Сделай Сам Свою Работу на 5

Построение цветов и листьев





Р. И. Федотова

Основы изобразительного искусства

 

 

 

Аннотация

 

Методическое пособие, где кратко и с иллюстрациями описываются основные приёмы и законы изобразительного искусства.

 

Р. И. Федотова

Основы изобразительного искусства

 

Корпорация «Развитие и Совершенствование»

Методическое пособие для преподавателей и учащихся здорового образа жизни

Разработчики: 1. Корпорация «Развитие и Совершенствование».

2. Центр психофизического совершенствования «Единение».

 

Введение

 

Существует много способов развития и совершенствования человека. Пение, танцы – любое творчество, в том числе рисование, – это целый мир для совершенствования.

Рисование оказывает позитивное воздействие на душевное состояние человека. Психика становится более устойчивой, увеличивается способность к образному мышлению и восприятию действительности. Открывается видение гармонии и красоты природы, развиваются способности объёмного представления, воображения.

На занятиях по рисованию преподаватель учит занимающихся освобождаться от психических проблем и понимать через рисунок язык собственного подсознания, правильно воспринимать произведения искусства, картины и пейзажи.



О программеПрограмма рассчитана на 24 занятия, 24 академических часа.

Цели и задачи программы • Подготовка преподавателей по курсу «Основы изобразительного искусства».

• Овладение начальными основами изобразительного искусства и приёмами гармонизации психики человека с помощью изобразительного искусства.

 

Учебный план

 

Занятие 1

1. Материалы и инструменты для рисования (теория).

2. Карандаш. Техника работы карандашом. Рисунок «Горящая свеча» (практика).

Занятие 21. Понятие перспективы (теория).

2. Карандаш. Перспективное построение геометрических фигур. Конус, цилиндр, пирамида, куб (практика).

Занятие 31. Светотень в геометрических фигурах (теория).

2. Карандаш. Цилиндр, шар (практика).

Занятие 41. Светотень в натюрморте (теория).

2. Карандаш. Фрукты, кружка, кувшин (практика).

Занятие 51. Пейзаж. Элементы пейзажа (теория).

2. Карандаш. Деревья, кусты, цветы (практика).



Занятие 61. Пейзаж. Элементы пейзажа (теория).

2. Карандаш. Река, вода и отражение в ней, горы вдали, лес вдали, облака (практика).

Занятие 71. Пейзаж. Элементы пейзажа (теория).

2. Карандаш. Деревья и кусты с листвой, светотень (практика).

Занятие 81. Пейзаж. Перспективное построение (теория).

2. Карандаш. Передний, средний, дальний планы. Реки и другие водоёмы (практика).

Занятие 91. Пейзаж. Перспективное построение (теория).

2. Карандаш. Перспективное построение деревьев, дороги, высокого берега реки. Дом на линии горизонта, дом ниже линии горизонта (практика).

Занятие 101. Цветы. Построение цветов и листьев в объёме и пространстве (теория).

2. Карандаш. Ромашка, роза, разные листья (практика).

Занятие 111. Цветы. Построение цветов и листьев в объёме и пространстве (теория).

2. Карандаш. Кувшинка на воде. Ветка рябины, ягоды, листья (практика).

Занятие 121. Фигура человека. Детали (теория).

2. Карандаш. Голова: глаза, нос, рот, лицо (практика).

Занятие 131. Фигура человека. Детали (теория).

2. Карандаш. Рука, нога в разных ракурсах (практика).

Занятие 141. Фигура человека (теория).

2. Карандаш. Фигура человека анфас (практика).

Занятие 151. Фигура человека (теория).

2. Карандаш. Фигура человека в профиль (практика).

Занятие 161. Наброски фигуры человека (теория).

2. Карандаш. Наброски фигуры человека сидя, стоя, в разных ракурсах (практика).

Занятие 171. Наброски фигуры человека (теория).

