно через элементы гражданского, трудового, административно-процессуального права.
Финансовая политика и налогообложение. На достижение той или иной стратегической цели, поставленной в финансовой политике, влияют многочисленные финансовые потоки, а на них, в свою очередь, существенно влияет действующая система налогообложения. Кроме того, действующее налоговое законодательство часто принуждает к тому или иному финансовому действию.
Финансовая политика и математические дисциплины. Финансовые цели обычно предполагают формализацию, а математические дисциплины предоставляют инструменты анализа и моделирования. Особенно эти инструменты необходимы при учете риска и неопределенности в управленческих решениях. Применение математических методов в финансовой сфере в настоящее время значительно расширилось.
Финансовая политика и информатика. Информатика не влияет на рассматриваемую дисциплину как таковую, но ее применение, как и в других областях управления, значительно увеличивает эффективность практических решений. Существуют многочисленные финансовые программы, реализуемые на ЭВМ, которые делают финансовое моделирование доступным почти каждому предприятию, например табличные процессоры, системы финансового моделирования, экспертные системы и др.
Помимо рассмотренных ранее в финансовой политике прИг меняют методы и научный аппарат других дисциплин.
Таким образом, финансовая политика организационно соединяет всевозможные элементы от определения первичной цели, стратегических направлений до реализации конкретных решений и отвечает практическим потребностям при управлении предприятием.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение финансовой политики предприятия.
2. Какие стратегические цели ставят с помощью финансовой политики?
3. Что подразумевают понятия «финансовая стратегия» и «фи нансовая тактика»?
4. Раскройте основные направления разработки финансовой политики.
5. Кто определяет основные направления разработки финансо вой политики предприятия?
6. Перечислите основные тактические задачи, решаемые в ходе реализации финансовой политики.
7. Перечислите основные этапы финансовой политики предпри ятия.
8. Приведите основные факторы, влияющие на приоритетность стратегических целей финансовой политики.
9. Укажите основные источники информационного обеспечения финансовой политики предприятия.
10. Что является субъектом и объектом управления финансовой политики предприятия?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|