Основания и поводы назначения
Учебный военный центр
Несекретно
Экз. №____
УТВЕРЖДАЮ
Начальник учебного военного центра
при РГУ НГ им. И.М.Губкина
полковник Б.Васин
«_____»__________________ 20___ г.
ЛЕКЦИЯ
по учебной дисциплине
«ВОЕННО-ГУМАНИТАРНАЯ ПОДГОТОВКА»
Тема 5: «ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»
Занятие 3: «Порядок проведения административного расследования и дознания».
Автор: Начальник цикла–старший преподаватель подполковник ГлядяевЮ.Е.
Обсуждено на заседании
_____________________
«____»_________20___ г.
Протокол № _________
Москва – 2014
ЛЕКЦИЯ
по учебной дисциплине
«ВОЕННО-ГУМАНИТАРНАЯ ПОДГОТОВКА»
Тема 5: «ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»
Занятие 3: «Порядок проведения административного расследования и дознания»
Разрешаю к использованию в 20___ – 20___ учебном году
Начальник __________________
(подразделение)
_______________________________________________________________
(воинское звание, подпись, инициал имени и фамилия)
" " _____________ 20___ г.
Разрешаю к использованию в 20___ – 20___ учебном году
Начальник __________________
(подразделение)
_______________________________________________________________
(воинское звание, подпись, инициал имени и фамилия)
" " _____________ 20___ г.
СОДЕРЖАНИЕ
(СЛАЙД 2)Введение
Учебные вопросы лекции:
1. Понятие административного (служебного) расследования и дознания.
2. Порядок проведения административного расследования и дознания.
Заключение.
ВРЕМЯ: 4 часа.
МЕСТО: аудитория.
В У С: 240100, 641000
(СЛАЙД 3)Литература
Основная:
Военное право: Учебник. Серия «Право в Вооруженных силах - консультант». – М.: «За права военнослужащих», 2004. с. 385-417
Дополнительная:
1. Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
2. Федеральный закон от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих".
3. Приказ министра обороны РФ от 31.01.2001 № 10 "Об утверждении наставления по правовой работе в вооруженных силах российской федерации".
4. Приказ заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора от 18 января 2008 г. № 20 Инструкция о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба.
Учебно-материальное обеспечение:
1. Комплект слайдов.
2. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, документ-камера, ноутбук.
Организационно-методические указания:
Учебные и воспитательные цели:
1.Рассмотреть основные понятия и порядок проведения административного расследования.
2. Изучить порядок проведения проверки.
Общие организационно-методические рекомендации
При подготовке к лекции преподаватель обязан:
лично подготовиться к чтению лекции;
подготовить обучаемых;
подготовить учебно-материальную базу.
а) При личной подготовке лекции преподаватель должен уяснить:
тему занятия;
учебные вопросы;
учебно-воспитательные цели;
метод проведения занятия;
взаимосвязь темы лекции с другими дисциплинами.
И З У Ч И Т Ь:
требования программы, тематический план и рекомендованную литературу;
содержание лекции;
методические рекомендации к данной лекции;
схему и комплект слайдов по теме лекции.
ПРОДУМАТЬ:
вступительное слово;
ход лекции;
на что обратить особое внимание;
строгое соблюдение временного графика лекции;
проблемные ситуации;
материальное обеспечение.
проанализировать уровень общеобразовательной подготовки обучаемых.
Затем преподавателю необходимо составить план лекции и представить его на утверждение начальнику кафедры или его заместителю.
а) Для подготовки обучаемых к лекции НЕОБХОДИМО:
на занятии, предшествующем лекции, или в часы самостоятельной подготовки накануне лекции преподаватель дает обучаемым номера страниц (статей) из учебника (устава) наставления, приказов которые они должны прочитать;
объявить, какое материальное обеспечение нужно иметь на лекции.
в) При подготовке учебно-материальной базы ПРОВЕРИТЬ:
состояние аудитории, в которой будет проводиться лекция (наличие экрана, ТСО, указки);
работоспособность ТСО;
наличие и состояние схем и слайдов по теме лекции.