2. Карандаш. Наброски фигуры человека сидя, стоя, в разных ракурсах (практика).

Занятие 181. Акварельные техники. Гризайль (теория).

2. Акварель. Натюрморт (практика).



Занятие 191. Акварельные техники. «По мокрому» (теория).

2. Акварель. Пейзаж (практика).

Занятие 201. Акварельные техники. «А-ля прима» (теория).

2. Акварель. Цветы (практика).

Занятие 211. Передача человеческих эмоций через рисунок (теория и практика).

Занятие 221. Светотень в цвете. Объём в цвете (теория).

2. Акварель. Портрет (практика).

Занятие 231. Акварель. Мой сказочный образ (практика).

Занятие 241. Акварель. Свободная тема. Образ или стилизованное изображение Солнца – Ра (практика).

 

Материалы и инструменты для рисования

 

Наброски карандашом

Карандаши выпускаются различной степени твёрдости, обозначаемой буквами М или В (мягкий), Т или Н (твёрдый) и F (средний) и цифрами перед ними, показывающими степень твёрдости. Карандаш для наброска подбирайте по типу бумаги.

Для набросков пригодна любая бумага – как белая, так и окрашенная в различные тона. Если бумага тонкая и рыхлая, выбирайте карандаш помягче. Для длительных рисунков необходима бумага не слишком гладкая, плотная и прочная, способная выдержать сильные нажимы карандаша, поправки и стирания резинкой.

Набросок, предназначенный для акварели, имеет свои особенности: • карандаш не должен просвечивать сквозь слой краски, поэтому линии делайте бледными и лаконичными;

• рисунок должен быть точным и выразительным, тогда вы уверенно будете работать цветом;

• учитесь наносить рисунок безошибочно, без употребления даже мягкой резинки (она может нарушить верхний слой бумаги, так что краски будут ложиться неровно, жухнуть);

• закончив подготовительный рисунок, слегка промойте бумагу чистой водой. Это освободит поверхность листа от лишнего графитного порошка и возможного загрязнения.

АкварельДля того чтобы заниматься акварельной живописью, необходимо иметь:

• набор красок;

• набор кистей;

• палитру;

• бумагу для акварели.

Рисовальные принадлежности надо правильно подобрать и аккуратно хранить, тогда они послужат вам долгое время.

Краски. Хорошие краски являются первым условием успешных занятий. Основное требование к краскам – однородность красящего пигмента. Если краска остаётся на бумаге в виде большого количества песчинок, то лучше ею не пользоваться. Высококачественные краски быстро разводятся водой и имеют однородный цвет, так как для их создания используются и качественные пигменты.

Большое количество красок не нужно, чтобы не путаться в их сочетаниях. Достаточно иметь 6-12 красок, например: голубая, кадмий жёлтый, красный и оранжевый, охра, умбра, изумрудно-зелёная, нейтральная чёрная. Можно подобрать и использовать при случае несколько приятных глазу сочетаний зелёных и коричневых тонов, синих и оранжевых и т. д.

Кисти. Удобно иметь разные кисти. Большая плоская кисть — чтобы покрывать бумагу водой, одновременно смывая пыль. Эта кисть достаточно мягкая, из белки или козы.

Большая круглая кисть (№ 6–8), основной инструмент живописи акварелью, из белки или колонка. Их ворс набирает достаточное количество влаги, отличается мягкостью и позволяет наносить сочные мазки. Ею можно не только наносить большие объёмы краски, но и рисовать кончиком кисти.

Для проработки деталей можно использовать маленькие круглые кисти из белки или колонка.

Правила хранения и ухода за кистями: храните кисти в вертикальном положении ворсом вверх;

• промывайте кисть всякий раз при смене цвета, тогда краски сохранятся чистыми и прозрачными;

• закончив рисовать, промойте и аккуратно протрите кисти.

