Немецкая модель корпоративного управления
Лекция 4. Модели, системы и механизмы корпоративного управления
Системы корпоративного управления в разных странах различны. Отличается распределение функций между советом директоров и исполнительными органами, структура акционерного капитала, отличается роль и участие других заинтересованных лиц (стейкхолдеров) в жизни компании. На то, какой сложится система корпоративного управления в той или иной стране, влияют особенности культурного и экономического уклада стран и развитие их фондового рынка. Соотношение всех этих факторов и характеристик позволяет говорить о различных «моделях корпоративного управления». Традиционно выделяют три модели корпоративного управления – англо-американскую, немецкую (рейнскую) и японскую модели управления (табл. 1)
Таблица 1
Характеристики основных моделей корпоративного управления
Англо-американская модель
| Немецкая модель
| Японская модель
| Рыночная культура
| Культура согласия
| Культура сплоченности
| Краткосрочная стратегия
| Долгосрочная стратегия
| Долгосрочная стратегия
| Относительно большее влияние акционерного капитала
| Относительно большее влияние заемного капитала
| Подавляющее влияние заемного капитала
| Финансовые системы, основанные на рынке
| Финансовые системы, основанные на банках
| Финансовые системы, основанные на банках
| Доминирование аутсайдеров
| Доминирование инсайдеров
| Доминирование инсайдеров
| Акцент на акционерах
| Акцент на других заинтересованных лицах
| Акцент на акционерах
| В системах корпоративного управления других стран присутствуют элементы, описанных выше моделей.
Во Франции корпоративное управление характеризуется следующими чертами:
- высокая степень концентрации капитала. Корпоративный сектор представляет крупнейшую группу акционеров;
- некоторые крупнейшие компании принадлежат государству;
- большое число акционеров не принимает участия в контроле;
- возможна как одноуровневая, так и двухуровневая структура советов директоров.
В Швеции действует система унитарных (одноуровневых) советов, но в отличие от США законодательно закреплено участие представителей трудового коллектива, а участие менеджмента сведено к включению в совет президента компании.
В Нидерландах распространена двухуровневая система советов директоров, но служащие не допускаются в наблюдательные советы, которые состоят только из независимых директоров.
В Италии даже очень большие компании нередко принадлежат семьям, поэтому крупнейшие акционеры, почти всегда, являются и менеджерами. Советы директоров являются унитарными.
Англо-американская модель корпоративного управления
Основные экономические особенности, которые повлияли на формирование англо-американской модели, являются следующие:
- высокая степень распыленности акционерного капитала. Среди крупнейших американских компаний очень незначительное число имеет крупных по американским меркам (как правило, владельцев не более 2-5%) акционеров. Основными владельцами капитала этих компаний являются большое число институциональных (пенсионные, страховые и инвестиционные фонды) и еще большее число мелких (миноритарных) частных инвесторов. Как правило, средства этих инвесторов распределены между большим числом компаний, а сами акционеры не связаны с компаниями какими-либо отношениями помимо владения акциями. Распыленность вложений позволяет инвесторам быть готовыми к принятию высокой степени рисков, связанных с деятельностью компаний;
- большинство инвесторов ориентировано на краткосрочные цели, на получение дохода за счет курсовой разницы;
- фондовый рынок высоколиквиден, благодаря такой структуре акционерного капитала и особенностям регулирования;
- структура капитала и высокая ликвидность обусловливают высокую распространенность враждебных поглощений. Фондовый рынок является не просто рынком акций, а рынком компаний – через него осуществляется переход контроля над крупнейшими компаниями;
- вследствие особенностей законодательства и деловой традиции последних 60 лет, банки играют незначительную роль как акционеры, их отношения с компаниями не выходят за рамки отношений «заемщик – кредитор».