За 2-3 дня до проведения занятия преподаватель должен провести тренировку в чтении лекции для проверки и окончательного утверждения временного графика лекции.
Организационно-методические указания по вводной части
Принимая рапорт дежурного по группе, преподаватель внимательно осматривает внешний вид студентов, обращает внимание на правильность выполнения ими строевых приемов.
В заключении вводной части преподавателю целесообразно сориентировать обучаемых на то, что в течение лекции они должны быть готовы к просмотру слайдов по теме и что необходимо записать в тетрадь.
После этого преподавателю следует довести введение до обучаемых и объявить первый учебный вопрос.
Организационно-методические указания по первому
учебному вопросу: «Понятие административного расследования»
В ходе изложения первого учебного вопроса, преподаватель должен раскрыть основные понятия и порядок проведения административного расследования.
Проводит контрольный опрос 2-3 студентов, делает краткие выводы по вопросу. Переходит ко второму вопросу.
Организационно-методические указания по второму
учебному вопросу: «Порядок проведения проверки»
Преподаватель объявляет второй учебный вопрос лекции и приступает к его изложению.
В ходе изложения второго учебного вопроса, преподаватель должен раскрыть порядок проведения проверки.
Проводит контрольный опрос 2-3 студентов, делает краткие выводы по вопросу. Переходит к заключительной части.
Организационно-методические указания по заключительной части
Преподаватель напоминает тему, учебные вопросы и учебно-воспитательные цели занятия. Отмечает, в какой степени они были достигнуты. Обращает внимание на недостатки и как их устранить. Отмечает общий порядок на занятии.
Объявляет задание на самоподготовку:
1. Доработать лекцию, используя рекомендованную литературу.
2. Изучить материал.
Затем преподаватель отвечает на вопросы обучаемых, дает команду на снятие схем, сбор литературы, принимает доклад о наличии литературы и заканчивает занятие.
(СДАЙД 4)ВОПРОС 1. Понятие административного (служебного) расследования и дознания.
Законодательство Российской Федерации предусматривает различные меры и способы реагирования соответствующих должностных лиц на нарушения законодательства в зависимости от степени и характера общественной опасности (общественной вредности) совершенных правонарушений.
При принятии решения о виде, объеме, дифференциации и индивидуализации юридической ответственности должно проводиться предварительное разбирательство в определенной установленным порядком форме.
При совершении преступного деяния проводится предварительное следствие или дознание, при административном правонарушении возбуждается производство по делам об административных правонарушениях и в необходимых случаях проводится административное расследование.
Административное расследование — это деятельность командира (начальника) по установлению фактических обстоятельств совершения военнослужащими, гражданским персоналом проступков (правонарушений), а также наступления иных событий и фактов, не имеющих признаков преступления, с целью принятия по ним законного и обоснованного решения.
(СЛАЙД 5)Разбирательство - совокупность мероприятий, проводимых до принятия командиром (начальником) воинской части решения о привлечении подчиненного военнослужащего к дисциплинарной ответственности в целях установления факта совершения военнослужащим дисциплинарного проступка, вины военнослужащего, причин и условий, способствующих совершению им дисциплинарного проступка, характера и размера вреда, а также иных обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о проведении разбирательства.
Дознание - форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно.
Разбирательство проводится в том же порядке, что и административное расследование.
Командирам (начальникам) в соответствии с их компетенцией и полномочиями необходимо организовывать деятельность подчиненных должностных лиц по укреплению правопорядка и воинской дисциплины таким образом, чтобы по каждому факту происшествия или преступления, иного правонарушения, а также предпосылкам к ним, в воинской части в обязательном порядке, качественно и в полном объеме проводилось разбирательство либо по обстоятельствам и в зависимости от требований действующего законодательства расследование, проверка или ревизия по линии ответственности органов военного управления в целях своевременного установления наличия либо отсутствия дисциплинарного проступка, признаков состава преступления или административного правонарушения в действиях (бездействии) военнослужащих, принятия мер по их предупреждению и пресечению, выявлению, устранению и недопущению способствовавших им причин и условий, а также правомерного и обоснованного привлечения виновных к установленной действующим законодательством Российской Федерации ответственности.
