Сделай Сам Свою Работу на 5

Материалы для самоанализа





Студентам рекомендуется провести рефлексию собственной профессиональной

деятельности и развития профессиональных компетенций.

Примерная схема изучения личности учителя как субьекта педагогической деятельности

(автор Миронова Т.Л.)

Профессионально- педагогическая направленность

1. Идейно-нравственная убежденность.

2. Педагогические убеждения.

3. Педагогические идеалы.

4. Чувство профессионального долга и ответственности перед обществом за подрастающее

поколение.

5. Осознание общественной значимости профессии учителя.

6. Любовь к детям.

7. Интерес к работе с детьми.

8. Потребность в овладении психолого-педагогическими знаниями, умениями и навыками.

9. Потребность в педагогической работе.

10. Стремление к профессиональному самовоспитанию.

 

Общеличностные качества и черты характера

Общеличностные качества:

1. Принятие социальных норм.

2. Гражданственность.

3. Справедливость.

4. Единство слова и дела.

5. Честность.

6. Оптимизм.

7. Дисциплинированность.

Отношение к людям:

1. Общительность.

2. Отзывчивость.

3. Доброжелательность.

4. Тактичность.



5. Вежливость.

6. Требовательность.

7. Критичность.

8. Педагогический оптимизм.

9. Терпимость к другим людям

Отношение к работе:

1. Целеустремленность.

2. Ответственность.

3. Добросовестность.

4. Трудолюбие.

5. Способность к творчеству в работе.

Отношение к себе:

1. Чувство собственного достоинства.

2. Самоуважение.

3. Чувство профессиональной чести.

4. Самокритичность.

5. Требовательность к себе.

6.Уверенность в себе.

Отношение к собственности:

1. Бережливость.

2.Аккуратность.

 

Педагогические способности

Конструктивные способности.

1. Способности к планированию урока, воспитательного мероприятия.

2. Умение использовать оптимальные методы и приемы обучения и воспитания.

3. Отбор и дозировка учебно-воспитательного материала с учетом уровня обученности и

воспитанности детей.

4. Умение композиционно выстраивать учебно-воспитательный материал.

Организаторские способности

1.Способности учителя по организации классного коллектива и управлению его

деятельностью в зависимости от уровня развития коллектива.



2. Умение включать детей в различные виды деятельности: игровую, учебную,


общественно-полезную


(общественно-организаторскую,


трудовую,


художественную,


спортивную), учебно-профессиональную.

3. Умение правильно подбирать и расставлять учащихся для выполнения предстоящего

дела с учетом возрастных психологических и индивидуальных особенностей.

4. Умение регулировать, направлять и развивать внутри-коллективные отношения

школьников, устранять локальные конфликты, утвердить дружбу и товарищество.

5. Умение повести коллектив на выполнение общественно значимых дел.

6. Умение организовать свою деятельность и деятельность учащихся на уроке.

Коммуникативные способности.

1. Умение устанавливать целесообразные отношения с учеником, классом, учителями,

родителями учащихся.


2.


Умение


чувствовать


интеллектуальные,


эмоциональные,


нравственно-волевые


состояния учащихся.

3. Умение говорить и слушать себя. Умение выражать себя.

4.Умение воспринимать и понимать личность другого человека.

Дидактические способности

1. Способность излагать учебный материал доступно.

2. Умения по формированию мотивов учебной деятельности.


3. Умения


по


активизации


познавательной


деятельности


учащихся


(сенсорно-


перцептивной, мнемической, речевой, мыслительной).

Академические способности.

1. Способности в области изучаемого предмета науки.

2. Эрудиция.

3. Фундаментальность знаний.

4. Широта умственного кругозора.



Специальные способности.

1. Психомоторные.

2. Художественные (музыкальные, артистические, изобразительные, литературные).

3. Математические.

4. Конструктивно-технические.

5. Естественно-географические.

6. Лингвистические.

 

Профессиональная подготовленность, компетентность

Уровень знаний учителя (широта, глубина, систематизированность):

1. Знания в области предмета преподавания.

2. Знания по методике преподавания.

3. Знания по педагогике (истории педагогики, дидактике, теории и методики воспитания).

4. Знания по психологии.

Педагогические умения.

1. Умение ставить в единстве цели и задачи педагогической деятельности (обучающую,

развивающую, воспитывающую задачи) и реализовывать их.

2. Умение перестраивать поставленные задачи в зависимости от изменения педагогической

ситуации.

3. Умение включаться в педагогическую среду, перестроить микроклимат в школе.

Умения учителя как предметника.

1. Умение выделять ключевые идеи в своем предмете, быть в курсе своей науки, владеть

терминами своей науки.

2. Умение обновлять содержание учебного материала в связи с развитием данной области

науки.

3. Понимание соотношения между наукой и учебным предметом.

4. Понимание динамики содержания учебного предмета.

5. Умение формировать общие и специальные знания, умения и навыки у учащихся.

