Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие системы наказаний в теории уголовного права





Все, что закон говорит о наказаниях, подчинено внутренней логике исходных установок, принципов и опорных категорий уголовного права и центрального его института – института уголовной ответственности. Также как Д. И. Менделеев расположил элементы в своей Периодической системе не произвольно, не по случайным разовым их признакам (например, не по алфавиту, не по цвету и т. д.), а по закономерностям их физической природы, так и правовая классификация должна быть понятийно и содержательно единой, системной.

Система (в философии и логике) – это упорядоченное множество явлений, внутренне неразрывно связанных между собой.

Статьи 44–59 УК не просто перечень наказаний, они представляют внутренне логичную и законченную систему наказаний, так как расположены в четкой последовательности и взаимосвязаны.

Система наказаний – это социально обусловленный исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенных в порядке увеличения карательного воздействия, применяемый от имени государства уполномоченными органами в отношении лица, признанного виновным в совершении преступления, для достижения целей наказания.



Вид наказания – это конкретное наказание, предусмотренное УК, имеющее специфическое наименование и соответствующее содержание. Система наказаний многообразна, в нее входит достаточное число видов наказаний необходимых для индивидуализации наказания судом в каждом конкретном случае.

Из предлагаемого определения следует, что в систему входят не все предусмотренные законом в ст. 44 УК виды наказания, и, следовательно, что существуют наказания системные и внесистемные. Последние не в полной мере удовлетворяют требованиям ст. 43 УК.

Система наказаний построена законодателем по возрастанию степени их строгости (поэтому иногда ее еще называют «лестницей наказаний»).

Система наказаний является частью более обширной системы правовых санкций, взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга. Так, нарушение трудового законодательства может повлечь применение и уголовно–правовых санкций и санкций, предусмотренных Трудовым кодексом, причем неприменение дисциплинарных санкций к правонарушителям, как правило, приводит к распространению более опасных правонарушений и необходимости применения наказания. Взаимосвязь проявляется также в том, что административные и уголовно–правовые меры дополняют друг друга: так, и административное, и уголовное законодательство предусматривают в качестве наказаний штраф и исправительные работы.



В действующем УК система наказаний закреплена нормами, содержащимися в главе 9 УК (ст. ст. 44–59 УК) и по сравнению с системой наказаний УК РСФСР 1960 г. отличается несколькими особенностями, обусловленными ее значением:

1) Система наказаний УК 1996 г. закрепляет перечень наказаний от менее строгих к более строгим видам наказаний, тогда как в ст. 21 УК РСФСР 1960 г. наказания были расположены от более строгого к менее строгому. Эта перестановка должна ориентировать судей на назначение наказания сначала с наименьшим карательным эффектом. То же самое подтверждается и руководящими разъяснениями Верховного Суда, которые требуют обязательного решения вопроса о целесообразности назначения наказания, не связанного с лишением свободы (см. п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» от 11 января 2007 г. № 2).

2) Из перечня наказаний исключены такие виды наказания, как возложение обязанности загладить причиненный вред и общественное порицание, но в то же время включены новые виды наказания: обязательные работы (хотя в ранее действовавшем УК имелся подобный вид наказания – исправительные работы без лишения свободы), арест и пожизненное лишение свободы.



Таким образом, в действующем УК, с одной стороны, сохранена преемственность системы наказаний, что обуславливается сложившейся в России системой органов и практики исполнения наказаний, которые нет необходимости кардинально перестраивать, а с другой стороны, предпринята попытка дать судам разнообразный, необходимый и достаточный набор мер государственного принуждения, подчиненных идее наиболее эффективного достижения целей уголовного наказания.

Существуют различные основания для классификации видов наказания:

I. Законодательная (легальная) классификация наказаний, закрепленная в ст. 44 УК (по степени строгости наказания):

а) штраф;

б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

г) обязательные работы;

д) исправительные работы;

е) ограничение по военной службе;

з) ограничение свободы;

и) арест;

к) содержание в дисциплинарной воинской части;

л) лишение свободы на определенный срок;

м) пожизненное лишение свободы;

н) смертная казнь.

Данный перечень является исчерпывающим, т. е. никакие иные виды наказания в уголовном праве России применяться не могут. До 11 декабря 2003 года в систему наказаний входила также конфискация имущества – принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства из собственности осужденного всего или части принадлежащего ему имущества (п. «ж» ст. 44 и ст. 52 УК), которые в настоящее время утратили силу. Она устанавливалась за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и могла назначаться судом только в случаях, специально предусмотренных статьями Особенной части УК.

