Сделай Сам Свою Работу на 5

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ





При разработке и реализации финансовой политики руковод­ство предприятия вынуждено постоянно принимать управленчес­кие решения из множества альтернативных направлений. В вы­боре наиболее выгодного решения важнейшую роль играет свое­временная и точная информация.

В современной экономической ситуации хозяйствующие субъекты, особенно крупные корпорации, тратят много средств и времени на постоянное обеспечение информационной составля­ющей своей финансовой политики. Стоимость информации оп­ределяют не только количеством затраченного живого и овеще­ствленного труда на ее формирование или разработку, системати­зацию, анализ и хранение, на нее также влияет ее достоверность, своевременность получения и эксклюзивность. Рыночная сто­имость информации не должна восприниматься только как пря­мая ее покупка за деньги на финансовых рынках. Отсутствие та­кой информации может стоить предприятию огромных сумм пря­мых убытков, упущенной выгоды, тактически и стратегически неверных управленческих решений.


Информационное обеспечение финансовой политики пред­приятия можно разделить на две крупные категории — формиру­емое из внешних источников и внутренних.



Система показателей информационного обеспечения финан­совой политики предприятия, формируемая из внешних источ­ников:

1. Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие
страны:

• темп роста внутреннего валового продукта и национально­
го дохода;

• объем эмиссии денег в рассматриваемом периоде;
■• денежные доходы населения;

• вклады населения в банках;

• индекс инфляции;

• учетная ставка центрального банка.

Данный вид информативных показателей служит основой для проведения анализа и прогнозирования условий внешней среды функционирования предприятия при принятии стратегических решений в финансовой деятельности (стратегия развития его активов и капитала, инвестиционная деятельность, формирова­ние системы целевых направлений развития). Формирование системы показателей этой группы основано на публикуемых дан­ных государственной статистики.

2. Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового
рынка:



• виды основных фондовых инструментов (акций, облигаций,
деривативов и т.п.), обращающихся на биржевом и внебир­-
жевом фондовых рынках;

• котируемые цены предложения и спроса основных видов
фондовых инструментов;

• кредитная ставка отдельных коммерческих банков, диффе-­
ренцированная по срокам предоставления финансового кре-
дита;

• депозитная ставка отдельных коммерческих банков, диф­-
ференцированная по вкладам до востребования и срочным
вкладам;

• официальный курс отдельных валют.

Система нормативных показателей этой группы служит для принятия управленческих решений при формировании портфеля долгосрочных финансовых инвестиций, краткосрочных финан­совых вложениях, при выборе вариантов размещения свободных денежных средств и т.д. Формирование системы показателей этой


группы основано нa периодических публикациях Центрального банка, коммерческих изданиях, фондовой и валютной биржах, а также на официальных статистических изданиях.

3. Показатели, характеризующие деятельность контрагентов
и конкурентов.

Система информативных показателей этой группы необходи­ма в основном для принятия оперативных управленческих реше­ний по отдельным аспектам формирования и использования финансовых ресурсов. Эти показатели формируют обычно в сле­дующих блоках: «Банки», «Страховые компании», «Поставщики продукции», «Покупатели продукции», «Конкуренты». Источни­ки формирования показателей этой группы - публикации отчет­ных материалов в прессе (по отдельным видам хозяйствующих субъектов такие публикации являются обязательными), соответ­ствующие рейтинги с основными результативными показателями деятельности (по банкам, страховым компаниям), а также плат­ные бизнес-справки, предоставляемые отдельными информаци­онными компаниями.



4. Нормативно-регулирующие показатели.

Систему этих показателей учитывают при подготовке финан­совых решений, связанных с особенностями государственного регулирования финансовой деятельности предприятий. Источни­ки формирования показателей этой группы — нормативно-пра­вовые акты, принимаемые различными органами.государствен­ного управления.

Систему показателей информационного обеспечения финан­сового менеджмента, формируемых из внутренних источников, делят на две группы:

1. Первичная информация:

• формы бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс, от­
чет о прибылях и убытках; отчет об изменении капитала;
отчет о движении денежных средств; приложение к бухгал­
терскому балансу; отчет о целевом использовании получен­
ных средств)3, а также отчетность, формируемая в соответ­
ствии с международными стандартами;

• оперативный финансовый и управленческий учет.
Систему информативных показателей этой группы широко

используют как внешние, так и внутренние пользователи. Она применима при финансовом анализе, планировании, разработке

Состав бухгалтерской отчетности по РСБУ определен Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ (ред. от 30.06.03) «О бухгалтерском учете», а порядок ее формирования - ПБУ А/99 «Бухгалтерская отчетность организации».


финансовой стратегии и политики по основным аспектам фи­нансовой деятельности, дает наиболее агрегированное представ­ление о результатах финансовой деятельности предприятия. 2. Информация, полученная при финансовом анализе:

• горизонтальный анализ (сравнение финансовых показате-­
лей с предшествующим периодом и за несколько предше-­
ствующих периодов);

• вертикальный анализ (структурный анализ активов, пасси-­
вов и денежных потоков);

• сравнительный анализ (со среднеотраслевыми финансовы­-
ми показателями, показателями конкурентов, отчетными и
плановыми показателями);

• анализ финансовых коэффициентов (финансовая устойчи­-
вость, платежеспособность, оборачиваемость, рентабель­-
ность);

• интегральный финансовый анализ и др.

