II. Изучение опыта работы классного руководителя с учителями –предметниками
В процессе изучения этого направления работы выясняется следующие вопросы:
1. каков характер деятельности классного руководителя с учителями – предметниками;
2. как отражается эта деятельность в плане работы классного руководителя;
Студенты знакомятся на данном этапе прохождения педагогической практики с такой
формой работы, как малый педагогический совет. Малый педагогический совет состоит из
учителей – предметников этого класса, классного руководителя, и собирается для обсуждения и
решения конкретных задач, стоящих перед данным классным коллективом.
III. Изучение опыта работы классного руководителя с родителями учащихся.
На этом этапе изучения работы классного руководителя студентам предстоит выяснить
следующие вопросы:
1. каково содержание работы классного руководителя с родителями;
2. какими формами и методами осуществляется работа классного руководителя с
родителями.
Студенты изучают следующую классную документацию:
а) классный журнал, позволяющий получить сведения о составе семьи, месте работы
родителей каждого ученика, узнать его домашний адрес и телефон;
б) раздел плана работы классного руководителя, который посвящен содержанию и формам
работы с родителями.
Студенты посещают и анализируют родительские собрания (общешкольные и классные) и
заседания родительского актива класса.
Изучение опыта работы классного руководителя способствует дальнейшему достижению
положительных
результатов
в
учебно-воспитательной
работе,
решению
важных
образовательных и воспитательных задач и выявлению условий, при которых опыт конкретного
педагога становится передовым и может стать достоянием других.
Практическое задание № 2 «Воспитательная работа классного руководителя»
Через изучение педагогической документации перечислить содержание, задачи воспитательной
работы классных руководителей в закреплённом классе;
Перечислить основные направления и мероприятия по воспитательной работе классных
руководителей в закреплённом классе;
Перечислить формы сотрудничества классных руководителей с семьёй;
Перечислить методы воспитания, используемые классным руководителем при осуществлении
индивидуального подхода к учащимся с целью решения воспитательных задач; Провести тематический классный час в закреплённом классе.
Рекомендуемая литература:
v И.П.Подласый «Педагогика» 2-ой том стр.189-235
v Л.Д.Столяренко «Педагогика» стр. 129-144
v Г.М.Коджаспирова «Педагогика» стр. 298-309
v В.А.Сластёнин «Педагогика» стр. 330-346
v Задание оформить в журнале практиканта
Планирование внеклассных воспитательных мероприятий
Планирование воспитательной работы осуществляется по трем направлениям:
- планируется разносторонняя деятельность воспитанников;
- планируется работа по развитию и укреплению классного коллектива и содружества его
с педагогическим коллективом;
- планируется работа, способствующая развитию индивидуальности воспитанника.
Форма плана избирается классным руководителем с учетом обстоятельств и традиций
школы.
Структура и форма плана воспитательной работы могут быть разнообразными, но они
должны быть удобными для работы и оперативной корректировки.
Источниками воспитательного коррегирования и воспитательного взаимодействия могут
быть:
1. Формалистический способ (выбор коллективных и групповых творческих дел по
картотеке форм воспитательных мероприятий).
2. Общешкольные воспитательные мероприятия (в системе планирования школы).
3. Социальные условия (календарные даты, социальные обстоятельства и т.д).
4. Возрастные особенности воспитанников, учет уровня воспитанности.
5. Доминирующие воспитательные задачи (в зависимости от возраста, пола, уровня
развития и т.д.).
План воспитательной работы должен отвечать следующим требованиям:
-
-
-
-
соответствие педагогическим задачам, актуальным проблемам в воспитании;
соответствие возрастным интересам воспитанников;
разнообразие и адекватность методов и форм работы;
посильность, реальность его выполнения для классного руководителя и
воспитанников.
Структура плана:
1. Анализ воспитательной работы в классе за истекший период.
2. Задачи воспитательной работы на новый учебный год.
3. Работа с коллективом воспитанников.
4. Взаимодействие с педагогическим коллективом.
5. Работа с семьей, общественностью.
Примерная схема анализа классного часа
1.Тема классного часа
2.Цель и воспитательные задачи классного часа, их личностный смысл для каждого
учащегося.
3.Подготовка классного руководителя и учащихся к проведению классного часа:
· своевременность подготовки классного руководителя и учащихся к проведению
мероприятия;
· уровень компетенции и эрудиции классного руководителя;
· степень демократичности и тактичности классного руководителя в общении с
учащимися;
· уровень самостоятельности, активности и творчества учащихся в его подготовке;
· педагогическая обеспеченность учебно-наглядным оборудованием.
4.Содержание классного часа:
· убедительность, четкость, эмоциональность классного руководителя в постановке и
раскрытии перед учащимися цели и задач классного часа;
· соответствие содержания и технологии проведения классного часа уровню развития
классного коллектива;
· новизна и оригинальность содержания;
· педагогическое мастерство классного руководителя в проведении классного часа:
(культура речи, мимика и
жесты, такт, общение, внешний вид классного руководителя,
рациональность и эффективность использования учебного времени; коррекционные действия
классного руководителя).
5.Итоги классного часа:
· достижение цели и задач классного часа;
· позитивные и негативные аспекты проведенного мероприятия, их причины;
· педагогические выводы и рекомендации по совершенствованию работы классного
руководителя по подготовке и проведению классного часа.
Примерная схема анализа воспитательного мероприятия
1.Тема, цель и задачи мероприятия.
2.Актуальность мероприятия и связь содержания с жизнью.
3.Преемственность содержания данного мероприятия с другими в системе работы
классного руководителя.
4.Соответствие содержания мероприятия целям и задачам, форме его проведения, ори-
гинальность решения воспитательных задач через содержание и форму:
· доступность содержания;
· адекватность формы воспитательного мероприятия его содержанию;
· учет особенностей классного коллектива и индивидуальных особенностей воспитанников
в реализации воспитательных задач, определяющих содержание воспитательного мероприятия.
5.Насыщенность
мероприятия
информацией
и
эмоциональными
переживаниями,
обеспечивающими активное восприятие происходящего.
6.Методика проведения воспитательного мероприятия:
· активность и заинтересованность воспитанников в процессе проведения мероприятия на
всех его этапах;
· удовлетворенность учащихся проведенным мероприятием;
· организованность воспитанников при проведении мероприятия.
7.Воспитательно – образовательная ценность мероприятия:
· на какие социальные установки ориентирует воспитанников это мероприятие;
· каково его влияние на совершенствование межличностных отношений в коллективе (рост
симпатии к организаторам, установление новых контактов и т.д.);
· какова информационная насыщенность и познавательная значимость проведенной
подготовительной работы, происходит ли углубление знаний воспитанников, расширение их
кругозора;
· каковы причины успеха и имеющих место недочетов;
· какова роль классного руководителя в подготовке, проведении и последующем анализе
мероприятия?
8.Педагогические рекомендации по совершенствованию воспитательной работы с данным
коллективом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|