Заполните таблицы и схемы.
Тема. Политическая система общества.
План семинарcкого занятия.
1. Политическая система: понятие, структура, типология, функции. Основные подходы к определению политической системы.
2. Типология политических систем.
3. Понятие и типы политического режима.
4. Диктатура и демократия в истории и современном мире.
5. Гибридные режимы.
6. Политическая стабильность и политический риск.
7. Проблема демократии в истории политологии. Основные модели и концепции демократии: античная, либеральная, плюралистическая, элитарная и др.
8. Демократия как форма осуществления власти. Принципы демократии. Проблемы отечественной демократии.
9. Признаки авторитарного и тоталитарного и демократического режима.
10. Сравните авторитарный и тоталитарный режим.
11. Причины авторитарных и тоталитарных режимов.
12. Критерии эффективности политической системы.
13. Условия и факторы политической стабильности.
14. Понятие политического режима и его типы.
15. Политические режимы: от диктатуры к демократии.
16. Понятие политического режима и его характерные черты.
17. Основные критерии классификации политических режимов. Типы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, либеральный, демократический, их признаки и особенности.
18. Понятие и характеристики политического режима.
19. Типология политических режимов.
20. Сформулируйте основные признаки тоталитарных режимов.
21. Политический режим в России: характеристика и перспективы развития.
22. Понятие демократии, ее основные принципы, процедуры и формы.
23. Теории демократии.
24. Информационные технологии и “ компьютерная демократия”
25. Чем обусловлена экономическая эффективность многих авторитарных режимов?
Контрольные вопросы и задания:
1. Охарактеризуйте взаимосвязь между понятиями «политическая система» и «политический режим».
2. Английский философ К. Поппер предложил новый подход к проблеме организации политической власти.
3. Вместо традиционного вопроса: «Кто должен править?» необходимо задаться другим вопросом: «Как нам организовать политические учреждения, чтобы плохие и некомпетентные правители не нанесли слишком большого урона?» Объясните, чем отличается первый подход от второго?
4. Тождественны ли понятия « политическая система» и «политическая организация»?
5. От чего зависит формирование той или иной политической системы в разные исторические эпохи и в разных странах? Какие факторы в своё время определили специфику политической системы России?
6. Может ли авторитарный режим играть положительную роль в истории? Приведите примеры.
7. Почему многие тоталитарные режимы смогли просуществовать сравнительно долго и пользоваться массовой поддержкой?
8. Что такое «индекс демократии»? Как по нему можно определить степень демократичности данного общества?
9. К какому типу можно отнести политический режим в современной России? Сохранились ли тоталитарные или авторитарные традиции в политическом режиме современной России?
10. Существует ли вероятность установления тоталитарного либо авторитарного режимов обновлённого типа в XXI веке?
11. Наиболее часто встречающейся ошибкой в определении демократии является сведение ее только к выборам — «электорализм». Постарайтесь исправить эту ошибку и назовите дополнительные необходимые признаки демократии.
12. Охарактеризуйте эволюцию основных институтов демократии.
13. Какие причины обусловили возникновение тоталитарных режимов? Возможно ли их возникновение в XXI веке?
14. В чем заключается принципиальное отличие тоталитаризма от других разновидностей диктатур?
15. Сравните авторитарный и тоталитарный политические режимы. В чем их сходство, чем они отличаются друг от друга?
16. Какие причины способствуют сохранению и воспроизводству авторитаризма в современном мире? Назовите экономические, социальные и политические причины воспроизводства авторитарных режимов.
17. Охарактеризуйте тоталитаризм, авторитаризм и демократию с точки зрения:
а) гарантий прав человека;
б) методов осуществления власти;
в) учета интересов различных сегментов общества властными структурами политической системы;
г) основных структур, осуществляющих властные функции;
д) дифференциации государства и общества;
е) структурной дифференциации.
18. С. Хантингтон утверждает, что авторитарные лидеры, столкнувшись с кризисом легитимности, могут реагировать на него следующим образом:
а) игнорировать углубляющийся кризис;
б) усиливать репрессии по отношению к противникам режима;
в) обращаться к национализму и провоцировать внешние конфликты;
г) проводить выборы;
д) инициировать демократизацию политической системы, стремясь сохранить контроль за происходящими процессами.
19. Рассмотрите каждый из приведенных способов реакций с точки зрения его эффективности. Способен ли он обеспечить легитимность авторитарного режима?
Вопросы для дискуссии и самоконтроля
1. Каковы основные структурные элементы политической системы?
2. Как соотносятся понятия «политическая система» и «по- литический режим»?
3. Как российская политическая культура влияет на поли- тический режим?
4. Назовите основные демократические тенденции в по- литическом режиме современной России?
5. Перечислите отличительные признаки демократическо- го и авторитарного политических режимов.
