Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос 3. Литературно-художественное и учебное эссе.





Чем отличается эссе как литературный жанр от учебного эссе? Эссе как литературный жанр, к которому обращаются мастера художественного слова, поэты, философы, учёные и мыслители, с позиций литературоведения и лингвистики, представляет собой прозаический текст, непосредственно отражающий субъективные, экзистенциально окрашенные, автопсихологические размышления автора над наиболее актуальными для него проблемами внутренней и социальной жизни в относительно свободной, зачастую парадоксальной форме.

Учебное эссе, которое некоторые исследователи сегодня называют академическим по аналогии с академическим письмом (дисциплина о правилах и нормах создания учебных и научных текстов), становится частью учебного процесса, новым способом педагогической работы, формой промежуточной и итоговой аттестации при проверке знаний любых предметов, компетенций, необходимых школьнику для успешного и интересного обучения в силу того, что эссе подлежит объективному измерению. Учебное эссе – это самостоятельная письменная работа школьника на тему, предложенную учителем или самостоятельно выбранную и согласованную с учителем.



Цель написания эссе как формы учебной работы состоит в обучении школьников выработке и изложению в форме очерка индивидуальной позиции по какому-либо вопросу с обязательным отображением собственных впечатлений, мыслей, мнений, опыта и т.п. Работа над учебным эссе имеет определённые учебные задачи: 1) заставляет обучающегося «систематически порождать связные тексты по изучаемому предмету; 2) приучает его к умственной дисциплине, требует от него медленного, вдумчивого вникания в предмет и упорядочивания своих мыслей при письменном их изложении, 3) способствует закреплению материала; 4) помогает освоить язык данной предметной области и выработать навыки академической «грамотности», 5) тренирует наблюдательность, аналитичность, «цепкость взгляда»; 6) формирует навыки корректного участия в профессиональном разговоре, терпимость к другому мнению, индивидуальную ответственность; 7) развивает межпредметные и междисциплинарные связи, исследовательские и коммуникативные компетенции, формирует индивидуальный стиль; 8) школьник учится совмещать субъективное знание с источниками объективного знания; 9) позволяет наблюдать над постепенным интеллектуальным взрослением школьника.



Эссе относится к заданиям, которые могут успешно выполнить лишь ученики, которые полностью освоили содержание учебного предмета на высоком уровне. Иными словами, успешно написать эссе может лишь тот ученик, чьи знания, умения и навыки полностью соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Он способен применять полученные знания в новой, незнакомой ситуации, имеет собственную позицию по ключевым проблемам учебного предмета и умеет убедительно, аргументировано ее излагать и отстаивать, высказывать собственные оценки, формулировать целостные, внутренне непротиворечивые высказывания и др.

Твердых правил, как писать эссе, нет. Но это не значит, что можно просто записать поток сознания и представить его как эссе. Есть характерные признаки, позволяющие отличить эссе от чего-нибудь другого, одним из которых является его структура.

Вопрос 3. Структура эссе.

Большинство авторов (Корбет, Джордан, Кук, Маккол и др.) утверждают, что эссе имеет трёхчастную форму: введение, основная часть, заключение.

Введение направлено на выяснение сути и обоснования выбора темы эссе. Тема – своего рода условие задачи, в которое, что бы понять, нужно вдуматься. Тема не должна инициировать изложение лишь определений понятий, ее цель — побуждать к размышлению. Главная задача введения – понять тему, а не «уйти» от неё. Тема эссе должна содержать в себе вопрос, проблему, мотивировать на размышление. Например, аргументацию собственной точки зрения предполагают такие формулировки тем: “Тождественна ли методика технологии обучения?”, “Целесообразно ли выделение формирования универсальных учебных действий в отдельную структурную часть урока?”, “Социальная работа в России и за рубежом: общее и различия”. А тема “Сравните взгляды на методы формирования нравственного поведения” предполагает не только определение ряда общих концепций, но и разработку категорий для сравнения.



При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», « Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?». Введение обязательно должно содержать комментарий к сформулированной в теме проблеме, отражение позиции автора исходного текста, если тема представляет собой цитату.

Примеры введений эссе:

1. Тема: Можно ли увидеть искусство в спектакле, поставленном для звезды?

Как часто можно увидеть искусство в спектакле, поставленном для звезды? На эти размышления меня навел спектакль, который я посмотрела в Париже этой зимой. Я еще раз убедилась, что эти два понятия – звезда и искусство - могут очень редко сочетаться друг с другом. Но кто же в этом виноват: звезда, пьеса, театр, зритель или мои стереотипы?

2. Тема: Ещё раз про любовь

Недавно в Интернете появилось сообщение, что у любящих пар в течение первого года совместной жизни в крови в повышенной концентрации выявляется белок «фактор роста нервов». По мере угасания взаимных чувств (установлено путем анкетированного опроса) этот белок исчезает из крови или же его концентрация становится минимальной. Из этого делается вывод, что максимально возможная продолжительность любви сводится к одному году (в среднем). Так что же имеется в виду, когда говорят про любовь: сексуальное влечение, духовное родство, генетическая комплиментарность?

3. Тема: Религия – это разумом оправданная мудрость

Я полностью согласен с этим высказыванием и хочу доказать истинность этого изречения на примере известных книг, которые содержат такие мудрости, к которым человечество будет обращаться всегда, – Библии и Корана.

Тема 4. «Наука безжалостна. Она беззастенчиво опровергает любимые и привычные заблуждения» (Н.В. Карлов)

Вполне можно согласиться с данным высказыванием. Ведь главная цель научного познания – стремление к объективности, т.е. к изучению мира таким, какой он есть не зависимо от человека. Полученный при этом результат не должен зависеть от частных мнений, пристрастий, авторитетов. На пути к поиску объективной истины человек проходит через относительные истины и заблуждения. Примеров тому много.