В настоящее время конфискация имущества возвращена в УК в качестве иной меры уголовно–правового характера, но не наказания (см. ст. 1041, 1042 и 1043 УК, а также тему № 22).

Но, отмененную конфискацию имущества как наказание не нужно путать с так называемой специальной конфискацией, предусмотренной уголовно–процессуальным законодательством (изъятие орудий и средств преступления либо предметов, добытых преступным путем и т. д.), а также с так называемой административной конфискацией (изъятие контрабанды, незаконно находящихся предметов разрешительной системы – оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, сильнодействующих веществ, наркотиков и т. д.). Они всегда сохранялись в законодательстве, и если доказано, что имущество виновный приобрел на средства, добытые преступным путем, оно должно быть у него изъято.

Такие же положения предусмотрены в уголовном законодательстве Франции, Англии, США и Японии. Правовым основанием специальной конфискации в России является ч. 3 ст. 81 УПК. В соответствии с ней подлежат обязательной конфискации орудия и средства преступления (например, транспортные средства в случаях, когда они использовались в процессе изъятия имущества и признаны орудием или средством совершения преступления, независимо от участия в преступлении собственника транспортного средства; если же они использовались лишь для поездки на место совершения преступления, конфискация в порядке ст. 81 УПК недопустима).

II. Законодательная (легальная) классификация, закрепленная в ст. 45 УК (по самостоятельности и приоритету применения наказания):

1) основные (применяемые только в качестве основных). Они применяются самостоятельно, несут основную нагрузку по достижению целей наказания и не могут присоединяться к другим наказаниям:

– Обязательные работы (ст. 49 УК);

– Исправительные работы (ст. 50 УК);

– Ограничение по военной службе (ст. 51 УК);

– Ограничение свободы (ст. 53 УК);

– Арест (ст. 54 УК);

– Содержание в дисциплинарной воинской части (ст. 55 УК);

– Лишение свободы на определенный срок (ст. 56 УК);

– Пожизненное лишение свободы (ст. 57 УК);

– Смертная казнь (ст. 59 УК).

2) дополнительное (применяемое только в качестве дополнительного). Самостоятельно не применяется, с его помощью более точно определяются лишения и ограничения для достижения целей наказания.

– Лишение специального или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст. 48 УК).

Чаще всего применяется вместе с лишением свободы, например, для того, чтобы в местах лишения свободы не мог оказаться осужденный, не лишенный почетного звания «заслуженный юрист РФ» и т. п.;

3) так называемые универсальные или смешанные (применяемые как в качестве основных, так и в качестве дополнительных):

– Штраф (ст. 46 УК);

– Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК).

Остальные классификации имеют в большей степени научное, чем практическое значение, и помогают глубже понять вопросы установления и применения каждого вида наказания.

III. По содержанию выделяют наказания:

а) ограничивающие имущественные права осужденного (штраф);

б) оказывающие в основном морально-психологическое воздействие на осужденного (лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград);

в) ограничивающие трудовую правоспособность осужденного (лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе);

г) ограничивающие личную свободу осужденного (ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок и пожизненное лишение свободы);

д) лишающие человека права на жизнь (смертная казнь).

IV. По степени ограничения прав осужденного на свободу выделяют наказания:

– связанные с лишением свободы (ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок и пожизненное лишение свободы);

– не связанные с лишением свободы (все остальные);

V. По времени воздействия на осужденного выделяют наказания:

– срочные (лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок);

– бессрочные (пожизненное лишение свободы);

– одномоментные (штраф; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, которое некоторые авторы относят к бессрочным наказаниям; смертная казнь).

VI. По характеру воздействия на осужденного выделяют наказания:

– связанные с исправительно-трудовым воздействием (обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок и пожизненное лишение свободы);

– не связанные с исправительно-трудовым воздействием (штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; арест; смертная казнь).

Классификация наказаний на группы, закрепленная в действующем УК, подчинена задаче наилучшей их дифференциации и индивидуализации с помощью сочетания основных и дополнительных наказаний, так как осужденному за совершение одного или нескольких (совокупность преступлений или приговоров) преступлений может быть назначено только одно основное и (или) несколько дополнительных наказаний. Дополнительное наказание применяется для более интенсивного исправительного воздействия на осужденного и не бывает более строгим, чем основное, или тождественным ему.

