Тема 5. Методы и технологии социальной диагностики
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
по учебной дисциплине «Методы и технологии социальной работы»
Тема 1. Технологизация социальной работы
(практическое занятие – 4 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Объективные предпосылки технологизации социального пространства и причины технологизации социальной деятельности.
2. В чем заключается специфика социальных технологий? Сущность и виды социальных технологий.
3. Понятие «технология социальной работы»: сущность, содержание, принципы. Каковы особенности технологий социальной работы?
4. Основное назначение социальных технологий.
5. Принципы и основания для классификаций социальных технологий и технологий социальной работы.
6. Характеристика подходов к классификациям социальных технологий и технологий социальной работы (Сравнить различные подходы).
Практические задания.
1. Составьте словарь основных понятий темы.
2. Составьте таблицу различных типов социальных технологий.
Сообщение:
На примере одной из стран охарактеризовать технологии социальной работы. При характеристике раскрыть вопросы:
- факторы, влияющие на развитие практики социальной работы;
- формы и методы социальной работы с различными группами населения. {Страна – по выбору: Германия, Великобритания, Дания, США, Швеция и др.).
Основные понятия темы: макротехнологии социальной работы, мезотехнологии социальной работы, микротехнологии социальной работы, социальные технологии, технология, технология социальной работы, трудная жизненная ситуация, человеческие ресурсы.
Литература:
1. Основы социальной работы: учебник / отв. ред. П. Д. Павленок. – М. : ИНФРА-М, 2006. – С. 185-198.
2. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. д.и.н. проф. Е. И. Холостова, д.и.н., проф. А. И. Сорвина. – М. : ИНФРА-М, 2004. – Глава VII.
3. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И. Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Главы I, III.
4. Технология социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учебное пособие / под ред. П. Д. Павленка. – М. : Дашков и К, 2007. – С. 11-16.
5. Фирсов, М. В. Технология социальной работы: Учеб. пособие для вузов / М. В. Фирсов – Изд. 2-е. – М. : Академический Проект, 2009. – Темы 2, 3.
6. Холостова, Е. И. Социальная работа: учебное пособие / Е. И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2008 – С. 459-474.
Тема 2. Технологический процесс в социальной работе
(практическое занятие – 2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Технология социальной работы как процесс. Принципы решения проблем в социальной работе.
2. Аспекты технологизации в социальной работе.
3. Структура технологического процесса.
4. Процедурные этапы технологического процесса.
5. Технологичность и творчество в социальной работе.
Практическое задание:
1. Составьте словарь основных понятий темы.
2. Изучите схемы когнитивной, структурной, функциональной и ресурсной моделей технологии социальной работы. Проанализируйте их, определите общее, особенное, единичное. [См.: Фирсов М.В. Технология социальной работы. Схема 2 (с. 80), схема 3 (с. 87), схема 4 (с. 93), схема 5(с. 99)].
Основные понятия темы: алгоритм, инструментарий, методика социальной работы, методы вмешательства, методы социальной работы, методы экспертного оценивания, операция, социальная проблема, социальное противоречие.
Литература:
1. Павленок, П. Д. Теория, история и методика социальной работы : Учебное пособие. – 7-е изд., доп. – М. : Дашков и К°, 2007. – 476 с.
2. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е. И. Холостова, д.и.н., проф. А. С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 427 с.
3. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И. Г. Зайнышева. – М.: ВЛАДОС, 202. – 240 с.
4. Фирсов, М. В. Технология социальной работы: учеб. пособие для вузов / М. В. Фирсов. – М. : Академический Проект, 2009. – Темы 4.
5. Холостова, Е. И. Социальная работа: учеб. Пособие / Е. И. Холостова. – М. : Дашков и К, 2008. – С. 466-474.
Тема 3. Методы и методики социальной работы
(практическое занятие – 4 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность научных методов и их роль в практике социальной работы.
2. Прикладной характер социальной работы как системы научных знаний.
3. Роль метода в социальной работе.