Таким образом, для успешной реализации финансовой поли­тики предприятия руководству необходимо, во-первых, обладать достоверной информацией о внешней среде и прогнозировать ее возможные изменения; во-вторых, иметь сведения о текущих параметрах внутреннего финансового положения; в-третьих, си­стематически проводить анализ, позволяющий получить оценку результатов хозяйственной деятельности отдельных ее аспектов как в статике, так и в динамике.

Кроме того, предприятие должно проводить открытую инфор­мационную политику, особенно с потенциальными инвесторами, кредиторами, органами власти. Финансовая политика, не под­крепленная регулярным, достоверным информационным обме­ном с инвесторами, отрицательно сказывается на рыночной сто­имости предприятия.

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И ДРУГИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Разработка и реализация финансовой политики содержит одновременно финансовые, управленческие, экономические, правовые и даже технические аспекты и требует междисципли­нарного подхода. Действительно, такие понятия, как «активы», «оборотный капитал», «издержки», «цены», а также методы — «бюджетирование», «нормирование оборотных средств» и др. — не принадлежат предмету «Финансовая политика» и вышли из самых разных прикладных и научных дисциплин. Однако с мето-


дологической точки зрения это дисциплина-перекресток, гене­рирующая в одно целое цель развития предприятия, механизм и этапы достижения данной цели.

'Свой вклад в практическую реализацию финансовой полити­ки любого предприятия вносят бухгалтерский учет, финансовый менеджмент, экономика, право, статистика, математика, инфор­матика и другие дисциплины.

Финансовая политика и финансы. Финансовая политика, не­смотря на то что опирается на термины, суть которых раскрыта в дисциплине «Финансы», не изучает непосредственно содержание и состав финансовых отношений, она использует финансы как базовый инструмент для достижения своих целей и задач. Фи­нансовая политика помогает более четко определить, как с помощью финансовых ресурсов достигнуть поставленных целей. Финансовая политика и финансовый менеджмент. Финансовая политика задает общую концепцию развития предприятия. Од­нако реализуют финансовую политику с помощью методов, при­емов финансового менеджмента. Финансовый менеджмент боль­ше связан с действиями, анализом и подготовкой решений, а финансовая политика адаптирует существующие методы в соот­ветствии с ее целями, направлениями и задачами.

Финансовая политика и бухгалтерский учет. Все решения в финансовой политике тесно переплетены с бухгалтерским уче­том. Бухгалтерский учет предоставляет основную первичную ин­формацию, которая необходима для реализации финансовой по­литики.

Финансовая политика и право. Влияние права на реализацию финансовой политики сказывается косвенно через элементы граж­данского, трудового, административно-процессуального права.

Финансовая политика и налогообложение. На достижение той или иной стратегической цели, поставленной в финансовой по­литике, влияют многочисленные финансовые потоки, а на них, в свою очередь, существенно влияет действующая система налого­обложения. Кроме того, действующее налоговое законодательство часто принуждает к тому или иному финансовому действию.

Финансовая политика и математические дисциплины. Финан­совые цели обычно предполагают формализацию, а математичес­кие дисциплины предоставляют инструменты анализа и модели­рования. Особенно эти инструменты необходимы при учете рис­ка и неопределенности в управленческих решениях. Применение математических методов в финансовой сфере в настоящее время значительно расширилось.


Финансовая политика и информатика. Информатика не влия­ет на рассматриваемую дисциплину как таковую, но ее примене­ние, как и в других областях управления, значительно увеличива­ет эффективность практических решений. Существуют многочис­ленные финансовые программы, реализуемые на ЭВМ, которые делают финансовое моделирование доступным почти каждому предприятию, например табличные процессоры, системы финан­сового моделирования, экспертные системы и др.

Помимо рассмотренных ранее в финансовой политике прИг меняют методы и научный аппарат других дисциплин.

Таким образом, финансовая политика организационно соеди­няет всевозможные элементы от определения первичной цели, стратегических направлений до реализации конкретных решений и отвечает практическим потребностям при управлении предпри­ятием.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение финансовой политики предприятия.

2. Какие стратегические цели ставят с помощью финансовой
политики?

3. Что подразумевают понятия «финансовая стратегия» и «фи­
нансовая тактика»?

4. Раскройте основные направления разработки финансовой
политики.

5. Кто определяет основные направления разработки финансо­
вой политики предприятия?

6. Перечислите основные тактические задачи, решаемые в ходе
реализации финансовой политики.

7. Перечислите основные этапы финансовой политики предпри­
ятия.

8. Приведите основные факторы, влияющие на приоритетность
стратегических целей финансовой политики.

9. Укажите основные источники информационного обеспечения
финансовой политики предприятия.

10. Что является субъектом и объектом управления финансовой
политики предприятия?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.