Сделай Сам Свою Работу на 5

История отрасли и специальности





Технические науки

Направление подготовки 09.06.01. Информатика и вычислительная техника.

1. Техническая культура Древнего мира.

2. Социокультурные и мировоззренческие основания формирования техники счета.

3. Домеханический период в развитии вычислительной техники.

4. Механицизм и его социокультурное значение в развитии вычислительной техники.

5. История программирования: эволюция идей и технических средств.

6. Логика и логические основания техники вычислений.

7. Информация: история информатики как науки.

8. История программирования и его роль в управлении производственными процессами.

9. Компьютеризация и автоматизация хозяйственной деятельности и их значение в жизни общества.

10. Современные проблемы информатики как науки.

 

 

Направление подготовки 19.06.01 Промышленная экология и биотехнология

1. Промышленная экология: история идей, понятий и практики.

2. Эволюция предмета промышленной экологии.

3. Идея « промышленного метаболизма» Р. Айриса и ее значение в развитии промышленной экологии.

4. Идея промышленного симбиоза в истории промышленной экологии.



5. Современные концепции мирового развития с учетом экологических ограничений.

6. Современная экология о проблемах развития промышленности в России21 века.

7. Мировоззренческие и научные основы экологически безопасных технологий.

8. Основные этапы эволюции биотехнологии как науки и их специфика.

9. Эмпирический период в развитии биотехнологий и его значении в развитии науки.

10. Специфика и этиологического этапа в развитии биотехнологии.

11. Геннотехнический этап в развитии биотехнологии и его значение в развитии науки и жизни человека.

 

 

Направление подготовки 35.06.04. Технологии, средства механизации и энергетическое оборудование в сельском, лесном и рыбном хозяйстве.

1. История сельского хозяйства. Роль и значение революций в развитии сельского хозяйства.

2. Сельскохозяйственная наука в Новое Время. Колумбов обмен и его значение в развитии сельского хозяйства.

3. Понятие « зеленой революции». Революционные технологии в сельском хозяйстве.

4. История агроинженерии как науки. Современное состояние и перспективы развития технологий в рыбном хозяйстве России.



5. История становления лесного хозяйства от Петра 1 до наших дней.

6. Творчество М.М. Орлова. Вклад в развитии концепции лесоустройства.

7. История развития рыбоводства с древнейших времен до наших дней.

8. Важнейшие научные открытия в науке о рыбоводстве и их роль в развитии современных технологий.

9. Научные достижения в науке о рыбном хозяйстве в 20- 21 веках.

10. Вклад российской науки в развитие рыбного хозяйства России.

 

 

Направление подготовки 08.06.01 Техника и технологии строительства.

1. История развития строительных технологий.

2. Строительная наука и ее развитие с древнейших времен до наших дней.

3. Строительная механика: история и перспективы ее развития в 21 веке.

4. Вклад российских ученых в развитии строительной механики.

5. Строительная физика и ее развитие.

6. Российские научно-педагогические школы строительных технологий: идеи, концепции.

7. История строительной техники: основные этапы развития и их характеристики.

8. Развитие технологии строительства с 18 века до наших дней.

9. Важнейшие научно-технические открытия 21 века и их значение в развитии строительных технологий.

10. Информационные технологии в строительстве.

 

 

Направление подготовки 20.06.01 Техносферная безопасность.

1. История формирования концепции техносферной безопасности.

2. Становление ценностно-смысловой ориентации учения о техносферной безопасности.

3. Актуальные проблемы техносферной безопасности и пути их решения.



4. История представлений о человеке и опасностей в его жизни: основные этапы, идеи, понятия.

5. История создания средств защиты и спасения человека в условиях опасности.

6. Перспективы развития науки о техносферной безопасности.

7. Великие научные открытия 20-21 века и инновационные методы ликвидации опасностей.

8. Современные методы прогнозирования и предупреждения Чрезвычайных ситуаций.