Палитра. Бумажная палитра – самая удобная для акварельной живописи. Цвет палитры должен совпадать с цветом бумаги, на которой вы рисуете. Можно пользоваться пластмассовыми палитрами, которые обычно продаются в коробке вместе с красками.

Бумага для акварели должна быть: • белой. Если вы хотите использовать разнообразную цветовую гамму, то с белой бумагой работать будет проще. На тонированной бумаге цвета могут измениться непредсказуемым образом;

• с зернистой поверхностью, напоминающей поверхность холста. Зернистая поверхность дает возможность краскам закрепиться прочными и ровными прозрачными наслоениями. Такая поверхность долго держит влагу в порах бумаги. Акварель ляжет очень хорошо, если перед работой вы промоете бумагу чистой водой, используя толстую мягкую кисть или губку. Бумага с гладкой глянцевой поверхностью для акварели не подходит, так как краски по ней скользят, собираются капельками, как на промасленной бумаге;

• достаточно толстой. Тонкая писчая бумага быстро впитывает воду и портится, теряя форму, а краски на ней бледнеют.

 

Упражнения с карандашом

 

Чтобы научиться свободно владеть кистью и карандашом, нужно тренировать руку и глазомер. Карандаш держите свободно, не зажимая его, и рисуйте линии, едва касаясь карандашом бумаги.

Линия, или черта, проведённая на листе, является одним из основных элементов рисунка. В зависимости от назначения она может иметь различный характер и выражать разные свойства и черты предмета или явления, а также решать пластические и пространственные задачи.

Вспомогательная линия, или линия построения рисунка, может быть плоской и однообразной. Она определяет размещение рисунка на листе бумаги, передаёт основные пропорции и обозначает общий контур, абрис натуры.

Линия, несущая информацию о форме предмета и его пространственном положении, то усиливается, то ослабевает или совсем исчезает, сливаясь с окружающей средой, то появляется вновь и звучит с новой силой.

Линия в рисунке – итог работы над формой. Важно изначально уяснить различие между плоскостной и пространственной линиями.

 

Основные понятия перспективы

 

Понятие перспективы основывается на том явлении, что удалённые предметы кажутся меньше по размерам, чем это есть на самом деле.

Прежде всего надо определиться, что мы подразумеваем под словом «горизонт». Применительно к перспективе истинный горизонт – это просто горизонтальная линия, находящаяся на уровне наших глаз. В море или степи эта линия и есть горизонт. В иных случаях истинный горизонт может заслоняться холмами, деревьями или зданиями, поэтому его приходится вычислять (рис. 3.1).

 

Рис. 3.1

Здесь линия горизонта определяется по линии моря. Не будь моря, мы определяли бы линию горизонта по воображаемой линии, находящейся на уровне глаз наблюдателя (изображена пунктиром). Положение линии горизонта всегда связано с уровнем обзора наблюдателя. Определившись с линией горизонта на бумаге, вы должны помнить, что все объекты над ней расположены выше уровня глаз наблюдателя, а все объекты или предметы под ней, соответственно, ниже. На рис. 3.2 изображён ряд вертикальных столбов, все в одну линию и одинаковой высоты. Размеры столбов становятся всё меньше и меньше, пока в какой-то точке совершенно не сходят на нет. Эту точку так и называют точкой схода (ТС). Если столбы находятся на ровной поверхности, ТС попадает точно на линию горизонта.

 

Рис. 3.2

На рис. 3.3 показано, что случится, если мы проведём одну линию по вершинам столбов, а другую по точкам, где эти столбы касаются земли. Обе линии (линии схода) соединятся строго в точке схода.

 

Рис. 3.3

На рис. 3.4 наглядно показано, как можно рассчитать, через какие всё уменьшающиеся промежутки следует рисовать столбы, полагая, конечно, что все они находятся на равном расстоянии друг от друга. Высота каждого столба делится пополам, и через все срединные точки проводится прямая линия. Из верхней точки первого столба проводится линия через середину второго столба. Пересечение этой линии с нижней линией схода даст нижнюю точку уже третьего столба, а значит, и интервал между ними.

