Сделай Сам Свою Работу на 5

Философия эпохи Возрождения





Программа курса лекций и семинаров и учебно-методические рекомендации

Разработчик:

доктор философских наук, профессор (доцент) кафедры истории философии Института философии СПбГУ Олег Эрнестович Душин

Основная цель курса «История философии Средних веков и Возрождения» предполагает формирование у студентов общего представления и понимания перспективы развития европейской мысли в период Средних веков и Возрождения, основных направлений и базовых концептов, знания ключевых терминов и основной метафизической проблематики.

 

Задачи курса:

· выявить специфику и своеобразие исторических парадигм средневекового и ренессансного философствования в контексте экспликации соответствующего историко-культурологического материала;

· представить единую традицию становления европейской метафизики в перспективе её базовых направлений и главных философских школ;

· раскрыть процесс становления основных метафизических понятий, истории их утверждения и трансформации в средневековой и ренессансной философии;

· проанализировать учения наиболее выдающихся представителей европейского философствования эпохи Средних веков и Возрождения и проследить влияние их наследия на историю последующей мысли;



· определить основные концепции понимания средневековой и ренессансной мысли в рамках историко-философской науки, их конкретное содержание и взаимосвязь с общим процессом европейского философствования.

Знания, умения, навыки, осваиваемые студентами:

В результате освоения курса студенты должны

· знать содержание основных направлений западноевропейской средневековой и ренессансной философии, иметь представление о своеобразии их исторического наследия;

· владеть основным понятийным аппаратом, выработанным в истории средневековой и ренессансной философии;

· понимать значение главных учений и их роль в становлении базовых смыслов европейского философствования;

· уметь показать связь истории средневековой и ренессансной мысли с общей перспективой развития европейской культуры и философии.

Темы лекций

Философия Средних веков

Своеобразие и принципы средневекового философствования.



Границы Средних веков. История термина «Средние века». Образы Средневековья в истории европейской культуры: от Ренессанса к романтизму. Школа «Анналов»: «другое» Средневековье. Наследие Средневековья и современность. Церковь и христианская религиозность. Города и городская культура. Этос средневекового бюргерства и становление капитализма (В. Зомбарт). Университеты. Интеллектуалы Средневековья: между Церковью и монархией, между папством и королевской властью. «Новые люди» (homines novi).

Проблема периодизации средневековой философии. Основные этапы: апологетика, патристика, схоластика и их краткая характеристика. Философия и богословие. «Философия в вере». Античный космос и христианская идея творения ex nihilo. Творение как деяние (поступок). Теоцентризм: Бог как ipsum esse и «чистый акт бытия» (actus purus). Умосозерцание и сотериология. Богопознание как практика спасения и античная «забота о себе». Христианский персонализм: Бог и человек. Понятие persona в исторической ретроспективе. Антиномичность человеческой природы: образ Божий и грех Адама. Телеология истории: история как Богоявление. Эсхатология как вектор исторических трансформаций. Иерархия ens creatum: небесная, церковная и социальная. Universum Symbolicum: мир как символ. Творец in speculum mundi («зеркало мира»). Природа как Божественная книга. Традиция Слова (Argumentum ex Verbo). Библия как Божественное Слово. Книги в Средние века.

Средневековая мысль: парадоксы веры и знания.

Оппозиции веры и разума в библейских текстах. Гностицизм и манихейство. Путь знания («гнозиса»): пневматики. Христианская ортодоксия: приоритет веры. Вера как абсурд: Тертуллиан. Философия и Откровение: «Афины и Иерусалим». Спор мистиков и диалектиков. Петр Дамиани. Бернар Клервоский и Петр Абеляр. «Спекулятивное» направление: Августин (знание как «вознаграждение» веры), Ансельм Кентерберийский («верую, дабы уразуметь»). Аверроэс и парижские аверроисты: «двойственность» истины. Философия как «высшее благо». Боэций Дакийский: «там, где не хватает разума, пусть дополняет вера». Фома Аквинский: «гармония» веры и знания. Различение познавательных дискурсов. Аналогия сущих. Дунс Скот о соотношении теологии и метафизики. Концепция «однозначности». Уровни познания Откровения. Вера и знание в интерпретации Уильяма Оккама. Отрицание пути аналогий. Роtentia Dei absoluta и potentia Dei ordinata. Мартин Лютер о разделении языка теологии и языка философии.



Патристика: становление догматического канона.

