Сделай Сам Свою Работу на 5

Сатирическая журналистика 60-х годов, журнал «Искра»





История отечественной журналистики

Жилякова Наталья Вениаминовна

Е-годы

1855 год – умер Николай I, к власти пришёл Александр II (освободитель, всё время был мишенью для покушений).

В центре крестьянский вопрос, нужно обсуждать реформу. 1855 год – отмена запрета на обсуждение внутренней политики. Несколько лагерей:

· Революционные демократы (крестьяне + земля)

· Либералы (крестьяне свободны, но землю выкупают)

· Консерваторы (против крестьян, за защиту интересов феодалов).

 

"Современник" – идеологический центр революционных демократов. Реформа по названию крестьянская, по сути – нет. В стране революционные настроения, все ждали революцию в 63 году, когда закончится раздел земли. 1866, конец 60-х – общественное оживление, период реакции (до 80-х годов).

Правительство пытается справиться с революционными настроениями за счёт репрессий. В 1866 закрыты "Современник" и "Русское слово". Революционное движение ушло в подполье.

1865 год – новый закон о печати, цензура.

1862 год – неудачная попытка создания официальной русской газеты "Северная почта" (учредитель министерство внутренних дел).



 

Газеты, принадлежащие частным лицам, но поддерживаемые государством:

· "Голос" – Краевский

· Монархическая пресса (Журнал землевладельцев, Землевладельческая газета, Газета весть, Домашняя беседа)

· Либеральная пресса. Либерально-западническая: Отечественные записки, Голос, Русский вестник, Библиотека для чтения, Московские ведомости. Либерально-славянофильская: Русская беседа, Сельское благоустройство, Газеты молва, Парус, День.

· Журналы Достоевского (Время, Эпоха)

· Революционно-демократические: Современник, Русское слово, Искра.

В журналах появляются новые отделы, развиваются публицистические жанры. Окончательно сформировались типы толстого журнала (Отечественные записки, Современник) и тонкого журнала с иллюстрациями (Искра).

Увеличивается интерес к газетам, развиваются новые жанры: передовая статья, возрастает роль фельетонов. В 1855 появился электрографический телеграф, появились информационные заметки (оперативный жанр). Появились иллюстрации в основном тексте и рекламе.



 

"Современник", Чернышевский и Добролюбов в журнале

В 60-е годы Современник стал центром пропаганды революционных идей. Поддерживает крестьян. Новые люди – Чернышевский и Добролюбов. Позиция защиты искусства ради искусства. Либерально настроенные писатели. Толстой, Фет, Григорович, Майков.

Чернышевский – человек чётких взглядов. Мировоззрение на идеях Гоголя и Герцена. Заведующий отделом критики и библиографии. Первые его статьи произвели большое впечатление на либералов. Посвящены критике известного беллетриста Авдеева. Многие были задеты, многие заинтересованы. "Критикую за идеализацию помещичьей жизни".

Критика пьесы Островского "Бедность не порок". Большая эрудиция, проницательность, демократическое направление. Выпускает диссертацию "Эстетическое отношение искусства к действительности". Доказывал, что прекрасное нужно искать не искусстве, а в самой жизни. Точное воспроизведение жизни, объяснение жизни, приговор над действительностью. Пушкину противопоставляет Тургенева и Толстого. Либералы были в шоке от этого противопоставления.

Гоголевский период русской литературы – 55-56 годы, первая книга по истории русской журналистики – 30е-40е годы.

"Собеседник любителей российского слова" – с этой статьёй входит в Современник Добролюбов. Был студентом педагогического университета. Приходит в журнал и берёт на себя отдел критики и библиографии, Чернышевский переключается на публицистику. Отдел беллетристики – Некрасов. "В Добролюбове во многом повторился Белинский" – Некрасов.



Расхождение взглядов внутри редакции обострилось в 55 году, продолжается до 57 года. Пренебрежение к Чернышевскому – семинарист, без манер, плохо одет. Некрасова убеждали уволить Чернышевского, но Некрасов был несгибаем. После отъезда за границу Некрасов пишет Ч., что Ч. нужен журналу, что Некрасов полностью ему доверяет.

"Обязательское соглашение" с Толстым, Тургеневым, Островским и Григоровичем, чтобы они на протяжении 4 лет писали только в Современник и получали часть дохода от тиража. Но договор не реализовался. Эти писатели перестали писать в С. вообще. Попытка объединить группы писателей провалилась. Они постепенно ушли из журнала.

