Сделай Сам Свою Работу на 5

Участие гражданина в политической жизни





 

Критерии определения типов Типы политических процессов Пояснения
Масштаб действия Внешнеполитические Развертываются на международном уровне
Внутриполитические: А) общенациональные (общегосударственные); Б) региональные; В) местные Протекают в рамках одной страны на разных уровнях
Значимость для общества Общие Оказывают воздействие на развитие всего общества
Частные Ограничены рамками отдельных сфер
Публичность осуществления Открытые Протекают гласно, открыто, при активном участии граждан
Скрытые (теневые) Характеризуются закрытостью, бесконтрольностью принятия государственных решений

 

Этапы политического процесса:

Представление интересов властным структурам

Принятие политических решений

Реализация политических решений

 

Структурные элементы политического процесса: цель – объект; субъекты (инициаторы и исполнители); средства, методы, ресурсы; результаты (исход).

 

 

  Цель – объект  
  Субъекты  
Инициаторы   Исполнители
    Средства, методы, ресурсы
  Результаты (исход)  

 



 

Политическое участие – действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, на выбор представителей в институты власти.

 

Этим понятием характеризуется вовлеченность членов данного общества в политический процесс.

 

Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида в систему властных отношений, непосредственно или опосредованно.

 

Политическое участие
Опосредованное (представительное)   Непосредственное (прямое)
Осуществляется через избранных представителей   Воздействие гражданина на власть без посредников

 

Формы непосредственного политического участия:

-Реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы

-Участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движения

-Прямые действия граждан (участие в собраниях, демонстрациях, шествиях, митингах, пикетированиях и т.д.)

-Обращение и письма, различные проекты и предложения к власти, встречи с политическими деятелями



-Участие в выборах, референдумах

-Деятельность политических лидеров

 

Обозначенные формы непосредственного политического участия могут быть индивидуальными (в частности, голосование на выборах), групповыми (например, деятельность в качестве члена партии), массовыми (например, участие в митинге).

 

Особенности политического участия индивида
Самоопределение индивида в социально-политическом пространстве относительно многообразных политических структур   Самооценка собственных качеств, свойств, возможностей как деятельного субъекта политики
 

 

  Виды политического участия  
Случайное (разовое) участие Участие «по совместительству» Профессиональное участие
Личность лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом Человек участвует в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности Человек делает политическую деятельность своей профессией

 

 

Основные типы политической деятельности

- Политическое отчуждение – сосредоточение усилий человека на решении проблем личной жизни при их противопоставлении жизни политической. Существует принудительный контакт с властью, государством через систему обязанностей, налогов, податей и т.п.

- Политическая пассивность – субъект не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы.



- Политическая активность – стремление и возможность воздействовать на политическую власть или непосредственно использовать ее, реализуя свои интересы.

Противоположной формой является демонстративное неучастие, политическая апатия и отсутствие интереса к политике – абсентеизм.

 

Абсентеизм – (лат. absens – отсутствующий) – форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.

В основном абсентеизму привержены граждане, не разделяющие политические ценности большинства своих соотечественников. Они отличаются высокой степенью недоверия к политическим лидерам и институтам. Некоторые из них считают, что неспособны повлиять на власть; другие удовлетворены своим стабильным и благополучным положением и забыли о властных структурах.

 

 

Выборы. Референдум.

Выборы осуществляются путём голосования (тайного, открытого), проводимого в соответствии с регламентом выборов.

Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности руководителя административного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (электората) в составе законодательного органа управления. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой замещения руководящих постов в любых общностях людей. Существуют разные виды выборов:

1. очередные — проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;

2. досрочные выборы — проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц;

3. выборы депутатов в порядке ротаций. Могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа гос.власти в порядке и в сроки, установленные законом;

4. дополнительные выборы (довыборы) — назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;

5. повторные выборы — проводятся тогда, когда проведённые выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии.

 

Избирательная система

Существует три основных вида избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная система.

Пропорциональная система определяет рейтинг политических сил, пропорционально которому между данными силами распределяются места.