 

Рис. 3.4

До сих пор мы имели дело лишь с одной точкой схода. На рис. 3.5 изображено прямоугольное строение. Каждая из его сторон подчиняется тем же законам перспективы, но верхние и нижние линии стремятся к разным точкам схода. Данный способ позволяет правильно рисовать любой прямоугольный объект. При этом, если ваше строение изображено правильно, то обе точки схода будут находиться точно на линии горизонта и все верхние линии будут под углом вниз, а все нижние под углом вверх.

 

Рис. 3.5

Конечно, большинство зданий имеют более сложные очертания, но следует помнить, что любое, сколь угодно замысловатое строение, можно разложить на простые прямоугольные формы и работать с каждой отдельно.

 

Рис. 3.6

На рис. 3.6 показан вид на объект, который располагается выше линии горизонта, и вид на объект, располагающийся ниже уровня глаз наблюдателя.

 

Окружность и перспектива

 

Многие из окружающих нас вещей имеют округлую форму: чашки, тарелки, очки, колёса… Список таких вещей широк, а потому изображение круга с учётом перспективы тоже требует определённого умения.

На рис. 4.1 изображён круг, вписанный в квадрат. Как вы можете видеть, этот круг действительно касается всех сторон квадрата, стороны которого являются касательными к окружности.

 

Рис. 4.1

Поскольку мы уже знаем, как изобразить квадрат (или прямоугольник) с учётом перспективы, то вписать в него круг (эллипс) будет несложно (рис. 4.2).

 

Рис. 4.2

На рис. 4.3 проведены примеры эллипсов. Это может быть и чуть сплюснутый круг, и фигура, уплощённая почти до прямой линии. Между этими двумя формами возможно огромное количество вариантов. Форма эллипса зависит, прежде всего, от формы прямоугольника, в который он вписан.

 

Рис. 4.3

Рисунок 4.4 должен служить нам напоминанием, что эллипс не имеет углов, а представляет собой сжатый круг. Закругление концов эллипса может быть сколь угодно острым, но по сути, это кривая линия – и она не должна сводиться к точке.

 

Рис. 4.4

На рис. 4.5 показано, что получается, когда вы рисуете вазу, имеющую форму цилиндра. Оба её края, и верхний и нижний, представляют из себя эллипсы (часть нижнего не видна), разные по форме. Тот эллипс, который находится дальше от линии горизонта, всегда будет более полным, чем тот, который находится ближе к линии горизонта.

 

Рис. 4.5

Выходя на этюды на природу, вы редко можете встретить идеальный круг или эллипс. Когда вы пишите натюрморты, в которых почти неизменно присутствуют вазы, кувшины, стаканы, тарелки, знания перспективы окажутся очень полезными. Прежде чем рисовать все предметы вместе, попрактикуйтесь в изображении их отдельно.

 

Рис. 4.6

Этот натюрморт состоит из группы предметов, каждый из которых имеет в себе элементы эллипса разной величины и ширины (рис. 4.7). Чем ниже по отношению к уровню взгляда они расположены, тем всё более округлыми они становятся.

 

Рис. 4.7

 

Штриховка и тушёвка

 

При рисовании с натуры существуют два основных приёма – штриховка и тушёвка.

Штриховка – нанесение штрихов той или иной толщины и силы нажима, а значит, и степени затемнения, на том или ином расстоянии друг от друга. Они могут быть прямыми и кривыми, короткими и длинными, накладываться друг на друга в несколько слоев. Тогда получается своеобразная сетка из штрихов.

Тушёвка – это растирание карандаша по поверхности бумаги различными растушёвками (тампон из бумаги, ваты, замши и т. п.) в виде сплошного тона той или иной силы.