Сравнительный анализ видов наказаний в разных странах мира:

Сравнение показывает на общие подходы разных государств к построению системы наказаний. В Англии в качестве наказаний применяются смертная казнь, лишение свободы, штраф, поручительство, пробация (условное осуждение), бесплатное оказание услуг обществу, принудительное лечение, попечительство, помещение в центр задержания. Наиболее широко применяется наказание в виде штрафа.

УК Германии предусматривает возможность применения наказаний и мер безопасности. К основным наказаниям УК относит лишение свободы и штраф. Штраф взимается в дневных ставках. При неуплате штрафа он заменяется лишением свободы. Дополнительными наказаниями по УК Германии являются лишение права исполнять служебные функции, утрата активного или пассивного избирательного права. К мерам безопасности относятся: помещения в психиатрическую больницу; помещения в терапевтическое учреждение для алкоголиков и наркоманов; лишение водительских прав; превентивное заключение; установление надзора; запрещение заниматься профессиональной деятельностью.

Действующий УК Франции содержит широкий перечень наказаний, применяемых к физическим и юридическим лицам: поражение гражданских прав, высылка из страны, лишение права занимать любые должности, запрет общественной деятельности. Вместе с тем в УК Франции четко просматривается разумность многих мер: так, лишение водительских прав не распространяется на профессиональную деятельность лиц, работающих водителями транспортных средств, лишение права производить операции по сбору денег у населения применяется в отношении лиц, осужденных за корыстные преступления.

Система наказаний по федеральному законодательству и законодательству штатов США не отличается большим разнообразием видов наказаний: лишение свободы, штраф, пробация, лишение права или ограничение личных и имущественных прав, смертная казнь (в примерно трети штатов).

3. Наказания, ограничивающие имущественные права осужденного.

Штраф – денежное взыскание с осужденного в собственность государства, которое назначается в зависимости от характера совершенного преступления и его тяжести, имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным зарплаты или иного дохода, при обязательном условии исправляющего и предупреждающего воздействия на него (ст. 46 УК).

Признаки штрафа подчеркнуты в определении. В соответствии с изменениями в УК от 8 декабря 2003 года и в связи с проводимой в РФ уголовной политикой штраф в ближайшее время должен стать самым распространенным видом уголовного наказания. Ранее в структуре применяемых судами видов наказания он занимал немногим более 10 %, что намного ниже, чем в других современных государствах (45–95 %).

Столь незначительное использование штрафа как меры наказания в РФ, несмотря на достаточно высокую его эффективность (рецидив составляет не более 10 %), объяснялось советским прошлым, отнесением штрафа к капиталистическому наказанию и, поэтому, критическим к нему отношением, а также низким уровнем доходов граждан в СССР (в первоначальной редакции УК РСФСР 1960 г. штраф содержался всего в нескольких процентах санкций норм Особенной части УК). В настоящее время ситуация меняется на противоположную.

Штраф устанавливается в размере от 2500 до 1000000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного (на момент совершения преступления) за период от двух недель до пяти лет. При этом штраф от 500 000 рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период свыше трех лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных статьями Особенной части УК (ч. 2 ст. 46 УК).

Размер штрафа конкретному человеку, совершившему преступление, определяется судом, по общим правилам назначения наказания, с учетом тяжести преступления и личности виновного. Однако закон содержит и дополнительное требование: при назначении штрафа должно учитываться имущественное положение виновного (ч. 3 ст. 46 УК). Это положение ориентирует суды на то, чтобы назначенный штраф был посильным для осужденного и не ставил в безвыходное положение его и его семью.

Штраф должен быть уплачен в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу (ст. 31 УИК), но с учетом материального положения виновного, если осужденный не имеет возможности единовременно уплатить штраф, по его ходатайству и заключению судебного исполнителя, суд может предоставить отсрочку или рассрочку (определенными частями) выплаты штрафа сроком до трех лет.

В случае неуплаты осужденным штрафа, взыскание производится судебным исполнителем в принудительном порядке, в том числе путем обращения взыскания на имущество осужденного, указанное в ч. 1 ст. 63 УИК, в порядке, установленном ГПК. Однако взыскание штрафа не может быть обращено на имущество, указанное в перечне имущества, которое не подлежит конфискации по приговору суда (см. приложение к УИК).

Штраф в качестве дополнительного вида наказания может назначаться только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части (ч. 4 ст. 46 УК).

В случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он заменяется в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей УК (ч. 5 ст. 46 УК).

