Сделай Сам Свою Работу на 5

МЕТОДИКА 2. ОСОЗНАНИЕ ЦЕЛЕЙ УЧЕНИЯ





Цель: диагностика сформированности осознанных учебных мотивов у первоклассников.

Задание 1. Испытуемому предлагается написанное на карточке незаконченное предложение: "Ученики ходят в школу, чтобы..." и варианты выбора для его окончания:

________________________________________________________________________________________________________

Ученики ходят в школу , чтобы …

 

1. Драться

2. Получать отметки

3. Играть

4. Выполнять задания учителя

5. Похвастаться новой одеждой

6. Получать знания

7. Учиться читать, писать, считать

8. Дружить с ребятами

 

Инструкция: "поставь крестики возле тех ответов, которые выбирают ХОРОШИЕ ученики".

________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 2. Карточка, с написанными на ней предложениями:

 

_____________________________________________________________________________________________________

 

1. Выполнять домашние задания

2. Внимательно слушать на уроке

3. Играть

4. Хорошо учиться

5. Дружелюбно относиться к одноклассникам

6. Смотреть телевизор

7. Одеваться по своему желанию

8. Бережно относиться к книгам и учебникам

9. Не опаздывать на уроки

10. Рассказывать дома о школе.



Инструкция: "Определи, что ученик ДОЛЖЕН (подчеркни красным фломастером) делать в школе, а что МОЖЕТ (подчеркни желтым цветом)".

_____________________________________________________________________________________________________

Обработка и анализ результатов:

 

О сформированности у испытуемого осознанной учебной мотивации свидетельствует правильный выбор предложений в обоих заданиях (на первой карточке отмечаются NN 2,4,6,7,8; на второй - красным цветом под-черкиваются NN 1,2,4,5,8,9, а остальные - желтым).

 

 

МЕТОДИКА 3. МОДИФИЦИРОВАННАЯ АНКЕТА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (М.Г.Пирожкова)

 

Цель: диагностика учебной мотивации у учащихся 3-4-х классов. ( выявление преобладающих мотивов учения) .

 

Материал: карточка с написанными утверждениями и заданием к ним. Карточка заранее готовится для ученика, принимающего участие в исследовании. В карточке утверждения не нумеруются, даются общим списком, а при обработке данных учитывается их распределение в соответствии с ключом.

 

 



Карточка с заданием.

 


Задание 1.

Инструкция: «Внимательно прочти предложения и поставь "плюс" около тех, которые являются главными для тебя».

 

 

Учусь, потому что хочу быть умным и грамотным человеком

Учусь, потому что хочу много знать

Учусь, потому что знания пригодятся мне в будущей профессии

Учусь, потому что хочу, когда вырасту, устроиться на денежную работу

Учусь, потому что хочу нравиться учителю и получать у него пятерки

Учусь, потому что за хорошие отметки в четверти родители купят мне подарок

Учусь, потому что отличников все любят

Учусь, потому что хочу быть первым в классе

Учусь, потому что хочу быть лучше других

Учусь, потому что нравится общаться с одноклассниками

Учусь, потому что хочу быть интересным другим людям

Учусь, потому что нравится учитель

Учусь, потому что не хочу огорчать родителей

Учусь, потому что хочу помочь отстающему в учебе другу

Учусь, потому что хочу, когда буду взрослым, быть полезным людям

Учусь, потому что не хочу подвести свой класс

Учусь, потому что это важно для родителей

Учусь, потому что не хочу отставать от товарищей

Учусь, потому что нравится предмет

Учусь, потому что нравится читать, писать, считать

Учусь, потому что люблю решать трудные задачи

Учусь, потому что люблю узнавать новое

Учусь, потому что нравится делать открытия

Учусь, потому что люблю разгадывать тайны природы

 


Обработка и анализ результатов:

 

Все утверждения отражают основные группы мотивов учебной деятельности, соответствующие типам направленности личности:



1) личные

2) личные эгоистические

3) личные престижные

4) коммуникативные

5) альтруистические

6) групповые

7) праксические

8) познавательные

 

и распределены в карточке по группам мотивов следующим образом:

 

Личные

1) Учусь, потому что хочу быть умным и грамотным человек.

