Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 3. Развитие многосторонней системы регулирования мировых торговых отношений





В рамках системы мировой экономики начала ХХI века сложились и действуют многочисленные международные организации, ассоциации, советы, заключены многосторонние международные соглашения, решающие проблемы координации международной торговли в различных сегментах мирового рынка.

Экономический и социальный совет ЭКОСОС (Economic and Social Council — ECOSOC) координирует работу 14 специализирован­ных учреждений ООН, 10 функциональных комиссий и 5 региональ­ных комиссий; получает доклады от 11 фондов и программ ООН; дает программные рекомендации организациям системы ООН и государст­вам-членам.

На ЭКОСОС возложены функции коор­динации и развития сотрудничества государств с различным социаль­ным строем в таких важных экономических и социальных областях их взаимоотношений, как экономическое развитие, мировая торговля, индустриализация. Освоение природных ресурсов, международная защита прав и свобод человека, положение женщин, народонаселение, социальное обеспечение, наука и техника, предупреждение преступ­ности и многое др.

Согласно Уставу ООН ЭКОСОС призван предпринимать исследо­вания, составлять доклады, выносить рекомендации по вопросам международного, экономического, социального, культурного сотрудниче­ства государств, содействовать соблюдению и уважению прав челове­ка, созывать международные конференции и симпозиумы, подготавливать проекты конвенций по вопросам своей компетенции для представления их Генеральной Ассамблее, заключать соглашения со специализированными учреждениями ООН, определяющими их отношения с ООН, принимать меры для получения докладов от них и информации от членов ООН по вопросам, входящих в его компетен­цию. Он должен служить центральным форумом для обсуждения меж­дународных экономических и социальных проблем глобального и межотраслевого характера и выработки рекомендаций в отношении политики по этим проблемам, контролировать и оценивать осуществ­ление общей стратегии и выполнение первоочередных задач, установ­ленных Генеральной Ассамблеей в указанных областях, обеспечивать общую координацию деятельности организаций и системы ООН в та­ких областях и проводить всесторонние обзоры политики в области оперативной деятельности во всей системе ООН, учитывая при этом необходимость обеспечения равновесия, совместимости и соответст­вия первоочередным задачам, установленным Генеральной Ассамбле­ей для системы ООН в целом.





Выполняя свой мандат, ЭКОСОС проводит консультации с науч­ными кругами, представителями делового мира и с более чем 2100 за­регистрированными неправительственными организациями. Совет ежегодно, в июле, проводит основную сессию, продолжительностью в четыре недели, поочередно в Нью-Йорке и Женеве. В рамках сессии проводится ряд заседаний высокого уровня, в ходе которых министры национальных правительств и руководители международных учрежде­ний и другие высокопоставленные должностные лица обсуждают кон­кретную тему, имеющую общемировое значение.

Состоит из 54 членов, которые избираются Генеральной Ассамбле­ей сроком на три года в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом. Решения в ЭКОСОС принимаются простым большинством присутствующих (более подробно см. п. 2.2).

Значительную роль в данной сфере регулирования международной торговли играет такая международная экономическая организация системы ООН, как Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАДUnited Nations Conference on Trade and Development – UNCTAD).

ЮНКТАД (United Nations Conference on Trade and Development — UNCTAD) является программой ООН и соз­дана согласно резолюции Генеральной Ассамблеи в 1964 г. в качестве специального постоянного органа ООН. Первая сессия конференции состоялась в Женеве в 1964 г. В дальнейшем сессии ЮНКТАД прово­дились каждые четыре года.



Структура организации деятельности ЮНКТАД в системе ООН представлена на рис. 2.1.


Цели:

• содействие развитию международной торговли в целях ускоре­ния экономического роста, в особенности в развивающихся странах;

• установление принципов политики, касающихся международ­ной торговли и связанных с ней проблем экономического развития, в частности, в области финансов, инвестиций, передачи технологии;

• рассмотрение и содействие организации деятельности других уч­реждений в рамках системы ООН в области международной торговли и соответствующих проблем экономического развития;

• принятие в случае необходимости мер для ведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли;

• согласование политики правительств и региональных экономи­ческих группировок в области торговли и связанного с ней развития, выступая в качестве центра такого согласования.