9. Научная деятельность в области обеспечения безопасности в России: история и современность.

10. История развития международной деятельности в области техносферной безопасности.

 

 

Направление подготовки 35.06.01. Сельское хозяйство

1. Основные концепции истории сельского хозяйства и их сравнительный анализ.

2. Сущность демографической теории развития сельского хозяйства.

3. Эволюционная гипотеза становления сельского хозяйства и ее значение в развитии сельскохозяйственной науки.

4. Роль биологической и экономической науки в становлении и развитии сельскохозяйственных наук.

5. Экологические проблемы сельского хозяйства и пути ее решения в современной сельскохозяйственной науке.

6. Инновации в сельском хозяйстве и вклад российской науки в разитие сельского хозяйства.

7. История становления сельскохозяйственной опытной работы в России.

8. Россия и Запад: сравнительный анализ патронажа.

9. Ветеринарная наука. История становления и перспективы развития.

10. Развитие экономики сельского хозяйства: основные концепции, идеи, проблемы.

Направление подготовки 45.06.01 Языкознание и литературоведение.

1. Становление российской науки о литературе. Роль литературной критики.. (В. Г. Белинский, А. А. Григорьев).

2. Развитие академического литературоведения в России (мифологическая и психологическая школа).

3. Значение трудов А. А. Потебни для литературоведения ХХ-ХХI вв.

4. Биографический метод в литературоведении. Создание научной биографии в отечественной науке о литературе (Л. П. Гроссман, Ю. М. Лотман).

5. Развитие академического литературоведения в России (культурно-историческая и сравнительно-историческая школы).

6. Значение работ А. Ф. Лосева в формировании структурализма.

7. Понятие текста в трудах Ю. М. Лотмана («Лекции по структуральной поэтике и «Структура художественного текста).

8. Труды Ю. М. Лотмана по истории литературы в контексте современного литературоведения.

9. Теория и история литературы в трудах М.М. Бахтина.

10. Культурологический подход в современном литературоведении (Д. С. Лихачев, А. М. Панченко, Б. А. Успенский).

11. Роль философского литературоведения в современных научных концепциях.

12. Происхождение языка как междисциплинарная проблема.

13. История становления методологических основ теории языка.

14. Лингвистические концепция в ХIХ в.

15. Психологическое направление в изучении связи языка и мышления.

16. Проблемы современной лингвоэкологии (эколингвистики).

 

Направление подготовки 38.06.11 Экономика.

1. Предмет истории экономики и его эволюция.

2. Проблема периодизации истории экономики.

3. Зарождение и развитие экономической науки.

4. Основные экономические школы современности : специфика объекта и методологии.

5. Английская политическая экономия и ее вклад в развитии экономической науки.

6. Значение экономического учения К. Маркса в становлении экономической теории.

7. Современные экономические теории и их специфика.

8. Вклад российских ученых-экономистов в развитии экономической науки.

9. Значение учения Дж. Кейнса в развитии экономической науки.

10. Современный неолиберализм: исторические условия становления и исторические перспективы.

 

Направление подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки.

1. Зарождение и развитие педагогики как науки.

2. Концепции происхождения воспитания.

3. История становления организованных форм воспитания.

4. Воспитание и образование в социокультурных условиях Древних цивилизаций.

5. История становления образования и воспитания в русской цивилизации.

6. Педагогические идеи цивилизации Нового времени. Тенденции развития образования в эпоху Просвещения.

7. Развитие педагогики в России. Вклад российских педагогов в развитии науки педагогики.

8. Зарубежная школа и педагогика 20-21 веков. Перспективы развития педагогики.

9. Основные направления развития педагогической мысли в 21 веке.

10. Приоритеты и проблемы воспитания и образования современной цивилизации.

11. Советский период в развитии отечественной педагогики.

Вопросы для сдачи кандидатского экзамена по курсу « История и философия науки»

1. Наука как особая сфера культуры.