Выделяют следующие преимущества англо-американской модели:
- высокая степень мобилизации личных накоплений через фондовый рынок, легкость и быстрота их перетока между компаниями и отраслями;
- инвесторы ориентированы на поиск сфер, обеспечивающих высокий уровень дохода (через рост курсовой разницы или высокие дивиденды), готовность ради этого принять повышенные риски, что стимулирует компании к инновациям, поиску перспективных направлений развития, поддерживает их конкурентоспособность;
- легкость «входа» и «выхода» для инвесторов в компании;
- высокая информационная прозрачность компаний, вытекающая из указанных особенностей.
Основные недостатки англо-американской модели:
- высокая стоимость привлеченного капитала;
- ориентация высших менеджеров, вынужденных учитывать ожидания инвесторов, преимущественно на краткосрочные цели. Они стараются избегать шагов, которые могут привести к снижению курсовой стоимости акций;
- завышенные требования к доходности инвестиционных проектов;
- значительные искажения реальной стоимости активов фондовым рынком, высокая опасность переоценки (чаще) или недооценки (реже) активов;
- завышенный уровень вознаграждения высшего менеджмента.
Отличительным признаком англо-американской модели корпоративного управления стал, так называемый, «унитарный» (одноуровневый) совет директоров, включающий как исполнительных членов (менеджеров компании), так и неисполнительных (не являющихся работниками компании), часть из которых является «независимыми» директорами, не имеющими никаких отношений с компанией помимо членства в совете директоров. В последние годы после ряда корпоративных скандалов и банкротств, обусловленных мошенническими действиями со стороны менеджмента компании и недостаточным контролем со стороны советов директоров, число независимых директоров в компаниях растет.
Немецкая модель корпоративного управления
Немецкая модель корпоративного управления сформировалась в контексте следующих экономических особенностей:
- высокая концентрация акционерного капитала в руках средних и крупных акционеров и широкая практика перекрестного владения акциями. Институциональные и мелкие частные инвесторы, до последнего времени, владели незначительным объемом акций и пассивно участвовали в процессе принятия решений в компаниях;
- большим весом в структуре собственности компаний обладают банки, а также другие промышленные компании, связанные с компаниями, акциями которых они владеют, не только отношениями собственности, но и деловыми интересами. Как крупные, так и мелкие акционеры являются «терпеливыми акционерами», ориентированными на долгосрочные цели. Преобладающей формой получения доходов от владения акциями до самого недавнего времени были дивиденды;
- фондовый рынок до последнего времени обладал меньшей ликвидностью по сравнению с фондовыми рынками США и Великобритании. Для привлечения финансирования компании более активно используют банковские инструменты;
- структура акционерного капитала и невысокая ликвидность обусловливают незначительное влияние враждебных поглощений на систему корпоративного управления.
Основными преимуществами немецкой модели считаются:
- более низкая по сравнению с США и Великобританией стоимость привлечения капитала;
- ориентация инвесторов на долгосрочное развитие;
- высокий уровень устойчивости компаний;
- более высокая степень корреляции между фундаментальной стоимостью компании и стоимостью ее акций.
Недостатки немецкой модели корпоративного управления:
- более сложный, по сравнению с США и Великобританией, «вход» и «выход» вложений инвесторов в компании;
- невысокая степень информационной прозрачности компаний;
- недостаточное внимание к правам миноритарных акционеров.
Отличительным признаком немецкой модели корпоративного управления стал «двухуровневый» совет директоров – жесткое разделение на наблюдательный совет, состоящий из внешних директоров, не являющихся работниками компании, и правление. В состав наблюдательного совета обязательно входят представители банков и работников компании.
Немецкая или иначе, континентальная модель корпоративного управления, характерна для стран Западной Европы (Германия, Австрия, Швейцария, Нидерланды) и Северной Европы (Скандинавские страны). Эта же модель функционирует в части компаний во Франции (около 20% компаний) и в Бельгии. Она использовалась при построении систем корпоративного управления для большинства постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|