Сделай Сам Свою Работу на 5

Тест Д.Голланда по определению типа личности





ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ОПЫТА РАБОТЫ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МБОУЦО №17

АЛИКАНОВОЙ ЕЛЕНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ

Я работаю педагогом-психологом с 2014 года, квалификационной категории не имею. Работаю над методической темой «Профориентация в школе». И в настоящее время занимаюсь разработкой мероприятий по проведению групповых профориентационных занятий на примере учащихся 8х классов.

Проблема, над которой работает школа – это создание образовательной среды, обеспечивающей выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творческой личности, обладающей прочными знаниями, способной адаптироваться к условиям жизни. А так же воспитание выпускника школы, обладающего активной жизненной позицией, способного к принятию ответственных компитентных решений, творчески и системно осуществляющего свою деятельность и ориентированного на дальнейшее образование и самообразование.

Планирование моей деятельности педагога – психолога, в школе осуществляется в соответствии с направлениями, целями и задачами, предусмотренными документами, регламентирующими деятельность психолога в образовательном учреждении.



Особенностью моей работы является зависимость от целей и задач воспитательно-образовательной деятельности школы, а также цикличность и повторяемость мероприятий и процедур психолого-педагогического сопровождения развития, обучения и воспитания обучающихся (консилиумы по первоклассникам, пятиклассникам, диагностика выпускников, и т.д.) Основными направлениями моей деятельности являются:

- психологическое просвещение,

- психологическая профилактика,

- психологическое консультирование,

- психологическая диагностика,

- психологическая развитие и коррекция,

- самообразование.

Формы работы:

- индивидуальная

- групповая

Задачи: психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, создание социально психологических условий для успешного обучения и воспитания, всестороннего, гармоничного развития личности ребенка с учетом его индивидуальных характерологических и психофизиологических особенностей, а также, устранение эмоционального неблагополучия в педагогическом коллективе.



Профориентационная работа в данный момент занимает ведущее место в моей профессиональной деятельности, т.к. считаю, что эта работа предполагает не только выбор будующей профессии, но и способствует самопознанию, поиску смысла жизни, развитию учебной мотивации, временной перспективы, способности к целеполаганию, формированию адекватной самооценки, формированию жизненных ценностей, жизненного плана – определению жизненных целей, а так же является профилактикой девиантного поведения и разного рода зависимостей. И помоает в выборе будущей профессии с учетом склонностей, способностей, характерологических проявлений

Приоритетность данного направления работы диктуется тем что на сегодняшний день трудно назвать более актуальную проблему, чем проблема профессионального становления подрастающего поколения и осуществления им профессионального выбора. И это обусловлено не только социально-экономической обстановкой в стране и мире, запросами общества, требованиями, предъявляемыми нормативно-правовыми документами к личности выпускника школы, но в первую очередь тем, что от того, как решит подросток эту проблему, зависит его благополучие и комфорт как в эмоциональном, так и в личностном планах. Исследования показывают, что удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворённость жизнью, и таким образом влияет на общее качество жизни не только отдельно взятого человека, но и, соответственно, всего общества в целом. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.



Основной задачей данной работы считаю помочь подростку не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. При выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и характеристиками профессии. И в любом виде деятельности важно, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально-важные качества». Поэтому, выбирая определенную профессию, важно выяснить, определить, есть ли у человека СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам.

В этом году МБОУЦО №17 сотрудничает с Тульским Институтом Экономики и Информатики. Проект «Профиль». Цель проекта: профориентация учащейся молодежи на основе деятельности «Молодежного клуба» и сетевого взаимодействия социальных партнеров.

И с Тульской областной общественной организацией "центр содействия развитию местного самоуправления". Проект «Профессиональное самоопределение и план карьеры». Проводится в целях профессиональной ориентации детей, развития проектной деятельности в образовании и повышения проектной культуры детей и педагогов проводится конкурс.

Система профориентационной деятельности в школе разработана с учетом участия в этих проектах.

Система Профориентационной деятельности осуществляется по нескольким направлениям: диагностическая работа, индивидуальное и групповое консультирование, просветительская работа.

Формы работы: групповые и индивидуальные диагностические тестирования, тренинги, групповые и индивидуальные беседы, экскурсии, помощь составлении приблизительного карьерного плана.

1. Диагностический инструментарий:

1) Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда

(Приложение 1)

2) Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова

(Приложение 2)

3) Якоря карьеры Эдгара Шейна. (Приложение 3)

По результатам диагностики, проводится индивидуальное и групповое консультирование

Тренинговые и просветительские занятия

Занятия направлены на формирование у старшеклассников адекватной самооценки, уверенности в себе и в своих силах, формирование жизненных ценностей, образа желаемого будущего и позитивного его восприятия, познаие себя - своих личностных качествв, способностей, стремлений, знакомство с миром профессий.