2. Понятие науки. Критерии научности знания.

3. Основные стороны бытия науки. Характерные черты научного знания.

4. Взаимосвязь философии науки и истории науки.

5. Философские основания научного знания. Философские идеи и роль в развитии науки.

6. Наука и духовная культура. Функции науки в жизни общества.

7. Сциентизм и антисциентизм.

8. Происхождение науки и периодизация истории ее развития.

9. Генезис научного знания. Античная наука и ее роль в культуре античности.

10. Научное мышление в Средние века. Наука и христианская теология.

11. Формирование новоевропейской науки. Возникновение философии науки как особой области философского знания.

12. Понятие научной революции. Научная революция 16-17 веков.

13. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая науки.

14. Современная наука. Особенности современного этапа развития научного знания.

15. Эволюция подходов к анализу науки в философии ХХ века.

16. Интернализм и экстернализм в понимании механизмов научной деятельности.

17. «Новый рационализм» Г. Башляра.

18. Позитивизм и его значение в развитии философии науки.

19. Принцип « когерентности» Р. Карнапа и природа научных высказываний.

20. Теория научных революций Т. Куна.

21. Философия науки в трудах К. Поппера.

22. Концепция наука И. Лакатоса. Понятие « научно-исследовательской программы».

23. « Методологический анархизм» П. Фейерабенда.

24. Философский постмодернизм Ж. Бодрийяра.

25. Эпистемология «перекодирования знания» Ж Дерриды.

26. Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровень.

27. Эмпирическое знание и его специфика.

28. Теоретический уровень научного знания.

29. Понятие научной теории. Структура теоретического знания и модели его развития.

30. Методология научного познания. Моделирование и его роль в познании.

31. Динамика научного знания. Проблемные ситуации в науке.

32. Наука как социальный институт.

33. Наука и этика. Этические проблемы в науке 20 века.

34. Глобальные проблемы современности. Роль наука в преодолении современных кризисов.

35. Специфика социально-гуманитарного знания. Науки о природе и науки о духе: сравнительный анализ.

36. Специфика объекта и субъекта в социально-гуманитарных науках.

37. Проблема истины в социально-гуманитарном знании.

38. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарных науках.

39. Социально- культурное и гуманитарное содержание понятия жизни.

40. Герменевтический метод и его значение в социальных и гуманитарных науках.

41. Гуманизация и гуманитаризация современной науки.

42. Конвергенция естественнонаучного и гуманитарного знания.

43. Коммуникативность в науках об обществе и культуре.

44. Объяснение и его специфика в социальных и гуманитарных науках.

45. Понимание и его значение в социальных и гуманитарных науках

46. Специфика методологии гуманитарных и социальных наук.

47. Философия как интегральная форма знаний о человеке и обществе.

48. Научная картина мира. Специфика научной картины мира в социальных и гуманитарных науках.

49. Идеалы научного знания в естественных и гуманитарных науках.

50. Философские идеи и их роль в решении научно-познавательных задач.

51. Физика и синтез естественнонаучного и гуманитарного знания. Роль синергетики.

52. Космос и глобальные проблемы техногенной цивилизации.

53. Самоорганизующаяся Вселенная. Мировоззренческие дискуссии вокруг эволюционных проблем в современной космологии.

54. Философия техники и методология технических наук.

55. Социальная оценка техники как прикладная философия техники.

 

Список использованной литературы

 

 

7.1Основная литература

1. Бессонов Б.Н. История и философия науки: учеб. пособие. - М.: Юрайт, 2010.

2. Борзенков В.Г. Философия науки. На пути к единству науки. Учебное пособие. – М.:КДУ, 2008.

3. Будущее фундаментальной науки. Концептуальные, философские и социальные аспекты.- М.: КРАСАНД, 2011.

4. История и философия науки. Учебное пособие. Книга 1. Общие вопросы. – М: МГУ, 2009.