Можно пользоваться и тем и другим приёмом и даже применять их вместе. Но обязательно нужно избегать механического тушевания или штриховки, т. е. не думая о характере поверхности, закрывать то или иное место рисунка.

 

Наложение теней

 

Тени придают предметам объём, позволяют передать их форму и ощущения глубины. Всё это достигается путём изображения светлых участков и теней на предметах и их окружении.

На рис. 6.1 показаны границы зон, соответствующие различной степени затенённости. Мы начинаем накладывать тени карандашом, используя лёгкие штрихи.

 

Рис. 6.1

Успех при наложении теней зависит от правильного выбора тонов и достижения плавного перехода от одного тона к другому, чтобы на рисунке не было резких переходов от светлых участков к тёмным (рис. 6.2).

 

Рис. 6.2

Упражнение. Поставьте для рисования куб так, чтобы рёбра на переднем и заднем планах не совпадали. Сделайте искусственное освещение электрическим светом. Если источник света (лампа) впереди и сверху от куба, то сильнее будет освещена его передняя левая грань, а правая окажется в тени. Сделайте построение рисунка. Вы видите только три грани и соответствующие этим граням рёбра. Остальные рёбра невидимы. И несмотря на это, при построении рисунка куба надо точно нарисовать скрытые от обзора рёбра, иначе трудно будет правильно построить рисунок. После построения, внимательно изучая силу света и тени на поверхности куба, заметьте, что отличаются друг от друга не только цельные грани, но и каждая грань освещена неравномерно: у одного края сильнее, у другого – слабее. Особенно это видно на теневой грани. Ерань заметно темнее там, где она граничит с освещённой гранью, а по мере удаления от границы – светлеет. Это происходит от того, что на тёмную сторону попадает отражённый свет от освещённой поверхности стола. Этот эффект называется рефлексом.

Таким образом, мы определили характер освещения куба. Мы видим на нём свет, тень, рефлекс и падающую тень (тень от куба на поверхности стола). Всё это и надо тщательно проработать тоном, постепенно усиливая более тёмные места.

В процессе работы всё время нужно проверять не только силу тона, но и правильность построения рисунка.

Нарисуйте с натуры шар (рис. 6.3, 6.4), цилиндр и другие геометрические фигуры (рис. 6.5), следуя за правильным построением и соблюдением пропорций, тоновых решений.

 

Рис. 6.3

 

Рис. 6.4

 

Рис. 6.5

 

Простой натюрморт

 

На приблизительном наброске тарелки нарисуйте четыре круга, соответствующих четырём фруктам. Круги должны быть практически одного размера, однако расположены по-разному (рис. 7.1).

 

Рис. 7.1

 

Рис. 7.2

Сотрите контуры и подкорректируйте формы фруктов. Прорисуйте свет и тень для придания формы и объёма на рисунке (рис. 7.2).

 

Измерения и пропорции

 

Когда мы видим перед собой предметы, которые хотим изобразить, то мысленно составляем рисунок, таким образом определяя его предварительную композицию, рассчитывая положение предметов в пространстве и размеры отдельных предметов относительно размеров всего рисунка. Начиная работать, необходимо проверить правильность своих расчётов, сравнивая расстояния с учётом размеров и пропорций, чтобы элементы композиции соответствовали друг другу. Для измерений можно использовать длину карандаша. Держать карандаш следует в вытянутой руке, не меняя своего положения. Если вы переместитесь ближе или дальше, измерения будут совсем другими.

Основные измерения параметров предмета производятся с помощью карандаша.

Отметьте размер предмета на карандаше с помощью большого пальца и определите его соотношение с другими параметрами. Так, ширина букета равна 1/2 его высоты, а ширина вазы составляет 1/3 её высоты (рис. 8.1).

 

Рис. 8.1

Теперь, выбрав на рисунке, например, высоту, вы, зная пропорции, сможете определить остальные размеры. Все параметры должны быть отмечены на рисунке.