Бог и человек в учении Аврелия Августина

Вселенские Соборы и формирование символа веры. Догмат о Троице: каппадокийский синтез. Неоплатонизм и христианство. Василий Великий о миротворении: «Шестоднев». Зло и мир. Нравственный дискурс христианства: универсум как благо. Христианская антропология Григория Нисского. Человек и космос. Идея «теозиса» в византийской мысли: значение и основные концепции. Особенности мистики христианского богопознания: между светом и мраком. Симеон Новый Богослов. Опыты исихазма: Григорий Палама.

Догмат о Троице в интерпретации латинских Отцов Церкви. Богословие Тертуллиана. Иларий Пиктавийский. Риторический подход Августина. Логическая концепция Боэция. Проблема зла и понимание материи в латинской патристике. Августин contra манихейского дуализма. Жизненный путь Августина: между язычеством и христианством, между философией и богословием. «Исповедь» как «феноменология христианского сознания». Бог и человек: «бездна перед Бездной». Человек как парадокс и загадка. Бог как interior intimo me («внутреннее меня во мне самом»). Человек: «внутренний» и «внешний». Бог и мир. Бог как духовная субстанция. Божественный свет: концепция «иллюминации». Мысли (rationes) и чувственные образы. Истина как «общий всем светоч» (publicum lumen). Число как принцип упорядоченности мира. Принцип cogito-cogitare. Быть, знать, хотеть. Воля и разум. Две воли: «плотская» и «духовная». Привычка и libido. Болезнь души. Благо и зло. Концепция первородного греха. Богопознание как блаженство жизни. История как борьба «двух градов». Личность и история. «Нехватка» как принцип жизни.

Опыт богопознания в средневековой мистике.

Основоположения мистической практики богопознания: созерцание (contemplatio) и любовь. Концепция «внутреннего человека»: от Августина до «Devotio moderna». Виды и модусы созерцания в учении Гуго и Ричарда Сен-Викторских. Разум и аффектация. Любовь в опыте богопознания Бернара Клервоского («О любви к Богу») и Ричарда Сен-Викторского («Трактат именуемый Вениамин»). Ян ван Руйсбрук о «вечном огне любви». Мистическая практика как «песня сердца». Образы куртуазной культуры в средневековой мистике. Спиритуалы и Иоахим Флорский. «Царство Духа». Бонавентура и францисканский орден. Интуитивизм и экземпляризм Бонавентуры: «путь души к Богу». Учение Майстера Экхарга о Боге и мистическом «отрешении». Майстер Экхарт об «искре» души. «Превозможение» и «отчуждение» разума. Немецкая мистика: Генрих Сузо и Иоганн Таулер. Женщины-визионерки в средневековой культуре. Церковь и мистический опыт богопознания: проблема «объективности».

Аристотелизм как основание теологического дискурса Средневековья.

Аристотелизм и платонизм versus схоластика и мистика. Аверроэс об Аристотеле. Аристотель и самосознание западноевропейского человека (Аверинцев). Позднеантичные комментаторы Стагирита. Александр Афродизийский об «активном» и «пассивном» интеллекте. Иоанн Филопон. Аристотель и Августин. Стагирит «на службе» теологии. Боэций как «последний» римлянин и «отец» схоластики. Боэций и традиция средневекового аристотелизма (logica vetus). Византийский аристотелизм: «Диалектика» Иоанна Дамаскина и систематизация христианской ортодоксии. Спор о почитании икон. Исламские (Аль-Фараби, Ибн-Сина, Ибн-Рушд) и иудейские перипатетики (Моисей Маймонид): трактаты и комментарии, философские дискуссии и проблемы, метафизические и теологические стратегии познания.

Истоки университетской учёности: Петр Абеляр и его школа. «Sic et Non». Теология как «демонстративная наука». Аристотель и становление средневековой scientia. История переводов. Париж и Оксфорд: два пути рецепции аристотелизма. Роберт Гроссетест и Оксфордская школа. Роджер Бэкон о принципах науки. Аристотелизм в Сорбонне: история признания. «Философ» и факультет «семи свободных искусств». Парижский аверроизм и осуждения 1270 и 1277 гг. Аристотель и Фома Аквинат: «вода» философии и «вино» теологии (Жильсон). Критика Аквинатом аверроизма. Францисканская «оппозиция»: Иоанн Дунс Скот об Аристотеле. Стагирит и Via Moderna. Лютер как критик Аристотеля и схоластики. Филипп Меланхтон и пути протестантского аристотелизма.

Схоластика как «школа» мысли.