В случае если причинен материальный ущерб при исполнении трудовых обязанностей, перед привлечением к материальной ответственности для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения проводится проверка, а в условиях военной службы — административное расследование в соответствии с Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих», которое отличается от аналогичного по названию, но проводимого в соответствии с КоАП РФ административного расследования. Перед привлечением к дисциплинарной ответственности проводится разбирательство.
Частью 1 ст. 28.7 КоАП РФ предусмотрено, что в случаях, если после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование. При этом, установлено, что административное расследование может проводиться только в случаях выявления административного правонарушения в определенных областях (например, антимонопольного законодательства; законодательства о рекламе; законодательства о выборах и референдумах и др.).
Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий должностных лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
По своей сути такая деятельность в большинстве случаев является расследованием служебных проступков и осуществляется в рамках отношений подчиненности, регламентированных общевоинскими уставами, приказами, директивами, наставлениями, положениями, руководствами и иными нормативными правовыми актами.
В связи с вышесказанным административное расследование в Вооруженных Силах Российской Федерации отличается от расследования административных правонарушений, которое проводится по делам об административных правонарушениях соответствующими федеральными органами исполнительной власти в отношении граждан, не подчиненных этим органам в служебном отношении, на основе норм административного законодательства. Следует также отличать от административного расследования в рамках служебной деятельности командиров (начальников) дознание и предварительное следствие. Указанные виды деятельности регулируются нормами уголовно-процессуального законодательства и имеют достаточно детальную степень правовой регламентации. Административное расследование в условиях Вооруженных Сил Российской Федерации урегулировано нормами военного законодательства и содержит упрощенный порядок его проведения, позволяющий при расследовании правонарушений придерживаться примерного (общего) порядка производства административного расследования в пределах предоставленных командирам (начальникам) полномочий.
(СЛАЙД 6)Целью проведения административного расследования является получение сведений и фактических данных по правонарушениям, необходимых и достаточных для законного и обоснованного принятия решений командирами (начальниками), в процессе обеспечения ими функций воинских должностных лиц как представителей власти и осуществления организационно-распорядительной и административно-хозяйственной деятельности.
В процессе проведения административного расследования расследуются не преступления, а служебные правонарушения (проступки) подчиненных, которые влекут иные, кроме уголовной, виды юридической ответственности.
Не являются административным расследованием процессуальные действия, совершенные в соответствии с нормами УПК РФ в рамках предварительного расследования по уголовному делу, возбужденному в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, и впоследствии прекращенному.
Административное расследование позволяет обеспечить законность и правомерность привлечения правонарушителей к материальной, дисциплинарной ответственности, оперативно подготовить документы для привлечения к гражданско-правовой ответственности. В процессе проведения административного расследования выявляются причины и условия, обстоятельства, способствовавшие совершению правонарушения, что позволяет оперативно принять меры к предотвращению определенных негативных последствий для интересов военной службы, восстановить нарушенный порядок, обеспечить защиту интересов государства, воинских коллективов, прав, свобод и законных интересов военнослужащих и других лиц.
(СЛАЙД 7)По своей сути административное расследование в условиях Вооруженных Сил Российской Федерации выступает определенным организационно правовым институтом укрепления правопорядка и воинской дисциплины, базирующимся на юридических принципах:
1. законности;
2. объективности;
3. оперативности.
Принцип законности означает, что при проведении административного расследования деятельность должностных лиц должна носить законный характер:
1) материально-правовые основания назначения административного расследования соответствуют требованиям нормативных правовых актов;
2) соблюдается порядок проведения административного расследования;
3) назначают и проводят административное расследование обладающие соответствующими полномочиями должностные лица;
4) обеспечивается право на защиту лиц, чьи деяния являются предметом и объектом административного расследования.
