Темы рефератов, соответствующие актуальным проблемам, обозначенным в содержании основных разделов программы курса «Философия и методология науки»
1. Философия и мировоззренческие основания культуры.
2. Философия в духовном опыте современного общества.
3. Философия и национальное самосознание.
4. Философия и миф в культуре традиционных и современных обществ.
5. Философия и религия: формы диалога и опосредования в истории культуры.
6. Философия и искусство.
7. Философия и наука: общее и особенное в духовном освоении действительности.
8. Философия и идеология.
9. Язык философии. Категории философии и универсалии культуры.
10. Философия как личностное знание.
11. Философы о философии: классические и постклассические интерпретации.
12. Ф. Скарына как мыслитель и философ.
13. С.Будный в белорусской культуре и философии.
14. Филсофия и развитие белорусского национального самосознания.
15. Беларусь и Россия в пространстве восточнославянской цивилизации.
16. Аналитика человеческого существования в творчестве Ф.М. Достоевского.
17. Л.Н. Толстой о проблемах и антиномиях нравственного выбора.
18. Философия русского космизма.
19. Бытие как проблема философии.
20. Категория небытия в культурной традиции Востока.
21. Феномен нигилизма в европейской философии и культуре: от Ницше к Хайдеггеру.
22. Философия постмодернизма: духовно-теоретические истоки и основные этапы развития.
23. Пространство и время как категории философии и культуры.
24. Бытие человека и время.
25. Философия природы и экологические ценности современной цивилизации.
26. Становление и развитие экологической этики в современной культуре.
27. Приоритеты экосознания в постчернобыльской Беларуси.
28. Принцип глобального эволюционизма в современной научной картине мира.
29. Диалектика как философская теория развития и метод мышления.
30. Диалектическая логика как философско-методологический проект.
31. Синергетика и становление нелинейной методологии познания.
32. Философия человека в культурных традициях Запада и Востока.
33. Проблема антропосоциогенеза в философии и науке.
34. Аналитика человеческого бытия в философии экзистенциализма.
35. Свобода и ответственность как экзистенциальная оппозиция бытия человека.
36. Проблема смысла жизни человека в классической и современной философии.
37. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.
38. Игра как феномен человеческого бытия.
39. Образ «человека массы» в современной философии и культуре.
40. Человек в системе социальных коммуникаций.
41. Сознание и языковые структуры.
42. Проблема «диалога» человека и компьютера.
43. Феномен «одномерного человека» в философии Г.Маркузе.
44. Концепция сознания в философии Э.Гуссерля.
45. Сознание и самосознание. Проблема «Я».
46. Учение З.Фрейда и концепция бессознательного в классическом психоанализе.
47. Проблема человека в философии неофрейдизма.
48. Проблема «искусственного интеллекта» в современной философии и науке.
49. Проблема человека в философии марксизма.
50. Анализ процесса познания в когнитивной психологии.
51. Интернет как форма коммуникации и познания мира.
52. Знание и вера в структуре познавательного процесса.
53. Что есть истина? Версии Аристотеля и Пилата.
54. Истина и релятивизм в современной философии науки.
55. Истина и ценность в современной науке.
56. Место и роль социальной философии в системе современного философского знания.
57. Проблема социальной стратификации в современной философии.
58. Марксистская концепция социума.
59. Концепция этногенеза Л.Гумилева.
60. Концепция целерациональности М.Вебера и аксиологические основания европейской культуры.
61. Общество как суперсистема в социальной философии П.Сорокина.
62. Теория социального действия Т. Парсонса.
63. Проблема социальных девиаций в структурном функционализме Р.Мертона.
64. Концепция коммуникативной рациональности Ю.Хабермаса.
65. Социальный конфликт: его статус и роль в современном историческом процессе.
66. Феномен терроризма в современном обществе: социально-философский анализ.
67. Проблема социального прогресса как предмет осмысления в современной философии истории.
68. Концепция культурно-исторических типов Н.Данилевского.