Правила и процедуры схоластического дискурса. Система организации университетского образования. Петр Ломбардский и его «Сентенции». Доказательства бытия Бога. «Онтологический» аргумент Ансельма Кентерберийского и его значение в истории европейской мысли. Традиционные аргументы в трактате «Монологион». Критика Гаунило. Доказательства Фомы Аквинского. Отрицание аргумента Ансельма. «Утонченная» конструкция доказательств Дунса Скота: «от возможности». Подходы Уильяма Оккама. Проблема универсалий в средневековой схоластике: ключевые версии решений. Номинализм Росцелина и ультрареализм Вильгельма из Шампо. Концептуализм Петра Абеляра. «Умеренный» реализм Фомы Аквинского. «Фикционализм» Уильяма Оккама. Средневековая физика как наука о движении. Античный «фюзис» и средневековый мир «сотворенного сущего» (ens creatum). Проблемы физики, математики и астрономии в схоластических теориях Фомы Брадвардина, Николая Орема, Жана Буридана (учение об «импетусе») и Альберта Саксонского. Познание per imaginationem и принцип гипотезы. От бесконечности миров к науке Нового времени.

Новые монашеские ордена и их роль в развитии средневековой католической теологии. Университетские споры. Ересь катаров. Альбигойские войны и их значение. «Естественная теология» Фомы Аквинского: между аристотелизмом и августинианством. Опровержение ереси манихеев. Воля и интеллект в перспективе божественного акта творения. «Мышление» как сущность Бога. Иерархия ens creatum. Сущность и существование. Материя и форма. Значение томизма в традиции католической Церкви. Дунс Скот и францисканская школа. Концепция бытия в метафизике Дунса Скота как синтез аристотелизма и августинианства. Воля Бога и порядок мира. Божественная мудрость и перспективы человеческого познания. Воля и разум в процедуре познания. Проблема божественного выбора: мир возможного. «Контингентность» сотворенного мира. Haecceitas как «принцип индивидуации».

Совесть и synderesis в моральной рефлексии Средневековья.

Античность как культура стыда versus средневековье как культура совести. Бл. Иероним о структуре человеческих способностей. Петр Абеляр о совести и «намерении». Вопросы и ответы Ломбардца. Воля и совесть. Каин и раскаяние. Филипп Канцлер и его «Трактат о совести». Фома Аквинский. Христианская этика Даров Святого Духа и аристотелевская этика умеренности и «середины»: проблема различения дискурсов. Статус совести в учении Фомы Аквинского. Процедура акта совести: приоритет интеллекта. Акт совести как суждение. Synderesis как habitus. Моральные правила synderesis. Ошибки совести и проблема игнорирования моральных правил. Дунс Скот: приоритет воли. Классификация человеческих поступков. Условия добродетельности нравственных деяний. Любовь к Богу как главный критерий морали. Совесть и synderesis в этике Дунса Скота. Разум и воля как «коннотативные» термины в оккамизме. Практический и теоретический интеллект. Действие практического интеллекта и акт дедукции. Habitus. Благоразумие как ratio recta. Совесть между ratio recta и ratio falsa. Опыт и Писание как источники моральных правил. Процедура морального действия. Воля в структуре акта совести. Воля и чувственные желания. Детерминанты морального действия. Интенция совести. Внутренние и внешние акты. Этика «внутренней жизни».

Папство и империя: средневековые дискуссии о приоритете власти

Конфликт властей: хронология событий. Папа Лев I. Рим как духовный центр христианства. Карл Великий. Идея империи. Римские первосвященники и германские императоры. Оттон I. Противостояние Григория VII и Генриха IV. Вормский конкордат: приоритет папства. Фридрих I Барбаросса. Гвельфы и гибеллины. Фридрих II. Папа Бонифаций VIII и французский король Филипп IV Красивый. «Авиньонское пленение пап». Папа Иоанн XXII и германский император Людвиг IV Баварский. Уильям Оккам о приоритете светской власти. Трансформация понимания государства в средневековой мысли: от Августина к Фоме Аквинскому. Университетская схоластика в пространстве властных структур средневекового общества. «Политика» Аристотеля и новая риторика власти. Николай Орем. Политический аверроизм.

Философия эпохи Возрождения

Общая характеристика ренессансной философии и культуры. Рождение индивидуальности. Мир возможного и время расчёта. Возрождение Античности. Гуманизм и философия человека. Studia humanitatis. Платонизм: Флорентийская Академия. Онтология любви Марсилио Фичино и идеальный "Эрос" Платона. Человек как copula mundi. Антропология Джованни Пико делла Мирандолы: созидание себя. Идея всеобщего согласия (concordia).