6. Умение устанавливать межпредметные связи.

Умения учителя как методиста.

1. Умение подбирать и реализовывать оптимальное сочетание методов, средств, форм

организованного обучения.

2. Умение осуществлять индивидуальный подход к учащимся.

3. Умение осуществлять дифференцированный подход в процессе обучения.

4. Умение принимать оптимальное педагогическое решение в ходе педагогического

процесса

Умения учителя как диагноста.

1.Умение выявлять уровень развития отдельных психических процессов (внимания,

восприятия, памяти, речи, мышления, воображения, чувств и эмоций, воли), психических

состояний, психических свойств (характера, темперамента, способностей, направленности).

2. Умение определять уровень развития учебной, трудовой деятельности (мотивы, цели,

средства, результаты, оценка деятельности) учащихся.

3. Умение выявлять стержневые качества ученика.

4. Умение определять уровень обученности и воспитанности учащихся.

5. Умение определять зону актуального и ближайшего развития учащегося.

6. Умение выявлять причины неуспеваемости, отклоняющегося поведения у детей.

Умения учителя по самопознанию, самокоррекции.

1. Умение осуществлять хронометраж времени на уроке.

2. Умение фиксировать процесс и результаты своей учебно-воспитательной работы.

3. Умение анализировать, обобщать и систематизировать свой опыт, сравнивать свои

поиски с поисками других педагогов новаторов.

4. Умение определять сильные и слабые стороны своей профессиональной деятельности и

личности.

5. Умение определять индивидуальный стиль своей педагогической деятельности.

6. Умение наметить пути для самовоспитания и самосовершенствования своей личности,

воспитывать у себя профессионально значимые черты личности, коррегировать недостатки

своей личности и деятельности.

Индивидуальные особенности психических процессов и свойств личности

Особенности эмоционально-волевой сферы.

1. Праксические чувства (чувство заинтересованности своей деятельностью, чувство

ответственности за работу, чувство профессиональной гордости, чувство удовлетворения от

достигнутого результата) .

2. Нравственные чувства.

3. Интеллектуальные чувства.

4. Стеничность эмоций.

5. Эмоциональная устойчивость.

6. Эмоциональная чувствительность к личности другого человека.

Волевые качества:

1. Целеустремленность.

2. Настойчивость.

3. Самообладание.

4. Терпение.

5. Дисциплинированность.

Педагогическое мышление.

1. Умение учителя анализировать конкретные педагогические ситуации и определять в них

педагогические проблемы, вырабатывать варианты педагогического решения.

2. Умение использовать оптимальные формы, методы, приемы, средства обучения,

воспитания для воплощения своих педагогических замыслов.

3. Умение создавать воспитательные ситуации.

4. Способность к педагогическому анализу и синтезу, обобщению.

5. Интеллектуальные качества (критичность, самостоятельность, гибкость, активность и

быстрота ума).

Педагогическая наблюдательность.

1. Способность по небольшим, незаметным признакам увидеть тенденции в развитии

личностных особенностей ученика (знаний, умений, навыков, воли, характера).

2. Способность понять по неуловимым переменам в поведении появление новообразований

в психическом складе (новых потребностей, интересов, нового уровня самосознания, нового

уровня отражения действительности, способностей).

3. Умение по внешним проявлениям понять психическое состояние ребенка.

Педагогическое воображение.

1. Умение предвидеть тенденции возможного развития классного коллектива.

2. Умение предвидеть тенденции в развитии личности ребенка.

3. Умение "проектировать" будущие знания, умения, навыки учащихся, предвидеть

затруднения, которые могут испытать отдельные ученики на уроке.

4. Умение проектировать линии развития потребностно-мотивационной сферы, характера,

способностей, интеллекта, привычек учащихся.

5. Умение решать педагогическую задачу в проблемной педагогической ситуации при

недостатке значимой для решения информации.

Внимание учителя.


1.Соотношение


видов


внимания


учителя:


непроизвольное,


произвольное,


послепроизвольное внимание

2. Распределение внимания.

3. Сосредоточенность внимания.

4. Переключение внимания.

5. Устойчивость внимания.

Типологические особенности личности учителя

Свойства нервной системы.

1. Сила-слабость нервных процессов.

2. Уравновешенность-неуравновешенность нервных процессов.

3. Подвижность-инертность нервных процессов.

Свойства темперамента.

1. Уровень нервно-психической активности.

2. Экстраверсия-интроверсия.

3. Пластичность-ригидность.

4. Эмоциональная возбудимость-устойчивость.

5. Темп психомоторных реакций.

6. Активность-реактивность.

7. Соотношение реактивности-активности.

8. Сензитивность.

Тип темперамента.

1. Сангвинический темперамент.

2. Меланхолический темперамент.

3. Холерический темперамент.

4. Флегматический темперамент.

5. Промежуточный тип темперамента.

 




 

 



 


 

 

 





 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.