Злостное уклонение – это умышленное продолжение невыполнения возложенной обязанности после официального предупреждения об этом, при наличии реальной возможности выполнить данную обязанность.

Злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признается осужденный, не уплативший штраф в установленный срок законом 30-дневный срок со дня вступления приговора в законную силу или скрывающий свои доходы и имущество от принудительного взыскания (ст. 32 УИК).

Особенность штрафа в его способности к карательному и исправительному воздействию на осужденного не напрямую, не непосредственно на личность и ее свободу, а через имущественное положение осужденного. Денежное взыскание – не цель штрафа и не его сущность, это не фискальная мера и не способ удовлетворения интересов потерпевшего. Штраф рассчитан на применение в отношении таких осужденных, которые по конкретным личным своим особенностям восприимчивы даже к такому, наименее строгому наказанию, которое для них – вполне достаточный корректив их отношения к закону и своему поведению. Карательные элементы штрафа неочевидны, но они есть (судимость оштрафованного, возможность замены штрафа, в случае злостного уклонения от его уплаты). В этом принципиальное отличие штрафа как уголовного наказания от штрафа как меры административного наказания.

Достоинства штрафа:

1) осужденный к штрафу остается на свободе, может продолжать свои обычные занятия без отрыва от семьи и обычной среды, воспитывать своих детей, платить налоги;

Недостатки штрафа:

1) денежное взыскание с осужденного может затрагивать интересы его семьи;

2) даже самый полный и точный учет имущественного положения осужденных неизбежно приводит к противоречию с принципом равенства перед законом и судом (независимость от их имущественного положения), то есть с конституционными по своему смыслу требованиями ст. 4 УК.

3) нелогичен штраф за корыстные и схожие с ними преступления (коммерческий подкуп, злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами, браконьерство, уклонение от уплаты налогов и т. п.). В данном случае штраф способен усилить корыстную мотивацию поведения осужденного – стремление выгодой от нового преступления покрыть сумму штрафа за предыдущее.

4) нецелесообразен штраф и за некоторые явно аморальные преступления (неоказание помощи больному, оставление в опасности, клевету, оскорбление, фальсификацию доказательств, провокацию взятки, вынесение судьями неправосудного приговора, подкуп или принуждение свидетеля, потерпевшего, эксперта или переводчика, заведомо ложный донос, лжесвидетельство и др.). Штраф должен восприниматься как наказание за преступление, а не как плата за нарушение закона или откуп от ответственности.

5) возможны ситуации, непредусмотренные законом, когда осужденный не может уплатить штраф (например, по объективным причинам став инвалидом 1 группы по физическим недостаткам или при отсутствии имущества, на которое может быть наложено взыскание);

6) некоторые санкции статей (ч. 1 ст. 174, ч. 1 ст. 1741) содержат в своих санкциях только наказания в виде штрафа, и в случае злостного уклонения от его уплаты его не на что заменить. Если штраф назначен в качестве дополнительного наказания и не выплачивается, а у осужденного нет имущества и доходов, на которые может быть наложено взыскание, штраф также нечем заменить, так как два основных наказания за преступление не могут быть назначены.

4. Наказания, оказывающие морально-психологическое воздействие на осужденного.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград – это вид наказания, оказывающий в основном морально-психологическое воздействие на осужденного, который может быть назначен за совершение любого тяжкого или особо тяжкого преступления в качестве дополнительного наказания по усмотрению суда и с учетом личности виновного (ст. 48 УК).

Признаки данного вида наказания подчеркнуты в определении. Понятие тяжкого и особо тяжкого преступления дается в 4 и 5 ст. 15 УК.

Специальные звания присваиваются работникам органов внутренних дел, прокуратуры, таможенной службы и т. п., где такие звания установлены. К специальным званиям не относятся ученые степени кандидата и доктора наук, ученые звания научного сотрудника, доцента, профессора, и академика, однако на практике суд может внести представление (частное определение) в орган, присвоивший эти степени или звания, о лишении осужденного этих степеней или званий.

Воинские звания – это звания, присваиваемые в Вооруженных силах РФ в соответствии с Федеральным законом № 53–ФЗ от 28 мая 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе».

Почетные звания устанавливаются в целях поощрения граждан за высокое профессиональное мастерство и многолетний добросовестный труд в соответствии с Указом Президента РФ № 1341 от 30 декабря 1995 г. «Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положения о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации».