69. Философия истории Гегеля.
70. Материалистическое понимание истории К.Маркса.
71. Идея «морфологии культуры» в концепции истории О.Шпенглера.
72. Идея локальных цивилизаций в концепции А.Тойнби.
73. Смысл и назначение истории в философии К.Ясперса.
74. Философская концепция истории Н.Бердяева.
75. Концепция «столкновения цивилизаций» С.Хантингтона и современный исторический процесс.
76. Идея «конца истории» в социальной философии Ф.Фукуямы.
77. Феномен «информационного общества»: основные понятия и методологические подходы.
78. «Пределы роста» техногенной цивилизации в футурологических моделях Римского клуба.
79. Философия и футурология.
80. Социально-философский смысл евразийства.
81. Феномен глобализации в современном мире: проблемы и перспективы.
82. Белорусская модель социально-экономического развития и цивилизационные вызовы современности.
83. Устойчивое развитие как императив современной цивилизационной динамики.
84. Техника как объект социально-философского осмысления
85. Человек в техносфере. Проблемы становления техноструктуры XXI столетия.
86. Современные технологии и «высокое напряжение» в структуре постиндустриальных обществ.
87. Интернет как инструмент новых социальных технологий
88. Виртуальная реальность как социокультурный феномен современного общества.
89. Роль информационных технологий в социальной коммуникации: сетевое общество и виртуальная реальность.
90. Феномен власти как предмет осмысления в современной социальной философии.
91. Власть и насилие. Феномен тоталитаризма в социальной практике ХХ века.
92. Политическая власть и социальный интерес.
93. Государство и гражданское общество: возможные формы взаимодействия.
94. Культура как предмет осмысления в современной философии.
95. Культура и контркультура в социальной философии Франкфуртской школы.
96. Ф.Ницше о дионисийском и аполлонистическом началах в европейской культуре.
97. Традиции и новации в динамике культуры.
98. Глобализация культуры и этнокультурный полицентризм.
99. Современное искусство и философия: грани взаимодействия.
100. Природа нравственного сознания и антиномии морального выбора.
101. Феномен современного религиозного ренессанса в постсоветских обществах.
102. Современный религиозный фундаментализм: истоки и направления эволюции.
103. Наука и религия: возможности и границы диалога.
104. Наука как предмет философско-методологического исследования.
105. Философия и наука: исторические формы взаимосвязи.
106. Философия науки: становление и основные этапы развития.
107. Наука и вненаучное знание в современной культуре.
108. Феномен антинауки и критика классического рационализма.
109. Проблема научной рациональности как предмет философско-методологического исследования.
110. Методологические новации в современной философии науки.
111. Неклассический и постнеклассический этапы в развитии современной науки.
112. Наука в постиндустриальном обществе.
113. Проблема метатеоретических оснований науки в современном философско-методологическом исследовании.
114. Научная картина мира нового тысячелетия.
115. Феномен научной революции как предмет философско-методологического анализа.
116. Научный прогресс: единство когнитивных и социокультурных параметров.
117. Дифференциация и интеграция научного знания как закономерности развития современной науки.
118. Философия природы и экологизация современного естествознания.
119. Постнеклассическое естествознание и поиски нового типа научной рациональности.
120. Проблема аргументации в современной науке.
121. Системный подход как общенаучная методологическая программа.
122. Эволюционно-синергетическая парадигма в современном естествознании.
123. Математизация и компьютеризация современного естествознания.
124. Социально-психологические проблемы компьютеризации познания и деятельности в современном обществе.
125. Эволюция организационных форм научного познания и институализация науки.
126. Феномен сетевой науки ХХI века.
127. Научное сообщество и школы в науке.
128. Проблема коммуникации в современной науке.
129. Этика науки и нормы научного этоса.
130. Наука и власть: возможность и границы диалога.
131. Наука и нравственность: свобода и социальная ответственность ученого.
132. Наука как ценность в современной культуре. Дилемма сциентизма и антисциентизма.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|