Большие размеры помогут вам определить меньшие. В данном случае достаточно 5–6 размеров для выполнения пропорционального рисунка (рис. 8.2).

 

Рис. 8.2

 

Усложнённые построения

 

Пока мы имели дело с самыми простыми по своей форме строениями. Теперь же перейдём к более сложным. Даже если у строения появилась лишь крыша, её тоже нужно правильно нарисовать.

 

Рис. 9.1

На рис. 9.1 жирными линиями обведены две видимые стены дома. Проведите перпендикуляр через точку пересечения диагоналей торцевой стены. Где-то на этом перпендикуляре будет находиться ближний к нам конец гребня крыши. При этом обратите внимание, что перпендикуляр проходит не через центр стены, а несколько сдвинут к правому углу, что естественно, так как ближняя часть стены кажется нам большей, чем дальняя. Затем отметьте на перпендикуляре нужную высоту верхней точки крыши (щипца) и проведите от неё косые линии, обозначающие скат крыши. Затем соедините верхнюю точку щипца с левой точкой схода, что даёт вам линию гребня крыши. Отдалённый скат крыши приблизительно параллелен ближайшему к нам скату, но только приблизительно, поскольку гребень крыши немного более удалён, чем нижний её край, что становится очевидным из рис. 9.2.

 

Рис. 9.2

Упражнение. Давайте сделаем три небольших наброска: один домик будет находиться прямо на линии горизонта, другой выше неё, третий – ниже (рис. 9.3–9.5).

 

Рис. 9.3

 

Рис. 9.4

 

Рис. 9.5

Кажется, что все пропорции соблюдены точно, но всё же стоит проверить. Обычно мы начинаем проверку с проведения линии горизонта, поэтому очень важно определить её правильно. Затем мы проводим первые две линии схода, в данном случае они проведены по нижним краям крыши. Там, где эти линии пересекаются с линией горизонта, мы отмечаем две точки схода. Далее поведём линии по верху крыши и по верхним и нижним краям окон. Если наши рисунки выполнены правильно, никаких расхождений не должно быть, в ином случае несоответствия будут выявлены незамедлительно. Конечно, мы должны доверять своему глазомеру, но и здесь порой необходима проверка.

 

О композиции

 

Замысел картины порой может родиться из самой простой вещи, например, из луча света, падающего под необычным углом, и эта деталь, если правильно ею воспользоваться, станет ключом к решению всей композиции. Вспомните о том, как преображаются все предметы, когда на них падает солнечный луч, проникший в вашу комнату.

Обдумывая свою будущую композицию, всегда старайтесь достичь баланса между формой и цветом таким образом, чтобы все отдельные детали картины одинаково привлекали внимание зрителя, независимо от того, что на них изображено. Если мысленно разделить вашу картину на четыре части, то получившиеся при этом квадраты должны уравновешивать друг друга и нести приблизительно одинаковую смысловую нагрузку (рис. 10.1).

 

Рис. 10.1

Ваша картина должна привлечь внимание зрителя, поэтому не прекращайте поиск её композиционного решения до тех пор, пока не будете уверены в том, что сумели добиться гармонии. Иногда для этого требуется переместить изображаемые предметы, но такие «художественные вольности» вполне позволительны. В более узком значении понятие «композиция» применяется как «размещение», «расположение» или «сочинение», «сотворение» объектов на картине.

Всё разнообразие композиций, применяемых в изобразительном искусстве, можно разделить на два основных типа (рис. 10.2, 10.3):

1) композиции, построенные на принципах симметрии;

2) композиции, построенные на принципах асимметрии.

Выбор решения композиции по принципу симметрии

или асимметрии зависит от замысла художника. Если он желает, чтобы в произведении была передана динамика или движение, для этого лучше подходит асимметричное решение композиции с преобладанием в ней диагональных направлений и ритмов. Если он задумал композицию, требующую впечатления спокойствия, уравновешенности, умиротворения и т. д., то для этого больше подходит ритмика с симметричным решением композиции.

