Сделай Сам Свою Работу на 5

Что такое комплексное инженерное и радиационное обследование при выводе из эксплуатации блоков АЭС, его цели и задачи?





Комплексное инженерное и радиационное обследование (КИРО) -комплекс мероприятий, необходимых для разработки проекта вывода из эксплуатации блока АС и направленных на получение информации об инженерно-техническом состоянии зданий, сооружений, строительных конструкций и оборудования, а также о радиационной обстановке в помещениях и на площадке блока АС, объемном и поверхностном загрязнении радиоактивными веществами помещений, оборудования и площадки блока АС, качественном и количественном составе радиоактивных отходов на блоке АС.

Целью комплексного инженерного и радиационного обследованияконкретного блока АС является оценка фактического состояния и сбор представительной информации по остаточной радиоактивности систем, установок, конструкционных и защитных материалов, состояния, несущей способности и остаточного ресурса зданий остановленного блока АС, необходимых для определения количества и качества радиоактивных отходов (РАО), дозовых нагрузок на работников (персонал) при демонтаже оборудования, зданий и сооружений, принятия решения о стратегии вывода из эксплуатации конкретного блока, для разработки программы и проекта вывода из эксплуатации.



При проведении комплексного инженерного обследования блока АС основное внимание должно быть уделено элементам, системам, оборудованию, зданиям и сооружениям, которые предполагается использовать в процессе вывода из эксплуатации блока АС на различных этапах вывода.

Основной задачей инженерного обследованияявляется оценка технического состояния систем, конструкций, зданий и сооружений на площадке АС.

Основной задачей радиационного обследованияявляется получение объема информации о радиационных характеристиках и параметрах необходимого и достаточного для анализа и принятия решений, обеспечивающих безопасность персонала населения и окружающей среды при ВЭ блоков АЭС

 

Как отражены вопросы вывода из эксплуатации блоков АЭС в федеральном законе «Об использовании атомной энергии»?

 

Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, направлен на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды, защиту собственности при использовании атомной энергии, призван способствовать развитию атомной науки и техники, содействовать укреплению международного режима безопасного использования атомной энергии.



Основными задачами правового регулирования отношений, возникающих при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии, являются:

- создание правовых основ системы государственного управления использованием атомной энергии и системы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;

- установление прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и иных юридических лиц и граждан.

Объектами применения настоящего Федерального закона являются ядерные установки – сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции.

Настоящий Федеральный закон распространяется, в том числе, на такие виды деятельности в области использования атомной энергии, как размещение, проектирование, сооружение, эксплуатацию и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения.

Законом определено, что государственное управление использованием атомной энергии осуществляют федеральные органы исполнительной власти и Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.



Закон предусматривает, что порядок и меры по обеспечению вывода из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения должны быть предусмотрены в проекте объекта использования атомной энергии в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии.

Порядок формирования источников финансирования работ по выводу из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения устанавливается Правительством Российской Федерации и должен быть определен до ввода их в эксплуатацию.

Решения о досрочном выводе из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения принимаются органами государственной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" или органами местного самоуправления, в пределах их компетенции, принявшими решения об их сооружении, или соответствующими их правопреемниками. Решения доводятся до сведения эксплуатирующей организации заблаговременно с учетом технологических и экологических возможностей эксплуатирующей организации.

 

Какие основные положения и требования предусмотрены в нормативном документе РД ЭО 0013-93 «Основные положения по снятию с эксплуатации блоков АС, отработавших проектный срок службы»?

 

Документ концептуального уровня РД ЭО 0013-93 «Основные положения по снятию с эксплуатации блоков АЭС, отработавших проектный срок службы» в развитие положений Концепции 1991 г. установил:

- место работ по выводу из эксплуатации в жизненном цикле блока АЭС;

- перечень основных исходных ситуаций для прекращения эксплуатации блока АЭС;

- учет особенностей вывода из эксплуатации на стадии проектирования блока АЭС;

- порядок плановой подготовки блока АЭС к выводу из эксплуатации на стадии эксплуатации;

- порядок проведения работ на блоке АЭС после окончания проектного срока службы;

- основные варианты вывода из эксплуатации блока АЭС;

- порядок принятия решения о завершении работ по выводу из эксплуатации блока АЭС;

- основные функции предприятий и организаций при проведении работ по выводу из эксплуатации блоков АЭС.

 

Согласно РД ЭО 0013-93 основные этапы подготовки и вывода блока АЭС из эксплуатации включали следующие мероприятия:

1) подготовку блока к выводу из эксплуатации (в рамках условий действия лицензии на эксплуатацию энергоблока);

2) окончательный останов энергоблока;

3) подготовку блока к выводу из эксплуатации (в рамках условий действия лицензии на эксплуатацию энергоблока, остановленного для вывода из эксплуатации), включающую:

- перевод энергоблока АЭС в ядерно-безопасное состояние (удаление ядерного топлива из активной зоны реактора и, в дальнейшем, с территории блока АЭС);

- удаление радиоактивных рабочих сред и эксплуатационных радиоактивных отходов с энергоблока АЭС и их переработка;

- разработку всей необходимой технической и разрешительной документации, получение лицензии Ростехнадзора на вывод из эксплуатации энергоблока.

4) вывод блока АЭС из эксплуатации.

Вывод энергоблока из эксплуатации как заключительная стадия его жизненного цикла состоял из трех этапов:

- этапа подготовки блока к сохранению под наблюдением;

- этапа сохранения блока АЭС под наблюдением;

- этапа ликвидации блока АЭС, как «радиационного» объекта.

 

Какие основные положения и требования предусмотрены в нормативном документе РБ-013-2000 «Требования к содержанию программы вывода из эксплуатации блока атомной станции»?

 

В РБ-013-2000 сказано, что при изменении сроков окончательного останова блока АЭС Программа должна быть пересмотрена. Однако, учитывая тот факт, что концерном принято стратегическое решение о продлении сроков эксплуатации действующих блоков на 15 и более лет, нецелесообразно пересматривать документ, который потребуется через такой длительный промежуток времени и безнадежно к тому моменту устареет. На практике пересмотр программ происходит при изменении условий действия лицензии или вида лицензии на блок АЭС. Так, например, Программы вывода из эксплуатации блоков № 1,2 Белоярской АЭС и Нововоронежской АЭС были актуализированы в связи с получением лицензии на «эксплуатацию блоков, остановленных для вывода из эксплуатации».

Следует отметить тот факт, что с момента ввода в действие РБ-013-2000 прошло 10 лет. За это время надзорными органами и Госкорпорацией «Росатом» были выпущены новые регулирующие документы, в том числе касающиеся вывода из эксплуатации. Также необходимо учитывать рекомендации МАГАТЭ и практический опыт работ по выводу из эксплуатации таких стран, как Великобритания. Германия, США и Франция.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.