4. Классификации методов социальной работы:
– по направлениям и формам социальной работы;
– по объектам социальной работы;
– по субъектам социальной работы;
– по организации воздействия на клиента:
- организационно-распорядительные;
- психологические;
-педагогические;
- социально-экономические.
5. Соотношение понятий «методы социальной работы» и технологии социальной работы»
6. Характеристика отдельных методов социальной работы.
Практические задания:
1. Составьте словарь основных понятий темы.
2. Представьте классификации методов социальной работы в виде схемы. (Выполняется на занятии).
3. Заполните таблицу (заполняется вначале самостоятельно, на занятии дополняется)
Метод социальной работы
| Суть метода
| Достоинства метода
| Недостатки метода
|
|
|
|
| Сообщения:
1. Психологическая помощь: границы профессиональной компетенции специалиста по социальной работе.
2. Использование психологических методов в социальной работе.
3. Использование педагогических методов в социальной работе.
Основные понятия: метод, метод в социальной работе, методика социальной работы, методы вмешательства, методы социальной работы, методы экспертного оценивания, формы социальной работы.
Литература:
1. Холостова, Е. И. Социальная работа : Учебное пособие / Е. И. Холостова. – 3 изд. – М. : Дашков и К°, 2006. – Разд. IV. Глава 2.
2. Текст лекции.
3. Распечатанные материалы.
Тема 4. Целеполагание и его место в технологии
Социальной работы
(практическое занятие – 4 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность целеполагания в социальной практике. Значение цели в деятельности.
2. Функциональная значимость целеполагания.
3. Типы целей и их характеристика.
4. Взаимосвязь цели и средств ее достижения.
5. Механизм построения «дерева целей».
Практическое задание: Подобрать не менее трех проблемных ситуаций клиента, описать их. Сформулировать «древо целей». Обосновать предложенные цели. (Выполняет каждый студент. О выполненной работе отчитывается на занятии).
Основные понятия темы: принципы целеполагания, целеполагание, «древо целей»; стратегическая цель, тактическая цель; индивидуальная цель, групповая цель, общественная цель; цель субъекта деятельности, цель, заданная извне.
Литература:
1. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И. Г. Зайнышева. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Глава IV.
2. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е .И. Холостова, д.и.н., проф. А. С. Сорвина. – М : ИНФРА-М, 2004. – 31–320.
3. Фирсов, М. В. Технология социальной работы: учеб. пособие для вузов / М. В. Фирсов. – Изд. 2-е. – М. : Академический Проект, 2009. – 2009. – С. 83–84.
Тема 5. Методы и технологии социальной диагностики
(практическое занятие – 2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие «диагностика», «социальная диагностика». Значение диагностики в деятельности специалиста по социальной работе.
2. Классификация методов социальной диагностики:
- методы сбора информации;
- методы обработки и анализа информации;
- методы определения приоритетов проблемы.
3. Этапы схемы диагностического исследования.
4. Принципы социального диагностирования?
5. Критерии социальной диагностики.
Практические задания:
1. Составьте общую схему (модель) проведения социальной диагностики.
2. Подобрать для характеристики каждого метода примеры из собственной практики или практики специалистов по социальной работе.
Основные понятия темы: диагноз, диагностика, индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), принципы диагностики, социальная диагностика, социально-диагностические методы.
Литература:
1. Загвязинский, В. И., Атаханов, Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М. : Академия, 2001.
2. Ничишина, Т.В. Методы социально-педагогических исследований : учебно-метод. пособие для студ. психол.-пед. фак. / Т. В. Ничишина. – Брест : Изд-во БрГУ, 2006. – 129 с.
3. Основы социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, О. Н. Бессонова и др.; под ред. Н. Ф. Басова. – 3-е изд., испр. – М. : Академия, 2007. – Гл. 15.
4. Павленок, П. Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева. – М. : ИН-ФРА-М, 2009. – С. 242-248.
5. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И. Г. Зайнышева. – М. : ВЛАДОС, 2002. – Глава V.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|