Негативные стороны ренессансной культуры: "обратная сторона титанизма" (А.Ф. Лосев). Возрождение как эпоха кризиса европейской культуры (Я. Бурхардт). Учение Леона Баттиста Альберти о человеке. Человек как разрушитель. Тотальный пессимизм Альберти. "Безумие" и "глупость" как основания социальности. Политология Никколо Макиавелли: политическая философия действенной власти. Fortuna и Stato как ключевые понятия теории Макиавелли.

Протестантская Реформация Мартина Лютера и формирование новоевропейской культуры. Реформация Лютера и буржуазный мир. Лютер против схоластики и аристотелизма. Две сферы сущего. Лютер и немецкая мистика позднего Средневековья. Основоположения лютеранства: sola fide и sola Scriptura. Идея "призвания" и новый религиозный дух. Протестантская этика накопительства и труда.

Семинар 1.

Организационное занятие: общие требования и правила аттестации.

Семинар 2.

Введение в историю средневековой мысли.

1. Античность и Средневековье: мир как космос («порядок») и мир как «творение» («дар»), философская мудрость и христианское Откровение

2. Антиномии античного и христианского понимания человека: гражданин и аскет, мудрец и пророк.

3. Богоявление и идея истории в христианском мировидении. Радикальная «неразумность» христианства

Основная литература:

Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью // Из истории культуры Средних веков и Возрождения. М., 1976, С. 17 - 64.

Аверинцев С.С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья (общие замечания) // Античность и Византия. М., 1975, С. 266-285.

Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997, С. 30 - 113 (гл. 1-3).

Дополнительная литература:

Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб, 1995.

Гайденко П.П. Понимание бытия в античной и средневековой философии // Античность как тип культуры. М., 1988, С. 284-307.

Либера А., де. Средневековое мышление. М., 2004.

Неретина С.С. Верующий разум. К истории средневековой философии. Архангельск, 1995.

Спасский А.А. Эллинизм и христианство: история литературно-религиозной полемики между эллинизмом и христианством в раннейший период христианской истории. СПб, 2006.

Флоровский Г. Вера и культура. Избранные труды по богословию и философии. СПб, 2002.

Яворский Д.Р. Нравственно-аскетический идеал христианства и социальная структура индоевропейских народов // VERBUM. Выпуск 11. От пира к посту: трансформации культурных практик от Античности к Средним векам. СПб, Издательство Санкт-Петербургского университета, 2009, С, 26 - 35.

Семинар 3.

Апологетика и своеобразие средневековой формы философствования.

1. Апологетика как первый этап истории христианской мысли. Основные представители и их идеи: краткая характеристика.

2. Место и значение Тертуллиана в истории христианского богословствования. Философия и Откровение в трактате «О прескрипции [против] еретиков». Понимание зла и материи в работе «Против Гермогена».

3. Тертуллиан и гностики. Размежевание христианства и «лжеименного знания» (гносиса).

Основная литература:

Тертуллиан Квинт Септимий Флорент. О прескрипции [против] еретиков, Против Гермогена // Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994, С. 106 - 160.

Карсавин Л.П. Святые Отцы и учители Церкви. М., 1994, С. 17 - 47.

Столяров. А.А. Тертуллиан. Эпоха. Жизнь. Учение // Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994, С. 7 - 34.

Дополнительная литература:

Мазурин К.М. Тертуллиан и его творения. М., 1892.

Мелиоранский Б. Из лекций по истории и вероучению древней христианской Церкви. СПб, 1910 - 1913, вып.1 - 3.

Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей). Киев, 1991.

Раннехристианские Отцы Церкви: Антология. Брюссель, 1978.

Фаррар Ф.В. Жизнь и труды Святых Отцов и Учителей Церкви. Очерки церковной истории в биографиях. СПб, 2001.

Фокин А.Р. Латинская патрология. Т. 1: Период первый. Доникейская латинская патрология (150-325 гг.). М., 2005.

Семинар 4.

Патристика: формирование канонов христианской мысли.

1. Патристика как наследие отцов Церкви: восточная и западная. Основные догматические проблемы и богословские дискуссии. Христианский гносис Климента Александрийского. Ориген и оригенизм. Учение о Троице и Каппадокийский синтез.