На занятиях, в ряду с профориентационными играми, используются:

- Методика цветовых метафор Соломина И.Л., которая позволяет ученикам увидеть свою индивидуальную систему субъективных значений различных объектов для человека. (приложение 4)

- Метафорические карты, которые помогают ребенку понять себя при помощи собственных ассоциаций с последующей рефлексией.(Приложение 5)

- «Матрица выбора профессии» Г.В. Резапкина. (Приложение 6)

Экскурсии

Ознакомившись с предпочтениями и пожеланиями учеников, планируются экскурсии на предприятия города. После экскурсий, участники составляют отчет о том, с какими профессиями познакомились, что нового для себя прочеркнули.

4) Составление карьерного плана.

После проведения диагностики и занятий, ученикам предлагается составить предварительный карьерный план, в котором им нужно будетописать:

1. Ценности (что считаете важным в жизни).

2. Индивидуальные способности.

3. Профессиональное самоопределение.

3.1. Миссия (способ применения способностей с пользой для окружающих).

3.2 Предполагаемая специальность, начальный заработок и перспективы.

3.3. Место приложения сил в г. Тула (предполагаемое рабочее место).

4. Видение-мечта (рисунок, или коллаж – образ будущей работы).

5. Анализ профессионального самоопределения. Свои сильные и слабые стороны, чего на данный момент не хватает для достижения цели.

Об эффективности проводимой профориентационной работы можно судить по преобретению участниками новых знаний о мире профессий, о себе и своих способностях жизненных ценностях, по новому, более серьезному отношению к будущему и к учебе, по обретению уверенности в себе, своих силах.

Так же показателем эффективности профориентационной деятельности служат, составленные ребятами карьерные планы, где они, хоть и предварительно, но уже описали, каким образом и где они смогут применить свои знания, умения и способности с пользой для окружающих.

 

 

Тест Д.Голланда по определению типа личности

Изучая индивидуальные особенности людей, психолог Голланд разработал методику для определения социальной направленности личности (социального характерологического типа), выделив шесть типов:

· Реалистический тип (Р)

· Интеллектуальный тип (И)

· Социальный тип (С)

· Конвенциальный тип (К)

· Предприимчивый тип (П)

· Артистический тип (А)

Инструкция: "Из каждой пары профессий нужно указать одну, предпочитаемую. Всего 42 выбора".

Тест

а б
инженер-техник инженер-контролер
вязальщик санитарный врач
повар наборщик
фотограф зав. магазином
чертежник дизайнер
философ психиатр
ученый-химик бухгалтер
редактор научного журнала адвокат
лингвист переводчик художественной литературы
педиатр статистик
организатор воспитательной работы председатель профсоюза
спортивный врач фельетонист
нотариус снабженец
перфоратор карикатурист
политический деятель писатель
садовник метеоролог
водитель медсестра
инженер-электрик секретарь-машинистка
маляр художник по металлу
биолог главный врач
телеоператор режиссер
гидролог ревизор
зоолог зоотехник
математик архитектор
работник ИДН счетовод
учитель милиционер
воспитатель художник по керамике
экономист заведующий отделом
корректор критик
завхоз директор
радиоинженер специалист по ядерной физике
водопроводчик наборщик
агроном председатель сельхозкооператива
закройщик-модельер декоратор
археолог эксперт
работник музея консультант
ученый актер
логопед стенографист
врач дипломат
главный бухгалтер директор
поэт психолог
архивариус скульптор

Ключ к тесту

· Реалистический тип
1а, 2а, 3а, 4а, 5а, 16а, 17а, 18а, 19а, 21а, 31а, 32а, 33а, 34а.

· Интеллектуальный тип:
1б, 6а, 7а, 8а, 9а, 16б, 20а, 22а, 23а, 24а, 31б, 35а, 36а, 37а.

· Социальный тип:
2б, 6б, 10а, 11а, 12а, 17б, 29б, 25а, 26а, 27а, 36б, 38а, 39а, 41б.

· Конвенциальный тип:
3б, 7б, 10б, 13а, 14а, 18б, 22б, 25б, 28а, 29а, 32б, 38б, 40а, 42а.

· Предприимчивый тип:
4б, 8б, 11б, 13б, 15а, 23б, 28б, 30а, 33б, 35б, 37б, 39б, 40б.

· Артистический тип:
5б, 9б, 12б, 14б, 15б, 19б, 21б, 24а, 27б, 29б, 30б, 34б, 41а, 42б.