 

Построение цветов и листьев

 

 

Рис. 10.2.

Симметричная композиция

 

Рис. 10.3.

Асимметричная композиция

Определив размер рисунка и его расположение на листе бумаги, лёгким штрихом намечаем основной изгиб деталей и общий вид растения. При рисовании листьев работу начинаем с прорисовки основной жилки, являющейся продолжением черешка, затем размечаем пропорции листа со всеми поворотами без деталировки. После того, как пропорции и контуры листа определены, прорисовываем мелкие детали – жилки и контуры (рис. 11.1).

 

Изображение листвы

 

 

 

 

Рис. 11.1

Если деревья и другие растения изображаются не как отдельные объекты, а в виде группы, то растительность больше похожа на текстуру, чем на форму, поскольку воспринимается как лес, кустарник, луг или заросли. Эти группы деревьев или других растений следует трактовать так же, как поля и горы. При изображении растений не следует тщательно прописывать детали, если только они не находятся на переднем плане (рис. 12.1, 12.2).

 

Рис. 12.1

 

Рис. 12.2

При изображении листвы можно получить разные оттенки зелёного, смешивая синие и жёлтые цвета и добавляя белый для получения более светлых и ярких тонов.

 

Изображение деревьев

 

Процесс написания дерева всегда начинается с изображения ствола и листвы. Сначала следует выполнить схематический набросок, а затем постепенно изобразить весь объём растения. На заключительном этапе прописываются детали, причём они должны быть более заметны на переднем плане (рис. 13.1, 13.2).

 

Рис. 13.1

 

Рис. 13.2

Объём дерева создаётся путём наложения друг на друга цветовых пятен. Освещённая солнцем часть дерева будет более светлой, чем та часть, которая находится в тени.

 

Изображение облаков

 

Возьмём, например, кучевые облака. Они обычно имеют форму высокого купола, а нижняя их часть относительно ровная. Впрочем, какого бы типа облачность ни была, вы всегда можете создать необходимую глубину. Просто запомните, чем дальше облака, тем они меньше (рис. 14.1, 14.2).

 

Рис. 14.1

 

Рис. 14.2

 

Изображение воды

 

Вода сама по себе прозрачна и приобретает цвет отражающихся в ней предметов или элементов ландшафта. Неподвижная поверхность воды подобна зеркалу, и отражение в нём получается ясным, но перевёрнутым и менее чётким (рис. 15.1).

 

Рис. 15.1. Спокойная вода

Всё меняется, если вода движется. В зависимости от скорости течения воды на поверхности её будут видны отражения окружающих предметов, но их силуэты будут казаться усечёнными или похожими на цветные полоски, соответствующие формам, создаваемым при движении воды, с многочисленными бликами и тёмными участками (рис. 15.2).

 

Рис. 15.2. Вода в движении

 

Перспектива в пейзажах

 

Визуальное восприятие глубины определяется перспективой. Если пейзаж имеет линейную структуру (улицы, дороги, дома, сады и т. д.), мы говорим, что он имеет линейную перспективу (рис. 16.1).

 

Рис. 16.1. Пейзаж.

Линейная перспектива

Если структура пейзажа определяется массами (леса, долины, горы, реки, луга и т. д.), речь идёт о воздушной перспективе (рис. 16.2).

 

16.2. Пейзаж.

Воздушная перспектива

В обоих случаях по мере приближения к горизонту размеры предметов уменьшаются, и контуры их выглядят менее чёткими. В случае линейной перспективы нам кажется, что параллельные линии сходятся вдали в какой-то точке, расположенной на уровне горизонта.

 

Человек

 

 

Голова

 

Несмотря на то что форма головы и черты лица у каждого человека разные, существуют стандартные пропорции, придающие голове мужчины и женщины определённый вид. Форма и размер подбородка, ширина черепа, расстояние между глазами и длина носа у всех людей разные, но, чтобы правильно изобразить особенности внешности конкретного человека, художник должен хорошо знать эталон.

