Сделай Сам Свою Работу на 5

Среднесписочная численность торгово-оперативных работников





ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ

ВАРИАНТ 8

Теоретический вопрос №1

Оплата труда в организации

Оплата труда – форма распределения основной части необходимого продукта внутри предприятия в соответствии с количеством и качеством затраченного труда. Обеспечивает не только нормальное в данных условиях воспроизводство физических и духовных способностей работников и членов их семей, но и выполняет стимулирующую роль, повышая заинтересованность работника в результатах всего труда. На уровне предприятия оплата труда включает как механизм формирования средств – фонда оплаты труда, так и их распределения, выплат конкретным работникам – формы и системы заработной платы. Термин «оплата труда» часто отождествляется с термином «заработная плата» и наоборот.

Каждое предприятие сталкивается с проблемой организации оплаты труда, которая предполагает:

- определение форм и систем оплаты труда работников предприятия, разработку системы должностных окладов служащих и специалистов;

- выработку критериев и определение размеров доплат за отдельные достижения работников и специалистов предприятия;



- обоснование показателей и систем премирования сотрудников.

Помимо государственных существуют и иные ограничения в вопросах оплаты труда, в частности, вытекающие из коллективных договоров, заключаемых администрацией предприятия с трудовым коллективом, из соглашений с профсоюзами. Однако наличие законодательных и других ограничений не означает, что у предпринимателя нет возможности для проявления инициативы в вопросах оплаты труда. Главное все же зависит от него самого.

Заработная плата должна непосредственно зависеть от качества и количества труда. При этом учитывается квалификация работника, его способность выполнять работу определенной сложности. Уровень квалификации работника определяется тремя факторами: общим образованием, специальной (профессиональной) подготовкой и производственным опытом (стажем практической работы). Более квалифицированный работник должен получать больше, чем менее квалифицированный.

Величина заработной платы должна быть такой, чтобы работник мог содержать себя и свою семью. Необоснованно низкая заработная плата вынуждает работника искать другого нанимателя или другие источники дохода. Это снижает «отдачу» работника, так как он не успевает восстановиться к началу нового рабочего дня и работает менее эффективно.



Расходы на заработную плату включаются в себестоимость производимого продукта. Необоснованное увеличение этих расходов приводит к росту издержек на производство продукта, что снижает его конкурентоспособность и, в конечном счете, влияет на эффективность функционирования предприятия. Поэтому важной задачей организации оплаты труда является установление таких систем, при которых заработная плата стимулировала бы работника к достижению наивысших показателей в труде.

Заработная плата состоит из двух частей: постоянной (гарантированной) и переменной (зависящей от достигнутых личных результатов). Через изменение переменной части можно стимулировать рост производительности труда, повышение качества, уменьшение брака, экономию сырья, совмещение профессий и т.д.

Необходимо учитывать, что достижение высоких результатов сопряжено с ростом интенсивности труда, а потому компенсировать ее за счет денежной оплаты можно только до определенной степени. Наступает момент, когда даже более высокая оплата не сможет обеспечить восстановление умственных и физических затрат человека.

Привлекать, удерживать и стимулировать работников можно не только выплатой заработной платы непосредственно в денежной форме, но и через выплаты, производимые в «натуральной форме», или часть из них компенсировать косвенными выплатами.



Заработная плата может рассчитываться как номинальная и реальная.

Номинальная заработная плата – это сумма денежных средств, получаемых работником за результаты его труда. Она характеризует уровень оплаты труда в принятых денежных единицах. Номинальная заработная плата не учитывает изменения потребительских цен.

Реальная заработная плата представляет собой совокупность материальных благ и услуг, которые работники могут приобрести на получаемую ими сумму заработной платы при данном уровне цен на товары и услуги. Размер реальной заработной платы отражает фактическую покупательскую способность.

Существую две основные формы заработной платы: повременная и сдельная. Использование той или иной формы зависит от конкретных условий производства. В каждом конкретном случае должна применяться та форма, которая в наибольшей степени соответствует организационно-техническим условиям производства и тем самым способствует улучшению результатов трудовой деятельности.

Повременная заработная плата устанавливает размер вознаграждения по утвержденной тарифной ставке или окладу в зависимости от отработанного времени. В таком случае применяются часовая, дневная, месячная тарифные ставки. При этом под рабочим временем понимают время, в течение которого работник в соответствии с контрактом или договорам найма предоставляет свою рабочую силу в распоряжение работодателя.

Повременная заработная плата применяется на предприятиях, где преобладает строго регламентированный технологический режим и высока доля машинного времени.

Сдельная заработная плата устанавливает зависимость размера заработной платы от объёма выпуска продукции или выполненных работ. При этом оплата труда возрастает прямо пропорционально количеству изготовленных изделий или объёму выполненных работ. Зависимость между объёмом выпуска и оплатой труда устанавливается с помощью сдельной расценки.

Теоретический вопрос 11

. Механизм ценообразования и основы его регулирования

Экономическая сущность цены проявляется в выполняемых ею функциях. Функции цен тесно связаны с действием объективных экономических законов, поскольку последние, в конечном счете, и определяют роль цены в хозяйственной жизни.

Рассмотрим основные функции цен.

- Функция учета и измерения затрат общественного труда

- Функция сбалансированности спроса и предложения.