При мажоритарной системе избиратели голосуют не за партии, а за конкретных кандидатов. При такой системе в парламент проходит кандидат получивший простое большинство голосов. Существуют также смешанные системы.

Смешанная система представляет собой параллельное осуществление двух принципов организации избирательной системы. При данной системе часть депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, а остальные избираются по партийным спискам по пропорциональной системе.

Гибридная система

Представляет собой итог синтеза двух основных систем: мажоритарной и пропорциональной. Она имеет порядок определения избранных депутатов такой же, как и мажоритарная, но порядок выдвижения — присущий пропорциональной системе.

Избирательный ценз

Виды цензов:

возрастной

наличие гражданства

Стадии избирательного процесса

назначение даты выборов

образование (определение) избирательных округов

установление избирательных участков

создание избирательных органов

регистрация избирателей

Период выдвижения кандидатов или партийных списков.

Агитационный период — период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию.

Голосование.

Опрос на выходе— неформальное предложение проголосовавшим записать свой выбор для контроля действий избирательной комиссии.

Подсчёт голосов, определение результатов выборов избирательной комиссией. Контроль за соблюдением законоположений об избирательном процессе; избирательно-правовые споры; ответственность за избирательные правонарушения.

 

Избирательное право — право гражданина избирать и избираться.

Пассивное избирательное право — право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Активное избирательное право — право граждан избирать в выборные государственные органы, а также участвовать в референдумах.

В России гражданин имеет право избирать с 18 лет, право быть избранным в представительный орган — с 21 года, а Президентом страны — с 35 лет.

 

Президент России и Государственная Дума избираются сроком на 6 и 5 лет соответственно. На основании Конституции России Президент не может быть избран более чем на два срока подряд.

Депутаты Государственной Думы избираются по партийным спискам. Организационная структура Государственной Думы РФ включает в свой состав: председателя, заместителей, руководителей комитетов Думы и руководителей думских фракций.

 

Референдум.

Основное отличие процедуры выборов от процедуры референдума состоит в объекте волеизъявления избирателей. При выборах таким объектом является кандидат в депутаты или на какую-либо другую должность вне представительного учреждения (президент, мэр и т.д.). При референдуме объектом волеизъявления является не человек (кандидат), а определенный вопрос, по которому проводится референдум, - закон, законопроект, конституция, поправка к конституции, какая-либо проблема, касающаяся международного статуса соответствующей страны, внутриполитическая проблем.

Своеобразной разновидностью референдума является плебисцит, т.е. опрос населения о политической судьбе территории, на которой оно проживает.

По масштабам проведения референдумы подразделяются на: общенациональные (общегосударственные), т.е. проводимые на всей территории страны; региональные, т.е. проводимые в масштабах более или менее крупной части страны (региона), местные, т.е. проводимые на муниципальном уровне, в том числе и в рамках местного самоуправления. По степени необходимости проведения референдумы разделяются на обязательные, т.е. проводимые по обязательному требованию конституции или другого закона при решении данного вопроса.

 

9. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.

 

Партия - это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти.

Организационно оформленные:

В партиях этого типа члены партии получают партийные билеты и платят

взносы.

Организационно неоформленные:

В партиях этого типа нет официального членства (состояния в партии), а

для того, что бы считаться членом такой партии достаточно, что бы за тебя

проголосовал комитет этой партии. Общее, что присуще всем современным

партиям, наличие партийного аппарата. То есть организованной группы людей,

для которых партийная политическая деятельность является профессией.

Каждая партия создавалась для защиты интересов определенной

социальной группы. Постепенно она привлекала к себе все новые и новые слои

избирателей. В результате партии стали в большинстве своем объединениями, в

которых в том или другом сочетании представлены интересы различных

социальных групп. По этой причине партии, как правило, неоднородны и имеют

внутри себя фракции- группы, выдвигающие программы, отличные от общей

программы партии.