НО тираж не упал, тираж РОС. Пришли новые сотрудники. Салтыков-Щедрин, Помеловский, Решетников, Антонович, Елисеев, Шелгунов. Беллетристика и научные темы, публицистический отдел – теперь два базовых отдела. Журнал из литературного превратился в общественно-политический.

 

Журнал "Свисток", основатель Добролюбов. Вышло всего 9 номеров. Популярность приобрёл сразу, но цензура его запретила.

Некрасов, Чернышевский, Салтыков-Щедрин, Братья Жемчужниковы и Алексей Толстой – псевдоним Козьма Прутков. Здесь политическая сатира – борьба с либерализмом, высмеивание чистой поэзии.

 

В 1862 году цензура приостановила Современник на 8 месяцев. Арестовали Чернышевского. Умирает Добролюбов. Из старой редакции остаётся Некрасов. Большая роль Салтыкова-Щедрина. Жуковский занимает место Некрасова, но потом враждебен к журналу. Журнал состоит также из двух отделов – беллетристика и статьи. Крестьянский вопрос. Вопрос самосознания русского крестьянства. Движение мужика из деревни. Крестьянство исчезает.

Согласно новому закону, после 3 предупреждений журнал закрывается автоматически. Только приняли закон, Современнику выдвинули первое предупреждение. Затем – второе. Осталось только 2 тысячи подписчиков. Арестован член редакции Елисеев по подозрению в связи с подпольными организациями. Журнал закрыт.

 

 

Лекция 2

60-е годы, продолжение…

 

Журнал «Русское слово»

Яркий журнал демократического направления. Два периода – 59-62 годы и 63-65 годы.

Особенность этого журнала в том, что он постоянно вступал в полемику с «Современником».

«Русское слово» был основан графом Кушелевым-Безбородко. Это граф был литератором-любителем, богатым вельможей. Под влиянием моды на издательство журналов создал «Русское слово». Здесь был Аполлон Григорьев, Яков Полонский. Григорий Благосветлов преобразовал журнал и придал ему демократический характер. Разночинец, преподаватель.

Благосветлов встретился с Безбородко, второй рассказывает, что дела в журнале идут плохо и отдаёт его в ведомость Благосветлова. В журнал пригласили Писарева, критика Зайцева, Шелгунова (публициста демократического направления), поэта-сатирика Минаева, экономиста Соколова, историка Щапова, Успенского, зарубежного критика и т.д.

Дмитрий Иванович Писарев – идеолог 60-х. Родился в культурной дворянской семье, получил хорошее образование. В журналистике видел высший идеал человека. В 62 году «Русское слово» приостановлено на 8 месяцев, а Писарев попадает в Петропавловскую крепость. Влиятельные родственники добились для него разрешения писать и работать в журнале, будучи в крепости (в тюрьме).

 

В работах Писарева сконцентрированы следующие важные темы:

· Защита и обоснование материализма

· Вопрос о народе и о крестьянской революции (здесь расхождение с «Современником» - Писарев не верит в возможность крестьянской революции). Здесь появляется яркий политический памфлет Писарева «Пчёлы». Его выводы: для порабощения одного класса другим необходим мрак (невежество), рабочие пчёлы неспособны выработать себе другие нормы (выжить после революции).

· Отношение к интеллигенции (считал её способной разрушить мрак). «Русское слово» приветствует появление Базарова («Отцы и дети»), а «Современник» отрицает его. Писарев призывает молодое поколение работать для будущего.

· Оценивая реформу 60-х годов, оценивается положение народа, а оно не улучшилось

· Отношение к капиталистическому пути развития России.

 

«Русское слово» положительно относился к техническому прогрессу, постоянно рассказывал о новинках техники, считал необходимым их осваивать.

Реалисты стремятся создать общество на реальных началах, с применением технического прогресса. Писарев возлагал надежды на реалистов (интеллигенцию).

Писарев не приветствовал Пушкина. Считал, что деятельность писателя должна улучшать жизнь народа, чего Пушкин не сделал.

 

 

Сатирическая журналистика 60-х годов, журнал «Искра»

 

«Искра» выходит с 59 по 73 годы.

60-е годы – второй период расцвета сатиры в России. Новый тип издания – тип еженедельного журнала с карикатурами. Стал очень востребованным.