Принцип объективности проявляется в том, что при административном расследовании события и факты, подлежащие установлению, выводы и заключения должны подтверждаться достоверными данными и объективно установленными юридическими фактами, основанными на обстоятельствах расследования, которые подтверждены документально.
Принцип оперативности заключается в том, что административное расследование назначается, как только для этого появляются основания, и проводится в короткие, предельно сжатые сроки. Установление небольших сроков административного расследования не должно влиять на ухудшение качества и содержание его проведения.
Указанные принципы проведения административного расследования тесно связаны с принципами военного управления и направлены на обеспечение и укрепление принципов: единоначалия на правовой основе; централизации управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных им задач; твердости и настойчивости в реализации принятых решений; гибкости при реагировании на изменения обстановки; личной ответственности командиров (начальников) за принимаемые решения; высокой организованности и творчества в работе.
Основания и поводы назначения
административного (служебного) расследования
(СЛАЙД 8)Основаниями для назначения административных расследований являются наличие достаточных данных, указывающих на совершение негативных событий, выявление фактов причинения физического, имущественного или организационного вреда в условиях военной службы, обнаружение признаков служебного проступка и других правонарушений, явно не содержащих признаков преступлений. Эти данные командир (начальник) может усмотреть самостоятельно или получить из различных источников, к числу которых относятся следующие:
рапорты (доклады) подчиненных должностных лиц о соответствующем событии, происшествии, проступке (правонарушении);
предложения компетентных должностных лиц (комиссий), наделенных в силу выполнения своих обязанностей правом возбуждать перед командованием вопрос о назначении административного расследования при выявлении определенных фактов, нарушений;
сообщения различных должностных лиц, военных или других организаций, отдельных военнослужащих и граждан, которым стало известно о совершенном проступке или о фактах, подлежащих установлению;
заявления самих лиц, допустивших те или иные проступки, нарушения;
приказ (распоряжение) вышестоящих командиров (начальников).
Административное расследование назначается приказом командира (начальника) либо его распоряжением в виде резолюции на документе, послужившем поводом для принятия решения о назначении расследования.
Административное расследование может иметь место только тогда, когда возникают достаточные основания для назначения и проведения административного расследования.
Административное расследование может проводиться лично командиром (начальником) или по его указанию одним из офицеров, а в необходимых случаях - назначаемой комиссией.
Проведение административного расследования может поручаться любому офицеру. Административное расследование не может проводиться офицером, являющимся подчиненным того лица, чьи действия необходимо расследовать, а также офицером, который прямо или косвенно заинтересован в исходе дела.
Командир (начальник) воинской части при обнаружении материального ущерба обязан немедленно назначить административное расследование для установления причин его возникновения, размера и виновных лиц.
Административное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом, в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия.
(СЛАЙД 9)Командир воинской части, соединения, начальник военного учреждения и гарнизона (далее - командир воинской части) как орган дознания, обладающий полномочиями начальника органа дознания, в пределах предоставленной ему уголовно-процессуальным законодательством компетенции вправе возложить отдельные процессуальные полномочия органа дознания на подчиненных ему должностных лиц. В частности, командир воинской части уполномочен давать поручения о приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях и принятии по ним процессуальных решений, выполнении неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, - в порядке, установленном ст. 157 УПК РФ, осуществлении иных полномочий, предусмотренных УПК РФ.
Для этого орган дознания - командир воинской части уполномочивает в соответствии с п. 7 ст. 5 УПК РФ своим письменным приказом наиболее подготовленных и дисциплинированных подчиненных ему офицеров осуществлять процессуальные полномочия органа дознания, назначая их дознавателями, которые, являясь должностными лицами органа дознания, обладают процессуальными полномочиями, предусмотренными ч. 3 ст. 41 УПК РФ. Копия приказа о назначении дознавателей направляется военному прокурору и руководителю военного следственного органа.
Кроме того, по каждому случаю проведения проверки сообщения о преступлении в порядке, установленном ст. ст. 144, 145 УПК РФ, орган дознания - командир воинской части дает письменное поручение дознавателю. Копии названного поручения, а также приказа командира воинской части о назначении дознавателем воинской части приобщаются к материалам проверки сообщения о преступлении (уголовного дела).