Учусь, потому что хочу много знать

Учусь, потому что знания пригодятся мне в будущей профессии

 

Личные эгоистические

2) Учусь, потому что хочу, когда вырасту, устроиться на денежную работу

Учусь, потому что хочу нравиться учителю и получать у него пятерки

Учусь, потому что за хорошие отметки в четверти родители купят мне подарок

 

Личные престижные

3) Учусь, потому что отличников все любят

Учусь, потому что хочу быть первым в классе

Учусь, потому что хочу быть лучше других

 

Коммуникативные

4)Учусь, потому что нравится общаться с одноклассниками

Учусь, потому что хочу быть интересным другим людям

Учусь, потому что нравится учитель

 

Альтруистические

5)Учусь, потому что не хочу огорчать родителей

Учусь, потому что хочу помочь отстающему в учебе другу

Учусь, потому что хочу, когда буду взрослым, быть полезным людям

 

Ггрупповые

6) Учусь, потому что не хочу подвести свой класс

Учусь, потому что это важно для родителей

Учусь, потому что не хочу отставать от товарищей

 

Праксические

7)Учусь, потому что нравится предмет

Учусь, потому что нравится читать, писать, считать

Учусь, потому что люблю решать трудные задачи

 

Познавательные

8) Учусь, потому что люблю узнавать новое

Учусь, потому что нравится делать открытия

Учусь, потому что люблю разгадывать тайны природы

 

Анализ сделанных испытуемым выборов позволяет заключить о преобладающих у него мотивах учебной деятельности и их связи с направленностью личности (личной, общественной, деловой).

 

 

МЕТОДИКА 4. МОТИВЫ ДОЛГА И ОТВЕТСТВЕННОСТИ В УЧЕНИИ (М.В.Гамезо)

Цель: диагностика степени сформированности мотивов долга и ответственности в учебной деятельности у детей 8-10 лет.

Материал: 10 карточек, на которых описано событие и его возможные причины.

 

_________________________________________

1. Я не выполнил поручение, потому что:

а) я неорганизованный;

б) у нас дома была уборка.

_________________________________________

 

2. Я не выучил стихотворение, потому что:

а) забыл о задании;

б) не нашел книжки с этим стихотворением.

_________________________________________

3. Я не выполнил обещание, потому что:

а) ходил с родителями в гости;

б) забыл о своем обещании.

_________________________________________

4. Я отвлекался на уроке, потому что:

а) у меня нет усидчивости, хорошего внимания;

б) сосед мешал мне работать.

________________________________________________

5. Я не справился с контрольной работой, потому что:

а) плохо выучил правило;

б) сосед просил подсказать ему.

________________________________________________

6. Я опоздал на урок, потому что:

а) медленно собирался;

б) часы подвели.

________________________________________________

7. Я не выполнил задание учителя, потому что:

а) задание было очень трудное;

б) я ненастойчивый.

________________________________________________

8. Я не решил задачу, потому что:

а) был невнимательным;

б) забыл дома ручку.

______________________________________________________

9. Я учебник забыл дома, потому что:

а) я рассеянный;

б) маленький братик или сестренка все берет и перекладывает.

_______________________________________________________

10. Я плохо вел себя на уроке, потому что:

а) я не всегда дисциплинированный;

б) урок был неинтересный

Инструкция: Прочти и представь конкретную школьную ситуацию, как будто она произошла с тобой. Выбери из предложенных вариантов возможную причину своего поведения.

Обработка и анализ результатов:

Реально мотивы долга и ответственности в учении у младших школьников проявляются в выполнении требований учителя, требовательности к самому себе. В связи с этим критическая оценка ребенком своего отношения к учению, своих ошибок, неудач может быть косвенным показателем мотивов долга и ответственности. Многочисленные исследования говорят о том, что младшие школьники в 2,5 раза чаще ставят свои неудачи, нарушения правил в зависимость от обстоятельств, других людей, не проявляя достаточной самокритичности, не связывая отношение к учению со своими особенностями, не осознавая этого. Предполагается, что дети, для которых характерны мотивы долга и ответственности, должны проявлять большую самокритичность, видеть свои личные ошибки и не относить их за счет других людей и обстоятельств.

Возможные причины невыполнения, предлагаемые ребенку в тесте, двух видов:

а) сам ученик, его особенности (субъективные),

б) другой человек, обстоятельства (объективные).

Если в ответах детей преобладают варианты "а", это может свидетельствовать о степени выраженности у них самокритичности, а значит, и о сформированности мотивов долга и ответственности в учении.

Литература

1. Практикум по психологии младших школьников. Выпуск 2. Деятельность. Учебно.-метод. пособие/ сост. Е.Р. Горелова, М.Г. Пирожкова . – М.: 2004.

2. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. Учебно.-метод.пособие.-М.: Фолиум, 1999.

3. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. Практическое руководство для школьных психологов. – М., 1997.

4. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлова А.Б. Формирование мотивации учения: книга для учителя. – М., 1999.

5. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М., 1984.

6. Нижегородцева Н.В. Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. Пособие для практических психологов, педагогов и родителей.- М., 2001.

7. Профессионализ современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников/ Под ред. В.Д.Шадрикова. – М.: Логос, 2011.

8. Суворова Г.А. Учебная программа спецкурса «Психология поведения детей младшего школьного возраста» для педагогических вузов. – М.: Прометей, 2002.

9. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. – М.: Логос, 2001.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.