Сравните политические режимы по следующим критерия:
Критерии
| Тоталитаризм
| Авторитаризм
| Демократия
| Степень политической свободы
(наличие прав и свобод личности)
|
|
|
| Степень принуждения и насилия
|
|
|
| Принципы организации власти (разделение властей или концентрация, всеобщие выборы или закрытый способ формирования, ответственность властей перед законом)
|
|
|
| Место и роль государства
|
|
|
| Зрелость гражданского общества
|
|
|
| Наличие оппозиции, инакомыслия, многообразия идеологий или господство одной из них
|
|
|
| Существование конкурентной партийной системы или монополия одной партии
|
|
|
| Логические задания и проблемные вопросы:
1. Проблемой всех демократических организаций является «железный закон олигархических тенденций», сформулированный Р. Михельсом. Его суть – управленческое решение, в конечном итоге, принимает узкий круг лиц. Сама логика управленческого труда ведет к формированию управленческой элиты, которая постепенно выходит из-под контроля рядовых членов и подчиняет деятельность организации (партии, профсоюза) своим интересам.
Насколько универсален, с Вашей точки зрения, этот «железный закон»?
2. Демократия - одна из самых парадоксальных форм правления. Продолжите заполнение таблицы «Демократия: плюсы и минусы» и сформулируйте выводы.
Положительные стороны (плюсы) демократии
| Отрицательные стороны (минусы) демократии
| 1. Утверждает состязательность политики, превосходство «слова» над силой;
| 1. Низкий профессионализм (некомпетентность большинства);
| 2. Опирается на политическое участие граждан;
| 2. Отсутствие персональной ответственности;
| 3. Утверждает открытость (публичность) общественных отношений (в т.ч. принятия решений);
| 3. Непостоянство и «внушаемость» массы людей;
| 4. …
| 4. …
| 5. …
| 5. …
|
3. На президентских выборах 2000 года в США, кандидат от демократической партии А.Гор набрал в целом больше голосов в свою поддержку, чем кандидат от республиканской партии Дж. Буш. Однако, в соответствии с американской избирательной системой президентом стал Буш.
Демократично ли это?
4. Как Вы оцениваете возможности «электронной демократии»?
5. Прокомментируйте следующие высказывания:
o демократия – «это правление народа, избранное народом и для народа» (А. Линкольн)
o «Быть демократом значит на деле считаться с интересами большинства народа, а не меньшинства» (В.И. Ленин)
Заполните таблицы и схемы.
« Основные подходы к политической системе общества».
Системный подход
|
| Структурно-функциональный подход
|
«вход» «выход»
Обратная связь
|
|
|
|
|
|
|
Заполните сравнительную таблицу: «Политические режимы».
Критерии
| тоталитаризм
| авторитаризм
| демократия
| Степень политической свободы (наличие прав и свобод личности)
|
|
|
| Степень принуждения и насилия
|
|
|
| Принципы организации власти:
- разделение властей
-выборы их способы
-ответственность властей перед законом
|
|
|
| Место и роль государства
|
|
|
| Зрелость гражданского общества
|
|
|
| Наличие оппозиции. Инакомыслия, многообразия идеологий или господство одной из них
|
|
|
| Партийная система
|
|
|
|
Сформулируйте основные положения указанных в таблице теорий демократии.
Теория демократии
| Основные положения
| Либеральная
|
| Плюралистическая
|
| Плебисцитарная
|
| Партисипаторная
|
| Элитарная
|
| Концепция полиархии Р.Даля
|
|
Логические задания и проблемные вопросы:
1. T. Гоббс полагал в качестве главной причины образования государства страх, вызванный незащищенностью перед возможным насилием со стороны ближних и внешних врагов; Дж. Локк — целесообразность, выгоду, связанную с возможностью сохранения собственности и урегулирования конфликтов.
Чьи доводы, на ваш взгляд, выглядят весомее?
2. Среди методов, используемых для обеспечения политической стабильности, выделяют: социально-политическое маневрирование; политическое манипулирование; диалог с оппозицией; применение силы. Дайте развернутую характеристику каждому из указанных методов. В каких случаях они применяются? Сопоставьте их по степени результативности.
3. Теория политической системы основывается на общем системном подходе.
Назовите основные положения системного подхода:
система — это совокупность взаимосвязанных между собой элементов, образующих некоторое целостное единство;
система — это сумма частей, ее составляющих;
система — это относительно замкнутое, автономное целое;
любая система взаимодействует с окружающей средой;
любая система в большей или меньшей степени способна адаптироваться к окружающей среде;
окружающая среда в незначительной степени влияет на систему;
между системой и окружающей средой не существует каких-либо взаимодействий.
Контрольные вопросы и задания:
1.Выберите из приведенного ниже списка основные положения системного подхода, на которых основывается теория политической системы:
а) система — это сумма частей, ее составляющих;
б) система — это совокупность взаимосвязанных между собой элементов, образующих некоторое целостное единство;
в) система — это относительно замкнутое, автономное целое;
г) любая система в большей или меньшей степени способна адаптироваться к окружающей среде;
д) любая система взаимодействует с окружающей средой;
е) между системой и окружающей средой не существует каких-либо взаимодействий;
ж) окружающая среда в незначительной степени влияет на систему.
2.Д. Истон подразделял окружающую политическую систему среду на внутреннюю и внешнюю. К какой среде относятся:
а) международная система культуры;
б) международные социальные системы;
в) социальная структура;
г) система культуры;
д) международная экономическая система;
е) демографическая система;
ж) международная социальная структура;
з) биологическая система;
и) международные биологические системы;
к) социальные системы;
л) экологическая система;
м) международные политические системы;
н) международная демографическая система?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|