5. История и философия науки. Под общей редакцией проф. А.С.Лебедева. – М.: Академический Проект, 2007.

6. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М.: Гардарики, 2010.

7. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. – М.: Гардарики, 2006.

8. Смит Роджер. История гуманитарных наук. - Москва, 2013.

9. Философия социальных и гуманитарных наук. Под общей редакцией проф. А.С. Лебедева. – М.: Академический Проект, 2008.

7.2 Дополнительная литература

 

1. Андренов Н.Б. О философских и научных понятиях. – М.: Изд-во «Спутник+», 2011. – 81 с.

2. Батурин В.К. Философия науки: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 303 с.

3. Гайденко П.П. История новоевропейской философии и ее связи с наукой. – 3-е изд. М.: Книж. дом «Либроком», 2011. – 376 с.

4. Гершель Дж. Философия естествознания: Об общем характере, пользе и принципах исследования природы / Пер. с англ. – 2-е изд.М.: Книж. дом «Либроком», 2011. – 362 с.

5. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – 3-е изд., перераб., доп. М.: Юрайт, 2012. – 347 с.

6. Даннеман Ф. История естествознания: Естественные науки в их развитии и взаимодействии: От зачатия науки до эпохи возрождения / Пер. с нем. – 2-е изд.М.: Книж. дом «Либроком», 2011. – 432 с.

7. Дергачева Е.А. Философия техногенного общества: Монография. М.: Ленанд, 2011. – 216 с.

8. Джадд Д. Пришествие эволюции: История великого переворота в науке / Пер. с англ. – 2-е изд. М.: Книж. дом «Либроком», 2011. – 200 с.

9. Джевонс У.С. Основы науки. Трактат о логике и научном методе. М.: Либроком, 2014. – 744 с.

10. Зайчик Ц.Р. История и философия науки и техники: Кн. 2: Философия науки и техники. М.: ДеЛи плюс, 2011. – 320 с.

11. Концепты хаоса и порядка в естественных и гуманитарных науках / Под ред. В.Ахамер, Н.Гронской, В.Зусмана и др. Н.Новгород: Деком, 2011. – 556 с.

12. Концепции современного естествознания: Учебник / Под общ. ред. С.А.Лебедева. М.: Юрайт, 2011. – 358 с.

13. Лебедев С.А. Философия науки: Термилог. словарь. М.: Акад. проект, 2011. – 269 с.

14. Льюис Г.Н. Анатомия науки / Пер. с англ. – 2-е изд. М.: Книж. дом «Либро-ком», 2011. – 144 с.

15. Огурцов А.П. Философия науки: Двадцатый век: Концепции и проблемы: в 3 ч.: Ч. 2: Философия науки: наука в социокультурной системе. СПб.: Мiръ, 2011. – 495 с.

16. Погукаева Н.В. Социокультурные и когнитивные основания формирования темы в науке. – Томск: STT, 2010. – 140 с.

17. Разин А.В. Этика: Учебник. – 4-е изд. М.: Инфра-М, 2014. – 416 с.

18. Солопов Е.Ф. Сущность философии: Наука о всеобщем в его отношении к обществу и мышлению. – М.: ЛИБРОКОМ, 2013. – 176 с.

19. Стенли У.Д. Основы науки: Трактат о логике и научном методе /Пер. с англ. – 2-е изд. М.: Либроком, 2011. – 744 с.

20. Торосян В.Г. История и философия науки: учебник для вузов. М.: Владос, 2012. - 368 с.

Интернет-источники

1. Электронно-библиотечная система IQlib http://www.IQlib.ru: коллекция электронных учебников, справочных и учебных пособий, общеобразовательных и просветительских изданий.

2. Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки http://diss.rsl.ru/.