В это время выходит несколько сатирических журналов:

· «Весельчак» - 58-59 годы

· «Гудок» - 59 год (интересы городского мещанства)

· «Заноза»

· «Оса»

· «Гудок» - 62 год (возобновлённый)

· «Будильник» - 65-71 годы

 

«Искра» - один из самых долгоживущих журналов тех лет, лучший из сатирических журналов. Выходит впервые 1ого января 59ого года.

Либеральные журналы (почти все) и …

 

 

«Искра» выходит тиражом 10000 экземпляров, был очень популярен в провинции. Особенности: два издателя и редактора – Курочкин (редактор литературной части) и Степанов (редактор художественной части).

 

Большой авторский состав – 179 сотрудников, которые принимали участие в «Искре». Основные:

· Поэт-переводчик Веймберг (псевдоним Гейне из Тамбова)

· Елисеев (рубрика «хроника прогресса»)

· Брат Курочкина поэт, критик, переводчик (псевдоним Преображенский)

· Стопановский

· Минаев (поэт-публицист, псевдоним Тёмный человек)

· Салтыков-Щедрин, Добролюбов

· Козьма Прутков

· Некрасов

· Островский.

 

Ещё в «Искре» принимало участие множество корреспондентов (почти в каждом городе). Журнал призывал их к сотрудничеству, обещал анонимность.

Объём журнала – 8, 12, максимум 16 страниц. Огромное количество карикатур. Не было постоянных отделов. Были иногда повторяющиеся: «искорки», «нам пишут», «хроника прогресса», «заметки со всех концов света» (обозрение зарубежной жизни).

Ещё одна особенность – политическая направленность сатиры. Острая, злободневная сатира. Считалась возможной сатира «на лица». «Сатира с того света». Новиков обращается «с того света» и рассказывает, как нужно писать. Оперативность, быстрота отклика на события. Революционно-демократическая позиция, борьба с пережитками крепостного права. В центре внимания сатиры крестьянский вопрос. Обличение буржуазного хищничества.

 

«Искра» ставила перед собой две задачи:

· Обличение в сатире повседневных безобразий жизни

· Террор по отношению к властям, постоянная критика власти. «Наша роль свидетеля».

 

Ещё одной особенность журнала были приёмы сатиры. Считалось, что журнал должен зашифровывать свою точку зрения. С одной стороны ставила аллегория (всё зашифровано), а с другой – читатель, способность расшифровать эту аллегорию. «Читать умейте между строк на самом интересном месте» - Минаев.

Был разработан редакционный код. Например, «Приморье» - это Одесса. «Татарштат» - Казань, «Кутерьма» - Кострома. В редакции существовали целые словари.

Ещё один метод – литературные герои переносятся в настоящее время. Например, за одним столом встречаются герои из разнообразных произведений. Тем самым показывалось, что прошлое не ушло, не умерло. Очень популярны были иронические заголовки, подзаголовки.

Каламбур. «Вот, мамаша, я всё кончила, и не знаю теперь, что делать» - «Не задавайся этим вопросом, всем известно, что это совершенно безнравственная вещь» (о романе «Что делать?»).

 

С 65 до 73 год Курочкин один вёл журнал.

В итоге редакция закрыта. Цензура отвергала всех, кого предлагал Курочкин (после увольнения). Позже он понял, что не утвердят никого, и был вынужден закрыть журнал.

 

К лагерю демократической журналистики принадлежал «Гудок» 62ого года, возобновлённый. Издавался как приложение к журналу «Русский мир». Редактором «Гудка» был Минаев, он переманил туда сотрудников «Искры». Первые номера «Гудка» выходили с изображением Герцена на первой странице. Герцен в то время был персоной нон-грата в России. О нём было запрещено говорить и писать. Естественно, «Гудку» выписали вердикт «снять немедленно». В 63 году журнал приостановлен, больше не выпускался.

 

Журнал «Будильник» - 65-71 годы. Редактор Степанов. Вышел со скандалом из редакции «Искры» и подал прошение об открытии собственного журнала. Разрешение получено, как ни странно. Цензура «спала и видела» закрытие «Искры».

Здесь Стопановский, многочисленные художники, Станюкович, многочисленные «искровцы». Эти два журнала были тесно переплетены.

Почти один состав, одно направление. НО. В «Искре» много внимания уделялось событиям, борьбе за свои идеи, и на юмор и развлечения в чистом виде оставалось мало места. А в «Будильнике» преобладал лёгкий юмор и развлечения.

По сравнению с «Искрой», «Будильник» был менее популярен. Но если не сравнивать, то это был один из самых ярких и интересных сатирических журналов того времени.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.