2. Аврелий Августин: жизнь и эпоха. Августин и августинианство.

3. Вечность и время в XI книге «Исповеди» Августина.

Основная литература:

Аврелий Августин. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского. М., 1991, С. 282 - 309 (кн. XI).

Карсавин Л.П. Святые Отцы и учители Церкви. М., 1994, С. 54 - 78, 108 - 118.

Марру А.И. Святой Августин и августинианство. М., 1998, С. 159 - 195.

Столяров. А.А. Аврелий Августин. Жизнь, учение и его судьбы // Аврелий Августин. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского. М., 1991, С. 5 - 50.

Дополнительная литература:

Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. М., 1994.

Герье Н. Блаженный Августин. М., 2003.

Иванцов-Платонов А.М. Ереси и расколы первых трех веков христианства.Ч. 1: Обозрение источников для истории древнейших сект.М. 1877.

Киприан (Керн). Золотой век святоотеческой письменности. М., 1995.

Лурье В.М. История византийской философии. Формативный период. СПб, 2006.

Попов И.В. Личность и учение блаженного Августина // И.В. Попов. Труды по патрологии: В 2 т. Сергиев Посад, 2005. Т. 2.

Спасский А. История догматических движений в эпоху вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени). Тринитарный вопрос (История учения о св. Троице). М., 1995.

Столяров А.А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания. Очерки истории: от Гомера до Лютера. М., 1988.

Трубецкой Е.Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства. СПб, 2004.

Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. М., 1992.

Шеррард Ф. Греческий Восток и латинский Запад. Исследование христианской традиции. М., 2006.

Семинар 5.

Мистическое богословие Ареопагитик: проблема имени Бога.

1. Корпус сочинений Псевдо-Дионисия Ареопагита: загадки и история рецепции.

2. Бытие и ничто, благо и зло, свет и тьма в мистическом учении Дионисия Ареопагита. Движения души и иерархическое устройство сущего. Апофатическое богословие.

3. Развитие и завершение святоотеческого богословия. Максим Исповедник. Иоанн Дамаскин и его «Точное изложение православной веры».

Основная литература:

Дионисий Ареопагит. О божественных именах // Общественная мысль: исследования и публикации. Выпуск II. М.: Наука, 1990, С. 152-227.

Дионисий Ареопагит. Послание к Тимофею Святого Дионисия Ареопагита. О таинственном богословии // Историко-философский ежегодник’90. М., 1991, С. 220-232.

Карсавин Л.П. Святые Отцы и учители Церкви. М., 1994, С. 140 - 160.

Бычков В.В. На путях «незнаемого знания». К публикации малых сочинений из Corpus Areopagiticum // Историко-философский ежегодник’90. М., 1991, С. 210 - 220.

Дополнительная литература:

Культура Византии. IV - первая половина VII века. М., 1984.

Культура Византии. Вторая половина VII - XII век. М., 1989.

Лосский В.Н. Боговидение. М., 2003.

Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие. Вильнюс-Москва. 1992.

Флоровский Г.В. Восточные отцы V-VIII веков. М., 1992.

Семинар 6.

Христианская антропология Немезия Эмесского

1. Святоотеческая концепция человека. Назначение и достоинство человека.

2. Трактат Немезия Эмесского «О природе человека»: душа и тело, структура души, основные способности человека.

3. Этические детерминанты деятельности человека: выбор, произвольное и непроизвольное, свобода воли и промысел.

Основная литература:

Немезий Эмесский. О природе человека. М., 1998, С. 5 - 59, 70 - 90, 97 - 113, 125 - 152.

Владимирский Ф.С. Отношение космологических и антропологических воззрений Немезия к патристической литературе и влияние его на последующих писателей // Немезий Эмесский. О природе человека. М., 1998, С. 249 - 347.

Дополнительная литература:

Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996.

Киприан (Керн). Антропология Св. Григория Паламы. М., 1996.

Лосский В.Н. Богословское понятие человеческой личности // Лосский В.Н. Богословие и Боговидение. М., 2000, С. 289-302.

Мейендорф И. Византийское богословие. Исторические направления и вероучение. М., 2001.

Несмелов В.И. Наука о человеке. 2 тт. СПб, 2000.

Православное учение о человеке. Избранные статьи. М. - Клин, 2004.

Скрынченко Д.В. Немезий, епископ Эмесский и его сочинение «О природе человека» // Минские епархиальные ведомости. 1909. № 10. С. 114-138.

Хоружий С.С. К феноменологии аскезы. М., 1998.