Именно через цены осуществляется связь производства и потребления, предложения и спроса. По цене можно судить о наличии или отсутствии необходимых пропорций в производстве и обращении.

- Стимулирующая функция цены.

Характеризуется ее воздействием на производство и потребление разных товаров. Цена стимулирует производителя через уровень заключенной в ней прибыли. В результате цены способствуют или препятствуют росту выпуска и потребления товаров.

- Функция цены как средства более рационального размещения производства.

С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в те секторы экономики, в развитие тех производств, где имеется высокая норма прибыли, что осуществляется под воздействием конкуренции и движения спроса. Законодательно предприятию предоставлено право самостоятельно определять, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или область экономики инвестировать капитал.

Фирмам необходимо иметь упорядоченную методику установления цен на свои товары. Она состоит из определенных этапов, представленных ниже:

1. 1.Изучение рынка;

2. 2. Выбор цели и постановка задач ценообразования;

3. 3. Определение спроса;

4. 4. Оценка издержек;

5. 5. Анализ цен конкурентов;

6. 6. Выбор методов ценообразования;

7. 7.Выбор стратегии;

8. 8.Установление окончательной цены.

Фиксированные и предельные цены отнесены к разряду регулируемых цен. Фиксированная цена — это регулируемая цена, устанавливаемая субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине. Например, среди товаров народного потребления сохранена фиксированная цена на водкубелую. Предельная цена — это регулируемая цена, устанавливаемая по верхнему или нижнему пределу либо в виде интервальных цен.

ТОРГОВАЯ НАДБАВКА - наценка, устанавливаемая торговыми или иными предприятиями при реализации товара (продукции) населению. Предназначена для покрытия расходов торговых и иных предприятий, связанных с его продажей и получением ими прибыли от этих операций. Ее размеры могут быть ограничены по решению правительства или органов ценообразования.

В соответствии с п. 3.1 Положения № 43 торговые надбавки к отпускным ценам применяются:

- на социально значимые товары в пределах, установленных, областными исполнительными комитетами и Минским городским исполнительным комитетом в соответствии с законодательством;

- социально значимые товары и иные отдельные группы товаров в пределах, устанавливаемых Министерством экономики Республики Беларусь;

- отдельные группы товаров с учетом конъюнктуры рынка;

- все остальные товары не выше 30 % к отпускной цене изготовителя или импортера, с учетом оптовой надбавки независимо от количества участвующих посредников.

Регулирование ценообразования реализуется путем прямого (административного) и косвенного регулирования.

Прямое регулирование осуществляется в соответствии со статьей 8 Закона Республики Беларусь О ценообразовании с применением методов установления:

- фиксированных цен;

- предельных цен (тарифов);

- предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф);

- предельных торговых надбавок (скидок) к ценам;

- порядка определения и применения цен (тарифов);

- декларирования цен (тарифов).

Решения о выборе конкретного метода регулирования цен принимаются исходя из государственных интересов, отраслевых особенностей, финансового состояния организации.

Косвенное регулирование осуществляется через воздействие на ценообразующие факторы путем проведения мероприятий в области кредитно-денежной, налоговой, тарифной политики, разработку стандартов поведения в ценовой рекламе, препятствующих недобросовестной конкуренции.

Таким образом, государственное регулирование цен предполагает: введение или отмену ценовых и других лимитов по различным товарам (лимитов на электрическую энергию, топливо и т.д.); непосредственное изменение уровня отдельных цен и нормативов, налоговых и кредитных ставок, платежей; фиксирование (замораживание) цен на определенный период и т.п.

Цели государственного регулирования цен заключаются в следующем:

- не допустить инфляционного роста цен в результате монополизма производителей;

- способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на снижение затрат, не допустить разрушительной конкуренции;

- обеспечить относительный паритет цен во всех звеньях экономики;

- достигнуть определенных социальных результатов, в частности, обеспечить поддержание прожиточного минимума, возможность приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости.

В Республике Беларусь государственное регулирование цен используется для продукции и услуг, жизненно важных для населения, а также организаций-монополистов, продукции критического импорта. Сохраняется необходимость регулирования цен (тарифов) па продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическую безопасность. Цель регулирования обеспечить паритет цен во всех звеньях экономики, создать условия для ликвидации возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующих субъектов, освобожденных от ценового регулирования. Степень государственного регулирования должна дифференцироваться в зависимости от социальной значимости товаров и услуг, состояния конкурентной среды, вида продукции (отечественная или импортная).

 

Практическое задание1

Определить производительность труда торгово-оперативных работников по однотипным торговым организациям

Среднесписочная численность торговых работников, чел. Среднесписочная численность торгово-оперативных работников, чел. Фактический годовой объем розничного товарооборота, Среднегодовая выработка на 1 торгово-оперативного работника,
магазина Всего в том числе удельный вес млн. руб. млн. руб.
  торгово-оперативных работников, %    
72,23
70,95
70,34
70,13
ИТОГО 70,90

Выводы: производительность труда торгово-оперативных работников по однотипным торговым организациям обратно пропорционально удельному весу торгово-оперативных работников.

Среднесписочная численность торгово-оперативных работников

1.1128+75%=1974чел.

2.1133+78%=2017чел

3.1138+80%=2048чел

4.1143+81%=2069чел

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.