Интерпретация

Таблица

Типы профессиональной направленности личности

Типы Психологические характеристики, особенности личности, способности Ориентация, направленность, предпочтения Профессиональная среда Конкретные профессии
Р Активность, агрессивность, деловитость, настойчивость, рациональность, практическое мышление, развитые двигательные навыки, пространственное воображение, технические способности Конкретный результат, настоящее, вещи, предметы и их практическое использование, занятия, требующие физического развития, ловкости, отсутствие ориентации на общение Техника, сельское хозяйство, военное дело. Решение конкретных задач, требующих подвижности, двигательных умений, физической силы. Социальные навыки нужны в минимальной мере и связаны с приемом – передачей ограниченной информации. механик, электрик, инженер, фермер, зоотехник, агроном, садовод, автослесарь, шофер и т.д.
И Аналитический ум, независимость и оригинальность суждений, гармоничное развитие языковых и математических способностей, критичность, любознательность, склонность к фантазии, интенсивная внутренняя жизнь, низкая физическая активность Идеи, теоретические ценности, умственный труд, решение интеллектуальных творческих задач, требующих абстрактного мышления, отсутствие ориентации на общение в деятельности, информационный характер общения Наука. Решение задач, требующих абстрактного мышления и творческих способностей. Межличностные отношения играют незначительную роль, хотя необходимо уметь передавать и воспринимать сложные идеи физик, астроном, ботаник, программист и др.
С Умение общаться, гуманность, способность к сопереживанию, активность, зависимость от окружающих и общественного мнения, приспособление, решение проблем с опорой на эмоции и чувства, преобладание языковых способностей Люди, общение, установление контактов с окружающими, стремление учить, воспитывать, избегание интеллектуальных проблем Образование, здравоохранение, социальное обеспечение, обслуживание, спорт. Ситуации и проблемы, связанные с умением разбираться в поведении людей, требующие постоянного личного общения, умения убеждать. врач, педагог, психолог и т.п.
К Способности к переработке числовой информации, стереотипный подход к проблемам, консервативный характер, подчиняемость, зависимость, следование обычаям, конформность, исполнительность, преобладание математических способностей Порядок, четко расписанная деятельность, работа по инструкции, заданным алгоритмам, избегание неопределенных ситуаций, социальной активности и физического напряжения, принятие позиции руководства Экономика, связь, расчеты, бухгалтерия, делопроизводство. Деятельность, требующая способностей к обработке рутинной информации и числовых данных бухгалтер, финансист, экономист, канцелярский служащий и др.
П Энергия, импульсивность, энтузиазм, предприимчивость, агрессивность, готовность к риску, оптимизм, уверенность в себе, преобладание языковых способностей, развитые организаторские способности Лидерство, признание, руководство, власть, личный статус, избегание занятий, требующих усидчивости, большого труда, двигательных навыков и концентрации внимания, интерес к экономике и политике Решение неясных задач, общение с представителями различных типов в разнообразных ситуациях, требующих умения разбираться в мотивах поведения других людей и красноречия бизнесмен, маркетолог, менеджер, директор, заведующий, журналист, репортер, дипломат, юрист, политик и т.д.
А Воображение и интуиция, эмоционально сложный взгляд на жизнь, независимость, гибкость и оригинальность мышления, развитые двигательные способности и восприятие Эмоции и чувства, самовыражение, творческие занятия, избегание деятельности, требующей физической силы, регламентированного рабочего времени, следования правилам и традициям Изобразительное искусство, музыка, литература. Решение проблем, требующих художественного вкуса и воображения музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т.д.

 

«Дифференциально - диагностический опросник»

(ДДО)

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Можно использовать при профориетации подростков и взрослых. Результаты опросника ДДО показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.

Инструкция. Предположим, что у вас появилась возможность делать то, что вам нравится, какое занятие из двух возможных вы бы предпочли?

Опросник

а. Ухаживать за животными

б. Обслуживать какие-нибудь приборы, следить за ними, регулировать их

а. Помогать больным людям, лечить их

б. Составлять таблицы, чертить схемы, разрабатывать компьютерные программы

а. Рассматривать книжных иллюстрации, художественные открытки, конверты грампластинок

б. Следить за состоянием и развитием растений.

а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать

а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

а. Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты.

б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством (подъемным краном, трактором, телевизором и др.)

а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)

б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище)

б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

а. Лечить животных

б. Выполнять вычисления, расчеты.

а. Выводить новые сорта растений

б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)

а. Разбирать споры, ссоры между людьми: убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.

а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

а. Составлять точные описания - отчеты о наблюдениях, явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)

а. Делать лабораторные анализы в больнице

б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.

б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, телеграфе, ЭВМ и др.)

Обработка результатов и интерпретация

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.