Функции:

• регулирование торговых и экономических отношений между го­сударствами;

• разработка мер по регулированию международной торговли сырьевыми товарами;

• разработка мер и средств торговой политики и экономического сотрудничества;

• содействие развитию экономического сотрудничества между развивающимися странами;

• согласование политики правительств и региональных экономи­ческих группировок по вопросам развития мировой торговли и других проблем;

• регулирование ограничительной деловой практики;

• ведение аналитической работы по широкому кругу проблем: гло­бализация и развитие, инвестиции, развитие предприятий и техноло­гий, международная, торговля товарами и услугами, развитие инфра­структуры в сфере услуг;

• содействие координации деятельности в рамках ООН;

• сотрудничество с международными экономическими организа­циями (ВТО, Международным торговым центром ЮНКТАД/ВТО).

С созданием ВТО все чаще стали появляться мнения о том, что ЮНКТАД исчерпала свой ресурс и больше не нужна. Но в последнее время достигнуто понимание того, что ЮНКТАД необходима мирово­му сообществу, так как эта организация вырабатывает общие торгово-политические принципы в контексте развития мировой экономики, а за ВТО остаются преимущественно чисто торговые вопросы1.

Кроме ЮНКТАД в рамках Организации Объединенных Наций действует Комиссия ООН по праву международной торговли (United Nations Commission on International Trade Law, UNCITRAL, ЮНСИТРАЛ).

Одновременно с ЮНКТАД и ЮНИСТРАЛ действуют Всемирная торговая организация (ВТО World Trade Organization, WTO), а также Международный торговый центр ЮНКТАД/ВТО (International Trade Center UNCTAD/WTO),входящие в группу «Автономные организации, связанные с ООН». Наиболее существенную роль при этом играет Всемирная торговая организация.

Вопросы, решаемые ВТО, охватывают более 95% современной международной торговли. Её предшественником явилось Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ, General Agreement on Tarifs and Trade, GATT), подписанное в Женеве в 1947 г. Оно представляло собой многостороннее соглашение об основных принципах, нормах и правилах ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. Круг стран-участниц ГАТТ, а затем ее правопреемницы – ВТО за годы существования этой организации существенно расширился: в 1948 г. в состав ГАТТ входили 22 страны, а в конце 2007 г. участниками ВТО были уже 152 страны (в том числе и с 2001 г. Китай). Из бывших республик СССР в состав ВТО входили Армения, Грузия, Киргизия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония. Около 50 стран к концу 2007 г. имели статус наблюдателей и вели переговоры о вступлении в ВТО (в том числе и Россия).

Если в 1948 г. доля стран-членов ГАТТ в мировом суммированном экспорте составляла 60,4%, то в 2007 г. доля стран-членов ВТО превышала уже 95%.

За годы существования ГАТТ было проведено 8 раундов - конференций по фундаментальным вопросам развития международной торговли. На Уругвайском раунде 1986-1994 гг. было принято решение о создании на базе ГАТТ Всемирной торговой организации. Были приняты новые соглашения и, таким образом, ВТО в настоящее время представлено уже целой системой соглашений. К этим соглашениям относятся:

· Генеральное соглашение по тарифам и торговле в редакции 1994 года – ГАТТ–1994, играющее определяющую роль в общей системе соглашений в рамках ВТО;

· Генеральное соглашение по торговле услугами (The General Agreement on Trade in Services, GATS – ГАТС);

· Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (The Agreement on Trade Related Aspects of Intellectual Property Rights, TRIPS – ТРИПС);

· Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер (The Agreement on Trade Related Investment Measures, TRIMS – ТРИМС).

Важную роль играют такие соглашения, как Соглашение по техническим барьерам в торговле, Соглашение по применению статьи VI ГАТТ-1994 (Антидемпинговый кодекс), Соглашение по применению статьи VII ГАТТ-1994 (Оценка таможенной стоимости товаров), Соглашение о правилах и процедурах урегулирования споров, Механизм обзора торговой политики, прочие, так называемые плюрилатеральные соглашения (соглашения, в которых участвуют не все страны ВТО, а потому необязательные для остальных стран ВТО). Всего ВТО в 2007 г. была представлена 56 правовыми документами, основная часть которых интерпретирует и развивает положения ГАТТ или вводит в его орбиту новые области экономического сотрудничества. Таким образом, в отличие от ГАТТ, ВТО базируется на целой системе соглашений.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.