Классные чины устанавливаются в соответствии с Федеральным законом № 58–ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» для граждан, проходящих государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.

Государственные награды – это ордена, медали, знаки отличия и т.д., которые являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством и присваиваются в соответствии с Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. № 442 «О государственных наградах Российской Федерации».

Кроме морально-психологического эффекта указанное наказание влечет и ограничения имущественного характера, осужденный лишается выплат и имущественных льгот, связанных с наличием у него соответствующего звания или награды (см. ч. 2 ст. 61 УИК).

Практика применения данного наказания сложилась таким образом, что суд, принявший решение о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград, сообщает об этом органу, присвоившему соответствующее звание, направляя копию приговора или представление (частное определение). Орган, присвоивший звание, чин или награду, при получении копии приговора или представления (частного определения) и копии приговора, принимает решение о лишении звания, ордена или медали и направляет сообщение суду. Званий, присвоенных высшими органами СССР, а также органами союзных республик, не предусмотренных действующим законодательством, могут лишать те органы РФ, которые по действующему законодательству РФ могут присвоить подобное звание, орден или медаль, поскольку РФ является правопреемницей СССР.

Рассматриваемое наказание относится к бессрочным или одномоментным. Несмотря на то, что в ч. 6 ст. 86 УК указано, что погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью, по сложившейся практике на данное наказание это не распространяется.

5. Наказания, ограничивающие трудовую правоспособность осужденного.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – это вид наказания, выражающийся в запрете осужденному занимать такие должности на государственной службе и в органах муниципального управления либо заниматься такими видами законной профессиональной или иной деятельности, которые стали несовместимы с данным лицом в связи с совершением им преступления (ст. 47 УК).

Указанный вид наказания включает в себя два вида лишения: 1) лишение права занимать определенные должности; 2) лишение права заниматься определенной деятельностью (ч. 1 ст. 47 УК).

Лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью назначается 1) в качестве основного наказания – на срок от одного года до пяти лет, 2) в качестве дополнительного наказания – на срок от шести месяцев до трех лет (ч. 2 ст. 47 УК).

Данное наказание в качестве дополнительного может назначаться и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 3 ст. 47 УК). Например, данное наказание назначается при осуждении сотрудников правоохранительных учреждений за преступления, связанные с их службой, а также педагогических работников (воспитателей, преподавателей, тренеров) за преступления в отношении воспитанников и учащихся и в основном направлено на предупреждение рецидива преступлений со стороны виновного, которые были связаны с его должностным положением или профессиональной деятельностью.

Суд может запретить осужденному занимать не только одну конкретную должность, а группу должностей, объединенных по какому-то признаку (например, лишить права занимать должности, связанные с распоряжением финансами или с распределением материальных средств, и т. п.) Но при этом группа должностей должна быть четко обозначена в приговоре. Указанное наказание, применяется лишь в том случае, если осужденный во время совершения преступления занимал указанную должность или может занять ее в будущем. Также в приговоре четко указывается и определенный вид или род профессиональной, социальной или хозяйственной деятельности, которым запрещается заниматься осужденному.

В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы РФ» от 27 мая 2003 г. № 58–ФЗ, под государственной службой понимается – профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: РФ; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Согласно Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131–ФЗ, под органами местного самоуправления понимаются – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Если запрет занимать определенные должности или заниматься определенным видом деятельности назначается в качестве основного наказания, или дополнительного вместе с исправительными работами, обязательными работами или ограничением по военной службе, то его течение начинается с момента вступления в законную силу обвинительного приговора суда. В случае назначения указанного наказания совместно с ограничением свободы, арестом, содержанием в дисциплинарной воинской части или лишением свободы на определенный срок течение рассматриваемого дополнительного наказания начинается после отбытия основного наказания (ч. 4 ст. 47 УК). Назначение лишения права занимать определенные должности и заниматься определенным видом деятельности вместе с пожизненным лишением свободы или смертной казнью считается нецелесообразным.

Исполнение указанного наказания возлагается на орган, который дает разрешение на занятие определенным видом деятельности (ГИБДД, лицензионно разрешительная служба и т. д.) или должностных лиц организации в которой работает осужденный и контролируется уголовно–исполнительной инспекцией. Если осужденный фактически продолжает занимать запрещенную должность или занимается запрещенным видом деятельности его можно привлечь к уголовной ответственности по ст. 325 УК «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта».

Лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью как вид наказания известно законодательству многих стран. В советской России этот вид наказания использовался с первых лет установления советской власти. По УК РСФСР 1926 года она заключалась в лишении: а) активного или пассивного избирательного права; б) права занимать выборные должности в общественных организациях; в) права занимать те или иные государственные должности; г) права носить почетные звания; д) родительских прав; е) права на пенсии, выдаваемые в порядке социального страхования и государственного обеспечения, и на пособие по безработице, выдаваемое в порядке социального страхования.

Такое обилие карательных мер, в том числе носящих политический характер, использовалось до принятия в 1958 году Основ уголовного законодательства СССР и союзных республик. Вопрос о применении этого вида наказания в практике назначения наказания вставал всякий раз тогда, когда по обстоятельствам конкретного дела для достижения целей наказания возникала необходимость закрыть для виновного лица доступ в ту или иную область социальной жизни, например, в сферу торговли, оказание услуг в области медицины, воспитания детей.

Верховные Суды СССР и РСФСР в разъяснениях, касающихся практики назначения судами дополнительных наказаний, обращали внимание на необходимость внимательного отношения при применении в качестве дополнительного наказания запрещения заниматься определенной деятельностью к работникам автотранспорта. Если управление транспортным средством является для осужденного профессией, вопрос о лишении его такого права может повлечь для него тяжелые последствия социального плана, поэтому принятие решения должно быть особенно продуманным. Лишение права управления транспортным средством уместно, например, назначить лицу, допустившему наезд на пешехода, если водитель находился в нетрезвом состоянии. Аналогично следует подходить к лишению права заниматься, например, врачебной или педагогической деятельностью или занимать должность на государственной службе.

Обязательные работы представляют собой наказание ограничивающие трудовую правоспособность осужденного и назначаются только в качестве основного наказания.

Сущность обязательных работ заключается в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время, бесплатных общественно полезных работ. Вид работ определяется органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией.

Под общественно полезными работами подразумеваются работы, не требующие специальных познаний и квалификации, например, уборка улиц, работа санитара в больнице и подобные работы.

Обязательные работы назначаются на срок от 60 до 240 часов и отбываются не более 4 часов в день и не менее 12 часов в неделю.

Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются ограничением свободы, арестом или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока ограничения свободы, ареста или лишения свободы из расчета один день ограничения свободы, ареста или лишения свободы за восемь часов обязательных работ. Использую такую формулировку, законодатель фактически приравнял ограничение свободы, арест и лишение свободы, тогда как они обладают различным карательным воздействием. Мы считаем, что сроки замены необходимо дифференцировать в зависимости от строгости заменяемого наказания.

Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный:

а) более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин;

б) более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;

в) скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания (ст. 30 УИК).

Ограничение свободы и арест в настоящее время не исполняются, то заменить их можно только на лишение свободы. Может возникнуть ситуация, когда санкция статьи не предусматривает лишение свободы (например, ч. 1 ст. 130 УК «Оскорбление»). Тогда, заменяя обязательные работы на лишение свободы, суд фактически назначает осужденному более строгое наказание, чем предусмотрено за данное преступление. На наш взгляд, в ст. 49 УК необходимо внести изменения и указать, что обязательные работы могут заменяться только в пределах санкции соответствующей статьи Особенной части.

Исправительные работы уже давно известны отечественному законодательству. Еще в дореволюционной России применялись каторжные работы, без изоляции осужденного от общества. В советский период развития государства исправительные работы так же очень широко применялись, с течением времени изменялось их название. Сначала они назывались принудительными, затем исправительно-трудовыми, исправительными работами без лишения свободы.

Исправительные работы назначаются только в качестве основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет осужденному, не имеющему основного места работы, с удержанием из заработка в доход государства, на основании приговора суда от 5 до 20 %.

Исправительные работы отбываются в местах определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией, но в районе места жительства осужденного.

Содержание исправительных работ заключается в том, что: во-первых, осужденный обязан трудиться; во вторых, из его заработка производится удержание в доход государства; в-третьих, на осужденного накладываются иные правоограничения в соответствии со ст. 40 УИК (запрет на увольнения с работы без разрешения уголовно-исполнительной инспекции, обязанность являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации и др.).

В случае злостного уклонения от исправительных работ суд может заменить неотбытую часть наказания на ограничение свобода, арест и лишение свободы из расчета:

- один день исправительных работ = одному дню ограничения свобода;

- два дня исправительных работ = одному дню ареста;

- три дня исправительных работ = трем дням лишения свободы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.