Практическое задание 2.

Вариант 1. Самостоятельно сформулируйте тему эссе и напишите к нему введение.

Вариант 2. Напишите введение эссе по теме «По стандартам - к нестандартной личности».

Основная часть эссе представляет собой доказательство, которое в конечном результате должно подтвердить мнение автора, его личностную оценку проблемы, поставленной в теме эссе. В связи с этим структура любого доказательства включает в себя три составляющие: тезис, аргументы, выводы или оценочные суждения, которые излагаются в заключении. В основной части эссе идёт чередование тезисов и аргументов.

Тезисы – это положения (суждения), которые надо доказать. Правила тезиса:

1.Тезис должен быть четко и ясно сформулирован, без расплывчатости, двусмысленности, противоречивости.

2.Тезис на всем протяжении доказательства должен оставаться одним и тем же.

Наиболее типичными ошибками, связанными с нарушением правил тезиса, являются ошибки под названием «подмена тезиса» - доказывается новый тезис; «обращение к человеку» - доказательство тезиса подменяется оценкой человека; «обращение к публике» - стремление воздействовать на чувства слушающих. (См. Приложение к лекции).

Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др., которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса. К удостоверенным фактам относится фактический материал (или статистические данные). В качестве аргументов часто используются определения понятий, которые содержатся в тезисе, что способствует раскрытию темы с помощью соответствующих теоретических положений, а не отвлечённых понятий. Законы науки и ранее доказанные теоремы тоже могут использоваться как аргументы доказательства. Правила аргументов:

1.Аргументы должны быть положениями истинными.

2.Истинность аргументов должна быть независимой от тезиса.

3.Аргументы должны являться достаточным основанием для обоснования тезиса.

Наиболее распространённые ошибки, связанные с нарушением правил аргументов, следующие: а) «основное заблуждение» - тезис обосновывается ложными аргументами;

б) «предвосхищение основания» - аргументы нуждаются в собственном обосновании;

в) «порочный круг» - аргументы доказываются посредством тезиса (См. Приложение к лекции)

Количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли. При написании основной части эссе лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" эссе, ориентированное на краткость и образность. В качестве примера, рассмотрим основную часть эссе по теме «Национализм – это не любовь к своей нации, а ненависть к чужой (И. Н. Шевелев)»

Тезис 1. Конечно, страшен национализм, переходящий в нацизм — идеологию ненависти по отношению к людям других народов, чувство необоснованного превосходства.

Аргумент 1.1. История дала страшные примеры того, как государства и народы, практикующие нацизм в политике, уничтожали другие народы.

Аргумент 1.2. Геноцидом признано уничтожение турками армян в 1915 году, евреев нацистской Германией в 1939-1945 гг.

Аргумент1. 3. К сожалению, и сегодня есть люди, считающие подобные взгляды верными, нападающие на эмигрантов, людей с другим цветом кожи. Ряд судебных процессов против них проходит постоянно в России, Германии. В школах нашей страны постоянно проводятся уроки толерантности, ребятам объясняют, что нацизм — это одна из угроз для целостности нашей страны.

Тезис 2. Для меня «здоровый национализм» — это консолидирующее страну явление.

Аргумент 2.1. Оно должно проявляться в пропаганде среди молодежи ценностей патриотизма, исторических традиций страны. Так, например, в течение года во многих городах страны была организована историко-православная выставка, посвященная 400-летию дома Романовых, по центральному телевидению были показаны исторические сериалы о Романовых. Эти события вызвали огромный интерес, стали явлениями современности, сплотившими страну.

Аргумент 2.2. В качестве примера приведу два высказывания русского царя Александра III, того человека, который за 13 лет правления сплотил страну в сложных условиях внутренних и внешних угроз, прозванного своим народом Миротворцем. Он говорил, что «… у России нет союзников, нашей огромности боятся» и что «… у России только два союзника — ее армия и флот».

Заключение эссе содержит выводы и оценочные суждения. Выводы – это мнения, основанные на анализе фактов. Оценочные суждения – это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах. Заключение подытоживает эссе, ещё раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. В заключении для этого часто используются яркие цитаты, впечатляющее утверждение.

В качестве примеров рассмотрим заключения эссе на следующие темы: 1. «Торжество над самим собой есть венец философии (Диоген)»; 2. « Будь поучтивее с людьми, которых встречаешь, взбираясь наверх, – ты ещё встретишься с ними, когда будешь спускаться (У. Мизнер.)»:

1. Я бы сказал, что торжество над самим собой есть венец не просто философии, а философии жизни, что, конечно, является отдельной темой для дискуссии. Нужно ли человеку жить, превозмогая себя, торжествуя над собой, или жить в праздности?! Каждый сам решает, что ему лучше и ближе. На ум приходят стихи Ю. Левитанского:

……Каждый выбирает по себе.

Щит и латы, посох и заплаты,

меру окончательной расплаты

каждый выбирает по себе……..

В любом случае эта тема остается открытой;

2. Моё положение в обществе, несомненно, будет меняться на протяжении жизни. Но я постараюсь, не смотря ни на какие изменения, оставаться, прежде всего, человеком, руководствуясь золотым правилом нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Есть вещи, которые гораздо важней, чем социальное положение или материальное благополучие – любовь, дружба, уважение. Всегда думай о том, как живётся людям, которые ниже тебя по социальному положению, оставайся человеком!

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.