Хоружий С.С. Образ человека в православном подвижничестве // Культура и будущее России. М., 1992, С. 3 - 16.

Хоружий С.С. Учение о человеке в православной аскетике // Язык и текст: Онтология и рефлексия. СПб, 1992, С. 12 - 22.

Хоружий С.С. Человек и его назначение по учению православных подвижников // Философская и социологическая мысль. (Киев). 1991, № 11, С. 129 - 142.

Семинар 7.

«Последний» римлянин Боэций Северин.

1. Между Античностью и Средневековьем: Боэций и его трагическая судьба.

2. Интеллектуальное наследие Боэция и его роль в становлении средневековой схоластики. Богословские трактаты. Логика и теология.

3. Образ Философии и нравственное измерение Фортуны в работе Боэция «Утешение философией».

Основная литература:

Майоров. Г.Г. Судьба и дело Боэция // Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М., Наука, 1990, С. 315 - 391.

Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1990, С. 190-290.

Дополнительная литература:

Лосев А.Ф. Творчество Боэция как переходный антично-средневековый феномен (некоторые уточнения) // Западноевропейская средневековая словесность. М., 1985.

Майоров Г.Г. Северин Боэций и его роль в истории западноевропейской культуры // Вопросы философии. 1981, № 4.

Тоноян Л.Г. Римская судьба наследия Аристотеля (от Цицерона до Боэция) // VERBUM. Выпуск 6. Аристотель и средневековая метафизика. СПб, 2002, С. 27 - 45.

Уколова В.И. Боэций и средневековая культура // Византийский временник. Т. 43. М., 1982.

Уколова В.И. «Последний римлянин» Боэций. М., 1987.

Семинар 8.

Ансельм Кентерберийский и формирование средневековой схоластики

1. Каролингское Возрождение. Иоанн Скот Эриугена.

2. Диалектики и антидиалектики. Ланфранк. Петр Дамиани. Ансельм Кентерберийский.

3. Жизнь и деятельность Ансельма. Клюнийское движение и церковная реформа XI века.

4. «Онтологическое» доказательство существования Бога и его судьба в истории европейской метафизики.

Основная литература:

Ансельм Кентерберийский. Прослогион. / Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М., 1995, С. 123-165.

Жильсон Э. Философия в Средние века. От истоков патристики до конца XIV века. М., 2004, С. 136 - 195.

Дополнительная литература:

Ивановский В. Н. Мистика и схоластика ХI - ХII вв. (Ансельм Кентерберийский, Абеляр, Бернард Клервосский). М., 1897.

Карсавин Л. П. Монашество в Средние века. М., 1992.

Купреева И.В. Ансельм Кентерберийский. Биографический очерк // Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М., 1995, С. 273 - 305.

Мулен Л. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (Х-ХV вв.). М., 2002.

Семинар 9.

Петр Абеляр: схоластика и зарождение университетов

1. Философские школы XII века и развитие схоластики.

2. Диалектика Абеляра и тео-логика. Богословие как «демонстративная наука».

3. Начало спора об универсалиях. Гильом из Шампо и Росцелин. «Концептуализм» Абеляра.

4. Учение о грехе и намерении в «Этике» Петра Абеляра. Осуждение Абеляра.

Основная литература:

Жильсон Э. Философия в Средние века. От истоков патристики до конца XIV века. М., 2004, С. 196 - 224.

Неретина С.С. Абеляр и специфика средневекового философствования // Петр Абеляр. Теологические трактаты. М., 1995, С. 5 - 49.

Петр Абеляр. Этика, или познай самого себя. / Петр Абеляр. Теологические трактаты. М., 1995, С. 247-310.

Дополнительная литература:

Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в Средние века. М., 1989.

Душин О.Э. Пьер Абеляр и формирование средневековой университетской учености // VERBUM. Выпуск 7. Между Средневековьем и Новым временем: Мартин Лютер и европейская культура. СПб, Издательство С.-Петербургского университета, 2004, С. 40 - 57.

Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века. СПб, 2003.

Лосев А.Ф. Зарождение номиналистической диалектики средневековья: Эригена и Абеляр // Историко-философский ежегодник '88. — М., 1988. С. 57 - 71.

Мудрагей П.С. Знание и вера: Абеляр и Бернар. // Вопросы философии. М., 1988, № 10, С. 133 - 145.

Неретина С.С. Концептуализм Абеляра.Слово и текст в средневековой культуре. М., 1996.

Суворов Н. Средневековые университеты. М., 1898.