3. Портал «Гуманитарное образование» - http://www.humanities.edu.ru/

4. Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru/

5. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collection.edu.ru/

6. Цифровая библиотека по философии - www.filosof.historic.ru/

7. Русский гуманитарный интернет-университет - http://www.i-u.ru/biblio/

8. Библиотека Гумер – Философия - http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php

9. Философский портал - http://www.philosophy.ru/

10. «Все о философии» - http://intencia.ru/index.php

11. Национальная философская энциклопедия - http://www.terme.ru/dictionary

ВОПРОСЫ ДЛЯ НАПИСАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» ДЛЯ МАГИСТРОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

1.Наука как особая сфера культуры.

2. Понятие науки. Критерии научности знания.

3.Основные стороны бытия науки. Характерные черты научного знания.

4. Взаимосвязь философии науки и истории науки.

5. Философские основания научного знания. Философские идеи и роль в развитии науки.

6. Наука и духовная культура. Функции науки в жизни общества.

7. Сциентизм и антисциентизм.

8. Происхождение науки и периодизация истории ее развития.

9. Генезис научного знания. Античная наука и ее роль в культуре античности.

10. Научное мышление в Средние века. Наука и христианская теология.

11. Формирование новоевропейской науки. Возникновение философии науки как особой области философского знания.

12. Понятие научной революции. Научная революция 16-17 веков.

13. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая науки.

14. Современная наука. Особенности современного этапа развития научного знания.

15. Эволюция подходов к анализу науки в философии ХХ века.

16. Интернализм и экстернализм в понимании механизмов научной деятельности.

17. «Новый рационализм» Г. Башляра.

18. Позитивизм и его значение в развитии философии науки.

19. Принцип « когерентности» Р. Карнапа и природа научных высказываний.

20. Теория научных революций Т. Куна.

21. Философия науки в трудах К. Поппера.

22. Концепция наука И. Лакатоса. Понятие « научно-исследовательской программы».

23. « Методологический анархизм» П. Фейерабенда.

24. Философский постмодернизм Ж. Бодрийяра.

25. Эпистемология «перекодирования знания» Ж Дерриды.

26. Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровень.

27. Эмпирическое знание и его специфика.

28. Теоретический уровень научного знания.

29. Понятие научной теории. Структура теоретического знания и модели его развития.

30. Методология научного познания. Моделирование и его роль в познании.

31. Динамика научного знания. Проблемные ситуации в науке.

32. Наука как социальный институт.

33. Наука и этика. Этические проблемы в науке 20 века.

34. Глобальные проблемы современности. Роль наука в преодолении современных кризисов.

35. Специфика социально-гуманитарного знания. Науки о природе и науки о духе: сравнительный анализ.

36. Специфика объекта и субъекта в социально-гуманитарных науках.

37. Проблема истины в социально-гуманитарном знании.

38. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарных науках.

39. Социально- культурное и гуманитарное содержание понятия жизни.

40. Герменевтический метод и его значение в социальных и гуманитарных науках.

41. Гуманизация и гуманитаризация современной науки.

42. Конвергенция естественнонаучного и гуманитарного знания.

43. Коммуникативность в науках об обществе и культуре.

44. Объяснение и его специфика в социальных и гуманитарных науках.

45. Понимание и его значение в социальных и гуманитарных науках

46. Специфика методологии гуманитарных и социальных наук.

47. Философия как интегральная форма знаний о человеке и обществе.

48. Научная картина мира. Специфика научной картины мира в социальных и гуманитарных науках.

49. Идеалы научного знания в естественных и гуманитарных науках.

50. Философские идеи и их роль в решении научно-познавательных задач.

51. Физика и синтез естественнонаучного и гуманитарного знания. Роль синергетики.

52. Космос и глобальные проблемы техногенной цивилизации.

53. Самоорганизующаяся Вселенная. Мировоззренческие дискуссии вокруг эволюционных проблем в современной космологии.

54. Философия техники и методология технических наук.

55. Социальная оценка техники как прикладная философия техники.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.