Дознаватели назначаются, как правило, из расчета:
а) на полк, бригаду (корабль 1 ранга) - 5 - 6 дознавателей;
б) на отдельный батальон (корабль 2 ранга) - 3 - 4 дознавателя;
в) на отдельную роту (корабль 3 ранга, дивизион кораблей 4 ранга) - 1 - 2 дознавателя;
г) на штаб (выше бригады) и учреждение (военное образовательное учреждение профессионального образования) - 2 - 5 дознавателей.
В случае необходимости командир воинской части вправе назначить большее количество дознавателей.
Дознаватели уполномочены:
а) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания (командира воинской части), согласие военного прокурора и (или) судебное решение (п. 1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ);
б) осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (п. 2 ч. 3 ст. 41 УПК РФ).
Орган дознания и дознаватель не может принимать участие в расследовании уголовного дела и подлежит отводу, если он является по своему служебному положению непосредственным начальником или подчиненным лица, подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления, если имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе данного уголовного дела, а также при наличии иных оснований, указанных в ст. 61 УПК РФ (если орган дознания и дознаватель является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем по данному уголовному делу; участвовал в качестве присяжного заседателя, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, секретаря судебного заседания, защитника, законного представителя подозреваемого, обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика в производстве по данному уголовному делу; является близким родственником или родственником любого из участников производства по данному уголовному делу).
Требования, поручения и запросы органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК РФ).
На время исполнения дознавателем обязанностей по осуществлению уголовного преследования в ходе уголовного судопроизводства командир воинской части своим приказом освобождает его от выполнения других служебных обязанностей, обеспечивает автомобильным транспортом, средствами связи и помещением для работы
(СЛАЙД 10)Наиболее характерные основания назначения административного расследования изложены в Наставлении по правовой работе Вооруженных Сил Российской Федерации.
Административное расследование обязательно назначается и проводится:
— в случае причинения материального ущерба;
— при необходимости выдачи инспекторского свидетельства на списание суммы ущерба, причиненного военнослужащими, гражданским персоналом государству утратами материальных и денежных средств, когда сумма ущерба не может быть возмещена за счет виновных;
— для установления виновных лиц и размера нанесенного государству ущерба, а также определения необходимости отнесения части или полной суммы этого ущерба за счет государства;
— при обнаружении утрат, недостач или незаконного расходования материальных средств в целях выявления причин обнаруженных нарушений и виновных в этом лиц;
— по каждому случаю незаконного использования машин войскового назначения или перерасхода моторесурсов;
— при наличии пережога горючего;
— при утрате воинских перевозочных документов, незаконном использовании денежных средств, выделенных на оплату воинских перевозок, для оплаты штрафов;
— при утрате денежного аттестата;
— при утрате бланков строгого учета;
— при утрате воинской частью контрольной книжки;
— в случае выявления переплаты пенсии (пособия);
— при утрате архивных дел и описей;
— при утрате или порче военнослужащим удостоверения личности;
— в каждом случае возвращения из войск начавшего военную службу солдата, матроса, неправильно призванного по состоянию здоровья;
— по каждому факту травмирования военнослужащего, повлекшего за собой временную или стойкую утрату трудоспособности (при отсутствии состава преступления);
— в случаях разглашения сведений, составляющих государственную тайну, а также утраты (хищения) секретных, совершенно секретных и особой важности документов (изделий);
— при несчастных случаях с гражданским персоналом и другими лицами (не военнослужащими) в воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации;
— при несчастных случаях с гражданским персоналом;
— в случае происшествия;
— в случаях установления виновных должностных лиц и размера ущерба, причиненного каждым из них, если это не представляется возможным установить в процессе проведения ревизии (проверки);
— в случаях выяснения причин и условий, способствовавших возникновению недостач, хищений, порчи и незаконного расходования материальных и денежных средств;
— в других предусмотренных законодательством случаях.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|