Федотов Г.П. Абеляр. Пг., 1924.

Семинар 10.

Томизм как «сумма» схоластической учености

1. «Философ» и схоластика: от аристотелевской energeia к средневековой actualitas.

2. Аристотелизм и христианство: ортодоксальный синтез Фомы Аквинского. Доказательства существования Бога. Томизм в истории католицизма.

3. Основные положения метафизики Фомы Аквинского. Сущность и существование. Материя и форма. Принцип аналогии сущего.

4. Структура интеллекта и учение о познании Фомы Аквинского. Полемика с аверроистами.

Основная литература:

Жильсон Э. История христианской философии в Средние века. Глава III. Фома Аквинский. // VERBUM. Выпуск 2. Наследие Средневековья и современная культура. СПб, 2000, С. 134 - 157.

Погоняйло А.Г. SPLENDOR VERITATIS (Св. Фома и Различие) // VERBUM. Выпуск 2. Наследие Средневековья и современная культура. СПб, 2000, С. 195 - 220.

Фома Аквинский. О сущем и сущности // VERBUM. Выпуск 2. Наследие Средневековья и современная культура. СПб, 2000, С. 221 - 249.

Фома Аквинский. Учение о душе. СПб, 2004, С. 269-320.

Фома Аквинский. Сумма теологии. Ч. 1. Вопросы 1-43. Киев-Москва, 2002, С. 3 - 15.

Дополнительная литература:

Аполлонов А.В. Латинский аверроизм XIII в. М., 2004.

Бандуровский К.В. Понятие «контингентного» и проблема свободы воли у Фомы Аквинского // Историко-философский ежегодник '99. М., 2001.

Бандуровский К.В. Критика монопсихизма Фомой Аквинским // Вестник РХГИ. 2001. № 4.

Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.

Бородай Т.Ю. Вопрос о вечности мира и попытка его решения Фомой Аквинским // Интеллектуальные традиции античности и средних веков (Исследования и переводы). М., 2010, С. 107 - 121.

Бронзов А. Аристотель и Фома Аквинат в отношении к их учению о нравственности. СПб, 1884

Быховский Б.Э. Сигер Брабантский. М., 1979.

Жильсон Э. Избранное. Т. 1. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского. СПб. 1999.

Коплстон Ф.Ч. Аквинат. Введение в философию великого средневекового мыслителя. Долгопрудный, 1999.

Свежавски С. Святой Фома, прочитанный заново. Символ. № 33. Июль 1995. Париж, С. 7 - 184.

Шевкина Г.В. Сигер Брабантский и парижские аверроисты ХШ в. М., 1972.

VERBUM. Выпуск 6. Аристотель и средневековая метафизика. СПб, 2002.

Семинар 11.

Дунс Скот и францисканская оппозиция. Уильям Оккам и via moderna.

1. Дунс Скот: между аристотелизмом Фомы Аквинского и августинианством Генриха Гентского. «Практический» характер теологии и принцип «однозначности бытия».

2. Вера и разум в учении Дунса Скота.

3. Дунс Скот об активности человеческого разума и принципе индивидуации.

4. Уильям Оккам и движение via moderna. «Фикционализм» Оккама.

Основная литература:

Бл. Иоанн Дунс Скот. Избранное. М., 2001, С. 98 - 159, 318 - 460.

Уильям Оккам. Избранное. М., 2002, С. 115 - 135.

Жильсон Э. Философия в Средние века. От истоков патристики до конца XIV века. М., 2004, С. 448 - 470, 483 - 519.

Дополнительная литература:

Апполонов А.В. Естественное знание о Боге: полемика Дунса Скота с Генрихом Гентским // Z. Философско-культурологический журнал. 1999. № 1; С. 48 - 51.

Бандуровскйи К.В. Критика Дунсом Скотом возможности рационального доказательства бессмертия души // VERBUM. Выпуск 8. MEDIAEVALIA: идеи о образы средневековой культуры. СПб, Издательство С.-Петербургского университета, 2005, С. 116 - 127.

Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта). М., 1987.

Гарнцев М.А. От Бонавентуры к Дунсу Скоту: к характеристике августинианства второй половины XIII - начала XIV в. // Средние века. Выпуск 51, М., 1988.

Душин О.Э. Проблема универсалий в метафизике Дунса Скота // Рациональность и проблемы познания. Тезисы научной конференции. СПб, 1995, С. 76 - 78.