 

Функции политических партий

Во-первых, это функции звена между правящими и управляемыми. Партия

всегда выступает как канал передачи информации, циркулирующей “сверху вниз”

и “снизу вверх”.

Во-вторых партии выполняют функции аккумуляции социальных интересов.

В обществе всегда существуют разнообразные и разнородные интересы,

предпочтения, требования.

Эти интересы необходимо увязать между собой, чтобы уже в виде

последовательной программы поставить на политическую повестку дня. Этим и

занимаются партии.

В-третьих важной функцией партий является постановка коллективных

целей для всего общества.

В-четвертых, партии занимаются подбором кадров как для самой партии, так и других организаций, входящих в политическую систему.

 

1. Партия не входит в систему государственной власти и объединяет своих членов на добровольной основе, которая подразумевает, прежде всего, единство преследуемых целей.

2.Партия выражает политические интересы определенной социальной группы или, по крайней мере, претендует на это. Другими словами, она должна представлять еще кого-то, кроме собственных членов и непосредственно связанных с ними людей.

3. Интересы, выражаемые партией, должны носить общенациональный, а не узко корпоративный характер. Это значит, что партия должна иметь четко сформулированную программную цель, предлагающую

определенный проект развития общества.

 

Общественно-политические движения.

Заметную роль в общественно-политической жизни, наряду с политическими

партиями, играют общественные организации и движения. В отличие от партий

они не претендуют на непосредственное участие в осуществлении власти и не

берут на себя связанных с этим обязательств. Однако, реализуя свои

специфические задачи и функции, общественные организации и движения решают

задачи широкого общественного значения, вносят весомый вклад в

государственное, хозяйственное, социально-культурное строительство.

Общественная организация — это добровольное объединение граждан на

основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную

структуру снизу доверху, фиксированное (оформленное) индивидуальное или

коллективное членство. Для общественной организации характерны наличие

устава, специализированного управленческого аппарата, относительная

стабильность состава, материальное участие членов организации в создании ее

имущественной основы (членские, целевые взносы).

Согласно этим признакам, к общественным организациям можно отнести

профессиональные союзы, союзы предпринимателей, кооперативные, молодежные,

женские, ветеранские организации, творческие союзы (союз писателей,

композиторов, театральных деятелей и т.п.), разнообразные добровольные

общества (научные, технические, культурно-просветительные и др.). С учетом

территориальных рамок их деятельности выделяют местные, региональные,

общегосударственные, международные общественные организации.

Воздействие общественных объединений на властные структуры может

осуществляться двумя путями: посредством электорального представительства

(через избирательные системы); прямого, функционального представительства

организованных интересов. Основными формами и методами давления

общественных организаций и движений на органы власти являются следующие:

. непосредственное выдвижение своих кандидатов в состав

представительных и исполнительных органов власти;

. поддержка, в том числе финансовая, на выборах близких политических партий и их кандидатов;

. участие в разработке, подготовке законодательных и других нормативных актов;

. участие в работе парламентских комиссий, межведомственных

комитетов, совещательных и консультативных органов, экспертных

групп при различных государственных органах;

. организация пропагандистских кампаний в средствах массовой

информации, сбор подписей под соответствующими требованиями;

. забастовки, митинги, демонстрации и др.

Особо следует указать на такую форму представительства и защиты

групповых интересов, как лоббизм, или лоббирование.

Под лоббизмом в широком смысле слова понимают любые

законные способы влияния (давления) на государство с целью защиты особых

интересов. В более узком смысле слова лоббирование означает

непосредственное взаимодействие представителя группы интересов с лицом,

принимающим решения, — как посредством формализованных каналов и структур,

так и неформальных связей (встречи, беседы, консультации, телефонные

переговоры, личные обращения). Задача лоббистов состоит в том, чтобы

добиться принятия желательных для группы законодательных и нормативных

актов, получения правительственных субсидий, кредитов и т.п.

Политическая система - совокупность государственных и негосударственных институтов, осуществляющих власть, управление делами общества, регулирование отношений между социальными группами, обеспечивающих стабильность и определенный социальный порядок.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.