Данный эталон применим только к фигуре взрослого человека. Для изображения головы ребёнка следует использовать другие стандартные пропорции.

Спереди голова выглядит абсолютно симметричной. Линия симметрии является основной опорной линией для художника (рис. 17.1, а).

 

 

Рис. 17.1

Если смотреть на голову спереди, то центр её будет расположен между глазами. Это основная опорная точка, которая позволяет художнику с самого начала работы проверить правильность рисунка (рис. 17.1, а). Если смотреть на голову спереди (границы черепа без волос), то центр головы будет расположен на переносице точно посередине, между глазами (рис. 17.1, б). После разделения головы на модули можно получить ещё одну опорную линию, если провести её посередине нижнего модуля. Новая линия будет приблизительно определять положение нижней губы (рис. 17.1, в).

Как правило, высота головы человека приблизительно в три с половиной раза больше высоты лба (от границы роста волос до уровня бровей) (рис. 17.1, г). Таким образом, высота лба является основным эталоном, или измерением, определяющим пропорции основных частей лица. Следовательно, если мы разделим высоту головы с помощью горизонтальных линий на три с половиной части (рис. 17.2, 1–4), то сможем определить расположение и пропорции следующих элементов: верхний профиль головы или черепа без волос; границу роста волос; расположение бровей; высоту и расположение ушей, кончика носа и нижней части лица до края подбородка.

 

Рис. 17.2

Применив ту же систему пропорций к ширине головы, мы обнаружили, что ширину головы можно разделить на два с половиной модуля. С учётом данного и предыдущего деления установлено следующее правило: если смотреть на голову человека спереди, её можно представить в виде прямоугольника, высота которого равна трём с половиной единицам, а ширина – двум с половиной. Ширина глаз приблизительно равна половине модуля. Расстояние между глазами также равно ширине одного глаза (половине модуля) (рис. 17.2, а-в).

Изображение головы в профиль Голову в профиль можно вписать в квадрат размерами три с половиной модуля в ширину и три с половиной модуля в высоту (рис. 17.3, б). Деление изображения головы в профиль на модули помогает определить расположение уха, а также глаза и рта. Для этого необходимо разделить первый модуль на пять равных частей (рис. 17.3, а).

 

а

 

б

Рис. 17.3

 

Изображение черт лица

 

Для того чтобы написать портрет, необходимо знать не только пропорции лица, но и уметь правильно изображать его черты.

Глаза и брови Глаза человека представляют собой сферу (глазное яблоко), расположенную в глазной впадине (глазнице) и покрытую веком. Художник всегда должен помнить о том, что глаза имеют сферическую форму и симметричны.

Даже когда глаза закрыты, изогнутая поверхность глаза хорошо заметна (рис. 17.4).

Изображение верхнего века точно так же, как нижнего – это одна из наиболее распространённых ошибок (рис. 17.5, а). На самом деле нижнее веко смещено дальше от глаза (рис. 17.5, б).

 

Рис. 17.4

 

а

 

б

Рис. 17.5

 

Рис. 17.6

Если смотреть на человека в профиль, то сферическая форма глазного яблока будет почти незаметна, форма глаза будет в большей степени определяться выступающими вперёд веками, особенно верхним (рис. 17.6). Зрачок человека всегда чёрный, а его яркость делает человека живым. Радужная оболочка может иметь разный цвет, но он никогда не бывает однородным. В большинстве случаев внешняя часть радужной оболочки более тёмного цвета. Помните, что белки глаз всегда должны быть слегка заштрихованы (в направлении, противоположном направлению лучей света), чтобы подчеркнуть сферическую форму глаз (рис. 17.7).

 

 

 

 

 

 

Рис. 17.7

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.