Иванов В.Л. Проблема детерминации понятия сущего в метафизике Иоанна Дунса Скота // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. № 4(17). СПб, 2008, С. 7 - 16.

Курантов А.П., Стяжкин Н.И. Оккам. М., 1978.

Майоров Г.Г. Дунс Скот как метафизик // Бл. Иоанн Дунс Скот. Избранное. М., 2001, С. 28 - 84.

VERBUM. Выпуск 4. Философия Уильяма Оккама: традиции и современность. СПб, 2001.

Семинар 12.

Паламизм и византийская мысль XIII - XIV вв.

1. Исихазм. Спор Григория Паламы с Варлаамом Калабрийским. Григорий в защиту священнобезмолствующих. Об истинном знании и теозисе («обожении»).

2. Паламистское богословие. Природа человеческого знания о Боге. Энергии и сущность. Полемика с Григорием Акиндином и Никифором Григорой.

3. Критика паламизма Прохором Кидонисом. «Фаворский свет».

Основная литература:

Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолствующих. М., 1995, С. 116 - 158, 267 - 304.

Вениаминов В. Краткие сведения о житии и мысли св. Григория Паламы // Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолствующих. М., 1995, С. 344 - 381.

Дополнительная литература:

Культура Византии. XIII - первая половина XV века. М., 1991.

Мейендорф И. Жизнь и труды св. Григория Паламы: Введение в изучение. СПб, 1997.

Макаров Д.И. Антропология и космология св. Григория Паламы (на примере гомилий). СПб, 2003.

Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV - XV вв. СПб, 1997.

Медведев И.П. Мистра. Очерки истории и культуры поздневизантийского города. Л., 1973.

Поляковская М.А. Портреты византийских интеллектуалов. СПб., 1998.

Удальцова З.В. Византийская культура. М., 1988.

Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. М., 2001

Хвостова К.В. Особенности византийской цивилизации. М., 2005.

Хоружий С.С. Диптих безмолвия. Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещении. М., 1991.

Хоружий С.С. Синергия. Проблемы аскетики и мистики Православия. М., 1995.

Хоружий С.С. Исихазм. Аннотированная библиография. М., 2004.

Семинар 13.

Практики и основания мистического опыта Богопознания.

1. Историософская концепция Иоахима Флорского. Учение о трех Царствах.

2. Джованни Фиданца Бонавентура. «Путеводитель души к Богу». Ступени восхождения.

3. Майстер Экхарт об отрешенности и чистом ничто. Экхарт и немецкая мистика XIV века (И. Таулер, Г. Сузо, «Немецкая теология»).

Основная литература:

Бонавентура. Путеводитель души к Богу. М., 1993, С. 41 - 67, 151 - 158.

Задворный В.Л. Святой Бонавентура и его эпоха. // Бонавентура. Путеводитель души к Богу. М., 1993, С. 4 - 39.

Иоахим Флорский. Книга согласований Ветхого и Нового Заветов. // Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского Средневековья: В 2 т. СПб, 2002. Т. 1.

Майстер Экхарт. Об отрешенности. М. - СПб, 2001, С. 13 - 52, 210 - 220.

Философия западноевропейского Средневековья. Учебное пособие. Отв. ред. Д.В. Шмонин. СПб, 2005, С. 68 - 77.

Шишков А.М. Средневековая интеллектуальная культура. Учебное пособие. М., 2003, С. 465 - 479.

Семинар 14.

Антропоцентризм философии Возрождения.

1. Флорентийская Академия: образ человека в философии Марсилио Фичино и Пико дела Мирандолы.

2. Оппозиции и дилеммы понимания человека в учении Мартина Лютера.

Основная литература:

Лютер М. Свобода христианина / Лютер М. Избранные произведения. СПб., 1994, С. 16-54.

Мирандола, Пико делла. Речь о достоинстве человека // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991, С. 220-239.

Фичино Марсилио. Комментарий на "Пир" Платона // Эстетика Ренессанса. М., 1981, С. 139-241.

Дополнительная литература:

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.

Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

Природа в культуре Возрождения. М., 1992

Сергеев К.А. Ренессансные основания антропоцентризма. СПб., 1993.

Соловьёв Э.Ю. Время и дело Лютера. // Соловьёв Э.Ю. Прошлое толкует нас. М., 1991. С. 54-126.

Хайлер Ф. Религиозно-историческое значение Лютера. // Социо-Логос. Социология. Антропология. Метафизика. Вып. 1. Общество и сферы смысла. М., 1991., С. 315-345.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.